Западничество — это сложившееся в России в 1830—1850-х годах направление общественной мысли. Западники выступали за отмену крепостничества и развитие России по западноевропейскому пути. Большинство западников по происхождению принадлежали к дворянам, хотя среди них были и разночинцы и выходцы из богатого купечества, впоследствии ставшие учёными и писателями.
Возникновение западничества
Начало формированию западничества положило обострение идейных споров после публикации в 1836 году «Философических писем» Чаадаева. К 1841 году сложились взгляды западников. Исторические, общественно-политические, философские воззрения западников, имея оттенки и особенности, характеризовались в целом общими чертами.
Западники критиковали крепостное право, составляли проекты его отмены, доказывали преимущество наёмного труда. Отмену крепостного права западники видели возможной только в виде реформы, которую правительство проводило бы совместно с дворянами.
Западникам критиковался феодальный строй России, которому противопоставлялся конституционный буржуазно-парламентарный порядок западноевропейских монархий. Западники призывали к развитию промышленности, торговли и транспортных средств; выступали за свободное развитие торговли и промышленности.
Крестьянская реформа 1861 года. Видеоурок по истории России 8 класс
Они рассчитывали добиться своих целей мирным путём, воздействуя на царское правительство общественным мнением, распространяя в обществе свои взгляды через науку и просвещение. Революцию и социалистические идеи западники считали неприемлемыми. Западники высоко ценили реформы Петра I и его деятельность по европеизации России. Петра I они видели образцом монарха-реформатора, открывшего для России новые пути исторического развития.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Спор о судьбе крестьянской общины
В практической плоскости основное расхождение западников и славянофилаов заключалось в разных взглядах на крестьянскую общину. Славянофилы и почвенники общину рассматривали как основу самобытного исторического пути России, а западники видели в ней пережиток прошлого, и полагали, что общину в России должно ждать исчезновение, как это произошло в странах Западной Европы. Соответственно славянофилы считали необходимым поддержку крестьянской общины с её общинным землевладением и уравнительными переделами, а западники ратовали за переход к подворному землевладению.
Славянофилы
Определение 2
Славянофильство — это религиозно-философское течение общественной и философской мысли в России, оформившееся в 1830-х—40-х годах и ориентированное на раскрытие самобытности России, подчеркивание её отличий от Запада.
Представители течения выступали за развитие отличного от западноевропейского особого пути России, развиваясь по которому Россия смогла бы донести православную истину до европейских народов, впавших в ереси и атеизм. Славянофилы также утверждали о существовании особого типа культуры, выросшего на почве православия, и тезис о том, что Пётр I вернул Россию в лоно европейских стран, путь которых она должна повторить в экономическом, политическом и культурном развитии.
9.3. Крестьянский вопрос
«Западники и славянофилы»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Идеи славянофилов
Сторонники славянофильства отстаивали точку зрения о собственном, самобытном пути развития России. Основоположником направления стал литератор А. С. Хомяков, значительную роль в движении имели И. В. Киреевский, И. С. Аксаков, К. С. Аксаков, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, Ф. В. Чижов.
Позже выделилось движение почвенников (умеренных славянофилов), представителями которых были А. А. Григорьев, Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, Ф. М. Достоевский, К. Н. Леонтьев. К известным славянофилам относятся Ф. И. Тютчев, В. И. Даль, А. Ф. Гильфердинг, Н. М. Языков. В определенный период к славянофильству примыкал известный историк-правовед К. Д. Кавелин. Несмотря на то, что Константин Дмитриевич разорвал со славянофильством и примкнул к западникам до конца дней он сохранял со многими представителями направления добрые отношения и до конца жизни оставался последовательным представителем самобытной русской социально-политической мысли.
Славянофилы сыграли значительную роль в развитии национального сознания и формировании национально-патриотического мировоззрения. Славянофилы выдвинули концепцию особого пути, предложили идею спасительной роли Православия, заявляли о неповторимости таких форм общественного развития русского народа, как общины и артели.
Славянофильство делало особый акцент на русском крестьянине, в котором скрыт «ключ национального существования», именно в нём обнаруживается «разгадка особенностей политического, гражданского и экономического быта…от материального, умственного и нравственного состояния крестьянства зависят успехи и развитие всех сторон жизни».
Славянофилы собирались в литературных салонах Москвы — у Елагиных, Свербеевых, Павловых. Здесь в спорах со своими либеральными противниками славянофилы представляли идеи славянского единства и русского возрождения.
Значение славянофильства
Славянофильство стало общественным и интеллектуальным движением, выступившим своеобразной реакцией на внедрение западных ценностей в России, начавшееся в эпоху правления Петра I. Славянофилы стремились доказать, что в полной мере западные ценности не смогут прижиться на российской почве и нуждаются, как минимум, в некоторой адаптации. Призывая общественность обратиться к историческим основам, идеалам и традициям, славянофилы способствовали пробуждению и росту национального самосознания. Многое было сделано для сбора и сохранения памятников русского языка и русской культуры. Славянофилы-историки (Самарин, Беляев) заложили основы научного изучения крестьянства, включая его духовные основы. Славянофилами в 1858—1878 годах создавались славянские комитеты.
По мнению политолога В. Б. Пастухова в идеологии западничества и славянофильства не было ничего специфически русского. Он ссылается на историка Арнольда Тойнби, который писал по этому поводу, что во всех отсталых обществах, которые должны противостоять более сильному в экономическом и военном отношении противнику, возникают два течения: «иродианство», которое ратует за копирование чужих общественных институтов, и «зелотизм», призывающий к изоляции для сохранения традиционного уклада. По мнению Тойнби, оба течения лишены творческого начала и не могут привести общество к успеху.
Источник: spravochnick.ru
Сравните решение крестьянского вопроса в программах декабристов, западников и славянофилов.
Получи верный ответ на вопрос «Сравните решение крестьянского вопроса в программах декабристов, западников и славянофилов. . » по предмету История, используя встроенную систему поиска. Наша обширная база готовых ответов поможет тебе получить необходимые сведения!
Новые вопросы по истории
Объясните какие зоны напряженности появляются на карте мира в 1900-1914
Укажите число антинаполеоновских коалиций европейских держав, в состав которых входила Россия?
Объясните, каковы были возможные пути развития Советской страны в 1918-1920 гг., от чего зависело осуществление того или иного из них.
Первый построил усыпальницу-пирамиду
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика александра 1 в 1813-1825.
Главная » История » Сравните решение крестьянского вопроса в программах декабристов, западников и славянофилов.
Источник: 4i5.ru
Западничество и славянофилство
На рубеже 30-х — 40-х годов происходили изменения в общественных настроениях, внешне еще мало заметные, но ощутимые. А. И. Герцен писал: «Что — то пробудилось в сознании, в совести — какое-то чувство неловкости,
неудовольствия. Ужас притупился, людям надоело в полумраке темного царства». Исследователи считают, что с «Философического письма» П. Я. Чаадаева началось формирование течения «западников». Назвали их так потому, что они считали неизбежным повторение Россией пути Западной Европы и призывали учиться нее.
Представителями западничества были историки Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев, юрист, философ и историк Б. Н. Чичерин, юрист и философ К. Д. Кавелин, литераторы В. П. Боткин, П. В. Анненков, В. Ф. Корш и другие. К западникам примыкали критик В. Г. Белинский и А. И. Герцен.
К Грановскому тяготели литераторы И. П. Галахов, Н. X. Кетчер, Н. А. Мильгунов, Н. Ф. Павлов, Н. М. Сатин, актер М. С. Щепкин. «Наши» назвал их Герцен: «Такого круга людей, талантливых; многосторонних и чистых я не встречал потом нигде, ни на высших вершинах политического мира, ни на последних маковках литературного и артистического».
Во главе московского кружка западников стоял Т. Н. Грановский. Профессор Московского университета, Грановский читал курс истории средних веков. В своих записках славянофил А. И. Кошелев писал: «Лекции Грановского были, прежде всего, посвящены поискам ответов «а вопросы русской общественной жизни, и дворянская интеллигенция находила в них подлинный отклик на злобу дня. История служила современности. Умело нарисованные картины европейского прошлого помогали понять российское настоящее, а неизбежные недомолвки не мешали приученным к иносказаниям слушателям».
Лекционный курс Грановского был открытым выступлением против казенного, уваровского тезиса о «гниющем» Западе и России, благоденствующей под сенью православия, самодержавия и народности. Грановский не скрывал своих симпатий к Западу, своего неприятия «своенародности», противостоящей европейскому просвещению.
Грановский стал любимцем московского студенчества. В феврале 1845 г, студенты приветствовали его восторженными овациями. Грановский начал свою очередную лекцию словами: «Мы, равно и вы, и я, принадлежим к молодому поколению, — тому поколению, в руках которого жизнь и будущность. И вам, и мне предстоит благородное и, надеюсь, долгое служение нашей великой России — России, преобразованной Петром, России, идущей вперед и с равным презрением внимающей и клеветам иноземцев, которые видят в нас только легкомысленных подражателей западным формам, без всякого собственного содержания, и старческим жалобам людей, которые любят не живую Русь, а ветхий призрак, вызванный ими из могилы, и нечестиво преклоняются перед кумиром, созданным их праздным воображением».
Западники считали, что Россия вступила на европейский путь -единственно возможный для цивилизованной страны — с опозданием, только в начале XVIII века, в результате реформ Петра Великого. Естественно, что по уровню развития она значительно отстает от передовых стран Западной Европы.
Задача современного русского общества, по мнению западников, заключалась в том, чтобы теснее примкнуть к европейскому Западу и слиться с ним воедино, образовав одну общечеловеческую культурную семью. Движение в «западном направлении» неизбежно должно привести к таким же переменам в русской жизни, какие в свое время пережили эти страны, — к замене подневольного, крепостного труда свободным и преобразованию деспотического государственного устройства в конституционное.
Задача России — как можно скорее изжить свое бескультурие, слиться с европейским Западом в «одну общечеловеческую семью». В основе идей западников лежала философия Гегеля. Они были сторонниками прогресса, свободы личности; индивидуализм противопоставляли общинности и соборности славянофилов.
Западники считали, что основная задача «образованного меньшинства» — подготовить русское общество к мысли о необходимости преобразований и воздействовать в должном духе на власть. Именно в живом сотрудничестве власть и общество должны подготовить и провести хорошо продуманные, последовательные реформы, с помощью которых будет ликвидирован разрыв между Россией и Западной Европой. Идеи «западников» проповедовал Т. Н. Грановский — с кафедры Московского университета, В. Г. Белинский — на страницах журнала «Отечественные записки» и «Современник», А. И. Герцен и Н. П. Огарев — в литературных салонах.
Радикально настроенные А. И. Герцен, Н. П. Огарев и В. Г. Белинский в конце 1830-х — начале 1840-х гг. разделяли основные идеи «западников». Будучи полностью согласными с тем, что Россия идет по западному, европейскому пути, радикалы были не склонны идеализировать современную им Европу. Буржуазный строй они подвергали резкой критике.
С их точки зрения, Россия в своем развитии не только должна догнать западные европейские страны, но и совершить вместе с ними решительный шаг к новому строю — социализму. Если представители буржуазно-либерального течения (Т. Н. Грановский, В. П. Корин, Н. Д. Кавелин) надеялись на путь реформ, то деятели революционно- демократического течения (А. И. Герцен, Я. П. Огарев и В. Г. Белинский) верили в необходимость насильственного, революционного переворота.
А. И. Герцен был первым, кто в русском общественном движении воспринял идеи популярного в 30-40-е гг. XIX в. западноевропейского утопического социализма.
Опираясь на существование в России крестьянской общины, полагая, что она уже сама по себе есть зачаток социализма, он создал теорию русского общинного социализма, дав мощный толчок развитию социалистической мысли в России. Не видя возможности активной борьбы с мрачной действительностью в России, тяжело переживая цензурный гнет, Герцен в 1847 г. покинул Россию, чтобы стать «свободным русским словом» за границей.
Покинув Россию и поселившись в Англии, Герцен и Огарев стали первыми политическими эмигрантами. В начале 50- х гг. XIX века они основали в Лондоне Вольную русскую типографию. Издаваемая ими газета «Колокол» и журнал «Полярная звезда» с большим интересом читались передовыми людьми России.
В 40-е годы XIX в. Белинский стал популярным публицистом и литературным критиком России. Белинский выступал с обзорами русской литературы, со статьями о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Кольцове и других русских писателях.
«Отечественные записки» и «Современник», в которых сотрудничал Белинский, стали известными журналами, а каждая статья Белинского, как отмечали современники, воспринималась радикалами как праздник. Ф. Булгарин в своих доносах в III Отделение неоднократно писал, что Белинский проповедует революцию, «коммунизм» и «терроризм»: «Безрассудное юношество . семинаристы, дети бедных чиновников и прочие — почитают «Отечественные записки» своим Евангелием, а «первого министра» журнала — Белинского — «апостолом».
Итогом всей деятельности Белинского является его «Письмо к Гоголю», которое он написал в 1847 г., будучи тяжело больным, незадолго до смерти. Критикуя Гоголя за его «Выбранные места из переписки с друзьями» как «проповедника кнута», «апостола невежества», Белинский противопоставляет его консервативным взглядам программу революционного преобразования России «. не в аскетизме. а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. видит свое спасение Россия»; «Самые важные, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение по возможности строгого выполнения хотя бы тех законов, которые есть».
«Славянофилы» (А. С. Хомяков, братья К. С. и И. С. Аксаковы, братья И. В. И П. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин) считали необходимым вернуться к идеалам допетровской Руси (отсюда их название). Московское царство, по мнению славянофилов, гораздо более соответствовало духу и характеру русского народа, чем петербургская бюрократическая монархия, построенная Петром I по европейским образцам.
Славянофилы считали, что для России исконными идейными началами являются православная вера и связанные с нею принципы внутренней правды и духовной свободы, воплощением этих начал в жизни является община, крестьянский мир как добровольный союз для взаимной помощи и поддержки. По мнению славянофилов, ни западные принципы, ни западные организационные формы не нужны и неприемлемы для России. Политическим идеалом славянофилов была патриархальная монархия, опирающаяся на добровольную поддержку народа.
Источник: studwood.net