С чего должна начинаться подготовка научно исследовательской программы

Как спланировать исследование для того, чтобы его конечным продуктом явилась ценная с научной точки зрения информация? Большую часть этих моментов мы детально рассмотрим в следующих разделах.

Целью же этого раздела является предварительное ознакомление с тем, что необходимо для проведения добротного исследования, — беглый обзор вопросов, которые будут освещены в дальнейшем.

Стартовой точкой любой успешной исследовательской программы являются хорошие идеи. Это одновременно и наиболее очевидное из требований, и требование, выполнению которого труднее всего научить.

Поскольку оно и очевидно, и плохо поддается разъяснению, обычно при обсуждении вопроса о том, как проводить исследование, критерием достоинств идеи пренебрегают, при этом все внимание сосредоточивается на навыках, необходимых для проверки этих идей, какими бы они ни были. Это справедливо и для нашей книги. Однако важно помнить, что ни один технический навык не спасет исследование, если гипотезы, положенные в его основу, непродуктивны. Важно также осознавать, что исследователь, открытие которого становится подлинным событием в мире науки, отличается от рядового не столько техникой проведения исследования, сколько степенью оригинальности и проницательности при рассмотрении определенного вопроса.

Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук

Второй критерий — осведомленность об уже проделанной работе. Каждый, кто начинает осуществление исследовательской программы, должен обладать исчерпывающей информацией о том, что сделано по интересующей его теме. Фактически, если следовать логике, этот этап следовало бы поставить на первое место, поскольку без знаний о том, что было сделано прежде, в голове не могут родиться действительно хорошие идеи. В любом случае знание литературы является существенным моментом, когда исследователь начинает размышлять о ценности собственных идей. Практически нет смысла реализовывать в жизнь блестящую исследовательскую идею, если кто-то ее уже реализовал.

Чаще даже случается так, что если бы исследователь знал об уже проделанной работе, то принял бы иное решение относительно важнейших моментов процедуры. Самое неприятное для исследователя — приложить массу усилий для проведения исследования и только затем узнать, что подобное исследование уже проводилось и все его усилия были напрасны.

Следить за литературой — непростая задача в то время, когда ежегодно специальные журналы публикуют тысячи статей по психологии развития. К счастью, есть вспомогательные издания. Уже давно выходят реферативные журналы, единственной целью которых является краткий обзор статей и книг по психологии.

В последние годы некоторые из этих реферативных сборников появились в компьютерной сети — эта технология может существенно ускорить поиск нужной литературы. В табл. 1.1 кратко охарактеризованы реферативные источники, наиболее полезные для специализирующихся в области психологии развития.

Ценную помощь в поиске литературы оказывают также различные книги и журналы, посвященные исключительно обзору статей по основным темам. Некоторые из наиболее полезных перечислены и кратко охарактеризованы в табл. 1.2. В таблицу также включены некоторые из основных профессиональных журналов, в которых публикуются исследования в области психологии развития.

Искусство написания научно-исследовательской работы.

Прежде чем принять окончательное решение по практическим вопросам, полезно просмотреть последние номера этих журналов. Наконец, можно получить ясное представление о проделанной работе не из письменных источников, а проконсультировавшись у квалифицированного исследователя. Помимо обращения к библиографическим источникам полезно обсуждать свои идеи со специалистами, что явится ценным элементом процесса разрешения многих спорных вопросов.

Реферативные источники в области психологии Источник Формат Охватываемый период Тематика «Child Development

Abstracts and Bibliography» Печатный С 1927 г. до настоящего времени Психология развития «PsyScan: Developmental Psychology* Печатный С 1980 г. до настоящего времен» Психология развития «Psychological Abstracts*’ Печатный С 1927 г.

до настоящего времени Психология в целом PsychlNFO On-line С 1921 г. до настоящего времени Психология в целом PsychLIT CD-Rom С 1974 г. до настоящего времени Психология в целом Источники обзорных статей и отчетов об исследованиях в области психологии развития

Таблица 1.2 Обзорная литература «Толстые» журналы Advances in Child Development and Behavior (черный том вышел в 1963 году, с тех пор выходит практически ежегодно) Annals of Child’ Devclopnient (выходит ежегодно с 1984 года) Annual Review of Psychology (выходит ежегодно с 1950 года) Handbook of Child Psychology, 5-c издание, 1998 Handbook of the Psychology of Aging, 4-е издание, 1996 Minnesota Symposia on Child Psychology (выходит ежегодно с 1967 года) New Directions for Child Development (многотомник, выходящий с 1978 года) Developmental Review (реферативный журнал исследований в области психологии развития) Psychological Bulletin (реферативный журнал но всем областям психологии) British Journal of Developmental

Child Development Cognitive Development Developmental Psychology Experimental Aging Research Genetic Psychology Monographs Human Development Infant Behavior and Development International Journal of Behavioural Development Journal of Applied Developmental Psychology Journal of Experimental Child Psychology Journal of Genetic Psychology Journal of Gerontology Merrill-Palmer Quarterly Monographs of the Society for Research in Child Development

Psychology and Aging Social Development За формулированием исследовательских гипотез идет этап их перевода в план эксперимента. Как уже упоминалось выше, технически совершенный план не имеет смысла, если выдвинутые идеи не стоят того, чтобы их проверять.

Сейчас я добавлю к этому нечто противоположное: любая, даже самая блестящая гипотеза превращается в ничто, если ей нельзя придать форму, в которой ее можно научно проверить. Планирование эксперимента — центральная тема последующих глав. Пока же сделаем лишь два замечания. Первое повторяет уже сказанное.

В психологии развития очень часто случается так, что этические и практические барьеры .препятствуют проведению исследований, которые, с чисто научной точки зрения, были бы идеальными для изучения определенного вопроса. Трудность заключается в том, чтобы спланировать альтернативные процедуры, позволяющие прийти к валидным заключениям. Второй момент: планирование исследований в области психологии развития зачастую осложняется тем фактом, что в качестве исследуемой переменной выступает возраст. Как мы увидим в дальнейшем, возраст — это переменная, с которой в определенном отношении особенно трудно работать. Однако, несомненно, возрастные изменения представляют огромный интерес для большинства специалистов в области психологии развития.

Читайте также:
Что может получить инвалид 1 группы по программе ипр

Теперь наш воображаемый исследователь находится на этапе, когда он уже сформулировал идею, просмотрел нужную литературу и принял (по крайней мере предварительное) решение относительно плана эксперимента. Следующий шаг — получение общественного одобрения — то есть представление научного предложения на рассмотрение университетского комитета, контролирующего этичность проводимых исследований.

Этике посвящена глава 8, в ней будет много сказано и о процедурах, которым нужно следовать, и о критериях этики, которым нужно соответствовать. Дока же я ограничусь одним существенным моментом, который касается необходимости оценки этичности исследования. Конечно, исследователи должны делать все возможное для обеспечения этичности собственных исследовательских проектов. Однако они не должны принимать это решение в одиночку; исследование может проводиться только после того, как независимая комиссия убедится в том, что оно отвечает требованиям этики.

Хотя следующий шаг необходим не во всех исследовательских проектах, в определенных случаях он оправдан. Это пилотажное исследование — то есть предварительное тестирование до начала самого эксперимента. Для использования пилотажной проверки есть два существенных основания, оба они приобретают особое значение при работе с детьми.

Во-первых, экспериментатору необходимо получить практические навыки проведения определенных процедур и в работе с испытуемыми, дабы свести к минимуму возможность ошибки в реальных условиях эксперимента. Во-вторых, необходимо проверить все то, что может помешать процессу исследования. Ясны ли инструкции? Достаточно ли времени отводится на тестирование?

Убедительно ли выглядит обманный прием, задуманный экспериментатором? В разных проектах будут актуальны разные проблемы, однако общий вопрос останется неизменным: все ли готово для начала исследования?

Если допустить, что ответ на этот вопрос положителен, то следующий шаг вновь будет очевиден: подбор испытуемых. Хотя этот шаг кажется естественным, во многих учебниках по методологии он опускается, и план эксперимента каким-то магическим путем превращается в эмпирические данные, без хлопотного промежуточного этапа поиска людей, при участии которых этот план будет реализован.

В действительности, многие исследователи значительную часть своей карьеры тратят не на интересный процесс обдумывания исследования, а на гораздо более утомительный труд поиска испытуемых. Это особенно верно в отношении специалистов в области психологии развития, у которых нет готовой группы испытуемых.

Исследователь, который хочет изучать период младенчества, не может просто вывесить объявление, приглашающее малышей принять участие в эксперименте; он должен каким-то образом найти семьи с младенцами и убедить родителей принести своих малышей на обследование. Исследователь, намеревающийся изучать большие выборки 5-, 7- и 9-летних детей, в поисках достаточного количества испытуемых будет вынужден обратиться в школы. Тем, кто хочет изучить возрастные изменения в старости, потребуется найти и привлечь к исследованию пожилых людей, возможно, заручившись поддержкой различных организаций, обслуживающих людей преклонного возраста. Подбор всех этих испытуемых может оказаться особенно проблематичным.

Трудно предложить конкретные правила привлечения испытуемых, поскольку в разных местах существуют свои особенности.

Однако можно дать несколько общих рекомендаций. Во-первых, нужно иметь запас времени. Практически всегда на исследование уходит больше времени, чем ожидает начинающий исследователь, и типичной причиной срыва сроков является трудность в привлечении участников.

Вторая рекомендация — уметь убеждать, представляя свои исследовательские предложения тем, кто должен принять решение об участии (директорам школ, учителям, родителям, самим детям). Как подчеркивается в главе 8, посвященной этике, первое, о чем нужно помнить при ознакомлении потенциальных испытуемых с исследованием, — о собственной честности и открытости, так чтобы согласие на участие не было получено обманным путем. Однако не менее важно разъяснить ценность исследования, иначе, возможно, никто не захочет принять в нем участие. Наконец, вероятно наиболее плодотворный путь — найти исследователя, имеющего опыт в изучении данной популяции, и попросить у него или у нее совета о том, как лучше действовать.

Заметьте, что основная проблема, связанная с привлечением испытуемых, заключается не в неудобствах, с которыми сталкивается экспериментатор, и не в потере времени. Проблема состоит в том, что одним из условий грамотного проведения исследования является подбор определенного рода испытуемых. Как мы увидим в дальнейшем, даже добросовестно Проведенный эксперимент не имеет смысла, если экспериментатору не удалось набрать именно таких участников, каких нужно.

Как только сформирована группа испытуемых, можно начинать обследование. На этом этапе приобретают значимость исследовательские навыки экспериментатора. Употребленное здесь выражение «исследовательские навыки» означает весь набор способностей, необходимых для реальной работы с испытуемыми, будь то непосредственное взаимодействие, наблюдение или оценка поведения. Таким

образом, имеют значение вопросы такого рода: передают ли инструкции достаточно четко что необходимо? Не влияет ли сам экспериментатор на получаемые им результаты выражением лица или непреднамеренным подкреплением? Аккуратно ли регистрируются ответы?

Иначе говоря, вопрос состоит в том, может ли заблаговременно разработанное на бумаге исследование быть адекватно воспроизведет) в экспериментальных условиях? И вновь ясно, что успешное прохождение предыдущих этапов исследовательской программы будет бессмысленным, если не удастся добиться успешного преодоления этого этапа. Исследователь, к примеру, составил великолепный план изучения процесса решения задач 5-летними детьми, однако результаты вряд ли окажутся значимыми, если он не имеет понятия о том, как общаться с 5-летками, и поэтому вызывает у них или испуг, или изумление.

Читайте также:
Турбо бухгалтер описание программы

Тема исследовательских навыков затрагивается в разных разделах этой книги, однако более подробно она рассмотрена в главе 5. Как уже указывалось, некоторые моменты являются общими, имеющими отношение к психологии в целом, другие — касаются непосредственно психологии развития. Хотя трудности могут возникать в любом исследовании, изучение вопросов развития часто связано со специфическими проблемами, проистекающими из специфичности обследуемых групп.

Навыки, достаточные для тестирования студента колледжа, могут оказаться недостаточными для работы с плачущим младенцем, застенчивым дошкольником или недоверчивым 80-летним стариком. Ситуация осложняется еще более, когда в один исследовательский план включено сразу несколько возрастных групп. Ни об одном аспекте методологии исследования нельзя надлежащим образом узнать лишь из учебника. Однако ни один учебник не может дать практических навыков непосредственной работы с испытуемыми. Хотя ряд правил можно изложить в словесной форме, единственно реальный способ приобрести опыт в работе с младенцами, дошкольниками или пожилыми людьми — проводить значительное время, работая с ними на практике.

Завершение процесса обследования не означает окончания исследования. Следующий этап — статистический анализ данных. Теперь вопрос, на который нужно ответить, состоит в том, связаны или нет разнообразные исследованные факторы с какими-либо устойчивыми, значимыми паттернами результатов. В подавляющем большинстве исследований на этот вопрос помогают ответить определенные, тщательно разработанные статистические процедуры. Статистический анализ сам по себе не ответит на вопросы о теоретическом и практическом смысле результатов, но, тем не менее, поможет установить пределы для их интерпретации.

Статистический анализ — это серьезная тема, предмет отдельных учебных курсов и книг. Эта книга не претендует на его освещение. Однако в главе 7 можно найти краткое изложение некоторых общих принципов статистики.

Заключительной фазой исследования является сообщение о том, что было сделано и что было обнаружено. Наука — это поле общей информации, а научное открытие — не открытие, пока о нем не узнают другие. Традиционный способ сообщения о результатах в области психологии развития — публикация их в специальном журнале. Для этого исследователь должен подготовить краткий и ясный отчет об исследовании. Рекомендации по подготовке таких отчетов изложены в главе 9.

Источник: uchebnikfree.com

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Исследовательская лингводидактика по русскому языку: теория, практика, инновации» за № 15-04-000567а

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация

В данной статье ставится задача описать структуру работы над учебно-исследовательским проектом. Автор выделяет характерные особенности каждого этапа учебного исследования. Особое внимание уделено подготовке исследовательской деятельности учащегося, которая подразумевает формулирование замысла и планирование возможных действий. Данная статья будет полезна для педагогов – руководителей исследовательскими проектами учащихся, так как содержит краткую обобщенную схему подготовки и проведения исследовательской работы.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, учебный проект, подготовка, этапы.

Novikova A.K.

PhD in Pedagogy, Peoples friendship university of Russia in Moscow

The study was performed with financial support of RHF within the research project RHF «Research didactics of the Russian language: theory, practice, innovations» No. 15-04-000567а

STAGES OF TRAINING AND EDUCATIONAL RESEARCH

Abstract

This article aims to describe the structure of the work on educational research project. The author identifies the characteristics of each stage of educational research. Special attention is paid to the preparation of research activities of a student, which involves formulation design and planning of possible actions. This article will be useful for teachers – heads of research projects of students, as it contains a short summary scheme of training and research.

Keywords: research activities, training project preparation stages.

Учебное исследование – это деятельность, главная цель которого — образовательный результат. Цель исследовательской работы состоит в обучении учащихся сопоставлять данные из различных источников, анализировать их и производить на основании этого анализа новые выводы. Таким образом, учебное исследование призвано обучить вести научный поиск, развить у учащихся исследовательский типа мышления, но главное при этом не овладение научными фактами, а обучение алгоритму ведения исследования, выработка умений и навыков, которые могут быть использованы в другом исследовании в будущем, более сложном или по иной тематике.

Рассмотрим основные этапы учебного исследования. От того, как будет организовано исследование, от логики действий и определённого плана научного поиска зависит результат исследовательской работы учащегося и педагогическая эффективность этого метода. Технология обучения учащихся ведению учебно-исследовательской деятельности состоит из следующих стандартных этапов: 1) подготовка к проведению учебного исследования, 2) проведение учебного исследования, 3) анализ проведенного исследования, 4) представление и защита результатов исследования. При проведении любой исследовательской деятельности в любой отрасли знаний сохраняется данная структура построения исследовательской работы [1, С.1].

Итак, подготовка к учебному исследованию, как правило, начинается с того момента, как учащийся получил задание от педагога или руководителя проекта. Задание должно нести необходимую информацию о характере и цели исследования, об объекте и предмете исследования, о методике проведения учебного исследования. Этап подготовки учебно-исследовательской работы чрезвычайно важен, так как, во-первых, позволяет учащемуся осознанно осуществлять необходимые для научного поиска определённые действия, во-вторых, исследовательская деятельность существенно отличается от традиционного образовательного процесса и выходит за пределы учебной программы.

Читайте также:
Какие есть развлекательные программы

Первое – это выбор темы исследования. Учебное исследование предполагает решение учащимся какой-либо научной проблемы, в которой учащийся компетентен, и которая непосредственно связана с его практической деятельностью. Тема должна быть не только актуальной и интересной для учащегося, но и предполагать доступное оборудование для, необходимую литературу по теме, соответствующие условия для учебно-исследовательской деятельности.

С определения проблемы исследования, собственно, и начинается исследование. Любое исследование находится в определённой сфере науки и практики, из которой исходит объект и предмет исследования. Объект исследования служит источником необходимой информации для учащегося-исследователя и содержит какую-либо проблемную ситуацию. Предмет исследования включает в себя те части объекта, которые подлежат исследованию изучению и анализу.

Определение объекта и предмета исследования поможет сформулировать его цели и задачи. Цель исследования должна выражать намерение исследователя, конечный результат его работы. Цель формулируется кратко и точно, и отвечает следующим признакам: полнота содержания, реальность выполнения, определенность во времени, возможность контроля. Задачи исследования — это постановка и утверждение тех действий, которые необходимы, чтобы достичь цели. Задач ставится несколько, они взаимосвязаны и перечисляются от наименее сложных к наиболее сложным [3, С. 2].

Гипотеза в переводе с древнегреческого значит «основание, предположение». Гипотезу исследования можно рассматривать как отправную точку для учебно-исследовательской деятельности, которая определяет основное направление работы учащегося. Гипотеза исследования может подтвердится или не подтвердится, но, в любом случае, требует теоретического обоснования и опытной проверки [1, С.1].

Следующим шагом к достижению цели исследования выступает выявление и систематизация подходов к решению исследовательских задач, то есть выбор методов исследования. Основным ориентиром для выбора учащимся подходящих методов исследования служат поставленные ранее задачи. В учебном исследовании применяют различные методы научного познания из разных областей науки, что дает возможность рассматривать возникающие в ходе исследовательской деятельности вопросы комплексно, используя различные способы получения, сбора, обработки или анализа материала, однако при этом важно выбрать наиболее эффективные, показательные и адекватные изучаемым данным методы.

Составление плана исследовательской работы учащегося — завершающий этап подготовки по проведению учебного исследования. План исследования определяет последовательность всех ступеней учебно-исследовательской деятельности, обеспечивающих эффективную работу учащегося, подготовку необходимых условий и средств, планирование опыта или эксперимента и т. д. План учебного исследования с определенными календарными сроками обеспечивает высокую интенсивность работы учащегося, дисциплинирует и организует логику исследования [3, С. 3].

Проведение учебного исследования — это сбор и обработка информации, фиксация полученного материала. С помощью избранных методов учащийся собирает необходимые эмпирические данные для проверки гипотезы исследования.

При этом исследовательская работа предусматривает не только сбор текущей информации, но и фиксацию промежуточных изменчивых показателей эксперимента в рамках исследования, а также регистрацию его (эксперимента) эффективности. После проведения полного и достаточного исследования учащемуся необходимо структурировать полученные данные, т.е. произвести анализ и обобщение материалов исследования. Обработка собранной в ходе исследовательской работы информации предполагает ее оценку по различным параметрам. Стоит заметить, что оценка различий между двумя и более рядами признаков и значений — одна из наиболее часто встречающихся задач при анализе материала исследования, при этом часто используются методы математико-статистической обработки данных.

Обработка и анализ результатов исследования дает учащемуся основания для окончательных выводов. Выводы учебного исследования в краткой форме выражают итоги всей исследовательской работы, а также отражают то новое, что получено учащимся ходе исследовательской деятельности, либо демонстрируют доказательства неких научных положений. Каждый вывод отражает решения определенной задачи, поставленной учащимся при подготовке исследования [2, С. 1].

Подготовка отчёта по проведенному учебному исследованию — этап исследовательской работы, в котором учащемуся необходимо представить полученные результаты учебно-исследовательской деятельности в общедоступной форме, продемонстрировать практическую значимость исследования, дать определение основным понятиям, сравнить с другими исследованиями данного вопроса. На основе итогового отчёта учащийся готовит доклад, который затем защищает публично перед сверстниками и педагогами. Доклад — это своеобразное сообщение о связи задуманного и реализованного в исследовании, оценка состоятельности замысла учащегося.

Интерес педагогики к обучению научному познанию понятен и закономерен. Исследовательская работа характеризуется объективностью, доказательностью и точностью, и является процессом изучения окружающего мира. В связи с этим, методика учебного исследования, технология его организации и проведения заключается в обучении учащимися логики научного исследования, которая является основой познания, самообучения человека в течение всей жизни.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Podgotovka k provedeniyu uchebnogo issledovaniya [Preparation to conduct educational research] [Electronic resource] / – URL: http://matematika.vladimirschool36.edusite.ru/p12aa1.html (accessed: 28.09.16). [in Russian]
  2. Rusetskaya O.V. Osobennosti organizatsii uchebnogo issledovaniya [Features of organization of educational research] [Electronic resource] / O.V. Rusetskaya // – URL: http://orucezkaya.ucoz.ru/load/ (accessed: 14.10.16). [in Russian]
  3. Etapyi nauchnogo issledovaniya i ih kratkoe soderzhanie [Stages of scientific research and their brief content] [Electronic resource] / – URL: http://magma-team.ru/biblioteka/biblioteka/teoriia-fizicheskoi-kultury-i-sporta/ (accessed: 07.10.16). [in Russian]

Источник: research-journal.org

Как правильно написать и оформить НИР (научно-исследовательскую работу)

Рано или поздно каждый учащийся получает шанс провести собственные научные исследования, а затем на их основе написать научно-исследовательскую работу (НИР). В статье подробно рассматривается, что это за работа, каковы ее цели и как правильно оформить данный труд.

Специалисты компании Курсар оказывают информационно-консультационные услуги. Результат такой работы не является готовым научным трудом. Сервис не несет ответственности за дальнейшее использование предоставленного материала третьим лицам. Публичная оферта

Источник: kursar.plus

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru