Анализ различных вариантов федеральных программ по литературе, новых экспериментальных программы, учебников, хрестоматий, практикумов, рабочих тетрадей, методических рекомендаций.
1.Роль программ и учебных пособий в преподавании литературы в средних и старших классах.
2.Характеристика основных этапов литературного образования и их реализация в вариантах современных программ по литературе.
3. Анализ программ по литературе для средней школы, аннотирование авторских региональных программ по литературе.
4. Назначение учебной хрестоматии по литературе для 5-8 классов, особенности структуры, методический аппарат.
5.Аннотация одного из учебников по литературе для 9-11 классов: разделы, научный и методический уровень учебников. Различные типы учебной и справочной литературы для учащихся: хрестоматия, хрестоматия историко-литературных материалов, практикумы, словари, справочники, сборники вопросов, заданий, тестов, пособия для самостоятельной подготовки к сочинениям.
Методика преподавания литературы. Модуль 1.1
1. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта.- М.: Дрофа, 2004.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Базовый уровень./ Под ред. В.Я.
Коровиной. – М.: Просвещение, 2005.
3. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. / Под ред. А.И. Княжицкого. – М.: Просвещение, 2000.
4. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 1-11 классы. – М.: Мнемозина, 2000.
5. Программа литературного образования. 5-9 классы./ Под ред. В.Г. Маранцмана. – М.: Просвещение, 2005.
6. Программно-методические материалы. Литература. 5-11 классы. Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2000.
7. Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч. Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – 2-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2000.
8. Литература. 5 класс: Учебное пособие для школ и классов с углубленным изучением литературы. Авт.-сост. М.Б. Ладыгин и др. – М.: Дрофа, 1998.
9. В мире литературы. 5 класс: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч. / Авт.-сост. А.Г. Кутузов и др. – М.: Дрофа, 2000.
10. Литература. Начальный курс. 5 класс.: В 2 ч. Учебник-хрестоматия /Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М.
Хренова. – М.: Мнемозина, 1997 (или другие учебники-хрестоматии – по выбору студентов).
11. Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия: В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я Коровина и др. – М.: Просвещение, 2000.
12. Русская литература XIX века.: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. Ю.В. Лебедева. – М.: Просвещение, 2000.
13. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. М.Г. Качурина. – М.: Просвещение, 2000.
14. Русская литература XIX века 10 класс: Практикум. / Под ред. Ю.И. Лыссого. – М.: Просвещение, 1997.
15. Русская литература XX века. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч. / Под ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 1997.
Матершова А.И.Методика преподавания литературы.Методы и приемы обучения литературе
16. Русская литература XX века: 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Под ред. В.П. Журавлева. – М.: Просвещение, 1999.
17. Русская литература XX века: Практикум. / Под ред. В.П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2000 (или другие учебники, дидактические материалы по выбору аспирантов).
18. Агеносов В.В., Архангельский А.Н. Методические рекомендации по использованию учебников при изучении литературы на базовом и профильном уровне. – М.: Дрофа, 2005.
19. Кутузов А.Г. Методические рекомендации по использованию учебников при изучении литературы на базовом и профильном уровне. – М.: Дрофа, 2005.
20. Зинин С.А. Методические рекомендации по использованию учебников при изучении предмета на базовом и профильном уровне. – М.: Русское слово, 2004
Занятие № 2. Планирование работы учителя. Вариативность планирования (4 часа).
Виды планирования: перспективное, тематическое, поурочное планирование. Особенности и трудности тематического планирования. Составление поурочного плана, конспекта и сценария урока.
1.М.А. Рыбникова в своих «Очерках по методике литературного чтения» писала, что «методика боится случайности, бессистемности, неосознанности в поступках учителя. Только при наличии системы во всех педагогических мероприятиях предмет становится для ребенка понятным, любимым, плодотворным». О каких видах планирования идет речь? Раскройте это положение.
3.Анализ тематических планов, подготовленных студентами.
1.Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 кл.: Методические рекомендации для учителя. – М.: Дрофа, 2000.
2.Курдюмова Т.Ф. Литература. 6 кл.: Методические рекомендации для учителя. – М.: Дрофа, 2000.
3.Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 5 классе. Книга для учителя. – М.: Русское слово, 2000.
4.Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе. Книга для учителя. – М.: Русское слово. 2000.
5.Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл.: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя / Под ред. М.А. Снежневской. –М.: Мнемозина, 1999.
6. Как войти в мир литературы. 5 кл.: Методическое пособие / Под ред. А.Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 1998.
6.Зайцева О.Н., Ладыгин М.Б. Литературное образование в 5-6 классах: Методические рекомендации для учителя. – М.: Дрофа, 1998.
7.Коровина В.Я. Литература: 7 кл.: Методические советы. – М.: просвещение, 1997.
8.Как войти в мир литературы. 7 кл.: Методическое пособие / Под ред. А.Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 1998.
9.Литература. 9 кл.: Методические рекомендации. / Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2000.
10.Методические советы к учебнику-практикуму для 9 кл.: Литература. Русская классика (избранные страницы) / Под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 1999.
11.Маранцман В.Г. Изучение литературы в 9 классе: Методическое пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
12.Литература: 10 кл.: Методические советы / Авт.-сост. Ю.И. Лыссый. – М.: Просвещение, 1999.
13.Лебедев Ю.В. и др. Литература: 10 кл.: Методические советы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
14.Уроки литературы в 11 кл.: Кн. Для учителя / Под ред. В.П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2000.
15.Русская литература XX века. 11 кл.: поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя. / Под ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 2000.
Занятие № 3. Вступительное занятие к изучению художественного произведения (2 часа)
1.Каково назначение вступительных занятий в системе работы над литературным произведением?
2.Назовите разновидности вступительных занятий (сведения о писателе, характеристика эпохи, история создания произведения, выявление первичного восприятия произведения, творческая установка на его изучение) и опишите формы их проведения (слово учителя, беседа, сообщения учащихся, заочная экскурсия, анкетирование, комментарий и т.д.) Какие приемы может использовать учитель на данном этапе работы?
3.Особенности подготовки и проведения вступительных занятий в средних и старших классах.
4.Каковы недостатки в подготовке и проведении вступительных занятий? Анализ вариантов вступительных занятий (из опыта работы учителей)
5.Планирование вариантов вступительного занятия (произведение по выбору студентов).
1.Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М., 1990.
2.Методика преподавания литературы. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. – В 2ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 1994.
3.Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л., 1974.
4.Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. – М., 1971.
5.Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1985.
Источник: mydocx.ru
1. Литература в школе как учебный предмет. Школьные программы и учебники.
По мнению Твардовского: Литература в школе – это то же, что литература в жизни, только в школе она является процессом планомерного, систематического воздействия на душу ученика под ответственным наблюдением и руководством преподавателя. Он указал на самую суть литературы как школьного предмета, который формирует, воспитывает читателя, направляет его деятельность и развитие.
Этот предмет имеет сложное строение: он включает в себя определенный круг произведений художественной литературы, научные статьи о литературе, основы теории и истории литературы, систему устных и письменных работ по развитию речи и читательской культуры школьников. Он строится ступенчато: он опирается на читательскую подготовку, которую ребенок получил в начальных классах, содержит этап с 4-7 класс, задача которого – ввести школьников в мир художественного произведения, развить их читательскую восприимчивость тем самым подготовить к этапу 8-10 классов, когда произведения словесного искусства изучаются на историко-литературной основе и школьники постигают роль литературы в общественном движении, в становлении человеческой личности, в самосознании народа и человечества.
Важнейшая цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, к духовным богатствам классики и современной литературы, развитие художественной восприимчивости… — и на этой основе – формирование коммунистического мировоззрения, идейно-политических и нравственных убеждений школьников, их активной жизненной позиции, эстетических взглядов, вкусов и потребностей. Литература относится к предметам эстетического цикла вместе с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство. В литературе выражается все многообразие жизни, для понимания художественного произведения читателю нужны все его знания, весь опыт; любой школьный предмет опирается на литературу, для того, чтобы раскрыть красоту человеческой мысли, гуманную устремленность передовой науки, высоту идей и идеалов человечества. Тесны связи литературы и русского языка: язык – исток литературы, ее «строительный материал», прочно связана со школьными курсами истории и обществоведения. Изучение литературы постоянно нуждается в знаниях о процессе и законах общественного развития, об исторической обстановке, социальных проблемах.
В настоящее время существует несколько программ по литературе, одобренных Министерством просвещения рограмма по литературе под ред. В. Г. МАРАНЦМАНА; программа по литературе под ред. Т. Ф. КУРДЮМОВОЙ; программа по литературе под редакцией С. Ю. БАРАНОВА; программа по литературе под ред. А. Г. КУТУЗОВА )
Программа по литературе под ред. Г. И. БЕЛЕНЬКОГО для средних общеобразовательных школ
Авторы программы выделяют в курсе литературы три звена в соответствии с возрастными возможностями учащихся:
5-7 классы; 8-9 классы; 10-11 классы.
Это позволяет к концу основной школы на доступном материале выработать у учащихся целостный взгляд на развитие отечественной литературы, чему способствует программа 8-9 кл., построенная как своеобразное завершение курса предшествующих классов и пролог к изучению литературы на историко-хронологической основе в старшем звене.
К каждой программе разработан комплекс учебников, учебников хрестоматий, учебных пособий для учеников, а также система методических разработок, помогающих учителю в подготовке к уроку.
Учебники хрестоматии для средних классов содержат произведения (в полном виде или в сокращении), предназначенные программой для подробного текстуального изучения, здесь имеются статьи о писателях, о теоретико-литературных понятиях, вопросы и задания для учащихся, иллюстрации к произведениям.
Учебник для старших классов представляет собой систематическое изложение курса того или иного класса. Здесь имеются обзоры важнейших периодов литературного развития, разделы о личности и творческом пути писателей, об отдельных произведениях, задания для учащихся, справочные материалы (хронологическая таблица, словарь литературоведческих терминов), иллюстрации к произведениям.
Источник: studfile.net
По единодушному утверждению ученых, в 5-8 классах происходит значительный сдвиг в литературном развитии учащихся. Именно в этих классах отношение ученика к искусству начинает приобретать осознанный эстетический характер, когда книга воспринимается не только в своей содержательно-познавательной сущности, но и как художественная ценность.
Значительно расширяется круг произведений, которые интересуют старших подростков. Любимыми становятся те, где автор внимателен к переживаниям героев, к сложным чувствам, — книга в этом возрасте становится средством, помогающим разобраться в себе, оценить качества своей личности, сформировать свой идеал.
Однако при достижениях в литературном развитии школьников старшего подросткового возраста заметны и некоторые утраты. Если взгляд младшего подростка обращен на мир, и это позволяет ему при всей наивности все же подходить к произведению как к объективной ценности, то старший подросток часто сосредоточен на своем внутреннем мире и ищет в произведении только созвучные ему мотивы.
Потребность в самовыражении у некоторых школьников оказывается настолько сильной, что анализ произведения нередко подменяется анализом собственных переживаний или рассуждениями на интересующие их темы. 7-8- кл. — характеризуется резкой субъективизацией восприятия. В связи с ростом самосознания личности наполнения художественного текста собственными проблемами читателя. Стремительное развитие читательского воображения зачастую произвольного по отношению к авторской тенденции. Читатель постепенно поднимается от репродуктивного к аналитическому осмыслению, содержанию, однако субъективность оценки прочитанного, пристрастно ведут к снижению объективного понимания авторской идеи.
Программа В.Я.Коровиной базовая, то есть она рассчитана на использование её в массовой школе. Программа А.Г.Кутузова может быть тоже использована в 5-9 классах массовой школы, а также и в профильных гуманитарных классах; в 10-11 классах она ориентирована на профильные гуманитарные школы. А программа под редакцией М.Б.Ладыгина рассчитана на использование в профильных школах или классах, хотя авторы программы делают оговорку, что программа рассчитана таким образом, чтобы учитель имел возможность самостоятельно систематизировать предлагаемой программой литературный материал с учётом количества часов.
Все программы направлены на выработку у учащихся основных умений и навыков в работе с художественным произведением.
Программа В.Я.Коровиной
1) 5-6 класс – восприятие прочитанного текста, владение техникой чтения;
2) 7-8 класс – овладение техникой чтения, обучение истолкованию текста;
3) 9 класс – подведение итогов, расширение сведений о биографии писателя, знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, изучение критической, мемуарной и справочной литера.
Также главной идеей программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе 18, 19 и 20 веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом.
Программы под редакцией А.Г.Кутузова концепция литературного образования на основе творческой деятельности.
Основу программы составляют базовые теоретико-литературные понятия в соответствии с которыми в каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема:
6 – роды и жанры,
8 – литература и традиция,
Эта система направлена на формирование читательской квалификации.
Программа содержит практическую направленность обучения в каждом классе: в 5 кл. – переход от литературного чтения к изучению литературы, в 6-9 кл. – изучение литературы как искусства слова.
Учебные цели охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития: 5-8 кл. – обучение эстетическому анализу; 9 кл. – интерпретация текстов.
В программе под редакцией М.Б.Ладыгина литературный материал скомпонован вокруг центральных проблем, распределённых по классам для обеспечения последовательности изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний:
5 класс – фольклор и литература;
6 класс – художественный мир литературного произведения;
7 класс – человек в литературе;
8–9 классы – литературный процесс;
5-9 классы – даётся общее литературное образование, предполагается освоение специфики литературы как полноценной составной части духовной культуры человечества. Главная цель этого этапа – на основе творческого чтения раскрыть перед учениками основные законы литературы как вида искусства и её отличия от народного поэтического творчества; познакомить с основными литературоведческими понятиями; отработать и закрепить свободное владение устной и письменной речью; сформировать у учащихся литературный вкус.
Составьте развернутый план заключительного занятия по итогам изучения романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».
10 класс. Итоговый урок по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» в форме литературной игры.
2 этап.«Узнай персонажа». – каждой команде по вопросу.
3 этап. «Кто о ком сказал?» – каждой команде по вопросу. («Старенький романтик» — Базаров о Николае Петровиче; «Герцогиня», «владетельная особа» — Базаров об Одинцовой)
4 этап. Конкурс капитанов.
- 1часть. По 1 вопросу каждому капитану (до 5 баллов).
1). В чем смысл эпилога романа?
2). Почему роман заканчивается смертью Базарова?
3). В чем сходство Базарова и Павла Петровича?
4). Какова роль образов Ситникова и Кукшиной в романе?
· 2 часть. «Блиц». Общие вопросы. По 1 баллу тому, кто быстрее ответит.
1). Кому адресовано посвящение романа?
2). Назовите прототипов Базарова.
3). Кто из критиков писал о романе?
5 этап.«Объясните понятие». По 1 каждой команде (1балл).
6 этап. «Внимательный читатель». Общие вопросы. По 1баллу команде, которая ответит первой.
1). Представители какого класса животных стали предметом опытов Базарова?
2). На каком музыкальном инструменте играл Н.П.Кирсанов?
3). Что за границей служило П.П.Базарову напоминанием о России?
4). Как называлось имение Кирсановых?
7 этап. Дать характеристику Базарова от лица другого героя (до 5 баллов).
2). Павел Петрович.
8 конкурс. Жюри подводит итоги домашнего задания- творческих работ от каждой команды на тему «Мое окончание романа» (до 5 баллов).
9 этап. «Знатоки литературных героев». Представители от каждой команды, делая шаг, называют имена героев романа. За правильный ответ по 1 баллу команде.
10 этап. «Театральный». Команды по очереди показывают подготовленные заранее инсценировки отрывков из романа (до 5 баллов).
11. Подведение итогов. Награждение команд и отдельных игроков.
№ 21
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1476 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net