Решение нестандартных задач по химии рабочая программа

В программе представлены методические материалы, используемые при проведениии занятий.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса «Решение нестандартных задач по химии»

Элективный курс «Решение нестандартных задач по химии» предназначен для учащихся 10-11 классов_и носит предметно — ориентированный характер.

В связи с сокращением количества часов для изучения химии в старшей школе многие учащиеся не успевают усвоить способы решения задач разных типов, падает интерес к науке химии, большинство детей равнодушно или негативно относятся к изучению химии, считая ее «наукой, где много надо запоминать». С другой стороны, в перспективе многие из них собираются продолжать образование в ВУЗах и колледжах химического профиля. Поэтому возникла необходимость создания данной программы.

Учащиеся смогут прорешать задачи, встречающиеся в школьной программе и, кроме того, познакомиться с новыми типами задач.

Содержание занятий построено таким образом, что сначала в краткой форме даётся теоретический материал, а затем решаются задачи по данной теме.

Решение задач по уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ взято в избытке. 1 ч. 9 класс.

Задачи взяты из разных сборников задач для поступающих в ВУЗы.

Содержание курса поможет ученикам подготовиться к поступлению в ВУЗ или колледж, получить реальный опыт решения сложных задач и ответить на вопросы «Могу ли я?», «Хочу ли я?».

Цели данного элективного курса:

— проверить готовность учащихся к усвоению материала повышенного уровня сложности

— устранить пробелы в знаниях;

— познакомить учащихся с видами деятельности, необходимыми для успешного усвоения программы,

— сформировать умение правильно оформлять и решать задачи,

— развить способность учащихся ориентироваться среди различных типов задач

Интеграция знаний по химии, физике (газовые законы), математике (решение задач с помощью уравнений ) позволяет создать положительную мотивацию обучения.

Формами отчётности по изучению данного элективного курса могут быть:

— составление сборников авторских задач учащихся по разделу, теме

— составление творческих расчётных задач по различным темам (например, «Медицина», «Экология» и т. д.)

— зачёт по решению задач.

Пройдя данный курс, учащиеся смогут решать задачи повышенного уровня сложности из сборников задач (см. список литературы) на базе знаний выпускника основной школы.

Требования к уровню освоения содержания:

В результате изучения программы элективного курса ученик должен знать/понимать

важнейшие химические понятия: относительные атомная и молекулярная массы,

моль, молярная масса, молярный объем, массовая доля, молярная концентрация

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, газовые законы

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  • решать задачи изученных типов

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Химия Просто

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве.

Основные типы расчётных задач по химии Основные физические и химические величины

Лекция. Входной контроль

Вывод неизвестного элемента по данным качественного анализа

Задачи с использованием газовых законов Закон Авогадро, законы Гей-Люссака и Бойля-Мариотта. Закон кратных отношений

Лекция решение задач

Способы выражения концентрации

растворов. Процентная концентрация. Задачи на

Лекция решение задач

Связь процентной и молярной концентрации

Решение задач алгебраическим способом

( с помощью уравнений и систем уравнений)

Зачёт. Презентация творческих работ.

Тема 1. Вывод неизвестного элемента

1) Состав оксида некоторого металла может быть выражен простейшей формулой Ме 2 0з. Известно, что оксид массой 76,5 г содержит металл массой 40,5 г. Какой металл образует оксид? (алюминий)

2) Некоторый элемент проявляет в оксиде степень окисления +4. Массовая
доля этого элемента в оксиде составляет 71,17%. Какой это элемент?

3) Оксид элемента имеет состав ЭОз. Массовая доля кислорода в этом оксиде составляет 60%. Какой элемент образует оксид? Ответ: сера.

4) Элемент массой 16 г, взаимодействуя с молекулярным кислородом массой
6,4 г, образует оксид состава ЭО. Определите, что это за элемент.

Тема 2. Газовые законы

Закон постоянства состава (Ж. Пруст, 1808) — все индивидуальные вещества имеют постоянный качественный и количественный состав, независимо от способа их получения.

Закон кратных отношений (Дж. Дальтон, 1803) — если два элемента могут образовывать между собой несколько соединений, то массовые доли любого из’ элементов в этих соединениях относятся друг к другу как небольшие целые числа.

Пример. FeO и Fe 2 0 3

w 2 ( Fe) = 56/(56+ 16) = 0,778;

Закон объемных отношений (Ж. Гей-Люссак, 1808) объемы газов, вступающих в реакцию, а также объемы газообразных продуктов реакции относятся друг к другу как небольшие целые числа.

Пример. Н 2 + Сl 2 = 2HCI (один объем водорода реагирует с одним объемом хлора, при этом образуются два объема хлороводорода).

Закон Авогадро (1811) — в равных объемах газов при постоянных температуре и давлении содержится одинаковое число молекул. Объемы газов прямо пропорциональны их количествам: V 1 / V 2 = v 1 / v 2

Объединенный газовый закон —

(Р — давление газа, V — его объем, Т — абсолютная температура). Закон справедлив для заданного количества газа. Для одного моля газа постоянная в правой части уравнения равна универсальной газовой постоянной.

Уравнение Клапейрона—Менделеева для идеального газа

PV= v RT, или PV= (m/M) v R Т,

где v — количество газа (моль), R-универсальная газовая постоянная, m — асса газа, М – его молярная масса.

Универсальная газовая постоянная: R = 8,314 ДжДмоль • К) = 0,082 л • атм/(моль • К). Нормальные условия для газов : Рп =10132 5 кПа = 1 атм, Т 0 = 273,15 К = 0 °С.

Молярный объем газа V m — объем одного моля газа: V m = V /v V m зависит от температуры и давления: при нормальных

условиях V m =22,4 л /моль; при произвольных условиях V m =RT / P.

ρ = rn/V = (P/RT) , где М = M/V m (М — молярная масса, V m — молярный объем).

Относительная плотность газов – безразмерная величина, равная отношению плотностей двух газов:

D A (B) = ρ (B)/ ρ (A) =М(В)/М(А) (М — молярная масса).

Задачи на газовые законы.

1) Какой объем займет при температуре 20 е С и давлении 250 кПа аммиак массой 51 г ? Ответ: 29,2 л.

2) Оксид углерода (IV) находится в сосуде, объем которого равен 20 л, при температуре 22° С и давлении 500 кПа. Определите массу оксида углерода (IV). Ответ: 179,4 г.

3) Газ массой 30,3 г заполнил сосуд объемом 15 л при

Температуре 18° С. Давление газа внутри сосуда составляет 122 кПа.

Определите молярную массу газа. Ответ: 40 г/моль.

1)В стратосфере на высоте 20-30 км находится слой озола 0 3 , который защищает Землю от ультрафиолетового излучения. 150 моль озона. Сколько это составляет молекул и какова масса?

Читайте также:
Формат spr какая программа

2)Круговорот азота в природе включает биологическую фиксацию клубеньковыми бактериями и процессы окисления азота при грозовых разрядах. Масса одноймолекулы оксида азота, полученного во время грозы, составляет 4,99• 10 -23.

Определит формулу этого оксида. Ответ: NO

4)Человек начинает ощущать едкий вкус S0 2 , если в 1 m j воздуха содержится его 3 мг. При вдыхании такого воздуха в течение 5 мин у человека начинается ларингит- воспаление слизистой оболочки гортани. Какое суммарное количество оксида серы приводит к этому заболеванию? Объём лёгких человека 3,5 л, а периодичность дыхания- 4 сек . Ответ: 0,7875 мг

5)Такие виды рыб, как форель и хариус, очень чувствительны к чистоте воды. Если в 1 л природной воды содержится всего 3*10-6 моль серной кислоты (которая может попасть в воду с промышленными стоками или во время кислотных дождей), то мальки этих рыб погибают. Найдите массу H 2 SO 4 в 1 л воды, которая представляет смертельную опасность для мальков. Ответ:

6)Растения суши и Мирового океана ежегодно выделяют при фотосинтезе 320 млрд т газообразного кислорода. Сколько это составляет молекул? Какое количество
вещества. Ответ: 6 •10 39

Тема 4. Способы выражения концентрации растворов

Растворимость (коэффициент растворимости) — масса вещества, которая может раствориться в 100 г растворителя

(Растворимость твердыхвеществ в воде изменяется в больших пределах — от 10″ г (HgS) до сотен граммов (AgN0 3 ). Растворимость большинства твердых веществ увеличивается с ростом температуры, растворимость газов — уменьшается. Растворимость газов увеличивается с повышением давления.

Массовая доля растворенного вещества — безразмерная величина, равная отношению массы вещества к массе раствора:

По массовой доле растворы делятся на разбавленные и концентрированные (w велико).

Вычисление массовой доли вещества в растворе

Примечание. Чтобы от безразмерной величины — массовой доли перейти к доле вещества, выраженной в процентах, необходимо умножить ее на 100%.

Решение задачи необходимо свести к формуле (1). В формуле фигурируют три величины: концентрация раствора, масса раствора и масса растворенного вещества. Определяем, какие из необходимых величин известны или могут быть рассчитаны из условий задачи, далее возможны два варианта.

Вариант 1. две из трех величин известны и ответ может быть получен простой подстановкой в формулу.

Вариант 2. Неизвестно более одной величины. Тогда нужно одну из неизвестных величин обозначить через переменную, например х, и выразить через нее остальные неизвестные. Тогда задача сводится к решению уравнения с одним неизвестным.

Задача1 Определите концентрацию раствора, образовавшегося при

добавлении 20 г соли к 180 г 5% -ного раствора этой соли. Ответ. 14,5%.

Задача 2 Определите концентрацию раствора, образующегося при

разбавлении 50 г 10% —ного раствора спирта 150 мл воды. Ответ. 2,5 %

Задача 3 В бензоле объёмом 170 мл растворили серу массой 1,8 г Плотность бензола 0,88.г/мл . Определите массовую долю серы в раствор.

Задача 4 Какой объём раствора серной кислоты плотностью 1,8. г/мл с
массовой долей H 2 S0 4 88% надо взять для приготовления раствора кислоты объёмом 300 мл и плотностью 1,3 г/мл с массовой долей 40 %? Ответ. 98,5 мл

Задача 5 Определите концентрацию раствора, образующегося при смешивании 600 г 20% -ного раствора и 400 г 5%-ного раствора хлорида меди (II). Ответ.14%

Задача 6 В каком объеме воды нужно растворить 30 г сульфата меди, чтобы получить 8%-ный раствор?

Решение. Пусть необходимо взять х г воды, тогда масса получившегося
раствора будет равна (30+х) г. Необходимо 345 г воды. Плотность воды 1 г/мл, объем воды равен 345 мл . Ответ. 345 мл.

Тема 5. Молярная концентрация.

Мольная доля растворенного вещества — безразмерная величина, равная отношению числа молей вещества к общему числу молей всех веществ в растворе:

Молярная концентрация растворенного вещества показывает, сколько молей вещества содержится в 1 л раствора:

Единицы СИ молярной концентрации — моль/м , однако чаще используется единица моль/л. Единицу молярной концентрации обозначают буквой М. Например, запись 0,2М означает, что молярная концентрация равна 0,2 моль/л.

Задача 1 В воде растворили гидроксид калия массой 11,2 г, объем р-ра довели до 200 мл. Определите молярную концентрацию полученного раствора. Ответ: 1 моль/л

Задача 2 Определите молярную концентрацию раствора, полученного при растворении сульфата натрия массой 42,6 г в воде массой 300 г, если плотность полученного раствора равна 1,12 г/мл. Ответ: 0,98 моль/л

Задача 3 Аммиак, объем которого при нормальных условиях равен 2,8 л, растворили в воде. Объем раствора довели до 500 мл. Какое Количество вещества аммиака содержится в таком растворе объемом 1 л? Ответ: 0,25 моль

Задача 4 Какая масса хлорида калия потребуется для приготовления раствора этой соли объемом 300 мл и концентрацией 0,15 М KCI? Ответ: 3,35 г.

Задача 5 Какое количество вещества нитрата натрия содержится в
растворе объемом 1 л с массовой долей 40%, плотность которого 1,32 г/мл? Ответ: 6,2 моль.

Тема 6. Решение задач алгебраическим способом.

Задача 1. В раствор сульфата меди опустили железную пластинку , масса которой увеличилась в ходе реакции на 2 г Вычислить массу железа, которая вступила в реакцию . Ответ. В раствор перешло железо массой 14 г.

Задача 2. Раствор, содержащий 5,1 г хлорида натрия, смешали с раствором, содержащим такую же массу нитрата серебра. Найти массу хлорида серебра, образовавшегося в результате реакции. Ответ: масса 4,3 г.

Задача 3. Карбонат кальция опустили в раствор соляной кислоты, и после полного растворения соли масса образовавшегося раствора увеличилась на 5,6 г. Вычислить массу исходного карбоната кальция.

Ответ. Масса карбоната кальция — 10 г.

Задача 4. В токе хлора сожгли 1,76 г смеси медных и железных опилок, в результате чего получилось 4,60 г смеси хлоридов металлов. Найти массу меди, вступившей в реакцию.

Задача 5. При взаимодействии 20 г сплава цинка и магния с избытком серной кислоты образовалось 69 г сульфатов Определить состав сплава в массовых долях . Ответ. 0,62, или 62%, цинка и 0,38,или 38%, магния по массе.

  1. . Будруджак П. Задачи по химии. М: Мир, 1989.
  2. Ерёмина Н.А. и др. Справочник школьника по химии: 8-11 кл. — М.

Дрофа, 1996.-208 с.

3. Лабий Ю.М. Решение задач с помощью уравнений и неравенств. — М.:

Просвещение, 1987.- 80 с.

8. 4. Маршанова Г.Л. 500 задач по химии.8 — 11 кл. — М. Издат-школа

  1. Свитанько И. В. Нестандартные задачи по химии. М.: МИРОС, 1994
  2. Сергеев С.А. Готовимся к выпускному экзамену. Химия. — М. :

7. Хомченко Г. П. , Хомченко И. Г. Задачи по химии. М.: Высшая школа,

9. Хомченко Г. П. , Хомченко И. Г. Сборник задач по химии для

поступающих в вузы. М.: Новая Волна, 2002.

Овчинникова Марина Альбертовна, учитель химии МОУ «СОШ № 29», городской округ Ревда

Читайте также:
Как запускать программы через win r

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности»

Тематическое планирование элективного курса для 9 класса. Цель курса: проверить готовность обучающихся, ориентированных на химический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сло.

Программа элективного курса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности»

Элективный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 9 классов и носит предметно-ориентированный характер.

Программа элективного курса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности»

Элективный курс « Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 10 – 11 класса и носит предметно – ориентированный характер.Содержание курса поможет учащимся нау.

Программа элективного курса » Нестандартные задачи» , для углубленного изучения математики и подготовки к ЕГЭ в 10-11 классах.

Структура курса представляет собой восемь логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников.

Программа элективного курса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности»

Рабочая программа: «Решение нестандартных задач по химии»

VK Одноклассники Facebook

В изучении основ химической науки решение расчетных задач занимает важное место. Происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями.

Чтобы успешно справляться с задачами, необходимо знать основные способы их решения.

Рабочая программа курса по выбору «Развитие творческих умений учащихся путем решения нестандартных задач по химии»

Изучение курса по выбору при получении ООО направлено на достижение следующих целей:
– привитие интереса к предметам естественного цикла и дальнейшему их изучению в 9 классах на повышенном уровне; подготовка к восприятию нового сложного химического содержания в старших классах, систематизировать и обобщить знания учащихся по общей и неорганической химии. Проверить готовность обучающихся к усвоению химических задач, к усвоению материала повышенного уровня сложности по данному предмету; практически применять теоретический материал при решении задач различного уровня сложности; научить обучающихся мыслить, ориентировать на активную продуктивную деятельность с определенной глубиной, широтой мышления; устранить пробелы в знаниях; познакомить учащихся с видом деятельности, необходимыми для успешного усвоении программного материала.

Оценить 518 0

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №45

Согласовано на заседании Принято на заседании ЭкспертногоУтверждаю

Управляющего совета МБОУ СОШ №45 советаДиректор

курса по выбору

«Развитие творческих умений учащихся путем

решения нестандартных задач по химии»

Учитель: Косуха Марина Валентиновна

I .Пояснительная записка

Рабочая программа основного общего образования курса по выбору «Развитие творческих умений учащихся посредством решения нестандартных задач по химии» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312»;

Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями от 31.01.2012 №69);

Письма Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.06.2015 №6681 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2015-2016 учебном году»;

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №45 на период с 2015 по 2019 учебные годы;

Положения МБОУ СОШ №45 «О разработке, экспертизе и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности, дополнительных общеобразовательных программ»

Изучение курса по выбору при получении ООО направлено на достижение следующих целей:

– привитие интереса к предметам естественного цикла и дальнейшему их изучению в 9 классах на повышенном уровне; подготовка к восприятию нового сложного химического содержания в старших классах, систематизировать и обобщить знания учащихся по общей и неорганической химии. Проверить готовность обучающихся к усвоению химических задач, к усвоению материала повышенного уровня сложности по данному предмету; практически применять теоретический материал при решении задач различного уровня сложности; научить обучающихся мыслить, ориентировать на активную продуктивную деятельность с определенной глубиной, широтой мышления; устранить пробелы в знаниях; познакомить учащихся с видом деятельности, необходимыми для успешного усвоении программного материала.

Задачи курса

1) продолжить формирование знаний учащихся по общей и неорганической химии;

2) продолжить формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать, анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал;

3) работая над развитием интеллектуальных, познавательных и творческих способностей, сформировать у учащихся универсальные учебные действия;

4) развить познавательный интерес к изучению химии

5) помочь учащимся в осознанном выборе профессии.

6) выработка у учащихся правильных навыков оформления решения задач; подготовка школьников к умелому применению обозначений физических величин, единиц СИ и справочной информации;

7) показ логической последовательности, используемой в ходе решения задачи, выработка навыков ее применения;

8) развитие умения грамотного использования различных способов рассуждения при решении.

Об особенностях реализации рабочих программ на параллели 9 классов:

1 . Учитель учитывает образовательные достижения учащихся (стартовый контроль) каждого класса на параллели, психо-физические особенности школьников классов, отражает это в поурочном планировании (использование определенных современных педагогических технологий, методов, форм проведения учебных занятий)

2. Учитель в своей работе руководствуется ч.6 ст. 47 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 ФЗ и организует консультации (согласно утвержденному расписанию) для учащихся, испытывающих затруднения в освоении программ учебных предметов, дисциплин (модулей), а также для учащихся, показывающих высокие результаты освоения программ, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Об особенностях реализации рабочей программы на параллели 9А,Б,В.Г,Д,Е,Ж классов

Педагогическая практика постоянно сталкивается с тем, что дети существенно различаются друг от друга по таким характеристикам, как работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, запоминания, узнавания, актуализация знаний, скорость мыслительной деятельности, а также по динамическим особенностям эмоционально-волевой сферы. По этим характеристикам и распределены параллели классов.

Необходимость одновременно работать с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типами памяти, свойствами нервной системы,

сформированности умений и навыков, умению учиться ставит меня в условия, требующие индивидуального подхода к обучающимся на параллели 9-х классов.

В 9 А,Б,В классе учатся дети с лабильной и сильной нервной системой. Для них характерен высокий уровень владения мыслительными операциями:анализ, синтез, сравнение, обобщение,

систематизация, классификация, которые опосредуют знания учащихся. Они легко и быстро усваивают материал, отличаются способностью к его широкому обобщению, гибкостью мыслительных процессов, умением находить несколько обоснованных способов решения задач и свободным переключением с одной умственной операции на другую. Для них характерен творческий поиск в разрешении проблемы.

Читайте также:
К стандартным отчетам в программе 1с бухгалтерия относятся

Учащиеся 9Г,Д очень творческие, креативные, стандартномыслящие, умеющие использовать формулы и знания, полученные на предыдущих уроках и использовать межпредметные связи. В этом классе легче решаются задачи. Составление уравнений, индивидуальная работа в тетради и у доски.

Учащиеся 9 Е класса несколько отличаются от детей 9А-Д классов. У них империческое мышление и они действуют методом проб и ошибок. Они овладевают основным объемом знаний, предусмотренных программой. У них среднее проявление нервной системы между лабильностью и инертностью. Им трудно вычленять исходные данные, у них бывают затруднения в решении мыслительных задач.

Для успешного усвоения материала этим учащимся требуется тренировочная работа. Они выделяют главное существенное в изучаемом материале лишь после выполнения упражнений под руководством учителя. Учащиеся этого класса умеют анализировать, делать несложные выводы на основании изученного, к обобщению материала в состоянии подойти только после выполнения целого ряда промежуточных видов работы. У этих детей требуется переключение с одного вида деятельности на другую.

Для учащихся, показывающих высокие результаты освоения химии проводятся индивидуальные консультации по вопросам, которые заинтересовали ребенка или вызывают трудности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предметаХимия на ступени основного общего образования являются:

использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);

проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;

использование для решения познавательных задач различных источников информации;

соблюдение норм и правил проведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Особенностью программы является то, что в ее содержании вначале обобщенно раскрыты сведения о строении веществ, а затем подробно освещены свойства неорганических веществ. Наряду с этим раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ.

Основные цели учебного курса по выбору: формирование обобщённых сведений о свойствах классов веществ — металлов и неметаллов; подробных сведений о свойства щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия и железа, халькогенов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров(белков и углеводов).

II . Общая характеристика учебного предмета «Химия»

Настоящая учебная программа разработана применительно к учебной программе предмета неорганической химии для 9 классов. Настоящая учебная программа разработана применительно к учебной программе курса органической химии для 9 классов с профильной направленностью по химии.

Школьный курс «Развитие творческих умений учащихся посредством решения нестандартных задач» предназначен для обучающихся 9 класса. Он рассчитан на 35 часов по 1 часу в неделю и носит предметно-ориентированный характер.

Отбор теоретического и практического материала произведён в соответствии с наиболее значимыми разделами фундаментальной химии. Материал структурирован согласно дидактическим принципам.

Умение решать расчетные задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины и полноты усвоения ими учебного материала, наличия навыков применения приобретенных знаний в новых ситуациях. Задачи повышенной сложности включают различные сочетания теоретического материала, являющегося основой различных видов задач, предусмотренных программой; требуют умения логически связывать воедино отдельные химические явления и факты; стимулируют более углубленное изучение теоретических вопросов и практических знаний химии.

Материал данной программы дополняет базовый курс, опирается на знания учащихся, полученные в 8-9 классе, включает новые знания и умения и направлен на расширение кругозора учащихся по предмету. Данный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность. Для этого в него включены задачи межпредметного содержания и экологической направленности.

Формы контроля и отчетности: проверочные работы по разделам, задания по составлению задач разного типа, зачет, участие в олимпиадах.

Учителю представляется право по своему усмотрению изменять количество часов, отводимое на изучение той или иной темы.

Решение химических задач – важная сторона овладения знаниями основ науки химии, оно позволяет реализовать следующие дидактические принципы обучения: обеспечение самостоятельности и активности учащихся; достижение прочности знаний и умений; осуществление связи обучения с жизнью; реализация политехнического обучения химии, профессиональной ориентации.

Структура курса рассчитана на такие нетрадиционные методики как самостоятельное изучение тем экспериментальным методом, самостоятельная работа по поиску информации с литературой совместно с консультацией учителя, а также поиск информации в сети Интернет, проектная деятельность.

Формы контроля:контрольные работы, зачет по решению задач

Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями.

Программа данного курса поможет научиться правильно решать расчетные химические задачи и окажется полезной как для учащихся, интересующихся химией, так и для тех, кто готовится к сдаче экзамена.

В ходе изучения данного курса учитель предлагает учащимся выполнять творческие задания, например, подобрать из разных источников задачи по заданной теме или определенного типа, составить оригинальные задачи или составить задания для школьной олимпиады по химии и т.д.

В завершении изучения курса проводится защита проектов: составители задач показывают решение наиболее интересных, на их взгляд, задач.

III . Место учебного курса по выбору в учебном плане.

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) и программы авторского курса химии для 9 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, которая соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации (М: Дрофа 2009), а также в соответствии с учебным планом 9-го класса.

Программа рассчитана на 1 часв неделю на протяжении учебного года, т.е. 35 часов в год.

IV . СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА:

Содержание курса поможет учащимся подготовиться к поступлению на избранный профиль в средней школе, обрести уверенность в своих силах.

Химия относится к числу наук, успешное понимание и освоение которых невозможно без решения большого числа задач.

В программе данного курса задачи подобраны по возрастанию уровня сложности — от простейших к более сложным и олимпиадным.

Все задания условно разделены на три уровня сложности. Для решения задач уровня (А)- 1 уровня не требуется привлечения знаний, умений и навыков, выходящих за рамки школьного уровня.

Решение задач уровня(Б и В)- 2 и 3 уровней сложности требует не только более глубокого понимания материала, но и владения дополнительной информацией.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru