Методические советы по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности
Буйлова, Л. Н. Методические советы по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности / Л. Н. Буйлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 403-408. — URL: https://moluch.ru/archive/96/21529/ (дата обращения: 19.12.2022).
Организация внеурочной деятельности в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов вызывает много вопросов и главный из них — разработка рабочих программ курсов внеурочной деятельности. В настоящее время эта тема является актуальной и в ее успешном решении заинтересованы не только педагоги и администрация образовательных организаций, но и сами учащиеся и их родители. В статье даны методические рекомендации по разработке этих программ.
Ключевые слова:внеурочная деятельность, рабочая программа, рабочая программа курса внеурочной деятельности, нормативно-правовые основания разработки образовательной программы, технология разработки программы.
Новый Кодекс Республики Казахстан «О недрах и недропользовании»
Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) ввели «новое» понятие — внеурочная деятельность, которая, по замыслу разработчиков стандарта, позиционировалась как образовательная инновация, но оказалась проблемой, которую никто не ждал.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (МР МО РФ от 12.05.2011 № 03–296) [5], что позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования в полной мере. Внеурочная деятельность является неотъемлемой, обязательной частью образовательного процесса в школе; это — органичное продолжение учебных занятий.
Материалы стандарта целенаправленно подводят педагога и руководителя образовательного учреждения к формированию устойчивых представлений о внеурочной деятельности как:
части основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида деятельности; формировании учебной мотивации;
деятельности, способствующей расширению образовательного пространства, создающей дополнительные условия для развития учащихся;
необходимом условии взросления, в рамках которого происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
Внеурочная деятельность организуется на основе специально разработанных образовательных программ по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное); в таких формах, как кружки, краеведческая работа, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Бумажная работа/Школьная документация/Рабочая программа, воспитательный план/
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются:
в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [7];
в целях реализации ФГОС НОО (утв. приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241) [2], ФГОС ООО (утв. приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) [3] и ФГОС СОО (утв. приказом МОиН РФ от 7 июня 2012 г. № 24480) [4].
с учетом положений Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» [6] и иных нормативных правовых документов.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности выполняет следующие функции:
нормативную (определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме);
информационно-методическую (дает представление о целях, содержании, последовательности изучения материала и путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного курса);
организационную (выделяет этапы обучения, структурирует учебный материал, определяет его количественные и качественные характеристики на каждом этапе).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы, является частной по отношению к ней, конкретизируя общие цели с учетом специфики реализуемого содержания. Целью рабочей программы курса внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [2, п. 19.5], основной образовательной программы основного общего образования [3, п. 18.2.2] или основной образовательной программы среднего общего образования [4, п. 18.2.2].
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разрабатывается на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий [2, п.19.5] или с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы [3, п. 18.2.2; 4, п. 18.2.2].
Рабочая программа курса внеурочной деятельности является нормативным документом:
содержащим максимально полную информацию о предлагаемом учащимся содержании образования, в рамках основной образовательной программы: образовательные цель и задачи, а также фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.
Реализация принципа преемственности ФГОС по уровням общего образования позволяет выделить единство подхода к структуре рабочих программ, но при этом образовательная организация, помимо обязательных требований ФГОС к структуре рабочей программы, может включать также иные сведения, необходимые и достаточные по ее усмотрению.
Исходя из данных выше характеристик, обобщим требования к рабочей программе курса внеурочной деятельности:
учет основных концептуальных идей и положений основной образовательной программы образовательной организации;
системность, целостность, конкретность, логичность и однозначность содержания;
последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;
учет логических связей с основными предметами учебного плана;
фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые планируемые образовательные результаты;
наличие признаков нормативного документа, использование официально-делового стиля изложения и современной педагогической терминологии;
оптимальный объем, не перегруженный излишней информацией.
Требования к структуре рабочей программы содержат ФГОС всех уровней, но структура рабочей программы курса внеурочной деятельности определяется только в Федеральном государственном образовательном стандарте [4, п. 18.2.2] и должна содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности;
2) общую характеристику курса внеурочной деятельности;
3) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
5) тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;
6) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
Необходимый атрибут любой образовательной программы — титульный лист (лат. Titulus — «надпись, заглавие»), который предваряет текст этого документа и служит источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (реквизиты решений органов управления образовательной организации, участвующих в рассмотрении (принятии) и утверждении программы с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).
Раздел «Пояснительная записка» содержит:
указание на направление развития личности, в рамках которого разработана программа;
ссылку на нормативно-правовые и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа;
цель программы, которая должна быть конкретизирована с учетом специфики курса внеурочной деятельности (цель — это обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по программе);
задачи программы — это конкретные результаты реализации программы (научить, привить, развить, сформировать, воспитать);
Раздел «Общая характеристика курса внеурочной деятельности» содержит:
актуальность программы — роль и значимость курса внеурочной деятельности с точки зрения целей общего образования соответствующего уровня (с опорой на концепцию ФГОС); соответствие программы современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие запросам родителей и детей (обоснование актуальности должно базироваться на фактах — цитатах из нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов, подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы);
описание места курса внеурочной деятельности в основной образовательной программе образовательной организации;
адресат программы — примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе (возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе);
объем программы — общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;
режим занятий — периодичность и продолжительность занятий.
Раздел «Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности» содержит:
перечень личностных и метапредметных результатов освоения курса внеурочной деятельности, согласующиеся с его целью и задачами (определение основных знаний, умений, навыков, а также компетенций, приобретаемых учащимися в процессе изучения программы);
формы аттестации/контроля — разрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения программы (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т. д.).
оценочные материалы — пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов — контрольно-измерительных материалов для оценки степени достижения запланированных личностных и метапредметных результатов [7, ст.2, п.9; ст. 47, п.5];
Раздел «Содержание курса внеурочной деятельности» содержит:
реферативное описание разделов и тем программы, перечень основных единиц содержания (понятий, фактов, законов, закономерностей и пр.);
перечень теоретических и практических занятий, направлений проектной и (или) исследовательской деятельности учащихся в соответствии с последовательностью, заданной тематическим планированием.
характеристику основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы.
Раздел «Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся» оформляется в виде таблицы (таблица 1), составляется на каждый год обучения и содержит:
наименование разделов и тем, входящих в каждый раздел,
общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля.
Примерная структура тематического планирования рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Наименование раздела, темы
Количество часов
Основные виды деятельности учащихся (УУД)
Особенности реализации (сетевая форма реализации, использование ДОТ)
Формы аттестации (контроля)
Источник: moluch.ru
Выполнение образовательной програмы.
У меня из-за праздничных дней не получается выполнить школьную образовательную программу. Администрация школы не разрешает провести корректировку КТП за счет уплотнения программы, требуя вычитки полностью всех часов, т. Е. 68 часов -, должно быть, 68 часов, и ни часом меньше, обосновывая это требование требованиями Рособрнадзора.
Такая ситуация с нехваткой часов у всех учителей школы. Что делать?
Раньше нам говорили, что можно уплотнять программу, главное чтобы вычитка часов была не меньше 90%, что было реально. Теперь требование выполнения часов 100% — совершено нереально. Что делать? Какие нормативно-правовые акты регламентируют эту ситуацию.
Образование | Керчь | 2019-01-25 21:22:33 Пожаловаться модератору
Ответы юристов
Лучший ответ
Сергей Зубков ( 26.01.2019 в 04:32:32 )
Здравствуйте. Рособрнадзор Алтайского края рекомендует делать так: в программе прописать все учебные единицы (в вашем случае — 68), а провести, например, 64 урока. В этом случае программа выполнена. В конце учебного года Вы сделаете запись: проведено 64 урока, изучено 68 учебных единиц, программа выполнена.
Ваша тарификация утвеждена приказом по ОУ. Если Вы буете проводить дополнительные урока, вправе требовать дополнительную оплату. (А как обычно, у администрации нет на это средств.
Можно это делать за счёт стимулируещей части оплаты труда, но это должно быть прописано в Оценочном листе, утверждённым директором, составлен график проведения дополнительных часов (консультаций) и так же утверждён директором школы. Но самый лучший вариант тот, о котором я говорил в начале ответа.. В Алтайском крае делают так и никаких проблем. Проверка Рособрнадзора прошла без единого замечания. (У всех педагогов в пояснительной записке написано: Программа соответствует авторской по содержанию и логики его изучения. Но из-за праздничных дней будет проведено 64 часа, изучено 68 учебных единиц.)
Например, см. урок №2 (запись двух тем, урок 68 (запись 2-х тем). Программа выполнена на 100%. Главное не количество уроков, а количество учебных единиц по авторской программе.
Оставьте, пожалуйста, отзыв
Татьяна (26.01.2019 в 08:42:32)
Здравствуйте. На основании каких нормативно-правовых актов ваш Рособрнадзор это рекомендует. Исходя из здравого смысла — это правильно, но нам нужно ссылать на НПА
Лучший ответ
Дегтярева А.Г. ( 26.01.2019 в 11:50:39 )
Добрый день, уважаемая Татьяна! Вы вправе вносить корректировки в свою рабочую программу. Возможно, нижеизложенное поможет в решении проблемы.
Если пропали уроки из-за праздников и актированных дней, то прямо в рабочей программе добавляете пункт «Корректировка программы» и описываете изменения к своей рабочей программе с целью уложиться в оставшееся до конца учебного года время по содержанию; в отчёте указываете, сколько часов по плану, сколько реально провели, % выполнения программы. При этом поясняете, почему часов фактически меньше. В конце указываете, что программа выполнена (по крайней мере именно так решали аналогичную Вашей проблему с одним из педагогов).
Что касается нормативно-правовой базы: каждое учебное заведение имеет ПоложениеВ о разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, которое разрабатывается в соответствии с:
-В Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.2.7 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»);
— приказами Минобразования РФ, в том числе, с приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями от 07.06.2017 N 506;
— Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897);
— инструктивно-методическими письмами регионального департамента (комитета, управления) по образованию, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом образовательного учреждения, который регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.
Таким образом, при написании рабочих программ по отдельным предметам в качестве опорной базы используют:
— нормы ФГОС;
— основная образовательная программа и учебный план школы;
— примерную программу (авторскую или рекомендованную Минобрнауки РФ);
— рекомендованную учебную литературу.
Всего доброго! Если требуется более детальная консультация, можете обратиться ко мне индивидуально, в том числе на адрес эл. почты.
Источник: www.yurist-online.net
ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Рабочая программа: назначение и нормативно-правовые основы ее разработки и реализации
- — перевод знаний из научной области и практической деятельности в учебную (доступную для учащихся);
- — определение объема знаний и умений и контроль за их достижением;
- — алгоритмизация и интеграция деятельности субъектов по достижению конкретной цели.
В соответствии с п. 6 ст. 28 ФЗ РФ «Об образовании» именно образовательная организация осуществляет разработку и утверждение основных образовательных программ, структурными компонентами которых являются рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности.
«Программы отдельных учебных предметов в структуре основной образовательной программы школы есть не что иное, как рабочие программы по отдельным учебным предметам» [2] . Рабочие программы учебных предметов разрабатываются на основе примерных программ учебных предметов, входящих в структуру примерной основной образовательной программы или на основе авторских программ.
При разработке рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов в логике ФГОС педагогу необходимо учесть, что принципиальным их отличием является опора на деятельностную парадигму образования. Деятельность школьника рассматривается как обязательная компонента содержания образования, что и определяет новизну и современность образования.
Рабочая программа учебного предмета — это нормативная модель деятельности конкретного педагога и обучающихся по достижению планируемых результатов. ФГОС устанавливают четкие требования к структуре данного документа, определяя обязательное наличие следующих элементов:
Как показывает практика, рабочую программу по предмету (курсу) создает конкретный учитель, но при этом в рамках методического объединения педагогов происходит обсуждение подходов к ее разработке, а также целевого и содержательно-организационного компонентов программы.
Важно еще отметить тот факт, что разработке педагогами рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе и интегрированных, предшествует работа по определению целевых ориентиров и создание комплексных программ (входящих в содержательный раздел основной образовательной программы) 1 .
- [1] Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учеб, пособие / подред. С. А. Смирнова. М., 1998.
- [2] Приложение к письму МОН РФ от 19 апреля 2011 г. «О введении ФГОС общегообразования».
Источник: studme.org
Специалистам РК

Радиационный контроль при работе с радиационными источниками является важнейшей составной частью системы радиационной безопасности. Целью радиационного контроля является получение информации об индивидуальных и коллективных дозах облучения персонала, пациентов и населения, а также показателях, характеризующих радиационную обстановку.
Радиационный контроль осуществляется службой радиационной безопасности или лицом, ответственным за радиационный контроль, прошедшим специальную подготовку в зависимости от объема и характера проводимых работ.
Лицо, ответственное за радиационной контроль, назначается приказом руководителя организации и несет всю полноту ответственности за выполнение своих функциональных обязанностей.
Лицо ответственное за радиационный контроль должно иметь разрешение на право ведения работ в области использования атомной энергии в соответствии с пунктом 9 (Работники предприятий (учреждений, организаций), эксплуатирующих радиационные источники) постановления Правительства Российской Федерации № 240 от 3 марта 1997 г. [2]
На каждом радиационном объекте система радиационного контроля должна предусматривать конкретный перечень видов контроля, типов используемой радиометрической и дозиметрической аппаратуры и точек измерения с указанием периодичности каждого вида контроля.
В организациях, проводящих работы с радиационными источниками излучения, должны устанавливаться контрольные уровни [3].
Перечень и числовые значения контрольных уровней определяются в соответствии с условиями работы и согласовываются с органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор).
Радиационный контроль должен включать индивидуальный дозиметрический контроль персонала и контроль радиационной обстановки.
Индивидуальный дозиметрический контроль проводится с целью определения годовых доз персонала и является обязательным для персонала группы А.
Индивидуальный дозиметрический контроль за облучением персонала группы А в зависимости от характера проводимых работ включает:
- контроль за характером, динамикой и уровнями поступления радионуклидов в организм с использованием методов прямой и/или косвенной радиометрии;
- контроль за эффективной дозой внешнего облучения персонала;
- контроль за эквивалентными дозами облучения хрусталиков глаз, кожи, кистей и стоп персонала с использованием индивидуальных дозиметров или расчетным способом.
Результаты индивидуального дозиметрического контроля — индивидуальная доза облучения работника должна регистрироваться в журнале с последующим внесением в индивидуальную карточку, а также в машинный носитель для создания базы данных на радиационных объектах в ЕСКИД. Копия индивидуальной карточки работника в случае его перехода в другую организацию, где проводится работа с источниками излучения, должна передаваться на новое место работы; оригинал должен храниться на прежнем месте работы.
Лицам, командируемым для работ с источниками излучения, должна выдаваться заполненная копия индивидуальной карточки о полученных дозах облучения. Данные о дозах облучения прикомандированных лиц должны включаться в их индивидуальные карточки.
Контроль за радиационной обстановкой в зависимости от характера проводимых работ включает:
- измерение мощности дозы рентгеновского, гамма- и нейтронного излучений, плотности потоков частиц ионизирующего излучения на рабочих местах, в смежных помещениях, на территории радиационного объекта в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;
- измерение уровней загрязнения радиоактивными веществами рабочих поверхностей, оборудования, транспортных средств, средств индивидуальной защиты, кожных покровов и одежды персонала;
- определение объемной активности газов и аэрозолей в воздухе рабочих помещений, их радионуклидного состава, дисперсности и типа при ингаляции;
- измерение или оценку активности выбросов и сбросов радиоактивных веществ;
- определение уровней радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения.
Программа (план) радиационного контроля составляется юридическим лицом, как правило, ответственным за радиационный контроль, до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц — не позднее трех месяцев со дня введения в действие санитарных правил (СП 1.1.1058-01) [4] без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) радиационного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, влияющих на радиационную обстановку.
Разработанная программа (план) радиационного контроля утверждается руководителем организации, либо уполномоченными в установленном порядке лицами. Требования к программе радиационного контроля определены в разделе III СП 1.1.1058-01 [4].
Результаты радиационного контроля сопоставляются со значениями пределов доз и контрольными уровнями. Превышения контрольных уровней должны анализироваться администрацией радиационного объекта. О случаях превышения годовых пределов эффективных доз для персонала, установленных в статье 9 федерального закона [1] и НРБ-99/2009 , годовых пределов эквивалентных доз облучения персонала или квот облучения населения администрация должна информировать органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Ссылки:
- Федеральный закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» № 3-ФЗ от 9 января 1996 года (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ , от 23.07.2008 № 160-ФЗ , от 18.07.2011 № 242-ФЗ , от 19.07.2011 № 248-ФЗ ).
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работ в области использования атомной энергии» № 240 от 3 марта 1997 г. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 № 49, от 22.04.2009 № 351, от 04.02.2011 № 48, от 20.07.2011 № 597).
- Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ — 99/2010. Санитарные правила и нормативы СП 2.6.1.2612-10 (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.09.2013 N 43).
- Санитарные правила «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 г., с 1 января 2002 года. (в ред. Изменений и дополнений № 1 , утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.03.2007 № 13).
Источник: uran.pro