Региональный компонент основной образовательной программы дошкольного образования да это что

Содержание

Процесс реализации регионального компонента дошкольного образования

Вопросам регионализации системы образования особое внимание исследователи стали уделять на рубеже 90-х годов. В этот период процесс регионализации выступил одним из направлений реформирования системы образования в целом по России и в Республике Башкортостан. В системе дошкольного образования Республики Башкортостан вопросы регионализации нашли отражение в программных документах: «концепции развития башкирского национального образования»(1999г.), «Программе развития системы образования г. Уфы на 2001-2005гг. (дошкольное образование и воспитание)» (2001г.), «Программе развития образования в РБ на 2004-2008 гг.» (2003г.) [7].

В настоящее время исследованиями по обновлению регионального содержания дошкольного образования занимаются такие ученые как Р.Р. Агишева, Т.А. Брюханова, Р.Х. Гасанова, А.Ф. Фазлыева; вопросами эстетического воспитания дошкольников на примере башкирского искусства Ф.Г. Азибаева, А.В.

Тема 3 «Региональный компонент в воспитательной деятельности образовательной организации»

Колбина, Р.Б. Ураксина [36].

Большая Советская Энциклопедия дает следующее определение: «Регион (от лат. regio — страна, область) — крупная индивидуальная территориальная единица (например, природная, экономическая, политическая)». Новый энциклопедический словарь трактует данное понятие как «значительная по размерам территория, обладающая некоторой общностью природных условий».

Социологический словарь трактует значение слова «регион (от лат. regionalis — местный, областной: 1) область, район; часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и исторически сложившихся относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностями национального состава населения; 2) группа близлежащих стран, представляющая собой отдельный экономико-географический или близкий по национальному составу и культуре, однотипичный по общественно-политическому устройству район мира. Регион (Толковый словарь Ожегова) — большая область, группа соседствующих стран или территорий, района, объединенные по каким-либо общим признакам. Экономический регион, географический.

Регион А.И. Чистобаев дает следующее определение понятия: «Регион — область, район, часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и исторически сложившихся, относительно устойчивых, экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностей национального состава населения» [19, с. 50].

Ю.Н. Гладкий рассматривает понятие регион, как «комплекс, состоящий из земли, воздуха, флоры, фауны и человеческого населения, которые могут рассматриваться в их особых отношениях друг с другом и которые составляют вместе определенную и характерную часть поверхности Земли» [19, с. 65].

Словарь исторических терминов дает следующее определение: «региональный — местный, областной — относящийся к какой-либо определенной территории, району (региону), области, стране, группе стран, построенный по территориальным признакам». Другой автор В. Буданова утверждает — «региональный — это относящийся к конкретному региону (части страны, отдельные территории)»

Система мониторинга качества дошкольного образования

Рассмотрим понятие компонент. Большой Энциклопедический Словарь дает определение «компонент» (от лат. componens — составляющий) — составная часть, элемент чего-либо. Философский словарь рассматривает это понятие так: «компонент — содействующая сила, частичная причина, оказывающая влияние на продукт, на результат».

В педагогической науке понятие Региональный компонент в образовании определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса

Региональный (национально-региональный) компонент образования в его современном нормативно — установленном виде — относительно новый тип школьного образования. Принятый в 90-х годах Закон Российской Федерации (РФ) «Об образовании» определил ряд важнейших компетенций субъектов России в области общего образования и статус его регионального компонента [24].

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение школьников системой знаний о регионе; подготовка молодежи к жизнедеятельности в проблемной социокультурной среде ближайшей территории и за ее пределами.

Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам школы адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Основными целями регионального компонента являются: [33]

создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;

ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития РБ;

обеспечение единства образовательного пространства на территории РБ.

Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач: [34]

развитие вариативности общеобразовательных программ и образовательных услуг на территории РБ;

обновление содержания общего образования;

овладение детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона;

воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.

Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы. Кроме того, стандартом устанавливается объем компонентов содержания образования [40, с. 23].

Региональный компонент дошкольного образования в республике реализуется в национальных и многонациональных детских садах и группах. В национальных дошкольных образовательных учреждениях ведется обучение и воспитание на следующих родных языках: башкирском, марийском, мордовском, русском, татарском, удмуртском, украинском, чувашском. Анализ деятельности национальных дошкольных образовательных учреждений и национальных групп республики позволил выявить их существенные признаки: изучение родного языка наряду с государственным языком общения — русским (двуязычие); направленность образования на изучение языка, культуры, национального искусства соответствующей этнической группы.

Изучая социально-этнический состав дошкольных образовательных учреждений городов Республики Башкортостан, мы выявили, что эти учреждения мультикультурны и включают в себя представителей национальных групп, постоянно проживающих на территории Республике Башкортостан (русские, татары, башкиры, чуваши и т.д.), а также — стран ближнего (армяне, азербайджанцы, таджики, украинцы и т.д.) и дальнего зарубежья (вьетнамцы, немцы, турки и т.д.). Этот существенный фактор послужил основанием для обновления и обогащения содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды дошкольной группы [45, с. 93-96].

Реализация национально-регионального компонента в содержании образовательного процесса дошкольных учреждений республики характеризуется доминированием национального компонента. Это послужило основанием для замены понятия «национально-региональный компонент» на «региональный компонент», включающий не только национальные, но и культурные, демографические, климатические, социально-экономические и социально-правовые характеристики.

В нашем исследовании «региональный компонент» дошкольного образования рассматривается как система, включающая в себя комплекс демографических, климатических, социально-экономических, исторических и культурных структурных элементов, связанных между собой региональными характеристиками, отраженными в образовательном процессе дошкольных учреждений, и направленными на сохранение и развитие единого образовательного пространства [50, с. 73-77].

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:

Читайте также:
Программа криста бухгалтерия что это

формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды группы;

подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;

создание культурно-развивающей среды дошкольной группы;

организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

При определении педагогических условий реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:

определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру,

выявление специфики реализации национально-регионального компонента дошкольного образования в республике,

использование принципа культурализма в образовательном процессе дошкольных учреждений. [60, с. 35-41]

Источник: studbooks.net

Анализ опыта реализации регионального компонента содержания образования в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абашина Валентина Васильевна

В статье представлен анализ опыта работы дошкольного образовательного учреждения по реализации регионального компонента содержания образования. Рассмотрены способы включения регионального компонента содержания образования в основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения, обозначены трудности, которые испытывают педагоги в реализации региональной составляющей содержания образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абашина Валентина Васильевна

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы

Социологический анализ проблем внедрения и реализации федеральных государственных требований в дошкольных учреждениях г. Сургута (по материалам экспертного опроса)

Регионализация содержания дошкольного образования в условиях введения ФГОС

Ознакомление дошкольников с литературным наследием ХМАО — Югры в условиях реализании ФГОС дошкольного образования

Регионализация в системе преподавания изобразительного искусства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре

Региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании школьников
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE EXPERIENCE OF REALIZATION OF REGIONAL COMPONENT OF EDUCATION IN A PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article presents the analysis of the experience of realization of regional component of education in a pre-school educational institution. The ways of including the regional component of education in the pre-school curriculum are considered; the difficulties, teachers are faced with while realizing the regional component of education, are defined.

Текст научной работы на тему «Анализ опыта реализации регионального компонента содержания образования в дошкольном образовательном учреждении»

ББК 74.104 YÄK 373.2

АНАЛИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАУИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

THE ANALYSIS OF THE EXPERIENCE OF REALIZATION OF REGIONAL COMPONENT OF EDUCATION IN A PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

В статье представлен анализ опыта работы дошкольного образовательного учреждения по реализации регионального компонента содержания образования. Рассмотрены способы включения регионального компонента содержания образования в основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения, обозначены трудности, которые испытывают педагоги в реализации региональной составляющей содержания образования.

The article presents the analysis of the experience of realization of regional component of education in a pre-school educational institution. The ways of including the regional component of education in the pre-school curriculum are considered; the difficulties, teachers are faced with while realizing the regional component of education, are defined.

Ключевые слова: региональная составляющая содержания дошкольного образования, реализация регионального компонента.

Key words: the regional component of pre-school education, realization of regional component.

На современном этапе каждое дошкольное образовательное учреждение самостоятельно создаёт и реализует основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения — нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации педагогического процесса в дошкольном учреждении. Образовательная программа дошкольного учреждения позволяет адаптировать примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, разрабатываемую уполномоченным федеральным органом, к специфике и условиям конкретного образовательного учреждения.

дошкольного образования может дополняться вариативной, отражающей специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий того или иного региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

Региональный компонент содержания дошкольного образования является важнейшим ресурсом расширения и обогащения содержания образования, обеспечения его вариативности. Способность педагогов связать инвариантный (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона, его географической, экономической, социальной, экологической и культурной спецификой является одной из ценностей современного образования.

В педагогической науке понятие «региональный компонент в образовании» определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса. По мнению О.Ю. Зайцевой, благодаря региональному компоненту содержания образования дети дошкольного возраста получают возможность беспрепятственно включаться в те области человеческой практики, которые традиционно сложились в том или ином регионе. Регионализация дошкольного образования предполагает:

• активизацию самосознания растущего человека как россиянина, как представителя определённого этноса и жителя определённого региона;

• развитие образовательной сферы региона с учётом культурного, эколого-географического богатства региона;

• воспитание интернационального сообщества на основе мультикуль-турного образования [2, с. 109].

Однако, по мнению А.К. Костина, на пути развития процессов регионализации образования возникает ряд проблем и трудностей:

• низкий уровень осознания образовательных потребностей населения в регионах;

• несформированность готовности и способности региона выступить в качестве субъекта образовательной политики;

• неразработанность философских, методологических, методических оснований для интеграции и дифференциации федерального и регионального компонентов образования [4, с. 28].

Мы вполне согласны с этой точкой зрения, тем более что в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре отсутствуют нормативные документы о стратегии реализации регионального компонента. В связи с этим весьма востребованной в современных условиях становится готовность и способность педагогов самостоятельно проектировать и реализовывать региональный компонент своей основной общеобразовательной программы.

Вместе с тем хотелось бы выделить и другие трудности, которые испытывают педагоги на этапе проектирования и реализации регионального компонента содержания образования. В частности, это:

• недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов (затруднения в преподнесении знаний узко специфического характера, свойственных нашему региону);

• недостаточность учебно-материальной базы, методического обеспечения регионального компонента содержания образования.

Рассмотрим опыт реализации регионального компонента содержания образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду общеразвивающего вида с приоритетным

Как известно, одним из препятствий на пути развития процесса регионализации образования являются затруднения, которые испытывают педагоги в преподнесении детям знаний узкоспецифического содержания, связанного с особенностями региона. По этой причине с педагогическим коллективом детского сада были проведены консультации, семинары, практикумы, круглые столы, мастер-классы и другие мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах воспитания патриотизма и гражданственности, любви и привязанности к своей малой родине. Так, педагоги изучали историю заселения Югры, её символику, культуру, быт коренных народов. В методическом кабинете был собран материал по краеведению: методическая и художественная литература (стихи, рассказы, сказки), тематические альбомы, аудио- и видеофильмы, конспекты образовательной деятельности с детьми.

Реализация регионального компонента содержания образования предусматривала следующие варианты его включения:

• использование самостоятельно разработанных педагогами данного учреждения парциальных программ.

Например, дошкольники знакомились с русскими народными подвижными играми и играми народов ханты и манси (образовательная область «Физическая культура»). Дети с удовольствием играли в игры народов севера, связанные с обитателями тайги. В этих играх много шуток, юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, жеребьёвками.

Детям читали произведения художественной литературы русского народа и народов ханты и манси (образовательная область «Художественная литература»).Знакомство с национальными сказками, потешками, пословицами и поговорками воспитывает у детей сознательность, вежливость, доброту.

С учётом Федеральных государственных требований к содержанию общеобразовательной программы региональный компонент содержания образования реализовывался в совместной деятельности с воспитанниками непосредственно в ходе образовательной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах, а также в работе с семьями воспитанников. Время, затраченное на реализацию регионального компонента, составило от двадцати до тридцати минут в день (в зависимости от возрастной группы).

Читайте также:
28 союзных программ что это

Опыт реализации регионального компонента содержания образования в данном дошкольном учреждении подтверждает точку зрения О.В. Бурляевой о том, что «реализация принципа интеграции федерального и регионального содержания дошкольного образования в образовательном процессе дошкольного учреждения позволяет формировать у детей целостную картину мира, не перегружая лишней информацией и в тоже время обеспечивая необходимый минимум представлений о родном крае для познавательного, социального, нравственного и патриотического воспитания» [1, с. 63].

Кроме этого, вариантом включения регионального компонента содержания образования явилась студийно-кружковая работа. В дошкольном учреждении были организованы кружки:

«Забава», целью работы которого явилось приобщение детей к изучению истории народных промыслов, сохранение празднично-обрядовой культуры русского народа;

«Русские былины», деятельность которого была направлена на развитие художественных способностей дошкольников через ознакомление с былинами как источником народной мудрости;

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Златоустье», целью которого являлось ознакомление дошкольников с малыми фольклорными жанрами устного народного творчества;

«Пимочка», способствующий воспитанию у детей любви к своей малой родине, природе родного края, чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к коренным жителям родного края.

Рассмотрим особенности реализации регионального компонента содержания дошкольного образования на примере работы кружка «Пимочка».

Воспитание у ребёнка патриотических и гражданских чувств — это не только воспитание любви и уважения к своей национальной культуре, но и уважение, толерантное отношение к народностям, населяющих наш округ. В ходе кружковых занятий дети знакомились с народными традициями ханты и манси, особенностями климата и основных природных богатств той территории, на которой они проживают. Также дети изучали искусство этих народов, знакомились с особенностями национального костюма, обращая внимание на элементы его орнамента. Полученные знания закреплялись в сюжетно-ролевых играх и разнообразных видах деятельности.

Особое внимание педагоги уделяли изучению обычаев народов ханты и манси, в частности, обычаям проявления гостеприимства и уважения к старшим. Дошкольники узнали о том, что дети этих народов постоянно находились рядом с родителями, помогали им в работе: учились выделывать шкуры, изготовлять жилы для меховой одежды, кроить и шить одежду и обувь, украшать её орнаментом, готовить пищу, поддерживать очаг. Так они накапливают свой жизненный опыт, а став взрослыми, заботятся о старших, помогают им.

Для детей была организована мини-выставка «Югра — это ты и я!», по-свящённая юбилею Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Её составили фотографии и иллюстрации об искусстве, труде и быте народов ханты и манси, каталоги орнаментов, используемых в национальных костюмах жителей Крайнего Севера (просмотреть, как ранее писалось).

Народно-прикладное искусство коренных народов Севера изображает красоту, необычность северной природы, жизнь и быт. Целенаправленная работа по внедрению национально-регионального компонента содержания образования способствовала проявлению детьми накопленных знаний и впечатлений в разных видах продуктивной деятельности: рисунках, аппликациях, изготовлении поделок из различного материала, предметов быта и украшений народов Севера.

Одним из условий успешной реализации регионального компонента содержания дошкольного образования является сотрудничество с родителями воспитанников. В ходе родительских собраний, консультаций, бесед педагоги доказывали родителям важность и значимость приобщения детей к культурно-историческим ценностям родного края. Родители принимали активное участие в создании предметно-развивающей среды, оснащении и оборудовании мини-музеев краеведения в группах и на территории детского сада, оказывали помощь в изготовлении атрибутов к играм. При активном участии родителей и педагогов в дошкольном учреждении был создан этнографический музей. Родителям оказывалась практическая помощь в подборе для дошкольников детской художественной литературы, их знакомили с играми и песнями народов Севера.

Мы считаем, что проведённая в данном дошкольном учреждении работа поможет сохранить и развить народные традиции, привить детям уважение к коренному населению и любовь к родному краю, а значит, и любовь к Родине. Использование регионального компонента в образовательном процессе дошкольного учреждения позволяет ввести детей в многообразный окружающий мир, раскрывает региональные особенности и традиции народов Севера, благотворно влияет на духовно-нравственное формирование личности.

1. Бурляева, О.В. Реализация принципа интеграции при проектировании регионального модуля основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] / О.В. Бурляева // Детский сад: теория и практика. — 2012. — № 4. — С. 56-63.

2. Зайцева, О.Ю. Развитие принципа регионализации в теории и практике дошкольного образования [Текст] / О.Ю. Зайцева // Вектор науки Тольят-тинского государственного университета. Сер. Педагогика, психология. -2011. — № 4. — С. 109-114.

3. Костин, А.К. Регионализация образования — стратегическое направление образовательной политики [Текст] / А.К. Костин // Педагогика. — 2005. -№ 8. — С. 26-32.

Источник: cyberleninka.ru

Региональный компонент программы в ДОУ

Здравствуйте, уважаемые посетители моего педагогического блога! Сухих Татьяна приветствует всех. Меня очень радует, когда идет активная обратная связь с читателями. Вот, например, мне задали вопрос, цитирую: «Подскажите, региональный компонент программы в форме ООД мы можем вписать в сетку занятий или как допобразование, кружок во второй половине дня?

В учебном плане мне понятно, куда это вписать – в вариативную часть, а когда проводить – вопрос». Разберемся!

Что представляет собой национально-региональный компонент в ООД?

Будем мыслить вместе логически. Для этого разберемся, что такое национально-региональный компонент в процессе ООД – организованной образовательной деятельности.

Итак, современные образовательные программы обязательно включают региональный компонент в процесс обучения, развития и воспитания для реализации принципа целостности и интеграции дошкольного образования с учетом этнокультурных, климатических, географических, исторических особенностей конкретного региона. А реализуется этот компонент через разнообразную деятельность детей в ДОУ.

Региональный компонент состоит из трех направлений: изучение этнокультуры своего края, второго национального языка и истории региона.

изучение регионального компонента

Рассмотрим виды деятельности, через которые реализуется национальный компонент:

  • Игровая деятельность – тематические национальные сюжетно-ролевые игры;
  • Изобразительная деятельность – лепка, рисунок, аппликация с национальными мотивами и вступительными беседами соответствующей тематики;
  • Физическая культура – подвижные народные игры;
  • Специальные мероприятия: праздники, утренники, гулянья с национальным уклоном;
  • Познавательная деятельность: экскурсии, посещение музея, выставок народного искусства;
  • Образовательная и развивающая деятельность – беседы, чтение художественной литературы на тему истории, культуры, языка региона, пальчиковые народные игры, потешки, стихи;
  • Музыкальные занятия – разучивание народных песен, танцев, знакомство с этноинструментами.

Из этого следует, что региональный компонент не осуществляется как обособленный вид совместной деятельности воспитателя и дошкольников, а как постоянный элемент образовательного процесса. Допустим, лепка национальной игрушки, рисование узора рушника, аппликация народный кувшин – это и есть реализация национального компонента.

А перед занятием мы делаем вводную беседу, в которой знакомим деток с каким-либо аспектом национальной культуры, истории. Что касается изучения второго национального языка, то для этого есть специальные программы. Честно, я не очень компетентна в этом вопросе. Возможно, помимо ежедневной деятельности по обычной программе, на изучение родного языка отводится дополнительное время.

задачи компонента

Кружковая работа как способ реализации национально-регионального компонента программы

Обычно кружковая деятельность в садике организовывается по решению руководства и родителей воспитанников. В начале учебного года или в конце предыдущего делается опрос по поводу необходимости дополнительного образования для деток в виде кружков во второй половине дня. Это могут быть разные направления, в том числе – изучения языка, народных промыслов, творчества, истории края.

Это все не должно происходить стихийно, как нам захочется. Но, по желанию воспитателя, он может инициировать создание кружка и вести его, если утвердит сие желание руководство. По моему опыту, народных кружков почти не наблюдается, дети вне программы дополнительно занимаются иностранными языками, танцами, спортом, также практикуется кружок по грамоте, счету.

Читайте также:
Display devices что это за программа

Вывод: региональный компонент отдельно не прописывается, а в рамках ежедневной образовательной программы, но возможно, по желанию вести кружок по национальному направлению.

Надеюсь, ответила на вопрос? Если что не так, пишите, дополню информацию или уточню. Подписывайтесь на обновления и делитесь статьей с друзьями. До встречи!

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Консультация для родителей: сюжетно-ролевые игры детей

Опубликовано: 19.03.2016

Привет, уважаемые читатели моего педагогического ))) блога! С вами Татьяна…

Источник: metodbv.ru

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ.

Дошкольный возраст — благоприятный период для потенциальных возможностей

развития высших нравственно — патриотических чувств. ФГОС рассматривает учет

регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.

Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми

социального опыта жизни в своем родном крае. И, прежде всего, необходимо дать детям

понимание, что великая страна начинается с малой родины – с того места, где ты родился и

Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном

образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость

создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных

образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-

патриотическое развитие дошкольников.

Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место

занимает региональный компонент, который включает материалы (знания) о регионе.

Национально-региональный компонент в дошкольном образовании помогает детям

ощутить и сознать свою принадлежность к своей «малой родине», к своему дому, воспринимая

всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные

ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

В основе привития духовно — нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов,

обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и

природных особенностей родного края. При этом знакомство детей с краеведческим материалом

происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к селу и далее к

региону, стране. Одновременно идет знакомство с историей своего города, к истокам его

возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина

Основными целями регионального компонента являются:

— создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона,

профессионального самоопределения и непрерывного образования;

— обеспечение единства образовательного пространства.

Для эффективной реализации культурной направленности регионального

компонента дошкольного образования были выявлены и обоснованы следующие

1. Интеграция предполагает планирование (отражение тематики в планах).

2. Формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления

содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-

этнической среды группы.

3. Подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности

регионального компонента дошкольного образования.

4. Создание культурно-развивающей среды дошкольной группы;

5.Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и

При определении педагогических условий реализации культурной

направленности регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие

— Определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую

— Выявление специфики реализации национально-регионального компонента дошкольного

— Использование принципа культурализма в образовательном процессе дошкольных

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников

1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе

доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более

близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья), к менее близкому – культурно-

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети

сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои

чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов,

изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и

охрана окружающей природы).

4. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и

эмоциональную активность детей.

Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше

уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости. Приобщение

детей к региональной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе

эффективного решения многих педагогических задач.

Между интересом и деятельностью наблюдается двусторонняя связь: интерес развивается в

деятельности и в ней же реализуется. Кроме того, интерес меняет характер деятельности,

повышает её продуктивность.

Чтобы поддержать у ребёнка любопытство и интерес, необходимы объективные и субъективные

1. Внутренние побудительные силы, приводящие в движение духовные и умственные

2. Это удовлетворение, соответствующее эстетическим вкусам, значимость деятельности.

3. Индивидуальные особенности ребёнка, впечатления и восприимчивость.

1. Личность воспитателя.

2. Предметно-развивающая среда.

Всё это учитывается в разработке региональной программы и её реализации.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого

формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе,

Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в

детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить

в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом

родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине,

воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и

живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать

больше об особенностях природы и истории родного края. И поэтому реализация регионального

компонента является важнейшей составляющей современного образования.

Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно-

образовательный процесс ДОУ заключается в том, что в период обновления дошкольного

образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития

творческого потенциала детей и взрослых, их нравственно-патриотического воспитания.

Первым этапом по реализации регионального компонента в ДОУ начали с обогащения

предметно — развивающей среды. Педагогами собран и оформлен материал в папках

передвижках, альбомах и презентациях. Воспитатели имеют возможность пользоваться

разработками своих коллег. Весь материал есть в электронном виде.

Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература, сказки, загадки,

пословицы народов Ямальского Севера, сборники стихов поэтов — земляков, журналы, книги и

картины, рассказывающие о жизни предков, научно-публицистическая литература, имеются

иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей, сборники музыкальных

произведений северных композиторов.

В каждой группе оформлены краеведческие уголки, макеты стойбищ оленеводов, рыбаков,

Втрой этап — работа с семьей.

Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников

является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Необходимо, чтобы процесс воспитания

любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится

работа с родителями. Мы глубоко убеждены, что семья – это источник, дающий силу для

духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в

дальнейшей жизни. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений

необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно

повысить роль семьи как проводника социализации.

В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей:

анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации,

совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества,

совместные акции. Родители помогают собирать экспонаты для уголков, предоставляют

фотоматериалы, участвуют в народных праздниках нашего города, округа, шьют народные

костюмы, являются активными участниками праздников – развлечений, конкурсов и выставок,

проводимых в детском саду.

Источник: pedrazvitie.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru