Республиканские целевые программы что это

Государственные целевые программы России: цели и приоритеты

Государственная целевая программа — это документ, содержащий комплекс взаимосвязанных мероприятий и задач, направленных на решение важнейших проблем развития государства, отдельных отраслей экономики или административно — территориальной единицы.

Главной целью разработки государственных целевых программ является содействие реализации государственной политики по приоритетным направлениям развития государства, отдельных отраслей экономики и административно — территориальных единиц. Эта цель достигается путем обеспечения концентрации финансовых, материально — технических и трудовых ресурсов на приоритетных направлениях развития национальной экономики; координации деятельности центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций.

Разработка государственной целевой программы осуществляется при условиях:

— существование проблемы, решить которую невозможно средствами территориального или отраслевого управления и нужна государственная поддержка;

Доклад-послание Т.Д. Мамсурова по итогам 2012 года

— соответствия цели программы приоритетным направлениям государственной политики;

— наличие реальной возможности ресурсного обеспечения выполнения программы.

Основное назначение целевых программ — ускорить социально -экономические процессы, ведущие к решению наиболее важных проблем экономического и социального развития, сократить сроки достижения тех целей и целевых ориентиров, которые имеют первостепенный характер на данном этапе, в сложившихся условиях. Программы являются эффективным средством комплексного, всестороннего решения проблем, призваны обеспечивать возможность полного охвата всех мер, необходимых для решения проблем и согласования действий по достижению программных целей в пространстве и во времени.

Государственные целевые программы классифицируются по масштабам разработки и реализации, своей направленности и срокам реализации.

По масштабам разработки и реализации государственных целевых программах делятся:

— на общегосударственные программы, которые охватывают всю территорию государства или значительное количество его регионов;

— программы для решения отдельных проблем развития экономики, отдельных отраслей экономики и административно — территориальных единиц.

По своей направленности государственные целевые программы есть таких видов:

— экономические, целью которых является решение комплексных отраслевых и межотраслевых проблем производства, повышения его эффективности и качественных характеристик, обеспечения ресурсосбережения, создание новых производств;

— программы регионального развития, имеющих государственное значение;

— научные, целью которых является обеспечение выполнения фундаментальных исследований в области естественных, общественных и технических наук;

— научно — технические, разрабатываемых для решения важнейших научно — технических проблем, создание принципиально новых технологий, средств производства, материалов, другой наукоемкой и конкурентоспособной продукции;

Муниципальные целевые программы

— социальные, предусматривающих решение проблем повышения уровня и качества жизни, проблем безработицы, усиление социальной защиты населения, улучшение условий труда, развитие здравоохранения;

— национально — культурные, направленные на решение проблем национально ? культурного развития, сохранения национально ? культурного наследия, удовлетворение интеллектуальных и духовных потребностей человека;

— экологические, целью которых является осуществление общегосударственных природоохранных мероприятий, предотвращения катастроф экологического характера и ликвидация их последствий;

— оборонительные, которые разрабатываются с целью усиления обороноспособности государства;

— правоохранительные, направленные на обеспечение правоохранительной деятельности, борьбы с преступностью и государственной безопасности.

По срокам реализации государственных целевых программах классифицируются:

— на долгосрочные, срок реализации которых от 10 до 20 лет;

— среднесрочные, срок реализации которых от 1 до 10 лет;

— краткосрочные, срок реализации которых до 1 года.

Возможные источники финансирования реализации государственных программ (подпрограмм), а также порядок и форма указания соответствующих расходов при подготовке проектов государственных программ (подпрограмм) устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации.

К таким источникам могут быть отнесены:

— средства федерального бюджета;

-средства бюджета субъекта Российской Федерации;

— средства бюджетов муниципальных образований;

— средства внебюджетных фондов (в том числе, Фонда социального страхования Российской Федерации);

— средства государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций.

В случае, если нормы регионального законодательства о разработке и реализации государственных программ содержат указания на возможность участия государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также допускается возможность использования средств внебюджетных фондов, необходимо в аналитических целях указывать оценку объемов внебюджетных средств на реализацию целей и задач государственной программы по установленной форме.

Источник: poisk-ru.ru

Республиканские целевые программы что это

Проект: Оздоровительный лагерь для реабилитации нарко алкоголезависемых граждан на базе гостиничного комплекса

Проект: Экспорт услуг

Проект: Экспорт продукции АПК

Проект: Системные меры

Проект: Промышленный экспорт

Проект: Условия для бизнеса

Проект: Популяризация предпринимательства

Публикация

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ

РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

Аннотация: Целевые программы как федерального, так и регионального уровня, направленные на обеспечение перехода российской экономики на инновационный путь развития.Разработка комплексного подхода к формированию региональных целевых программ имеет стратегически важное значение для Российской Федерации.

Программирование развития экономики региона означает разработку и реализацию специальных документов, описывающих цели, процедуру, мероприятия и средства решения наиболее актуальных проблем регионального развития. В основу программно-целевого подхода положена система программ, которые реализуются либо государственными органами разного уровня, либо частными компаниями при государственной поддержке. Целевые программы представляют собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологическо-,социального и культурного развития Российской Федерации.

Читайте также:
Виндовс пауэр шелл что это за программа и нужна ли

Совершенствование региональных целевых программ (программирования) предполагает решение целого комплекса вопросов, связанных с изменением методологии и технологии управления, преобразованием организационных структур, разработкой определённой системы стимулов и экономических нормативов с учетом требования рынка. Устанавливаются общий порядок и правила разработки и реализации региональных (республиканских, краевых, областных, городских и т.д .) программ.

Особенностью программно-целевого подхода, является увязка целей с ресурсами посредством разработки социально-экономических программ. Данные метод бюджетирования основывается на схеме «цели-пути-способы-средства».

Разработка и реализация целевых программ является действенным способом решения острых проблем, требующих сосредоточения ресурсов, концентрации усилий, целевой ориентации используемых средств, согласованности действий. Организационной основой программы социально-экономического развития является программно-целевое управление, призванное обеспечить инновационное организационное руководство реализацией программы, координацию деятельности всех её исполнителей по своевременному и качественному исполнению программных мероприятий.

Для успешной реализации целевой программы необходим четкий и эффективно функционирующий механизм управления. При этом принципиально важно, чтобы реализация каждой программы осуществлялась под руководством единого центрального органа управления, который, будучи наделенный всеми необходимыми полномочиями, несет всю полноту ответственности за выполнение поставленной перед ним задачи. Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание чрезмерной дифференциации в уровнях социально-экономического развития с позиций инновационно-технологической модернизации хозяйственных структур региона. Это означает не подавлять успешно — экономические регионы, а на основе их инноваций и принципах развития нужно внедрять успешный опыт в субъекты РФ с низким уровнем социально-экономического развития.

Федеративное устройство Российской Федерации функционально должно обеспечивать его территориальную целостность и сохранение единого экономического пространства с позиций признания равноправности всех субъектов России, их относительной самостоятельности в решении внутри региональных проблем экономического развития и социального обустройства. Концептуальную основу такой организации отношений между Федеральным Центром и субъектами Федерации должны составлять два принципа.

Во-первых, признание того, что носителем интересов региона является проживающее на его территории население.

Во-вторых, рассмотрение региона в качестве целостной социально-экономической системы, специфика которой определяется не только географическим положением, природно-климатическими условиями, наличием на данной территории того или иного множества производств, но и, прежде всего, исторически сложившимся образом жизни местного населения, его менталитета. Необходимость следования этим принципам наиболее ярко проявляется в национальных автономиях (республиках и округах), поскольку при прочих равных условиях сильное влияние на хозяйственную специфику этих территориальных образований оказывают этнический и религиозный факторы.

Развитие региона — это сложный процесс изменений экологической, экономической, социальной, пространственной, политической и духовной сфер, который приводит к качественным трансформациям и, в конечном счете, меняет условия жизни самого человека. Региональное развитие базируется на следующих принципах: учет потребностей населения региона, состояние и динамика формируемых рынков, интересы государства и отдельных предприятий, создание условий для максимальной адаптации структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам, активное позиционирование региональных интересов с учетом интересов Российской Федерации. Для этого требуется постоянный диалог между Федеральным центром и субъектом Российской Федерации, которое будет направлено в сторону общественного прогресса, обеспечивать устойчивое воспроизводство социального, хозяйственного, ресурсного и экономического потенциалов региона.

Для того, чтобы регион успешно развивался, необходимо определить приоритеты формирования региональной экономики, учитывать особенности исторического и культурного развития. В этих условиях перед регионами стоят задачи не только в обеспечении стабилизации и устойчивости, но и в эффективной реализации своего хозяйственного потенциала в перспективе.

В настоящее время тенденции мировой экономики убедительно показывают рост роли масштабов инновационной деятельности и ускорения инновационных процессов в экономическом развитии, охватывающих не только технологические и организационные, но и социальные нововведения, и сегодня региональная экономика не может рассматриваться в отрыве от данных экономических процессов. Конкурентоспособность регионального производства заключается не только в развитии существующих производств, но и в развитии новых наукоёмких высокотехнологических производств, т.е. путем создания новых товаров и услуг и продвижение их на внутреннем и международных рынках. Отсюда следует необходимость скорейшего перехода экономики России и ее регионов на инновационный путь развития.

Целевые программы представляют собой системно структурированный комплекс различного рода мероприятий, обеспечивающих эффективную реализацию задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития региона.

Именно прогнозирование и целевое программирование определяют стратегическую направленность пропорционального и сбалансированного в устойчивом режиме развития того или иного региона. Действительно, комплексный анализ и прогнозирование социально-экономического развития является отправной точкой в процессе регулирования регионального развития.

Посредством обоснованных вариантных прогнозных оценок определяются цели социально-экономического развития региона, выстраиваются стратегические приоритеты и программные мероприятия в развитии региональной системы, направленные на достижение этих целей; а также их ресурсное обеспечение. В то же время анализ статистических данных показывает, что, несмотря на тот факт, что некоторые целевые программы как федерального, так и регионального уровня были признаны завершенными, ни одна из них не привела к достижению заявленных целей. Это означает, что выделяемые в рамках целевых программ ресурсы либо используются неэффективно, либо сам механизм формирования целевых программ предполагает установление завышенных требований и установление целевых показателей, достижение которых не является реальным. Независимо от того, что же является основной причиной не достижения целей региональных и федеральных целевых программ, очевидно, что сам механизм их формирования нуждается в совершенствовании, что в свою очередь, позволит обеспечить повышение эффективности вложения финансовых ресурсов. Развитие государственно-частного партнерства на основе формирования эффективных механизмов взаимодействия, важнейшее условие повышения инвестиционной активности регионов и гарант обеспечения реализации государственных целевых программ.

Читайте также:
Программа установки обновляет параметры реестра что это

Источник: strategy24.ru

Федеральные и региональные целевые программы экономического и социального развития

Федеральные и региональные целевые программы экономического и социального развития – это комплекс мероприятий научно-исследовательского, опытно-конструкторского, производственного, социально-экономического, организационно-хозяйственного и иного характера, взаимоувязанных в разрезе задач, ресурсов и сроков, реализуемых с целью обеспечения эффективного решения проблем экономического и социального характера на территории государства и его отдельных регионов.

Сущность и значение федеральных и региональных программ социального и экономического развития

Целевые программы представляют собой инструмент осуществления государственного управления на различных его уровнях, применяемый для решения конкретных задач развития государства или его регионов в экономическом или социальном плане. Целевые федеральные и региональные программы социального и экономического развития могут включать в свой состав различные подпрограммы, реализующие решение определенных задач в рамках целевой программы. Такое выделение целевых программ осуществляется, как правило, при решении масштабных и сложных проблем.

Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

В зависимости от уровня реализации целевые программы делятся на два вида:

  • федеральные целевые программы, реализация которых предусмотрена на территории всего государства и финансируется за счет средств федерального бюджета;
  • региональные целевые программы, реализация которых предусмотрена на территории конкретного региона и финансируется как за счет средств регионального бюджета, так и за счет средств федерального бюджета, специально выделенных для этих целей.

Целевые программы федерального и регионального уровня могут быть направлены на решение конкретных социальных и экономических проблем, а также развитие отдельных направлений государственной федеральной и региональной политики. В частности, целевые программы могут осуществляться для развития здравоохранения, образования, науки и так далее.

Состав федеральных и региональных целевых программ социального и экономического развития

Целевые программы федерального и регионального уровня, предназначенные для обеспечения и развития государства и регионов в экономическом и социальном плане, включают в свой состав следующие разделы:

«Федеральные и региональные целевые программы экономического и социального развития»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

  • во-первых, раздел, содержащий характеристику проблем, решение которых предполагается в результате реализации целевой программы;
  • во-вторых, раздел, содержащий основные задачи и цели реализации целевой программы с разбивкой по срокам и этапам реализации. В этом же разделе целевой программы представляются индикаторы и показатели, характеризующие степень реализации программы;
  • в-третьих, раздел, включающий перечень мероприятий целевой программы;
  • в-четвертых, раздел, включающий обоснование ресурсного обеспечения мероприятий целевой программы;
  • в-пятых, раздел, характеризующий механизм реализации целевой программы, включая механизм управления ею и механизм взаимодействия государственных заказчиков;
  • в-шестых, раздел оценки социальной, экологической, экономической эффективности реализации целевой программы.

Каждое целевая программа сопровождается паспортом федеральной и региональной целевой программы.

К разделам целевых федеральных и региональных программ экономического и социального развития предъявляются определенные требования. В частности, в первом разделе целевой программы федерального и регионального уровня должно содержаться развернутая постановка проблемы, включающая анализ и оценку причины возникновения этой проблемы, обоснование связи проблемы с приоритетами национального социально-экономического развития, оценка целесообразности реализации программы на федеральном и региональном уровне. Также в первом разделе целевой программы должно содержаться обоснование необходимости решения проблемы с помощью программно-целевого метода и аналитическая записка по возможным вариантам решения проблемы.

Во втором разделе целевой программы должны содержаться развернутые формулировки целевых установок и задачи реализации программы с указанием показателей индикаторов.

Третий раздел программы посвящается подробному перечню мероприятий, которые обеспечивают реализацию цели и задачи целевой программы, увязку этих мероприятий с ресурсным обеспечением и сроками исполнения.

В последнем разделе программы федерального и регионального уровня содержится описание последствий социального, экономического и экологического характера, возможных к возникновению в случае реализации программы, а также общая оценка вклада целевой программы социально-экономическое развитие государства и его отдельных регионов.

Специфика региональных целевых программ социального и экономического развития

Региональные целевые программы признаны выступать в качестве инструмента управления и регулирования региональной стратегии социально-экономического развития конкретного региона. Специфика региональных программ состоит в том, что их формирование и реализация осуществляется на уровне отдельных регионов, но с учетом общегосударственных территориальных интересов.

Управление формированием и реализацией целевых программ регионального уровня возложено на региональные органы государственного управления. Отличительной чертой региональных программ по сравнению с федеральными целевыми программами является их меньшая масштабность, строгая целевая направленность, точная адресность, увязка с общегосударственной концепцией развития регионов и региональной политикой Российской Федерации.

Региональные целевые программы формируются в разрезе вышеперечисленных разделов, увязываются по периодам реализации и внутригодовым срокам.

Федеральные власти принимают участие в реализации региональных программ, как правило, в методическом смысле, формируя целевые установки развития государства и его регионов, а также в финансовом смысле, обеспечивая соответствующие финансовые ресурсы, необходимые для реализации региональных целевых программ.

Источник: spravochnick.ru

Целевые программы: понятие, структура, виды

Целевые программы – своеобразный плановый документ, в отличие от прогноза носят комплексный характер, в них отражаются основные этапы реализации поставленных целей, дается их экономическая оценка.

Читайте также:
Программа Windows 7 максимальная что это

Программа – это адресный документ, где определен увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, комплекс социально-экономических, технико-производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и социальных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей и требующих участия многих отраслей и хозяйствующих органов.

Разделы целевой программы:

1. Аналитический блок, в котором раскрывается и анализируется проблемная ситуация;

2. Целевой – формируется главная цель программы и подцели, вытекающие из главной;

3. Блок программных заданий и мероприятий. Мероприятие – это конкретно заданная задача, адресованная конкретному исполнителю, где изложены все требования и сроки исполнения;

4. Ресурсный — определяются все необходимые ресурсы для реализации программных мероприятий;

5. Организационный – создаются схемы реализации программы, организация управления программы и контроль за ходом ее реализации;

6. Сводный – аналитическая записка или резюме, бизнес-план, бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета и др.

Стадии разработки программы:

1. Отбор проблем;

2. Принятие решения о разработке;

3. Обоснование намечаемых мероприятий;

4. Экспертиза и оценка эффективности;

6. Контроль за ходом выполнения.

Инициаторами разработки программ могут выступать юридические и физические лица, органы законодательной и исполнительной власти.

Виды целевых программ:

1. По продолжительности и времени упреждения:

— долгосрочные (более 5 лет);

— среднесрочные (до 5 лет);

— краткосрочные (1-2 года);

2. По масштабам решаемых проблем:

— международные (сотрудничество со странами СНГ);

— национальные или федерально-государственные программы;

— на уровне фирмы;

3. По содержанию или характеру исследований:

— производственные (развитие средств связей в сельской местности);

— топливно-энергетические (топливо и энергия, безопасность атомной энергетики);

— научно-технические (национальная технологическая база России, Робот, Лазер);

— экологические (отходы, охрана водных бассейнов, предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий);

— социально-экономические программы (повышение жизненного уровня населения, занятости);

— социальные (социальная защита пожилых людей, профилактика безнадзорности и правонарушений подростков);

Существует еще специфический вид программ – президентские.

— организационно хозяйственные программы, разрабатываемые для организации управления всеми хозяйственными системами.

Положения разработки и реализации целевых программ в рыночных условиях

Недостатки современной практики реализации целевых программ в РФ:

1. Во всех развитых странах значительная часть (50%) расходов бюджета, распределяется непосредственно на выполнение программ. В России основную часть бюджета получают министерства и ведомства, а доля финансирования программ остается ничтожной. То есть основные средства получают управляющие структуры, а не конкретное мероприятие, объекты, процессы.

2. Недостаточно конкретно формируется сама цель решаемой проблемы, что препятствует объективной оценке соответствия формируемых заданий программы текущего состояния решения проблемы.

3. Состав конечных подцелей не всегда учитывает рыночную ситуацию и часто не соответствует цели решаемой проблемы, что приводит лишь к частичному решению исходной проблемы.

4. Оценки ресурсных требований обычно формируются без разработки бизнес-плана и часто оказываются завышенными.

5. В большинстве программ отсутствуют механизмы и структура управления, обеспечивающие целевое финансирование и контроль за ходом выполнения работ, что приводит к нецелевому расходованию средств и замедлению темпов выполнения программы.

6. Неполное и недостаточное финансирование целевых программ, что приводит к омертвлению уже вложенных средств, к убыточному выполнению проектов и увеличивает остроту проблемной ситуации.

Новые подходы к разработке и реализации целевых программ:

— общегосударственные программы следует разрабатывать по ограниченному кругу особо важных общегосударственных проблем, и при этом должны утверждаться основные экономические регуляторы и объемы финансирования из госбюджета;

— необходимо ввести практику ежегодного пересмотра состава федеральных целевых программ и их деление на 3 группы:

a) программы, которые должны финансироваться в полном объеме;

b) программы, интенсивность финансирования которых может быть сокращена;

c) программы, по которым может быть временно прекращено финансирование;

— источники финансирования целевых программ: бюджетные средства и внебюджетные источники, к которым относятся: взносы участников программ, целевые отчисления работников предприятий, получаемые в результате реализации программы, кредиты банков, средства общественных организаций и иностранных государств, зарубежных инвесторов и другие поступления. Могут создаваться специальные внебюджетные фонды. Источниками средств этих фондов является: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства соответствующих бюджетов РФ и местных бюджетов, средства внебюджетных фондов, министерств и ведомств РФ. Источниками финансирования программ служат инвестиционные и конверсионные кредиты, целевые кредиты банков под государственные гарантии;

— материально–техническое обеспечение программы: либо на основе государственного заказа, либо по прямым хозяйственным связям или через посредников;

— методы воздействия на исполнителей государственных программ должны быть не административными, а преимущественно экономическими, то есть необходимо использовать налоговые льготы, субсидии, субвенции, гарантированные льготные кредиты, в ряде случаев регулирования цен и тарифов и государственную контрактную систему;

— важным вопросом является выбор наиболее эффективных целевых мероприятий. Его надо осуществлять исходя из возможности получения максимума целевых результатов. Это либо максимальный эффект при заданном уровне расхода дефицитных ресурсов, либо достижение необходимого уровня конечных результатов при минимуме расходов;

— организация выполнения программы:

a) Заказчик программы;

b) Ответственный разработчик программы;

c) Разработчики программы;

d) Руководитель программы;

e) Администрация программы;

f) Фонд данных программы;

— государственные программы должны проходить государственную экспертизу. При правительстве РФ создан экспертный совет. В процессе экспертизы анализируются возможные последствия реализации программ, оцениваются альтернативы, выявляются механизмы привлечения дополнительных внебюджетных средств. Выявляется приоритетность характера проблемы, научная обоснованность, экологическая безопасность и эффективность осуществления программы.

Источник: mydocx.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru