Сегодня в современной системе образования детей одним из важнейших требований становится создание условий, в которых обучающиеся смогут достигать метапредметных и личностных образовательных результатов. В современной школе ученики не только приобретают определенные знания по отдельным предметам, но и развивают свои познавательные и созидательные способности, получают навыки успешной социализации в обществе. При подобном подходе роль дополнительного образования возрастает, так как оно дает возможность самореализации обучающихся в разных направлениях деятельности. Дополнительное образование может учитывать социальную среду и социальный заказ каждого образовательного учреждения.
Система дополнительного образования детей в Российской Федерации в её новом качественном состоянии — важная составляющая непрерывного образования. Она имеет свои специфические особенности: это многомерное пространство – информационное, культурное, правовое, способствующее становлению и развитию личности ребёнка. Это возможность решения жизненно важных для него проблем образования, организации досуга, выбора круга общения, духовно-нравственных ценностей и ориентиров, профессионального и личностного самоопределения, саморазвития и самореализации.
Актуальные вопросы и практические рекомендации по оценке качества дополнительного образования детей
В системе дополнительного образования обучающиеся овладевают многими метапредметными умениями. Они учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Система дополнительного образования детей основана на огромном потенциале содержания, средств и ресурсов, способствующих достижению метапредметных результатов.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования, метапредметные результаты освоения дополнительной образовательной общеразвивающей программы должны отражать:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- Смысловое чтение;
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Основными этапами по формированию метапредметных результатов в системе дополнительного образования являются:
Мониторинг и оценка результативности обучения по дополнительным общеразвивающим программам
1. Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
2. Использование метапредметных технологий на учебных занятиях;
3. Разработка системы оценки метапредметных результатов в системе дополнительного образования.
1. Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Прежде всего, внедрение метапредметного подхода в дополнительное образование должно быть отражено в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах.
В программах указываются:
- ключевые компетентности, для формирования которых она составлена;
- предметы, на материале которых реализуется программа;
- виды познавательной и практической деятельности;
- формы совместной работы (решение комплексных задач, выполнение проектов, защита выполненной работы перед группой специалистов разного профиля).
Содержание программ разрабатывается, исходя из социального запроса отдельного образовательного учреждения.
Таким образом, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа должна содержать следующие обязательные разделы:
- Актуальность и новизна программы, социальный запрос.
- Цель и задачи программ.
Задачи программы делятся на:
- обучающие (способствующие овладению определенными компетенциями),
- воспитательные (способствующие личностному развитию обучающегося),
- метапредметные (способствующие развитию УУД, «гибких навыков»)
- Образовательные подходы реализации программ.
- Содержание программы с обязательным указанием образовательных технологий, деятельности обучающихся.
- Планируемые результаты освоения программы (личностные, предметные и метапредметные).
- Система оценки достижений планируемых результатов.
2. Использование метапредметных технологий на учебных занятиях
Именно на конкретных учебных занятиях происходит реализация метапредметного подхода в сфере дополнительного образования. Для достижения метапредметных результатов образования необходимо, чтобы в образовательном процессе соблюдались следующие принципы:
- отказ от шаблона в структуре учебного занятия и формализма в его проведении;
- максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на занятии с использованием различных форм индивидуальной и групповой работы;
- поддержка альтернативности и множественности мнений;
- развитие функции общения на занятии, как условие побуждения к действию и ощущению эмоционального удовлетворения;
- занимательность и эмоциональный тон занятия;
- педагогически целесообразная дифференциация обучающихся по учебным возможностям;
- уважительное отношению к мнению каждого;
- развитие навыков сотрудничества и сотворчества;
- включенность в практическую деятельность, формирующую профессиональные навыки.
При выборе используемых метапредметных технологий следует соблюдать следующие принципы:
- принцип направленности инструментария (педагогические средства должны специально подбираться, проектироваться и использоваться согласно цели и задачам программы);
- принцип системности в реализации педагогического инструментария (соблюдение регулярности использования технологий на занятиях с обучающимися)
- принцип вариативности и сопряженности педагогических средств. (С одной стороны, он подразумевает возможность выбора из нескольких инструментов, что создает комфортную творческую среду для педагогов. С другой стороны — возможность одновременного и непротиворечивого использования разных педагогических средств. Следование этому принципу позволяет применять соответствующий инструментарий гибко).
К метапредметным педагогическим технологиям можно отнести:
- Информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии.
- Проектные и деятельностные технологии.
- Креативные технологии.
- Игровые технологии.
- Технологии личностно-ориентированного образования.
- Коллективные и групповые способы обучения.
- Тренинги.
- Коучинг
и другие
При соблюдении принципов планирования занятий у обучающихся в системе дополнительного образования помимо предметных способностей развиваются такие «гибкие навыки», необходимые для развития и самоопределения личности, как:
- Базовые коммуникативные навыки, которые помогают человеку развивать отношения с людьми, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими (умение слушать, убеждение и аргументация, проведение презентаций, самопрезентация, публичные выступления, командная работа, нацеленность на результат).
- Навыки self-менеджмента: помогают эффективно контролировать свое состояние, время, процессы.
- Навыки эффективного мышления: системное мышление, креативное мышление, структурное мышление, логическое мышление, поиск и анализ информации, выработка и принятие решений, проектное мышление, тактическое и стратегическое мышление.
- Управленческие навыки
3. Разработка системы оценки метапредметных результатов в системе
Особенностью образовательного процесса в системе дополнительного образования можно считать его практическую деятельностную направленность, ориентацию не столько на усвоение знания, сколько на способность его применения, использования на практике. Поэтому при оценивании индивидуальных достижений обучающихся педагоги ориентируются на созданный ребенком продукт, имеющий прикладную ценность.
К основным принципам оценивания в дополнительном образовании относят: системность, вариативность, осознанность, доступность.
Системность предполагает регулярность проведения процедур оценивания.
Вариативность – использование разнообразных видов, форм и методик оценивания, исходя из возраста обучающихся, содержания деятельности, педагогических задач и т.д.
Осознанность строится на понимании обучающимися критериев оценивания и подхода педагога.
Доступность оценивания заключается в определенной легкости проведения его процедур и обработки результатов.
В целом, оценивание в дополнительном образовании детей является эффективным педагогическим средством развития деятельности обучающихся при условии его систематического использования, понимания ребенком критериев и оснований оценки, а также использования педагогом разнообразных видов оценки и развития оценочной деятельности в соотнесении с задачами развития творческой деятельности и личностного развития обучающихся.
Отсутствие в дополнительном образовании единых образовательных стандартов существенно осложняет оценивание результативности деятельности обучающихся в ходе освоения дополнительных образовательных программ. Педагоги дополнительного образования сами определяют и зачастую разрабатывают необходимые и наиболее эффективные методики оценивания, исходя из своих педагогических целей и задач.
Таким образом, в сфере дополнительного образования детей принято выделять несколько параметров, по которым оценивается деятельность обучающихся, их достижения образовательных, личностных и воспитательных результатов.
1. Освоение обучающимися содержания дополнительной образовательной программы.
Критериями данного параметра могут выступать глубина и широта знаний, грамотность (соответствие существующим нормативам, правилам, технологиям), уровень компетенций, разнообразие умений и навыков в практических действиях.
2. Устойчивость интереса обучающихся к деятельности по программе и изучаемой образовательной области.
Критериями данного параметра являются характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность пребывания в коллективе, характер мотивов ухода ребенка из коллектива, характер участия ребенка в деятельности.
3. Личностные достижения обучающихся.
Критериями данного параметра может стать направленность динамики личностных изменений.
Для удобства анализа работы в «Информационно-технологическом центре дополнительного образования» ГБОУ школы №334 Невского района Санкт-Петербурга была разработана «Карта учета результативности освоения дополнительной общеобразовательной программы» (Приложение 1). Использование такой карты дает педагогам дополнительного образования свободу выбора оценочных процедур в соответствии с целью и задачами программ, однако, позволяет систематизировать работу объединений, оценить уровень роста отдельных обучающихся и объединения в целом.
Формирование и развитие метапредметных компетенций обучающихся в учреждении дополнительного образования детей будет способствовать обновлению содержания деятельности детских объединений, росту профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования детей, повышению качества дополнительного образования.
Карта учета результативности освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2020-2021 учебный год
Фамилия, имя, отчество педагога_________________________________________
Год обучения по программе:______, группа №_____
Источник: nsportal.ru
Подходы к оценке ожидаемых результатов дополнительного образования детей
В системе общего образования результат образования определяется стандартом. Стандарт образования — это обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах. В системе дополнительного образования детей нет стандартов. Нормативным документом здесь может выступать сама дополнительная образовательная программа, стандартом которой можно считать требования к результату, заявленному в каждой программе.
Таким образом, основными критериями оценки результативности ДОД являются полнота и качество реализации дополнительных образовательных программ. При этом, отвечая современным требованиям к образованию, дополнительная образовательная программа должна быть нацелена не только на формирование многознания, но и, что для нас важнее, на формирование личности ребенка, его воспитание и развитие. При таком подходе проблема состоит еще и в том, чтобы найти инструмент оценивания, который определяется тем, какие принципы должны войти в основу оценивания, какие методы, способы, средства отслеживания результативности педагогической деятельности могут иметь место, какие требования можно предъявить к процедуре отслеживания, оценивания и оценке вообще.
Проблема отслеживания результативности ДОД достаточно новая, весьма важная и в то же время довольно острая, затрагивающая интересы буквально каждого работающего в сфере дополнительного образования детей. Этот интерес связан, с одной стороны, с тем, что и педагоги и учреждения стали подвергаться внешнему оцениванию в различных формах аттестации кадров, лицензирования и аттестации учреждений. С другой стороны, новые требования к качеству дополнительного образования, обусловленные новым статусом, требуют оценивания качества как бы изнутри: изменения личности педагога и ребенка, изменения системы отношений, содержания образования ит. д.
Качество образования в последнее время активно изучается российскими учеными. М. М. Поташник, Е. А. Ямбург, Д. Ш. Матрос и другие авторы практико-ориентированной монографии «Управление качеством образования» провели глубокий анализ понятия «качество образования».
Во-первых, они рассматривают образование в широком смысле. По их мнению, оно включает обучение, воспитание и развитие (и не только) [1] .
Во-вторых, они представляют качество образования как соотношение цели и результата, как меру достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом требование операционального формулирования результата является обязательным, при его невыполнении качество образования просто невозможно определить [2] .
В-третьих, качество образования определяется не только соответствием количества и качества знаний детей Федеральному государственному образовательному стандарту, но и качествам личности, духовного, гражданского развития подрастающих поколений. И именно в этом его главная общественная ценность.
Обращает на себя внимание попытка авторов выйти на некий интегральный уровень оценки качества образования, имея в виду личностно-ориентированный аспект такой оценки. Б. С. Гершунский, В. А. Караковский и другие ученые поддерживает идею интегративных характеристик, которые в своей совокупности могут создать умозрительный образ выпускника современной школы. По мнению Б.
С. Гер- шунского, в этот образ могут войти два показателя — менталитет как глобальная характеристика мировоззренческих и поведенческих параметров личности и стремление к наиболее полной жизненной самореализации с учетом собственных способностей. В. А. Караковский предлагает в образ идеального современного молодого человека включить высокое самосознание личности, физическое и нравственное здоровье, широкую образованность и воспитанность, активную гражданскую позицию.
По мнению других ученых, исследующих проблему качества образования, С. Е. Шишова и В. А. Кальней, качество образования — это социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности [3] .
Для оценки ДОД представляет интерес в этом подходе акцент на социальный заказ общества и соотнесение качества образования с удовлетворением этого заказа. Кроме того, ученые определяют качество образования совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения. Они рассматривают учреждение как систему и определяют зависимость качества образования от содержания образования, форм и методов обучения, материально-технической базы, кадрового состава и других элементов системы деятельности учреждения.
Одно из первых и глубоких исследований проблемы качества дополнительного образования детей было проведено Л. Г. Логиновой. Опираясь на исследование качества образования вообще, она рассматривает качество дополнительного образования через совокупность характеристик, отличающих его от других типов образования. Л. Г. Логинова рассматривает становление качества системы дополнительного образования детей и его развитие как устойчивое саморазвитие его культуры: содержания образования, образовательных процессов, способов деятельности, характера взаимодействия и сотрудничества, жизнедеятельности учреждений, индивидуального образования и результата, педагогических коллективов, организационной деятельности структур управления. Она дает следующие характеристики качеству дополнительного образования детей:
- — оно определяется не совокупностью отдельных свойств образовательного процесса, его организации, структуры, обеспечения или результативности, а их целостностью, системностью;
- — это особый тип образования или специфическая, относительно самостоятельная подсистема в общей системе образования детей;
- — это особый феномен и атрибут образования как всеобщей формы становления и развития сущностных сил человека;
- — это совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворять потребности каждого ребенка, детей, их родителей, общества, то есть заказчиков на этот тип образования, и поэтому оно обладает проектной природой и может прогнозироваться;
- — это предмет совместного проектирования детей, педагогов и родителей, каждого отдельного ребенка и педагога, всех участников и организаторов жизнедеятельности учреждения;
- — оно обеспечивает развитие способности личности (педагога и ребенка) строить свою индивидуальную траекторию развития;
- — оно зависит от эффективности системы управления им [4] .
Анализируя разные подходы к качеству образования, можно предложить следующий подход к качеству дополнительного образования детей.
Итак, в деятельности ДОД отсутствует государственный стандарт на образование, но в каждой дополнительной образовательной программе прогнозируется свой стандарт ее освоения. Он отражен, во-первых, в целях программы, а также в содержании, формах организации образовательной деятельности, ожидаемых результатах. В то же время основу ДОД составляет социальный заказ потребителей — детей, родителей, государства, социума.
Таким образом, носителями уровня качества ДОД являются заказчики (дети, родители, государство, социум) и исполнители (педагогические работники ДОД). Задача управления в этом случае — максимально согласовать запросы потребителей и деятельность исполнителей. При этом можно сказать, что деятельность в системе ДОД будет считаться качественной, если она удовлетворяет потребности заказчиков посредством полной и качественной реализации заявленных дополнительных образовательных программ.
- — качество процесса,
- — качество результата.
Качество процесса также можно рассмотреть через следующие понятия:
- — качество целей — они должны отвечать запросам к системе дополнительного образования со стороны основных заказчиков;
- — качество содержания — будет качественным, если оно соответствует целям, современным требованиям к дополнительному образованию;
- — качество технологий (методов) организации — должно обеспечивать соответствие результатов целям, содержанию, современным требованиям;
- — качество обеспечения (методического, материально-технического, психологического т. д.) — достигается тогда, когда оно соответствует целям, содержанию, технологиям и т. д.
Таким образом, оценивание результата не имеет смысла, если мы не соотносим его с целями деятельности и/или запросами потребителей. Отслеживание соответствия целей запросам потребителей, а содержания, форм организации и обеспечения деятельности — целям поможет нам понять причины, по которым произошло отклонение результата от намеченной цели.
Таким образом, можно сказать, что в процессе оценки качества ДОД необходимо отслеживать следующие позиции:
- — соответствие целей ДОД запросам потребителей;
- — соответствие содержания ДОД целям;
- — соответствие форм организации ДОД целям и содержанию;
- — соответствие системы обеспечения ДОД целям, содержанию и формам организации;
- — соответствие результата ДОД поставленным целям.
Результат чаще всего рассматривается как итог, ради которого
осуществляется деятельность, или итог деятельности, соотнесенный с целями.
Результат дополнительного образования ребенка можно определить как степень изменения его личности. Он будет складываться из комплекса образовательных и социально-педагогических результатов ДОД.
Современный анализ ДОД позволяет выявить следующие образовательные результаты ребенка: результаты обучения, воспитания и развития.
Результатом обучения можно считать разный уровень знаний, умений и навыков, которые дети приобрели в процессе освоения той или иной предметной области. Другими словами, этот результат можно признать как уровень освоения детьми дополнительной образовательной программы по профилю деятельности. Кроме того, в понимании результата обучения для нас важны и такие его уровни, как способность применять эти знания на практике, сформированность у детей устойчивого интереса к профилю деятельности, стабильность достижений учащихся и уровень качества детского продукта, степень ориентированности детей на выбор конкретной профессии и другие результаты.
Результатом воспитания можно считать разный уровень сформированное™ у ребенка личностного отношения к тому, что он осваивает в процессе обучения. Здесь речь может идти, например, об овладении им общечеловеческими ценностями и принятии их, определенном уровне его нравственной деятельности и поведения, степени гуманного отношения к людям, уровне участия в преобразовании действительности, реализации личностно-значимых целей, степени устойчивости к вредным привычкам и других результатах.
Результатом развития можно считать разный уровень развития сущностных сфер личности ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы. В характеристику этого уровня результата может войти уровень развития качества ума (познавательных процессов, мыслительных навыков, умения учиться и т. п.), мотивов труда и учения, чувств, эмоций и самооценки, волевых устремлений ребенка, а также разный уровень развития его специальных, профессиональных, творческих способностей.
В дополнительном образовании детей особое место занимает процесс допрофессионалъной и начальной профессиональной подготовки, который в контексте социализации и социального становления ребенка может иметь разный уровень результата. На уровне допрофессио- нальной подготовки результатом можно считать появление у ребенка профессионального интереса и его профессиональное самоопределение. На уровне начальной профессиональной подготовки можно увидеть, например, такой результат, как адаптация ребенка к избранной профессии, знания, умения и навыки по профессии, а также степень решения социальных и финансовых проблем ребенка через участие в детской производственной деятельности.
Социально-педагогические функции ДОД могут выступать как самостоятельные социально-педагогические программы (оздоровления, социальной защиты, коррекции, реабилитации и др.). Но чаще всего они являются составной частью образовательной программы и призваны обогатить образовательный процесс.
Результат реализации культурно-досуговой функции ДОД так же многообразен, как и сама эта деятельность. Здесь можно выделить такие уровни результата, как удовлетворение потребностей и интересов детей, формирование их ценностных ориентаций, освоение системы социальных ролей, развитие личности ребенка через общение и др.
Результатом оздоровления детей в ДОД может быть как определенный уровень физического, психического или физиологического оздоровления детей, так и уровень формирования здорового образа жизни ребенка.
Результат социальной защиты, помощи и поддержки детей можно рассматривать на двух уровнях. Первый уровень, субъективный, предполагает осознание ребенком собственной безопасности, уверенности, защищенности и комфортности. Второй уровень, объективный, указывает на степень решения реальных социальных проблем детей (и педагогов), уменьшение количества детей, нуждающихся в защите.
Социально-педагогический результат ДОД на уровне ребенка может рассматриваться также и как степень его информированности, ориентированности в жизненных ситуациях, коррекции его поведения, физического состояния, расширения круга его делового и дружеского общения.
Перечислить все результаты ДОД на уровне ребенка практически невозможно, так как в основе дополнительного образования лежит заказ конкретного ребенка. В идеальном варианте результатов должно быть столько, сколько хочет и может получить главный заказчик — ребенок. Специфика личностно-ориентированного дополнительного образования требует от образовательного процесса многообразия аспектов, направлений, видов деятельности. В этом смысле важна, во-первых, комплексность (или интеграция) результата как органическое сочетание результатов реализации разных функций с учетом факторов и условий, целей, содержания и форм, взаимосвязи образовательных областей и т. д. Вторым важным условием является вариативность результата, то есть разработка различных его вариантов, дифференциация по содержанию и организации в зависимости от возраста, уровня развития, индивидуальных особенностей и интересов детей. Этот принцип наиболее значим для разновозрастного, переменного состава образовательных объединений ДОД.
Главным результатом организации личностно-ориентированного дополнительного образования может стать создание условий для выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка в рамках учреждения дополнительного образования детей или образовательного пространства, в котором живет и развивается ребенок.
- [1] Управление качеством образования: Практикоориентированная монографияи метод, пособие / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России,2000. 448 с.
- [2] Управление качеством образования: Практикоориентированная монографияи метод, пособие / Под ред. М. М. Поташника.
- [3] Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. — М.:Педагогическое общество России, 2000. 320 с.
- [4] Логинова Л. Г. Методология управления качеством дополнительного образованиядетей. М.: АПКиПРО, 2003. 132 с.
Источник: studme.org
Сведения о качестве реализации Программы в наглядных формах представления анализа результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Веселые краски»
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый желающий ребенок.
По мере освоения программы периодически проводится контроль полученных знаний и навыков обучающихся. Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс; детям, родителям, педагогу увидеть результаты общего труда. Для контроля успешности обучающегося при освоении программы в группах проводится собеседование, тестирование, итоговая выставка детских работ.
Мониторинг проводится с целью установления:
— соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и планируемым результатам обучения;
— соответствия организации образовательного процесса по реализации программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ
Диагностика обучающихся проводится в соответствии с локальным актом — положением, устанавливающим порядок и формы проведения, систему оценки, оформление и анализ результатов диагностики обучающихся в соответствии с требованиями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Отслеживание результативности осуществляется в форме собеседования.
При этом проводятся:
— входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с целью определения уровня развития и подготовки детей) в форме беседы;
— текущая диагностика по завершении занятия, темы, раздела (проводится с целью определения степени усвоения учебного материала);
— промежуточная диагностика, проводимая по завершении изучения курса программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей (в форме выставки).
В ходе освоения программы применяются следующие методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение, педагогический анализ (диагностическая карта), выполнение практических заданий, и т.д.
Проводится текущий контроль (в течение всего учебного года) — выставки, тестирование, анализ работ.
Подводя итоги работы за прошедший учебный год, организуется выставка работ обучающихся изостудии.
Формы подведения итогов реализации программы: собеседование, открытые занятия, наблюдения, тестирования, выставки и т.д. Оценочные материалы
Перечень диагностических методик:
— анкета по мотивации выбора объединения;
— мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (диагностическая карта);
— мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной общеобразовательной программы (диагностическая карта).
Результативность реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Веселые краски» проводится в соответствии с разделом «Мониторинг образовательных результатов». Система отслеживания и оценивания результатов обучения по программе представлена в таблице №1.
Источник: znanio.ru