Процесс обучения – это не просто механическая совокупность основных элементов, а качественно новое, целостное явление.
Ю.К. Бабанский в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты:
Целевой компонент процесса обучения представляет собой постановку педагогом и принятие обучаемыми целей и задач изучения темы (раздела, курса, учебного предмета).
Стимулирующе-мотивационный компонент процесса обучения отражает меры педагога по формированию познавательных потребностей, стимулированию мотивов учебной деятельности, интересов.
Операционно-действенный компонент процесса обучения отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства.
Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения предполагает осуществление контроля педагога и самоконтроля обучаемых с целью установления обратной связи и корректировки хода процесса обучения.
Оценочно-результативный компонент процесса обучения объединяет оценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного несоответствия, постановку задач дальнейшей деятельности.
Мотивация учебной деятельности учащихся. Рекомендации профессионалов
Движущие силы процесса обучения
Движущими силами ПП являются противоречия – столкнувшиеся в конфликте противоположные мнения. Они бывают объективными (внешними) и субъективными (внутренними).
Объективные (внешние) противоречия:
а) противоречия между интересами личности и общества;
б) противоречия между коллективом и личностью;
в) противоречия между явлениями жизни и недостатком опыта для их получения и понимания;
г) противоречия между нарастающим потоком информации и возможностями педагогического процесса.
Субъективные (внутренние) противоречия:
а) противоречия между целостностью личности и функциональном подходе к ее состоянию;
б) между необходимостью применения обобщенных знаний и умения в конкретных условиях и отставанием ПП в передаче этих знаний;
в) между возрастающей ролью гуманитарных предметов и технологизации процесса;
г) между сформировавшимся идеалом личности и реальным поведением;
Данные противоречия способствуют единству процесса формирования сознания, поведения и воспитания чувств.
Принципы обучения
Когда говорят о процессе обучение как сложной системе, включающей в себя учебную деятельность учителя и учебную деятельность учащегося, имеют в виду организованное обучение. Но обучение не может быть организованным, если оно не опирается на объективно существующие или предполагаемые закономерности. Сформулированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться, эти закономерности, реальные или предполагаемые, становятся принципами обучения.
Основные принципы обучения, провозглашенные общей дидактикой, а по этому обязательные при обучении любому предмету, называются дидактическими принципами. В обучении ИЯ следует руководствоваться следующими дидактическими принципами:
Современные образовательные технологии и педагогические инновации
принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;
принцип систематичности и последовательности;
принцип доступности и посильности;
принцип учета возрастных особенностях обучаемых;
Принцип сознательности. А.Н. Леонтьев сказал: «. подлинно центральный, подлинно ведущий принцип: принцип сознательности». ПС – это такой принцип, при помощи которого обеспечивается основательное знание фактов, определений, законов, глубокое смысловое понимание, осмысление выводов,
Принцип активности. Этот принцип предполагает сообщение учащимся целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности.
Индивидуализация обучения – такая организация процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает различия учащихся, уровень развития их способностей к учению.
Принцип наглядности. Наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужны активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия. Такова роль наглядности.
Принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям и развитию речи.
Образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой становление и социализацию личности.
Цель образования должна быть такой, чтобы:
1) ее реализация позволяла освоить с учащимися некоторый набор учебных навыков;
2) продукт, получаемый в результате ее выполнения приносил какую-то общественную пользу;
3) при работе можно было бы реализовать свои творческие наклонности и способности;
4) работа над проектом имела бы выход на современные проблемы человеческого общества;
5) задача подразумевала бы рассмотрение ситуации в широком контексте связей.
1) опыт познавательной деятельности;
2) опыт репродуктивной деятельности;
3) опыт творческой деятельности;
4) опыт эмоционально-ценностных отношений. Каждый из вышеперечисленных видов социального
опыта обладает специфическим видом содержания образования:
1) знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании обучающегося точной и реальной картины мира, формирует навыки правильного методологического подхода к познавательной и практической деятельности;
2) опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт; 3) опыт творческой поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного применения ранее усвоенных умений и навыков в новых ситуациях.
Это обеспечивает развитие способностей обучающихся к самообразованию и дальнейшему формированию культурного уровня; 4) опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека. Это проявляется в отношении к окружающему миру, к другим людям в поведении обучающегося, в его практической и интеллектуальной деятельности. С помощью данного элемента образования у обучающегося формируется определенная система ценностей, которая обуславливает эмоциональное восприятие личностно-определенных объектов. Все элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Усвоение этих элементов позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно.
Источник: poisk-ru.ru
Роль компьютерных технологий в образовательном процессе
Саранский государственный промышленно-экономический колледж
«Обучать нужно не тому, что есть, а тому, что будет»
В условиях динамично меняющегося мира, усложнения технологий и непрерывного совершенствования информатизация сферы образования приобретает большое значение. Современный этап развития общества ставит перед системой образования ряд принципиально новых проблем, среди которых следует выделить необходимость повышения качества образования и его доступности, создание оптимальных образовательных систем и усиление связи между различными уровнями образования. Одним из результативных способов решения этих проблем является применение компьютерных технологий.
Появление компьютерных технологий дало возможность создать качественно новую образовательную среду как основу для развития и модернизации системы образования. Компьютерные технологии имеют ключевое значение на всех ступенях образовательной системы. На каждом этапе познавательной деятельности, научных исследований и во всех отраслях знаний компьютерные технологии выполняют функции, как инструментов, так и объектов познания. Таким образом, инновации компьютерных технологий обеспечивают революционное развитие образовательного процесса. Компьютерные технологии относятся к классу инновационных технологий, которые обеспечивают быстрое накопление интеллектуального потенциала, гарантирующего устойчивое развитие общества.
Передовая система образования опиралась и опирается на последние достижения в области науки и технологий. Трудно утверждать о результативности образовательного процесса, если использовать устаревшую научно-образовательную информацию, методы организации обучения и технологий. Объем информации с каждым годом увеличивается, информация становится важным фактором, влияющим на развитие образования, науки и культуры. В настоящее время переход на электронные формы представления, хранения, передачи и обработки научно-образовательной информации стал объективной реальностью. Использование баз данных на различных носителях или онлайновый доступ через интернет в тысячи раз повышает эффективность работы.
Эффективность использования компьютерных технологий в образовательном процессе, особенно иллюстрированных средств обучения, реализация их дидактических возможностей, несомненно, является важнейшим требованием. Применение форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и выступают носителями информации, должно способствовать повышению мыслительной активности обучающихся [1]. Таблицы, графики, диаграммы, аудиовизуальные средства и т.д. являются составными элементами печатных и электронных учебных материалов и играют существенную роль в развитии интеллектуальной и познавательной деятельности обучающихся [2].
Целесообразность применения компьютерных технологий в образовательном процессе определяется тем, что с их помощью эффективно реализуется такие дидактические принципы как доступность, наглядность, сознательность, активность и т.д.
Компьютерные технологии предоставляют следующие возможности для образовательного процесса:
- рационально организовывать познавательную деятельность в образовательном процессе;
- вовлечь в процесс активного обучения категории обучающихся, которые отличаются способностями и стилем обучения;
- сделать образовательный процесс более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия обучающихся;
- обретения и закрепления профессиональных навыков;
- повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности;
- обеспечить обучающегося большим количеством знаний;
- развить интеллектуальные, творческие способности;
- работать с различными источниками информации;
- реализовать мировые тенденции в образовании;
- получить доступ в единое мировое информационное пространство.
Благодаря использованию компьютерных технологий появляется возможность построения открытой системы образования. Совершенствуются методы и технологии формирования содержания образования. Система образования становится более гибкой, за счет автоматизации многих рутинных процессов, ее реакция на изменения в окружающем мире ускоряется. Современные методы организации учебного материала повышают эффективность его использования, а внедрение компьютерных технологий дает возможность выбора оптимального набора технологий для организации образовательного процесса, повышается оперативность и адекватность механизмов управления системой образования.
Компьютерные технологии открывают возможность преподавателям отказываться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив ему возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождая от изложения значительной части учебного материала. Использование новых технологий дает возможность обучающемуся не только лучше выучить предмет, и научится владеть полученными навыками.
В рамках использования компьютерных технологий в образовательном процессе существуют две тенденции — персонализация процесса обучения и его технологизация.
Персонализация предполагает обратную связь, с использованием техники контакт обучающегося с преподавателем. Вторая — значительное расширение аудитории обучающихся. Если в контексте персонализации обучения обучающийся выступает активным участником информационного обмена, при включении в масштабные электронные образовательные проекты его роль ограничена потреблением и усвоением информации. Оба этих подхода встречаются и при очной форме обучения, однако лишь в сочетании с компьютерными технологиями они переходят в другое качество, обретают «вторую жизнь».
Колоссальное развитие компьютерных технологий привело к тому, что деление «преподаватель-студент» сместился ощутимо в сторону последнего. Человек, желающий восполнить пробелы в образовании или пополнить личную копилку знаний, в настоящее время практически неограничен в выборе имеющихся в информационной сфере курсов обучения и программ. Он волен найти доступную и удобную для него форму и методику занятий, планировать собственное время и учитывать возможности. Роль преподавателя, в данном случае, сводится к направлению «подопечного» в нужное информационное русло, диагностике возникающих проблем по усвоению материала.
Однако сколько бы пользы не приносили инновации, нельзя забывать об их минусах:
- внедрение компьютерных технологий возможно только при соответствующем технологическом оснащении;
- излишняя автоматизация обезличивает образовательный процесс, отчуждая друг от друга его участников, использование компьютерных технологий приводит к свертыванию социального взаимодействия и общения;
- образовательный процесс на базе компьютерных технологий не учит самостоятельному выражению мыслей вслух, ориентирует обучающегося на электронную шпаргалку;
- развивается психологическая зависимость от работы на компьютере.
Определенные сложности и негативные моменты возникают в результате применения современных поисково-навигационных систем. Это, в первую очередь, связано со свободой, которой не так просто управлять. Нелинейная архитектура найденной информации подвергает обучающегося следовать по предлагаемым ссылкам, что может очень отвлечь от основного русла изложения учебного материала. Ещё одна причина – излишек информации, так называемый «информационный мусор», который сопровождает практически любой запрос в сети Интернет.
Использование компьютерных технологий в образовательном процессе свертывает живое общение участников образовательного процесса. Активный в речевом плане обучающиеся, надолго замолкает при работе со средствами компьютерных технологий, что особенно характерно для дистанционных форм обучения.
В течение всего срока обучения обучающийся занимается, в основном, тем, что молча, потребляет информацию. Обучающийся не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Без развитой практики диалогического общения не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением. Ведь вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия самостоятельного мышления. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге.
Наконец, нельзя также забывать о том, что чрезмерное использование компьютерных технологий негативно отражается на здоровье человека.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
- средства компьютерных технологий имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными средствами обучения;
- процесс обучения не может строиться исключительно на информационно-коммуникационных технологиях.
- компьютерные технологии требуют хорошей материально-технической базы и своевременного обновления оборудования;
- применение информационно-коммуникационных технологий может иметь негативные последствия;
Итак, каковы же последствия применения компьютерных технологий в образовательном процессе? Мнения будут весьма противоречивыми. Кто-то категорически ответит «против» и, наверное, по-своему будет прав, если учитывать перечисленные выше негативные последствия применения компьютерных технологий.
Однако, не стоит впадать в крайности: быть чересчур консервативным или, наоборот, кардинальным в этом вопросе. Не стоит забывать, что человек XXI века живет в эпоху высоких технологий, невероятных объемов информации и методов ее получения. И вопрос «за» или «против» использования компьютерных технологий имеет две стороны.
Понятно одно, на современном этапе развития общества, в эпоху глобальной информатизации, игнорировать компьютерные технологии, намеренно преуменьшать их значение в системе образования не возможно. Главное помнить, что компьютерные технологии — это не панацея, а хорошее средство обучения в руках умелого педагога. Ведь только мастерство преподавателя способно найти золотую середину в использовании компьютерных технологий на занятии, чтобы полюсы не превратились в минусы.
Литература:
- Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Специальный учебный курс / пер. с англ. Майкл Г.Мур, У.Макинтош, Л.Блэк и др. М.: Издат.дом «Обучение-Сервис», 2006.
- Бендова Л.В. Педагогическая деятельность тьютора в сети открытого дистанционного образования: автореф. дис. канд.пед.наук. М., 2006.
- К.Г. Митрофанов, О.В. Зайцева, Применение инновационных компьютерных технологий в сфере образования: основные аспекты и тенденции. Вестник, 2009, Выпуск 10(88), с.64-68.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С.Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.
Источник: www.informio.ru
Современный учебник в системе школьного образования
Какова его роль для учащихся? Современный учебник является важнейшим инструментом в системе образования, поскольку обеспечивает надежным источником информации и помогает усвоить и понять преподаваемый материал. Для многих учащихся он является основным каналом знаний при изучении предмета.
Чем полезен для учителей? Имея доступ к актуальной информации по определенной теме, учителя могут гарантировать, что их ученики получат доступ к самой точной информации. Учебники также помогают педагогам оставаться организованными и следить за ходом уроков и материалами курса.
Оглавление:
- Современный школьный учебник в системе образования
- Функции школьного учебника
- Структура современного учебника
- Перечень свойств, которыми должен обладать учебник
- Формирование учебных навыков при работе с учебником
Как успешно пройти аттестацию педагогу в 2023 году: пошаговая инструкция в 3-х документах Скачать бесплатно
Подборка книг на лето для педагога: полезный список книг об учебном процессе Скачать бесплатно
Современный школьный учебник в системе образования
Учебники играют важную роль в системе образования, так как служат самым главным источником информации для школьника и опорой для преподавателя. Именно по ним учитель строит познавательно-практическую деятельность детей, дает знания по определенному предмету, формирует навыки и умения.
Школьный учебник – это пособие, в котором рассказывается об основах наук в самых разных областях; изучение именно этой литературы помогает достичь учебных целей.
Этот важный элемент в системе образования выполняет следующие функции: информационную (передача знаний), трансформационную (информация, написанная в книге, формирует правильные общеучебные и специальные умения), систематизирующую (знания представлены в виде системы, которую удобно понять и изучить) и воспитательную (знания, содержащиеся в книгах, положительно влияют на развитие самостоятельности, креативности, инициативности ученика и правильной оценки действительности – качествам, которые понадобятся в дальнейшей жизни).
Как педагогу успешно пройти аттестацию на категорию в 2023 году и получить доплату до 35 % оклада
Как педагогу получить первую категорию в 2023 году
Как педагогу получить высшую категорию в 2023 году
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека
Объем изучаемой информации регламентируется учебником, также он определяет формы деятельности школьников. В учебнике описаны все необходимые понятия, факты и явления, содержатся разнообразные интересные задания и упражнения, помогающие ученику закреплять полученные знания. Эта книга помогает школьникам развиваться, формирует материалистическое мировоззрение и воспитывает высокие моральные ценности.
Функции школьного учебника
Дмитрий Дмитриевич Зуев, являющийся заслуженным учителем РСФСР и членом-корреспондентом отделения общего среднего образования РАО, выделил и подробно описал, какими функциями должен обладать школьный учебник, рассмотрим их.
- Информационная функция.
Состоит в обеспечении детей полезной информацией в нужном количестве. Именно эта функция расширяет кругозор детей, что становится почвой для формирования мировоззрения. Помимо культурного просвещения детей идет, конечно же, практическое освоение окружающего мира.
Информационная функция реализуется благодаря требованиям, которые предъявляются согласно учебной программе. В учебнике обязательно должны быть изложены полные и точные сведения об основных, ведущих, вспомогательных знаниях. Отводится место и дополнительной информации.
- Трансформационная функция.
Это переработка педагогом научных знаний, которые обязан усвоить школьник. Информация в учебнике педагогически адаптируется в соответствии с образовательными принципами научности, систематичности, последовательности и доступности. Учитываются возрастные особенности учащихся.
Изучаемый материал должен быть связан с действительностью, в которой мы живем. Введение проблемности и эмоциональной выразительности стало прекрасным способом активизации учения детей, поэтому теперь это один из важнейших направлений адаптации учебных материалов.
- Систематизирующая функция.
Благодаря ей мы получаем информацию поэтапно и логично. Это помогает наиболее эффективно усвоиться изученному материалу, следовательно, эти знания получится применить в жизни.
- Функция закрепления и самоконтроля.
Дает возможность повторного прочтения информации, что является основой формирования прочных знаний. Формирование прочных знаний служит основой в случае их последующего пополнения в процессе познавательной деятельности, которую человек осуществляет по своей воле.
Учебник помогает оформить информацию из разных источников как единое знание.
- Координирующая функция.
Проявляется в использовании других источников, помимо учебника, например, фильмов, словарей, карт, справочников и многих других.
- Воспитательно-развивающая функция.
Состоит в духовном воспитании школьников, которое основывается на содержании учебников.
Подласый Иван Павлович, доктор педагогических наук, выделяет следующие дидактические функции:
- Мотивационную, которая проявляется в возникновении стимулов, побуждающих детей к изучению какой-либо науки. Благодаря ей рождается интерес, а это очень важный аспект в изучении любой науки, и позитивное отношение к ней;
- Информационную, расширяющую ученикам кругозор;
- Контрольно-корректирующую или тренировочную. Суть этой функции состоит в возможности проверить знания, в обретении навыка оценивать себя самостоятельно и способности корректировать процесс и результат обучения. Без тренировочных упражнений не получится закрепить навык, поэтому они важны.
На втором месте после учебников идут учебные пособия, служащие источником более углубленной информации.
Скачайте бесплатно
8 практических рекомендаций по работе со сложными детьми
Получите инструкцию по сохранению
здоровой атмосферы в классе
Как учителю работать со сложными детьми
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека
Все перечисленные выше функции говорят о важности учебника в системе образования, в организации учебного процесса. Именно учебники определяют круг знаний и умений ученика. С их помощью происходит духовное развитие ребенка.
Структура современного учебника
Рассмотрим компоненты современного учебника:
Тексты
Делятся на 4 вида:
- Основной, в котором содержатся обработанные и систематизированные автором научные данные, знание которых требует программа. Ядром этого текста является все то, что обязан узнать и усвоить ученик. Выполняется функция организации знаний, именно эти тексты развивают логику и научное мышление у детей.
- Дополнительный текст – это материал, который нужен для более углубленного понимания темы. Такие вставки в основной текст усиливают научную доказательность и добавляют эмоциональную нагрузку. Именно эти тексты играют важную роль в воспитании ребенка. К такому типу текстов относятся документы или отрывки из литературы.
- Пояснительные тексты нужны для наиболее полного усвоения информации. К ним относят словари, примечания, разъяснения.
- Макротексты – разнообразные по содержанию основные тексты, дополняющие их подлинные документы, слова ученых, исторические справки; микротексты, содержащие в себе знания в свернутой форме, например, правила, формулы, предписания, основные моменты из главы и другие.
Учебные задания
Конструкция, которая требует от школьника занятие каким-либо видом деятельности. Среди них бывают:
- Задачи. К ним относятся задания с конкретными условиями и требованиями, к которым нужно найти способ решения, чтобы получить верный ответ.
- Упражнением будет считаться задание, которое предполагает выполнение по образцу. Оно основывается на каком-либо правиле и нужно для закрепления в памяти уже пройденного материала.
Аппарат организации усвоения
Это внетекстовый компонент, включающий в себя систему заданий и образцы их решения, заголовки, планы глав и параграфов, вопросы к темам и ответы на них, приписки к иллюстрациям, памятки, таблицы, выделения в тексте, указания для самостоятельного изучения. Это нужно для стимуляции умственной деятельности школьников в момент усвоения учебного материала. Это способствует развитию умения самостоятельной работы, развивает познавательные силы.
Иллюстративный материал
Нужен для наглядности. Картинки приумножают познавательный, эстетический и эмоциональный аспект изучаемой информации, а это помогает лучше запомнить материал. Есть несколько типов иллюстраций:
- ведущий (служит полной заменой текста);
- равнозначный (в одном ряду с основным текстом, не заменяет его, но позволяет более глубоко осознать);
- обслуживающий (вносит дополнение, конкретику, эмоциональное усиление; также способствует лучшему запоминанию);
- жанр иллюстрации – это форма учебного изображения, которое обусловлено контекстом учебника.
Картинки могут быть самыми разными: схемы, чертежи, технические рисунки, диаграммы, карты, фотографии или картины известных художников.
Аппарат ориентировки
Это совокупность инструментов и дополнительной информации, которые помогают ориентироваться в самой книге. К этой группе относятся оглавления, предисловия, шрифтовые или цветовые выделения и многие другие.
Данное описание структуры учебника подразумевает учебный текст в очень узком смысле. Он становится конкретно одним из компонентов учебника. Более широкая трактовка говорит о том, что к термину “учебного текста” относят и основное повествование, и все дополнительные материалы, и иллюстрации, и заголовки, и вопросы, и остальные составляющие.
Источник: solncesvet.ru