Википедия Значение слова в словаре Википедия
Принцип : Принцип — в теоретической философии то, чем объединяются в мысли и в действительности известная совокупность фактов. Принцип — тяжеловооружённый воин Римской империи. Персоналии: Принцип, Гаврило (1894—1918) — сербский студент из Боснии, убивший .
Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ПРИНЦИП (от лат. principium — начало, основа) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации. Внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. .
Примеры употребления слова принцип в литературе.
Принцип универсальности применим и к самому простому, но жизненному, без чего воин не сможет выполнять боевую операцию — командос должны владеть приемами выживания на необитаемой местности, а также уметь прокормить себя в течение всей операции.
Для известной группы сказок Аарне даже делает отступление от своих принципов и вдруг совершенно неожиданно и несколько непоследовательно вместо деления на сюжеты переходит на деление по мотивам.
ФИЛОСОФИЯ ЗА 5 МИНУТ | Сократ
В принципе, Аарон ожидал увидеть те же самые развалины, пусть даже более древние и экзотичные.
Я бы, конечно, мог ответить за хозяина, объяснив наивной аборигенке Сенины жизненные принципы, но делать этого, по понятным причинам, не стал.
Единственным холистским принципом, связующим воедино многообразие человеческих мотивов, является тенденция к возникновению новой и более возвышенной потребности, по мере того, как в достаточной степени удовлетворяются потребности 86 Абрахам Маслоу.
Конечно, в абсолютизации этого принципа есть порядочная доля максимализма.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Источник: xn--b1algemdcsb.xn--p1ai
2.2 Научное исследование и его сущность
Формой существования и развития науки является научное исследование. В ст. 2 Федерального закона «О науке и государственной научной политике» дано следующее определение: научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Таким образом, научное исследование – деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т. д.
Научные исследования классифицируются по различным основаниям.
По источнику финансирования различают бюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые научные исследования. Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ. Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам. Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.
Тема 45. Основные положения синтетической теории эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции
В нормативных правовых актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки.
Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.
Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей.
Научные исследования в сфере социально-экономических наук зачастую представляют собой сочетание двух названных видов и поэтому их следует именовать теоретико-прикладными.
Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.
Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
По длительности научные исследования можно разделить на долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования.
В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследование и исследование смешанного типа.
Научные исследования могут осуществляться на эмпирическом и теоретическом уровнях.
Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств).
Структурными компонентами эмпирического познания являются факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости).
Понятие факт употребляется в нескольких значениях:
– объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности) либо к сфере сознания и познания (факт сознания);
– знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истинна);
– предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов. Например, в юридических науках к фактам действительности можно отнести нормативные акты, юридические факты, преступность, правотворчество и т. д., а к фактам сознания – правосознание граждан, законодателя, правоприменителей.
Эмпирическое обобщение – это логический процесс перехода от единичного к общему, от общего к более общему знанию (например, переход от понятия «теплота» к понятию «энергия»), а также результат этого процесса: обобщенное понятие, суждение, закон науки, теория.
Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрывают существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей. К числу таких законов можно отнести, например, закономерности преступности. Как писал К. Маркс, «преступления, взятые в большом масштабе, обнаруживают по своему числу и по своей классификации такую же закономерность, как явления природы».
Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты обрабатываются с использованием логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления. Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигается их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является подчиненным.
Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.
Проблема – сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы неразвитые и развитые.
Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:
– они возникли на базе определенной теории, концепции;
– это трудные, нестандартные задачи;
– их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия;
– пути их решения неизвестны.
Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.
Гипотеза – предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать вполне доказанным. Потребность в гипотезе возникает в науке, когда неясна связь между явлениями, причина их, хотя и известны многие обстоятельства, предшествующие или сопутствующие им, когда по некоторым характеристикам настоящего нужно восстановить картину прошлого или на основе прошлого и настоящего сделать вывод о будущем развитии явления. Однако выдвижение гипотезы на основе определенных факторов – это первый шаг. Сама гипотеза требует проверки и доказательства предположения о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.
