УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Все классификации в экономической науке осуществляются по определенным классификационным признакам. Эти признаки служат основой для нахождения общего в огромной совокупности разнообразия.
Так, все региональные программы, несмотря на их специфичность и особенность в каждом конкретном случае, имеют и определенные общие черты, которые и являются классификационными признаками. В зависимости от классификационного признака все региональные программы подразделяются по территориальной принадлежности, функциональной ориентации, содержанию решаемых проблем, масштабности программной задачи, отраслевой локализации, характера возникновения проблем и т. д. Мы можем в зависимости от задачи, которую нам предстоит решать при помощи программно-целевого метода, выделить достаточно много классификационных признаков, а следовательно, и классов программ.
Все классификации проводятся, как уже было указано выше, для того, чтобы выявить общие, характерные для всей совокупности изучаемых программ признаки, что даст нам возможность понять закономерности разработки и реализации данных программ, особенности управления именно эти классом программ, специфические объекты в управлении и их драйверы развития и т. д.
В общем виде классификация региональных программ показана на рис. 4.1. Естественно, что в зависимости от исследовательских задач она может быть дополнена другими классами.
Рис. 4.1. Классификация региональных программ
Вместе с тем все региональные программы могут обладать несколькими классификационными признаками, так как одна и та же программа, например, программа социально-экономического развития региона, по срокам может быть долгосрочной, по субъектам управления — региональной, а по содержанию — социально-экономической.
Все региональные программы обычно разрабатываются на уровне регионов, городов, муниципальных образований или районов. Однако может быть и такая ситуация, когда сначала принимается федеральная целевая программа, а затем уточняются регионы, которые будут входить как объекты реализации в данную федеральную программу, и тогда региональная программа разрабатывается как часть целевой федеральной программы.
На региональном уровне цели и задачи программ зависят от того, на решение какой проблемы они нацелены, поэтому и виды программ определяются территориальными органами власти. Естественно, что такие программы реализуются в четко очерченных географических границах того административно-территориального образования, для которого они разрабатываются, и управляются они соответственно органами управления этой территории.
Помимо этого, в региональных программах выделяют три вида программ, которые имеют существенные отличия в зависимости от целей и объектов управления.
К первому виду относятся программы социально-экономического развития отстающих регионов. Для данных объектов управления характерным признаком является постоянное устойчивое отставание по основным критериям и индикаторам социально-экономического развития (например, уровню экономически активного населения, занятости, безработицы, уровню и качеству жизни населения и т.д.) от среднероссийских показателей. Главными драйверами развития таких регионов являются программы индустриализации или модернизации сельского хозяйства. Таким образом, общие черты в развитии определяют основные инструменты решения проблем.
Ко второму виду относятся программы развития депрессивных регионов. Причины депрессивного состояния народнохозяйственного комплекса данных регионов могут быть различны, например, это могут быть регионы бывшего ВПК, старопромышленные регионы, регионы с преимущественно аграрной специализацией и т. д. Для вывода таких регионов из депрессивного состояния разрабатываются также различные программы, имеющие свою специфику именно для этого вида субъектов. Это могут быть программы, имеющие в основе инструменты по реструктуризации отраслей, изменению специализации региона, диверсификации производства в нем и т. д.
К третьему виду относятся программы по хозяйственному освоению относительно новых территорий. Естественно, что здесь стоят совершенно другие задачи регионального развития, поэтому и инструменты реализации и программные мероприятий будут существенно отличаться.
Источник: ozlib.com
28.Государственные социальные программы: федеральные и региональные.
Государственные социальные программы создаются на всех уровнях власти и во всех сферах, направлены на ускорение решения проблем социальной направленности, удовлетворение потребностей населения государства и укрепления позиций на определенном социальном уровне. Государственные социальные программы формируются на федеральном уровне, региональном уровне, муниципальном уровне.
Низшие по уровню государственные органы предлагают свои государственные социальные программы на рассмотрение и одобрение органам власти, стоящим выше по уровню власти. К государственным социальным программам предъявляются определенные требования, которые разрабатываются с учетом субъектов Федерации или других принципов. Общие требования к государственным социальным программам: 1) постановка проблемы и последовательное решение этой проблемы; 2) основные задачи, цели, последовательность реализации и сроки, необходимые для реализации программы; 3) источники и объемы затрат на реализацию государственной программы; 4) непосредственный механизм реализации, конкретная система и органы непосредственного контроля; 5) социально-экономическая эффективность государственной программы; 6) подробный перечень мероприятий и сроки выполнения каждого мероприятия; 7) данные о государственном заказчике и разработчиках. Федеральные государственные программы формируются для решения федеральных задач: 1) охрана семьи, материнства и детства; 2) развитие молодежной политики; 3) развитие производства и промышленности; 4) развитие и укрепление международных отношений; 5) обеспечение развития культурной и просветительной деятельности; 6) развитие материально-технического обеспечения системы образования регионов; 7) другие государственные целевые федеральные программы. Региональные государственные программы формируются с целью решения региональных задач: 1) строительство жилья, развитие коммунально-жилищного обслуживания населения области, региона; 2) социальное развитие села; 3) развитие образования на селе; 4) развитие здравоохранения в области; 5) развитие социальной защиты населения области, меры социальной поддержки населения; 6) целевая программа развития инвестиционного фонда государственной собственности региона; 7) другие региональные государственные программы.
29. Государственное управление административно-политической сферой.
Процесс государственного управления административно-политической сферой понимается как двоякий процесс: как определенная деятельность и как административно-правовой режим, осуществляющий поддержку этой деятельности. Именно административно-правовой режим превращает гражданскую деятельность по государственному управлению в государственную службу, присваивая ей статус военнослужащих.
В зависимости оттого, какие функции и полномочия выполняет конкретная служба государственного органа власти, статус военнослужащих может быть всего лишь базовым. В административно-политической сфере четко разграничены военная государственная и военная гражданская службы.
Государственное управление административно-политической сферой включает в себя: 1) управление обороной; 2) управление иностранными делами; 3) управление внутренними делами; 4) управление национальной безопасностью; 5) управление юстицией. Общее управление обороной РФ осуществляется верховным главнокомандующим (Президентом РФ) и Правительством РФ, непосредственное руководство осуществляется Министерством обороны.
Оперативное управление подвластно Генеральному штабу Вооруженных сил, военного округа, флота, штабы, воинской частью. К совещательным органам относят Военные советы во всех вооруженных силах, в военных округах и родах войск.
Управление иностранными делами осуществляется Президентом РФ и Правительством РФ, за непосредственное управление отвечает Министерство иностранных дел и дипломатические представительства (посольства и миссии), консульства, МВД. Управление внутренними делами осуществляется Президентом РФ и Правительством РФ, непосредственным управлением занимаются Министерство и Управление внутренних дел, ОВД муниципальных образований, транспортные и водные ОВД.
Оперативным управлением занимаются криминальная милиция и милиция общественной безопасности, ОВД. К совещательным органам относят госинспекцию ГИБДД, главное управление ГИБДД субъектов РФ, муниципальных образований.
За общее управление национальной безопасностью ответственны Президент РФ и Правительство РФ, оперативной работой занимаются Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки и Вооруженные силы. Вспомогательную работу проводят органы внутренних дел, Министерство налогов и сборов/комитеты гражданской обороны и пограничные войска. Общее руководство управлением юстицией проводится Президентом РФ и Правительством РФ. Функции непосредственного руководства осуществляют Министерство юстиции, отделы юстиции субъектов и муниципальных образований, отделы ЗАГСа. Работу нотариата контролируют нотариальные палаты, а работу адвокатуры контролирует коллегия адвокатов.
Источник: studfile.net
Меры социальной поддержки граждан и льготы в регионах в 2022 году
Меры социальной поддержки граждан и льготы в регионах предоставляются как в рамках переданных федеральным центром полномочий, так в рамках регионального законодательства.
Действующая система социальной защиты населения в регионах носит преимущественно категорийный характер. На региональном уровне оказывается социальная поддержка таким категориям граждан, как:
- ветераны труда;
- труженики тыла;
- ветераны военной службы;
- участники вооруженных конфликтов в мирное время;
- члены семей погибших;
- лица, удостоенные региональных почетных званий, и имеющие особые заслуги;
- реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;
- доноры (кроме граждан, награжденных знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР»);
- пенсионеры, не относящиеся к льготным категориям;
- лица пожилого возраста старше 80-ти лет;
- граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
- граждане, страдающие социально-значимыми, хроническими и тяжелыми заболеваниями;
- дети из отдельных категорий семей (многодетные семьи, одинокие матери, студенческие семьи, семьи с родителями-инвалидами и т.п.);
- дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством);
- беременные женщины и кормящие матери;
- малоимущие семьи и одиноко проживающие граждане;
- обучающиеся лица, студенты и некоторые другие категории граждан.
В последнее время усиливается адресный принцип оказания социальной помощи наиболее нуждающимся гражданам страны. Усиление адресности в условиях финансового дефицита и в целях повышения эффективности использования имеющихся средств предполагает, с одной стороны, сокращение количества людей, имеющих право на получение социальной помощи, а с другой стороны, оказание действенной, реальной поддержки наиболее бедным семьям. Адресный подход подразумевает направление социальных пособий и льгот группам лиц, пользующихся приоритетом с точки зрения социальной политики.
В настоящее время в субъектах РФ действует система социальной помощи, основанная на региональных программах социальной защиты населения, методология которых была разработана в начале 90-х годов. Содержание региональных программ социальной защиты населения, их структура и основные направления оказания помощи во многом определяются состоянием социально-экономической ситуации в конкретном регионе.
Основными блоками региональных программ являются меры по социальной защите:
- всего населения в регионе;
- трудоспособного населения;
- нетрудоспособного населения;
- граждан, попавших в сложные жизненные ситуации.
Меры, рассчитанные на защиту всего населения, направлены на обеспечение важнейших социальных гарантий в области здравоохранения, образования, жилья и культуры, а специальные меры по защите трудоспособного населения обеспечивают, прежде всего, защиту от массовой безработицы.
Источник: socialnaya-podderzhka.ru
Обзор социальных программ, утвержденных правительством РФ
Правительство России регулярно принимает различные соцпрограммы, предназначенные для поддержки разных слоев и категорий населения.
При этом предлагаются привилегии как материального, так и нематериального характера. Они назначаются только лицам, которые соответствуют определенным требованиям и условиям. Предлагаются социальные программы в жилищной, образовательной и иных сферах жизни.
Что такое соцпрограммы
Социальная программа — это комплекс мероприятий и задач, которые разрабатываются и реализуются для улучшения жизни отдельных категорий граждан, нуждающихся в поддержке государства. Обычно социальные программы содержат сведения о различных льготах, пособиях, субсидиях или иных преференциях, предлагающихся автоматически или на основании заявления, составленного гражданином.
К основным разновидностям государственных социальный программ относится:
- образовательные, которые позволяют гражданам с низким уровнем достатка получить высшее образование за государственные средства;
- жилищные, предлагающиеся лицам, проживающим в аварийном или ветхом доме;
- в сфере здравоохранения, которые развивают и поддерживают эту область, что повышает качество жизни населения;
- пенсионные, поддерживающие пожилых граждан.
Внимание! Особенно выделяется государством социальная программа, предназначенная для привлечения молодых специалистов с высоким уровнем квалификации для работы в сельской местности.
Получателями социальной поддержки становятся уязвимые категории населения, к которым относятся пенсионеры, инвалиды, ветераны войн, малоимущие и многодетные семьи, а также дети-сироты. Локальными нормативными актами предусматриваются меры помощи и для других граждан, которые соответствуют определенным требованиям.
Критерии соответствия
Для того чтоб получить возможность воспользоваться государственной социальной программой необходимо:
- Иметь какие-либо льготы. Как пример, статус «Многодетная семья», или «Малообеспеченная семья»;
- Должен быть присвоен статус «семья, нуждающаяся в жилье»;
- Возрастная категория супруга и супруги до 35-тилетнего возраста;
- Нужно предоставить заявление, дождаться получения свидетельства, произвести заключение договора с банковской организацией и зачислить субсидированное пособие.
Законодательное регулирование
Правила разработки и реализации социальных программ приводятся в различных нормативных актах. К ним относится:
- ФЗ №178 «О государственной помощи»;
- ПП №1050, в котором приводятся правила реализации программы «Жилище», позволяющей обеспечить нуждающихся граждан полноценным и качественным жильем;
- ПП №364, содержащее данные о содействии государства во время трудоустройства граждан;
- ПП №295, на основании которого спонсируется государством развитие образования на территории РФ;
- ФЗ №256, в котором перечисляются основные меры поддержки, предназначенной для семей с маленькими детьми.
Региональные власти имеют право принимать локальные акты, по которым применяются местные социальные программы.
Стадии разработки госпрограмм
Государственные программы в своем развитии претерпевают несколько взаимосвязанных этапов:
Цели
Каждая программа обладает собственными целями и особенностями.
Стандартно государство с помощью таких мер поддержки населения старается достичь следующих целей:
- поддержка оптимального уровня жизни граждан, обладающих низким доходом;
- устранение существенного неравенства между разными членами общества;
- адресное использование бюджетных денег;
- оказание качественной и доступной помощи нуждающимся;
- улучшение качества жизни.
Дополнительно у каждой программы в РФ есть собственные задачи, которые решаются для конкретного региона или всей страны.
Кому предлагаются преференции
Разрабатываются социальные программы только для наиболее уязвимых категорий населения, которые не могут самостоятельно обеспечить для себя оптимальный уровень жизни. Поэтому граждане должны самостоятельно уточнять, могут ли они воспользоваться теми или иными мерами поддержки.
Стандартно получателями помощи становятся следующие лица:
- граждане, имеющие право на льготы, например, если имеется статус малоимущей или многодетной семьи;
- люди, проживающие в аварийном или ветхом жилье, поэтому они могут рассчитывать на жилое помещение от государства;
- супруги, возраст которых не превышает 35 лет;
- пожилые лица;
- граждане, имеющие доказательства присвоения какого-либо статуса, например, инвалида или ветерана.
Справка! Для получения практически всех мер поддержки граждане должны самостоятельно составлять заявление, к которому прикладываются доказательства в виде документов, подтверждающих право гражданина на помощь.
Какие виды поддержки есть в России
Они могут быть не только федеральными, но и региональными. Федеральные программы предлагаются всем россиянам, соответствующим определенным требованиям. На местном уровне рекомендуется дополнительно узнавать о локальных нормативных актах, по которым предлагается поддержка из местного бюджета.
Образовательная
Данная программа направлена на обеспечение качественного и доступного образования, причем не только начального или среднего, но и профессионального.
К основным ее целям относится:
- привлечение инвестиций на строительство школ, вузов или других обязательных учреждений, а также на создание лабораторных или учебных инфраструктур;
- изменение и улучшение системы высшего образования, причем важно создать около 60 вузов, учитывающих региональные особенности экономики;
- внедрение новых стандартов, которые соответствуют текущим реалиям жизни;
- введение системы контроля над образованием, причем не только на федеральном, но и на региональном уровне.
Благодаря реализации и улучшению такой программы гарантируется улучшение качества образования в России.
Строительство и покупка жилья
Властями России были утверждены некоторые особые программы, предназначенные для покупки или возведения жилой недвижимости.
К самым популярным социальным программам в этой сфере относится:
- программа «Жилище»;
- выдача квартир молодым семьям;
- оформление льготной ипотеки для военнослужащих;
- предоставление жилой недвижимости лицам, пострадавших от радиационного излучения, а также вынужденным переселенцам;
- помощь лицам, которые переезжают с Крайнего Севера или аналогичных территорий.
Для участия практически в любой программе граждане, соответствующие конкретным условиям, должны собрать полный пакет документов и стать в очередь на получение недвижимости.
К основным целям реализации жилищных социальных программ относится:
- предоставление качественной и безопасной недвижимости для нуждающихся лиц;
- возведение зданий эконом-класса, которые будут предоставляться гражданам бесплатно, но при этом они должны соответствовать санитарным, пожарным и другим нормам или стандартам;
- поддержка строительных компаний;
- обеспечение граждан деньгами для покупки недвижимости;
- улучшение инфраструктуры;
- оживление рынка недвижимости.
Помощь оказывается не только в натуральном, но и в материальном виде, поэтому если гражданин, признанный нуждающимся, самостоятельно занимается строительством дома, то ему предоставляются компенсации части затрат на возведение объекта.
Если покупкой квартиры занимается молодая семья, у которой отсутствует собственная недвижимость, то государство компенсирует 30% от стоимости выбранного объекта. Если у молодых людей имеется маленький ребенок, то компенсация увеличивается до 35%. Для получения субсидии первоначально нужно доказать свое право на поддержку, после чего выдается специальный сертификат. Воспользоваться им можно только после того, как подойдет очередь семьи. Остальную сумму необходимо взять в кредит, который оформляется под низкую ставку процента.
Если выдается готовая недвижимость, то учитываются нормы на каждого члена семьи. Если семья состоит из трех человек, то выделяется 18 кв. м. на каждого человека. Для молодой семьи предлагается жилье от 42 кв. м.
Дополнительно жилые объекты выдаются следующим лицам:
- граждане, переезжающие из Крайнего Севера или зоны АТО;
- отставные военнослужащие, которые были поставлены в очередь на получение жилья до 2005 года;
- лица, пострадавшие от аварии на каком-либо ядерном объекте;
- военные или сотрудники полиции, которые отслужили больше 10 лет, но были уволены из-за ухудшения состояния здоровья, преобразования штата или в связи с пожилым возрастом.
Вышеуказанные лица получают сертификат, по которому оформляется помощь от государства. Но жилое помещение на одного человека не должно быть меньше 33 кв. м. Если семья состоит из двух людей, то покупается объект от 42 кв. м.
Важно! Если выбирается жилье, которое меньше установленной нормы, то не получится воспользоваться жилищной социальной программой.
Для получения любой меры поддержки важно, чтобы у всех членов семьи отсутствовала в собственности недвижимость. Дополнительно на местном уровне власти часто предлагают жилплощадь отдельным категориям гражданам. К ним обычно относятся ученые, прокуроры, государственные служащие, спасатели или следователи.
Контроль над уровнем безработицы
Государство старается разными способами снизить уровень безработицы, для чего разрабатываются соответствующие социальные программы. Самая популярная программа называется «Содействие занятости населения». Она функционирует с 2013 года.
К основным ее задачам относится:
- поддержка граждан, которые не могут самостоятельно найти достойное место работы на основании своей специальности и квалификации;
- усовершенствование отношений, возникающих между работодателями и сотрудниками;
- снижение социальной, а также экономической обостренности в обществе.
В эту социальную программу входит несколько подпрограмм, относящихся к трудовой миграции, развитию рынка труда и снижению уровня безработицы. Реализацией и контролем над этой программой занимается Минтруд. При этом задействуются представители МВД, Минфина и службы занятости.
Иные виды программ
При экономическом кризисе и специфической обстановке на международной арене растет напряжение в обществе. Люди часто остаются без работы или получают низкую зарплату, которая не позволяет им обеспечивать оптимальный уровень жизни. Поэтому государство внедряет новые социальные программы, которые направлены на поддержку уязвимых категорий граждан.
С 2013 года действует программа «Социальная поддержка граждан», которая преследует следующие цели:
- внедрение и корректировка условий, при которых семьи могут взять на воспитание несовершеннолетних, оставшихся без родителей;
- распределение прав между региональными властями для оказания социальной помощи, которая может быть представлена в натуральном или денежном виде;
- увеличение принципов, на основании которых предлагается поддержка разным слоям населения;
- регулирование вопросов, касающихся пожилых людей и инвалидов, которые нуждаются в регулярной помощи со стороны социальных работников.
Еще одна программа называется «Доступная среда». Она предполагает проведение разных мероприятий, предназначенных для улучшения условий жизни инвалидов.
Понятие социальной программы
Это совокупность мероприятий, направленных на поднятие жизненного статуса определенной части населения. Как правило, в мерах социальной поддержки нуждаются пенсионеры, семьи, имеющие статус многодетных, инвалиды, участники ВОВ. Осуществляется данная государственная помощь за счет федерального бюджета. По своей направленности социальные программы могут осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровне. Воплощение любой социальной программы в жизни требует прохождения нескольких стадий:
- определение цели;
- конкретизация всех задач;
- выявление целесообразности программы на экономическом уровне;
- составление подробного списка планируемых мероприятий;
- определение круга лиц, которые будут ответственны за проведение программы;
- разработка финансовых затрат, распределение бюджета;
- указание последствий, которые ожидаются после внедрения конкретно социальной программы.
Отличия для регионов
Местные власти любого региона имеют право разрабатывать и реализовать собственные социальные программы. Для этого используются средства из регионального бюджета. Например, в Байкало-Амурской магистрали работает программа, по которой граждане переселяются из аварийного жилья. Им предлагается субсидия, с помощью которой они могут приобрести или взять в аренду жилую недвижимость.
Власти Мурманской области предлагают возможность семьям, принимающим участие в программе «Молодая семья», компенсацию 5% стоимости жилья из местного бюджета при усыновлении или рождении ребенка. В Башкортостане семьи могут получить пособие на возведение или покупку жилья.
Источник: system-social.ru
Программа для отстающих: что даст точечная поддержка бедных регионов
Проблема дисбаланса территорий не уникальна для России. Развитые и развивающиеся страны во всем мире стремятся к обеспечению равных условий и качества жизни для всех граждан вне зависимости от места их проживания.
Рецепты борьбы с региональным отставанием хорошо известны. Это создание преференциальных налоговых режимов, а также объектов инфраструктуры за счет национальных источников (итальянский опыт), институтов развития и фондов для отстающих территорий. Эффективным инструментом может служить и выделение регионам дотаций или кредитов с низкой либо нулевой процентной ставкой.
Поддержка инвесторов в виде инвестиционных субсидий практикуется, в частности, во Франции. Иногда государства — такие, например, как Канада, Бразилия, Малайзия — прибегают к объединению отстающих территорий в макрорегионы для повышения эффективности управления и финансирования. Наконец, позитивные результаты дает разработка рейтингов для мониторинга развития территорий.
В начале 2020 года правительство России утвердило индивидуальные программы социально-экономического развития десяти регионов на основе разработанной Минэкономразвития сквозной методологии и экспертизы других федеральных и региональных органов власти.
Пока сложно дать комплексную оценку эффекта программ: весь 2020 год усилия региональных команд были направлены в основном на борьбу с последствиями пандемии коронавируса. В свою очередь, проекты, связанные со строительством, еще находятся в стадии реализации (к концу 2020 года заключались договоры, осуществлялось проектирование). Тем не менее прошедший год позволяет подвести некоторые промежуточные итоги.
Прежде всего отметим, что выделение «группы десяти» из общего числа регионов страны основывалось на объективных (статистических) показателях, таких как среднедушевые доходы населения, доля жителей с денежными доходами ниже регионального прожиточного минимума, уровень безработицы, инвестиции в основной капитал (без бюджетных расходов). В группе регионов, требующих поддержки, оказались республики Адыгея, Алтай, Карелия, Калмыкия, Марий Эл, Чувашия и Тыва, Алтайский край, Курганская и Псковская области.
Каждая программа содержит анализ ограничений развития конкретной территории и меры, направленные на их преодоление. Так, например, для Адыгеи ключевыми вызовами стали электроэнергетика и газоснабжение, для Калмыкии — водоснабжение и водоотведение, в случае Карелии — сетевая инфраструктура для малых удаленных населенных пунктов. Всего программы индивидуального развития до конца 2024 года предусматривают реализацию 249 мероприятий — от девяти в программе Алтайского края до 47 в Республике Алтай.
В качестве сквозных мероприятий в программах предусмотрены: софинансирование расходных обязательств на всю бюджетную трехлетку на уровне 99%, финансирование проектно-сметной документации из федерального бюджета, создание преференциальных режимов (республики Калмыкия, Тыва и Алтай), дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса, а также туризма (республики Адыгея, Карелия, Алтай и Тыва, Псковская область).
Программы направлены прежде всего на стимулирование экономики (79%, или 196 мероприятий из 249). Социальных мероприятий — 22, или 9%. Они необходимы для устойчивого развития территорий и отвечают запросам жителей, но при этом создают дополнительную нагрузку на бюджеты регионов. Например, после возведения перинатального и онкологического центров в Республике Алтай они будут переданы на баланс региона, что потребует дополнительного финансирования этих медучреждений. Обращает на себя внимание, что примерно 40% (77 из 196 мероприятий) по разделу «Экономика» можно отнести к текущей деятельности органов власти и институтов развития, то есть они не направлены на прорывное экономическое развитие.
При этом программы предусматривают амбициозные цели для ряда регионов по росту инвестиций в основной капитал (без учета бюджетных средств), рассчитанный на душу населения. Для Республики Калмыкия заложен такой рост за пять лет на 256%, для Алтайского края — на 188%, Республики Тыва — на 178%, Курганской области — на 176%. Очевидно, что данные показатели учитывают эффект национальных проектов и других программ.
Преимуществом «правительственного подхода» является нацеленность на быстрые изменения на основе проектного подхода. За каждым из десяти регионов закреплены федеральные министры — наставники. Благодаря этому у курируемых регионов появился доступ к федеральной экспертизе высокого уровня, а у министерств — и канал прямой связи с регионами, и возможность оперативно реализовывать отраслевые решения.
Однако мониторинг индивидуальных программ идет по старинке: отчеты ежеквартально предоставляются курирующими министерствами в Минэкономразвития, которое, в свою очередь, ежегодно предоставляет отчеты в правительство России. Давно назрела потребность в создании единой федеральной информационной системы регионального развития, которая связала бы мероприятия национальных проектов и индивидуальных программ развития, крупные инвестиционные и инфраструктурные проекты естественных монополий и частных инвесторов. Сейчас информация частично содержится в различных системах, что не позволяет осуществлять комплексную оценку применяемых инструментов.
Остается открытым вопрос эффективности региональных систем поддержки инвесторов и предпринимателей. Значительная доля финансирования, выделяемая по линии индивидуальных программ, в ряде регионов направляется на невозвратные инструменты поддержки МСП, существует дублирование функционала действующих институтов развития. Руководителям регионов необходимо исключить нерезультативные и дублирующие функции.
Каждый из десяти регионов до 2024 года дополнительно получит по 5 млрд руб. из федерального бюджета. Для того чтобы оценить размер поддержки, сравним ее с текущим бюджетным обеспечением. Федеральная субсидия в среднем в размере 1 млрд руб. в год значительна для таких регионов, как республики Тыва (12,7% от налоговых и неналоговых доходов консолидированного регионального бюджета за 2020 год, собственные доходы составляют только 16,3% от общих доходов консолидированного бюджета), Алтай (11,5% от налоговых и неналоговых доходов, собственные доходы — 29,5%), Калмыкия (11,1% от налоговых и неналоговых доходов, собственные доходы — 39,7%), Адыгея (6,7% от налоговых и неналоговых доходов, собственные доходы — 42,5%). Для остальных эта сумма составляет менее 5%, что тоже весьма значительно. Дополнительно отметим, что при среднем по России уровне налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов 73,6 тыс. руб. на одного жителя у всех регионов данной группы они в 1,3–3,1 раза ниже.
Безусловно, индивидуальные программы должны актуализироваться с учетом факторов предыдущего года. Так, например, уровень безработицы в десяти регионах, согласно программам, должен снизиться к 2024 году (самое низкое значение: 4,6% — для Республики Марий Эл, самое высокое: 11,4% — для Республики Тыва).
По данным выборочных обследований рабочей силы, проведенных Росстатом в октябре—декабре 2020 года, по сравнению с 2019-м фиксируется рост безработицы во всех регионах группы, за исключением Алтайского края (снижение на 0,4 п.п.) и Республики Калмыкия (снижение на 0,1 п.п.). Единственный регион, в котором показатель безработицы, несмотря на рост на 1,2%, остается на среднероссийском уровне 6,1%, — Чувашская Республика. В ходе актуализации программ потребуется уточнение набора мер поддержки. Повысить скорость принятия решений позволит цифровизация государственного сектора, управление на основе больших данных.
В случае успеха индивидуальные программы могут быть продлены, а их инструментарий — масштабирован на другие регионы с недостаточным уровнем развития.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Источник: www.rbc.ru