Понятие «образовательный результат» в развивающем образовании. Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам образования
Понятие «результат развивающего образования». Функцию управления процессом достижения общей цели выполняют, как мы видели, требования к результатам. Именно поэтому требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (раздел 2 ФГОС НОО) становятся наиболее инструментальной частью ФГОС, позволяющей конкретизировать цель образовательного процесса, наметить пути решения образовательных задач и стать ориентиром в ходе проектирования любых программ в сфере образовательной деятельности.
Образовательные результаты в развивающем образовании — это изменения в совокупности мотивационных, операциональных (инструментальных) и когнитивных ресурсов личности, которые определяют ее способность к решению значимых для нее познавательных и практических задач, или приращение в ресурсах ученика.
Результаты освоения обучающимися образовательных программ
Современное понятие «образовательные результаты» включает не просто объективную фиксацию образовательного продукта, а еще и качественную оценку прогресса (достижений) обучающегося. Фактически современный педагог сегодня работает с зоной ближайшего развития каждого ученика, обеспечивая уникальный для каждого ученика образовательный результат.
Таким образом, в понятие «образовательные результаты» должны входить освоенные учениками обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие учащимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи: как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
В ФГОС выделяются три типа образовательных результатов: личностные, метапредметные, предметные.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
В стандарте также определяются универсальные учебные действия как результаты образования.
Универсальные учебные действия — это совокупность способов действий учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение содержания образования, включая организацию этого процесса.
В широком значении они характеризуют умение ученика учиться. В узком смысле УУД являются психологической составляющей образовательного процесса.
Важно подчеркнуть универсальность этих действий: универсальные учебные действия — это обобщенные действия, реализующиеся как в предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Они проявляются при этом на этапе осознания смысловой целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик, операционализации, оценивания. Другими словами, умение учиться предполагает, что школьник освоил все компоненты учебной деятельности: мотивы, цель, целеполагание при работе с учебной задачей, необходимые учебные действия и операции, контроль и оценку.
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Согласно Примерной основной образовательной программе начального общего образования [1] (см. Приложение) выделяются четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные (рис. 6.1).
Рис 6.1. Система образовательных результатов по ФГОС
Личностные универсальные учебные действия, представлены тремя группами действий:
- 1) личностное самоопределение — внутренняя позиция школьника, самоидентификация; самоуважение и самооценка;
- 2) смыслообразование («зачем?», «какой смысл имеет. ?») — мотивация учебная и социальная, границы собственного знания и незнания;
- 3) нравственно-этическая ориентация, моральный выбор — ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков.
Пример: мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; установка на здоровый образ жизни и др.
Регулятивные универсальные учебные действия объединяют действия по организация учебной деятельности школьником: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценивание, саморегуляцию и др.
Пример: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать установленные правила в контроле способа решения и др.
Познавательные универсальные учебные действия представлены тремя группами действий:
- 1) общеучебные действия (работа с информацией);
- 2) логические операции. В психологии выделяются следующие логические операции: сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация, классификация (типизация), сериация, отрицание, причинно-следственные связи (импликация «если. то. »), аналогия, моделирование и схематизация и др.;
- 3) постановка и решение проблем.
Пример: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений и др.
Коммуникативные универсальные учебные действия представлены тремя группами:
- 1) общение;
- 2) взаимодействие;
- 3) деловое сотрудничество.
Пример: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; контролировать действия партнера и др.
Планируемые образовательные результаты. Примерный список универсальных учебных действий выпускника начальной школы приводится в Примерной основной образовательной программе начального общего образования, на основании которого каждая школа самостоятельно проектирует систему планируемых образовательных результатов исходя из специфики контингента обучающихся, национально-региональной специфики, направленности школы и др.
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает, что в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы, а также несколько уровней описания: блок «Выпускник научится», блок «Выпускник получит возможность научиться».
- 1. Цели-ориентиры: «Зачем нужно изучать данный предмет / зачем вводится та или иная программа внеурочной деятельности / для чего учащимся предлагается то или иное воспитательное событие в образовательном учреждении?»
- 2. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала: «Выпускник научится».
- 3. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета: «Выпускник получит возможность научиться».
Планируемые образовательные результаты — отправная точка деятельности учителя. Планируя урок, предлагая школьникам то или иное задание, учитель всегда ясно понимает, на развитие какого именно универсального учебного действия, образовательного результата, они направлены.
- 1. Задание по русскому языку в третьем классе: «Распредели слова в две группы. Объясни, по каким критериям ты распределил слова:
- а) ворона, лиса, сорока, медведь, заяц, журавль;
- б) береза, автомобиль, телефон, лошадь, велосипед, мухомор;
- в) окунь, солнце, дождь, бабочка, озеро, ласточка».
Задание направлено на развитие умения выявлять основания и критерии для сравнения и классификацию объектов (познавательные УУД).
Образовательная ситуация [2] урока может быть при этом организована по-разному, например, как в ситуации из примера (в).
Петя: «Предлагаю так. Окунь — бабочка — ласточка. Солнце — дождь — озеро».
Вова: «Предлагаю так. Окунь — озеро —дождь. Солнце — бабочка — ласточка».
Учитель: «Дети, кто прав?»
Мнения детей класса расходятся: одни считают, что прав Петя, другие — Вова.
Тогда учитель предлагает Пете и Вове сформулировать собственное мнение и позицию (актуализируются коммуникативные УУД), аргументировать своей ответ, назвав критерий сравнения, который они выбрали.
Петя: «Одушевленные — неодушевленные».
Вова: «В первую группу вошли слова из пяти букв, мы же на уроке русского. Во вторую — остальные».
Учитель: «Дети, кто прав?»
Теперь почти все дети утверждают, что правы оба мальчика, и начинают предлагать другие критерии для сравнения («слова на букву О», «слова, связанные с водой» и т. п.). Тем самым актуализируются коммуникативные УУД ребенка — допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Учитель предлагает и другим детям сформулировать свои критерии и распределить слова.
Настя: «А я предлагаю так. Окунь — дождь. Озеро — солнце. Бабочка — ласточка. Критерий: мужской, средний и женский род!»
Учитель организует диалог детей, в котором Настин способ отвергается. Настя не проявила учебное действие принимать и сохранять учебную задачу (регулятивное УУД), проигнорировав или забыв условие, что слова надо было разделить на две группы и разделила их на три. К тому же она попала в «ловушку», заранее спроектированную учителем, так как на прошлом уроке русского языка как раз и изучали рода существительных.
2. На рисунке приведен фрагмент из пособия Н. Г. Салминой «Пред-школьная пора». Данное задание направлено на развитие метапредмет-ных образовательных результатов. В процессе его выполнения формируется универсальное учебное действие «использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач» (вид УУД — познавательное).
Схемы показывают, что на чем лежит.
Раскрась по схемам, начиная с верхнего предмета. и третья схемы. Далее дети начинают выполнять задание в рабочей тетради, вооружившись красным и синим карандашом. Некоторые из детей, раскрашивая третью схему, собираются «сэкономить»: сначала раскрашивают верхний и часть нижнего предмета синим, затем оставшееся — красным. Это индикатор для учителя: дети не удерживают задание! Таким образом, данное задание актуализирует и другое универсальное учебное действие — «принимать и сохранять учебную задачу» (вид УУД — регулятивное).
- [1] Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15).
- [2] Понятие «образовательная ситуация» рассмотрено в главе 8.
Источник: studme.org
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Уровень квалификации педагога. Эйланбекова Канитат Гайдаровна владеет следующими компетенциями:
1. владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность;
2. объективное оценивание знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
3. применение современных психолого-педагогические технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной среде;
4. использование и апробирование специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности;
5. владение ИКТ-компетентностями;
6. организация различных видов внеурочной деятельности: игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой с учетом возможностей образовательной организации;
7. компетентность в области личностных качеств (общая культура, самоорганизованность).
8. информационная компетентность – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
Учитель Эйланбекова Канитат Гайдаровна ис пользует ИКТ, как предмет изучения и средство изучения (обучающие и развивающие игры, электронные учебники, выход в Интернет, Интернет-проекты, Интернет-уроки, виртуальные экскурсии, работа с компьютерными презентациями). ИКТ применяет систематически, и на всех этапах обучения. В процессе обучения нельзя опираться только на исполнительские способности ученика. Профильность ведет к увеличению учебных нагрузок, т.к. увеличивается сложность и объем изучаемого материала. Выход – оптимизация образовательной среды, внедрение здоровьесберегающих технологий, активизация творческого мышления учащихся .
Анализ проведен по следующим критериям:
«Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов системы образования и государственной итоговой аттестации»
1.1Динамика достижений по английскому языку на основании мониторингов, проведенных организацией. (по итогам 3-х лет)
Эйланбекова К.Г. учитель английского языка МКОУ «Хкемская ООШ, Ахтынского района», за период с 2016 по 2019 учебный год. имеет стабильное качество знаний и положительную динамику учебных достижений обучающихся.
Успеваемость %
Источник: znanio.ru
Информационно — аналитический отчет к разделу «Результаты освоения обучающихся образовательных программ по итогам мониторинга»
Представлен информационно — аналитический отчет к разделу портфолио «Результаты освоения обучающихся образовательных программ по итогам мониторинго системы образования регионального и федерального уровней»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Информационно — аналитический отчет к разделу «Результаты освоения обучающихся образовательных программ по итогам мониторинга»»
Информационно – аналитический отчет к разделу
«Результаты освоения обучающихся образовательных программ по итогам мониторинга системы образования регионального и федеральных уровней»
Повышение качества образования – важная задача, стоящая перед каждым образовательным учреждением. Основой решения проблемы качества образования в школе, является проектирование и внедрение системы управления качеством образовательного процесса. Одна из составляющих этой системы – мониторинг.
Основная задача мониторинга – определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в образовательном учреждении, на развитие ребенка.
Всероссийские проверочные работы для учащихся 4 классов являются итоговым этапом обучения в начальной школе. По результатам мониторинга определяется результат деятельности педагога, появляется возможность определить достижения и недостатки, наметить пути корректировки.
За межаттестационный период я подготовила к всероссийским проверочным работам два четвертых класса (2015 – 2016 гг, 2016 – 2017 гг). Анализ результатов по русскому языку и математике позволяет сделать вывод о положительной динамике качества обучения. Из трех предметов, на мой взгляд, чуть хуже результаты по ознакомлению с окружающим миром. Процент качества знаний выше среднегородского (данные представлены).
В 2016 – 2017 впервые были проведены Всероссийские проверочные работы по русскому языку и математике в 5 классах, где мои учащиеся показали хорошие результаты за курс начальной школы. Практика показала, чтобы получить хорошие результаты итоговых работ, учителю необходимо совершенствоваться, саморазвиваться.
Позитивная динамика качества обучения и степени обученности достигается мною, благодаря созданию необходимых условий для реализации учебно-воспитательного процесса, в котором я использую разнообразные средства, методы, формы организации деятельности учащихся. В дальнейшем вся моя работа будет направлена на повышение уровня знаний учащихся и качества обучения.
Директор школы Е.Ю. Найденова
Источник: kopilkaurokov.ru
Результат освоения обучающимися образовательных программ что это
Онлайн–инспектор
Положение об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранении в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях
ПРАВО В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Информационный портал разработан и поддерживается
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», 2017 — 2022
При использовании материалов информационного портала на внешних интернет-ресурсах ссылка на первоисточник обязательна
Источник: pravospo.ru