Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (также упоминается в печати как «Реестр российского ПО», «Реестр отечественного ПО» или Реестр Минцифры») появился в 2016 году (введен статьей 12.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») и предназначен ля расширения использования отечественной ИТ-продукции в органах государственной власти РФ, а также в целях оказания правообладателям ПО мер государственной поддержки. Реестр содержит перечень российского ПО, происхождение которых было подтверждено и для которых предусмотрена преференция при государственных и муниципальных закупках. Также для ПО, сведения о котором содержатся в российском реестре предусмотрено освобождение от НДС.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по его формированию и ведению является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Реестры формируются Экспертным советом по российскому ПО при Минцифре России. Большинство голосов в совете имеют представители отечественной ИТ-отрасли.
Как внести программу в Реестр отечественного ПО
Какие преференции дает правообладателям включение в Реестр российского ПО?
- Ключевое преимущество, которое дает включение в Реестр российского ПО, — преференции при заключении контрактов. Законы о госзакупках и регулировании импортозамещения в ИТ-сфере обязывают госзаказчика искать необходимые ему программные продукты в первую очередь в специальном списке российского ПО. То есть позволяет компаниям, чье ПО включено в Реестр осуществлять продажи программного государственным и муниципальным учреждениям, а также компаниям с государственным участием.
- Второе преимущество, введенное с 1 января 2021 года (пп. 26 п.2 ст. 149 НК РФ): программы из реестра получают льготу по НДС — компания-разработчик не платит 20% налога при реализации прав по лицензионным договорам, договорам отчуждения и поставки программного обеспечения.
- Правообладателям ПО оказываются различные меры государственной поддержки.
Например, Минцифры России запустило новый механизм поддержки малого и среднего бизнеса, а также производителей российского софта. Теперь компании смогут покупать российское программное обеспечение (ПО) в два раза дешевле за счёт компенсации 50% стоимости лицензии производителям. На эти цели правительство готово потратить 7 млрд рублей до конца 2024 года.
Требования к ПО и компании для включения в Реестр российского ПО:
1. Проверка на иностранные компоненты:
1.1. Программное обеспечение, не имет иностранных компонентов/систем, распространение и использование которых на территории Российской Федерации запрещено.
1.2. По не работает на базе операционной системы из запрещенного списка, в частности для программного обеспечения любых классов запрещено: CentOS (экспортные ограничения), Fedora (экспортные ограничения), openSUSE (экспортные ограничения), Red Hat Enterprise Linux (экспортные ограничения), SUSE Linux Enterprise (экспортные ограничения).
Как включить программный продукт в Реестр отечественного ПО: требования, документы, действия
1.3. Для установки и/или работы ПО не требуется следующих компонентов/систем:
СУБД: 1. EnterpriseDB 2. IBM DB2 3. InterSystems Caché 4. Microsoft Access 5. Microsoft SQL Server 6. Oracle Database 7. Oracle MySQL (Standard Edition, Enterprise Edition, Cluster Carrier Grade Edition) 8. Oracle NoSQL Database 9. Redis Enterprise 10. SAP HANA 11. SAP Adaptive Server Enterprise (ASE) / Sybase Adaptive Server Enterprise (ASE) 12. SAP SQL Anywhere / Sybase SQL Anywhere 13. Splunk
Серверыприложений: 1. Adobe ColdFusion 2. IBM WebSphere Application Server 3. Oracle Weblogic Application Server 4. RedHat JBoss Enterprise Application Platform 5. RogueWave Zend Server 6. SAP NetWeaver Application Serve
Платформы: 1. Amazon Web Services 2. IBM FileNet 3. IBM Lotus Domino / Notes 4. Microsoft Azure 5. Microsoft Dynamics 6. Microsoft SharePoint 7. SAP
При выявление указанных фактов Экспертный совет откажет во включении сведений о заявляемом ПО в реестр российского программного обеспечения со ссылкой на несоответствие пункту 5 «б» Правил.
2. Требования к заявителю и принадлежности права:
2.1. Заявитель — гражданин РФ или российская компания без преобладающего иностранного участия (т.е. более 50% долей должны принадлежать российскому лицу).
2.2. Исключительные права на ПО должны принадлежать российскому правообладателю(ям) и не иметь никаких ограничений на использование, а также принудительного обновления или управления из зарубежа.
2.3. Общая сумма выплат за календарный год по лицензионным и иным договорам на ПО в пользу иностранных граждан и компаний, а также контролируемых ими российских организаций, должна составлять менее 30% выручки правообладателя ПО от его реализации.
2.4. Гарантийное обслуживание, техподдержка и модернизация ПО осуществляются гражданином РФ или российской компанией без преобладающего иностранного участия.
Процедура включения, сроки:
Для включения в Реестр необходимо подготовить ряд технической и юридической информации, среди которых:
Заявление о включении сведений о программном обеспечении в Реестр
- Учредительные документы заявителя
- Документы, подтверждающие права Заявителя на ПО и домен
- Документация, содержащую описание функциональных характеристик ПО и информацию, необходимую для установки и эксплуатации ПО
- Документация, содержащую описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла ПО, в том числе устранение неисправностей, выявленных в ходе эксплуатации ПО, совершенствование ПО, а также информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки
- Руководство пользователя ПО
- Экземпляр ПО для проведения проверки с инструкцией по развертыванию экземпляра ПО или удаленному доступу к инфраструктуре
Проверочный экземпляр программного обеспечения, который эксперт сможет развернуть у себя в тестовой среде (подпункта «а» пункта 11 Правил) предоставляется одним из следующих способов:
— в виде установщика (для автоматизированного процесса инсталляции);
— в виде набора необходимых файлов (для «ручной» установки);
— для мобильных платформ ссылок на «магазины приложений» не достаточно:
• iOS – в качестве экземпляра ПО необходимо предоставить исходные тексты проекта;
• Android – в качестве экземпляра ПО необходимо предоставить исходные тексты проекта и/или файл *.apk;
— в виде преднастроенного образа (набора образов) виртуальной машины с подробным описанием процессов, микроконтейнеров, расположения файлов ПО, его компонентов и т.п. Не забудьте приложить логин/пароль для доступа «внутрь» виртуальной машины;
— в виде удалѐнного доступа к инфраструктуре с развѐрнутым экземпляром ПО (VPN, SSH, RDP и т.п.) с подробным описанием процессов, микроконтейнеров, расположения файлов ПО, его компонентов и т.п..
- Описание архитектуры ПО
Описание технической архитектуры программного обеспечения – файл с описанием технической архитектуры программного обеспечения (совокупность важнейших решений об организации программной системы), а именно:
• выбор структурных элементов и их интерфейсов, с помощью которых составлена система;
• соединение выбранных элементов структуры;
• архитектурный стиль, который направляет всю организацию, все элементы, их интерфейсы, их сотрудничество и их соединение.
Заявление, документы и материалы подаются в форме электронных документов посредством заполнения соответствующих электронных форм.
Срок предоставления государственной услуги, результатом которой является включение сведений о ПО в реестры программного обеспечения
— не более 45 рабочих дней со дня регистрации заявления.
Подача заявления в Реестр пошлиной не облагается.
В связи с огромным количеством поступающих заявлений в настоящее время, каждое проверяется достаточно тщательно, растет процент отказа по формальным основаниям, когда заявителя пытаются самостоятельно включиться в Реестр, но совершают ошибки или подгружают некорректные материалы.
В случае предоставления недостоверных данных следующая заявка может быть подана заявителем только через 12 месяцев.
Таким образом, перед подачей документов на регистрацию в Реестре отечественного ПО необходимо тщательно проверить сам продукт как ПО как с технической, так и юридической точек зрения, и лучше обращаться к профессионалам.
Источник: regforum.ru
Реестр российского ПО – инструкция для госзаказчиков
С 1 января 2016 года все государственные и муниципальные органы, государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казённые и бюджетные учреждения, осуществляющие закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обязаны соблюдать запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Запрет введен постановлением правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
При закупке программного обеспечения вышеперечисленные заказчики должны прямо указывать на запрет приобретать импортное ПО в извещении об осуществлении закупки.
Запрет распространяется на закупки программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения.
Есть несколько исключений, когда закупка импортного ПО заказчикам разрешена. Это:
- закупки программного обеспечения и (или) прав на него дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации при международных организациях для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства;
- закупки программного обеспечения и (или) прав на него, сведения о котором и (или) о закупке которого составляют государственную тайну.
Во всех остальных случаях от заказчика перед осуществлением закупки программного обеспечения потребуется работа с единым реестром российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и классификатором программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Реестр – ключевой элемент механизма, обеспечивающего исполнение постановления правительства. Он представляет собой классифицированный список программных продуктов.
Формированием и ведением реестра в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти занимается Минкомсвязь России.
Заказчик не имеет права приобретать без специального обоснования программные продукты, аналоги которых есть в реестре.
Применительно к кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) запрет распространяется на следующие позиции (без учета компьютерных игр):
Код ОКПД2
58.29.11.000 — Системы операционные на электронном носителе
58.29.12.000 — Обеспечение программное сетевое на электронном носителе
58.29.13.000 — Обеспечение программное для администрирования баз данных на электронном носителе
58.29.14.000 — Средства разработки инструментальные и программное обеспечение языков программирования на электронном носителе
58.29.21.000 — Приложения общие для повышения эффективности бизнеса и приложения для домашнего пользования, отдельно реализуемые
58.29.29.000 — Обеспечение программное прикладное прочее на электронном носителе
58.29.31.000 — Обеспечение программное системное для загрузки
58.29.32.000 — Обеспечение программное прикладное для загрузки
58.29.40.000 — Обеспечение программное в диалоговом режиме
58.29.50.000 — Услуги по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное программное обеспечение (в части, удовлетворяющей следующему описанию: «Предоставление (передача) неисключительного права на использование программного обеспечения» или «Предоставление (передача) лицензий на право воспроизводить, распространять или использовать компьютерные программы, описания программ и вспомогательные материалы, касающиеся системного и прикладного программного обеспечения, включая права на размножение и распространение программного обеспечения, права на использование компонентов программного обеспечения в целях создания других программных продуктов или включения в такие продукты»)
62.01.29.000 — Оригиналы программного обеспечения прочие
63.11.13.000 — Услуги по предоставлению программного обеспечения без его размещения на компьютерном оборудовании пользователя (в части, удовлетворяющей следующему описанию: «Предоставление прав использования конкретного программного обеспечения и баз данных, размещенных, эксплуатируемых и управляемых на компьютерном оборудовании, не принадлежащем пользователю, через удаленный доступ к такому оборудованию, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, с предоставлением или без предоставления для установки на компьютерном оборудовании пользователя программного обеспечения, обеспечивающего указанное использование» (проще говоря, речь идёт о SaaS)
Классификатор программ для электронных вычислительных машин и баз данных (вместе с кодами общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, ОКПД) см. здесь.
Для того, чтобы принять решение о закупке ПО, заказчику необходимо провести работу с реестром. При работе с реестром российского ПО заказчик, размещающий заказ на поставку программных продуктов, должен:
1) изучить классификатор и определить, какому классу соответствует программное обеспечение, планируемое к закупке;
2) зайти на официальный сайт реестра и выяснить, есть ли в реестре сведения о программном обеспечении по данному классу (как это сделать, см. ниже);
3) если сведения об одном или нескольких программных продуктах по искомому классу в реестре есть, заказчику необходимо будет самостоятельно определить, соответствует ли хотя бы один из продуктов тем характеристикам, которые требуются заказчику и которые он планирует включить в описание объекта закупки. Для этого целесообразно определить требуемые функциональные, технические и эксплуатационные характеристики ПО и сравнить их с аналогичными характеристиками ПО, сведения о котором размещены в реестре.
Примерная форма сравнения характеристик приведена ниже:
№ п/п | Характеристики ПО | Требуемые | Продукт А | Продукт Б |
1. | Функциональные характеристики | |||
1.1. | Централизованное управление | Да | Да | Да |
1.2. | Управление физической и виртуальной инфраструктурой | Да | Ограничено | Да |
… | Возможность управлять средами виртуализации от различных поставщиков | Да | Да | Да |
2. | Технические характеристики | |||
2.1. | Максимальное количество хостов виртуализации | 64 | 64 | 200 |
2.2. | Максимальное количество виртуальных машин | 3000 | 8000 | Не документировано |
2.3. | Автоматическое восстановление ВМ после сбоя (HA) | Да | Да | Да |
3. | Эксплуатационные характеристики | |||
3.1. | Интеграция c AD | Да | Да | Нет |
3.2. | Возможность централизованного управления через веб-браузер | да | Да | Да |
3.3. | Наличие API для резервного копирования | Нет | Да | Нет |
Примечание
Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации № 1236 в части характеристик ПО, реестровая запись содержит только адрес страницы сайта правообладателя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которой размещена документация, содержащая описание функциональных характеристик программного обеспечения и информацию, необходимую для установки и эксплуатации программного обеспечения. На практике сайт правообладателя не всегда содержит всю необходимую информацию о ПО. Механизм получения такой информации для подготовки обоснования не урегулирован. В случае недостаточности информации о необходимом ПО целесообразно запросить правообладателя о предоставлении таких характеристик.
По результатам проведенной работы заказчик принимает одно из двух решений: либо приобретать один из российских программных продуктов, указанных в реестре, либо обосновывать закупку ПО, не входящего в реестр.
Второе возможно, если:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении искомого класса;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр по искомому классу, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует требованиям заказчика.
В этом случае заказчик должен подготовить, утвердить и опубликовать (вместе с документацией о закупке) обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такая обязанность установлена частью 3 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Порядок подготовки обоснования (Порядок) утвержден постановлением правительства от 16.11.2015 г. № 1236.
Стоит обратить внимание, что в соответствии с п. 4 Порядка, заказчик должен утвердить указанное обоснование по состоянию непосредственно на день размещения извещения об осуществлении закупки. Недостаточно утвердить обоснование одновременно со всем пакетом документации о закупке.
Для соблюдения указанного положения, учитывая сложные процедуры закупки в целом, заказчикам стоит осуществлять мониторинг не только самого реестра, но и заявлений, поданных для включения в реестр (они также размещены на сайте оператора реестра). Это позволит заранее предусмотреть включение того или иного программного обеспечения в реестр.
Целесообразно подготовить проект обоснования в момент подготовки полного пакета документации о закупке, а затем актуализировать и утвердить его в день публикации.
Обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, в связи с которым невозможно соблюдение запрета (выбирается подпункт «а» или «б» пункта 2 постановления правительства Российской Федерации № 1236);
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком (с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, см. выше);
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, в том числе количественные, по которым программные продукты из реестра не соответствуют установленным заказчиком требованиям к программному продукту, являющемуся объектом закупки, по каждому программному продукту из реестра (с указанием его названия). Сравниваемые таким образом программные продукты должны принадлежать одному классу (пример сравнения программных продуктов).
См. также примеры обоснований невозможности закупки ПО из реестра: для настольной операционной системы; для серверной операционной системы. Ещё примеры аналогичных документов, представленных в обоснование невозможности закупить отечественный программный продукт, можно посмотреть здесь.
Если в реестре нет сведений о программном обеспечении по искомому классу (выбран подпункт «а» пункта 2 постановления правительства Российской Федерации № 1236), последний блок («г») в обоснование не включается.
По данному блоку («г») также следует иметь в виду, что постановлением правительства Российской Федерации № 1236 не предусмотрено обязательное указание и функциональных, и технических, и эксплуатационных характеристик закупаемого ПО, чтобы доказать его отличие от ПО, указанного в реестре. Тем не менее, некорректно указанные характеристики, как требуемого заказчику ПО, так и ПО, размещенного в реестре, могут послужить основанием для возникновения претензий контролирующих органов. Причиной для претензий может послужить, например, обращение разработчика программного обеспечения, сведения о котором внесены в реестр, с жалобой в Федеральную антимонопольную службу на некорректное обоснование заказчиком невозможности соблюдения запрета.
В случае недостаточности информации о характеристиках ПО, сведения о котором размещены в реестре, целесообразно запросить правообладателя о предоставлении таких характеристик.
Если такая информация не будет предоставлена, целесообразно сделать скриншоты страниц сайта правообладателя, на которых размещена информация о характеристиках ПО из реестра (на момент публикации обоснования), и приложить данные скриншоты к обоснованию.
Пример обоснования невозможности соблюсти запрет на закупку ПО приведен в приложении.
Проверка наличия в реестре сведений о программном обеспечении по конкретному классу на сайте reestr.minsvyaz.ru в его нынешнем виде выполняется следующим образом:
1) на сайте реестра российского ПО заходим в раздел «Реестр»;
2) выбираем необходимый класс (классы) ПО:
3а) если в реестре сведений о программном обеспечении по искомому классу нет, появляется соответствующее сообщение:
3б) если в реестре есть сведения о программном обеспечении искомого класса, появляется список программных продуктов:
Актуальные дополнения (по состоянию на декабрь 2017)
В марте 2017 года правительство утвердило дополнительные требования к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения. Требования определяют состав, архитектуру, функции ПО, необходимого для замены импортных аналогов.
В частности, интерфейс ПО должен быть реализован на русском языке. ПО не должно требовать установки иного ПО (дополнительных программных модулей, шрифтов), имеющего любые ограничения на его свободное распространение на территории России, за исключением операционных систем. Обновления ПО должны выполняться только после подтверждения со стороны пользователя или уполномоченных сотрудников. При этом для каждого вида ПО (операционная система, коммуникационное программное обеспечение, офисный пакет почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, ПО файлового менеджера, справочно-правовая система (СПС), ПО системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты) предусмотрены специальные требования.
Согласно постановлению реестровая запись дополнена сведениями о соответствии или несоответствии ПО дополнительным требованиям. Однако по состоянию на конец 2017 года таких сведений в реестре обнаружить не удалось.
В июне 2017 года Минкомсвязь опубликовала методические рекомендации по реализации планов перехода федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе взамен ранее закупленного офисного ПО.
Полный перечень нормативных актов, относящихся к импортозамещению ПО, см. здесь.
Источник: d-russia.ru
Реестр российских программ требования программ
Как попасть в Реестр российского ПО и нужно ли это
Арина Петрова 11 января 2022 г., 15:37
Арина Петрова 11 января 2022 г., 15:37
В последнее время в компанию i-Legal все чаще стали обращаться клиенты за помощью с включением программных продуктов в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. У некоторых разработчиков есть для этого объективные причины, а некоторые, под воздействием всеобщей паники, хотят внести свои продукты в Реестр просто «для галочки». Так кому же действительно необходимо включать продукты в Реестр ПО и, если нужно, то что учесть при подготовке к включению в Реестр? Эксперты i-Legal Эльвира Насруллина и Анастасия Кузьмина постарались ответить на основные вопросы.
Самые интересные технологические и научные новости выходят в нашем телеграм-канале Хайтек+. Подпишитесь, чтобы быть в курсе.
— Для чего изначально был создан Реестр ПО?
— Правила ведения Реестра были утверждены еще в 2015 году, сам Реестр начал функционировать с 2016 года. Изначально он был создан для ограничения закупок со стороны государственных и муниципальных заказчиков: они могли осуществлять закупку преимущественно того программного обеспечения, которое включено в Реестр, а иностранные продукты попадали на рассмотрение только если в Реестре не существовало «российских» аналогов. Государство при этом имело две основные цели: с одной стороны, введение новых IT решений в государственные органы власти, а с другой — государственная поддержка отечественных разработчиков.
К слову, на текущий момент крупные коммерческие компании в тендерной документации также указывают обязательное требование о включении продукта в Реестр.
— Что поменялось в 2021 году?
— С 2021 года значение Реестра кардинально изменилось в связи с поправками в налоговое законодательство.
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ в Налоговый Кодекс Российской Федерации введено новое правило, согласно которому с 1 января 2021 года не подлежит обложению НДС реализация на территории РФ исключительных прав или прав использования на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в Реестр российского ПО. Исключением из этого правила являются случаи, когда передаваемые права предоставляют их приобретателю возможность распространять рекламу в сети Интернет, получать доступ к такой информации, размещать в сети Интернет предложения о приобретении или реализации товаров, работ, услуг или имущественных прав, осуществлять поиск потенциальных клиентов или заключать сделки (например, рекламные сервисы и маркетплейсы не попадают под льготу, что нужно учитывать).
То есть, чтобы сохранить привычную и активно используемую льготу по НДС при передаче прав на программное обеспечение, программный продукт должен быть включен в Реестр.
В отличие от прошлой редакции, сейчас в Налоговом Кодексе нет требования о заключении именно лицензионного договора или договора на отчуждение исключительных прав, договор может быть любой, главное — чтобы по нему передавались исключительные права или права использования. Например, под льготу теперь попадает и предоставление удаленного доступа к программному обеспечению через сеть Интернет по договорам SaaS (Software as a Service), чего не было ранее и что вызывало множество споров среди юристов.
Эксперты i-Legal Эльвира Насруллина и Анастасия Кузьмина
Как и ожидалось, желая сохранить льготу по НДС, компании — правообладатели программного обеспечения с середины 2020 года стали массово подавать заявки на включение своих продуктов в Реестр, настолько увеличив нагрузку на оператора Реестра, что даже программа приема заявок периодически не справлялась и давала технические сбои, а сроки рассмотрения заявлений нарушались. Стоит отметить, что вопросом внесения в Реестр озаботились даже те компании, для которых лицензирование программ для ЭВМ не является основным направлением деятельности, не разобравшись до конца в том, что льгота по НДС, как и раньше, действует лишь в отношении предоставления прав на ПО, а не в отношении любых хозяйственных операций.
В большом наплыве желающих есть и свои плюсы — за прошедший год процедура включения в Реестр изменилась, стала более прозрачной и удобной, обновился официальный сайт Реестра и формы заявлений, для проведения экспертизы заявляемых продуктов была привлечена сторонняя организация Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ ( ЦКИКТ ), что позитивно сказалось на сроках рассмотрения заявлений и свело к минимум риск конфликта интересов.
Особенно хочется обратить внимание на то, что включение продукта в Реестр не предоставляет правообладателям права применения пониженных ставок по страховым взносам или по налогу на прибыль, для этого требуется статус ИТ-компании.
Таким образом, на текущий момент можно выделить несколько наиболее часто встречающихся ситуаций, когда внесение продукта в Реестр действительно необходимо : 1) компания планирует предоставлять права на программный продукт государственным или муниципальным заказчикам; 2) компания участвует в тендерах крупных коммерческих компаний, которые все чаще добавляют в требования закупок именно наличие продукта в Реестре; 3) компания желает применять льготу по НДС для договоров о предоставлении прав на программное обеспечение, при этом остальные операции не будут освобождаться от НДС при отсутствии иных льгот.
Если вы поняли, что вам действительно нужно внести свой продукт в Реестр, то на данном этапе необходимо выяснить, соответствует ли ваш продукт и сама компания-правообладатель требованиям, установленным Реестром.
— Какие требования предъявляются к правообладателям программного обеспечения для включения программного обеспечения в Реестр?
— Итак, главное требование, которое предъявляется к правообладателю — преобладающее, т. е. более 50% участие Российской Федерации (граждан Российской Федерации) в компании. Примечательно, что внесение продукта в Реестр предоставляет налоговую льготу, между тем в требовании о российском участии говорится именно о гражданах Российской Федерации, а не о налоговых резидентах Российской Федерации. Учитывается как прямое, так и косвенное участие, но в случае косвенного участия правообладателю придется предоставить полную цепочку владения с документальным подтверждением каждого звена такой цепочки. Если в этой цепочке есть иностранное звено, будьте готовы к тому, что в Реестр нужно будет предоставить документы и по иностранным участникам, а это значит, что в процесс подготовки нужно заложить время на получение документов из иностранных реестров, апостилирование и нотариальный перевод на русский язык. Кроме того, важно понимать, что в Реестр попадут все сведения о Ваших российских бенефициарах, вплоть до паспортных данных и ИНН (конечно, данные попадают не в публичный доступ, но это необходимо учитывать, особенно в контексте требований к владельцам так называемых контролируемым иностранных компаний (КИК).
— Какие требования предъявляются к программному обеспечению для включения в Реестр?
— Основные требования, которым должно соответствовать само программное обеспечение:
1. Программное обеспечение должно быть правомерно введено в гражданский оборот на территории Российской Федерации и свободно распространяться, а заявителю должны принадлежать исключительные права на такое программное обеспечение.
Это значит, что в Реестр включаются только уже готовые программы, принадлежащие правообладателю, которые свободно могут продаваться на территории Российской Федерации (не находящиеся в процессе создания или проходящие стадию тестовой/опытной эксплуатации), а правообладатель должен этот факт документально подтвердить. Для подтверждения обычно направляются внутренние документы компании — для служебных произведений (приказы, акты сдачи-приемки и пр.) или документы, на основании которых компании были переданы исключительные права на продукт (договоры на отчуждение исключительных прав, договоры на разработку).
Несмотря на то, что в соответствии с гражданским законодательством права на программные продукты возникают по факту их создания, а не регистрации, свидетельство о регистрации Вашей программы для ЭВМ в Роспатенте станет большим плюсом, хотя его наличие и не является обязательным. Как показала практика, эксперты Реестра охотно принимают такие свидетельства в качестве подтверждения прав на программные продукты.
Для проверки «юридической чистоты» продукта также предоставляется список сторонних компонентов, используемых в продукте. В продукте не должны использоваться компоненты, распространяемые на основании копилефтных лицензий (copyleft open source licenses), или использование которых запрещено на территории Российской Федерации или отдельных ее субъектов (например, Республика Крым, Севастополь, что особенно актуально в период санкций). Иногда это требование можно обойти, например, если такие компоненты в программном обеспечении есть, но они не являются ключевыми и могут быть легко заменены, но с большой долей вероятности этот вопрос заинтересует эксперта Реестра, который будет обрабатывать Ваше заявление.
Заявители часто предоставляют недостаточный комплект документов, подтверждающий принадлежность исключительных прав (особенно в случаях, когда программный продукт является самостоятельной разработкой компании), или пренебрегают предварительной проверкой сторонних компонентов, используемых в продукте. Как бы очевидно ни звучали указанные требования, но именно по данному критерию происходит больше всего отказов в регистрации.
2. Общая сумма выплат по лицензионным или иным договорам, связанным с программным обеспечением, в пользу иностранных юридических лиц и (или) физических лиц должна составлять менее 30% выручки, полученной правообладателем за истекший календарный год в качестве вознаграждения за предоставление права использования программного обеспечения на основании лицензионного или иного вида договора. Т.е., если в продукте используются платные иностранные компоненты, совокупная сумма платежей за их использование не должна превышать установленный лимит. Для подтверждения данного факта обычно прилагаются бухгалтерская выписка по строке соответствующего нематериального актива, копии договоров, платежные поручения и т. д.;
3. Сведения о программном обеспечении не составляют государственную тайну и программное обеспечение не содержит сведений, составляющих государственную тайну. Для подтверждения данного факта достаточно предоставить письмо на бланке организации, составленное в свободной форме, за подписью единоличного исполнительного органа компании;
4. Программное обеспечение не имеет принудительного обновления и управления из-за рубежа. Гарантийное обслуживание, техническая поддержка и модернизация программного обеспечения осуществляются российской коммерческой или некоммерческой организацией без преобладающего иностранного участия либо гражданином Российской Федерации (соответствующие сведения включаются в разрабатываемые документы).
Следует также иметь в виду, что для некоторых отдельных категорий программ (например, офисное ПО или ПО с функциями защиты конфиденциальной информации) также есть особые требования, но на них мы не будем специально останавливаться в данной статье.
— Есть ли еще какие-то требования, на которые стоит обратить внимание?
— Правообладатель должен подготовить проверочный экземпляр программного обеспечения и представить в заявлении ссылку на него. Этот момент часто становится неприятным сюрпризом для наших клиентов, так как далеко не каждый разработчик готов отправлять дистрибутивы своего продукта в государственные органы.
К проверочному экземпляру составляется пошаговая инструкция по развертыванию продукта (в ней можно указать контактные данные специалиста, который сможет вместе с экспертом развернуть программное обеспечение, если это потребуется). Да, вы все правильно прочитали, эксперты действительно будут проверять экземпляр вашего продукта и разбираться, как он работает, поэтому внутри экземпляра тоже все должно соответствовать действительности (правильно указаны названия правообладателя, логотипы, знаки copyright).
Помимо инструкции по проверке экземпляра, необходимо подготовить достаточно большой блок технической документации по продукту. С требованиями к таким документам можно ознакомиться в Методических рекомендациях на официальном сайте Реестра.
Кроме вышеописанных документов и экземпляра программного обеспечения, правообладатель также предоставляет адрес страницы сайта, на котором размещена информация о продукте. Это может быть, как основной сайт компании, так и отдельный сайт продукта при его наличии, но к сайтам тоже предъявляется несколько требований:
• Сайт должен принадлежать правообладателю. Принадлежность сайта можно проверить через сервис , а подтвердить — справкой от регистратора доменных имен. Нередко бывает, что по каким-либо причинам домен не принадлежит правообладателю (оформлен на другое лицо/на учредителя), в таких случаях необходимо предоставить документы, на основании которых информация о программном обеспечении размещается на таком сайте (например, договор об использовании доменного имени);
• На странице сайта должно быть размещено описание функциональных характеристик программного обеспечения и информация, необходимая для эксплуатации программного обеспечения;
• Страница сайта должна содержать: для «коробочных» решений — информацию, необходимую для установки программного обеспечения/для «SaaS» решений — уведомление, что программное обеспечение распространяется в виде интернет-сервиса, специальные действия по установке программного обеспечения на стороне пользователя не требуются;
• На сайте должна быть актуальная информация о стоимости программного обеспечения или сведения о возможности использования программного обеспечения безвозмездно. Необязательно указывать цены на сайте, ведь это достаточно непопулярная практика, можно указать, что информация о стоимости предоставляется по запросу.
Также при подаче заявления на включение в Реестр необходимо определить код и класс программного обеспечения в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Минцифры № 486 от 22.09.2020.
— Сложна ли сама процедура подачи заявления в Реестр?
— С технической точки зрения процедура подачи заявления в Реестр достаточно проста, у обновленного сайта Реестра дружественный и понятный интерфейс. Все документы на включение в Реестр подаются в электронной форме на официальном сайте Реестра, предоставления бумажных экземпляров не требуется.
Для подачи заявления в Реестр у заявителя должен быть квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, специализированное программное обеспечение для подписания документов (например, Крипто ПРО, Крипто АРМ), а также подтвержденная учетная запись на портале Госуслуги (отдельная учетная запись для юридического лица).
Общий срок включения программного обеспечения в Реестр согласно обновленным правилам — около 30 рабочих дней с момента подачи заявления, в которые входит как так называемая «формальная проверка», так и «экспертная проверка». На этапе формальной проверки проверяется только соответствие формы заявления установленным правилам (все ли данные указаны, все ли обязательные документы приложены), а на этапе «экспертной проверки» ваше заявление уже попадает к эксперту, который будет проверять и юридическое, и техническое соответствие продукта вышеописанным требованиям. Именно на этапе «экспертной проверки» заявителю могут быть направлены запросы с целью получения дополнительных пояснений и документов. Такие запросы продлевают срок регистрации на 20 рабочих дней, которые даются заявителю на ответ.
Тем, кто хочет получить льготу по НДС в следующем налоговом периоде, важно учитывать вышеуказанные сроки.
Если в процессе проверки экспертом выяснится факт представления подложных документов или недостоверных сведений, то в течение следующих 12 месяцев повторно подать заявление не получится, поэтому мы всегда обращаем внимание на то, чтобы в Реестр были представлены достоверные сведения о правообладателе и самом продукте.
Важно отметить, что никакого документального подтверждения о включении программного обеспечения в Реестр заявителю не предоставляется, т. е. не выдаются никакие свидетельства или выписки, у вас будет только номер и дата реестровой записи, но всю нужную информацию всегда можно будет оперативно найти на сайте Реестра.
— Что делать с новыми версиями продукта?
— В виду специфики сферы разработки программного обеспечения клиенты часто задаются вопросом по поводу необходимости включения в Реестр очередной версии продукта после ее создания.
Новую версию программного обеспечения необходимо включать в Реестр только в том случае, если у такой версии появляются новые функциональные характеристики, а значит, меняется класс программного обеспечения или же существенно меняется технологический стек. Также новое заявление необходимо подать, если правообладателем новой версии программного обеспечения будет иное лицо, отличное от правообладателя.
— Льгота следует за ПО?
— Если программное обеспечение включено в Реестр, то предоставление такого программного обеспечения по сублицензии также не будет облагаться НДС. Право на освобождение от уплаты НДС следует за программным обеспечением, а не за правообладателем.
Процедура включения в Реестр является достаточно долгой, требует основательной подготовки как с юридической стороны, так и с технической стороны. Но, как показывает наша практика, если изначально правильно подготовить все документы и экземпляр продукта, предоставить достоверные и полные сведения, не дав экспертам Реестра поводов для сомнений и дополнительных запросов, можно пройти данную процедуру без лишних затрат времени и нервов.
Если, прочитав статью, вы поняли, что у вас остались вопросы или у вас есть необходимость включить ваш продукт в Реестр, мы будем рады помочь вам в сопровождении этого процесса.
N.B. Информация, содержащаяся в данной статье, актуальна на дату публикации. Нормативно-правовая база и практика могут в любой момент измениться, что необходимо отслеживать и учитывать при подготовке к включению в Реестр.
Источник: hightech.plus