Программа социологического исследования представляет собой изложение общей концепции методологических подходов в соответствии с целью предпринимаемого исследования, гипотез, правил процедуры и логически последовательных действий для проверки высказанных предложений. Первоначально социолог составляет общий эскиз программы, где фиксируются тема, цель и основные задачи предполагаемого исследования в соответствии с выдвинутой проблемной ситуацией. Далее решается организационный вопрос: тема научно-исследовательской работы социолога включается в план НИР учреждения, в котором он работает, или с ним заключает договор организация-заказчик, которая заинтересована в его исследовании.
1. Методологический раздел программы, или стратегический документ исследования, имеет следующие части:
1) формулировка и обоснование программы;
2) указание цели;
3) определение объекта и предмета исследования;
4) логический анализ основных используемых понятий;
5) гипотезы и основные задачи исследования.
Назначение социологических исследований
2. Методический раздел программы, или документ, отражающий тактику исследования, включает:
1) изложение методов сбора первичной социологической информации;
2) определение поля изучения обследуемой социальной совокупности;
3) логическую структуру инструментария для работы над первичными материалами и их обработку на ЭВМ.
Все социологические исследования, в том числе и теоретические, имеют прикладное значение, они содержат информацию, выводы, рекомендации для практической деятельности, для подготовки и принятия управленческих решений. В целом социологические исследования направлены на выявление резервов социального развития, имеющихся во всех общественных явлениях.
Любое социологическое исследование прикладной ориентации начинается с выявления научной проблемы, которая связана:
1) либо с противоречиями реальной действительности (развития социальных систем, процессов и состояний);
2) либо с «белыми пятнами познания» (неизученностью тех или иных социальных явлений, событий); либо с «конфликтом интерпретаций», когда социальные факты описываются и объясняются противоположным образом, причем каждая из научных позиций недостаточно убедительна (дискуссионна). Социальная проблема, на решение которой направлено исследование, имеет своих носителей.
К ним относятся те или иные социальные группы и социальные институты. Они выступают объектом исследования. Объект – это часть действительности, которая нуждается в социологическом познании. Это может быть жизнедеятельность людей, организуемая определенными социальными институтами. Предмет исследования – это определенный аспект объекта, его некоторые стороны и свойства, которые в более полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.
После составления программы социологического исследования на основе его методологического раздела (стратегии) и в соответствии с методическим разделом (тактикой) начинается организация полевого исследования, т. е. сбор первичной информации.
Методы социологических исследований
Выборка – разновидность не сплошного наблюдения, позволяющего определить показатели всей совокупности (генеральной совокупности) на основе изучения ее части. При этом отобранная часть формируется с учетом положений теории вероятности и математической статистики.
Для получения надежных результатов необходимо тщательно готовить выборку. Подготовка включает следующие этапы:
1. Обоснование целесообразности проведения выборки;
2. Подготовка программы выборки;
3. Решение организационных вопросов выборки
4. Определение способа отбора и численности выборки, обеспечивающих репрезультативность ее результатов.
5. Проведение отбора единиц генеральной совокупности
6. Сводка полученных результатов и расчет параметров выборки.
7. Определение ошибок выборки.
8. Распространение параметров выборки на генеральную совокупность.
Главная задача выборки:
— Вычисление ожидаемой ошибки выборки, то есть разницы между одноименными характеристиками выборочной и генеральной совокупности;
— Определение доверительной вероятности того, что ошибка репрезультативности не превысит некоторого заранее заданного значения;
— Расчет численности выборки, обеспечивающей с заданной вероятностью необходимую точность исследований.
Из трех видов исследования всеобщего, локального и выборочного последнее используется чаще всего. Поскольку эмпирическое исследование всегда направлено на получение точной и объективной, количественной социальной информации, постольку важно при его проведении обеспечить в первую очередь репрезентативность получаемой информации.
Поэтому очень большое значение имеет правильность выборки. Отбор должен проводиться таким образом, чтобы выборочная совокупность отражала тенденции всей генеральной совокупности. К примеру, при опросе 200-300 чел. полученная информация может быть экстраполирована на весь массив, т.е. на все население города. Поэтому именно выборочные исследования позволяют совершенно по-иному подойти к изучению социальных и экономических процессов в регионе, обществе в целом (в частности, составлять мнения относительно позиций десятков и сотен миллионов людей на основе опроса нескольких тысяч человек).
Исторически термин «репрезентативность» появился в середине Χ Ι Χ века с развитием теории вероятностей и математической статистики и подразумевает под собой свойство или качество выборки. Применительно к социально-экономическим исследованиям он впервые был введен в научный лексикон норвежским статистиком А. Киаэром в конце Χ Ι Χ века.
Репрезентативность — это способность выборки представлять изучаемую совокупность. Чем точнее состав выборки представляет совокупность по изучаемым вопросам, тем выше ее репрезентативность.
Репрезентативность можно проиллюстрировать следующим примером. Предположим, совокупность — это все учащиеся школы (600 человек из 20 классов, по 30 человек в каждом классе). Предмет изучения — отношение к курению. Выборка, состоящая из 60 учеников старших классов гораздо хуже представляет совокупность, чем выборка из тех же 60 человек, в которую войдут по 3 ученика из каждого класса.
Главной причиной тому — неравное возрастное распределение в классах. Следовательно, в первом случая репрезентативность выборки низкая, а во втором случае репрезентативность высокая (при прочих равных условиях).
Репрезентативная выборка, или, как еще говорят, представительная выборка, – это такая выборка, в которой все основные признаки генеральной совокупности представлены приблизительно в той же пропорции и с той же частотой, с которой данный признак выступает в данной генеральной совокупности. Иными словами, репрезентативная выборка представляет собой меньшую по размеру, но точную модель той генеральной совокупности, которую она должна отражать. В той степени, в какой выборка является репрезентативной, выводы, основанные на изучении этой выборки, можно с большой долей уверенности считать применимыми ко всей генеральной совокупности. Это распространение результатов называется генерализуемостью
Генеральная совокупность – это множество элементов, которые являются объектом данного исследования.
Выборочная совокупность -уменьшенная модель генеральной совокупности. Иначе говоря, это множество людей, которых социолог опрашивает.
56. Методы сбора социологической информации. Обработка информации: виды, этапы, процедуры.
Методы сбора социологических данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации:
опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос);
некоторые социально психологические методики (групповые тесты).
Метод анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования.Документом в конкретном социологическом исследовании называют специально созданный автором(коммуникатором) материальный или виртуальный (компьютерные файлы)предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Не являются документами предметы, которые не предназначены специально для передачи информации. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на компьютере и любом ином носителе информации.
Документы одновременно содержат в себе два рода информации:
-информацию о фактах, событиях, результатах деятельности;
-авторскую позицию, оценку этих фактов, которая представлена в содержании документа, а также в его структуре, стиле, средствах выражения.
Основное назначение метода — извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте, зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Эти задачи, решаемые в процессе анализа документов, одновременно дают представление об этапах его применения.
Существуют определенные правила работы с документами, которые должен знать социолог:
-следует отделить факты от оценок в документе;
-необходимо проверить достоверность источника и информации из него;
-следует проверять выводы, полученные из информации, собранной методом анализа документов с помощью использования нескольких источников документальной информации, либо применяя другие методы сбора социологических данных.
Метод социологического наблюдения — метод сбора первичной социологической информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Такие события называются единицами наблюдения. Ключевой особенностью метода является то, что происходит прямая регистрация событий очевидцем, а не опрос свидетелей совершившегося события.
В зависимости от положения (позиции) наблюдателя различают следующие разновидности этого метода.
наблюдения, в процессе которых наблюдатель не вступает в общение с членами группы, а регистрирует события как бы со стороны. Это простое наблюдение;
наблюдатель может частично вступать в общение, действия группы, сознательно ограничивая контакты. Это промежуточная разновидность наблюдения;
включенное наблюдение имеет место тогда, когда наблюдатель включается в действия группы полностью, т. е. имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события изнутри. Включенное наблюдение может производиться открытым способом или же инкогнито.Возможен еще один вариант — так называемое стимулирующее наблюдение, в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку, с целью выявить такие состояния объекта, которые в обычной ситуации не наблюдаются;
самонаблюдение- наблюдатель регистрирует факты своих действий, состояний. Практикуется, как правило, для изучения поведения людей в совершенно новых, необычных условиях.
Метод опроса представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (в случае интервью) или опосредованного (при анкетировании) социально-психологического общения социолога (или интервьюера) и опрашиваемого (называемого респондентом)путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач КСИ. Таким образом, опрос — это метод, основанный на ответно-вопросной ситуации.
Основное назначение метода — получение информации о состоянии общественного, группового, индивидуального мнения, а также информации о фактах и событиях, отраженных в сознании опрашиваемого.
Основной областью применения опроса является изучение сферы сознания людей.Опрос также применяется в исследовании таких явлений и процессов, которые мало доступны непосредственному наблюдению. В качестве объекта исследования может выступать социальная общность, группа, коллектив или индивид. Если группа, коллектив или индивид выступают как данность, которую социолог может отобрать для изучения, то социальная общность формируется самим социологом.
Необходимо учитывать, что данные опроса в любом случае выражают лишь субъективное мнение опрошенных. Из этого факта вытекают ограничения в применении данного метода. Выводы из полученной в ходе опроса информации нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами, которые характеризуют объективное состояние изучаемых явлений. Необходим учет смещений, связанных с особенностями отражения социальной жизни в сознании индивидов, социальных групп, выступающих в качестве респондентов.
В зависимости от ролевых позиций того, кто опрашивает (исследователя) и того, кто отвечает (респондента) выделяют две разновидности опроса-анкетный опрос и интервью. Несколько особняком стоит метод экспертного опроса. Основание выделения этого вида — качество респондентов.
1) Анкетирование. В случае анкетного опроса процесс коммуникации исследователя с респондентом опосредуется анкетой. Проводит опрос анкетер. Его функция состоит в том, что, получив от социолога-исследователя инструкцию, он ведет себя в соответствии с ней, создавая положительную мотивацию респондента по отношению к опросу.
Существуют специальные приемы формирования такой мотивации, например, апелляция к гражданскому долгу, к личным мотивам и др. Анкетер также объясняет правила заполнения анкеты и ее возврата.
Существуют различные виды анкетирования. По числу опрашиваемых выделяют групповое и индивидуальное анкетирование. В зависимости от ситуации и аудитории различают анкетирование по месту работы, в целевой аудитории (например, в библиотеке) или на улице. Важное значение имеет способ доставки анкет. Здесь различают следующие разновидности:
раздаточное (курьерское) анкетирование. Позволяет одному анкетеру одновременно опрашивать много человек путем раздачи анкет в аудитории;
почтовое анкетирование, при котором анкета доставляется респонденту по почте;
прессовый опрос. В этом случае анкета публикуется в средствах массовой информации. Данный метод имеет ограниченные возможности, поскольку социолог не формирует выборочную совокупность, не в состоянии спрогнозировать, кто ответит на анкету. Применяется в журналистике.
2) Интервью предполагает иной вид контакта социолога с респондентом, опосредуемого не анкетой и анкетером, а интервьюером. Роль интервьюера — не просто раздача анкет и обеспечение их заполнения респондентами, но как минимум озвучивание вопросов анкеты. Функции интервьюера зависят от вида интервью. Более высокая роль интервьюера в исследовании предъявляет к нему повышенные требования. Поэтому интервьюер должен пройти более сложную подготовку, чем анкетер.
Источник: lektsia.com
Социологическое исследование. Взаимосвязь структуры социологического исследования и программы социологического исследования
Важнейшей составной частью процесса социологического познания действительности являются прикладные социологические исследования, под которыми обычно понимают применение общих положений социологической теории и изучение конкретных социологических явлений и процессов. Однако они не сводятся только к применению каких-то общих теоретических положений к какому-то конкретному набору социальных актов. Содержание и значимость их гораздо шире. Конкретные социологические исследования в своей сущности представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем.
Как и любое научное исследование, прикладное социологическое исследование содержит в себе определенный набор элементов, присущих научной деятельности. Во-первых, само социологическое исследование прикладного характера становится необходимым только тогда, когда возникает определенная социальная проблема, требующая своего разрешения.
Формулирование научной проблемы, носящей прикладной характер, позволяет определить объект исследования, т. е. определенные процессы и явления социальной действительности, подлежащие изучению. В зависимости от особенностей изучаемого объекта определяется субъект исследования, т.е. научный коллектив или группа исследователей-социологов, способных решить научными методами и средствами поставленную проблему. Определив субъект исследования, заказчик – государственный орган, предприятие, банк, спортивное общество и т. п. – вместе с исполнителем исследования – научной организацией – определяет цели и задачи прикладного исследования либо это делает исполнитель по поручению заказчика. Для того чтобы решить поставленные конкретные задачи и достичь намеченной цели, требуются определенные средства – финансовые, людские, научно-технические и организационные. Эффективное применение этих средств по намеченной программе должно привести к достижению конкретного результата – нового знания об исследуемом объекте.
Социологическое исследование имеет ряд этапов осуществления:
1. Подготовительный этап включает в себя определение темы, целей и задач исследования, проведение пилотажного исследования и подготовку программы исследования, определение генеральной и выборочной совокупности, разработку и тиражирование инструментария, формирование исследовательской группы, определение сметы исследования и графика работ, соответствующую организационную и материально-техническую подготовку.
2. Полевой этап – это этап сбора первичной социологической информации с помощью процедур, методов и инструментария, определенных программой исследования.
3. Этап подготовки и обработки первичной информации– этап проверки и подготовке для обработке на ЭВМ собранных на этапе полевых исследований материалов, после чего осуществляется сам процесс обработки и получения различных зависимостей.
4. Заключительный этап – это обобщение данных, их объяснение и истолкование, получение практических выводов и рекомендаций. Здесь оформляются результаты исследования.
В зависимости от глубины и целей исследования выделяют виды прикладного социологического исследования:
1. Разведывательное исследование – это пробное социологическое исследование, осуществляемое с целью проверки качества подготовки основного массива исследовательских операций. В ходе его уточняются цели, задачи, гипотезы социологического исследования, осуществляется доработка и исправление инструментария.
2. Описательное исследование – это социологическое исследование социального объекта, который применяется для изучения большой общности, отличающейся разнообразием признаков и характеристик. В данном социологическом исследовании осуществляется сравнение изучаемых параметров, устанавливаются связи между ними и характер взаимодействия, т.е. дается описание структуры изучаемого объекта.
3. Аналитическое исследование – самый сложный тип социологического исследования, целью которого является не только описание структурных элементов изучаемого объекта, но и выяснение причин социальных явлений и процессов.
2. Программа социологического исследования: понятие и функции.
Программа социологического исследования – это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки.
Программа конкретногосоциологического исследования выполняет три основные функции: теоретико-методологическую; методическую; организационную.
Программа социологического исследования состоит из двух частей: методологической и методико-процедурной.
Методологическая часть программы социологического исследования направлена на вычленение и осмысление возникшей проблемы, формулировку проблемной ситуации и проблемы.
Проблема представляет собой форму вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому выяснению и прикладному разрешению. Иными словами, проблема – это социальный заказ, который должен выполнить социолог, осуществляющий прикладное исследование.
Проблемная ситуация – это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или не ясны. Поэтому при разработке программы прикладного социологического исследования необходимо перевести интуитивно устанавливаемое и смутно выраженное в общественном сознании противоречие на язык точной теоретической интерпретации.
Проблема формулируется в виде ясных вопросов и установок. Подлежащая решению проблема предполагает изучение реальных возможностей ее решения – кадровых, финансовых, технических, организационных. Наличие возможных альтернатив обусловливает желательность выбора оптимального решения поставленной проблемы. Этоопределяет необходимость некоторых ограничений, позволяющих уточнить проблему. Это достигается путем:
1. выделения объекта и предмета исследования;
2. определения целей и задач исследования;
3. формулировки гипотез (предположений) и вариантов решения исследуемой проблемы.
Объект – это совокупность явлений, процессов или определенная сфера социальной действительности, выступающие в качестве факторов проблемной ситуации, на которые направлена познавательная деятельная деятельность социолога.
Предмет исследования – это определенная сторона или свойство, особенности объекта, заданные для непосредственного изучения. Выбор предмета исследования позволяет очертить рамки предпринимаемого исследовательского проекта, позволяет выбрать те стороны и свойства изучаемого объекта, которые наиболее рельефно выражают центральный вопрос проблемы.
Цель прикладного социологического исследования – это планируемый результат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность социологов. Четкое выяснение цели исследования позволяет вычленить четкие задачи. Исследовательские задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие основные направления и этапы решения поставленной проблемы.
Гипотеза – это форма предположения или допущения об изучаемом объекте, его структуре, особенностях, причинных связях и взаимодействиях с другими объектами, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер, а поэтому должно быть подвержено или опровергнуто, а процессе последующего эмпирического исследования. Гипотеза представляет собой предварительный, нуждающийся в проверке и подтверждении вариант решения выдвинутой проблемы.
Методико-процедурный раздел исследовательской программы включает в себя:
1. определение общего плана исследования;
2. построение требуемого планом типа выборки;
3. определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.
В соответствии с целями и задачами основного исследования определяется тип выборки (случайная, квотная, гнездовая, многоступенчатая и т.д.) и объем выборочной совокупности, т.е. численность респондентов – участников социологического опроса, отвечающих на вопросы анкеты и выступающих тем самым в качестве источников первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах.
В методически-процедурной части программы определяется метод исследования, т.е. система правил теоретической и практической деятельности, направленной на изучение существенных характеристик изучаемого объекта, а также методика – систем операций и предписаний с указанием процедур их применения в методах, обеспечивающих условия изучения валидной (т.е. обоснованной и адекватной объекту) и репрезентативной (воспроизводящей значимые элементы исследуемого объекта) информации.
Здесь же выбирается и обосновывается типинструментария, т.е. определенного набора методически-исследовательских документов, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами СИ, с помощью которых обеспечивается сбор эмпирических социологических данных (анкета, бланк интервью, карточка наблюдения и др.)
Источник: allrefrs.ru
Виды социологических исследований
Социологическое исследование (СИ) представляет собой деятельность, направленную на получение объективных знаний (данных) о социальных отношениях, явлениях, процессах. Данная деятельность является системой логически последовательных методических, методологических и организационно-технических процедур, которые связаны между собой одной целью.
Социологические исследования получают знания о социальном мире, основываясь на сборе точных фактов и их дальнейшем логическом объяснении. Во время осуществления таких исследований применяется систематизированный ряд шагов для обеспечения максимальной объективности при изучении проблемы. Идеальный вариант социологического исследования состоит из поэтапной процедуры, хотя это не всегда бывает возможным на практике.
Какие бывают социологические исследования?
Различают три вида социологических исследований:
- пилотажные (разведывательные),
- описательные,
- аналитические.
Пилотажное социологическое исследование
Задача этого пробного исследования состоит в подготовке к основному. Оно проверяет качество основного СИ и охватывает лишь небольшие совокупности исследуемых факторов, работая по упрощенной программе. В ходе пилотажного исследования проверяются все элементы будущего СИ, выявляются трудности, которые предположительно встретятся при его проведении. Иногда во время такого исследования появляются новые гипотезы и собираются оперативные данные. Обычно проводится среди нескольких десятков человек.
Описательное социологическое исследование
Данное исследование является более сложным, поскольку его цели и задачи предполагают получение целостного представления касательно изучаемого явления; проводится с использованием соответствующего инструментария. Подобные исследования проводятся в тех случаях, когда объектом изучения становится большая общность людей, для которой характерны разнообразные характеристики. Между ними можно выявить определенные связи, осуществить сопоставление и сравнение.
Аналитическое социологическое исследование
Самый глубокий вид социологического анализа, целью которого является выявление причин, лежащих в основе процесса. Они же и обуславливают его специфику, а потому подготовка к подобного рода СИ требует больше времени и носит комплексный характер.
Типы социологических исследований
Точечное (разовое) или повторное социологическое исследование
Определение зависит от изучения предмета в статике или динамике. Точечное отображает моментальные данные по характеристикам объекта. Повторные исследования могут быть трендовыми, панельными и лонгитюдными.
Трендовые социологические исследования
СИ проводятся с интервалом во времени на аналогичных выборках в рамках единой генеральной совокупности; бывают когортными (изучение определенной возрастной группы — когорты) и историческими (состав когорт меняется).
Панельные социологические исследования
Исследование через одинаковые промежутки времени одних и тех же людей, требующее соблюдения единообразия.
Лонгитюдные социологические исследования
Если для повторного исследования выбираются моменты с учетом генезиса изучаемой совокупности; как правило, в данных СИ изучается только молодежь.
Ссылки
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Источник: www.e-xecutive.ru