Ребенок не тянет программу 1 класса

В данном материале представлены причины школьной неуспеваемости, некоторые портреты неуспевающего ребенка и что делать, если мой ребенок стал неуспевающим. Материал предназначен для занятия с родителями или педагогами.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Причины школьной неуспеваемости

Приятно, когда твой собственный ребёнок учится на “4” и “5”. Приятно, когда набираешь в класс детей с высоким качеством знаний; с ними чувствуешь удовлетворение в работе, видишь результаты собственного труда; с ними спокоен при сдаче статотчёта по успеваемости завучу школы.

Об одарённых детях и учащихся с высокими реальными учебными возможностями заботится Правительство, утверждая программу “Одарённые дети”, ему вторят региональные власти и Департамент образования. Комфортно и уверенно чувствуют себя ученики, получающие грамоты за призовые места в олимпиаде, научно-практической конференции школьников. Телевидение спешит рассказать о юных вундеркиндах…

Но по каким-то своим, особым законам природы, не всегда понятным человеку, живут рядом с вундеркиндами другие дети – учащиеся с низкими реальными учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые школьники. О них не пишут в газетах, их не снимают на камеру, без гордости в голосе говорят о них родители, тяжело вздыхают учителя, принимая в класс такого ученика.

Ребёнок не хочет учиться: 5 советов родителям

И оказывается, что детей таких гораздо больше, чем успешных в обучении. Им хочется всего того же, что чувствует одарённый ребёнок: и внимания, и немного славы, и похвалы, и чувства уверенности… Но в их жизни, скорее всего, происходит всё наоборот.

Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных.

Эти факты подтверждают, что с отстающим неуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно. Кто же такой неуспевающий ученик? Вот как об этом сказано в учебном пособии Ивана Павловича Подласого:

Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет.

Специальные обследования интеллекта отстающих в учёбе детей показывают, что по основным показателям они не только хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих школьников. Учителя нередко удивляются: как мог достичь успехов тот или иной ученик, числившийся в безнадёжных двоечниках. А чуда никакого нет – это был ребёнок, которому не подошло то, что ему предлагали в школе.

Всё своё внимание школа обращает на отстающих. Рассмотрим некоторые категории детей, которые относим к неуспевающим:

1. Дети с ЗП – это те, у которых по различным причинам произошли отклонения от возрастных норм.

7 лет. ТЕСТ перед школой

Они с трудом выполняют задания. У них очень низкая самооценка. Такие дети чаще других получают замечания от учителя. С ними не хотят дружить, сидеть за одной партой. Состояние неудовлетворённости своим положением в школе толкает их на ничем не мотивированные нарушения дисциплины: выкрикивание с места, бегание по коридору, драчливость.

2. Недостаточно развитые для школы дети (они составляют 1/4 всех неуспевающих).

У них выявлены нарушения в раннем периоде развития ( патология беременности и родов, родовые травмы, тяжёлые заболевания). Они страдают различными хроническими заболеваниями. Часто живут в неблагополучных микросоциальных условиях. Недостаточно развитые дети с трудом адаптируются к условиям обучения в школе, распорядку дня, учебной нагрузке.

И уже на первых этапах обучения они составляют совершенно определённую группу риска по развитию школьной дезадаптации и неуспеваемости. И чаще всего образуют группу трудных, стойко неуспевающих учеников, которые создают проблему для школы.

3. Функционально не созревшие дети .

Они прилежно и добросовестно учатся, у них есть желание выполнять все школьные задания. Но уже в первые месяцы обучения их поведение и самочувствие меняются. Некоторые становятся беспокойными, вялыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головную боль, плохо едят, с трудом засыпают.

Всё это пока объяснимо: ведь происходит приспособление ребёнка к новым условиям, а это не проходит бесследно. Но проходит один – два месяца, а картина не меняется, успехов нет. И становится понятно, что некоторые функции организма ещё не созрели для школы, учёба пока не по силам.

Некоторые дети быстро устают (нет школьной выносливости), другие не могут сосредоточиться, третьи не подтверждают результаты вступительных тестов, тех надежд, которые подавали в первые дни. Появляются отстающие, слабо успевающие ученики, а некоторые совсем не осваивают программу. Многие дети часто болеют, пропускают занятия и в результате начинают отставать.

4. Ослабленные дети.

Ни для кого не секрет, что среди детей, поступающих в первый класс, практически

здоровы только 20-30%. По неполным данным, 30–35% первоклассников страдают хроническими ЛОР-заболеваниями, 8–10% имеют нарушения зрения, более 20% детей составляют группу риска по развитию близорукости; у 15-20% отмечаются различные нарушения нервно-психической сферы, чаще всего как следствие органического поражения коры головного мозга на разных этапах развития.

Эти дети с трудом приспосабливаются к обучению в школе. Их оберегали дома, не позволяли напрягаться, их развитие отстаёт от нормы (ограниченный запас сведений, знаний, навыков, плохая ориентация в окружающей обстановке, трудности контакта со сверстниками, учителем, неправильное поведение в классе, недостаточно развитая учебная мотивация).

Читайте также:
Через какую программу можно найти телефон по imei самостоятельно

Есть и другая категория ослабленных детей. К ним относятся дети, которым дома было всё дозволено. Они расторможены, неуправляемы, быстро утомляются, не способны сосредоточиться, длительно работать. В каждом классе таких детей около 30-40%. Обучение их нелёгкая педагогическая задача, которая требует от учителей большого напряжения, а так же духовных и профессиональных умений и навыков.

5. Системно-отстающие дети.

Чрезмерные эмоциональные, умственные, физические нагрузки, связанные с систематическим обучением, могут явиться причиной существенного ухудшения у этих детей здоровья, особенно если в раннем периоде у него уже имели место различные нарушения и задержка в развитии. Трудности обучения чаще отмечаются у детей, которые имеют несколько видов нарушений в развитии и поведении.

На первый взгляд, все функции в отдельности развиты как будто достаточно, а общей гармонии нет. Эти дети и составляют группу системно-отстающих. Незначительные отклонения в различных функциональных системах, сочетаясь между собой, приводят к видимым нарушениям: расторможенности, двигательному беспокойству, гиперактивности. Они не в состоянии организовать свою деятельность, не способны фиксировать своё внимание, не могут установить нормальные отношения со сверстниками, резко реагируют на отказ, не владеют собой, забывают хорошие намерения, предпочитают делать только то, что им нравится.

Нарушения поведения, как правило, сочетаются у таких детей с целым комплексом трудностей в письме, чтении, математике. В 1 классе они долго не могут усвоить правильное начертание букв, красиво и аккуратно писать, у них грязные, неряшливые тетради. К концу учебного года они не усваивают программу соответствующего класса. Особенности их поведения, постоянные конфликты, бурные реакции существенно осложняют обстановку в классе.

6. Нестандартные дети.

Среди них все те, кто “выпадает” по различным причинам из “средней школы”: высокоодарённые, талантливые, вундеркинды – и безнадёжно отсталые, исключительные в умственном развитии.

Есть ещё одна группа детей; это так называемые “медленные” дети – тугодумы, и такова особенность их характера. Это может быть связано и с болезнью, и с задержкой развития, и с особенностями нервной системы, характера, темперамента. Дети эти здоровы, часто весьма одарённые. Они отличаются от сверстников только медленным темпом деятельности.

Дольше других включаются в работу, труднее переключаются с одного вида деятельности на другой. Общий темп работы класса им не по силам. Торопятся, нервничают, но всё равно не успевают за другими. Буквы получаются всё хуже и хуже, увеличивается количество ошибок. Им трудно в школе.

К нестандартным, исключительным относятся и чрезмерно быстрые, постоянно возбуждённые, всегда торопящиеся дети. Это те, которые поднимают руку, ещё не дослушав вопроса. Подпрыгивают, нервничают, вспыхивают от возбуждения – скорей, скорей. Педагог их видит и понимает: приструнит, даст трудное задание, которое непременно должно быть выполнено, будет терпеливо работать с ними.

7. Депривированные семьёй и школой дети.

Значительная часть школьников воспитывается в неблагоприятных микросоциальных условиях. Это социальная запущенность: алкоголизм родителей, атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и холодности по отношению к детям, наказания, подчас несправедливые, с одной стороны и вседозволенность с другой.

Иногда школа ещё больше усугубляет трудности их жизни, безжалостно выталкивает их в разряд педагогически запущенных. К социальной запущенности добавляется педагогическая. Учителю знакомы рассеянные, забывчивые ученики с очень неустойчивой успеваемостью. У них возникает усталость уже на 1 уроке.

Они с трудом понимают объяснения учителя, сидят с безучастным взглядом, ложатся на парту, порой засыпают. Уроки им кажутся непомерно длинными. Утомление у них выражается в резко сниженной работоспособности, замедленном темпе деятельности, они не успевают выполнять задания со всем классом. Во время урока отвлекаются на внешние раздражители, плаксивы, небрежны в работе.

Часто без причины смеются. При чтении теряют строку, не делают смысловых ударений. Иногда старательно выполняют домашнее задание, но в классе при ответе теряются, путаются.

Депривированных семьёй и школой детей трудно не заметить. На практике опытный учитель сразу определяет: кто хочет учиться, а кто нет; кто трудолюбив, а кто лентяй; кто дисциплинированный, а кто непослушен. Хотя первые впечатления могут быть ошибочными.

На практике принято выделять группы сильных, слабых и средних учеников. Главными формальными критериями являются, конечно, успеваемость и дисциплина. Простым сравнением определяются отличники, “середнячки” и отстающие; примерные и хулиганы. Если учитель поддерживает такое распределение, то и родители, и дети перенимают его взгляды.

Но самое печальное, что и ученики принимают отведённые им роли. Отличники стараются быть всё время на высоте, ревностно следя за успехами друг друга, а двоечники покорно соглашаются со своим статусом.

Много внимания уделяется характеристикам выделенных групп. Среди отличников есть просто способные дети, которым легко даётся учение и которые не придают особого значения оценкам – им просто нравится учиться. Существуют и ученики, для которых высокая оценка – способ выделится, показать своё превосходство.

Такие дети очень ревнивы к чужим успехам, могут вымаливать у учителя хорошие отметки; плачут или гневаются из-за тройки, выставленной, по их мнению, несправедливо. Тщеславные, завистливые создания, они достойный резерв для будущих карьеристов, льстецов, подхалимов. Существуют “отличники поневоле” — вымуштрованные, запуганные родительскими строгостями дети, которых дома тщательнейшим образом проверяют.

Отстающие ученики тоже представляют собой разнородную группу: тут и добродушные лентяи, и чрезмерно робкие, застенчивые дети, и повышенно отвлекаемые, и невнимательные, и отличные интеллектуалы нестандартного поведения. Многие из них страдают из-за своей неуспеваемости.

Читайте также:
Лучшие программы для создания видеороликов в инстаграм

Ребёнок пришёл в школу с твёрдой установкой – учиться на “4” и “5”. На первых порах он так и учится, старается, улучшает свои показатели. Но к концу начальной школы может и “прозреть”; выяснить, что быть отличником вовсе не так уж и почётно в глазах одноклассников. Первичная установка у некоторых выпускников начальной школы расщепляется.

Этим объясняется резкое снижение их успеваемости в 5 классе. Винят в этом обычно недостаточную подготовленность детей, плохую работу учителей начальной школы. Но это не всегда так. Меняются взгляды детей, пересматриваются ценностные установки и ориентиры.

Таким образом, в процессе школьной учёбы выделяются несколько групп учеников – успевающие, “середняки” и отстающие. Группы эти неоднородные; в них существует своё перераспределение.

Причин, вызывающих школьную неуспеваемость, много. Совсем не обязательно, чтобы они действовали вместе и одновременно, достаточно одной, даже самой слабой. Из этого становится ясно, почему так плохо поддаётся коррекции ранняя школьная неуспеваемость, несмотря на значительные усилия педагогов. Среди причин, влекущих отставания детей в школе, педагогика называет следующие:

  • неблагоприятная наследственность;
  • нарушения нервной деятельности;
  • общая неспособность к интеллектуальному труду;
  • физическая ослабленность;
  • школьная незрелость;
  • педагогическая запущенность;
  • недостаточное развитие речи;
  • боязнь школы, учителей;
  • инфантилизм (т.е. детскость)

И ещё одна причина неуспеваемости учащихся – Её Величество Лень. Не все, очевидно, знают, что лень как состояние бездеятельности, душевной вялости, пассивности тоже имеет разную природу и может быть “нормальной” и патологической . Чаще всего она проявляется в школьном возрасте. По свидетельству врачей, большинство ленивых школьников – совершенно здоровые люди.

Но у некоторых учащихся лень есть одно из проявлений патологий. Основными признаками являются малоподвижность, низкая работоспособность, расстройство воли, равнодушие к жизни, высокая подчиняемость другим. Частой причиной такого состояния бывает “соматогенная астения, т.е. физическая и психологическая слабость, вызванная соматическим заболеванием”.

Она вполне преодолевается благодаря щадящему режиму. У здоровых учащихся чаще всего причиной лени, как замечает классик отечественной педагогики, К. Д. Ушинский, является прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослые призывают ребёнка. Причины такого нерасположения тоже различны, но в них, говорит педагог, виновато самовоспитание.

Так, нередки случаи, когда ребёнку предъявляют требования, и на него обрушивается множество обязанностей, требований долга, что может вызвать обратное действие. Иногда, пишет Ушинский, лень образуется “от неудачных попыток в ученье”. С самого начала освоения новой для ребёнка деятельности он сталкивается с неуспехом. Систематические неуспехи пугают его и делают ленивым.

Впрочем, если ребёнок добивается успеха, не прилагая к этому никаких усилий, он тоже может стать ленивым. Но в этом тоже виновато воспитание. Думается, что не все педагоги знают, что, как говорится, лень лени рознь.

Источник: nsportal.ru

Что делать если ребенок не тянет школьную программу?

Или ребенок запущен и пора бы с ним начать заниматься. Начальная школа — еще не поздно. Можно постараться догнать, пусть это и займет полгода-год.

Или ребенок не тянет в принципе. Тогда нужно искать причину. Если причиной невысокий интеллект, делать ставку на память. Помните, что такое усидчивость? От слова «сидеть». вот пусть сидит, учит, решает. Это называется «брать задницей».

Очень распространено у девочек. Так что школьную программу, занимаясь больше других, осилит. А к конце школы надо смотреть, куда можно податься со знаниями, но с невысокой сообразительностью. Профессий много. Бухгалтера, экономисты, юристы, лингвисты, даже журналисты — это все высшее образование.

А сколько профессий, где требуется среднее специальное.

При должном усердии не только не пропадет, но еще многим, более умным, покажет.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
julie­ tka [126K]
более года назад

Для начала понять почему он «не тянет». Может быть проблема в том, как преподают, то есть это недочёты учителя. Возможно, у него проблемы с одноклассниками, он нервничает и это мешает ему сосредоточиться на уроках. Помогите ему посмотреть на проблему под другим углом. Иногда просто доверительный разговор с родителем помогает не зацикливаться на проблеме.

Возможен и такой вариант: он сидит на последней парте, отвлекается, плохо видит и как следствие пропускает часть информации. В начальной школе у некоторых детей проблемы с концентрацией внимания. Они половину прослушали, половину просмотрели в окно, проболтали с соседом по парте.

Если вы понимаете, что учитель не додаёт нужный материал или сомневаетесть в его профпригодности, смените класс или школу. В начальной школе это не беда, быстро адаптируется и материал ещё несложный.

Занимайтесь с ребёнком, спрашивайте тему урока и просите ребёнка рассказать, что он понял. Так вы будете в курсе, где у него пробелы в знаниях пока они ещё не накопились. Объясняйте ребёнку сами или наймите репититора, найдите обучающее видео в интернете по нужной теме.

Контролируйте как он делает домашнюю работу. Сейчас можно найти готовое решение в интернете, многие так делают, сами не решают, в итоге не усваивают материал.

Хвалите ребёнка за успехи, мотивируйте его на хорошую учёбу.

комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Татья­ на Нег [77.8K]
более года назад

Вопрос можно рассматривать с разных сторон. Со стороны ученика. Если ему нужно дальше учиться, то забыл про лень и начал (буквально) учить все предметы. Вначале будет трудно. Потом полегче.

Читайте также:
Факторы возникновения программы проектов

Важно слушать на уроках и разбираться в материале, тогда заучивать будет легче.

С позиции учителя. Надо выяснить, почему ребенок не справляется с программой. Если из-за лени или у ребенка нет условий дома заниматься учебой (родители ругаются, дерутся и проч.), то надо поговорить с ребенком, связаться с родителями. Т.е. помочь ребенку преодолеть трудности. Естественно, все это делается, если сам ребенок желает изменить ситуацию.

С позиции родителей. Родители, как никто, знают умственные способности своего чада. Если ребенок не тянет из-за умственных способностей, то перевести его в школу, где ниже нагрузки (из гимназии — в обыкновенную школу, из обыкновенной школы — в спец. школу). Если ребенок не заинтересован в учебе ленится или запустил учебу, то сделать все, чтобы заинтересовать его, помочь с объяснением материала, может, нанять репетиторов.

комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Борзы­ х Юлия [76.7K]
более года назад

В вопросах относительно ребенка, я всегда прошу указать возраст, потому что это очень важно. На каждом возрастном этапе психология ребенка различается.

Так, если это первоклассник, то в это время идет адаптация ребенка к школе,и, здесь могут быть специфические причины для этого возраста. В первом классе домашние задания исключены, только со второго полугодия второго класса.

И,ещё,Вы говорите о школьной программе, что конкретно имеете в виду (не может читать, писать, считать, решать и т.д.)? Что именно ребенку трудно дается? Для начальной школы хотелось бы конкретики.Тогда можно было дать и более конкретный ответ.

А если в общих чертах, то нужно в первую очередь присмотреться к здоровью ребенка. Может плохо слышит, посадить на первую парту (или плохо видит). Причины могут быть разные.

Отрегулировать режим дня ребенка (может устает). К стати, у первоклассника должен быть дневной сон. Обратить внимание на питание ребенка (фрукты, овощи). Свежий воздух и занятие спортом, подвижные игры, так же полезны для ребенка.

Хорошо организовать «рабочее место» ребенка :мебель, освещение, удобный стол, полочки для книг и пр.

Доброжелательная, спокойная атмосфера в семье. Эмоциональный комфорт ребенка дома очень важен. Окрики, давления на ребенка, угнетают его, ну,и как следствие, отражаются на учебе.

Хочу более подробно и особое внимание обратить на момент приготовления уроков ребенка. Что уж здесь скрывать, нам взрослым хочется, чтобы ребенок быстро сделал уроки,и, «с плеч долой» проблему. А между тем, ведь именно в начальной школе ребенок впервые знакомится с новой для него деятельностью — учебная деятельность. Как её правильно организовать, должны мы взрослые помочь ребенку.

И вот здесь от родителей требуется терпение и понимание. Спокойно, не спеша, помочь ребенку вчитываться в задание, дать подумать как сделать, выслушать варианты, дать возможность воспользоваться подсказками: памятки, правила,текст учебника,вернуться к записям в классе, посмотреть в энциклопедии,в словаре и т.д. Дать ребенку самому всё сделать, тем самым, поверить в свои силы. Именно так возникает у ребенка интерес к знаниям, к открытиям,к исследованию, ко всему новому, появляется любознательность. А это,естественно, приводит к хорошей учебе в школе.

Любите своего ребенка, поддерживайте во всем, развивайте в нем любознательность, внушайте, что он всё сможет,всё получится, что он молодец, умница, подбадривайте, хвалите за малейшие его достижения, интересуйтесь делами в школе.

Вот такие примерно общие рекомендации. Успехов Вам!

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Что должен предпринять учитель, если ребёнок не может освоить школьную программу?

Я приехал в Россию в 2002 году, аккурат под Новый год. Из-за того, что я родился в другой стране и рос там до 6 лет, полностью разговаривал на родном себе языке, но не на русском.

Помню, как впервые ехал в поезде, и рядом в соседнем плацкарте была женщина с внучкой. Эта маленькая девочка подошла скромно ко мне и сказала «привет», на что я растеряно побежал к родителям и просил перевести мне ее удивительную внеземную для меня речь.

Время шло, через каких-то 2 года я пошел в первый класс. К тому времени я, конечно же, уже мог сказать банальные привет-пока, но на больше я был неспособен. По-русски я слабо мог читать, писать я вовсе не мог. Пускай я и понимал, что мне говорят и что хотят от меня, в ответ сказать ничего не мог. Ох уж эти языковые барьеры.

И вот моя замечательная классная руководительница, Людмила Владимировна (до сих пор помню эту красивую женщину, которая безумно была стройна и похожа на немку), днями напролет занималась со мной после уроков. Она учила меня произношению русских букв, грамоте речи и письма.

Благодаря ей, не буду врать, я сейчас разговариваю без акцента, не уступая среднестатистическому россиянину в качестве своей речи и письма.

В аттестате за 9 класс имел только 1 пятерку. И сами можете догадаться, по какому именно предмету 😉

Мне кажется, что раз человек пошел работать учителем и взял на себя ответственность обучать детей и прививать им определенный склад ума и определенные аспекты мировоззрения, то он должен искать сугубо индивидуальный подход для того, кто выбивается на фоне остального класса по показателям успеваемости.

Источник: yandex.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru