С развитием медицинской науки постоянно совершенствуется и возрастает роль специалистов со средним медицинским образованием. Теперь для ухода за пациентами они должны обладать все более сложными медицинскими, естественно научными, а также техническими познаниями и навыками. Задачи, возложенные на средних медицинских работников, и их деятельность становятся все более многосторонними.
Всемирная организация здравоохранения рассматривает сестринский персонал как реальный потенциал для удовлетворения растущей потребности населения в доступной медицинской помощи.
Специалисты, имеющие среднее медицинское образование и составляющие самую многочисленную категорию работников здравоохранения, играют важную роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества, предоставляемых населению услуг, усилии профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи. Роль, функции и организационные формы деятельности сестринского персонала меняются в соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением, особенно в свете реализации приоритетного рационального проекта «Здоровье» — это, прежде всего развитие первичной медико-социальной помощи, направленной на профилактику заболеваний, укрепление здоровья, гигиеническое обучение и воспитание населения.
Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». 323 ФЗ
Большое значение в сохранении и поддержании здоровья имеет диспансеризация. Рассматривая задачи, форму участия и организацию работы среднего медицинского персонала в обеспечении диспансерного наблюдения среди населения, следует иметь в виду, что в современных условиях роль медицинских специалистов среднего звена в диспансеризации неуклонно возрастает. Это определяет весьма высокие требования к подготовке таких специалистов, которые должны обладать все более глубокими знаниями в области профилактической медицины, рядом важных практических навыков, необходимых для реализации диспансерного метода в практике здравоохранения
Перспективными формами профилактической работы являются школы для пациентов с хроническими заболеваниями, опыт которых убедительно продемонстрировал новые возможности специалистов сестринского дела, способствующие улучшению состояния здоровья пациентов. Еще более важное значение имеет работа медицинской сестры в образовательных учреждениях (в детских садах, школах). Основными направлениями ее работы должны являться первичная профилактика, включающая контроль за санитарно-гигиеническими условиями, организацией учебно-воспитательного процесса, участие в составлении режима дня. Занятий, контроль воспитания детей, за физическим воспитанием, проведением закаливающих мероприятий, иммунопрофилактику.
До настоящего времени не стало практикой использование хорошо применяемого в зарубежной медицине показателя — удовлетворенности пациента качеством предоставленной медицинской помощи. Тем не менее ориентация на потребителя является ключевым принципом системы управления качеством в здравоохранении и предусматривает совершенствование управления деятельностью сестринских служб. Формирование среды в практическом здравоохранении для работы специалистов сестринского дела в новой формации.
Конференция «Роль сестринского персонала в повышении качества и безопасности медицинской помощи»
Источник: vuzlit.com
Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья, в организации медицинской профилактики
Укреплению здоровья населения способствует хорошо налаженная система санитарного просвещения, в которой участвуют все медицинские работники. Она представляет совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на сохранение и восстановление здоровья и трудоспособности человека, на продление его активной жизни.
Медицинские сестры, работающие как в учреждениях клинической медицины, так и на поликлинических участках вместе с врачами являются пропагандистами медицинских знаний среди населения. Наиболее важные направления работы: антенатальная профилактика в период беременности, проводимая в женских консультациях; профилактика заболеваний среди детей, в осуществлении которой велика роль медицинских работников всех детских учреждений. Их деятельность направлена на организацию рационального питания, развития физкультуры и спорта, правильное половое воспитание, пропаганду здорового образа жизни. Медсестры, работающие в женских консультациях (акушерки), проводят занятия с будущими матерями, подготавливают их к родам, преподают им навыки общения с новорожденными.
Санитарное просвещение, реализуемое медицинскими работниками, планируется как обязательная часть их производственной деятельности и организуется в соответствии с профилем данного учреждения. Особое внимание уделяется включению санитарно-просветительской работы в систему диспансеризации населения.
Для обучения населения приемам оказания первой помощи следует использовать все средства массовой информации. Должное внимание необходимо уделять санитарно-просветительным занятиям на производстве; их могут проводить подготовленные медсестры под руководством цеховых или участковых врачей. Особо важная роль в пропаганде санитарных знаний принадлежит медсестрам с высшим образованием yi фельдшерам, которые вполне могут заменить врача на этом крайне важном участке работы по профилактике нарушений состояния здоровья населения разных возрастных групп.
В условиях рыночной экономики, когда медицинская помощь в условиях стационара для необеспеченных слоев населения не всегда доступна, повышение его санитарной культуры становится важным механизмом в борьбе за сохранение здоровья.
Медицина 20 в веке – болезнецентрическая. Больные – выздоровевшие – повторно-заболевшие – хронические больные.
Парадигма: “Больной – врач” , “Больной — сестра”
Медицина 21 века – здраво центрическая. Гражданин – врач – здоровое общество.
Парадигма: “Пациент – врач”.
Девиз медицины 21 века: Человек познай и сотвори себя сам!
Парадоксальная ситуация: цель медицины – здоровый человек, а поле ее деятельности – больные люди. Хотя утверждают, что медицина стоит на 3 — китах: профилактике, диагностике и лечении. Поэтому первичная медико-санитарная помощь сводится не только к борьбе с болезнями и радикальному вмешательству в кризисных ситуациях.
Главный упор делается на профилактику заболеваний и укрепление здоровья. Многосторонние реформы в системе здравоохранения пока не дают должного ожидаемого результата. Одна из перспектив выхода из сложившейся ситуации: активное участие населения в решении проблем здоровья.
Первыми шагами законодательно-правового характера в стратегии реформирования здравоохранения можно назвать Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Концепцию развития здравоохранения и медицинской науки в Р.Ф. В них, а также в приказах Минздрава РФ от 22.12.95 № 364 “О мерах по развитию медицинской профилактики в РФ”, от 06.10.97 № 295 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения РФ», концепции Президентской программы «Здоровье работающего населения России на 2004 – 2015гг.» и Федеральном законе Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливается приоритет профилактических мер в действующей системе здравоохранения.
Поэтому основой деятельности медицинского персонала учреждений ПМСП является:
1. Конкретный анализ состояния здоровья и условий жизни отдельных семей.
2. Изучение роли семьи в сохранении здоровья её членов.
3. Организация внутрисемейной помощи во время болезни одного из членов.
Основные виды деятельности среднего медицинского работника направлены на оказание помощи отдельным лицам, семьям и группам населения и включают:
— проведение мер по укреплению и поддержанию здоровья населения различных возрастных групп;
— выявление физических, психических социальных, экологических, этнических факторов риска для здоровья пациента (семьи) и консультирования населения по вопросам уменьшения их влияния на здоровье;
— обучение пациента и его семьи вопросам поддержания здоровья в различные возрастные периоды, ухода и само ухода, здорового образа жизни.
Работа медсестры или фельдшера в области укрепления здоровья может включать:
— оценивает состояние здоровья пациента и его мнение о собственном благополучии;
— поощряет образ жизни и поведение, благоприятные для здоровья, служит примером, предоставляет знания и поддержку, программы по достижению благополучия.
Источник: megaobuchalka.ru
Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья
Человек во все периоды жизни сталкивается с медицинскими работниками среднего звена. Нередко, первым, кого видит появившийся на свет младенец в своей новой жизни, является акушерка. В последствии патронажные визиты к ребенку домой осуществляет участковая медицинская сестра. Медицинским обеспечением детей в дошкольных образовательных учреждениях также занимаются медсестры. Основной специалист отделения оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях поликлиник, работающий в школе, гимназии, ПТУ – это медсестра.
Участковая медсестра женской консультации принимает действенное участие в подготовке женщины к родам и предстоящему материнству. Врачи общей практики, участковые терапевты, в том числе работающие в медико-санитарных частях, не могут обходиться в своей профессиональной деятельности без среднего персонала. И так продолжается вплоть до глубокой старости, когда роль медсестры еще больше возрастает.
Высокое профессиональное мастерство медицинских работников среднего звена во многом определяет уровень оказания медицинской помощи различным группам населения. Уход за больным является необходимой и важнейшей составной частью лечения. Под уходом понимают комплекс лечебных, профилактических, гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, которые направлены на облегчение страданий больного, скорейшее выздоровление, а также на предупреждение осложнений заболевания.
Роль медработника в разные возрастные периоды отличается. В нормально протекающей жизнедеятельности человека она минимальна в средний отрезок жизни (кроме периода беременности женщины) и максимальна на “полюсах жизни” — при рождении и смерти. Это особенно характерно для одного из важнейших разделов деятельности медсестры – профилактической работы (патронажной деятельности).
Обязательным является проведение не менее 2 дородовых патронажей каждой беременной женщины (первый в наиболее ранние сроки беременности). Важные компоненты профилактической работы – оказание совместно с участковым врачом, а в случае необходимости и социальными работниками, активного влияния на оздоровление окружающей беременных микросреды: активное выявление нарушений самочувствия беременных и своевременное оповещение об этом участкового педиатра и акушера-гинеколога женской консультации; привлечение беременных к посещению школы молодой матери в женской консультации, детской поликлинике и кабинета по воспитанию здорового ребенка, а также участкового педиатра в дни профилактических приемов.
В последующем профилактическая работа патронажной медсестры включает: проведение патронажа новорожденного ребенка в первые 2 дня после выписки из родильного дома (осуществляется совместно с врачом – педиатром); дальнейшее наблюдение за ребенком в период новорожденности должно проводиться только в домашних условиях 1 раз в 7 дней, а по показаниям и чаще.
При проведении профилактических патронажей анализируются материально – бытовые, культурные, гигиенические условия жизни семьи, её психологический климат. Необходимо в быт каждой семьи внедрять здоровый образ жизни, оптимальный режим дня ребенка, закаливание, двигательную активность, гимнастику, а также осуществлять контроль за питанием, рекомендованным врачом, и за выполнением всех назначений врача.
Медсестра осуществляет работу с картотекой пациентов, состоящих на диспансерном учете, проводит лечебные и профилактические мероприятия, для чего она должна владеть техникой всех необходимых процедур.
Правильно организованная и целенаправленная санитарно-просветительская работа с населением значительно увеличивает эффективность профилактики заболеваний и их лечение.
На основании вышесказанного, можно подвести итог: одна из основных функций медсестры – функция мотивированного ухода. Чтобы выполнять эту и другие функциональные обязанности медсестра должна знать:
- анатомо-физиологические особенности (АФО) органов и систем детей в разные возрастные периоды;
- причины и сущность заболевания;
- клинические проявления заболевания и их особенности у детей;
- возможные осложнения заболевания.
Кроме теоретических знаний от медсестры требуется ряд практических умений, таких как:
- грамотное проведение сестринского обследования ребенка и оценка тяжести его состояния;
- выявление наиболее актуальных проблем ребенка, т.е. проведение сестринской диагностики;
- составление плана мероприятий по решению выявленных проблем и организация их выполнения;
- четкое выполнение диагностических и лечебных манипуляций по назначению врача;
- оказание доврачебной помощи при осложнениях и неотложных состояниях.
Источник: studfile.net