Требования, которым должна отвечать научная гипотеза, следующие:
– соответствие фактам, на которые она опирается;
– проверяемость опытным путем, сопоставляемость с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);
– совместимость с уже имеющимся научным знанием;
– обладание объяснительной силой, т. е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий. Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;
– простота, т. е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений.
Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.
Описательная гипотеза – это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.
Объяснительная гипотеза – это предположение о причинно-следственных зависимостях.
Прогнозная гипотеза – это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.
Теория – логически обобщенное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности. Она обладает следующими свойствами:
– представляет собой одну из форм рациональной вычислительной деятельности;
– является целостной системой достоверных знаний;
– не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их, т. е. выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние связи, причинные и иные зависимости и т. д.;
– все содержащиеся в теории положения и выводы обоснованы, доказаны.
Теории классифицируют по предмету исследования. Различают социальные, математические, физические, химические, психологические, этические и прочие теории. Есть и другие классификации теорий.
В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы теории:
– исходные основания (понятия, законы, аксиомы, принципы и т. д.);
– идеализированный объект, т. е. теоретическую модель какой-то части действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и предметов;
– логику теории – совокупность определенных правил и способов доказывания;
– философские установки и социальные ценности;
– совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной теории.
Структуру теории образуют понятия, категории, научные термины, суждения, принципы, аксиомы, законы, научные положения, учения, идеи и другие элементы.
Понятие – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений.
Категория – это общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений. Категории бывают философскими, общенаучными и относящимися к отдельной отрасли науки.
Научный термин – это слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке. Совокупность понятий, которые используются в определенной науке, образует ее понятийный аппарат. Так, например, в юридических науках применяются специальные юридические понятия и существует свой понятийный аппарат. Юридические понятия могут быть закреплены в нормах права или не закреплены в нем, но могут иметь правовое значение (например, понятия нормы права, юридического факта, правоотношения).
Суждение – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо, например: «все планеты вращаются вокруг Солнца», «если число делится на десять, то оно делится и на пять».
Принцип – это руководящая идея, основное исходное положение теории, учения, мировоззрения, теоретической программы. Принципы бывают теоретическими и методологическими. Например, при проведении теоретических исследований в области права следует руководствоваться четырьмя принципами законности: верховенства закона, всеобщности, целесообразности и реальности законности. Следует учитывать методологические принципы диалектического материализма: относиться к действительности как к объективной реальности, отличать существенные признаки изучаемого объекта от второстепенных, рассматривать предметы и явления в непрерывном изменении.
Аксиома – это положение, которое является исходным, недоказываемым в данной теории и из которого выводят все остальные предположения по заранее фиксированным правилам. Аксиомы очевидны без доказательств. Общеизвестной, например, является аксиома о параллельных линиях (не пересекаются), которая принята в геометрии без доказательств.
Закон – это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами. Законы могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, по основным сферам реальности можно выделить законы природы, общества, мышления и познания; по объему действия – всеобщие, общие и частные.
Закономерность – это совокупность действия многих законов; система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон. Так, существуют определенные закономерности преступности в мировом масштабе: ее абсолютный и относительный рост и отставание социального контроля над нею.
Положение – это научное утверждение, сформулированная мысль. Примером научного положения является утверждение о том, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Учение – это совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности; система воззрений какого-либо ученого или мыслителя, например учение Дарвина.
Идея – это новое интуитивное объяснение события или явления; определяющее стержневое положение в теории; мысль, замысел; основная мысль чего-либо, например художественного или научного произведения и т. д.
Концепция – это определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения. Термин «концепция» употребляется и для обозначения основного замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности.
Источник: studfile.net
ПРИНЦИП
обязательное для исполнения требование, регулятор научного поиска, деятельностное выражение закономерностей обучения и воспитания.
найденный в процессе наблюдения закон, основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации.
[лат. principium – основа, начало] – 1) основное исходное положение к.-л. теории, учения и т.д.; 2) внутреннее убеждение человека, взгляд на вещи.
основное положение какой-либо теории, учения, науки и т. д.; внутреннее убеждение человека, непреложный взгляд на вещи, на окружающую действительность.
суть обобщенное средство организации размещения «содержания» проектного или концептуального типа, в котором обнаруживают ориентиры содержательного типа
от лат. principium — основа, первоначало) — основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки; руководящая идея, основное правило поведения, деятельности.
1) основное исходное положение какой–либо теории, учения, науки, мировоззрения; 2) основополагающее первоначало, основное положение, исходный пункт, предпосылка какой–либо теории, концепции [49; 51; 81].
(от лат. principium – начало, основа) – основное исходное положение какойлибо теории, учения, науки; руководящая идея, основное правило деятельности; внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения; внутреннее убеждение человека.
основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы; общее руководящее положение, требующее последовательности действий не в значении «поочередности», а в значении «постоянства» при различных условиях и обстоятельствах. *
(от лат prinsipium – основа, начало). 1.Основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.д. 2. Внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности [69, с. 1057].
основное исходное положение, которое фиксирует знание об объективной реальности педагогических фактов или явлений и выступает в качестве средства отображения этой реальности и способа познания действительности, является результатом практики научного познания, обобщения материала эмпирического познания педагогической действительности.
(лат. principium – начало, основа) – 1) Основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации. 2) Внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. 3) Основа устройства или действия какого-либо прибора, машины и т. п. 4) Основные правила деятельности, установившиеся, укоренившиеся, общепринятые.
(от лат. principium — начало, основа) — исходные положения, теории, учения, внутренние убеждения, определяющие отношения, нормы поведения и деятельности субъекта; обязательные для исполнения нормы и требования. В педагогике выделены П. общепедагогические, воспитания, обучения, исследовательской деятельности. К числу общепедагогических относятся П.: гуманизма, единства сознания и деятельности ( С Л . Рубинштейн), целостности педагогического процесса, культуросообразности, природосообразности и некоторые др. (см. также раздел «Методология педагогического исследования»).
лат. – основа, первоначало) – основополагающая, фундаментальная идея, правило поведения, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей. Принцип рассматривается как ведущее понятие, представляющее собой обобщение о распространении какого-либо положения или другого явления в той или иной области.
Педагогические принципы представляют собой систему, состоящую из трех групп: принципы, определяющие отношение к воспитаннику (гуманизации, природосообразности), принципы, характеризующие сам педагогический процесс (демократизации, параллельного действия), принципы, определяющие отношения педагогического процесса и окружающей среды (культуросообразности, системности). Есть еще группа принципов, отражающих специфику образовательного учреждения. Так, Профессионально-техническое образование строится еще на таких принципах, как профессиональная направленность (целесообразность), политехнизм. Свои специфические принципы имеет дополнительное образование: вариативность, добровольность.
руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведению.
Принципы целостного педагогического процесса — основные идеи, позволяющие максимально эффективно осуществлять учебно-воспитательный процесс. Наиболее важными являются: принципы природосообразности, гуманизации, целостности, демократизации, культуросообразности, профессиональной сообразности, опоры на положительное и т.п.
Природосообразность — принцип, по которому воспитание, обучение, социализация ребенка должны исходить и строиться на основе законов физического и психического развития ребенка.
Гуманизм — последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегия его взаимодействия с личностью и коллективом на основе субъект-субъектных отношений.
Культуросообразность — воспитание основывается на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов.
Принципы воспитания — 1) руководящая идея, основное правило деятельности; 2) общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведении воспитательной работы.
Принципы обучения — основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию организации и методике обучения: систематичность, наглядность, доступность, связь с практикой и жизнью, научность, индивидуальный подход в обучении, учет возрастных особенностей и социального опыта, активность и др.
Принципы государственной политики в области образования — основные положения, на которых базируется государственная политика в области образования: демократизация образования, гуманизация образования, автономность образовательных учреждений, единство федерального, культурного и образовательного
пространства, общедоступность, светский характер государственных, муниципальных
образовательных учреждений, свобода, плюрализм.
Источник: didacts.ru