Рейган что это за программа

Рейганомика», ее сущность и последствия для США.

Рейганомика — курс экономической политики американского правительства в 1981—1989 гг. в период президентства Рональда Рейгана. Связан с приходом к власти в США консервативно настроенных сил Республиканской партии, подъёмом так называемой неоконсервативной волны во многих развитых странах Запада. Теоретической основой рейганомики служила экономическая теория предложения. Практическим выводом из неё явился перенос акцентов с регулирования спроса на товары и услуги на стимулирование их производства. Необходимость дать просторинвестиционным и инновационным процессам, снижению издержек, увеличениюсбережений и накопления частного капитала потребовала крупных налоговых реформ.

Основными пунктами рейганомики были:

1. Замедление роста правительственных расходов.

2. Сокращение налогов.

3. Сокращение вмешательства государства в экономику.

4. Снижение инфляции путем сокращения денежной массы.

В то же время Рейган намеревался на фоне сокращения налогов наращивать расходы на вооружения, чем его политика разительно отличалась от политики предыдущих администраций Никсона, Форда и Картера. Ежегодный дефицит государственного бюджета при Рейгане составлял в среднем 4,2 % валового внутреннего продукта [2] , в то время как в 1980 г. он составлял 2,7 %.

Горбачев о первой встрече с Рейганом

Один из архитекторов рейганомики Уильям Нисканен говорил, что Рейган достиг всех четырех целей своей экономической политики, но не в той степени, в какой рассчитывали он сам и его сторонники. Наибольшим изменениям подверглась налоговая политика. Например, максимальная ставка подоходного налога была уменьшена с 70 % до 28 %. В то же время первоначальная экономическая программа Рейгана в ходе ее осуществления претерпела значительные изменения, в особенности, из-за вмешательства Конгресса. Доля налоговых сборов в валовом внутреннем продукте понизилась от 19,6 % в 1981 г. до 17,3 % в 1984 г., но к 1989 г. она снова выросла до 18,4 %. Если при Картере расходы федерального бюджета увеличивались примерно на 4 %, то при Рейгане — лишь на 2,5 %. Тем не менее, расходная часть бюджета за годы правления Рейгана в среднем составляла 22,4 % валового внутреннего продукта, в то время как за весь период с 1971 по 2009 гг. эта цифра составляла лишь 20,6 %. Одновременно вырос государственный долг США, от 26,1 % валового внутреннего продукта в 1980 г. до 41 % к 1988 г., в абсолютных цифрах — примерно в три раза.

Последствия:

Эпоха Рейгана была длительным периодом экономической экспансии, которая продолжалась до президентства Клинтона. В этот период безработица постепенно снижалась, достигнув к 2000 г. уровня 3,9 %.

Рейган существенно увеличил расходы государственного бюджета, в особенности на вооружения — от 267,1 миллиарда долларов в 1980 г. до 393,1 миллиарда, что в расчете от величины валового внутреннего продукта составило рост от 4,9 % до 5,8 %, а в расчете от расходных статей бюджета — от 22,7 % до 27,3 %. Для мирного периода это были беспрецедентные расходы [11] .

Рональд Рейган и 80-е, золотое десятилетие США / @Максим Кац

Налоги при Рейгане были существенно уменьшены, в особенности на высокие доходы. В результате в эпоху Рейгана США снова (как после гражданской войны) из всемирного кредитора превратились в крупнейшего в мире должника, что разочаровало даже самого Рейгана.

Социальное расслоение в эпоху Рейгана возросло. Количество американцев, живущих за чертой бедности, увеличилось от 29 миллионов в 1980 г. до 31,7 миллиона в 1988 г. Из них 12,5 миллиона были детьми и подростками (19,5 % всех американских детей). Доля национального дохода, приходящаяся на 5 % самых богатых американцев выросла от 16,5 % в 1980 г. до 18,3 % в 1988 г., а на 20 % наиболее богатых за те же годы — от 44,1 % до 46,3 %, в то время как доля самых бедных 20 % за те же годы сократилась от 4,2 % до 3,8 %. Заметной проблемой крупных городов стали бездомные, которые обвиняли в своих бедах рейганомику. Сам Рейган утверждал, что бродяжничество — личный выбор бездомных.

Особенности «оттепели» в общественно-политической жизни УССР в 1950-х–1960-х годах.

Ключевым событием «оттепели» стал XX съезд КПСС в феврале 1956 г., на котором впервые руководством страны (в лице Н.С.Хрущева) был подвергнут критике и осужден культ личности Сталина. Съезд положил начало коренным изменениям в общественно-политической жизни страны:

1. Начинается реабилитация невинно осужденных, которая коснулась в первую очередь коммунистов (беспартийных крестьян, интеллегенцию, представителей Церкви освобождать не торопились). Реабилитация носила массовый характер, родственникам погибших «врагов народа» выдавали справки об их невиновности.

2. Происходит расширение прав республик СССР в политической и правовой сферах.

3. В 1957 г. реабилитированы «народы-предатели» (чеченцы, балкарцы, крымские татары, поволжские немцы и др), которым разрешено вернуться на историческую родину (несмотря на реабилитацию права вернуться были лишены поволжские немцы и крымские татары).

4. Происходит перестройка профсоюзных органов: расширяются права первичных организаций, сокращается штат высших звеньев профсоюзной системы.

5. Появляются новые общественные организации, смягчается цензура, «приоткрывается железный занавес» ( в 1957 г.в Москве состоялся Международный фестиваль молодежи и студентов).

6. Крестьянам выданы паспорта, что позволяет им теперь устраивать свою изнь за пределами колхоза.

Новая политическая атмосфера вызвала в народе новый всплеск энтузиазма и коммунистического романтизма. Начинается освоение целины, развитие космических программ, рост числа «комсомольских строек».

В 1961 г. состоялся XXII съезд КПСС. На съезде была принята новая Программа коммунистической партии СССР, в которой говорилось о завершении построения в стране социализма и начале построения коммунизма(обещан Хрущевым через 20 лет).

В социально-экономическом развитии:

1. Преобладающее развитие легкой промышленности.

2. Особое внимание развитию сельского хозяйства: повышение закупочных цен на сельхоз. продукцию, снижение налогов с приусадебных участков, ликвидация МТС (моторно-технических станций) и передача всей сельхоз.техники в собственность колхозов, колхозники теперь получают пенсии,оплачиваемые отпуска и другие социальные льготы( хотя и в меньшем объеме,чем рабочие).

3. Массовое жилищное строительствов городах ( так. наз. «хрущобы»).

4. В сфере управления экономикой: ликвидация лтраслевых миристерств и создание«совнархозов» (Советов народного хозяйства) – территориальных органов управления экономикой, сокращение численности бюрократического аппарата.

5. В социальной политике: прекращается выпуск обязательных облигаций гос.займов, повышается зарплата, появляется 2-й выходной день, увеличиваются социальные выплаты и другие социальные льготы. В целом – некоторый рост уровня жизни людей.

Итоги «оттепели»:

Хрущевская десталинизация была поверхностной и не затрагивала основ тоталитарной системы: сохранялись однопартийная система, идеологическая монополия марксизма-ленинизма, воинствующий атеизм. Это стало главной причиной дальнейших неудач реформ.Вырвать сталинизм с корнем Хрущев не мог еще и потому, что для этого ему пришлось бы признать и собственные преступления в эпоху сталинизма. Развившаяся к концу правления чувствительность к лести, безусловная переоценка своей роли в происходящих событиях, а также неспособность критически оценивать свои ошибки ( например, «кукурузную кампанию», лозунг «догнать и перегнать в несколько лет Америку») ослабили позиции Хрущева. Бюрократия не простила ему кадровых перестановок и сокращения своей численности и в 1964 г.организовала внутрипартийный заговор против Хрущева, который был успешно осуществлен. (Хрущева под угрозами отправили на пенсию).

Билет 9

1. Причины и последствия гражданской войны в России.

Гражданская война (1918—1922) как наиболее острая форма социального противоборства, вооруженная борьба за власть между различными социальными группами была продолжением революционного процесса. В России она усугублялась военной интервенцией.

Основные этапы войны: весна — осень 1918 г.— мятеж белочехов; первые иностранные десанты в Мурманске и на Дальнем Востоке; поход армии П. Н. Краснова на Царицын; создание эсерами и меньшевиками Комитета Учредительного собрания в Поволжье; восстания эсеров в Москве, Ярославле, Рыбинске; усиление “красного” и “белого” террора; создание Совета рабоче-крестьянской обороны в ноябре 1918 г. (В. И. Ленин) и Реввоенсовета (Л.

Д. Троцкий); провозглашение республики единым военным лагерем; осень 1918 г. — весна 1919 г. — усиление иностранной интервенции в связи с окончанием мировой войны; аннулирование условий Брестского мира в связи с революцией в Германии; весна 1919 г. — весна 1920 г. — выступление армий белых генералов: походы А. В. Колчака (весна—лето 1919 г.), А. И. Деникина (лето 1919 — весна 1920 г.), два похода Н. Н. Юденича на Петроград; апрель — ноябрь 1920 г. — советско-польская война и борьба с П. Н. Врангелем. С освобождением Крыма к концу 1920 г. закончились основные военные действия.

Читайте также:
Блюрей что это за программа

В 1922 г. был освобожден Дальний Восток. Страна стала переходить к мирной жизни. (Можно рассказать о военных действиях, привести примеры ожесточенного характера борьбы, дать характеристики военачальников с, обеих сторон: М. В. Фрунзе, В. И. Чапаева, Л. Д. Троцкого, М. Н. Тухачевского, А. В. Колчака, А. И. Деникина, П. Н. Врангеля и др.) И “белый” и “красный” лагери были неоднородны.

Так, большевики отстаивали социализм, часть меньшевиков и эсеров были за Советы без большевиков. Среди белых были монархисты и республиканцы (либералы); анархисты (Н. И. Махно) выступали то на одной, то на другой стороне. С самого начала Гражданской войны военные конфликты затронули почти все национальные окраины, в стране усилились центробежные тенденции.

Победа большевиков в Гражданской войне была обусловлена: концентрацией всех сил (чему способствовала политика “военного коммунизма”); превращением Красной Армии в реальную военную силу во главе с рядом талантливых военачальников (за счет использования профессиональных военных специалистов из числа бывших царских офицеров); целенаправленным использованием всех экономических ресурсов оставшейся в их руках центральной части Европейской России. Белые армии потерпели поражение, не сумев объединить все антибольшевистские силы, действовать согласованно, а также привлечь на свою сторону колеблющихся крестьян (часто в их тылу шла партизанская война), а также представителей нерусского населения.

Произвол, карательные экспедиции, погромы, невыполненные обещания также не способствовали завоеванию поддержки широких масс города и деревни, у которых не вызывало энтузиазма обещание реставрации старых порядков. Проблемы Гражданской войны до сих пор вызывают пристальный интерес у историков и порождают многочисленные дискуссии. Но урок этой страницы истории ясен: Гражданская война — величайшая трагедия всего народа, повлиявшая на судьбы не только отдельных людей, но и целых поколений. Ее жестокость и жертвы оставили тяжкий след в истории России, наглядно продемонстрировав пагубность противостояния и насилия.

Источник: infopedia.su

Рейганомика: цели, методы, результаты

Одной из важнейших особенностей экономики развитых стран в 80-90-е гг. XX в. являлся процесс перестройки системы государственного регулирования. Экономика США столкнулась с острыми дестабилизирующими процессами, объединяющими циклический и структурный кризисы, стагфляцию (сочетание падения темпов экономического роста и рост инфляции) с обострением международных экономических отношений и валютно-финансовых проблем. Экономические проблемы США 70-х гг. привели к пересмотру теоретических основ, методов и направлений государственного регулирования экономики. Кейнсианская концепция сменяется неоконсервативным вариантом государственного регулирования.

Нерешенные социально-экономические проблемы 70-х гг. XX в. показали, что методы государственного регулирования и экономическая политика государства 60-70-х гг. не соответствовали новым условиям экономического развития. Кризис начала 80-х гг., который затронул как традиционные, так и новые отрасли экономики, выявил определенную негибкость экономической политики государства и несоответствие методов регулирования изменениям в экономической ситуации.

Неокейнсианские методы государственного регулирования экономики были подвергнуты критике со стороны представителей неоконсервативного направления, прежде всего Чикагской школы, М. Фридманом и Ф. Хайеком, которые обосновали необходимость уменьшения государственного вмешательства в экономику и поиска новых методов государственного регулирования, соответствующих реальной экономической ситуации.

Неоконсервативное направление выдвинуло на первый план задачи рационализации и повышения эффективности производства, его структурной и технологической перестройки, усиление интернационализации капитала. Внедрение новых технологий требовало накопления значительных инвестиционных ресурсов и вложения их в передовые отрасли.

