Региональные целевые программы что это такое

Совершенствование региональной социальной политики в России на основе программно-целевого планирования

Спектор, А. А. Совершенствование региональной социальной политики в России на основе программно-целевого планирования / А. А. Спектор, А. А. Бочкарева. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/323/14844/ (дата обращения: 24.12.2022).

В статье проанализированы методологические подходы к формированию и реализации региональных социальных программ. Сделан вывод о необходимости применения комплексного подхода к решению проблем программно-целевого планирования в Российской Федерации.

Ключевые слова: социальная политика, программно-целевое планирование, социальные программы, государственно-частное партнерство.

Региональная социальная политика представляет деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленная на решение социальных проблем региона, создание условий для жизнедеятельности населения, удовлетворение социальных потребностей, учет интересов, обеспечение прав и гарантий, предоставление социальных услуг. Несмотря на различия в территориальной и ведомственной принадлежности, их разработка должна быть проведена на единой методологической основе, а различия в методических подходах к их составлению должны быть обусловлены учетом специфики развития соответствующих хозяйственных территорий и комплексов.

Консультация — 025: задание географии показа рекламы Google Ads через целевые местоположения

Региональные целевые программы являются комплексом проектов и мероприятий, которые направлены на достижение конкретных задач и целей экономического, экологического или социального характера, которые требуют согласованных действий органов местного самоуправления, органов государственной власти и хозяйствующих субъектов, финансируемых частично или полностью из областного бюджета. Разработка региональных программ является целенаправленным и последовательным процессом аккумулирования всех возможностей регионов на разных уровнях.

Основными методологическими принципами реализации и разработки региональных программ в современных условиях являются: синхронность и комплексность задач и целей программы на каждой стадии ее выполнения; системность мероприятий и целевая направленность программы; вариантная разработка мероприятий программы с учетом альтернативности (неопределенности) условий ее реализации; ресурсная обеспеченность программы; адресность заданий программы (сроки, исполнители, контрольные показатели и т. п.); обеспечение управляемости программы (создание необходимых организационных, правовых, финансовых механизмов).

По государственному статусу программы разделяются на федеральные региональные программы (ФЦП) и собственно региональные, которые утверждают региональные органы власти. Программы по характеру подразделяются на социально-экономические, сводные, инновационные, научно-технические, территориальные, экологические, оборонные, внешнеэкономические. По срокам действия различаются программы краткосрочные (продолжительность до 2 лет); среднесрочные (от 3 до 5 лет); долгосрочные (более 5 лет).

Целевые и организационные ориентиры дополнительных общеразвивающих программ

Во многих регионах страны, действующие Федеральные целевые программы осуществляют свою деятельность за счет всех бюджетных источников финансирования, однако частное инвестирование, как отмечают специалисты [3; 5], во многие проекты не привлекательны, так как не могут обеспечить компаниям необходимую норму прибыли и окупаемости. В такой ситуации государство должно брать на себя обязательства по развитию инвестиционной привлекательности для использования частным капиталом, в рамках Федеральных целевых программ, в создании новых производственных фондов. Во многих целевых программах отражаются объемы финансирования по государственным заказчикам, где по годам прописывается объем финансирования за счет внебюджетных средств, средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Долговые обязательства по привлечению инвестиционных займов, например, муниципальных образований, в рамка действующего Бюджетного кодекса Российской Федерации не осуществляются более чем на 10 лет. Поэтому государственно-частное партнерство (ГЧП), позволяющее выводить финансирование, например, инфраструктуры за баланс и ограничивать участие органов государственного и муниципального управления в проектных рисках, становится экономически неизбежных управлением.

Решение задач, связанных с развитием региональной инфраструктуры, относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Но учитывая низкую бюджетную обеспеченность субъектов Российской Федерации, возникает потребность в оказании федеральной поддержки региональных инициатив в отношении проектов, реализация которых должна проводиться в тесной увязке с комплексными проектами федерального значения. В мировой практике, как отмечают специалисты [1; 2; 4], широко используются возможности ГЧП путем использования на основе эффективных механизмов взаимодействия государства и частного бизнеса системы соответствующих институтов и инструментов, которые позволяют привлечь средние и долгосрочные инвестиции в приоритетные сферы региональных экономик.

Применение механизмов ГЧП способно обеспечить: возможность осуществления общественно значимых проектов, малопривлекательных для форм частного финансирования в короткие сроки; повышение эффективности проектов за счет участия в них частного бизнеса, как правило, более эффективного на рынке, чем государственные институты; оживление рыночной конъектуры и роста инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации; снижение нагрузки на бюджеты всех уровней за счет привлечения частных средств; сокращение государственных рисков за счет распределения их между частным бизнесом и государством; возможность привлечения лучших управленческих кадров, техники и технологий; улучшение механизмов и моделей оказания услуг, повышение качества обслуживания конечных пользователей.

Проведя анализ специфики построения и реализации социальных программ, можно выделить следующие проблемные моменты:

  1. Процесс разграничения полномочий между различными уровнями власти нуждается в оптимизации, т. к. распределение полномочий между различными уровнями власти регулируется многочисленными законодательными и подзаконными актами, в следствии чего процесс осуществляется не всегда последовательно.
  2. Недостаточное финансирование из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и особенно внебюджетных источников, в то время как программный подход предполагает, что именно внебюджетные источники являются основными. Отсутствие четкого механизма разграничения деятельности внебюджетных фондов.
  3. Недостаточно эффективной является координация деятельности федеральных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленной на социально-экономическое развитие регионов. Как следствие, регионы развиваются не в соответствии с едиными направлениями и согласно закрепленным процедурам.
  4. Несоблюдение необходимой последовательности реализации программных мероприятий: поддержка в виде ежегодных бюджетных назначений не увязывается со сроками осуществления мероприятий;
  5. Отсутствие контроля за ходом реализации программы и итогами самой программы. Не достаточно продуманы показатели оценивания итоговых результатов проведения программы.
  6. Ключевой проблемой является нехватка квалифицированных кадров.
  7. Непрозрачность информационного механизма реализации и разработки программ. Невозможно отследить и осуществлять постоянный мониторинг за реализацией тех или иных задекларированных направлений.

Для преодоления этих проблем необходимо комплексно и последовательно модернизировать уже сложившуюся систему управления социальным развитием, внося в нее определение корректировки по мере необходимости.

Можно предложить некоторые направления совершенствования программного планирования социального развития: во-первых, разграничение полномочий региональных, федеральных и муниципальных властей и создание согласованной системы законодательных актов; во-вторых, глубокая и детальная проработка системы показателей и механизмов оценки состояния проблемы, чтобы вычленять проблемы, действительно требующие решения; в-третьих, разработка эффективных процедур отчетности и ответственности за реализацию программы; в-пятых, обеспечение полной прозрачности всего процесса планирования и реализации программ социального развития; в-шестых, совершенствование механизма финансово-бюджетного процесса; в-шестых, создание эффективной системы инструментов оценивания и совершенствования социальных и экономических показателей.

Читайте также:
Программа media maker 9 что это за программа и нужна ли она

Таким образом, используя комплексный подход к решению проблем программно-целевого планирования можно достичь достаточно высокого уровня развития региона. Применение данного подхода позволит сконцентрировать и мобилизовать все необходимые средства и ресурсы для повышения качества жизни населения и решения основных социально-экономических задач региона.

  1. Алпатов, П. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации / А. Алпатов, А. Пушкин, Р. Джапаридзе. — М.: Альпина Паблишер, 2016.
  2. Баранова И. В., Дуплинская Е. Б. Модернизация системы управления государственными финансами на основе концепции управления по результатам: Монография. 2016. — 234 с.
  3. Владимирова Т. А., Дуплинская Е. Б., Селиванов К. С. Методологические аспекты оценки эффективности реализации целевых программ // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 2–2 (79–2). — С.885–888.
  4. Охотников И. В. Международная конкурентоспособность России как синергия экономических, социальных и политических институтов страны // Проблемы безопасности российского общества. — 2014. — № 1.
  5. Соколов И. А. Методологические подходы к оценке эффективности бюджетных расходов, в том числе государственных программ // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. — 2015. — № 2. — С.7–11.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, программа, местное самоуправление, программно-целевое планирование, государственно-частное партнерство, комплексный подход, орган, различный уровень власти, решение проблем, федеральный бюджет.

Источник: moluch.ru

Региональные и муниципальные целевые программы развития образования
презентация на тему

Региональные и муниципальные целевыепрограммы развития образования Подготовила: Сафиуллина Л.Р.

Муниципальные целевые программы представляют собой взаимоувязанные блоки таких мероприятий, позволяющие комплексно и системно решать отдельные проблемы социально-экономического развития муниципального образования. Муниципальные целевые программы могут быть текущими и перспективными и входят составными частями в соответствующие планы. Расходы на реализацию целевых программ формируют бюджет развития муниципального образования.

Существует множество видов целевых программ, которые можно классифицировать по: статусу, назначению, срокам реализации, направленности, механизмам реализации.

По статусу целевые программы делятся на федеральные, межрегиональные, региональные и муниципальные. Широко известны такие крупные межрегиональные программы для федеральных округов, как «Сибирь», «Дальний Восток», «Юг России».

По назначению различают комплексные целевые программы, обеспечивающие социально-экономическое развитие страны, региона или муниципального образования, и проблемные целевые программы, обеспечивающие решение одной определенной проблемы. Среди муниципальных программ преобладают проблемные программы.

По срокам реализации различают краткосрочные (1 год), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (10-15 лет) целевые программы. Муниципальные целевые программы чаще всего бывают краткосрочными, входя в состав текущих планов, и реже -среднесрочными .

По направленности решаемых проблем различают социальные, экологические, экономические, научно-технические, специальные и иные целевые программы. По механизму реализации различают заказные целевые программы с заранее определенными исполнителями и конкурсные целевые программы, когда исполнители мероприятий определяются по конкурсу после утверждения программы и объемов ее финансирования.

Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований могут решаться целевыми программами всех трех уровней: федеральными, региональными и муниципальными. Поэтому органы местного самоуправления должны одинаково хорошо владеть технологией разработки, утверждения и реализации целевых программ, имеющих различный статус. Это важно еще и потому, что наиболее полно технология разработки, утверждения и реализации целевых программ разработана на федеральном уровне. На муниципальный уровень переносятся лишь ее отдельные положения, приспособленные к соответствующим условиям реализации.

Муниципальная целевая программа социально-экономического развития в общем случае должна включать следующие разделы: социально-экономическое положение и основные направления развития муниципального образования, обосновывающие необходимость осуществления данной программы; цели , задачи, сроки и этапы реализации программы; система программных мероприятий; механизм реализации программы; ресурсное обеспечение программы; оценка эффективности программы; организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.

Проблемные муниципальные целевые программы могут разрабатываться по разным направлениям: -создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата; нормативно-правовые преобразования; формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения; оздоровление окружающей среды и предупреждение чрезвычайных ситуаций; содействие реформированию промышленности; развитие инфраструктуры транспорта, связи и обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства; развитие межрегиональных и международных связей муниципального образования и т. п.

Для современного российского образования характерно рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда. Наиболее явно это выражено в профессиональном и непрерывном образовании. Начальное профессиональное образование продолжает оставаться наиболее проблемным.

Попытки реформирования начального профессионального образования, нацеленные на усиление его социальной направленности, не дают пока должного эффекта. Для средней профессиональной школы характерен ряд проблем, без преодоления которых будет серьезным образом затруднено ее инновационное развитие. Одной из проблем является противоречие между ростом потребности в специалистах и отсутствием ее объективного прогноза по отраслям экономики, нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием, низкой ценой труда молодого специалиста.

Государственный заказ на получение высшего образования пока не учитывает потребности инновационной экономики и необходимость обучения в полнокомплектных студенческих группах за счет средств соответствующих бюджетов. Нуждаются в дальнейшем развитии межвузовская кооперация, обмен ресурсами, академическая мобильность студентов и преподавателей как в Российской Федерации, так и за рубежом. Характерными чертами дополнительного образования взрослых являются отраслевая разрозненность, отсутствие эффективных устойчивых прямых и обратных связей с производственной сферой и сферой потребления.

Актуальным, особенно в дошкольном образовании , остается неравный доступ к качественному образованию, являющийся одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство. Результаты исследований (включая международные сравнительные исследования) свидетельствуют о наличии определенных проблем в достижении качест ва общего и дополнительного образования. Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также находящихся в трудной жизненной ситуации. В России не сформирована система целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью

Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: обеспечение инновационного характера базового образования; модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

Читайте также:
Shareit что это за программа и нужна ли она на телефоне айфоне

Существующие проблемы российского образования требуют комплексного решения. Это решение будет достигнуто с использованием программно-целевого метода ( метода целевых программ ). Этот метод обеспечивает единство четко структурированной и сформулированной содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы. Программа , разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед образованием .

Источник: nsportal.ru

Федеральные целевые программы регионального развития

Разработка и осуществление федеральных целевых программ развития регионов занимают одно из важнейших мест в достижении целей государственной региональной политики.

Федеральная целевая программа (ФЦП) в России — это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач и требующих государственной поддержки.

Генеральной их целью, общей для всех до сих пор разработанных и реализуемых программ, является определение и осуществление комплекса мер, обеспечивающих преодоление кризиса и формирование эффективной региональной экономики, главным образом, на основе ее структурной перестройки, и решение социальных задач в регионе.

Разработка, утверждение и реализация федеральных целевых программы по развитию регионов осуществляются в соответствии с Федеральным законом “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации”.

В федеральной целевой программе регионального развития необходимо обеспечить увязку всех программных мероприятий и очередность их проведения с проектируемыми объемами финансовых ресурсов, а также согласованность и комплексность решения поставленных задач.

В составе федеральной целевой программы регионального развития формируются предложения по межпрограммной координации с другими отраслевыми и межрегиональными федеральными программами, в реализации которых участвует регион.

На данный момент на территории России действуют следующие ФЦП регионального развития:

ФЦП Соц-эк развитие республики Ингушетия на 2010-2016 г.г.

ФЦП Юг России 2014-2020

ФЦП Этнокультурное развитие регионов РФ 2014-2020 и т.д.

Программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы»

Приоритетные направления: развитие высоких технологий, жилье, транспортная инфраструктура, Дальний Восток, Развитие села, Социальная инфраструктура, Безопасность, развитие регионов, развитие государственных институтов. – сайта ФЦП.

Вопросы ФЦП курирует министерство эк. Развития РФ.

Источник: mydocx.ru

Целевые региональные программы и задачи регионального планирования

Актуальность работы определяется несовершенством существующей системы регионального управления.
Целью работы является анализ эффективности региональных целевых программ в решении задач региональной политики в России. Задачи: анализ прогнозирования и планирования управления в регионах; анализ разработки и осуществления деятельности в рамках целевых региональных программ; анализ механизма реализации региональных программ; анализ существующих недостатков.

Введение……………………………………………………………………….3
1. Региональные целевые программы как метод регионального
Управления…………………………………………………………………….4
2. Прогнозирование и планирование развития регионов…………………..8
3. Цели и задачи территориального планирования
Ямало-Ненецкого автономного округа…………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………..22
Список используемой литературы…………………………………………23

Файлы: 1 файл

Общие прогнозы социально-экономического развития России и ее регионов основываются на частных прогнозах: природно-ресурсных, демографических, научно-технических и др. Особо выделяется прогноз государственного сектора экономики, включающий характеристики его функционирования, получения и использование доходов от распоряжения государственным имуществом, содержащий оценку эффективности использования федеральной и региональной собственности и т.д.

Региональные власти руководят деятельностью по плановому регулированию развития своих территорий. Вопросы регулирования касаются прежде всего социально-экономических аспектов развития. Для этого области, края и республики страны разрабатывают прогнозы, планы и программы развития, которые могут включать следующие основные направления:

  • создание благоприятных условий для эффективной работы предприятий, находящихся в регионе;
  • внедрение мер по стимулированию инвестиций в реальный сектор экономики;
  • оздоровление финансового состояния действующих на территории фирм;
  • обеспечение стабильного поступления налоговых сборов в бюджет;
  • меры по приоритетному развитию местных товаропроизводителей;
  • проведение социально-ориентированной тарифной и ценовой политики;
  • обеспечение защиты социально-экономических интересов региона на федеральном уровне и др.

Нормативно-правовая база регионального планирования находится пока в стадии формирования. Лишь в третьей части регионов страны уже определены правовые основы плановой работы. В половине регионов страны имеются законы или нормативно-правовые акты, регламентирующие разработку региональных целевых программ. Однако во многих регионах по-прежнему отсутствуют правила разработок прогнозов и планов, не сформулированы требования к перечню, структуре и содержанию плановых документов, которые определяются регионами самостоятельно исходя из своих нужд и интересов.

Региональное планирование включает следующую примерную последовательность разработки планов:

1-й этап – составление концепции развития. Этап включает анализ среды деятельности, оценку преимуществ и недостатков, выявление имеющихся ресурсов, а также внешних и внутренних факторов воздействия, обоснование целей и задач развития, в ходе чего определяются стратегическое приоритеты и основные направления развития;

2-й этап – разработка программ развития и бизнес-планов, выявление оценки их эффективности. Большинство региональных программ социально-экономического развития, принятых за последние годы, можно условно разбить на группы: а) традиционные; б) логично увязанных с концепциями развития; в) содержащие конкретные механизмы реализации;

3-й этап – мониторинг реализации и использование механизмов обратной связи. В ходе этого этапа вносятся коррективы в действующие планы региона.

Планы региональных и местных бюджетов являются составной частью бюджетной системы страны. Для регионального уровня в бюджетном планирование характерно использование принципов:

а) единства, т.е. связи с бюджетной системой страны;

б) самостоятельности, что означает возможность использования полученных доходов в соответствии с приоритетами территории. Для нормального функционирования бюджетной системы региона важна правильная реализация указанных принципов и основополагающего принципа бюджетного федерализма: формирование собственной доходной базы территориальных бюджетов. А это предполагает разделение функций уровней государственной власти и наличие механизма распределения доходной базы средств между разными уровнями бюджетов страны.

Доходная часть бюджетного плана региона может состоять из собственных, заемных средств и средств бюджетного регулирования. Собственные средства территории образуются за счет региональных налогов, отчислений от регулирующих налогов и некоторых дополнительных источников, например, надбавок к федеральным и региональным налогам.

Заемные средства регионального бюджета состоят из бюджетных ссуд, краткосрочных кредитов коммерческих банков и доходов от выпуска субфедеральных и муниципальных займов на инвестиционные цели. Средства бюджетного плана включают дотации, субсидии, субвенции, трансферты из фонда финансовой поддержки регионов, средства по взаимным расчетам и ряда других фондов. Основными расходами регионального бюджета вступают территориальные затраты на образование, социально- культурные мероприятия, здравоохранения и управления. В отличии от региональных местных бюджетные планы ставят целью обоснование суммы своих доходов и их использования для целей роста благосостояния отдельного муниципалитета (города, района и др.).

Читайте также:
Devicekeystring что за программа на Андроид

Региональная политика государства в сфере финансов направлена на укрепление единства государственных финансов. Так, постоянно совершенствуется практика трансфертов в рамках реформы межбюджетных отношений. Трансферты распределяются на основе на индексе бюджетных расходов, определённых по региональным нормативам финансирования основных социально значимых расходов и оценок налогового потенциала регионов. Совершенствование межбюджетных отношений в государстве направленно на нормализацию механизма финансовой поддержки регионов страны, нуждающихся в ней. Государство усиливает свою составляющую в регионах посредствам косвенных методов регулирования, когда используются методы активной доходной и налоговой политик. В этой сфере проводятся меры по:

  • федерально-региональному распределению финансовых средств;
  • упорядочению региональных отношений по вопросам собственности,
  • территориальной организации использования природных ресурсов, являющихся собственностью государства.

В региональном планировании и прогнозировании за последнее время стали проявляться новые тенденции:

Переход от краткосрочных и среднесрочных к долгосрочным планам и программам развития региона.

  1. Формирование единой методологии разработки региональных планов с учетом стратегии развития территории.
  2. Перерастание программ социально – экономического в общественные соглашения. Если раньше подавляющая часть плановых документов разрабатывалась администрациями регионов кулуарно, то сейчас после опубликования проекта в средствах массовой печати, к их обсуждению привлекаются представители бизнеса, общественности, науки и культуры.
  3. Выбор разработчиков региональных планов документов. Региональные планы могут разрабатываться: а) силами самой власти; б) с привлечением внешних организаций; в) с созданием специальной структуры. Например, в ряде областей (Красноярский край, Орловская область и др.) создаются некоммерческие организации, в компетенцию которых входит проведения регулярного анализа и мониторинга стратегических документов территории и их научно – методическая поддержка. К числу внешних организаций могут относится научно – исследовательские центры, вузы и консалтинговые фирмы.

К ныне существующим недостаткам регионального планирования и прогнозирования можно отнести:

  • отсутствие четкости в стратегических планах, которые во многом пока еще напоминают общи декларации, а документы управления;
  • недостаточное внимание вопросам долгосрочных планов и программ, что связано с отсутствием стабильного фона для прогнозирования и планирования;
  • слабая связь между долгосрочными и текущими планами;
  • неглубокий и некомплексный анализ имеющейся среды деятельности, выявления тенденций развития и имеющихся ресурсов;
  • слабая обоснованность блока целепологания;
  • недостаточное активное использование современных принципов и методов в планировании; тяготение к отжившим и устаревшим подходам в планировании.
  • отсутствие чёткой формулировки и научного обоснования стратегического выбора;
  • отсутствие в стране системы территориального планирования; взаимоотношения между центром и регионами в основном ограничены рамками бюджетного федерализма и отраслевыми каналами и, соответственно, отсутствие должной связи региональных показателей с соответствующими показателями федерального уровня;
  • особенное обоснование показателей социально экономического развития региона без должной увязки с другими уровнями управления, что влечет низкую эффективность такого документа;
  • слабая поддержка программных мер действенными механизмами и их осуществления;
  • отсутствие в планах механизма мониторинга.

Частью региональной системы регулирования социально – экономических отношений территории является деятельность местных (муниципальных) властей (городских, районных, сельских и поселковых). Сферой их воздействия является деятельность организаций и учреждений находящихся на их территории и входящих в их ведение. Это организации банковской системы, малого бизнеса, здравоохранения и медицинского страхования, правоохранительных органов, социальной защиты, образования, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и др. Для регулирования их деятельности местной администрацией также используются различные средства, в том числе планирование основных показателей работы.

Таким образом, региональная система планирования может включать разработку прогнозов и планов, в том числе концепций, программ, стратегических планов, бизнес-планов и др. составной частью регионального планирования являются бюджетные планы территорий: области, края или республики. В практике регионального планирования имеются свои методологические особенности, отличающие обоснование их плановых документов от методологии федерального уровня.

3. Цели и задачи территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа

Главной целью территориального планирования субъекта Российской Федерации (в данной работе – Ямало-Ненецкого автономного округа) является обеспечение устойчивого развития территории через формирование правовых документов, направленных на реализацию полномочий органов государственной власти.

Схема территориального планирования является важной частью стратегического управления развитием автономного округа совместно со Стратегией социально-экономического развития автономного округа на период до 2020 г., Комплексной программой развития и размещения производительных сил автономного округа до 2025г.

Одновременно Схема территориального планирования является важным условием реализации Программного блока системы управления. С ее учетом должны разрабатываться комплексные и целевые (отраслевые) программы окружного и аналогичные программы муниципального уровней.
Предложения по территориальному планированию направлены на достижение устойчивого социально-экономического развития путем последующей реализации мероприятий органами управления автономного округа через градостроительную, земельную, инвестиционную и экономическую политики.
Предложения территориального планирования имеют правовой характер и должны учитываться в конкретной правоприменительной практике при решении вопросов установления вида целевого использования земель, представления земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Задачами территориального планирования являются:

— оценка современного уровня социально- экономической и территориальной развитости автономного округа, выявление ресурсных потенциалов для определения стратегических направлений развития;

— формирование единого регионального планировочного каркаса на базе перспективной транспортной схемы, оптимизации систем расселения и развития городских и сельских населенных пунктов;

— взаимоувязка градостроительных решений и землепользования, в том числе целесообразность изменения:

— границ муниципальных образований и статуса населенных пунктов;

— границ земель лесного фонда;

— границ земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в их составе;

— границ зон с особыми условиями использования территории;

— границ земель особо охраняемых природных территорий регионального значения;

— границ земельных участков, предоставляемых для размещения объектов капитального строительства федерального и регионального значения;

— создание устойчивой и надежной инженерной инфраструктуры регионального и межселенного значения во взаимосвязи с федеральной инфраструктурой;

— улучшение экологической обстановки с выделением зон, выполняющих средозащитные и санитарно-гигиенические функции;

— сохранение и расширение особо охраняемых природных территорий, зон и объектов историко-культурного наследия;

— разработка мероприятий по активизации градостроительной и хозяйственной деятельности регионального уровня посредством целенаправленного развития зон и точек роста и определения для них приоритетных инвестиционных направлений.

Для выполнения задач Схемы территориального планирования необходимы:

— увязка мероприятий по территориальному планированию и землепользованию. Определение зон размещения объектов капитального строительства должно учитывать категории земель, на которых предлагается их размещение, а изменение границ земель различных категорий связано с размещением объектов капстроительства;

— выявление ограничений комплексного развития, которые утверждаются в составе положений о территориальном планировании, включая зоны с особыми условиями использования территории;

Источник: www.yaneuch.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru