Режиссура – это разновидность творческой деятельности, с помощью которой создаются кинематограф, театральное действие и эстрадные номера. Режиссура сложный вид деятельности, но очень интересный. В основе связующего звена между актером и главным автором стоит режиссер. Он играет роль «переводчика», истолковывая авторскую работу по-своему, переводя ее на язык кинематографа или спектакля.
Слово режиссер переводится как «управляющий». Профессия режиссера выполняет важную миссию в искусстве. Это творческий человек, руководитель и организатор постановки кинематографического или зрелищного замысла. Режиссер из сценария создает новую действительность, задействовав участников творческого процесса: актерского состава, художников, костюмеров, композитора.
Работа режиссера включает в себя работу:
- Администратора. Режиссер – администратор ставит спектакли, следит за порядком и выполнением поставленных задач.
- Постановщика. Сюда входит работа с актером, декоратором, костюмером и другими рабочими;
- Литератора. Следит за проведением спектакля по намеченной литературной траектории.
- Художника. Режиссером – художником создается своя оригинальная художественная связка пьесы;
- Учителя. Режиссер он же учитель, который наставляет, обучает, воспитывает актеров.
Во времена Станиславского К. С. режиссура выглядела иначе, не так, как сейчас. Спектакли в театре проходили самостоятельно, игра актером выполнялась без вмешательства со стороны как он понимал роль, так и исполнял ее. Работа режиссера заключалась только в распределение ролей, расстановки и передвижение персонажей на сцене. Большего он себе позволить не мог, оставляя все на усмотрение актера.
ЧТО ТАКОЕ РЕЖИССУРА КИНО. Как строится работа режиссёра
Именно Станиславский К. С. внес огромный вклад в развитие режиссуры как профессии, определил ее функции:
- изучение и понимание спектакля;
- нахождение нужного зрелищного эффекта;
- подчинение участников съемок режиссерскому замыслу.
Необходимый этап в формировании плодотворной рабочей атмосферы состоит из взаимодействия режиссера с актером. В идеале отношения между участниками съемочного процесса должны быть доверительными и дружескими, но не всегда так получается. Многое зависит от отношения руководства к подчиненным. Режиссеры пытаются привлечь к работе тех актеров, с которыми им нравится и удобно работать. Атмосфера на площадке и сложившиеся отношения участников съемки влияют на конечный результат работы.
Средства режиссуры
Выразительные средства режиссуры включают в себя:
- Актерское искусство.
Игра актера представляет собой искусство создания образов, попытку выразить жизнь на сцене перед зрителями или на экране телевидения. Цель его работы воздействие на зрителей и получение реакции. Каждый раз для выступления актер перевоплощается в другого человека, его игра должна быть эмоциональной и естественной.
Мизансценой называют размещение актеров во время спектакля на сцене. Она важный компонент режиссерского творчества и замысла. От особенности расположения мизансцены зависит направление стиля и жанра выступления. Игра актера обязана ей соответствовать.
Мизансцена соответствует ряду требований:
Темпоритм состоит из скорости темпа и частоты ритма. Понятие темпоритм, как выразительное средство режиссуры ввел в обиход К. С. Станиславский. Его принято разделять на внешний и внутренний.
Темп представляет собой часть ритма, характеризующий его рисунок. Ритм является связующим звеном между движением и остановками во времени, ритмичное чередование движений, звука, чувства.
Темпоритм, как и другие средства режиссуры, помогает реализовать замысел режиссера посредством актерской игры. Они тесно связаны друг с другом и взаимно дополняются. Правильно подобранный темпоритм вызывает ответные эмоции и чувства у зрителей.
Атмосфера в режиссуре служит средой обитания образа. Она состоит из ритма, звуков, освещения и т. д. Атмосфера на сцене вытекает из действия, происходящего перед аудиторией, местоположения, времени. Она состоит из выразительных средств и создается главным событием на сцене.
Событийный ряд
Любое художественное произведение включает в себя событие. Событием называется поступок персонажа или действия, которое наполнено смыслом, обладает эмоциональной окраской и постепенно перетекать в ряд событий. Событийный ряд необходим для лаконичного интересного построения произведения, включает в себя борьбу персонажей и цепь действий.
Событийный ряд делится на следующие этапы:
- Исходное событие начинается с конфликта, в котором задействованы персонажи и включает в себя особенности стилистического авторского текста.
- Основное событие развивается вместе с действием композиции, обладает неординарным характером и включает элементы событий, развивающих конфликт для поддержания напряжения у зрителей.
- Центральное событие, несет центральное положение, способное поменять ход конфликта и развязку произведения. Точное центральное событие находит главную идею и замысел жанра. Дальше происходит замена его на главное.
- Главное событие представляет собой развязку, содержащую и раскрывающую режиссерский замысел. Здесь происходит решение поставленных задач, определение жанра произведения.
- В финальном происходит подведение итогов работы и поставленных задач.
Режиссерский замысел
Режиссерская работа предполагает объединение творческих элементов в одно целое для создания интересного целостного произведения. Такого результата добиваются с помощью режиссерского замысла. Режиссерский замысел является необходимой частью проекта и состоит из следующих элементов:
Определение темы произведения одна из главных задач в работе режиссера. Ее нахождение помогает определить художественное изображение и воспроизведение в режиссуре. Найденная тема обязана ответить на вопрос: «О чем?».
Тема не бывает одна, каждый герой несет свою мысль и часть игры. Только главная тема состоит из компонентов и элементов произведения, определяет идею. Случается и так, что режиссером тема не определяется, но это редкое явление. Главная тема представляет собой проблему, борьбу между героями, предмет в произведении, с помощью которого происходит дальнейшее разворачивание событий.
Идея несет главную мысль художественного произведения, то, для чего оно было написано. Только уловив мысль произведения, режиссер понимает смысл картины. Идея в режиссуре имеет эмоциональный характер и не связана с моралью. Тема несет только конкретику в произведении, идея же, как яркая живая реальность. Она субъективная сторона – тема объективная.
Идея – это заключительная мысль автора о произведении.
Сверхзадача в работе режиссера играет главную роль, притягивает и объединяет остальные задачи. Сверхзадача дает ответ на вопрос: «Для чего?». Она зазывает зрителя идеей. Сверхзадача — это точка зрения режиссера на произведение, замысел и главная цель.
Действия в пьесе, игра актеров, другие второстепенные цели и творческие замыслы, все стремятся к ее достижению. Все в режиссуре с ней взаимосвязано и зависит от нее. Любой элемент творчества выглядит лишним и неуместным, если сверхзадача с ним не связана.
Сверхзадача обязана дополнять идеи автора, добиваться обратной связи от зрителя и вызывать живые, а не формальные чувства и эмоции. Но, с другой стороны, она представляет собой некую режиссерскую тайну, которую надо правильно отгадать и растолковать.
В режиссуре идея и сверхзадача содержат одну цель, разница заключается в терминологии. Для литературных произведений применяется идея, а для режиссуры сверхзадача. Сверхзадача не может быть сыграна, она только выделяет характер номера.
Режиссерский анализ пьесы «На дне»
В качестве примера рассмотрим режиссерский анализ пьесы М. Горького «На дне».
- Исходное событие – главные герои, потеряв кров, оказываются в ночлежке, в которой и происходят основные действия пьесы «На дне».
- Основным событием является появление Луки, вызывающее надежду в сердцах обитателей трущобы на лучшую жизнь.
- Центральное – гибель Анны, которой Лука предрек спасение и покой после смерти. Далее происходит конфликт между главными героями, переходящее в главное событие – драку и исчезновение Луки.
- Финальным событием пьесы «На дне» является самоубийство Сатина.
- Сверхзадача автора проявляется в борьбе веры и безверия главных героев. В пьесе «На дне» Максим Горький пытался донести до зрителей свой главный замысел работы – во что человек верит, то и получит в итоге.
Сценарные основы режиссуры. Понятие экспликации
Сценарный ход в режиссуре появляется строго после определения темы и идеи. Сценарно режиссерские основы являются связующим звеном элементов сценария и ведут к определению сверхзадачи.
Сценарный ход имеет следующие виды:
- Хронология. Сохранение последовательности сюжета как в реальной жизни.
- Ретроспективность. Сюжет строится в обратной последовательности, от конца к началу.
- Сюжет. Произведение строится на основании известного сюжетного замысла.
- Игра. Игра применяется как основное развитие сюжета.
- Образность. Использование одного понятия, состоящего из нескольких значений.
- Предметная игра или трансформация вещи. Используется игра разностороннего образа или предмета.
В режиссуре также существует понятие экспликации. Это создание плана будущей работы режиссера. Она создается в свободной форме и имеет индивидуальный характер. В экспликации расписываются мысли режиссера о спектакле, игра актеров, подробный план мизансцен, стиль и жанр спектакля.
В экспликации даются ответы на вопросы: «Что ставлю?» и «Как ставлю?». Режиссер выражает эмоции и чувства о произведении на бумаге. Излагает мысли грамотно и просто. От правильно написанной экспликации зависит дальнейшее достижение поставленных целей.
Режиссерский замысел эстрадного номера
Вклад режиссера в сценарий номера носит неодинаковый характер и зависит от жанра произведения. Постановка номера речевого жанра, на основе песни или куплета начинается с музыкального или авторского текста. Очень часто режиссер не останавливается на разработке текста или музыкального материала, написанного автором, а сам создает сценарии.
Режиссер может и совместно с автором трудится над текстом, тогда он будет называться соавтором. Такой вариант чаще всего используется в написании сцены речевого жанра. А драматургические, вокально – эстрадные, цирковые номера создаются в основном режиссером. При работе над драматургией и осуществления своего замысла режиссер на первый план поставит свои идеи и только потом индивидуальность актера.
Номера эстрадного жанра принято разделять на следующие типы:
- Жанр, содержащий авторское начало. Сюда входит речевой жанр и песня, содержащие текст и музыкальное сопровождение.
- Жанр, без авторского текста. Это эстрадные танцы, в которых не предполагается присутствие текста.
Номера на основе речевого жанра, предполагают наличие режиссерского приема и решения, которые исходят из авторского текста. Из его содержания режиссер отвечает на вопрос: «Что случилось?».
Режиссура документального фильма и телевидения
Режиссура кино и телевидения завоевала большую популярность в мире. Интерес зрителей к передаче на телевидение зависит от качества картинки и правильно построенного сюжета. На режиссере лежит ответственность за манеру и подачу материала, его разновидности, объемы и сюжет. Только он определяет аудиторию на телевидение, а также когда и как она получит отснятый материал.
Режиссура телевидения отличается от кино продолжительностью работы. Особенности кино заключаются в затрате большего количества времени, требует проведение анализа и придумывание дополнительных деталей в ходе работы. От режиссера необходима только скорость подачи и точность.
Режиссура кино и телевидения предполагает использование экспериментов и импровизации, но только при необходимости. На режиссера возлагаются большие надежды, он должен уметь объединить всех присутствующих на съемочной площадке людей.
Качества, которыми должен обладать режиссер кино и телевидения:
- опыт в работе и оригинальность;
- способность к поиску нового, открытость к экспериментам;
- коммуникабельность;
- быть готовым к разъездам;
- уметь подавлять конфликты и улаживать споры.
Сложнее и многограннее выглядит режиссура документального кино. Здесь не обязательно присутствие сценария и актеров. Документальное кино создается жизнью. Режиссер такого кино должен уметь выделять удивительные вещи, находящиеся вокруг нас, затрагивать и раскрывать в сюжете наболевшие вопросы, которые вызовут сильные эмоции у зрителя.
Режиссура массовых представлений
Режиссура массовых представлений заключается в работе с большим количеством актеров, сцен и во многом зависит от организаторских способностей и предусмотрительности режиссера. Для получения зрительского одобрения режиссура представлений и праздников требует быстрого развития событий на сцене, интересную динамику действия в представлении.
Такой вид работы ориентирован только на зрителя, поэтому старается ему угодить и понравится. Привередливый зритель на празднике или в театре требует помимо зрелища напряжения при просмотре. Скучный и монотонный номер не вызовет у него и капли внимания. Поэтому режиссеру массовых представлений нужно каждый раз проявлять весь свой талант и опыт.
Режиссура театрализованных представлений и праздников предполагает наличие следующих навыков режиссера:
- педагогические и организаторские способности, управление людьми;
- знать технологию процесса постановки (звук, свет, графика);
- владеть актерским мастерством, методами анализа произведений;
- владеть навыкам монтажа;
- писать сценарий и строить на его основе номер или концерт.
Для качественной режиссуры театрализованного номера необходима масштабность представления и присутствие сильной идеи. От нее зависит успех всего мероприятия.
Режиссура в педагогике
Работы по актерскому мастерству и основы режиссуры помимо актеров и режиссеров изучают еще педагоги, политические деятели, работники юриспруденции, а также все люди, чья профессия обязывает знать особенности общения и межличностных отношений. Особенно такие знания пригодятся учителям для наиболее качественного проведения урока. Учитель должен знать психологические особенности детей, периодически проверять интеллектуальные способности, внимательность, память, концентрацию своих учеников.
Чтобы проведение урока было максимально продуктивным учителю необходимо соблюдать и применять на практике следующие правила:
- придерживаться психологического режима;
- знать основы психологии;
- уметь подмечать настроение и переживания учеников по выражению лица;
- уметь привлекать внимание;
- знать правила экспликации;
- уметь вызывать интерес к теме во время урока.
Главным аспектом любой творческой работы является правильно распределенное время и поддерживание рабочего плана. Поэтому учителя должны учитывать такие моменты и укладываться в отведенное для урока время. Если этого не происходит, следует изменить режиссерско-педагогическую систему и план действий.
Занятие — это тот же только немного измененный спектакль, учитель выступает в роли режиссера, руководя процессом, составляя план действий и экспликации урока.
Из научной литературы учителям для урока и повышения знаний актерского мастерства помогут книги Ершова А. П., Букатова В. М. «Режиссура урока, общения и поведения учителя» и «Режиссура как практическая психология» Ершова П. М. А также «Основы режиссуры» Карп В. И.
Книга «Режиссура как практическая психология» служит переводом специализированной литературы по режиссуре на простой язык. Использование режиссерских и актерских идей поможет учителям повысить интерес и внимание учеников во время занятий.
Источник: yourspeech.ru
Тележурналистика. Особенности режиссуры телевидения
Начнем, пожалуй, с главных определений, присутствующих на телевидении и которые сопровождают режиссера на протяжении всей его профессиональной деятельности.
Известно, что на экране можно видеть часть пространства, как бы вырезанную рамой экрана. «Поле зрения» телекамеры ограничено рамкой с соотношением сторон примерно 3:4.
Изображение части пространства, заключенное в рамку экрана, видимое в каждый данный момент, называют кадром. Расстановка кадров в определенном порядке называется монтажом.
Говоря о специфике телевидения, хочу обратить особое внимание на способность телевидения к одновременности действия и просмотра, заложенную в его физической природе. Вот почему из всех видов параллельного монтажа телевидению свойствен — прежде всего, и главным образом — перекрестный монтаж, то есть параллельный показ действий, происходящих одновременно в действительности, в реальном времени.
Монтаж изображений, снятых с различных точек зрения, называют междукадровым монтажом. Изменения содержания кадра (крупности изображения, ракурса, угла зрения), получаемые при перемене точек зрения при съемке с движения одной камерой, называют внутрикадровым монтажом.
Планом называют масштаб изображения, содержащегося в кадре. Понятие «план» выражает степень крупности изображаемой фигуры или предмета, зависит от дистанции между камерой и снимаемой фигурой и от фокусного расстояния объектива.
Наиболее употребительное деление планов — на три вида: общий, средний и крупный. Наиболее точное — на шесть видов:
- 1) дальний план (человек и окружающая его обстановка);
- 2) общий план (человек во весь рост);
- 3) средний план (человек до колен);
- 4) поясной план (человек до пояса);
- 5) крупный план (голова человека);
- 6) макроплан (деталь, например глаз).
Еще один важный элемент языка экрана — ракурс. Первоначально он обозначал всякое сокращение, укорочение фигур, изображаемых в перспективе. Со временем ракурсом стали называть только особенно сильные сокращения, возникающие при изображении фигур и предметов с необычных точек зрения (сверху, снизу). Совершенно очевидно, что ракурс находится в прямой зависимости от точки съемки, от положения камеры относительно объекта съемки.
Из всего сказанного нетрудно сделать вывод: вне этих понятий — кадр, план и ракурс — экранное изображение не существует. Действительно, всякое изображение на экране может занимать только площадь экрана, то есть оно ограничено рамой экрана или, как говорят, кадрировано; оно обладает той или иной крупностью, и, наконец, его можно видеть в том или ином ракурсе.
Благодаря использованию всех этих деталей, появляется та картинка, которой и управляет режиссер. Управлять ею он может либо в прямом эфире, либо делая монтаж передач.
Режиссура прямого эфира заключается в том, что монтаж осуществляется переключением камер. При этом телевизионный режиссер действует в соответствии со сценарием или (в репортажных передачах) — импровизирует непосредственно «в эфире», что делает его работу гораздо более трудной, чем в кино. Телеоператоры при этом, выполняя указания режиссера, снимают необходимые ему планы и ракурсы. В прямом эфире не приветствуются четко разработанный план, сценарий, который может разрушить ощущение достоверности событий.
Режиссура монтажных передач гораздо ближе к документальному кино. Здесь принцип тот же: заранее снятые кадры выстраиваются в определенном порядке и комбинируются со звуком и эффектами. Все это позволяет реализовать авторский замысел и с помощью образов донести до зрителя информацию и вызвать эмоции.
При этом выполнение этой работы требует особых подходов:
Работа режиссера прямого эфира часто связана с репортажными съемками, с провокациями, быстрым реагированием, чтобы поймать кадр, который сможет вызвать у людей бурную реакцию. К примеру, съемка футбольного матча, где, возможно, игра проходит скучно, в одном темпе.
И тут внезапно одна из команд забивает гол, режиссеру необходимо дать оператору указ о том, чтобы он снял этот момент как можно зрелищнее (используя различные методы, приемы о которых речь пойдет дальше), или быстро переключиться на камеру с лучшим ракурсом на точку, место с которого забили в ворота. Если он упускает этот момент, теряется волшебство, исчезает магия самого телевидения, которое так привлекает зрителей и, они просто предпочтут посмотреть другой канал, а этого ни в коем случае нельзя допустить. Здесь важно быть быстрым, нужно уметь вовремя сориентироваться, поставить себя на место героя. Иногда даже, нужно устраивать настоящую телеохоту за нужным человеком, пользоваться скрытой камерой.
На постановочных проектах немного другая специфика работы. Здесь нужно уметь планировать, работать со светом, цветом, композицией, актером. Здесь не так важна скорость реагирования, не требуются навыки «детектива». Зато работа телережиссера постановочного проекта требует тщательного планирования и знания массы вещей.
Работа телевизионного режиссера проходит в аппаратной, оборудованной пультами переключения звука и изображения и мониторами, приборами связи с операторами и ассистентами. Что касается аппаратных монтажа, то здесь оборудование линейного монтажа (когда режиссер, мотая рабочую ленту, по очереди выбирает кадры и сразу перезаписывает их на «чистовик») все чаще уступает компьютерам с программами для нелинейного монтажа (когда все рабочее видео сначала захватывается в компьютер, потом режется на кадры, и уже те монтируются в чистовой видеоряд).
У режиссеров телевидения есть также небольшие приемы, с помощью которых они и добиваются желаемых результатов, к примеру:
ь панорамирование — съемка камерой, которая поворачивается вокруг своей вертикальной или горизонтальной оси; это воспроизведение движения глаз или головы человека, стоящего на месте;
ь проезд, или тревеллинг — передвижение камеры, снимающей фигуру или предмет, когда угол между оптической осью объектива и плоскостью предмета остается во время съемки неизменным: проезд камеры вдоль улицы (горизонтальный тревеллинг) или от земли до крыши дома (вертикальный тревеллинг), движение камеры рядом с движущимся автомобилем;
ь разновидность тревеллинга — отъезд и наезд (иначе — тревеллинг назад и тревеллинг вперед), когда меняется угол зрения объектива и зависящая от него крупность изображения; в последние десятилетия вместо реального наезда камеры используют оптический — смену угла изображения специальным объективом;
ь траекторная съемка — различные сочетания тревеллингов с панорамированием.
Другие элементы языка экрана:
- — наплыв и затемнение,
- — вытеснение (или «шторка»),
- — двойная экспозиция,
- — скольжение (или «смазка») и расфокусировка.
В последние годы набор таких приемов расширился благодаря использованию электронных «спецэффектов».
С помощью вот таких непонятных для многих людей приемов и создается тот мир, который безумно увлекает и завораживает. Режиссеры своего рода сказочники, способные передать историю так, что в нее поверят или преподнести материал, который затронет душу и сердце. Это уже признаки настоящего Мастера своего дела.
Источник: vuzlit.com
Режиссура кино и телевидения
Телевидение сегодня прочно завоевало весь мир, а потому телевизионная режиссура становится невероятно важной и популярной. От качества подачи изображение и создания своеобразного сюжета, зависит успех передачи или шоу. Режиссер должен точно продумывать не только сюжетную часть, но и избрать принцип и тип подачи информации, ограничить ее объем, тип, выбирать подходящие выразительные средства режиссуры. Именно режиссер на телевидении выбирает, как, кому и зачем он передает информацию, в каком виде и когда ее получит зритель.
Телевизионная режиссура
Режиссура кино и телевидения имеет не только общие, но и различные черты. Первая допускает продолжительность, протяженность процесса. Режиссер фильма или сериала может больше времени потратить на анализ и продумывание деталей, тогда как специалист на телевидении должен отличаться оперативностью и точностью работы.
Важной чертой телевизионной режиссуры становится скорость, ведь репортажи с места трагедий, спортивных матчей, соревнований, фестивалей или праздников должны подаваться в равной степени качественно и интересно, одним словом, сценарное мастерство должно быть на высоте. Потому режиссер развлекательного шоу или выпусков новостей обязан отвечать за качество работы, должен знать все обязанности каждого участника съемочного процесса. Режиссура телевидения в некоторой степени допускает экспромт, может активно использоваться экспериментирование, импровизация. Режиссер должен быть понемногу всем: актером, оператором, гримером, костюмером, сценаристом и всеми прочими специалистами, которые присутствуют на съемочной площадке.
При этом он должен точно и правильно координировать съемочный процесс, принимать важные решения в сложных ситуациях, что особенно важно для репортажей и новостных выпусков, однако и в съемках реалити-шоу, прямых эфирах или различных развлекательных передачах, мастерство и опыт режиссера также имеет немаловажное значение.
Режиссер на телевидении должен быть достаточно опытным и креативным, а также открытым для экспериментов и нового опыта. Он должен быть мобильным и готовым к постоянным переездам, выездам, командировкам, сложным условиям работы и даже преградам со стороны участников или героев будущих сюжетов. Любые преграды и сложности должны в идеале только подогревать интерес к работе, а также стимулировать новые идеи и подходы.
Кинорежиссура
Кинорежиссура – профессия, для которой требуются разносторонние знания. Человек, решивший заняться ею, должен владеть познаниями из области земледелия и космологии, географии и истории, философии, медицины и пр. Кинорежиссура, обучение которой проводится в стенах высших учебных заведений кино и телевидения, тесно переплетается с другими профессиями. Немного отличается от нее режиссура телевидения, которая предпочитает свое видение различных событий в жизни страны, использует для их достоверного отображения различные способы и инструменты.
Телевизионные режиссеры должны не только владеть инновационными находками в современном телевизионном искусстве, но и использовать накопленный, многолетний опыт создания телепередач.
В связи с ускоренным развитием рыночных отношений, все более востребована качественная реклама, обеспечить которую может только грамотная режиссура рекламы. Именно благодаря ей, создаются привлекающие внимание телезрителей яркие рекламные ролики, со своей сюжетной линией.
Находит свое применение и режиссура экранных искусств, которая разрабатывает сюжеты увлекательных компьютерных игр, движущихся изображений, различных слайд-шоу на основе драматургии.
Намного сложнее режиссура документального кино, для которой не требуется актеров и сценаристов. Сюжет для них создает сама жизнь. Человек этой профессии должен обладать бесценным даром – уметь видеть поразительные, способные вызвать сильные чувства моменты в обыденной жизни. В этом ее основное отличие от режиссуры игрового кино.
Должностная инструкция режиссера в каждой сфере имеет свои особенности. Режиссура кино и телевидения имеют много общего, но у них есть и основное отличие: режиссер телевизионных передач, в отличие от кинорежиссера, строит сюжет в своей голове, а кинорежиссер в монтажной мастерской.
Источник: videoforme.ru