Основные положения неоконсерваторов были применены на практике в ведущих индустриальных странах в 80-е гг. XX в. с некоторыми различиями в методах реализации. Основными направлениями государственного регулирования экономики являлись:

  • — стимулирование совокупного предложения (вместо стимулирования совокупного спроса в рамках кейнсианской концепции государственного регулирования);
  • — возрастание роли кредитно-денежной политики с целью контроля над динамикой денежной массы;
  • — приватизация — передача в различных формах объектов государственной собственности (государственных предприятий, акций, облигаций, муниципального жилья и т. д.) в частную собственность;
  • — дерегулирование экономики: уменьшение административно-правовых ограничений деятельности, ликвидация контроля над заработной платой, предоставление большей хозяйственной свободы государственным предприятиям;
  • — изменение роли государства в социальных программах;
  • — рост государственного стимулирования НИОКР. Изменение концепции государственного регулирования не означало полного отказа от проведения государственной экономической политики, а предполагало ее перестройку. Основной целью переориентации государственного регулирования было уменьшение прямого вмешательства государства в экономику и повышение роли косвенных экономических методов регулирования, в первую очередь денежно-кредитного регулирования. Одновременно возрастала роль рыночных регуляторов экономики.

Основные положения неоконсервативной теории определили концептуальную платформу экономической политики президента Р. Рейгана (1981-1988), которая получила название рейганомика. Для нее были характерны защита экономических принципов свободного рынка, конкуренции и открытой экономики, сбалансированность бюджета и снижение налогов для поощрения предпринимательской активности. Одновременно правительство принимало меры для стимулирования инвестиционного роста, подавления инфляции и повышения конкурентоспособности страны на международном рынке. При такой направленности экономического регулирования проблемы занятости и благосостояния отходили на второй план.

Экономическая политика США в этот период основывалась на концепции приоритета стимулирования предложения и рейганомика являлась одним из вариантов неоконсервативной политики государства, которая применялась но всех развитых странах в 80 — начале 90-х гг.

Основными целями экономической политики Р. Рейгана были:

  • — рационализация производства;
  • — рост концентрации производства;
  • — технологическая перестройка экономики;
  • — структурная перестройка экономики;
  • — снижение государственного долга;
  • — снижение инфляции и безработицы.

Для достижения этих целей были определены основные направления экономической политики государства, основанные на сокращении государственного вмешательства в экономику.

Налоговая политика. Сокращение налогов было первым шагом экономической политики Р. Рейгана. Налоги рассматривались как главный инструмент фискальной политики государства. Достижение долгосрочного неинфляционного роста предполагает необходимость воздействия непосредственно на производство путем целенаправленного снижения налогов, сокращения уровня предельных налоговых ставок на прибыли корпораций и личные доходы.

Было принято новое налоговое законодательство, направленное на снижение ставок налогов на бизнес и подоходного налога. В соответствии с ним максимальная ставка налога на прибыль сокращалась с 46 до 34%, а максимальная налоговая ставка на недвижимость и незаработанные доходы сокращалась с 70 до 50%.

Такая налоговая политика стимулировала рост инвестиционной активности, повышение технологического уровня производства, создание новых рабочих мест и рост объемов производства. В свою очередь, повышение занятости и рост объемов производства приводили к увеличению налоговых поступлений в бюджет, несмотря на снижение ставок налогов (рис. 22).

Было проведено поэтапное сокращение индивидуального подоходного налога. Максимальная его ставка сократилась в общей сложности с 50 до 28%. Были установлены только две ставки подоходного налога: 15% — на налогооблагаемые годовые семейные доходы ниже 29 750 долл. и 28% — на доходы, превышающие этот уровень. Налоговая политика повышала статус самых богатых американцев и одновременно дала возможность среднему классу улучшить свое материальное положение.

Для увеличения инвестиционных ресурсов были изменены условия амортизации оборудования, что позволило увеличить амортизационные отчисления. Для производственных зданий и сооружений срок амортизации составлял 10-15 лет, для оборудования — 5 лет, для исследовательского оборудования — 3 года.

Бюджетная политика. Рост государственных расходов, направленных на стимулирование различных составляющих совокупного спроса в соответствии с кейнсианской концепцией, в 70-е гг. не проявил себя как эффективная антикризисная мера, а приводил к обратным результатам — к росту цен и инфляции. Более того, в этот период кризисные явления в экономике стали сопровождаться не снижением, а ростом цен. Необходимы были новые направления бюджетной политики.

Бюджетная политика Р. Рейгана в качестве основного направления определила сокращение дефицита бюджета. Основным инструментом ее реализации было сокращение государственных расходов. В первую очередь сокращение расходов государственного бюджета коснулось расходов на социальные программы, программы поддержания уровня жизни и на борьбу с бедностью. Ориентация бюджетной политики на стимулирование производства и инвестиций приводила к снижению социальных гарантий.

Читайте также:
Bionic что это за программа

Элементом социальной политики Р. Рейгана была программа нового федерализма, в соответствии с которой произошло разделение функций федеральной власти, власти штатов и местных органов власти по реализации социальных программ. Федеральное правительство должно было финансировать медицинскую помощь бедным. Все остальные социальные программы должны были реализовывать правительства штатов. Был создан федеральный фонд, средства которого направлялись на реализацию социальных программ в течение 4 лет.

Значительней всего были сокращены программы, направленные на поддержание беднейших слоев населения, — были отменены продовольственные карточки и уменьшены пособия для матерей-одиночек. Одновременно с этим программы, направленные на поддержание уровня жизни средних слоев населения, на пенсионное и медицинское страхование, практически не изменились.

Политика дерегулирования (ограничение государственного регулирования предпринимательской деятельности) представляла собой комплекс мероприятий, направленных не на отказ от государственного регулирования экономики, а на изменение его стратегии и приоритетов. Условием ее реализации было перераспределение функций регулирования между государством и бизнесом. Политика дерегулирования была направлена на рост экономической свободы предпринимателей и ослабление бюрократического давления.

Жесткая кредитно-денежная политика. Основным направлением кредитно-денежной политики государства было антиинфляционное регулирование денежной массы. Правительство США поддерживало меры Федеральной резервной системы по уменьшению темпов роста денежной массы в целях сдерживания инфляционного роста цен.

Результаты экономической политики Р. Рейгана были неоднозначными. Наблюдались позитивные результаты по борьбе с безработицей и инфляцией. Если индекс инфляции в 1980 г. составлял 12,5% , то в 1988 г. — 4,5%. За этот же период уровень безработицы сократился с 7 до 5,4%. В экономике было создано более 17 млн новых рабочих мест.

Некоторое снижение кредитных процентных ставок стимулировало покупку населением домов и автомобилей.

В 1989 г. ВНП превысил предкризисный максимальный уровень на 28%, объем личного потребления вырос на 1 /3. Экономическому подъему способствовало также завершение структурной перестройки экономики и ускорение процесса обновления основного капитала, стабилизация курса доллара и переход к более открытому типу экономики.

Однако снижение налогов не привело к ожидаемому инвестиционному росту и ускорению темпов развития экономики. Не удалось решить задачу бездефицитного бюджета. Сокращение расходов на социальные цели не могло компенсировать рост военных расходов со 134млрддолл.в 1980 г. до 282 млрд долл. в 1987г.

Рост военных расходов не только дестабилизировал бюджет, но и ограничивал возможности для инвестиций в другие сферы экономики. Возросла дифференциация доходов населения. Доходы самых богатых американцев возрастали значительно более быстрыми темпами, чем средних и беднейших слоев населения.

Экономическая политика Б. Клинтона

В конце 80-х гг. XX в. экономика США вступила в период замедления темпов экономического роста, связанного не только с циклическим характером совокупного спроса, но и с кризисными процессами в кредитно-финансовой сфере. Дефицит государственного бюджета — 290 млрд долл., растущий государственный долг привели к сокращению инвестиционной активности в стране.

Экономический спад, затронув автомобильную промышленность США в связи с расширением экспансии японских автомобильных фирм, автоматически привел к падению производства в металлургии, а кризис в строительстве повлек за собой снижение производства стройматериалов. В лучшем положении в этот период оказались отрасли экспортной ориентации — машиностроение и приборостроение. Увеличение экспорта одновременно с замедлением импорта способствовало уменьшению дефицита торгового баланса.

Главной стратегической задачей экономической политики Б. Клинтона было оздоровление американской экономики на основе стимулирования роста инвестиционной активности, повышенное внимание к долгосрочным проблемам. Правительство проводит политику, направленную на поддержание НИОКР, стимулирование деятельности малого бизнеса, развитие государственной инфраструктуры и усиление роли государства в решении социальных проблем.

План стабилизации экономики демократической администрации Б. Клинтона предполагал три основных направления:

  • — финансирование роста числа рабочих мест на основе развития системы образования, профессиональной подготовки, переподготовки и системы общественных работ. На эту программу предусматривалось направить 30 млрд долл.;
  • — стимулирование инвестиций на основе льготного финансирования частных инвесторов и целевых капиталовложений в наиболее важные отрасли экономики. На эту программу предусматривалось направить 140 млрд долл.;
  • — сокращение дефицита бюджета как необходимого условия долгосрочного экономического роста на основе сокращения правительственных расходов и повышения налогов. Были повышены ставки подоходного налога и налога на прибыль корпораций. Максимальная ставка подоходного налога составила 36%, был дополнительно введен 10% налог с дохода свыше 250 тыс. в год. Ставка налога на прибыль возросла на 2% и составила 36%.

Реализация этих направлений экономической политики в течение первых двух лет привела к определенным позитивным результатам: сократился уровень безработицы и инфляции, было создано 6 млн новых рабочих мест, более эффективно стали работать структуры бизнеса, снизился дефицит госбюджета, расширилась внешняя торговля.

Источник: studme.org

59.Рейганомика и ее результаты.

Рейганомика — курс экономической политики американского правительства в 1981—1989 гг. в период президентства Рональда Рейгана. Связан с приходом к власти в США консервативно настроенных сил Республиканской партии, подъёмом так называемой неоконсервативной волны во многих развитых странах Запада. Теоретической основой рейганомики служила экономическая теория предложения. Практическим выводом из неё явился перенос акцентов с регулирования спроса на товары и услуги на стимулирование их производства. Необходимость дать простор инвестиционным и инновационным процессам, снижению издержек, увеличению сбережений и накопления частного капитала потребовала крупных налоговых реформ.

Основными пунктами рейганомики были[1]:

Замедление роста правительственных расходов.

Сокращение вмешательства государства в экономику.

Снижение инфляции путем сокращения денежной массы.

В то же время Рейган намеревался на фоне сокращения налогов наращивать расходы на вооружения, чем его политика разительно отличалась от политики предыдущих администраций Никсона, Форда и Картера. Ежегодный дефицит государственного бюджета при Рейгане составлял в среднем 4,2 % валового внутреннего продукта[2], в то время как в 1980 г. он составлял 2,7 %[2].

Один из архитекторов рейганомики Уильям Нисканен говорил, что Рейган достиг всех четырех целей своей экономической политики, но не в той степени, в какой рассчитывали он сам и его сторонники. Наибольшим изменениям подверглась налоговая политика.

Например, максимальная ставка подоходного налога была уменьшена с 70 % до 28 %. В то же время первоначальная экономическая программа Рейгана в ходе ее осуществления претерпела значительные изменения, в особенности, из-за вмешательства Конгресса[1]. Доля налоговых сборов в валовом внутреннем продукте понизилась от 19,6 % в 1981 г. до 17,3 % в 1984 г., но к 1989 г. она снова выросла до 18,4 %[2]. Если при Картере расходы федерального бюджета увеличивались примерно на 4 %, то при Рейгане — лишь на 2,5 %[1]. Тем не менее, расходная часть бюджета за годы правления Рейгана в среднем составляла 22,4 % валового внутреннего продукта, в то время как за весь период с 1971 по 2009 гг. эта цифра составляла лишь 20,6 %. Одновременно вырос государственный долг США, от 26,1 % валового внутреннего продукта в 1980 г. до 41 % к 1988 г., в абсолютных цифрах — примерно в три раза.

Эпоха Рейгана была длительным периодом экономической экспансии[4][5], которая продолжалась до президентства Клинтона. В этот период безработица постепенно снижалась, достигнув к 2000 г. уровня 3,9 %.

60. «Тэтчеризм» как выражение неолиберальной политики.

правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1979 г., возглавила энергичная М.Тэтчер, которая предложила совершенно новую экономическую программу развития, радикальным образом отличающуюся от всех прежних программ. Идеологической основой политики М. Тэтчер являлись несколько основополагающих элементов: а) свободное предпринимательство; б) личная инициатива; в) крайний индивидуализм.

Важными элементами идеологической концепции «тэтчеризма» уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность. М.Тэтчер намеревалась остановить процесс долговременного спада экономики путем сокращения расходов и налогообложения, отказа в субсидиях обанкротившимся предприятиям и «приватизации» принадлежавших государству отраслей промышленности.

Читайте также:
Для чего программа к saver

Одним из важнейших элементов программы М.Тэтчер являлась приватизация обобществленного сектора. С августа 1984 г. по май 1987 г. в частную собственность были переданы около 1/3 всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой промышленности.

В октябре 1987 г. правительство провело еще более крупную операцию продажу акций нефтяной компании «Бритиш петролеум». Следующими отраслями в списке денационализации стали сталелитейная промышленность, а затем электроэнергетика и водоснабжение.

Широкая продажа этих отраслей промышленности значительно увеличила число держателей акций, которые были непосредственно заинтересованы в доходности своих предприятий. По числу акционеров Великобритания занимала второе место в мире после США. Государственные компании, которые пока еще не стали предметом приватизации, подвергались перестройке. Правительство М.Тэтчер всячески стремилось создать «здоровую конкуренцию» универсальным принципом экономического прогресса, причем эта конкуренция все больше переносилась в сферу ценообразования, где соперничавшие компании в борьбе друг с другом были вынуждены снижать цены.

Еще одно важное направление в экономической программе консерваторов это упор на развитие мелкого и среднего бизнеса.

Следствием проводимой правительством М.Тэтчер экономической политики был экономический рост страны в 80-е гг. в среднем на уровне 34 % в год, что было выше, чем в других западноевропейских странах. Каждую неделю в среднем создавалось 500 новых фирм. За 80-е гг. производительность труда в среднем росла на уровне 2,5 % в год, уступая лишь Японии. Еще более убедительным был рост эффективности использования основного капитала капиталоотдачи. Англия, кроме Японии, была единственной из развитых стран, где этот показатель возрос по сравнению с 70-ми гг.

Источник: studfile.net

«Рейганомика»: Плюсы и Минусы

После Великой депрессии кейнсианские методы финансирования через бюджетный дефицит стали применяться в США регулярно. В то же время, принципы либеральной доктрины не были отвергнуты и впоследствии получили новую жизнь в «рейганомике»– экономической политике президента Рональда Рейгана. Что объективно принесли они США?

По результатам одного из голосований, проведенного в Америке, величайшим американцем всех времён был назван Рейган. Один из самых противоречивых американских президентов, выходец из семьи простого торговца обувью, начавший профессиональную карьеру в качестве актёра в малобюджетных фильмах Голливуда, смог обойти по популярности таких столпов американской государственности, как Джордж Вашингтон, Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон, Авраам Линкольн, Франклин Рузвельт и Мартин Лютер Кинг.

Казалось бы, парадокс. Однако если проанализировать годы правления Рейгана с точки зрения достигнутых экономических успехов, то симпатии американцев становятся вполне понятными. Именно экономическая политика Рейгана, получившая название рейганомика, и её реальные результаты стали причиной его популярности.

Дело в том, что к началу президентства Рейгана экономика страны уже многие годы находилась в кризисе. Высокая инфляция в 70-х, от резкого повышения цен на нефть, сочеталась с высокой безработицей.

Для вывода ситуации из плачевного состояния Рейган предложил решения, в корне отличавшиеся от экономической программы его предшественника, президента-демократа Джимми Картера. Официальное название экономической политики Рейгана – «экономика, ориентированная на предложение» (supply -side economy).

Суть её сводилась к снижению налогов как наиболее эффективному средству возрождения деловой активности и экономического подъема в стране. Обращаясь к американцам, Рейган не переставал повторять: «Спад — это когда работу теряет твой сосед. Кризис — это когда работу теряешь ты сам! Нам не следует ждать, что правительство решит наши проблемы!» Восемь лет его деятельности отмечены знаковыми для экономики США цифрами: уровень инфляции в стране снизился с 12,5 % (1980 год) до 4,5 % (1988 год), показатели безработицы опустились с 7,5 % до 5,3 %. «Рейганомика» стала предметом политических дискуссий. Её сторонники указывали на улучшение ключевых экономических показателей как доказательство успеха, критики ссылались на возросший дефицит бюджета и национальный долг.

В течение президентского срока Ронни, ставки федерального подоходного налога значительно снизились (1981-1989 гг.). Верхний его уровень спланировал с 70 % до 28 %. Конгресс же, напротив, с 1981 по 1987 поднимал некоторые налоги, чтобы продолжать финансирование таких медицинских программ как TEFRA.

Но, не взирая на факт, что TEFRA была «наибольшим повышением налога в мирное время в американской истории», Рейган более известен идеологией снижения и сокращения налогов. Действительный рост валового внутреннего продукта сильно увеличился после рецессии 1982 года и продолжал ежегодно расти на 3,85 %, в ходе всех лет пребывания Рейгана у власти.

Безработица в 1982 году достигла уровня в 10,8 % — больше, чем в любое другое время после Великой Депрессии, но затем падала в течение остальных лет его президентства. Было создано 18 миллионов новых рабочих мест.

Чистое падение доходов правительства, в ходе эры налоговых законов Рейгана, составило 1 %, согласно оценкам, проведённым министерством финансов первого после выборов январского бюджета. Тем не менее, общая сумма, получаемая от сбора федерального подоходного налога, увеличилась в период с 81 по 89 годы от 308,7 миллиардов $ до 549,0. Федеральные доходы выросли до уровня 8,2 % (2,5 % ушло на возросшие запросы национальной безопасности), а расходы — до отметки 7,1 %. В 86 году, согласно политике Рейгана, был пересмотрен и реформирован налоговый кодекс. Следствием этих действий предполагался экономический рост, когда налоговые ставки снизятся достаточно для стимулирования инвестиций, ведущих в дальнейшем к ускорению экономического роста, большей занятости и повышению заработной платы.

Критики «рейганомики» отмечали, что такая налоговая политика приносит пользу скорее богатым, и породит эффект «просачивания по швам» для бедных (то есть, ударит по ним). Такие взгляды на новую экономическую концепцию усиливал тот факт, что «рейганомика» включала в себя заморозку минимальной зарплаты на уровне 3,35 $ за час, сократила федеральную помощь местным властям до 60 %, ограничила субсидирование бедных из бюджета, уменьшила их вдвое для частных фермеров и упразднила программу Community Development Block Grant, оказывающую помощь местным проектам.

В соответствии со своими взглядами на возможно меньшее вмешательство федерального правительства, Рейган урезал бюджеты невоенных программ, включая федерально-штатную Медикейд, программу льготной покупки продуктов, федеральные образовательные программы. Но, одновременно защитил такие правовые программы, как социальное страхование и Медикэр, когда его администрация пыталась исключить многих инвалидов из списков соцстрахования.

Позиция администрации по отношению к сфере сбережения и кредитования стала одной из причин кризиса сберегательной и кредитной сфер в 80-х и 90-х. Чтобы покрыть снова разросшийся дефицит бюджета, США прибегли к займам в больших масштабах как внутри страны, так и за рубежом, национальный долг вырос с 997 миллиардов $ до 2,85 триллионов.

Впоследствии Рональд Рейган описал этот новый долг как «наибольшее разочарование» своего президентства. Он повторно назначил Пола Волкера на пост председателя федеральной резервной системы, а в 1987 заменил его монетаристом Аланом Гринспеном.

Рональд Рейган выполнил своё обещание периода избирательной кампании — 1980, отменив в 1988 налог на непредвиденную прибыль, который в прошлом увеличивал зависимость от иностранной нефти. Некоторые экономисты, такие, как нобелевские лауреаты Милтон Фридман и Роберт А. Мунделл, считают, что налоговая политика Рейгана взбодрила американскую экономику и внесла свой вклад в экономический бум 90-х.

Другие экономисты и тоже — нобелевские лауреаты, например, Роберт Солоу, считают, что дефицит послужил главной причиной того, что преемник Рейгана Джордж Буш-старший отрёкся от предвыборного обещания и опять повысил налоги. Но это — уже другая история.

Да, рейганомика не во всём была идеальна и страдала некоторыми перекосами, описанными выше, тем не менее, определенные её рецепты вполне можно было бы взять на вооружение и в наши дни. Особенно странам, переживающим сегодня не лучшие времена. Вместо экспортного избытка есть только один вариант развивать экономику — внутреннее производство и деловая активность максимального числа граждан страны. И, чтобы запустить этот маховик, не нужно изобретать велосипед – он уже изобретён.

Источник: kommersantinfo.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru