Региональные отраслевые программы что это такое

Экономика и финансы. Учебные материалы

Учебные материалы по экономике, финансам, бухгалтерскому учету, налогам и т.д.

Региональные программы развития

Региональная программа – форма хозяйственной деятельности по управлению и регулированию стратегий экономического, социального и технико-технологического развития.
Классификация региональных программ:
1. По значимости проблемы:
— межгосударственные;
— государственные;
— региональные (из районного бюджета).
2. По масштабу проблемы:
— узкоспециализированные;
— комплексные (совокупность всех узкоспециализированных).
3. По территориальной принадлежности:
— республиканские;
— краевые;
— областные;
— городские.
4. По источнику финансирования:
— централизованное финансирование (из государственного бюджета);
— финансирование за счет районного и местных бюджетов;
— другие источники финансирования;
— со смешанным финансированием.

Применение географических знаний и навыков при работе в крупной отраслевой компании


5. По функциям:
— производственно-технические;
— экономические;
— социальные;
— научно-технические (инновационные).
6. По сроку действия:
— долгосрочные (более 5 лет);
— среднесрочные (от года до 5 лет);
— краткосрочные (до года).
Основные задачи региональных программ:
1. Выравнивание уровня социального и экономического развития региона.
2. Рациональное использование природных ресурсов.
3. Формирование рациональной территориальной и отраслевой структуры экономики.
4. Устранение последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф.

  • Банковское дело
  • Бухгалтерский учет
  • Гостиничное дело
  • Делопроизводство
  • Мировая экономика
  • Налогообложение
  • Основы организационной деятельности
  • Региональная экономика
  • Социальное прогнозирование
  • Товароведение
  • Финансовый менеджмент
  • Финансы и кредит
  • Хозяйственное право
  • Хозяйственные риски
  • Ценообразование
  • Экономическая теория

Всё по специальности Менеджмент и Финансы. Подписывайтесь!

Источник: finans-study.ru

Тесты по теме — Региональная экономика с ответами

11. Кто ввел понятие «экономическое пространство» и представление о географическом положении как одном из наиболее важных элементов дифференцированной ренты и размещения сельскохозяйственных производств?

12. Исчерпаемые возобновляемые природные ресурсы:

— Руды цветных металлов

13. Укажите признак свободной экономической зоны:

— Льготный режим для предпринимателей

+ Отсутствие таможенных ограничений

— Наличие субсидиарной ответственности

14. Региональная политика – это:

25 Региональные диспропорции

— Мероприятия, направленные на выравнивание различий в уровне социально-экономического развития регионов

— Комплекс мер по более выгодному социально-экономическому взаимодействию между государством и регионами

+ Система взаимоотношений между государством и регионами, а также непосредственно между регионами

15. Жизненный цикл свободных экономических зон составляет … лет.

16. Какой параметр учитывают при оценке экономико-географического положения промышленного узла?

— Отраслевую структуру хозяйства

— Стратегическую важность размещенного производства

17. Укажите пример внутриотраслевой связи:

+ Чугун для плавки стали

— Хлопок для текстильной промышленности

— Сплавы для производства деталей машин

18. Физическое планирование – это планирование:

— Системы физических ресурсов

— Физической культуры и спорта в регионе

19. Укажите отрасль, которая не входит в состав нематериальной (непроизводственной) сферы:

20. Укажите важнейшие показатели, характеризующие трудовые ресурсы:

— Профессиональный опыт, инициативность

+ Образование, профессиональный уровень

— Инициативность, склонность к обучению и самообучению

21. Укажите наиболее опасный вид транспорта с точки зрения экологии:

22. Депрессивные регионы характеризуются следующим:

— Имеют низкий ресурсный потенциал

— Имеют постоянно стареющее население

+ Не реализуют свои потенциальные возможности

23. К формам пространственной организации хозяйства не относится:

24. Укажите факторы, которые оказывают наибольшее влияние на социально-экономическое развитие региона:

+ Рыночные, производственные, конкурентные

— Производственные, геополитические, социальные

— Экономические, инфраструктурные, геополитические

25. Метод региональной экономики, опорой которого является принцип поэтапности – это:

26. Минеральное сырье, топливно-энергетические, водные и земельные ресурсы относятся к … природным ресурсам.

27. Какой подход к региональной экономике является основным?

28. Что такое эксклав?

— Часть территории государства, расположенная среди вод мирового океана

+ Несуверенный регион, который отдален от основной территории государства и окруженн другими странами

— Территория, являющаяся предметом спора нескольких государств

29. Какая теоретическая концепция используется при формировании технополисов?

Источник: testua.ru

Презентация на тему Комплексные региональные программы

Презентация на тему Презентация на тему Комплексные региональные программы, предмет презентации: Экономика. Этот материал содержит 11 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

  • Главная
  • Экономика
  • Комплексные региональные программы

Слайды и текст этой презентации

Текст слайда:

Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
(национальный исследовательский университет)
в г.Нижневартовске

Кафедра: Гуманитарные и естественнонаучные дисциплины
Тема: Комплексные региональные программы
По дисциплине: Региональная политика
Самостоятельная работа
Проверил,
К.Филос.Н,доцент
Рябова И.Г
Автор работы
Студент группы НвФл-451
Бочаров Р.Ю.

Нижневартовск 2016 г.

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности

Текст слайда:

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, и т.д. В этих условиях оправдано использование новых эффективных методов воздействия на экономику, в частности программно-целевого прогнозирования, которое позволяет квалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных районов в увязке с единой региональной политикой государства.

Читайте также:
System launcher что это за программа на Андроид

Региональные программы развития регионов

Региональные программы - представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом

Текст слайда:

Региональные программы — представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Различают следующие виды региональных программ межгосударственныеФедеральныеРегиональные целевые программы среднесрочные (рассчитанные

Текст слайда:

Различают следующие виды региональных программ

Региональные целевые программы среднесрочные (рассчитанные на срок реализации от одного года до трех лет) долгосрочные (сроком от трех до пяти лет);

выравнивание межрайонных различий по показателям экономического, социального и научно-технического развития;формирование оптимальной территориальной

Текст слайда:

выравнивание межрайонных различий по показателям экономического, социального и научно-технического развития;
формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;
максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;
развитие производств и сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой;
охрана окружающей среды;
преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;
формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;
духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.

Основные задачи региональных программ:

Бюджетного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г.

Текст слайда:

Бюджетного кодекса РФ,
Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594″О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (15 октября 2016 г. )
иные нормативные, правовые и методические документы, утвержденные на федеральном уровне.

1) согласованность целей и задач программы с прогнозами и программами социально-экономического развития

Текст слайда:

1) согласованность целей и задач программы с прогнозами и программами социально-экономического развития региона, документами стратегического и территориального планирования и приоритетными задачами, установленными нормативными актами органов исполнительной власти региона;
2) обоснованность по ресурсам (в том числе источникам финансирования), исполнителям и срокам осуществления комплекса мероприятий, составляющих программу;
3) установление сроков достижения намеченных программой результатов;
4) взаимоувязанность мероприятий программы с мероприятиями других утвержденных государственных и региональных целевых программ.

Основными принципами разработки региональных целевых программ являются:

Осуществляется по годам или этапам в течение всего срока ее реализации, а

Текст слайда:

Осуществляется по годам или этапам в течение всего срока ее реализации, а при необходимости и после ее завершения. Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками При оценке эффективности программы должны учитываться все виды затрат, как связанные с подготовительным этапом (НИОКР, организационные затраты), так и прямые затраты на ее реализацию. Регион получает от реализации программы экономический эффект (увеличение налоговых поступлений в бюджет, рост объема производимой в регионе продукции), социальный эффект и прочие «косвенные» эффекты.

Оценка эффективности целевой программы

Сумма финансовых ресурсов по источникам финансирования и других ресурсов по региональным программам

Текст слайда:

Сумма финансовых ресурсов по источникам финансирования и других ресурсов по региональным программам составляет общую потребность в них в целом по федеральной целевой программе
В комплексные программы социально-экономического развития регионов включаются все узкоспециализированные программы, среди которых значительный удельный вес занимают программы социальной ориентации (здравоохранение, просвещение, культура,) позволяют произвести увязку всех узкоспециализированных программ по потребности во видах ресурсов и определить приоритетность их решения по срокам.
Финансирование программ осуществляется в основном за счет субсидий государства — в том случае, когда проблема имеет федеральное значение и не может быть решена только за счет средств региона; используются также другие источники финансирования
Региональные программы отличаются относительно небольшими по сравнению с государственными программами объемами работ и ресурсных затрат
обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России
Число федеральных региональных программ должно быть невелико;
они разрабатываются и финансируются только для регионов с особо сложными (критическими) социально-экономическими и экологическими проблемами
Отличительными особенностями комплексной целевой программы являются ее направленность на достижение целей и решение приоритетных проблем
В отличие от комплексных отраслевые целевые программы направлены на развитие базовых отраслей экономики или на решение проблем отдельных сфер социально- экономического развития субъекта РФ.

Источник: thepresentation.ru

Обзор региональных программ по вопросам охраны окружающей среды

Обзор региональных программ по вопросам охраны окружающей среды

Вопросы охраны окружающей среды на протяжении нескольких десятилетий в нашей стране не рассматривались в качестве приоритетных. При наличии малейшей возможности получить от природы ресурсы, человек забирал их, не задумываясь о последствиях. Состояние окружающей природной среды на сегодняшний день во многих субъектах РФ оставляет желать лучшего, и, к сожалению, ситуация с течением времени зачастую только усугубляется. Дарья Сергеевна КАРАГОДИНА, старший аналитик финансовой службы Центра исследования бюджетных отношений

Нормативно-правовая база

Полномочия по охране окружающей природной среды разделены между региональным и местным уровнями. Так, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ относится решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности; создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения. Среди вопросов местного значения можно выделить: организацию мероприятий по охране окружающей среды, организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации вопросов местного самоуправления в Российской Федерации»).

Читайте также:
Virtual dj home free что это за программа

Основы управления в области охраны окружающей среды закреплены также Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ отнесены принятие законов, нормативно-правовых актов субъекта, региональных программ в области охраны окружающей среды; установление нормативов качества окружающей среды; организация экологического мониторинга, образования, ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду; образование особо охраняемых природных территорий и т. п.

Таким образом, субъекты РФ обладают нормативно закрепленным правом реализовывать вопросы природоохранного значения в довольно значительных масштабах.

Баланс интересов

Несомненно, для реализации проекта любого характера необходимо финансирование, бюджеты субъектов РФ зачастую не справляются с первостепенными задачами по организации предоставления услуг в сфере образования, медицинской помощи, социальной поддержке и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. На первый взгляд в случаях, когда не удовлетворены первичные потребности населения, трудно говорить о стратегических целях экологической безопасности. В то же время рациональное использование земель может создавать базу для продовольственного обслуживания населения, мониторинг качества окружающей среды позволяет выявлять и пресекать нарушения, приводящие к увеличению заболеваемости и снижению плодородия земель. Таким образом, указанные мероприятия позволят сократить потребность в финансировании здравоохранения и сельского хозяйства. Таких примеров можно привести множество, они лишь означают, что выстраивание сбалансированной политики государства во всех отраслях позволяет достигать устойчивого развития общества.

Анализ программ

Для целей обзора политики субъектов РФ в области охраны окружающей природной среды был проведен анализ случайной выборки реализованных и действующих региональных программ за период 2001–2020 годов (более 190 программ). Предметами анализа стали: типы программ (долгосрочная целевая программа, республиканская / краевая / областная программа), период действия программ, количество программ в регионе, объем и источники финансового обеспечения программ, показатели эффективности (целевые индикаторы, критерии эффективности).

Типы программ

Большинство реализуемых программ относится к региональным целевым программам (более 70 %), при этом также встречаются ведомственные целевые программы — 8 % и долгосрочные целевые программы — 16 % (см. табл. 1). Оптимальным инструментом для решения задач экологической безопасности и охраны окружающей среды являются межведомственные региональные целевые программы, которые объединяют в себе положительные стороны программно-целевого подхода к управлению и координацию всех заинтересованных участников, в том числе представителей негосударственного сектора.

Тематика программ

таблицы

Региональные целевые программы, направленные на охрану окружающей природной среды, могут быть разделены на несколько тематических групп, отражающих наиболее актуальные региональные проблемы. Из таблицы 2 следует, что 37 % программ непосредственно связаны с сохранением и поддержанием необходимого уровня жизнедеятельности человека, из них две трети — это программы, ориентированные на восстановление, охрану водных объектов и обеспечение населения питьевой водой (данная тема активно поддерживается и на федеральном уровне), одна треть — обращение с отходами производства и потребления.

Стратегические направления, связанные с вопросами развития особо охраняемых природных территорий и воспроизводством лесов, занимают лишь 5 % в общем числе проанализированных программ. Более половины программ — это комплексные программы охраны окружающей среды, которые ориентированы на развитие каждой из указанных выше сфер.

Длительность программ

Длительность проанализированных программ существенно отличается и составляет от одного года до семи лет. Средний срок реализации программ — три-четыре года. Необходимо отметить, что только в Челябинской и Волгоградской областях целевые программы распространяются на весь анализируемый период с 2001 по 2020 годы.

За ними следует Республика Мордовия с установленными сроками целевых программ до 2015 года. Четверть регионов начали внедрять целевые программы по вопросам охраны окружающей среды только с 2009 года. Программы со сроками реализации до 2020 года утверждены лишь в 10 % субъектов РФ.

Текущий 2011 год является пиковым значением за анализируемый период времени по количеству программ (более 80), за ним следует 2012 год, 2010 год (более 70 программ). Для сравнения: в 2008 году действовало лишь около 50 % от текущего количества программ (см. рис. 1).

Финансирование программ

рис 1

Несмотря на кризисные явления 2008 года, уменьшения количества целевых программ по охране окружающей природной среды на последующие периоды не замечено. Более того, с 2009 года отмечен резкий рост количества реализуемых программ. Помимо расширения применения программного метода как такового важной причиной подобного явления стало увеличение финансирования целевых программ за счет средств федерального бюджета (в абсолютном и относительном выражении).

Параллельно с ростом количества программ увеличивался общий объем их финансирования (см. рис. 2, рис. 3). В абсолютном значении наблюдается плавный рост расходов за счет средств бюджетов субъектов РФ (на 33 %).

Темп роста расходов за счет средств внебюджетных источников составил более чем 450 %. Дальнейшая динамика расходов с пиковых значений 2011–2013 годов идет на убыль, что объясняется сокращением количества запланированных программ. Относительная структура расходов позволяет выявить, что средняя доля расходов на реализацию программ, осуществляемых за счет средств внебюджетных источников, составляет более 50 %. Спад доли внебюджетных средств наблюдался лишь в течение 2007–2008 годов.

Читайте также:
Home safe что это за программа

рис 2

При анализе распределения средств федерального бюджета между регионами за период 2001–2020 годов следует отметить неравномерность такого распределения. Так, например, в 2009–2010 годах объем расходов за счет средств федерального бюджета, запланированный в рамках целевой программы Калининградской области «Экологическое оздоровление территории Калининградской области на 2008–2012 годы» составил около 40 % от общего размера средств федерального бюджета, выделенных на реализацию региональных программ в рассматриваемой сфере. В период 2016–2017 порядка 50 % аналогичных расходов запланировано на республиканскую целевую программу «Экологическая безопасность в Республике Бурятия на 2009–2011 годы и на период до 2017 года».

Несмотря на значительные объемы расходов, осуществляемых в рамках реализации целевых программ, их доля в консолидированных бюджетах субъектов РФ крайне мала (см. рис. 4). В среднем по регионам она составила от 0,18 % в 2007 году, до 0,44 % в 2010 году. Максимальное значение приходилось на бюджет Курганской области в 2009 году и составило 3,2 %.

Целевые индикаторы

рис 3

Кроме финансовых и временных характеристик каждая программа должна включать перечень показателей (целевых индикаторов), характеризующих степень выполнения запланированных мероприятий и эффективность их реализации.

Несмотря на наличие в большинстве программ раздела об эффективности их реализации, показатели эффективности встретить можно редко. Зачастую утвержденные целевые программы не содержат требуемых методик расчета эффективности реализации программы, что значительно усложняет дальнейший анализ проведенных мероприятий.

В основном данные разделы дублируют описание результатов программы, как правило, фиксируя только непосредственные результаты реализации запланированных мероприятий в количественном выражении. С точки зрения рационального управления реализацией программы и последующего контроля ее выполнения такой подход недопустим. Более того, целесообразно представлять показатели в виде требуемых критериев с возможным интервалом отклонений. Но в целом, учитывая стратегические задачи целевых программ, хотелось бы рассматривать показатели эффективности как инструмент, характеризующий конечные результаты, достигаемые в ходе реализации программы, и стоимостную оценку достигнутых результатов.

Проанализированные целевые программы содержат как примеры «удачных» индикаторов, так и примеры тех индикаторов, использование которых не будет отражать в полной мере эффективность реализации программы.

Примером оценки непосредственных результатов в абсолютном значении может быть показатель «Объем выпуска молоди промысловых видов рыб и других гидробионтов в естественные водные объекты» для программы по воспроизводству водных биологических ресурсов. В то же время оценить эффективность реализации мероприятий программы с помощью данного показателя для отрасли в целом не представляется возможным.

рис 4

Считать целевым показателем «создание на территории региона эффективной системы пользования ресурсами животного мира и водных биологических ресурсов» неверно. При такой формулировке данный показатель является целью реализации программы, но никак не целевым индикатором. Измерить эффективность таким показателем невозможно, методика определения значений данного показателя отсутствует, соответственно его достижение либо недостижение отследить нельзя, так как данный показатель является неизмеримым. Стоит отметить, что отсутствие методик расчета показателей является общим недостатком большинства программ.

Например, оценка эффективности реализации программы в части достижения результата «формирование у населения навыков правильного обращения с отходами» может вызвать вопросы. В таком случае целесообразно использовать конкретный измеримый показатель, например, «прирост количества домохозяйств, использующих раздельный сбор отходов потребления» — тем самым достижение указанного результата будет отчетливо видно на практике.

Кроме того, необходимо отметить, что достижение целевых значений многих из представленных в программах показателей зависит в большей мере от внешних факторов, нежели от эффективности реализации программы. Таким примером может быть показатель «увеличение продолжительности жизни населения». Использование этого показателя в программах, посвященных охране окружающей природной среды, представляется нецелесообразным, так как помимо состояния окружающей среды существенное влияние на продолжительность жизни оказывают иные факторы (обеспеченность населения региона квалифицированной медицинской помощью, образ жизни, уровень образования и т. п.).

Еще одним примером может быть показатель «количество вводимых полигонов отходов». Казалось бы, при наличии в программе оценки количества необходимых для ввода полигонов твердых бытовых отходов, подобный показатель уместен по своему содержанию и хорошо измеряется. Но при этом, даже если запланированные значения будут достигнуты, они не будут характеризовать эффективность программы. В рассматриваемом случае целесообразно дополнительно использовать показатель «предотвращенный ущерб», который бы характеризовал в стоимостном выражении ту пользу обществу и окружающей среде, которая сформировалась благодаря вводу в эксплуатацию полигонов по сравнению с тем ущербом, который мог возникнуть, в случае сохранения системы управления отходами в регионе на уровне, зафиксированном на момент разработки программы.

Примером подходящих показателей может служить показатель, сформулированный как «соотношение площади искусственного лесовосстановления и площади сплошных рубок ленных насаждений на землях лесного фонда». Значение данного показателя, превышающее 100 %, характеризует рациональный подход в системе управления лесным хозяйством, позволяющий реализовывать на практике концепцию устойчивого развития.

Таким образом, инструмент целевых программ является ключевым механизмом для улучшения состояния окружающей природной среды, позволяющим консолидировать финансовые потоки и измерять результаты реализуемых мероприятий. В то же время, как показал анализ, для оптимального применения в регионах данный инструмент требует практической адаптации к специфике сферы управления экологической безопасностью и охраны окружающей среды и ориентации на использование измеримых показателей деятельности.

Источник: bujet.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru