В обучении и общем развитии младших школьников предмету «Русский язык» принадлежит очень важная роль. Начальный курс русского языка должен выполнять специфические задачи (обучать чтению, письму, обогатить речь учащихся, дать знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в средней и старшей школе. Так, курс грамматики должен включать изучение частей речи, сведения о составе слова, о предложении и др. Но характер, глубина и объем сведений по языку зависят от дидактических целей, которые ставятся перед начальным образованием.
Содержание курса русского языка разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения.
В целом курс русского языка 1-4 классов четырехлетней школы не является пропедевтическим, а рассматривается как начальная ступень обогащения школьников знаниями. Он предполагает системное изучение знаний, умений и навыков, начиная с первого класса. Курс содержит сведения по морфологии и синтаксису, взаимодействующие с другими разделами языка — фонетикой и лексикой, словообразованием, орфоэпией и графикой, а также сведения, нацеленные на развитие устной и письменной речи, формирование орфографических навыков.
ПОЛЯКИ О РУССКИХ — это не покажут по ТВ
Освещаемые походы и программа обучения русскому языку в 1 классе охватывают период после обучения грамоте. Программа на другом уровне включает сведения о соотношении между звуками и буквами, полученные в период обучения грамоте, их обобщение и систематизацию, о слове и предложении, формах речи и тесно связана с начальными сведениями по грамматике и правописанию.
Освоение курса ориентировано на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся, детей между собой. В этом сотрудничестве и осуществляется первичное постижение родного языка как предмета изучения, анализа различных его сторон. Центральным звеном изучения является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.
Курс предполагает систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на «чутье языка», обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями. Развитие речи детей связано с характером коммуникативной деятельности и в первую очередь с развитием содержания потребности в общении: с развитием познавательных мотивов общения, интереса к явлениям мира и миру людей, личностных мотивов общения, т.е. направленностью на новые стороны действительности. В дошкольном детстве, непосредственно предшествующем школьному периоду, и в процессе обучения в начальной школе, особенно на первоначальном этапе, изменение содержания и формы детских высказываний зависит от изменения формы (уровня) общения. Но связь речи и особенностей общения двусторонняя: в свою очередь развитие речи обеспечивает развитие самой деятельности общения и смену ее форм.
В период после обучения грамоте сведения о языке и речи систематизируются через работу со словом, предложением, текстом, через наблюдение и сравнение их признаков. Первоклассники получают первоначальное представление о формо- и словообразовании, лексико-грамматических разрядах слов на основе различий в номинативной их функции, о связи значения слова с его формой.
Дети-подростки. Взрослые девочки. Выпуск 2
Материал программы для 1 класса рассчитан на овладение им в основном на уровне представлений, но включаются также некоторые обычно принятые формулировки правил правописания.
Во 2 классе дается значительный объем сведений по грамматике. Вводятся понятия об имени существительном, глаголе, имени прилагательном, а также некоторые сведения об этих частях речи (единственное и множественное число, род имен существительных). Кроме того, углубляются сведения о корне слова и однокоренных словах, о предложении и его видах (повествовательных, вопросительных, побудительных и восклицательных), о связи слов в предложении (словосочетаниях).
Школьники овладевают навыками письма, формируемыми на осознанном применении правил орфографии. Таким образом, языковые явления, которые дети наблюдали в 1 классе, осмысливаются ими на более сложном материале, в новых условиях их проявления.
Программой предусматривается взаимосвязь при изучении понятий всего курса русского языка в начальной школе. Так, в 3 классе имя существительное изучается уже с точки зрения разных типов склонения. Усваиваются понятие «словообразование», что позволяет отличать его от понятия «словоизменение» и ввести понятие о так называемых сложных словах.
Изучаются главные и второстепенные члены предложения. Учащимся даются сведения о предложении распространенном и нераспространенном, предложениях с однородными членами (с одиночными союзами и, да и без союзов). Везде, где это возможно, синтаксис изучается в тесной связи с морфологией.
Знания, получаемые в 4 классе, являются основой овладения такими орфографическими и пунктуационными навыками, как правописание безударных окончаний глаголов, мягкого знака после шипящих в окончании глаголов, правописание безударных окончаний прилагательных.
Раздел «Связная речь» не представляет собой изолированного раздела обучения русскому языку, а должен быть целесообразной составной частью процесса обучения на каждом уроке и всей системы заданий и упражнений целостного курса в зависимости от доминирующего вида деятельности.
Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.
Работа по развитию речи начинается с первых дней обучения в школе и проводится систематически не только на уроках русского языка и чтения, но и на других уроках. Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений.
На протяжении всего начального обучения систематически проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике.
В ходе наблюдений над словом учащиеся узнают, что слово может иметь несколько значений (многозначность слова), слова могут быть близкими (синонимы) и противоположными (антонимы) по смыслу, что следует правильно употреблять их в речи. Одновременно школьники учатся различать классы (разряды) слов на основе лексического значения предметности, признаков и действий предметов в связи с формами словоизменения (склонением и спряжением) и грамматических признаков разрядов слов. Лексическая работа применяется и в словарно-орфографических упражнениях (усвоение слов с непроверяемыми написаниями по спискам для каждого класса). Необходимо постепенно приучать учеников пользоваться толковым и орфографическим словарями.
Учебно-методический комплект по курсу включает:
— Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 1 класса.
— Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 2 класса.
— Полякова А.В. Русский язык. Тетрадь для 2 класса в 2 частях.
— Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях.
— Полякова А.В. Русский язык. Тетрадь для 3 класса в 2 частях.
— Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях.
— Полякова А.В. Русский язык. Тетрадь для 4 класса в 2 частях.
— Полякова А.В. Русский язык в начальных классах. 1-2 классы, 3-4
nклассы. Методика.
— Полякова А.В. Методическое пособие к тетрадям по русскому языку.
— Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для
nучащихся 1-4 классов.
- Функциональная грамотность
- Педагогическая диагностика и мониторинг
- Готовность к обучению
- Мониторинг УУД
- АИС Школьный старт, УУД
- 1 класс
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- 1-4 класс
- 5-11 класс
- Детский сад
- Начальная школа
- Средняя школа
- Проектная деятельность
- Исследовать – интересно!
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- Обучение грамоте
- Русский язык
- Математика
- Литературное чтение
- Окружающий мир
- Технология
- Музыка
- Изобразительное искусство
- Английский язык
- Финансовая грамотность
- Дошкольникам
- Развивающие игры
- Прочее
- Контрольные работы
- Планирование
- Конспекты уроков
- Внеурочная работа
Присоединяйтесь!
Интернет-магазин Присоединяйтесь!
При копировании материалов, размещенных на сайте, ссылка на сайт с указанием автора обязательна.
- Рекламодателям
- Контактная информация
- Правовая информация
- Политика в области персональных данных
- Пользовательское соглашение
- Таблица пособий
Источник: idfedorov.ru
Об УМК по русскому языку А. В. Поляковой
Пишите, методисты издательства «Просвещение» обязательно ответят вам.
Содержание учебно-методического курса по системе развивающего обучения Л. В. Занкова разработано на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности учащихся, что отвечает главной цели системы – направленности на общее развитие младшего школьника. Отличительная особенность УМК – разноуровневый подход к отбору содержания учебного материала.
Учебно-методический комплекс «Русский язык» автора А. В. Поляковой включает в себя учебники и рабочие тетради с 1 по 4 класс и методические рекомендации (1-2, 3-4 классы).
Издания учебно-методического комплекса «Русский язык» автора А. В. Поляковой содержат систематическое изложение содержания учебного предмета, обеспечивающего реализацию требований ФГОС. Каждый из учебников УМК является органичной частью содержания учебного курса «Русский язык», разработанного в рамках системы развивающего обучения Л. В. Занкова.
В содержании учебников реализованы принципы развивающего обучения: обучение на высоком уровне трудности; опора на учебную самостоятельность ребенка; организация наблюдения. Содержание и методический аппарат УМК разработаны с учетом возрастных потребностей младших школьников. Блоки вопросов и заданий предполагают разнообразную работу (репродуктивного, поискового, исследовательского характера), обеспечивающую применение, обобщение и систематизацию полученных знаний.
Подбор примеров в текстах способствует развитию умения рассуждать, объяснять, высказывать собственную точку зрения, выдвигать предположения. Содержание учебников, система заданий и вопросов способствуют развитию универсальных учебных действий школьников: сравнения, классификации, обобщения, сериации, рассуждения, контроля, оценки и др., что обеспечит успешное формирование универсальных общеучебных умений в основной школе.
Учебный материал дает возможность учителю организовать дифференцированную работу с учащимися, имеющими разную подготовку и мотивацию к обучению.
Все учебники комплекта получили положительные заключения Российской академии наук и Российской академии образования и рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации.
Закончила МГУ им. М. В. Ломоносова в 1952 г. по специальности «Психология».
Доктор педагогических наук, профессор НИИ общей педагогики Академии педагогических наук СССР (сейчас РАО).
С 1961 года – сотрудник занковской лаборатории обучения и развития. Под руководством Л. В. Занкова она проводила исследования процесса усвоения знаний и развития школьников 1—4 классов (на материале уроков по русскому языку). Затем занималась разработкой пробных упражнений и проверки их в учебном процессе.
В 1965 г. подготовила учебник по русскому языку для 1-го класса, а затем для 2-го и 3-го (выпущены в издательстве «Просвещение» в 1965—1967 гг.)
«При жизни Л.В. Занкова (до 1977 года), затем до 90-х годов наши учебники больше не издавались. Учителя бережно их собирали, передавали друг другу. В г. Туле делали ротапринтное издание», — писала Антонина Владимировна.
Над вторым и последующими поколениями учебников А. В. Полякова работала в 90-е годы XX века.
Она всю жизнь посвятила разработке идей развивающего обучения. По её учебникам с удовольствием работают не только учителя-занковцы, но и учителя других систем.
Отличительные свойства учебников «Русский язык»: четкость структурирования, проблемные задания, ориентация на детей с разным уровнем подготовки, со вкусом подобранный текстовый материал, который помогает учащимся осваивать особенности русского языка, развивать их художественный вкус.
Над доработкой последнего поколения учебников «Русский язык. 1—4 классы» бережно, с учетом принципов, заложенных А. В. Поляковой трудились:
- заслуженный учитель школы Российской Федерации Л. С. Песняева;
- канд. пед. наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО Н. А. Песняева.
Источник: prosv.ru
Русский язык. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников — А.В. Поляковой., Полякова А.В., Песняева Н.А.
Рабочие программы составлены в соответствии с требованиями ФГОС НОО (раздел III, п. 19.5 Программы отдельных учебных предметов, курсов). Дополняет рабочие программы авторский материал, представленный в разделе «Приложение»: примерные планируемые результаты по годам обучения. Рабочие программы составлены в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования к программам отдельных учебных предметных курсов (раздел III, п. 19.5). Дополняет рабочие программы авторский материал, представленный в разделе «Приложение»: примерные планируемые результаты по годам обучения.
Источник: 11klasov.net