6-7 августа 2019 года Министерством социальной политики Калининградской области на базе ГБУ СО КО «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Наш дом» с использованием грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленных Фондом президентских грантов, в рамках проекта наставничества «Мое будущее» была организована серия образовательных семинаров: «Школа тьютора и наставника для программ наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом», «Школа муниципальных координаторов для программ наставничества молодежи в трудной жизненной ситуации, которые реализуются на основе межсекторного партнерства». В семинаре приняли участие М. Б. Гагина – начальник департамента семейной политики Министерства социальной политики Калининградской области, А. В. Демидова – ответственный секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Калининградской области, М. Ю. Чередилина – кандидат педагогических наук, доцент кафедры индивидуализации и тьюторства МПГУ (г. Москва), генеральный директор АНО «Мое будущее», Б. Е. Травничек – директор ГБУ СО КО «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Наш дом», а также представители из сферы бизнеса, культуры и спорта, образовательных учреждений, центров социальной поддержки населения, администраций муниципальных образований Калининградской области. Целью данного семинара была подготовка участников 3 этапа реализации проекта наставничества «Мое будущее» в Калининградской области.
Что делает пару «наставник-наставляемый крепкой».Из цикла занятий о наставничестве АНО «Мое будущее»
С 2017 года на территории Калининградской области при организационной поддержке АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и информационно-методической поддержке АНО «Центр методической поддержки наставничества «Мое будущее» реализуется программа проекта наставничества «Мое будущее». Целью данного проекта является социальная адаптация, профориентация подростков, подготовка их к самостоятельной жизни, определение жизненных ориентиров.
Наставники из числа представителей органов власти, бизнеса, культуры и спорта помогают молодым людям на этапе образовательного выбора и профессионального самоопределения. В настоящее время принято решение о масштабировании проекта, распространении его на сопровождение молодых людей, находящихся в конфликте с законом. На 3 этапе реализации данного проекта Светлогорский городской округ представят 3 наставника: А. А. Кожемякин – заместитель председателя окружного Совета депутатов МО «Светлогорский городской округ», М. О. Беркимбаев – старший тренер-преподаватель по греко-римской борьбе, президент спортивного клуба «БО-ТЭК», С. В. Им – тренер-преподаватель восточных единоборств, вице-президент спортивного клуба «БО-ТЭК»; муниципальный координатор: М. А. Кирлица – ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации МО «Светлогорский городской округ». Наставляемыми будут подростки из числа, состоящих на профилактическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации МО «Светлогорский городской округ».
Александр Ли Сафронович о технологии чемпионства, бизнесе и наставниках.
Также 06.08.2019 года состоялось торжественное вручение сертификатов участникам прошлого этапа наставничества (ноябрь 2018 – июнь 2019). От Светлогорского городского округа сертификаты получили наставник В. В. Бондаренко – глава администрации МО «Светлогорский городской округ» и его наставляемая Евгения. Дети и их наставники поделились с новыми участникам своими впечатлениями, рассказали о ценности индивидуального наставничества.
Источник: svetlogorsk39.ru
ВТОРАЯ ЧАСТЬ ОТВЕТОВ НА ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ВОПРОСЫ
Готовим муниципальных координаторов и тьюторов программы наставничества для подростков и молодежи в трудной жизненной ситуации (сироты, с девиантным поведением и др.). Участники задают важные вопросы. Отвечаем на самые распространенные.
• На что, прежде всего, ориентироваться при выборе сферы деятельности будущего Наставника для Наставляемого: на желание подростка (получить определенную профессию); на результаты профориентационного тестирования (может не совпадать с желанием); или учитываем только реальные возможности и потребности региона, где проживает ребенок (возможность реальной реализации). Либо мы будем складывать все эти составляющие воедино и таким образом строить свою работу. Реалистично ли это? Ведь подростки часто делают свой выбор, ориентируясь на мнения друзей («там легче учиться», «здесь заработок выше», «тут общежитие хорошее и больше свободы» и т.п.), но ни как, не на те качества личности, склонности, которые имеются у них и необходимы им для успешной самореализации в будущем.
Ответ: При подборе пары ориентируемся прежде всего на пожелания самих наставляемых и наставников, которые они отразили в анкетах. Подробнее эта процедура представлена в видеокурсе для тьюторов программы.
• Как долго Наставник сотрудничает с ребенком? Их совместная деятельность ограничена только временем подготовки к выбору и определению образовательного маршрута? Либо наставник может продлить работу по программе до момента успешной адаптации подростка в новых жизненных условиях, т.е. Наставник помог ребенку не только с выбором, но и сопровождает его в первый год обучения в СПО?
Ответ: Краткосрочная программа наставничества «Мое будущее» включает церемонию открытия, не менее шести индивидуальных встреч наставника и наставляемого, а также церемонию завершения (выпускной). Последующее взаимодействие наставника и наставляемого не регламентировано. Ваша команда тьюторов-координаторов программы может разработать необходимые изменения к программе (цели, система оценки результата, методическое сопровождение, презентационные мероприятия), взвесив все «за» и «против».
• Подразумевает ли наставничество организацию помощи Наставляемому в реализации подростка себя как профессионала и трудоустройстве его в будущем?
Ответ: Соответствующий модуль программы находится в разработке. Мы предполагаем, что при этом возможна смена наставника у наставляемого, и мы реализуем т.н. «эстафетное наставничество».
• Как быть с такой проблемой, которая реально существует для воспитанников детских домов – ребята могут поступить не туда и на ту профессию, которой бы хотели обучиться, а только в те СПО, которые предоставляют бесплатное общежитие, питание, обеспечение защиты их прав (наличие социального педагога или специалистов в данной области). Как правило, таких образовательных учреждений не много (в нашем городе всего 4). И даже те СПО, которые берут на обучение наших воспитанников, предлагают им профессии, на которые у них «недобор» в группах. Также не секрет, что многие профессиональные образовательные учреждения при подаче заявления выпускника детского дома на поступление к ним, открыто отвечают, что с такой категорией детей они не работают. Да, конечно, они не отказывают в приеме заявления на поступление, но ребята не могут достойно пройти конкурс аттестатов (дети имеют пробелы в знаниях в силу сложившихся жизненных обстоятельств) и у них по закону «Об образовании» нет льгот при поступлении, таким образом, они не попадают в списки зачисленных на обучение в то СПО, где мечтали бы учиться.
Ответ: Образовательно-профессиональный маршрут молодого человека может включать различные элементы: прохождение дополнительных курсов и стажировок, в т.ч. онлайн; трудоустройство; успешную сдачу ЕГЭ и последующее поступление в вуз; поступление в организацию СПО в другой регион. Наставник, куратор от детского дома, тьютор, координатор программы помогают расширить число ресурсов, доступных наставляемому, с учетом его запросов и целей. При этом важную роль играют желание, упорство, самоорганизация самого наставляемого.
• Немало ли встреч между Наставником и Наставляемым (всего 7, две из которых церемониальные)? Ведь каждая из них не более 1 – 1,5 часов? На что можно «наставить» за столь короткое время? Или количество встреч может быть значительно больше, и зависит от особенности подростка?
Ответ: Действительно, краткосрочная программа наставничества «Мое будущее» включает минимум 8 встреч: церемонию открытия, не менее шести индивидуальных встреч наставника и наставляемого, а также церемонию завершения (выпускной). Длительность программы 3-8 месяцев.
Психолого-педагогические механизмы результативности программы для молодого человека обеспечены высоким уровнем личностного и профессионального развития наставника, влиянием профессиональной среды наставника, новизной полученного опыта. Представляя программу подросткам, обратите их внимание на ее организационные ограничения. Необходимо убедиться, что подросток хочет участвовать, видит ценность программы. Что он готов приложить собственные усилия, чтобы получить максимальный результат, использовать предоставленный шанс развить свои представления о собственном будущем и сделать первые шаги к его реализации.
• Мы используем вариант наставничества педагог-воспитанник, заключая трехсторонний договор: руководитель детского дома -педагог/воспитатель-воспитанник. Каким образом можем организовать наставничество представитель предприятия/НКО и т.д.-воспитанник, что является основанием?
Ответ: Для запуска и реализации программы могут использоваться любые достаточные для этого региональные или локальные нормативные акты (положения, распоряжения, приказы и так далее).
• Если 6 встреч не достаточно, тем более в соответствии с постановление 481 мы сопровождаем воспитанника до 23 лет, то какими методическими материалами мы обеспечиваем наставника для продолжения сопровождения?
Ответ: Программа «Мое будущее» является краткосрочной и завершается выпускной церемонией. После этого наставник может взять следующего наставляемого. Продолжение общения с прежним наставляемым возможно по желанию пары, но не сопровождается методическими материалами.
• Может ли успешный студент ПОО/ООВО, выпускник детского дома, стать наставником для воспитанника этого же детского дома? Какова нормативная основа?
Ответ: Если выпускник на 9 лет старше наставляемого и успешен в профессии, он может быть наставником по методике «Мое будущее». Если условия иные, то, возможно, нужно использовать иное методическое обеспечение для такой пары. В материалах нашего курса, с альтернативными вариантами наставничества знакомили выступающие из Калининградской области. Запись смотрите, пожалуйста, в разделе регионального опыта.
• Могут ли помогать специалисты, не проходящие обучение на данном курсе, в реализации краткосрочной программы наставничества «Мое будущее»?
Ответ: Могут. Ваша команда тьюторов-координаторов информирует и обучает их сама в необходимом объеме.
• Существует ли диагностический материал для подбора пары «Наставник – Наставляемый»?
Ответ: Процедура и материалы для подбора пар представлены в видеокурсе для тьюторов программы. Также рекомендую обратить внимание на освещение этого вопроса в семинарах о региональном опыте реализации программы.
• Когда организовывается встреча «Наставник – Наставляемый» тьютор предварительно подготавливает ход беседы?
Ответ: У наставника есть методическое пособие. Нюансы подготовки конкретной встречи отражены в видеокурсе для тьюторов программы.
• Что делать если на полпути реализации программы «Наставник» по каким-либо причинам ушел с места работы или его уволили, продолжается работа с такой парой?
Ответ: Если у наставника сохраняется такая возможность, то да.
• Если участники успешно прошли программу, и «Наставник» и «Наставляемый» желает продолжить дальнейшее общение, возможно ли это и сопровождается такая пара тьютором?
Ответ: Возможно. Вопросы сопровождения таких пар вам необходимо согласовать в своей команде.
• В программе, как я поняла, наставниками являются люди, незнакомые выпускникам. Могут ли наставниками быть воспитатели детского дома?
Ответ: Для ответа на Ваш вопрос необходимо глубоко понимать психолого-педагогические механизмы, которые обеспечивают результативность программы для подростка. Профессиональная среда наставника, высокий уровень его профессионального и личностного развития, новизна полученного опыта — незаменимые условия необходимых изменений в отведенном формате в установленный срок.
• Каким образом решается вопрос, если наставник желает самостоятельно провести время с наставляемым?
Ответ: Все согласовывается с тьютором пары и координатором.
• Что делать, если наставляемый отказывается завершить программу?
• Как поступить, если наставник по каким — либо причинам не может продолжить участие в программе?
Ответ: Подобные ситуации подробно рассматриваются в видеокурсе для тьюторов и в семинарах о региональном опыте программы. У Вас будет знание правил разрешения подобных ситуаций и знание имеющейся практики. В результате Вы научитесь обосновывать и реализовывать алгоритмы действий для разрешения сложных случаев программы в конкретных условиях.
Источник: author-club.org
19 марта состоялась встреча наставников, наставляемых и партнеров Центра методической поддержки наставничества “Мое будущее”.
19 марта состоялась встреча наставников, наставляемых и партнеров Центра методической поддержки наставничества “Мое будущее”.
Главная / / Блоги / Дистанционное образование / Наставничество. Профориентация / Разное / 19 марта состоялась встреча наставников, наставляемых и партнеров Центра методической поддержки наставничества “Мое будущее”.
1 Апр
19 марта состоялась встреча наставников, наставляемых и партнеров Центра методической поддержки наставничества “Мое будущее”.
19 марта в городской «Точке кипения» Москвы состоялась знаковая встреча наставников, наставляемых и партнеров Центра методической поддержки наставничества “Мое будущее”, оператора лидерского проекта АСИ в рамках инициативы «100 лидеров развития новых подходов в образовании», оператора практики наставничества «Мое будущее», вошедшей в число лучших практик неформального образования РФ (по итогам конкурса 2020 года).
Во встрече приняли участие руководящие лица:
1. исполнительный директор МОО «Старшие Братья Старшие Сестры» Нина Александровна Воронцова;
2. заместитель директора по развитию АНО «Школа «Президент» Иван Эдуардович Илларионов,
3. кандидат филологических наук, директор центра сопровождения образовательных программ ИНО МГПУ Наталия Геннадьевна Калинникова;
4. доктор педагогических наук, профессор, президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация» Татьяна Михайловна Ковалева;
5. руководитель программы направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Варвара Михайловна Лукашинна,
6. директор ООО «Лидер» Инна Зиновьевна Мороз;
7. генеральный директор ООО «Европастейдж Арт Продакшн» Анна Алексеевна Сурнова;
8. художественный руководитель плейбэк-театра «СОЛЬ» Марина Александровна Фурта;
9. кандидат педагогических наук, генеральный директор АНО «Центр методической поддержки наставничества «Мое будущее» Мария Юрьевна Чередилина.
В ходе встречи состоялись:
1) Отчетное выступление М.Ю. Чередилиной по итогам 2020 года.
2) «Круг поддержки» с обсуждением совместных мероприятий на 2021 год.
3) Фасилитационная сессия для наставников, проведенная актерами плейбэк-театра «СОЛЬ».
Наставникам, партнерам и наставляемым программ СО НКО Центр методической поддержки наставничества “Мое будущее” были вручены подарочные календари «Как общаться с ребенком» издательства «Smartreading», предоставленные издательством в адрес АНО “Мое будущее” безвозмездно.
СПРАВКА ОБ ОРГАНИЗАТОРЕ
Название организации
АНО Центр методической поддержки наставничества «Мое будущее»
Идея
Наша деятельность строится в идеологии межсекторного партнерства и призвана объединить различные элементы местного сообщества (образовательные организации, органы власти, бизнес-организации, НКО и т.п.) в единый «организм», способствующий социально-педагогической интеграции лиц особых категорий.
Наставляемый – лицо в трудной жизненной ситуации 15-23 лет, добровольно участвующее во взаимодействии с наставником согласно своему социальному, образовательному, личностному запросу.
Наставник – доброволец с высоким уровнем социальной интеграции, чье участие в программе поддержано работодателем-партнером практики, подготовленный к реализации методики, на которой строится практика. Наставник сопровождает подростка через беседу, составление ментальных карт, организацию предпрофессиональных, профессиональных и личностных проб.
Задачи:
1. Формирование базовых методических и организационно-управленческих условий реализации наставничества: подготовка координатора и ведущих тьюторов, получение административной поддержки, подготовка нормативных документов, освоение методики и/или написание своего адаптированного варианта.
2. Подготовка участников (наставляемые, законные представители наставляемых, наставники, кураторы, общественные наблюдатели и т.д.), организация школы наставника и тьютора, подбор пар.
3. Реализация основных мероприятий, текущий мониторинг: соблюдение правил, обеспечивающих безопасность и результативность практики; организация групповых и индивидуальных встреч, контроль общего графика; консультации тьюторов и наставников, сбор и анализ их отчетов; разрешение трудных и конфликтных ситуаций.
4. Итоговая оценка, принятие управленческих и методических решений для следующего цикла реализации практики.
5. Формирование сообщества участников, выпускников и сторонников практики.
По итогам 2020 года:
1. Оформлены методические материалы более 20 методик наставничества;
2. В сети представлены 27 территориальных групп из 17 субъектов РФ: Р.Северная Осетия – Алания, Р.Татарстан, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Пермский край, Амурская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Липецкая, Московская, Новгородская, Омская, Свердловская, Тюменская, Ярославская области, г.Москва.
3. Более 1000 подростков в ТЖС были включены в индивидуальное и групповое наставничество, завершают программы не менее 75%;
4. Библиотека методических материалов практики и родственных практик доступна в мобильном приложении NewMentor.
5. Вошли в Атлас лучших практик неформального образования
6. Являемся лидерским проектом АСИ
#Моебудущее
#Наставничество
#NewMentor
Источник: www.thetutor.ru