Региональные целевые программы что это

Целевые региональные программы и задачи регионального планирования

Реформирование российской экономики сопровождается глубоким и затяжным сокращением производства, распадом хозяйственных и территориальных связей, дроблением исторически сложившихся производственных и народнохозяйственных комплексов, резким снижением уровня ее научно-технического потенциала.
В этих условиях процесс экономического реформирования необходимо приблизить прежде всего к решению проблем стабилизации производства и повышения его эффективности, создания принципиально новой инвестиционной политики, использования природного и научно-технического потенциала в соответствии с его местом и значением в мировом хозяйстве.

Введение 4
1. Понятие и механизм реализации целевых региональных программ 5
1.1. Понятие региональных целевых программ 5
1.2. Механизм реализации целевых программ 8
2. Региональные целевые программы в Новгородской области 14
2.1. Анализ создания и финансирования целевых программ в Новгородской области 14

Сюжет «Целевые программы»


2.2. Основные недостатки и трудности при разработке и реализации целевых программ 20
Заключение 23
Список используемой литературы 24

Прикрепленные файлы: 1 файл

Формы и методы управления реализацией целевой программы определяются заказчиком. Текущее управление осуществляется дирекцией целевой программы, формируемой заказчиком, которая возглавляется одним из заместителей руководителя федерального (регионального) органа исполнительной власти, ответственного за выполнение целевой программы.

Реализация целевой программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для государственных нужд, заключаемых государственным заказчиком программы со всеми исполнителями программных мероприятий. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению государственных нужд, регулирует их отношения при выполнении контракта, в том числе предусматривает заказчиком контроль над ходом работ.

Общее руководство и контроль над ходом реализации программы осуществляет заказчик программы. Он должен обладать достаточным объемом полномочий и ресурсов для эффективного управления ходом реализации программы, учитывая тот факт, что в ходе реализации программы будут подготавливаться проекты нормативных правовых актов, осуществляться взаимодействие с органами власти региона, финансовыми, промышленными и общественными организациями.

Государственные заказчики целевой программы сообщают в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации о заключенных государственных контрактах (договорах) со всеми участниками реализации программ по их финансированию из внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд. Указанные данные по проектам, содержащим НИОКР гражданского назначения, государственные заказчики сообщают также в Министерство образования и науки Российской Федерации.

Целевые программы

Государственный заказчик целевой программы, с учетом выделяемых на реализацию целевой программы финансовых средств ежегодно, уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей.

При необходимости государственный заказчик вносит предложения о продлении срока реализации целевой программы, который истекает в текущем году. Соответствующие органы подготавливают заключение о продлении срока реализации целевой программы или нецелесообразности ее дальнейшей государственной поддержки и направляют его в Правительство (администрацию) для принятия решения.

Подготовка продленной целевой программы, срок реализации которой истекает в текущем году, а также включение в целевую программу новых подпрограмм и их утверждение осуществляются в порядке, установленном для разработки и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ.

Государственный комитет по статистике совместно с государственными заказчиками целевых программ организует ведение ежеквартальной статистической отчетности по реализации утвержденных федеральных и межгосударственных целевых программ по перечню согласованных показателей.

Государственный заказчик целевых программ, с участием заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации организует экспертные проверки хода реализации отдельных целевых программ. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию, привлечение средств внебюджетных источников финансирования и бюджетов субъектов Российской Федерации, конечные результаты программы.

По результатам экспертных проверок подготавливаются предложения для внесения в Правительство (администрацию региона) о целесообразности продолжения работ и финансирования программ или об их прекращении, уточнении льгот или применении санкций к участникам реализации программ.

Государственные заказчики программ направляют статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации целевых программ контролирующим организациям. При реализации федеральных целевых программ в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, а также в Министерства соответствующих отраслей делаются доклады о ходе работ по программам и эффективности использования финансовых средств. 6

2. Региональные целевые программы в Новгородской области

2.1. Анализ создания и финансирован ия целевых программ в Новгородской области

В настоящее время в Новгородской области реализуется достаточно большое количество целевых региональных программ — 93.

Основным правовым актом, регламентирующим работу с областными целевыми программами, является Постановление Администрации Новгородской области от 17 мая 2010 г. N 205 «О разработке и реализации областных целевых программ и порядке проведения оценки их эффективности».

Целевые программы являются инструментом регулирования и управления реализацией стратегии экономического, социального и научно-технического развития области, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения значимых проблем области.

Читайте также:
Sap программа что это аббревиатура

Региональная целевая программа может быть:

— целевой программой со сроком реализации до 3 лет;

— долгосрочной целевой программой со сроком реализации от 3 лет и более;

— ведомственной целевой программой, порядок разработки которой устанавливается Администрацией области;

— подпрограмма — составная часть областной целевой программы, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на решение конкретных задач в рамках областной целевой программы, объединенных исходя из необходимости рациональной организации их решения.

Деление на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем.

Заказчик программы — высший орган исполнительной власти области, орган исполнительной власти области в конкретной сфере (главный распорядитель средств областного бюджета). Разработчики программы — группа квалифицированных специалистов соответствующей сферы деятельности, в том числе специалисты комитета финансов Новгородской области и экономического комитета Новгородской области. Для формирования программы в качестве разработчиков программы заказчик может привлекать научно-исследовательские институты, юридических и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исполнители программы — органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления области, юридические лица независимо от формы собственности, непосредственно исполняющие мероприятия программы. Критерий оценки эффективности — показатель эффективности реализации областной целевой программы, отражающий степень достижения целей и задач областной целевой программы.

Разработка проекта областной целевой программы, его рассмотрение, утверждение и реализация программы включают в себя следующие этапы:

1. Отбор проблем для программной разработки и принятие решения о разработке проекта программы;

2. Формирование проекта программы;

3. Проведение согласования и экспертизы проекта программы и ее утверждение;

4. Финансирование программы;

5. Оценка эффективности реализации программы;

6. Управление реализацией программы. 7

К основным региональным целевым программам, которые реализуются в настоящее время в Новгородской области, относятся следующие:

    1. Областная целевая программа «Государственная поддержка развития местного самоуправления в Новгородской области на 2009 – 2011 годы»
    2. Программа «Культура Новгородской области 2011 — 2013 гг.»
    3. Программа «Архивные учреждения Новгородской области на 2010 — 2012 гг .»
    4. Программа «Развитие туризма и туристской деятельности на территории Новгородской области на 2011-2012 гг.»
    5. Областные целевые программы (Комитет образования, науки, и молодежной политики
    6. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие рыболовства и рыбоводства в области на период 2011 — 2015 годов»
    7. Долгосрочная областная программа «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность области на 2011 — 2013 годы»
    8. Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Новгородской области на 2008-2012 года
    9. Переселение граждан, проживающих на территории Новгородской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в 2010-2015 годах
    10. Газификация Новгородской области на 2009-2013 года
    11. Капитальный ремонт многоквартирных домов, управление которыми осуществляют ТСЖ, расположенных на территории Новгородской области, в 2011-2013 годах
    12. Повышение эффективности использования местных топливно-энергетических ресурсов в Новгородской области на 2009-2013 годы
    13. Комплексное развитие инфраструктуры водоснабжения и водоотведения в Новгородской области на 2011 — 2015 года
    14. Энергосбережение в Новгородской области на 2010-2014 годы
    15. Программа модернизации здравоохранения новгородской области на 2011-2012 года
    16. Программа «Кадровое обеспечение системы здравоохранения области»
    17. Областная программа «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность области на 2011-2013 годы».
    18. Семья и дети
    19. Развитие системы социальной защиты населения Новгородской области на 2009-2011 годы
    20. Активное долголетие
    21. Доступная среда
    22. Социальная поддержка отдельных категорий граждан
    23. Обеспечение комплексной безопасности учреждений соц. обслуживания населения
    24. Областная долгосрочная целевая программа «Развитие картофелеводства в Новгородской области на 2011-2015 годы»
    25. Областная целевая программа «Развитие семеноводства зерновых культур и многолетних трав в Новгородской области на 2011-2012 годы»
    26. Областная целевая программа «Содействие занятости населения на 2011 — 2013 годы»
    27. Областная целевая программа «Снижение напряженности на рынке труда Новгородской области в 2011 году»

Финансирование целевых программ, которые реализуются в настоящее время в Новгородской области, можно представить в виде таблицы 1.

Таблица 1. Финансирование целевых программ, тыс.руб.

Источник: www.referat911.ru

Региональные целевые программы что это

Проект: Оздоровительный лагерь для реабилитации нарко алкоголезависемых граждан на базе гостиничного комплекса

Проект: Экспорт услуг

Проект: Экспорт продукции АПК

Проект: Системные меры

Проект: Промышленный экспорт

Проект: Условия для бизнеса

Проект: Популяризация предпринимательства

Публикация

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ

РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

Аннотация: Целевые программы как федерального, так и регионального уровня, направленные на обеспечение перехода российской экономики на инновационный путь развития.Разработка комплексного подхода к формированию региональных целевых программ имеет стратегически важное значение для Российской Федерации.

Программирование развития экономики региона означает разработку и реализацию специальных документов, описывающих цели, процедуру, мероприятия и средства решения наиболее актуальных проблем регионального развития. В основу программно-целевого подхода положена система программ, которые реализуются либо государственными органами разного уровня, либо частными компаниями при государственной поддержке. Целевые программы представляют собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологическо-,социального и культурного развития Российской Федерации.

Совершенствование региональных целевых программ (программирования) предполагает решение целого комплекса вопросов, связанных с изменением методологии и технологии управления, преобразованием организационных структур, разработкой определённой системы стимулов и экономических нормативов с учетом требования рынка. Устанавливаются общий порядок и правила разработки и реализации региональных (республиканских, краевых, областных, городских и т.д .) программ.

Читайте также:
Программа lollipop для чего

Особенностью программно-целевого подхода, является увязка целей с ресурсами посредством разработки социально-экономических программ. Данные метод бюджетирования основывается на схеме «цели-пути-способы-средства».

Разработка и реализация целевых программ является действенным способом решения острых проблем, требующих сосредоточения ресурсов, концентрации усилий, целевой ориентации используемых средств, согласованности действий. Организационной основой программы социально-экономического развития является программно-целевое управление, призванное обеспечить инновационное организационное руководство реализацией программы, координацию деятельности всех её исполнителей по своевременному и качественному исполнению программных мероприятий.

Для успешной реализации целевой программы необходим четкий и эффективно функционирующий механизм управления. При этом принципиально важно, чтобы реализация каждой программы осуществлялась под руководством единого центрального органа управления, который, будучи наделенный всеми необходимыми полномочиями, несет всю полноту ответственности за выполнение поставленной перед ним задачи. Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание чрезмерной дифференциации в уровнях социально-экономического развития с позиций инновационно-технологической модернизации хозяйственных структур региона. Это означает не подавлять успешно — экономические регионы, а на основе их инноваций и принципах развития нужно внедрять успешный опыт в субъекты РФ с низким уровнем социально-экономического развития.

Федеративное устройство Российской Федерации функционально должно обеспечивать его территориальную целостность и сохранение единого экономического пространства с позиций признания равноправности всех субъектов России, их относительной самостоятельности в решении внутри региональных проблем экономического развития и социального обустройства. Концептуальную основу такой организации отношений между Федеральным Центром и субъектами Федерации должны составлять два принципа.

Во-первых, признание того, что носителем интересов региона является проживающее на его территории население.

Во-вторых, рассмотрение региона в качестве целостной социально-экономической системы, специфика которой определяется не только географическим положением, природно-климатическими условиями, наличием на данной территории того или иного множества производств, но и, прежде всего, исторически сложившимся образом жизни местного населения, его менталитета. Необходимость следования этим принципам наиболее ярко проявляется в национальных автономиях (республиках и округах), поскольку при прочих равных условиях сильное влияние на хозяйственную специфику этих территориальных образований оказывают этнический и религиозный факторы.

Развитие региона — это сложный процесс изменений экологической, экономической, социальной, пространственной, политической и духовной сфер, который приводит к качественным трансформациям и, в конечном счете, меняет условия жизни самого человека. Региональное развитие базируется на следующих принципах: учет потребностей населения региона, состояние и динамика формируемых рынков, интересы государства и отдельных предприятий, создание условий для максимальной адаптации структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам, активное позиционирование региональных интересов с учетом интересов Российской Федерации. Для этого требуется постоянный диалог между Федеральным центром и субъектом Российской Федерации, которое будет направлено в сторону общественного прогресса, обеспечивать устойчивое воспроизводство социального, хозяйственного, ресурсного и экономического потенциалов региона.

Для того, чтобы регион успешно развивался, необходимо определить приоритеты формирования региональной экономики, учитывать особенности исторического и культурного развития. В этих условиях перед регионами стоят задачи не только в обеспечении стабилизации и устойчивости, но и в эффективной реализации своего хозяйственного потенциала в перспективе.

В настоящее время тенденции мировой экономики убедительно показывают рост роли масштабов инновационной деятельности и ускорения инновационных процессов в экономическом развитии, охватывающих не только технологические и организационные, но и социальные нововведения, и сегодня региональная экономика не может рассматриваться в отрыве от данных экономических процессов. Конкурентоспособность регионального производства заключается не только в развитии существующих производств, но и в развитии новых наукоёмких высокотехнологических производств, т.е. путем создания новых товаров и услуг и продвижение их на внутреннем и международных рынках. Отсюда следует необходимость скорейшего перехода экономики России и ее регионов на инновационный путь развития.

Целевые программы представляют собой системно структурированный комплекс различного рода мероприятий, обеспечивающих эффективную реализацию задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития региона.

Именно прогнозирование и целевое программирование определяют стратегическую направленность пропорционального и сбалансированного в устойчивом режиме развития того или иного региона. Действительно, комплексный анализ и прогнозирование социально-экономического развития является отправной точкой в процессе регулирования регионального развития.

Посредством обоснованных вариантных прогнозных оценок определяются цели социально-экономического развития региона, выстраиваются стратегические приоритеты и программные мероприятия в развитии региональной системы, направленные на достижение этих целей; а также их ресурсное обеспечение. В то же время анализ статистических данных показывает, что, несмотря на тот факт, что некоторые целевые программы как федерального, так и регионального уровня были признаны завершенными, ни одна из них не привела к достижению заявленных целей. Это означает, что выделяемые в рамках целевых программ ресурсы либо используются неэффективно, либо сам механизм формирования целевых программ предполагает установление завышенных требований и установление целевых показателей, достижение которых не является реальным. Независимо от того, что же является основной причиной не достижения целей региональных и федеральных целевых программ, очевидно, что сам механизм их формирования нуждается в совершенствовании, что в свою очередь, позволит обеспечить повышение эффективности вложения финансовых ресурсов. Развитие государственно-частного партнерства на основе формирования эффективных механизмов взаимодействия, важнейшее условие повышения инвестиционной активности регионов и гарант обеспечения реализации государственных целевых программ.

Читайте также:
Когда говорят что программа зациклилась что это значит

Источник: strategy24.ru

Тема 6: Региональные программы

Под программой понимается специальная разработка перечня заданий (действий), ориентированных по полное или частичное решение конкретной задачи социально-экономического характера.

Региональная программа служит инструментов регулирования и управления региональной стратегией, экономического, социального и научно-технического развития, а также способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных первоочередных проблем. Региональная программа формируется и реализуется на уровне республик, краев, областей, АО и городов федерального назначения.

Недостатки разработки и реализации программ:

1) Выборочное осуществление мероприятий программ, изменяющих из первоначальный замысел,

2) Недостаточный контроль за использованием бюджетных средств, выделяемых на программы,

3) Слабая координация между федеральными целевыми программами, параллельно осуществляемыми на конкретной территории,

4) Разработка региональной программы в условиях острого дефицита информации и невозможности учёта всех необходимых факторов,

5) Отсутствие организационно-управленческих и нормативных органов региональных программ.

Задачи региональных программ:

1) Формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики,

2) Развитие производств и сфер в соответствии с гос. структурной политикой,

3) Охрана окр. среды,

4) Формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хоз. субъектов,

5) Преодоление последствий стихийных бедствий,

6) Духовное возрождение регионов,

7) Максимально полное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона.

Принципы реализации и разработки региональных целевых программ:

1) Комплексность и синхронность целей и задач программы на каждом этапе её выполнения,

2) Целевая направленность и системность мероприятий программ,

3) Ресурсная обеспеченность программы,

4) Адресное создание программы,

5) Обеспечение управляемости программы (создание необходимых правовых механизмов)

2. Процесс разработки и реализации региональных целевых программ.

Процедура разработки региональных целевых программ проходит следующими этапами:

1. принятие решения о разработки программы, которая принимается на основе анализа основных территориальных проблем, требующих решения с помощью программно-целевого метода,

2. определение органа программно-целевого управление, который будет отвечать за формирование и исполнение программы. Определяется заказчик и исполнитель программы. Взаимоотношение между ними регулируется на основе контрактов на разработку программ,

3. определение разработчика проекта программы и соисполнителя, осуществляется на конкурентной основе по согласованию с заказчиком программ;

Как правило, разработчиками целевых программ является специально созданная комиссия или рабочая группа.

Разработчик программы осуществляет организационное и научно-методическое руководство в деятельности всех соисполнителей, ответственных за подготовку отдельных программ;

— Формирует проект программы в сводном виде и представляет его заказчику. Взаимоотношение разработчика и соисполнителей программы регламентируется контрактом. Соисполнители подбираются с учётом их полномочий и опыта аналогичных работ.

4. разработка ТЗ на проектирование программы. Организация заказчика подготавливает и предоставляет разработчику исходное задание на разработку региональной целевой программы, которое должно содержать;

· формулировка основных целей, подцелей и задач программы с количественными определёнными показателями,

· состав программы в рамках территории,

· перечень предприятий, участвующих в реализации программы,

· примерная потребность к мат. ресурсу, топливно-энергетическим, земельным, трудовым,

· объем предполагаемых затрат на реализацию программы с указанием источников и порядка финансирования,

· указания по организации, разработке и рассмотрению программы.

Главный разработчик руководствует исходным заданием, подготавливает:

· схему программы, организационный план и её составление,

· необходимые методические материалы для соисполнителей,

5. проектирование программы осуществляется на стадии планово-бюджетных расчётов и начинается с анализа проблемы и прогноза социально-экономических последствий.

3. Структура региональных целевых программ (типовая).

Региональная программа включает следующие составные части:

1) Титульный лист (Название программы, дата принятия, место и конкурентная организация),

2) Паспорт программы (Сроки её реализации, источники финансирования, заказчик),

3) Раздел №1 – Содержание проблемы и обоснование необходимости программы, средства решения проблемы,

Раздел №2 – Цели, задачи, сроки реализации программы и этапы,

Раздел №3 – Система программных мероприятий,

Раздел №4 – Ресурсное обеспечение программы,

Раздел №5 – Механизм реализации программы,

Раздел №6 – Социально-экономическая эффективность программы,

Раздел №7 – Организация управления программой и контроль за реализацией.

4. Классификация целевых комплексных программ.

1) Период действия. Три вида:

· краткосрочные (менее 1 года),

· среднесрочные (от 1 до 5 лет),

· долгосрочные (свыше 5 лет).

2) Источник финансирования:

· финансирование из регион. бюджета,

3) Эффективность финансирования:

4) Территориальная принадлежность:

5) Масштабность программной проблемы:

6) Функциональная ориентация:

Источник: allrefrs.ru

Презентация на тему «Региональные и муниципальные целевые программы развития образования»

Презентация: Региональные и муниципальные целевые программы развития образования

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему «Региональные и муниципальные целевые программы развития образования» по педагогике. Состоит из 15 слайдов. Размер файла 0.1 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Источник: pptcloud.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru