Роль ведущего в программе

Профессия телеведущего относительно молодая. В России первые профессионалы в этой сфере появились в 30-х годах прошлого века, да и то в порядке научного эксперимента.

Ведущие в том виде, в котором их сейчас представляют, появились в конце 50-х годов вместе с первыми тематическими передачами. По-настоящему массовой эта профессия стала лишь в 50 – 60-е годы.

Телеведущий постоянно общается с гостями программы, известными личностями, политиками, зрителями. В зависимости от темы его передачи меняется и его рабочая «рутина»: кто-то занимается кулинарией и ведет передачи, посвященные кухням разных стран, кто-то ведет шоу о путешествиях, кто-то анализирует последние события на финансовых рынках и т.д.

Принято выделять два основных направления работы ведущих:

  • развлекательное телевидение;
  • новостные и аналитические программы.

К первому относятся те самые многочисленные шоу – от музыкальных передач до кулинарных программ. Ко вторым – всё, что связано с политикой, экономикой (нередко в формате ток-шоу). Одна из разновидностей профессии ведущего – дикторы. Так называют специалистов, которые ведут программы новостей на радио и ТВ.

Очень крутой промо ролик ведущего! Вот как надо себя представлять!

Публичный характер профессии накладывает свой отпечаток на всю жизнь телеведущего. Даже если он не находится на своем рабочем месте, он должен быть готов к тому, что кто-то его узнает, подойдет, захочет поговорить или сфотографироваться с ним. Телеведущий должен быть вежлив, в меру открыт и приветлив. Он должен уверенно держаться на публике и перед камерой, быть готовым к неожиданному развитию событий, быть эрудированным и обладать чувством юмора.

Особенности профессии телеведущего

У каждого телеведущего есть свой стиль и специфика, зависящие от направления его передачи. Так, ведущий новостных выпусков, как правило, начинает свою карьеру с журналиста или редактора программы. В настоящее время ведущий новостей принимает очень активное участие в создании передачи – он занят подготовкой информации, участвует в отборе материалов, а не просто зачитывает уже готовый текст, как это было раньше.

Работа ведущего информационной программы подчиняется строгой схеме:

  • написание текста (подводок);
  • знание новостной повестки – как правило её подбирает съемочная бригада (редакторы, журналисты);
  • работа в кадре. У каждого ведущего в передаче есть свое место и свои реплики, выверенные до секунды. Хотя в прямом эфире нередко случаются накладки и приходится импровизировать.

Обязанности телеведущего

Источник фото: prostooleh/freepik

Вершиной карьеры телеведущего считается авторская программа. Часто ведущие таких передач даже не являются профессиональными журналистами. В данном случае на первый план выходит фигура самого человека, его талант и обаяние. Он должен уметь увлекательно рассказать о том, что его интересует, привлечь внимание зрителей, обладать своим собственным стилем. Очень часто ведущими становятся люди, работающие в театре, кино, шоу-бизнесе и смежных сферах.

Попробуй себя в роли ведущего #shorts

У ведущего развлекательных программ одна из главных задач – привлечь как можно большую аудиторию и поддерживать ее интерес к шоу на протяжении всего цикла. А это значит, что нужно уметь разговаривать со зрителем, сделать его активным участником, избегать конфликтных ситуаций и постоянно подогревать интерес новыми и эксклюзивными материалами.

Профессиональные требования к телеведущему

Каждый телеведущий для успешного выполнения работы должен быть интеллектуально развитым, начитанным, обладать хорошей памятью, отличной дикцией, уметь виртуозно вести беседу, задавать нетривиальные вопросы.

В прямые обязанности телеведущего входит:

  • проведение репетиций и съемок телепередачи;
  • тесная работа с операторами, режиссерами и сценаристами;
  • подготовка программы к эфиру: общение с приглашенными гостями, работа над сценарием;
  • постоянное общение с аудиторией.

Профессиональные требования к телеведущему в общих чертах сводятся к:

  • наличию высшего образования;
  • приятной внешности;
  • отличной дикции и приятному тембру голоса;
  • умению работать перед камерой и участвовать в съемочном процессе.

Телеведущий должен обладать чувством юмора, отличной памятью, харизмой, сохранять спокойствие и выдержку в любых ситуациях, быть готовым к импровизации.

Сколько зарабатывают телеведущие

Профессия телеведущего – «штучная», поэтому открытых вакансий по этому направлению крайне мало в свободном доступе. Желающих работать на телевидении всегда превышало реальное количество рабочих мест. Сделать хорошую карьеру в этом случае может тот, кто готов полностью отдаваться работе, забыть о личной жизни, кто согласен ради интересного репортажа сорваться и поехать за многие километры от дома, терпеть различные бытовые неудобства.

Прежде чем стать телеведущим, надо быть готовым к рутинной журналисткой работе, будням корреспондента и к постоянным кастингам для телешоу.

Уровень зарплаты популярных ведущих, как правило, не разглашается.

Где учат телеведущих

Источник фото: freeplk/freepik

Где учат на телеведущих

Желающие работать телеведущими могут получить высшее образование на факультете журналистики. Но, как показывает практика, работу ведущего часто получают актеры, певцы, музыканты и вообще популярные медиа-персоны с опытом в шоу-бизнесе. Главное – это узнаваемый стиль, популярность у зрителей.

Можно также поступить на курсы телеведущих при крупных телекомпаниях или воспользоваться театральными курсами. Однако главным характеристикам для профессии телеведущего – эрудиции, интеллекту, юмору – невозможно выучиться за пару месяцев. Эти навыки человек нарабатывает всю жизнь самостоятельно.

Как правило, студенты факультетов журналистики уже на третьем — четвертом курсе начинают подрабатывать или стажироваться на различных телеканалах. Сначала речь идет, конечно, о низкооплачиваемых позициях. Однако этот опыт помогает завести полезные знакомства, узнать изнутри телевизионную кухню и способствует дальнейшей карьере уже после получения диплома.

Читайте также:
Программа как соединить видео в одно

Плюсы и минусы профессии телеведущего

К плюсам профессии телеведущего относятся:

  • публичность;
  • работа с известными людьми;
  • возможность самому стать узнаваемым и популярным;
  • высокие гонорары при условии хорошего карьерного роста.
  • ненормированный рабочий день;
  • огромная конкуренция;
  • та же самая публичность, которая имеет массу негативных сторон;
  • постоянные стрессы.

Источник: kedu.ru

Роль ведущего в ток-шоу

Ток-шоу, сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры концентрируются вокруг личности ведущего. О ток-шоу можно с достаточным основанием сказать: ток-шоу создает звезд, а звезды создают ток-шоу. Такому взаимовлиянию, взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор, креативность. Также ведущий должен уметь заинтересованно слушать, «завести» аудиторию, уметь держать интригу и напряжение до конца передачи, следить за ходом дискуссии и направлять (если это необходимо) ее в другое русло.

В распоряжении тележурналистов есть разные средства выделения важных в смысловом отношении элементов беседы. Эти средства связны с индивидуальностью ведущего ток-шоу.

Именно ведущий, являющийся неповторимым лицом программы, потому что он:

1. Знает тему и участников разговора;

2. Главным правилом считает «развлекать, поучая»;

3. Предоставляет слово участникам программы и «забирает» его;

4. Выслушивает разные мнения по поводу обсуждаемой проблемы;

5. Удерживает течение разговора в нужном русле;

6. Пытается объединить разные точки зрения, задает уточняющие вопросы;

7. Делает выводы сам и подводит к выводам участников передачи.

Ток-шоу отличается необычайной функциональной широтой и тематической разновидностью. Исследователи считают, что ток-шоу концентрируется вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма.

Важны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, т. е. регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на влияние сознания массового зрителя, которое создает эффект «нетерпеливого ожидания встречи». Драматургия ток-шоу тесно связана с вопросно-ответной основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников ток-шоу (герои, эксперты, зрители и т.д.). В зависимости от той задачи, которую ставит ведущий на разных этапах программы, он использует различные типы вопросов. (могилевская)

Обязательными «компонентами» ток-шоу, помимо ведущего, выступают гости («герои») — обычно, это либо известные в какой-либо сфере, либо интересные зрителям своими поступками, мыслями, образом жизни люди. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков зрителей. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления — это создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную подсказку» телезрителям.

На американском телевидении с появлением жанра ток-шоу возникает особая должность – модератор ток-шоу (от лат. «умеряю», «сдерживаю»). Это человек, который занимается «подогревом» аудитории. Он рассказывает о ходе программы, о роли зрителей, пытается призвать людей к диалогу, спрашивает, кто из присутствующих хочет высказаться на предложенную тему, учит обращаться с пультами для голосований, если их используют в программе. Организаторы ток-шоу на российском и белорусском телевидении активно пользуются услугами модераторов. (могилевская)

Помимо общения с аудиторией до начала программы, этот человек присутствует в зале на протяжении всей передачи. Он следит за ходом ток-шоу и первым начинает аплодировать в местах наибольшего эмоционального подъема беседы, помогает сформулировать мысли желающим рассказать свою историю. Кроме этого, модератор ток-шоу должен выполнять две основные задачи: а) уложиться в отведенное время эфира; б) равномерно и эффективно распределить его между всеми участниками.

На некоторых телеканалах существуют специальные отделы по работе с публикой. В отделе работает штат редакторов и модераторов, за каждым из которых закреплена своя программа. Они и приглашают зрителей в студию.

Большое значение для организации работы имеет компьютерная и печатная база данных по публике, которая позволяет подобрать зрителей по определенным критериям для каждой программы. Таким образом, зрителями в студии становятся люди, заинтересованные в обсуждении тех или иных тем. Однако стать участником программ, можно просто позвонив в редакцию.

В некоторых ток-шоу, идущих в прямом эфире, активно участвуют телезрители, которые могут дозвониться в студию по телефону и «громкой связи», высказать собственное мнение с помощью SMS и интернет-голосования.

Ведущий — это человек, которого мы часто видим на экране как автора идеи, создателя передачи, интересовал исследователей с самого начала работы телевидения в прямом эфире. Так, первого советского телекритика В.С.

Саппака вдохновила на размышления о ведущих на экране возможность телевидения показать зрительской аудитории автора программы в неповторимый момент реализации творческого замысла. Несмотря на то, что исследования Владимира Семеновича приходятся на 1950-е-1960-е годы, актуальность они не утратили по сей день. До сих пор является актуальным его мнение о небезвредности водворения на телеэкране «банально-фотогеничных» лиц, в которых проступает «типажно-массовидное, «такое, как все», чаще всего – никакое». (Саппак 2007, 149). Абсолютно современным нам представляется также сформулированный им «запрет» на «безукоризненную банальность» на телеэкране: «На телевидении нужны личности, индивидуальности, через которые можно что-то узнать о времени, создавшем их. И категорически не нужны манекенщицы, точно информирующие нас о модах сезона» (саппак).

Из высказываний В.С. Саппака можно сделать вывод, что ведущий—это не только обложка, не только лицо программы, но это ее символ, ум и душа. Выше уже упоминалось, что некоторые современные исследователи склонны считать, что вся зрелищная культура (кино, эстрада, радио, телевидение, политические ток-шоу) построены на персонификациях. Это значит, что при создании ток-шоу необходимо учитывать приписывание ведущему определенных свойств.

Читайте также:
Meltdown spectre отключить программа

Например, в теории средств массовой информации и коммуникации эффект персонификации связан с разработкой социально-психологического подхода. На его основе данного подхода Н.Н. Богомолова выделяет целостную модель коммуникатора, которая представлена двумя рядами отношений: между коммуникатором и сообщением, коммуникатором и аудиторией.

В первом из них накапливаются характеристики коммуникатора (ведущего), которые включают эмоциональные, поведенческие и когнитивные аспекты. Такие качества, как адекватное отображение действительности, умение донести его до аудитории, правдивость, честность, убежденность, искренность, способствуют целенаправленной и эффективной персонификации ведущего, содействуют его активному восприятию аудиторией. Исходя из первого типа отношений, формируется второй ряд, он устанавливается между ведущим и аудиторией, который определяется по фактору уважения – привлекательности. Это представляет особую значимость для ведущего ток-шоу, ведь он — буфер между экспертами и зрителями. Принцип обратной связи позволяет сделать вывод о том, что если ведущий не обладает качествами первого ряда, то ему трудно рассчитывать на высокий уровень персонификации у аудитории (Богомолова 1990, 96–97).

С тезисом, что на телевидении сообщение неотделимо от его носителя, российский социолог П.С. Гуревич определил, что при условиях личностных, персонифицированных характеристиках коммуникатора оно приобретает смысл. Эффект завершенной персонификации, согласно его мнению, достигается при абсолютном слиянии телепередачи и ее ведущего, создающем подсознательное ощущение их единства. (см. Гуревич 1991, 201).

Развивая похожую мысль В.И. Михалкович вводит в научный оборот понятие «двойственность в единстве» (Михалкович 1982, 63). В этом случае ведущий воспринимается не как частное лицо, которым на телеэкране может быть любой зафиксированный в кадре человек.

Эффект персонификации срабатывает чаще всего на надличностном уровне, который обусловлен социальным статусом человека, его общественными функциями, профессией. В.И.

Михалкович подчеркивает: телеэкран не только допускает – требует, чтобы «приватная» индивидуальность «видимого» человека не сливалась с «публичной», «ролевой», а чтобы человек представал на экране в своей индивидуальности. Однако в создании образа на экране участвуют и зрители. В этой связи персонификация не может рассматриваться вне учета реакции аудитории, ее знаний, жизненного опыта, образно-эмоциональной памяти, которые неизбежно опосредуют восприятие любой информации и формируют отношение к ведущему. Этот момент В.И. Михалкович назвал «непреднамеренной образностью» (Михалкович 1983, 114).

Выдвинутые идеи были развиты А.А. Новиковой в концепции «социальной маски», которые исследователь сформулировал в монографии «Телевидение и театр: пересечения закономерностей» (см. Новикова 2004). Согласно этой концепции, растиражированный телеэкраном образ «живого» человека рано или поздно потеряет индивидуальные черты и превратится «в транслятора каких-то определенных идей и моделей взаимоотношения с окружающим миром» (Новикова 2004, 79). «Социальная маска», по ее мнению, предстает как определенный тип ведущего или участника телепередачи, который «своими взглядами и поведением (стилем общения с аудиторией) претендует на выражение общественного мнения, мировоззрения и социально-психологических установок определенной части аудитории, как бы представляет собой обобщенный портрет этой группы населения» (Там же, 79–80).

Для формирования «социальной маски» необходимо, чтобы ведущий регулярно появлялся в телевизионном кадре, был последователен в своей социальной позиции.

Концепции «социальной маски» не противоречит и практика белорусского телевидения. Действительно, телевидение эпохи социального застоя тиражировало образ советского человека, который представал, с одной стороны, «таким, как все» и в то же время идеальным современником. Ведущие телевизионных передач: дикторы, обозреватели, комментаторы – должны были соответствовать установленным образцам поведения на телеэкране. В то время нормой для ведущих была эмоциональная сдержанность, откровенная демонстрация экранного аскетизма.

РОЛЬ ВЕДУЩЕГО В РАЗЛИЧНЫХ ТВ ПРОГРАММАХ.

При подготовке передачи в прямом эфире широко практикуется предварительное собеседование, уточнение тематики предстоящего разговора. Но это вовсе не означает заранее проведенной репетиции по известным вопросам. По сути дела — это запрещенный прием, как для «живого» эфира, так и для записи. Потому что аудиторию убеждает лишь естественный, откровенный, открытый разговор, пусть порой шероховатая, с паузами для раздумья, но настоящая, живая речь.

— Ведя беседу или интервью, журналист обязан помнить, что заданный им вопрос должен быть четко сформулированным и предельно конкретным. Только тогда можно рассчитывать на такой же конкретный ответ.

— Беседа построена неправильно, если журналист позволяет себе задавать несколько вопросов одновременно. Обычно отвечают на один, забыв или опустив остальные.

— Порой ведущий попадает в «капкан» односложных ответов «да» или «нет». Вырваться из него поможет так называемый «эпатирующий вопрос», который нужно подготовить заранее и который заденет собеседника за живое.

— Часто неопытные ведущие «исчезают» из контекста беседы на длительное время, это приводит к тому, что слушатель его просто забывает. Если нецелесообразно прервать собеседника, то напоминание о себе в виде коротких реплик типа «да, конечно» или даже простое покашливание вполне прояснит для аудитории ситуацию.

— Существует ряд «этических табу», к сожалению, слишком часто нарушаемых. Недопустима в беседе фамильярность по отношению к выступающему, так же как и всегда замечаемая слушателем робость перед знаменитостями и власть имущими.

— Не следует жаловаться приглашенному в студию на нехватку времени. Между тем, организация эфирного времени — дело самого журналиста.

— Взаимоотношения ведущего и собеседника за пределами студии или места, где идёт запись, могут оказаться достаточно сложными. Но это ни в коей мере не должно отразиться на общем спокойном и вежливом тоне, только подчеркивающем бестактность оппонента, если, конечно, он ее допустит. И, конечно, журналист просто обязан задать тот самый вопрос, на который рассчитывал собеседник, идя на встречу.

Читайте также:
Какой программой восстановить жесткий диск с битыми секторами

Говоря о ведущих телепрограмм, стоит назвать еще одну профессию, ставшую очень популярной. Речь идет о шоуменах. Шоу — значит представление. Слово “ток-шоу” обозначает “разговорное представление”, своего рода спектакль — яркий, динамичный. Шоумен должен быть артистичным.

Талант общения, умение выстроить передачу из множества высказываний, ирония, иногда сомнение, быстрая реакция — необходимые для него качества. Эти передачи могут быть очень разные. Но непременно легкие для восприятия, даже если тема злободневна (отсюда и популярность жанра). Необходимый признак ток-шоу — участие публики. Помимо ведущего и героев возможно присутствие экспертов.

Иногда сюрпризы, неожиданности для героя.

Интервьюер, шоумен и модератор воздерживаются от высказывания собственных суждений. В этом противоположность их роли комментатору и обозревателю. Если обозреватель, принимая гостя в студии, может пуститься в пространные рассуждения, то интервьюер и шоумен проявляют свою индивидуальность лишь в продуманной постановке вопроса – такого, до которого не додумался бы обыкновенный телезритель, но направленного на получение интересной для всех информации. А модератор может многого добиться лишь настойчивостью и последовательностью, если кто-то из собеседников пытается увернуться от невыгодной для него темы.

Журналиста – организатора общения в студии иногда сравнивают с катализатором химического процесса. Как известно, это вещество само не участвует в реакции, но без него реакция не идет. Сравнение достаточно точное. Какой бы служебной ни казалась роль модератора, но одно лишь присутствие того или иного из известных журналистов в корне меняет сам характер телевизионной передачи. Для молодого журналиста амплуа модератора едва ли уместно: любое замечание из его уст (даже о необходимости соблюдать время и заканчивать высказывание) выглядит как нарушение этических норм по отношению к старшим.

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗ

К специфическим особенностям очерковых произведений относится не только документальное отображение действительности, но и ее художественное моделирование. В документальном очерке формы условности бесконечно многообразны.

Они выражаются и в выборе определенного ракурса при изображении человека, и в авторской точке зрения, и в свободе выбора элементов повествования, и в сюжетном построении материала, и в различного рода домыслах и версиях, которые могут быть, открыто заявлены автором, Понятие “ракурс”, используемое в документальном искусстве, в полной мере может быть применено и к очерковым произведениям. Журналист, перерабатывая множество фактов действительности, отбирает только те из них, которые наиболее ярко высветят то или иное явление.

Автор, исходя из этих положений, может домысливать лишь только то, что может, по его предположению, вытекать из логики развития ситуации. В публицистических текстах как и в художественных, мы имеем дело не с реальностью, а его отраженными, а значит, условными пространством и временем.

В каждом конкретном произведении журналист, вычленяя для отображения тот или иной фрагмент действительности, стремится, как можно полнее выразить свое понимание описываемых им событий или людей. С этой целью он может использовать как образно-эмоциональные средства, так и логико-понятийные.

Публицистическое время в очерковом произведении “открыто” не только настоящему и будущему, но и прошлому. Реконструируя жизнь героя, автор, так или иначе, обращается к его прошлому, к детству, к юности, к зрелости, потому что без этого порой невозможно понять то, что происходит с героем в настоящем.

Ведь именно в прошлом во многом “замешивается” судьба, именно в прошлом человек получает какие-то жизненные уроки, приобретает опыт, определяет свой путь. И пройти мимо этих жизненных этапов в очерковом произведении невозможно, потому что иначе становится невозможным изображение человеческой судьбы в ее целостности.

Обращаясь к биографии конкретного человека, журналист способен обогатить очерковое произведение различного рода жизненно-историческими свидетельствами, воссоздать те социальные процессы, которые происходили в прошлом; внимание к настоящему дает возможность раскрыть насущные человеческие дела, наконец, нацеленность на будущее может расширить видение дальнейшего развития ситуации. К художественным средствам изображения, как правило, относят пейзаж, художественную деталь, речевую характеристику, диалог, портрет, и т.д.

Их “служебные” функции — выступать в виде своеобразных связующих мостиков, скрепляющих текст в единое целое. Очеркист, пользуясь разнообразными художественно-выразительными средствами изображения, имеет широкие возможности в показе жизненных явлений, в передаче тончайших состояний человеческой души, в обрисовке внешней среды, в характеристике героев посредством ярких деталей и особенностей речи, и т.д. Так Пейзаж в очерковых произведениях применяется не только в качестве украшения или своеобразного фона. В портретных очерках пейзаж применяется: — в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой; — как средство в раскрытии человеческого характера; — в качестве фона для портрета героя; — как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т. д. Впрочем, пейзаж может использоваться в качестве экспозиции… В проблемных очерках пейзаж может выступать: — в качестве художественного средства в постановке социально значимых проблем; — для воссоздания социальной жизни людей и т. д. Таким образом, пейзаж в очерковых произведениях применяется не только в качестве украшения или своеобразного фона.

Деталь в очерковом произведении является одним из средств художественной типизации. Посредством удачно найденной детали можно передать характерные черты внешности человека, его речи, манеры поведения и т. д.; выпукло и зримо описать обстановку, место действия, какой-либо предмет, наконец, целое явление.

Посредством яркой детали можно заменить целые описательные фрагменты, отсекая лишние подробности. К основным признакам детали можно отнести ее изобразительную емкость и конкретность.

Приемы обыгрывания деталей в очерке могут быть самыми разнообразными.

Источник: megaobuchalka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru