Данная программа разработана для учащихся 11-ых классов общеобразовательных учреждений, изучающих физику на профильном уровне, интересующихся физикой и планирующих сдавать ЕГЭ по физике и поступать технические ВУЗы.
Андреева Марина Николаевна
Содержимое разработки
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 49
Программа для учащихся
«Решение физических задач повышенного уровня сложности»
Учитель: Андреева Марина Николаевна,
учитель физика, высшая категория
г. Калининград
Данная программа разработана для учащихся 11-ых классов общеобразовательных учреждений, изучающих физику на профильном уровне, интересующихся физикой и планирующих сдавать ЕГЭ по физике и поступать технические ВУЗы. Программа удовлетворяет запросам одаренных и высокомотивированных к обучению детей, предоставляет дополнительные возможности для подготовки к олимпиадам разного уровня. Программа предусматривает как очные, так и дистанционные формы обучения, а так же предусматривает как коллективные, групповые, так и индивидуальные консультации с учащимися.
Как научиться решать задачи по физике? ТОП-10 советов от АВ
Умение решать задачи в настоящее время относится к числу актуальных задач физического образования, так как позволяет развивать логику, мышления, творческие способности, способствует развитию межпредметных связей, формирует такие качества личности как целеустремлённость, настойчивость.
Программа дает учащимся больше возможностей для самопознания, саморазвития, дает возможность вдумчивого осмысления условий задач и кропотливую работу по их решению, рассматривая различные приемы решения задач. Задания подбираются учителем исходя из конкретных возможностей учащихся.
Подбираются задания технического содержания, качественные, тестовые, а также – творческие экспериментальные. Особое внимание уделяется изложению фундаментальных и наиболее сложных вопросов школьной программы. Программа способствует дальнейшему совершенствованию уже усвоенных учащимися знаний и умений, их углублению и расширению. Программа позволяет создать условия для формирования ученика, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; развить его познавательные и созидательные способности, обеспечивающие творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности.
Формы организации работы
Лекционные занятия, беседы, практикумы по решение задач, онлайн-тесты, онлайн олимпиады, вебинары, просмотр видеоуроков.
Цель программы: систематизировать, углубить и усовершенствовать знания и умения учащихся по решению физических задач повышенной и высокой степени сложности, обеспечить дополнительную подготовку учащихся к олимпиадам различного уровня, а также для успешной сдачи ЕГЭ по физике.
Задачи программы
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
Решение задач по физике повышенной сложности — Владимир Викторович — Profi-Teacher.ru
— углубление содержания основного курса физики;
— формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач;
— усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
— овладение учащимися методами решения задач повышенной сложности;
— воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
— применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использование информационных технологий;
— отработка навыка работы с заданиями повышенного уровня сложности и заданий, требующих развёрнутого ответа.
Планируемые результаты реализации программы
Личностные результаты:
- в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории, жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу. К учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
- использование умений различных видов познавательной деятельности (работа с книгой, решение проблем, знаково-символическое оперирование информацией и др.);
- применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и др.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- владеть интеллектуальными операциями — формулирование гипотез, анализ, синтез, оценка, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогии — в межпредметном и метапредметном контекстах;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации (проявление инновационной активности);
- умение определять цели, задачи деятельности, находить и выбирать средства достижения цели, реализовывать их и проводить коррекцию деятельности по реализации цели;
- использование различных источников для получения физической информации;
- умение выстраивать эффективную коммуникацию.
- давать определения изученным понятиям;
- объяснять основные положения изученных теорий;
- исследовать физические объекты, явления, процессы;
- обобщать знания и делать обоснованные выводы;
- структурировать учебную информацию, представляя результат в различных формах (таблица, схема и др.);
- критически оценивать физическую информацию, полученную из различных источников, оценивать ее достоверность;
- самостоятельно конструировать новое для себя физическое знание, опираясь на методологию физики как исследовательской науки и используя различные информационные источники;
- применять приобретенные знания и умения при изучении физики для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни.
-82%
Источник: videouroki.net
Дополнительная образовательная программа «Решение задач повышенной сложности по физике»
рабочая программа (11 класс) по теме
Программа рассчитана на учащихся, увлеченных физикой и готовящихся поступать в технические ВУЗы. Представлены цели, задачи программы, описаны формы работы с учениками и ожидаемые результаты. представлено тематическое планирование.
Скачать:
![]() |
34.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Общеобразовательная гимназия №6»
на заседании методического совета
____________В. А. Уткин
Дополнительная образовательная программа
«Решение задач повышенного уровня сложности по физике»
Для учащихся 11- ых классов
Срок реализации — 75 занятий
Составитель: Галалюк В. В.,
учитель высшей квалификационной категории
В период ускорения научно – технического прогресса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому одной из целей физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Эти умения учащиеся приобретают на уроках.
Решение задач при обучении физике является обязательным элементом учебного процесса, позволяющим надежно усвоить и закрепить изучаемый материал, а также расширить естественнонаучный кругозор учащихся посредством широкого использования знаний из области математики, физики, химии, биологии и др. Через решение качественных и количественных задач осуществляется связь теории с практикой, развивается самостоятельность и целеустремленность, а также рациональные приемы мышления.
Научить учащихся решать физические задачи — одна из сложнейших педагогических проблем. Решение и анализ задачи позволяют понять и запомнить основные законы и формулы физики, создают представление об их характерных особенностях и границах применения. Задачи развивают навык в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение. Умение решать задачи является лучшим критерием оценки глубины изучения программного материала и его усвоения.
Решение задач в процессе обучения физики имеет многогранные функции:
- овладение теоретическими знаниями;
- овладение понятиями о физических явлениях и величинах;
- умственного развития, творческого мышления и специальных способностей учащихся;
- знакомит учащихся с достижениями науки и техники;
- воспитывает трудолюбие, настойчивость, волю, характер, целеустремленность;
- является средством контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся.
На уроках физики нет возможности уделять достаточное количество времени задачам повышенного уровня сложности, поскольку большая часть учеников не ориентирована на углубленное изучение физики, не обладает нужными знаниями для решения подобных задач. Однако в любом классе есть несколько учеников, которые либо планируют поступление в серьезные технические ВУЗы, либо являются активными участниками предметных олимпиад разного уровня, либо просто заинтересованы в более углубленном изучении физики. Именно они могли и хотели бы решать задачи не только школьного, но олимпиадного уровня, но не имеют возможности делать это на уроках.
Для таких учеников необходимо организовать дополнительное образование по физике, задачей которого является предоставление обучающимся, проявляющим интерес к физико-математическим, естественно — научным и техническим наукам, возможности получения углубленного образования высшего качества.
Программа дополнительного образования «Решение задач повышенной сложности» рассчитана на учащихся 11 классов. Курс согласован с базовым курсом физики и предполагает изучение предмета в несколько большем объеме по количеству задач и их типов по всем разделам физики. Программа курса согласована с требованиями Государственного образовательного стандарта в соответствие с требованиями итоговой аттестации.
Данная программа позволяет учащимся повторить основной теоретический материал по всем разделам физики: «Механика», «Молекулярная физика», «Термодинамика», «Электростатика и электродинамика», «Квантовая физика», «Оптика геометрическая и волновая», «Физика атома и атомного ядра». В ходе работы над курсом ученики повторяют и расширяют знания о методах решения разных типов задач: качественных, количественных, графических, экспериментальных. Закрепляют навыки по анализу условия задачи, умения предлагать разные способы решения одной и той же задачи, выбирать наиболее оптимальные пути решения, учатся анализировать полученные результаты.
Способствовать формированию у учащихся интереса к изучению физики, развивать интеллектуальные и творческие способности через решение задач различной сложности.
- повторение и углубление теоретических знаний, полученных на уроках;
- формирование представлений о приемах и методах решения физических задач;
- совершенствование умений решения сложных задач с использованием этих приемов и методов;
- обучение решению нестандартных задач;
- развитие специальных и общеучебных умений, предусмотренных Стандартом образования;
- развитие логических умений: способности к абстрагированию, индукции и дедукции;
- воспитание самостоятельности, развитие воли, внимания.
Программа рассчитана на учащихся 11-ых классов, возраст 16-17 лет.
Срок реализации — 75 часов.
Режим занятий — 1 раз в неделю по 3 учебных часа.
- лекция;
- консультация учителя;
- индивидуальная работа с учащимися;
- работа в парах;
- работа в группах;
- самостоятельное изучение и повторение материла;
- практикумы по решению задач;
- работа с тестами;
Ожидаемыми результатами занятий являются :
- расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах и приемах решения задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
- сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
- получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.
Требования к уровню освоения содержания курса :
Учащиеся должны уметь :
- анализировать физическое явление;
- проговаривать вслух решение;
- анализировать полученный ответ;
- классифицировать предложенную задачу;
- составлять задачи самостоятельно;
- последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач повышенной сложности;
- выбирать рациональный способ решения задачи;
- решать комбинированные задачи;
- владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
- владеть методами самоконтроля и самооценки.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- зачеты по темам;
- выполнение тестовых работ;
- решение задач физического практикума
- участие в научно-практических конференциях разного уровня;
- подготовка и проведение физических вечеров;
- участие в «Неделе физики», «Вечерах физики», «Учебных КВНах» и др.
- Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 10 класс. Дидактические материалы. М.: Дрофа, 2007. — 156 с.
- Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 11 класс. Дидактические материалы. М.: Дрофа, 2007. — 143 с.
- Громцева О. И. Тематические тесты по физике. 10 кл. : Илекса, 2012. — 256 с
- Карточки по различным разделам физики;
- Подборки тестов по разным темам.
- информационно-иллюстративный;
- исследовательский;
- частично-поисковый;
- проблемное изложение.
- физические приборы;
- графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики);
- дидактические материалы;
- учебники физики для старших классов средней школы;
- учебные пособия по физике, сборники задач.
Техническое оснащение занятий :
- доска учебная;
- доска интерактивная;
- мультимедиа проектор;
- компьютер.
- Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения — М.: Просвещение, 1983 — 434 с
- Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник 10-11 классы. Пособие для общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа, 2012 — 400 с
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Зильберман А.Р. Задачник по физике. 10 — 11 классы — М.: Дрофа, 2002 — 352с
- Орлов В.А., Ханнанов Н.К., Никифоров Г.Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. М.: Интеллект-центр, 2004.
- Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 — 11 классы — М.: Дрофа, 2006. — 188 с
- Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 9-11 классов — М.: Просвещение, 1997. — 256 с.
Источник: nsportal.ru
Дополнительная образовательная программа по физике «Решение задач повышенной сложности»
Программа курса согласована с требованиями Государственного образовательного стандарта в соответствие с требованиями итоговой аттестации. Курс предполагает обобщение и углубление знаний, полученных на уроке, развития умений решать физическую задачу и через это более глубокое понимание физики.
Давыдова Наталия Ивановна
Давыдова Наталия Ивановна
Портфолио Разработки Блог автора |
По кнопке ниже вы можете скачать методическую разработку «Дополнительная образовательная программа по физике «Решение задач повышенной сложности»» категории «Физика 11 класс» бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте.
Загрузка началась.
Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно!
Источник: easyen.ru