Обратите внимание, здесь будет не только пример решения, но и разбор задания по существу.
Для примера я беру демоверсию 2020 года (актуальная на момент написания статьи) с сайта fipi.ru .
Задание № 14
Прежде чем приступать к решению этого примера, посмотрим в спецификацию к демоверсии.
Спецификация
Обратите внимание: задание на умение исполнять алгоритм. Хоть само по себе исполнение алгоритма — простейшая задача, но уровень сложности этого задания повышенный, значит, сам процесс исполнения будет осложнён количественно (много действий и записей). На выполнение отводится целых 6 минут, значит, потребуется именно длительная кропотливая работа, вряд ли поддающаяся стандартной оптимизации.
Кодификатор
Вот проверяемые элементы содержания и умения в 14м задании очень любопытны. Проверяется, сможем ли мы построить эквивалентную алгоритмическую модель. Именно это можно было бы назвать оптимизацией, но о каких-либо шаблонах речи не идёт. И всё же тут есть более или менее часто используемые ходы. Разберёмся.
ВСЕ ТИПЫ 14 заданий | Информатика ЕГЭ 2023 | Умскул
Решение задания
В тексте задания сначала очень подробно описывается исполнитель и его система команд. Не стоит пренебрегать этой информацией, надеясь, что на экзамене будет точно такой же исполнитель, как и в демоверсии. Достаточно заменить слово «слева» на слово «справа», и результат меняется коренным образом.
На какие вещи стоит обращать внимание при чтении текста:
1. Описание команд. К этим описаниям следует подходить, как будто видите их впервые. Это не шутка, а именно важный момент, потому что очень часто я сталкивался с учениками, которые выполнив три задания одного типа, используют ту же оптимизацию в заданиях другого типа с похожей по внешнему виду записью.
2. Описание цикла и условия очень мало отличается от аналогичных для того же Паскаля или Бэйсика, и я сильно сомневаюсь, что на экзамене описание будет не таким, но бросить хотя бы один взгляд на них надо, чтобы убедиться, что тут нет подвоха. Если подвох не очевиден, и стоит вопрос: «подвох» или «не подвох», то выбирать «не подвох»
3. Сам алгоритм. Существует несколько модификаций алгоритма, который предлагают в этом задании, но запомнить их и отличия между ними просто нереально (а ещё сложнее — не перепутать в стрессовой ситуации), поэтому никогда нельзя выполнять свой привычный алгоритм, а только тот, который написан, даже если кажется, что это один и тот же.
О смысловом чтении
Первая и, наверное, единственная серьёзная проблема этого задания — смысловое чтение текста. В принципе, выполнить 14 задание (как и многие другие, кстати) можно не зная информатики от слова «совсем», умея лишь читать текст. К сожалению, именно этого умения в современной школе с их образцами решения не дают. Поэтому я подробнее разжую.
Давайте прочитаем текст, который даётся в задании.
Исполнитель Редактор получает на вход строку цифр и преобразовывает её
Означает, что мы пишем несколько цифр на бумажке, отдаём этому редактору, а он нам возвращает эту же бумажку, но с другими цифрами. И дальше описаны правила, по которым происходит изменения.
Разбор 14 задания на Python | ЕГЭ-2023 по информатике
Правило 1. Если встречается команда » заменить () » (к ней обязательно должны идти два набора цифр), то исполнитель ищет в строке на бумажке первую последовательность и заменяет её на вторую. Тут написано, что «первое слева вхождение», то есть, поиск идёт слева направо, и замена выполняется 1 раз. Второй раз уже не надо делать.
Правило 2. Если встречается команда » нашлось() » (к ней идёт 1 набор цифр), то на её месте пишется «ИСТИНА», если в строке есть хотя бы один раз такой набор, и «ЛОЖЬ», если такого набора вообще не оказалось.
К каждому правилу идёт пример — набор чисел, который дают исполнителю, команда в полной записи, результат работы этой команды — что вернёт исполнитель.
И есть два описания стандартных конструкций «ПОКА. КОНЕЦПОКА» и «ЕСЛИ. ТО. ИНАЧЕ. КОНЕЦЕСЛИ». В принципе, очень похоже на дословный перевод с BASIC с его «WHILE. WEND», и «IF. THEN. ELSE.
END IF». Ещё раз, конструкции — стандартные, но тем не менее, их действие слегка поясняется. Вообще, можно надеяться, что выбравший информатику ученик способен выполнить простейший цикл с предусловием и условный оператор.
Исполнение алгоритма
Я уже писал, что исполнять алгоритм надо честно и «в лоб», как в задании №8 . И если выполняя предыдущие задания на алгоритмы, мы вполне укладываемся в лист А4 и отведённое на задание время, то для выполнения этого алгоритма придётся повозиться и много понаписать. Что я и рекомендую сделать. 6 минут — это достаточно для того, чтобы прочитать задание, записать входную строку карандашом и выполнить алгоритм.
Входная строка для нашего алгоритма — 70 подряд идущих цифр 8. Примерно вот так:
Запись не такая уж длинная, чтобы её нельзя было сделать на черновике. Проблема здесь в том, чтобы не просчитаться с количеством. Поэтому выполнять такое задание первый раз я рекомендую на листе в клеточку:
Источник: dzen.ru
14 задание ЕГЭ по информатике 2022
Вниманию школьников и абитуриентов предлагается тест для подготовки к ЕГЭ, которое содержит 5 тренировочных вопросов 14 задания экзаменационной работы.ЕГЭ по информатике, начиная с 2021 года, проводится в компьютерной форме. Каждый экзаменационный вопрос в тесте составлен в соответствии с требованиями единого государственного экзамена, включает задания разных типов и сложности по основным разделам курса информатики.Материал сборника может быть использован для планомерного повторения изученного материала и тренировки выполнения заданий различного типа при подготовке к единому государственному экзамену.
Хотите использовать этот тест в собственных целях?
- Для этого Вам необходимо авторизоваться на сайте и вернуться на эту страницу.
- После этого здесь будет кнопка, с помощью которой вы сможете перейти к процедуре копирования.
Источник: onlinetestpad.com
Задание 14. Алгоритмы. Робот, Чертёжник, Редактор. ЕГЭ 2024 по информатике
За это задание ты можешь получить 1 балл. На решение дается около 6 минут. Уровень сложности: повышенный.
Средний процент выполнения: 55.5%
Ответом к заданию 14 по информатике может быть цифра (число) или слово.
Разбор сложных заданий в тг-канале
Задачи для практики
Задача 1
Укажите сумму всех положительных десятичных чисел, не превосходящих 26, запись которых в системе счисления с основанием 3 оканчивается на 22.
Решение
Заметим, что любое число x10 ≤ 2610, которое в системе счисления с основанием 3 оканчивается на 22, можно представить в виде a·3 2 +2·3 1 +2·3 0 = 9a+8.Следовательно, это число в десятичной системе счисления при делении на 9 в остатке должно давать 8. В десятичной системе счисления среди положительных чисел, не превосходящих 26, этому условию удовлетворяют числа 8, 17 и 26. Их сумма равна 51.
Ответ: 51
Показать решение
Задача 2
Сколько единиц содержится в двоичной записи числа, которое можно представить в виде 8 800 + 2 1020 − 32?
Решение
Запишем данное выражение через степени двойки: 8 800 + 2 1020 − 32 = 2 2400 + 2 1020 − 2 5 .
Если в выражении присутствует одно действие вычитания и одно — сложения, то сначала следует выполнить вычитание из положительного числа с меньшей степенью, а затем прибавить положительное число с наибольшей степенью. (Такой порядок действий позволит произвести вычисления устно.)
Из формулы представления числа в двоичной системе счисления и правила вычитания видно, что имеет место следующее равенство
Для данного в задаче выражения имеем
1) 2 1020 − 2 5 =
2) 2 2400 + (2 1020 − 2 5 ) =
Следовательно, в двоичной записи числа 8 800 +2 1020 − 32 содержится 1015 + 1 = 1016 единиц.
Ответ: 1016
Показать решение
Задача 3
Значение арифметического выражения: $16^−2^+7$ — записали в системе счисления с основанием 2. Сколько цифр «0» содержится в этой записи?
Источник: egeturbo.ru