Часто школьники помимо учебы посещают различные секции и кружки. Одни дети делают это по собственному желанию, другие – по требованию родителей. Однако родителям не стоит забывать, что для ребенка – это дополнительная нагрузка. Следует, прежде чем отдавать ребенка на какое-либо внеурочное занятие, ознакомиться с требованиями санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Расписание занятий в учреждениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях и поэтому необходимо соблюдение следующих гигиенических требований:
• При зачислении в объединение каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю.
Профилактика нарушений при реализации дополнительных общеразвивающих образовательных программ
• Посещение ребенком занятий более чем в 2 объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более 2 раз в неделю.
• Между занятиями в общеобразовательном учреждении (независимо от обучения) и посещением учреждения дополнительного образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа.
• Занятия начинаются не ранее 8:00 часов утра и заканчиваются не позднее 20:00 часов. Для детей возраста до 7 лет не позднее 19:30. Для обучающихся в возрасте 16–18 лет допускается окончание занятий в 21:00 часов.
• Занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресные и каникулы.
• Продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного образования в учебные дни, как правило, не должна превышать 1,5 часа в день, в выходные и каникулярные дни – 3 часа. После 30-45 минут занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений. Продолжительность каждого занятия и длительность отдельных видов деятельности должны быть индивидуальны.
• В учреждениях дополнительного образования детей при наличии двух смен занятий, в середине дня необходимо устраивать 1-2-часовой перерыв между сменами для уборки и сквозного проветривания помещений.
• Занятия с использованием компьютерной техники проводят в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.
Важно! Режим учебно-воспитательного процесса (расписание занятий) учреждений дополнительного образования должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение.
- 09.2021
- Дата последнего изменения: 9.09.2021
Источник: admsysert.ru
Дополнительная общеобразовательная программа — основной документ педагога
Режим занятий в учреждениях дополнительного образования
В условиях дополнительного образования деятельность детей может осуществляться как в одновозрастных, так и в разновозрастных творческих объединениях по интересам. Также родители могут включаться в работу коллектива по согласованию педагога и без включения в основной списочный состав.
Учащиеся имеют право заниматься в творческих объединениях любой направленности, предлагаемые учреждением, а также изменять направления обучения. При зачислении подростков в секции, кружки, клубы, объединения необходимо медицинское заключение о состоянии их здоровья.
В учреждениях внешкольного образования учебный год начинается около 15 сентября и завершается около 25 мая. Обычно в каникулярное время процесс обучения в центрах дополнительного образования продолжается в различных формах: поход, сбор, экспедиция, лагерь и т.п. Данные формы имеют место быть, если они предусмотрены программой дополнительного образования.
В учреждениях дополнительного образования существует ряд документов, в которых описывается организация процесса образования: перспективный план на год, календарный график, учебный план, расписание занятий, программы дополнительного образования педагогов по направлениям.
Расписание учебного процесса включает в себя как групповые, так и индивидуальные занятия [23].
В современной системе образования возрастает роль подобных учреждений (детско-юношеские центы, центры внешкольной работы, дома культуры, подростковые клубы и т.д.), которые дают возможность к развитию способностей детей и подростков. При этом возрастает роль социального педагога, который становится полноправным участником деятельности педагогического коллектива.
Социальный педагог в современном учреждении дополнительного образования должен обладать рядом профессиональных компетенций:
Компетенция в сфере рекламы и маркетинга
На первый взгляд, возникает вопрос: зачем социальному педагогу необходимо знать основы рекламы и маркетинга. Но при детальном рассмотрении все встает на свои места. Учреждение дополнительного образования предоставляет определенные услуги для граждан и, в частности, для их детей.
И педагогический коллектив, в том числе и социальный педагог, постоянно осуществляют функции по привлечению новых «клиентов» и сохранению уже имеющихся. К тому же, социальный педагог должен понимать, в каком районе (микрорайоне, если это город) находится учреждение, и изучать потребности его жителей в досуговых мероприятиях. Также, социальный педагог должен анализировать и понимать, насколько высок уровень потребности в том или ином творческом объединении, создании новых и поддержании интереса к уже имеющимся.
Социальному педагогу в учреждении дополнительного образования необходимо взаимодействовать с образовательными учреждениями района для реализации совместной деятельности, проведения совместных мероприятий, для обмена опытом между педагогическими коллективами, для привлечения на мероприятия большого числа школьников. Чем плотнее будет взаимодействие социального педагога со школами, тем активнее учителя и, конечно же, учащиеся будут включаться в деятельность учреждения. Кроме этого, необходимо налаживать взаимодействие с учреждениями дополнительного образования других районов для создания методических объединений, обмена опытом, совместных мероприятий и т.п.
Социальный педагог – это носитель информации об учреждении, в котором он работает. Следовательно, ему необходимо знать все о направлениях деятельности, работе кружков и секций, перспективных планах УДО для предоставления полноценной информации родителям, классным руководителям, заместителям директоров по внеучебной работе, другим социальным педагогам и, естественно, самим детям и подросткам. Активность социального педагога в работе по распространению информации об учреждении может не просто увеличить наполняемость определенных творческих объединений, но и изменить жизнь ребенка.
Кроме взаимодействия с учреждениями и организациями, распространении информации и анализа социальный педагог обязан проводить и самостоятельную деятельность по созданию (или помощи в создании) новых программ, социально-педагогических. Такие программы могут иметь узкую направленность, могут быть ориентированы на конкретную группу. Например, существуют такие программы, как «Школа молодых родителей», «Школа испытаний и открытий» (для трудных подростков), «Школа юных дарований» (для одаренных детей), программы по профориентации учащихся и так далее.
Социальный педагог должен обладать диагностической компетенцией. Он обязан уметь организовывать и профессионально выстраивать диагностическую работу по социально-педагогическим вопросам, анализировать документацию, подбирать материалы, методики для работы с родителями и детьми, обрабатывать и интерпретировать результаты диагностических исследований и экспериментов. Данное направление деятельности социального педагога не менее важно. При правильной диагностической работе педагог сможет выстроить более оптимальную и эффективную деятельность по социально-педагогическому сопровождению подростка, быстрее и эффективнее вести взаимодействие с родителями, школой и другими службами.
Культурно-просветительская компетенция
Социальный педагог в учреждении дополнительного образования должен уметь организовывать разностороннюю и разнонаправленную социально значимую культурно-досуговую деятельность детей и подростков, планировать и, по возможности, осуществлять клубную работу, создавать условия для участия в педагогической работе волонтеров, уметь организовать работу по профессиональному ориентированию школьников, например, в проведении семинаров, мастер-классов, лекций и т.п.
Также социальному педагогу необходимо обладать профилактической компетенциейдля постоянного осуществления профилактической работы в УДО с целью предотвращения проявлений отклоняющегося поведения. Работа по профилактике безнадзорности и беспризорности также должна проводиться социальным педагогом во взаимодействии со службами.
Обладание аниматорской компетенциейпозволяет социальному педагогу активно участвовать в деятельности учреждения не только в качестве организатора, контролера и наблюдателя, но и ведущего, экскурсовода, человека в центре внимания, что может привести к большему доверию со стороны подростков и настроить на дальнейшее позитивное общение.
Геронтологическая компетенция
Социальный педагог обязан уметь организовывать деятельность не только с детьми, но и с представителями старшего поколения. Данные умения смогут привлечь дополнительный интерес к УДО у разных групп населения.
Компетенция в сфере коррекции и реабилитации личности, групповых межличностных отношений в созданных творческих объединениях, разработка и осуществление программ по восстановлению морального и эмоционального состояния детей и подростков.Данный аспект в работе социального педагога помогает сохранить в творческих объединениях, педагогическом коллективе гармоничное взаимодействие, позволяет корректировать деятельность группы для более оптимального результата.
Фасилитаторская компетенция
Положение о наполняемости групп и режиме занятий детских объединений
1.1. Положение о наполняемости групп и режиме занятий в детских объединениях в муниципальном общеобразовательном учреждении «Изварская средняя общеобразовательная школа» (далее – Положение) разработано в соответствии с законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗ, Приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» от 29.08.2013 №1008, санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.43172-14), Уставом муниципального общеобразовательного учреждения «Изварская средняя общеобразовательная школа».
1.2. Настоящее Положение принято с целью регламентации порядка комплектования, наполняемости групп обучающихся и определения режима занятий для обеспечения качественной реализации в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Изварская средняя общеобразовательная школа» (далее – Учреждение) дополнительных общеразвивающих программ, ориентированных на развитие у обучающихся мотивации к творчеству и познанию, разносторонних способностей, что является основой для их личностной самореализации и позитивной социализации.
2.Комплектование групп
2.1. Элементарной структурной единицей Учреждения является объединение обучающихся.
2.2. Деятельность обучающихся в Учреждении осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по выбранным направлениям в разных формах: клуб, студия, секция, мастерская, кружок, театр и другие (далее – Объединения)
2.3. С учётом потребностей и возрастных возможностей обучающихся дополнительные общеразвивающие программы могут осваиваться в различных формах занятий: лекции, семинары, практикумы, репетиции, конференции, организационно-деловые игры, тренинги, экскурсии и другое, что определяется дополнительной общеразвивающей программой.
2.4. Учреждение может проводить занятия с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в группе, подгруппе или индивидуально, при наличии дополнительной общеразвивающей программы и при устном согласовании расписания занятий с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
2.5. Основное комплектование групп обучающихся проводится до 15 сентября текущего года и до 15 октября текущего проводится доукомплектование объединений.
2.6. Общий режим работы детских объединений представлен в календарном учебном графике Учреждения на текущий учебный год, опубликованном на официальном сайте.
2.7. В группы зачисляются обучающиеся, в соответствии с возрастными требованиями, обозначенными в дополнительной общеразвивающий программе. Комплектование групп производится в соответствии с учебным планом на учебный год.
2.8. Продолжительность обучения определяется дополнительной общеразвивающей программой.
2.9. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях одновременно.
3.Наполняемость групп
3.1. Наполняемость групп обучающихся в объединениях и предельная недельная часовая нагрузка на одну группу определяется дополнительными общеразвивающими программами, исходя из психолого-педагогической целесообразности, с учётом действующих социально-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования, возраста обучающихся, специфики и направленности деятельности объединения, а так же комплектов и количества оборудования.
3.2. Наполняемость групп в зависимости от направленности дополнительных общеразвивающих программ, специфики деятельности должна соответствовать следующим нормам:
3.2.1. художественно-эстетическая, физкультурно-спортивная, туристко-краеведческая направленности — не менее 15 человек;
3.2.2. научно-техническая направленность – не более 20 человек. Численность в группах научно-технической направленности связана с необходимостью обеспечения обучающихся специальным оборудованием и усилением контроля техники безопасности.
3.3. Число обучающихся в группе любой направленности, в которой есть ребёнок (дети) с ограниченными возможностями здоровья не может превышать 15 человек.
3.4. В группах научно-технической направленности для более эффективного обучения допускается деление групп на подгруппы, что должно быть отражено в дополнительной общеразвивающей программе. В соответствии с этим занятия могут проводиться по группам, подгруппам или всем составом объединения.
4.Режим занятий
4.1. Режим образовательного процесса (расписание занятий) в Учреждении учитывает тот факт, что сами занятия для обучающихся являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной деятельности.
4.2. При составлении расписания необходимо обеспечить перерыв для отдыха обучающихся не менее 40 минут после последнего урока. Перерыв между занятиями – от 5 минут. Начало занятий должно быть не ранее 14.00 часов, их окончание – не позднее 20.00 часов.
4.3. Занятия с использованием электронно-вычислительной техники проводятся в соответствии с гигиеническими требованиями.
4.4. Продолжительность непрерывного использования на занятиях интерактивной доски для 7-9 составляет не более 20 минут, старше 9 лет – не более 30 минут.
4.5. Занятия, направленность которых предусматривает трудовую деятельность, организуются и проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.
4.6. Дополнительные занятия могут проводиться в любой день недели, включая субботу. Обязательные каникулы в Учреждении устанавливаются календарным учебным графиком.
4.7. Продолжительность занятий и их количество в неделю должно соответствовать конкретной дополнительной общеразвивающей программе, разработанной с учётом рекомендаций СанПиН.
4.8. Расписание занятий должно быть стабильно. Отмена занятий допускается только лишь по уважительной причине (болезнь педагога, рабочая командировка, курсы повышения квалификации и т.д.). Перенос занятия допускается лишь при согласовании с директором и оформлением приказа.
Источник: znanio.ru