КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ПРОГРАММА / РЕЖИССЕР КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ / РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. / CULTURAL AND LEISURE PROGRAM / DIRECTOR OF CULTURAL AND ENTERTAINMENT PROGRAMS / ENTERTAINMENT CENTER / ORGANIZING ACTIVITIES.
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бестокова А.С.
В данной статье автор анализирует опыт работы режиссеров культурно-досуговых программ развлекательных центров и определяет организационные особенности сферы их деятельности. Статья носит практико-ориентированный характер и основывается на материале опыта работы автора в Развлекательном центре «Эра боулинг» города Нижний Тагил. Материалы публикации будут интересны для режиссеров культурно-досуговых программ , студентов обучающихся по программе подготовки «социально-культурной деятельности» и специалистов данной сферы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бестокова А.С.
Роль интерактивного музея конструирования механизмов как форма развития массового инженерно-технического творчества детей
Интерактивная режиссура. 4 — Режиссура культурно-массовых мероприятий.
Технологические аспекты реализации элемента зрелищности в культурно-досуговых программах
Индустрия развлечений в современном культурном пространстве России
Творческий метод как основа сценарно-режиссерских технологий создания культурно-досуговых программ
Структурно-типологический подход к технологии создания культурно-досуговых программ: актуализация проблемы исследования
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
FEATURES OF THE ACTIVITY PROGRAM DIRECTOR KULTURNODOSUGOVYH ENTERTAINMENT CENTER
In this article the author analyzes the experience of the directors of cultural and leisure programs and entertainment centers and defines organizational features of their activity. The article is practice-oriented and is based on the material of experience of the author in the entertainment center «Era bowling» of Nizhny Tagil. Materials publication will be of interest to directors of cultural and entertainment programs, students enrolled in the training program «Socio-cultural activities» and specialists in this field.
Текст научной работы на тему «Особенности организации деятельности режиссера культурнодосуговых программ развлекательных центров»
студентка 4 курса,
специальность 51.02.02 «Социально-культурная деятельность», ГБПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж № 1»
г. Нижний Тагил, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЖИССЕРА КУЛЬТУРНОДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ
В данной статье автор анализирует опыт работы режиссеров культурно-досуговых программ развлекательных центров и определяет организационные особенности сферы их деятельности. Статья носит практико-ориентированный характер и основывается на материале опыта работы автора в Развлекательном центре «Эра — боулинг» города Нижний Тагил. Материалы публикации будут интересны для режиссеров культурно-досуговых программ, студентов обучающихся по программе подготовки «социально-культурной деятельности» и специалистов данной сферы.
Event-режиссура как основа успешного проекта // Как написать сценарий успешного проекта
Ключевые слова: культурно-досуговая программа, режиссер культурно-досуговых программ, развлекательный центр, организация деятельности.
4th year student,
specialty 51.02.02 «Social and cultural activities» SBPEK SR «Nizhny Tagil training college № 1» Nizhny Tagil, Russian Federation
FEATURES OF THE ACTIVITY PROGRAM DIRECTOR KULTURNODOSUGOVYH ENTERTAINMENT CENTER
In this article the author analyzes the experience of the directors of cultural and leisure programs and entertainment centers and defines organizational features of their activity. The article is practice-oriented and is based on the material of experience of the author in the entertainment center «Era — bowling» of Nizhny Tagil. Materials publication will be of interest to directors of cultural and entertainment programs, students enrolled in the training program «Socio-cultural activities» and specialists in this field.
Keywords: cultural and leisure program, director of cultural and entertainment programs, entertainment center, organizing activities.
Двадцать первый век — это век преобразовательных процессов не только в экономической и социальной жизни, но и в сфере культуры, которые происходят практически по всем направлениям. Он характеризуется небывалым всплеском творческих идей, инициатив и движений в области культуры, образования, искусства, поиском путей продуктивного взаимодействия и сотрудничества различных возрастных, этнических, профессиональных и других социально-культурных групп и общностей. Одной из таких новаций стала анимационная деятельность.
В настоящее время в России анимационная деятельность получает все более широкое распространение. Функционирование ее происходит по нескольким направлениям, которые представляют собой досуг различных социальных групп и людей в целом.
В свою очередь досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Следовательно, одной из форм организации досуга выступают культурно-досуговые программы. Анализ словарной и методической литературы показывает, что обобщенно культурно-досуговые программы можно определять как программы, функционирующие в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата (за основу приводится определение понятия И.А. Купцовой [3]).
— цель культурно-досуговых программ — организация коллективного отдыха населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории;
— они, как правило, в большинстве случаев инновационные, так как в досуговой сфере программа не может долго оставаться эксклюзивной в связи с развитием этой сферы, и мгновенными действиями конкурентов;
— направлены на организацию досуга как общественно осознанной необходимости, так как общество заинтересовано в эффективном
использовании свободного времени людей — в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей своей жизни, а следовательно программ, центров и зон досуга;
— в организации данных программ особое значение имеет творческая деятельность проектной команды организаторов: от идеи, организационной формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей.
Сопоставление данных особенностей и анализ практического опыта по организации данных программ позволил нам выявить особую роль двух основных участников проектных команд при организации культурно-досуговых программ — сценариста и режиссера. Совершенствование содержания, формы, приемов, средств и развития культурно-досуговых программ во многом зависит от их профессиональных умений, способностей и компетенций. Наше исследование посвящено определению роли режиссера-организатора культурно-досуговых программ, которого мы рассматриваем как менеджера развлекательного центра, так как анализ должностных инструкций всех развлекательных центров города Нижний Тагил показывает, что в должностные обязанности режиссеров культурно-досуговых программ входит не только организация досуга или мероприятия, но и курирование пребывания людей в центр и маркетинговые исследования.
Для наиболее полной характеристики работы данного менеджера мы ограничили наше исследование эмпирической областью его применения и провели анализ на примере деятельности режиссера культурно-досуговых програм Развлекательного центра «Эра-боулинг» города Нижний Тагил. Развлекательный центр «Эра-боулинг» представляет собой целый развлекательный комплекс, который состоит из разных площадок, а именно: боулинга, бильярда, спортбара, караоке и зоны игровых автоматов. На рынке данных видов услуг в г. Нижнем Тагиле Развлекательный центр «Эра -боулинг» существует уже 10 лет. Как показал статистический анализ большую часть посетителей данного развлекательного центра составляют взрослые, но чаще всего это посетители с семьей и детьми, поэтому основной вид культурно-досуговых программ в данном центре — для детей до 12 лет, продолжительностью около одного часа. В данном Центре есть целый банк сценариев подобных детских культурно-досуговых программ.
Проектирование режиссером культурно-досуговой программы представляет собой процесс, имеющий структуру, учитывая компоненты которой, возможно получение гарантированного результата и эффективности реализации программы. По мнению режиссеров (Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников [1]), организующих культурно-досуговые программы в развлекательных центрах, их деятельность имеет следующие компоненты: рекреацию, релаксацию, адаптацию, коммуникацию, коррекцию, реконструкцию, регенерацию. Каждый из данных компонентов отражается режиссером в структуре самой культурно-досуговой программы: экспозиции, завязке, кульминации, развязки, финале.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что роль режиссура культурно-
досуговых программ требует внимательного подхода к проектированию и реализации данных программ, так как в процессе разработки нужно учитывать не только возрастные и психологически особенности аудитории, на которую рассчитана программа, но постоянно стремиться к саморазвитию, осваиванию новых форм работы с проектной командой, администрацией и клиентами, а так же для успешной реализации культурно-досуговой программы нужно учитывать все особенности специфики ее разработки и новые веянья в сфере досуга.
1.Киселева, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность [Текст] : учебник / Т.Г. Киселева и [др.]. М.: МГУКИ, 2014. -539 с.
2.Пособия по технологиям социально-культурной деятельности [Электронный ресурс] // Методический портал «Студопедия»: [сайт]. URL: studopedia.ru (дата обращения: 09.09.2015).
Источник: cyberleninka.ru
ВОПРОС 38. оСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ РЕЖИССЕРА НАД КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ПРОГРАММОЙ
Культурно-досуговая программа как исторически сложившийся социально-художественный феномен, является одной из форм социально-художественной практики общества, призванной создавать, сохранять, восстанавливать и распространять общекультурные духовные ценности, формировать позитивную эмоциональную атмосферу культурной среды.
Руководствуясь вышеизложенными позициями, режиссер «рождает» замысел будущего действа. Режиссерский замысел это – неосуществлённое решение, задумка будущей постановки.
1. Замысел, реализуется через все сценические компоненты. Предметное, действенное воплощение замысла называется режиссерским решением — это овеществлённый замысел.
Основные компоненты замысла:
1) Мотивировка выбора темы и социально-педагогическое значение этой темы для предполагаемой аудитории.
Личный мотив и актуальность (зачем беру)
2) Идейно-тематическое толкование будущей постановки (тема, идея, конфликт)
Особенности формирования замысла:
(в отличие от театральных спектаклей)
— в начале, определяются все компоненты (обязательно)
— определение сценических задач каждому персонажу (действие, цель; как, что делать, для чего это делать)
2. Сценарий — это подробная литературная разработка всего массового мероприятия в строгой последовательности. Излагается тема, даны примерные направления выступления реального героя (по Генкину Д.М.).
Сценарий – это запись того, что зритель должен видеть и слышать во время театрализованного действа (по Борисову С.К.).
Сценарий театрализованного действа представляет собой результат драматургизации документального объекта внимания сценариста и реализацию субъективной идеи последнего в виде ее подробной драматургической и художественной разработки. Под драматургизацией в данном случае следует понимать преобразование информационно-логического материала в эмоционально-образный. При этом сценарист решает одну из главных творческих задач — создание художественного образа. ( по Борисову С.К.).
Воплощение замысла.
1) Застольный период связан с первоначальной встречей режиссера с исполнителями закладка фундамента постановки
— режиссер посвящает в свои задумки людей, которые будут их воплощать. Цель его — знакомство с задумкой режиссера Основная задача режиссера – заразить своими идеями коллектив. Не надо выкладывать всё сразу для исполнителя, чтобы не навязать свои идеи по персонажам, пластике, характеру. Необходимо активизировать творческие предложения со стороны актеров. Только при диалоге актёры воспримут замысел как свой, смогут его принять.
3.2. Принципы режиссуры культурно-досуговых программ
Режиссура в культурно-досуговой деятельности – это организация зрелищной стороны культурно-досуговой программы путем специального, продуманного использования средств художественной выразительности, направленного на раскрытие авторского замысла, а также на активное, идейно-эмоциональное воздействие на аудиторию. Более того, в первую очередь, это режиссура аудитории.
Если вспомнить специфику сценария культурно-досуговых программ, то природа драматургического действия в нем основана на художественном коммуникативном действии между участниками программы и аудиторией. Если изобразить схематически виды взаимодействия присутствующих на культурно-досуговой программе, то они будут выглядеть так.
- Участник – участник –зритель. Здесь взаимодействие исполнителей на сцене и их же со зрителями. Такая схема имеет место в театре. И здесь – примат актерского действия. Психологическая суть взаимодействия актера-участника и зрителя определяется эмпатией – постижением эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Сопереживание, идентификация психологического состояния зрителей с действием, происходящим на сцене – это тоже фактор активизации аудитории и в клубной практике также используется эта особенность театрального искусства. Однако зритель не может внести изменения в ход спектакля. Но этот вид взаимодействия – первый шаг к «оформлению» второго вида.
- Участник–зритель–участник. Зритель, включенный в драматургическую линию сценария от созерцания, сопереживания переходит к действию, к выполнению определенных ролей участника досуговой программы. Так, например, игровые и конкурсно-развлекательные программы строятся на запрограммированных в сценарии и импровизационных действиях их участников.
- Восприятие с преобладанием познавательной направленности;
- Восприятие с преобладанием эмоционально-оценочного отношения к действительности.
- Состояние готовности, т.е. подготовленность или неподготовленность, слабая подготовленность слушателей; подразумевается не только уровень их знаний, но и степень сознательности и т.д.
- Состояние заинтересованности, которое связано с характером предрасположенности аудитории, при этом учитывается как интерес к содержанию информации, так и степень сознательности и т.д.
- Состояние активности, отражающее разную степень поведенческих актов аудитории.
- образное слово;
- музыка;
- шумовые и фоновые материалы;
- фото-, кино- и видеоматериалы;
- театральное, хореографическое и пластическое действие;
- световое решение.
- В чем специфика режиссуры культурно-досуговых программ?
- Охарактеризуйте виды и механизмы взаимодействия в процессе культурно-досуговой программы.
- Назовите основные характеристики аудитории культурно-досуговых программ.
- Раскройте принципы режиссуры культурно-досуговых программ.
- Генкин, Д.М., Конович, А.А.Сценарное мастерство культпросветработника/ Д.М.Генкин, А.А.Конович. – М.: Сов. Россия, 1984. – 136 с.
- Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность: учеб. пособие / А.Д.Жарков, В.М.Чижиков . – М.: МГУК, 1998. – 461 с.
- Марков, О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба / О.И. Марков. – М.: Просвещение, 1988. – 156с.
Источник: studfile.net