С чего начинается процесс разработки программ

Содержание

Профессиональное программирование подразумевает, что результатом труда, – программным продуктом, – будет пользоваться определенный круг людей, пользователей. На этапе разработки программы, в которой может участвовать группа людей, пользователей представляет Заказчик.

Для выполнения задачи создания и эксплуатации программного обеспечения ее разбивают на определенные этапы:

1. Постановка задачи.

2. Составление алгоритма.

3. Составление и ввод программы.

4. Отладка и тестирование программы.

5. Сопровождение программного продукта.

Создание любой программы начинается с постановки задачи. Изначально задача ставится в терминах некоторой предметной области, и необходимо перевести ее в понятия и выражения, более близкие к программированию. Поскольку программист первоначально редко досконально разбирается в предметной области, а Заказчик – в программировании, то постановка задачи может стать весьма непростым итерационным процессом.

Постановка задачи заканчивается созданием технического задания, а затем и внешней спецификации программы, которая включает в себя:

7. Процесс разработки программного обеспечения

1. Описание исходных данных и результатов (виды, представление, точность, ограничения и т.п.).

2. Описание задачи, реализуемой программой.

3. Способ обращения к программе.

4. Описание возможных особых и аварийных ситуаций и ошибок пользователя.

На этом этапе программа рассматривается как «черный ящик», для которого определяется выполняемая им функция, входные и выходные данные. Каким образом достигается выполнение функций, здесь не указывается.

На втором этапе разрабатываются алгоритмы, задаваемые спецификациями, и формируется (проектируется) общая структура программ [3]. Здесь обычно применяется технология нисходящего проектирования с использованием метода пошаговой детализации. То есть сначала составляется укрупненный алгоритм в самом общем виде.

Затем уточняются шаги (блоки) с более подробным описанием. На этом этапе описания производятся на языке, понятном человеку, используя определенную форму записи алгоритма. В программировании широко используется графическая форма записи в виде блок-схем или граф-схем.

Третий этап как раз и является непосредственно программированием на языке, понятном ЭВМ. По своей сути третий этап является продолжением второго, так как программа тоже есть форма записи алгоритма с максимальной степенью детализации, – программная.

Изучению одного из языков программирования высокого уровня и посвящается данный курс.

Четвертый этап подразумевает устранение всех ошибок и недопониманий, возникших на предыдущих этапах. Человеку свойственно ошибаться, поэтому четвертому этапу уделяется много внимания.

Существуют самые разнообразные методы и рекомендации по тестированию и отладке. Необходимо различать эти два понятия. Тестирование представляет собой процесс, посредством которого проверяется правильность функционирования программы и соответствие всем проектным спецификациям. В частности, для этих целей создается набор тестов.

Как НЕ надо писать программы! Обсуждаем весь процесс разработки ПО | Ошибки программиста

Отладка – процесс исправления ошибок в программе. Так, при отладке исправляются синтаксические ошибки, алгоритмические, ошибки, обнаруженные при тестировании и другие.

Пятый этап наступает, когда программный продукт сдан в эксплуатацию (или начались его продажи). Здесь так же возможно обнаружение не найденных на этапе тестирования ошибок, – их необходимо локализовать и исправить. Кроме этого, возможно изменение свойств программы для удобства эксплуатации: элементов интерфейса, некоторых функций и т.д. Казалось бы, пятый этап самый простой. Но ему отводится самая большая часть затрат времени и средств: до половины и более.

Все эти этапы разработки и сопровождения программного продукта, включая завершение поддержки эксплуатации, составляют жизненный цикл программы.

Возможно и другое деление на этапы [1] с приблизительным делением по времени реализации, как указано на рис. 1.1:

1. Анализ требований.

2. Определение спецификаций.

5. Автономное тестирование.

6. Комплексное тестирование.

Рис. 1.1. Временные затраты на реализацию этапов цикла разработки программного обеспечения (за исключением этапа эксплуатации и сопровождения) [1]

На последний же этап эксплуатации и сопровождения объемных программных продуктов отводится более половины времени: до 67% от общего времени жизненного цикла.

Классическим называется следующий набор технологических этапов (процессов) [2]:

1. Возникновение и исследование идеи

3. Анализ требований

6. Тестирование и отладка

7. Ввод в действие

8. Эксплуатация и сопровождение

9. Завершение эксплуатации

Процессы жизненного цикла программного обеспечения определены международным стандартом ISO 12207 [ISO/IEC 12207:1995] и делятся на три группы (без привязки ко времени) [2]:

· Основные процессы: приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение.

· Вспомогательные процессы: документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, совместная оценка, аудит, разрешение проблем.

· Организационные процессы: управление, создание инфраструктуры, усовершенствование, обучение.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Читайте также:
Лучшие программы для Samsung

Источник: studopedia.ru

С чего начинается процесс разработки программ

У нас есть два основных принципа:

  1. Команда делает проекты качественно, в срок и с прибылью для компании;
  2. Большинство решений, связанных с реализацией проектов, команда принимает самостоятельно, так как основные процессы в компании автоматизированы и прозрачны.

Проект любого масштаба мы разделяем на семь обязательных этапов.

1. Выбираем методологию

От этого зависит состав команды, порядок и даже график работы. Можно выбрать классическую (waterfall) или гибкую (agile).

При классической методологии:

Стать востребованным специалистом по кибербезопасности можно, выбрав онлайн-курс в каталоге курсов по информационной безопасности.

Команда будет работать строго по ТЗ. Результат, который вы получите в итоге, будет ровно таким, каким вы его запланировали в самом начале.

При гибкой методологии:

Команда сможет решать вопросы «на ходу», подстраиваться под рынок и менять требования в моменте. Результат, который вы получите «на выходе», может сильно отличаться от предполагаемого.

Если вам нужно быстро запустить MVP-версию продукта и понять, в каком направлении его развивать – выбирайте гибкую методологию.

2. Определяем роли и состав команды

Решив, по какой методологии вы будете делать проект, легче понять, кого набирать в команду и как делегировать задачи. Определите, какие специалисты нужны под проект. Основную экспертизу держите внутри компании, а «руки» можно подключить и на аутсорс.

Классический отдел разработки состоит из следующих сотрудников:

  • менеджер проекта: контролирует рабочий процесс, дедлайны, оптимизирует работу сотрудников;
  • архитектор: определяет стек технологий, проектирует общую инфраструктуру проекта, его основные компоненты, модули и сервисы;
  • frontend- и backend-разработчик/fullstack-разработчик: первые занимаются визуальной и вычислительной частью проекта, а второй, как универсальный солдат, владеет знаниями разных технологий;
  • тестировщик: обеспечивает качество программного продукта с самого начала разработки и до его финальной сдачи;
  • тимлид: декомпозирует и делегирует задачи, проводит код-ревью и поддерживает боевой дух команды;
  • дизайнер: определяет внешний вид продукта, его интерфейс и юзабилити;
  • аналитик: проектирует и оптимизирует процессы, руководит внедрением новых IT-систем и адаптирует систему работы к новым задачам;
  • системный администратор: осуществляет бесперебойную работу серверов, настраивает площадки для разработчиков и обеспечивает техническую инфраструктуру.

В некоторых из них нет необходимости, если проект небольшой – например, в архитекторе или аналитике. Главное: берите профессионалов, на которых сможете положиться и которые в состоянии принять решение по специфичным вопросам.

3. Проводим CustDev, собираем требования с клиентов, пишем техническое задание

Опросите конечных пользователей, чтобы выявить их потребности и получить максимально реалистичный прототип продукта. Такое исследование нужно провести «на берегу», до начала рабочих действий по проекту, чтобы конечный продукт был жизнеспособен и чтобы сделать продукт под запрос, а не наоборот.

Уделите внимание техническому заданию. ТЗ – гарант, что вы не потратите время зря, не переплатите и получите нужный результат. Кроме того, оно обеспечивает техническое развитие продукта и поможет:

  • оценить задачу по бюджету, срокам и объему человеко-часов;
  • упростить сдачу-приемку проекта;
  • объяснить специалисту, как устроена работа проекта и какую документацию нужно готовить «на выходе».

4. Обеспечиваем команду техническими инструментами

За настройку технической инфраструктуры отвечает системный администратор. Строить боевую инфраструктуру сразу не обязательно – выполните минимальную часть, чтобы обеспечить команде место для работы.

  • репозиторий для кодовой базы проекта;
  • общие инструменты организации процесса разработки, если они нужны – например, таск-трекер (Jira, Redmine, Trello и другие);
  • рабочее окружение: сервисы и приложения, от которых будет зависеть ваш продукт (например, Swagger для документации API).

Убедитесь, что у всех членов команды имеется доступ к инструментам разработки и рабочему окружению.

Задача сисадмина – предоставить стабильную и актуальную платформу для разработки проекта, настроить боевое окружение и обеспечить его поддержку.

Учитывайте, в каких условиях будет работать продукт. Среда разработки должна быть максимально приближена к боевой.

5. Планируем работу команды

Постройте график реализации проекта, по которому будет работать вся команда. Распишите сроки по каждой задаче и определите финальную дату готовности проекта.

Составляя график, учитывайте сдвиг сроков задач (например, увеличение сроков из-за исправлений ошибок) и продумайте, как одна задача зависит от другой.

Например, нет смысла разрабатывать оформление заказа, пока не разработаешь корзину или каталог. Тестировщик не сможет проверить задачу, пока не положит товар в корзину. Лучше делегировать эту задачу одному человеку, чтобы он делал корзину, а затем оформление.

Здесь же декомпозируйте по задачам техническое задание. Разбейте его на небольшие задачи и распределите трудовые ресурсы так, чтобы каждый сотрудник был полностью загружен задачами.

Постарайтесь избавиться от крупных задач — их сложно оценивать, контролировать, тестировать и запускать в релиз. В таких задачах гораздо чаще встречаются ошибки после релиза в боевую среду. Если задача занимает более 20-человека-часов — декомпозируйте ее на мелкие, иначе она рискует превратиться в «болото».

6. Делегируем задачи, контролируем их выполнение

Делегирование — задача тимлида, который соотносит сложность задачи с уровнем специалистов. Он не отдаст младшему специалисту задачи, которые ему «не по зубам», или обеспечит поддержку, которая позволит ему выполнить задачи правильно.

Читайте также:
Как правильно продавать программы

Убедитесь, что разработчик верно понял задачу. Перед стартом соберите команду вместе и обговорите все этапы работы: каждый должен понимать, что делает команда в целом и какова его роль в этом процессе.

На протяжении всего процесса разработки тимлид помогает членам команды в решении сложных технических вопросов и держит в фокусе общую картину проекта. Он учитывает ее, чтобы принимать решения о последовательности задач и распределении трудовых ресурсов.

Контролируйте сроки — например, можно проводить ежедневные или еженедельные встречи с командой. Это поможет держать руку на пульсе, следить за этапами реализации проекта и вовремя решать возникающие сложности.

Неважно, какую методологию ведения проекта вы выбрали — гибкую или классическую. Следите за сроками: работа над проектом часто превращается в рутину, где легко зациклиться на мелких задачах. Не засыпайте! Отсекайте лишнюю работу, проверяйте задачи и сводите их в единое целое, чтобы адекватно оценить готовность проекта.

7. Выкладываем, тестируем и дорабатываем продукт

Тестирование каждой задачи повышает качество продукта и бережет вас от дефектного релиза с ошибками. Не забудьте про код-ревью — проверку кода, который написал разработчик. Обычно ревью проводит тимлид проекта или кто-то из старших разработчиков. Если возникают спорные моменты, привлекайте автора кода.

Перед выкладкой проведите пусконаладочные работы. Это финальный этап разработки перед запуском: продукт готовят к работе в боевой среде, и команда настраивает боевую инфраструктуру. Не забудьте про системы логирования, резервного копирования и прочие системы выявления сбоев и устранения их последствий.

После этого продукт выкатывается в боевую среду, его финально проверяют тестировщики.

Цифровой продукт нельзя сделать раз и навсегда. Поддерживайте его работу, чтобы он оставался актуальным и полезным для пользователей.

Помните, что завершенных проектов не бывает. Ошибки находят даже после выпуска продукта. Следите за ним даже после успешного выпуска и вовремя исправляйте дефекты.

Чтобы организовать процесс разработки, который будет работать без вашего участия:

  1. Отталкивайтесь от методологии: она определит, как, в каком составе и в какие сроки вы будете работать;
  2. Создайте команду специалистов и определите роль каждого: на самостоятельную команду можно положиться, ведь она сама принимает решения;
  3. Не работайте вслепую: отталкивайтесь от запросов клиентов и создайте понятное, ясное и четкое техническое задание;
  4. Обеспечьте рабочее пространство: для разработчиков это не только кресло, стол, кофе и печеньки, а репозиторий, технические инструменты и рабочее окружение;
  5. Составьте график реализации проекта: разбивайте большие задачи на мелкие и следите, чтобы рабочий процесс был логичен, а разработчики не сидели без дела;
  6. Назначьте ответственного по каждой задаче и контролируйте срок ее выполнения: так вам не придется удивлять разработчиков их «новыми» обязанностями спустя месяц со старта, и вы не затянете процесс даже при гибкой методологии;

Следите за продуктом даже после релиза: в IT-индустрии ни одно решение не будет работать вечно. Обновляйте модули, добавляйте новые технологии и инструменты, чтобы продукт всегда был актуальным.

Источник: rb.ru

Процесс разработки программного обеспечения — подробное руководство

женщина в черной рубашке с длинным рукавом с помощью macbook pro

Создание современного программного комплекса — очень трудоемкая задача: типичный размер программного обеспечения превышает сотни тысяч операторов. Для эффективного создания таких программных продуктов специалист должен иметь представление о методах анализа, проектирования, внедрения и тестирования программных комплексов. Также важно понимать существующие подходы и технологии.

Разработка программных продуктов, как и любой другой сложной системы, осуществляется поэтапно с использованием блочно-иерархического подхода. Подразумевает разработку изделия по частям с последующей сборкой. На каждом этапе выполняются определенные проектные операции, которые соответствующим образом документируются. Последовательность этапов и их результаты соответствуют модели жизненного цикла программного обеспечения.

Кроме того, внедряемая система также должна сопровождаться разного рода программной документацией, например, спецификацией, руководством программиста, руководством пользователя, руководством оператора и т. д. Таким образом, умение создавать программную документацию, безусловно, необходимо для разработчик программного обеспечения. Вы можете Перейти Компания и найдите лучшего специалиста по разработке программного обеспечения для электронного обучения. Но если вы хотите узнать больше об этапах разработки программного обеспечения, вам будет полезно следующее руководство. Постарайтесь выделить достаточно времени для изучения важного материала о разработке программного обеспечения для обучения.

Какие этапы включает в себя процесс разработки программного обеспечения?

Процесс разработки программного обеспечения для электронного обучения включает в себя действия и задачи, выполняемые разработчиком, и охватывает создание программного обеспечения и его компонентов в соответствии с заданными требованиями. К ним относятся конструкторская и эксплуатационная документация, а также подготовка материалов, необходимых для проверки функциональности и качества программных продуктов, материалов, необходимых для обучения персонала и т. д. Согласно стандарту, процесс разработки программного обеспечения включает в себя следующие действия:

  1. Подготовительные работы – выбор модели жизненного цикла, стандартов, методов разработки и инструментов, а также составление плана работ;
  2. Анализ требований к системе – определение ее функциональных возможностей, требований пользователей, требований к надежности и безопасности, требований к внешним интерфейсам и т.д.;
  3. Проектирование архитектуры системы – определение необходимого оборудования, программного обеспечения и операций, выполняемых обслуживающим персоналом;
  4. Анализ требований к программному обеспечению — рассмотрение функциональности, включая характеристики производительности, среду компонентов, внешние интерфейсы, характеристики надежности и безопасности, эргономические требования, требования к данным, установку, приемку, пользовательскую документацию, эксплуатацию и поддержку;
  5. Проектирование архитектуры ПО — определение структуры ПО, документирование интерфейсов его компонентов, разработка предварительной версии пользовательской документации, а также требований к тестам и плана интеграции;
  6. Детальный дизайн программного обеспечения — подробное описание компонентов программного обеспечения и интерфейсов между ними, обновление пользовательской документации, разработка и документирование требований к тестам и плана тестирования компонентов программного обеспечения, обновление плана интеграции компонентов;
  7. Кодирование и тестирование программного обеспечения – разработка и документирование каждого компонента, а также набор тестовых процедур и данных для их тестирования, обновление пользовательской документации и обновление плана интеграции программного обеспечения;
  8. Интеграция программного обеспечения – сборка компонентов программного обеспечения в соответствии с планом интеграции и тестирования программного обеспечения на соответствие квалификационным требованиям. Это набор критериев или условий, которые должны быть соблюдены, чтобы квалифицировать программный продукт как соответствующий его спецификациям и готовый к использованию в заданных условиях эксплуатации;
  9. Квалификационное тестирование программного обеспечения — тестирование программного обеспечения в присутствии заказчика с целью демонстрации его соответствия требованиям и готовности к эксплуатации. При этом также проверяются готовность и комплектность технической документации пользователя;
  10. Системная интеграция – сборка всех компонентов системы, включая программное и аппаратное обеспечение;
  11. Квалификационное тестирование системы – тестирование системы на соответствие требованиям, проверка оформления и комплектности документации;
  12. Установка программного обеспечения – установка программного обеспечения на оборудование заказчика и проверка его работоспособности;
  13. Приемка ПО – оценка результатов квалификационных испытаний ПО и системы в целом, окончательная передача ПО заказчику.
Читайте также:
Программа для настройки тональности

Базовые модели жизненного цикла программного обеспечения в компании по разработке программного обеспечения для электронного обучения

Понятие жизненного цикла ПО появилось, когда программистское сообщество осознало необходимость перехода от кустарных методов разработки ПО к технологическому, промышленному производству. Как это обычно бывает в подобных ситуациях, программисты попытались перенести опыт других промышленных производств в свою область. В частности, было заимствовано понятие жизненного цикла.

Ведущие специалисты компаний-разработчиков образовательного программного обеспечения отмечают, что жизненный цикл программного обеспечения – это период, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания программного продукта и заканчивается в момент полного вывода его из эксплуатации. Этот цикл представляет собой процесс создания и разработки программного обеспечения.

Концепция жизненного цикла возникла под влиянием необходимости систематизировать работу в процессе разработки программного обеспечения. Систематизация была первым этапом на пути к автоматизации процесса разработки программного обеспечения. Следующие этапы перехода к автоматизации процесса разработки ПО были следующими:

  • Установление технологических маршрутов деятельности разработчиков программного обеспечения;
  • Определение возможности их автоматизации и выявление рисков;
  • Разработка инструментов для автоматизации.

Использование концепции жизненного цикла позволяет выбирать подходы, наиболее эффективные для задач определенного этапа жизни ПО. В зависимости от особенностей процессов разработки и поддержки программного обеспечения существуют разные модели жизненного цикла.

Модель водопада

Водопадная модель жизненного цикла была предложена в 1970 г. В. Ройсом. Водопадная модель жизненного цикла программного обеспечения возникла для удовлетворения потребности в систематизации работ на ранних этапах разработки программы. Согласно этой модели, программные системы в своем развитии проходят две фазы:

  1. Разработка;
  2. Обслуживание.

Стадии разбиты на несколько стадий. Модель Waterfall предполагает последовательное выполнение всех этапов проекта в строго фиксированном порядке. Переход на следующий этап означает полное завершение работ на предыдущем этапе.

Гибкая модель (итеративное и поэтапное развитие)

Модель Agile предполагает разделение жизненного цикла проекта на последовательность итераций, каждая из которых напоминает мини-проект со всеми фазами жизненного цикла. Классическая Agile-модель абсолютизирует возможность возврата к предыдущим этапам. Это обстоятельство отражает существенный аспект разработки программного обеспечения: стремление предвидеть все ситуации использования системы заранее и невозможность в подавляющем большинстве случаев этого добиться.

Все традиционные методы программирования направлены только на минимизацию отдачи. Но суть от этого не меняется: при возвращении всегда приходится повторять построение того, что уже считалось готовым.

Спиральная модель

В спиральной модели разработка программы представляет собой серию последовательных итераций. На первых этапах уточняются характеристики продукта, на следующих этапах добавляются новые возможности и функции. По словам компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения для электронного обучения, целью этой модели является переоценка рисков продолжения работы в конце каждой итерации.

Заключение

Процесс разработки программного обеспечения в компании по разработке образовательного программного обеспечения обычно рассматривается как коллективная работа специалистов, направленная на удовлетворение потребностей пользователей в автоматизации их деятельности. Как и любая другая коллективная работа, она требует организации и управления. Этот процесс иногда бывает длительным, связывая производственными и иными отношениями тех, кого в той или иной степени можно считать производителями программы.

Источник: www.solidsmack.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru