Реализуемая программа обучения в вузе это

Как учатся в ВУЗе, как проходит сам процесс обучения ?

Как проходит процесс обучения в институте ?

комментировать
в избранное
Assor­ ti [106K]
3 года назад

В любом вузе нашей страны образовательная деятельность регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом. Причём такой стандарт имеется на каждое направление/специаль­ ность подготовки. В нём регламентируется абсолютно всё, от языка, на котором должно вестись обучение до количества часов и срока обучения студента.

В этих же Стандартах на каждое направление/специаль­ ность прописаны области и объекты профессиональной деятельности выпускника этого направления, виды его профессиональной деятельности, указаны задачи, которые он будет должен уметь решать и какими общекультурными и профессиональными компетенциями должен уметь владеть по окончании обучения.

Также Стандартом устанавливаются требования к структуре программы бакалавриата (прикладного и академического)/спец­ иалитета/ магистратуры. Что представляют собой блоки этих программ, я описывать не буду, это долго и нужно знать только учебному отделу, преподавателям и учёным секретарям кафедр, распределяющим нагрузку.

Дистанционное образование. Плюсы и минусы дистанционного обучения. Вся правда об онлайн образовании.

Кроме того, в Стандарте описаны требования к условиям реализации программ, т.е. материально – техническая база вуза, квалификация научно – педагогических работников и учебно – методическое обеспечение программы.

А дальше утверждается рабочий учебный план, в котором расписываются по семестрам на весь период обучения, изучаемые дисциплины (количество часов лекций, лабораторных и практических занятий), экзамены, зачеты, практики, каникулы. На основании этого плана каждому преподавателю составляется свой индивидуальный план, в котором указываются все дисциплины и часы к ним, которые он должен вести.

Всё это подаётся в диспетчерскую и диспетчера составляют расписание занятий для студентов всех направлений и специальностей.

Студентам остаётся только узнать расписание, ходить на лекции, писать рефераты, считать курсовые, выполнять лабораторные работы, решать задачи на практических занятиях, сдавать зачёты и экзамены, т.е. делать всё, чтобы к концу обучения соответствовать требованиям, прописанным в Государственном образовательном стандарте. Подтвердить свою квалификацию они должны будут защите своих выпускных квалификационных работ.

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Реализуемая программа обучения в вузе это

В настоящее время происходит реформирование системы высшего профессионального образования, процесс перехода на стандарты третьего поколения. Возникает необходимость использования новых форм и методов обучения, совершенствования и разработки новых образовательных программ, направленных на подготовку высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда. Сложившаяся ситуация требует от образовательных учреждений проведения серьезных маркетинговых исследований рынка образовательных услуг, необходима ориентация на рынок труда, изучение спроса на специалистов, на уровень их подготовки с целью повышения конкурентоспособности выпускников ВУЗа.

Образование за рубежом: к чему нужно быть готовым? Заблуждения студентов о поступлении за границу

Проведение маркетинговых исследований, анализ и оценка его результатов позволяет постоянно совершенствовать содержательный аспект образовательных программ и влиять на уровень подготовки с учетом требований потребителей [1]. Например, принятию решения об открытии новой специальности или направления подготовки в ВУЗе должен предшествовать маркетинговый анализ внешней и внутренней среды, который предусматривает изучение мнений руководителей ведущих предприятий региона о том, какие специалисты понадобятся на предприятиях в ближайшее время, какие направления деятельности предприятий будут развиваться и т.д. Также важно провести маркетинговый анализ рынка образовательных услуг региона. Анализ внутренней среды включает изучение кадрового потенциала вуза, технической базы, наличие площадей, возможность финансирования.

Читайте также:
Программа для изменения голоса для записи звука

Особо остро в современном обществе стоит проблема трудоустройства выпускников высших учебных заведений. Степень ориентированности образовательных программ на рынок труда становится ключевым показателем эффективности высшего образования. Она реализуется через систематизированное взаимодействие образования и работодателей и формализуется в виде критериев и требований к выпускникам с точки зрения их текущей практической пригодности к занятости. Сегодня существенно возросла актуальность вклада бизнеса в определении задач и содержания образования. В развитии образования должны участвовать две равноправные стороны — работодатели и академическое сообщество, которые должны действовать сообща и согласованно при подготовке специалистов [2].

Поскольку образовательное учреждение действует в условиях существования двух рынков — рынка образовательных услуг и рынка труда — оно предлагает свои образовательные программы непосредственно для потребителей (студенты и слушатели), и опосредованно, через своих выпускников, рынку труда (организациям — потенциальным работодателям). Кроме того, важным заказчиком и покупателем образовательных программ является общество, представленное государственными органами, устанавливающими свои требования и стандарты к специалистам [3].

При планировании разработки и предложения на рынке новой образовательной программы необходимо обратить внимание на следующие условия: реализуемость новой образовательной программы, потенциал программы, экономическая эффективность программы. Академическая ценность программы не является единственным критерием, определяющим ее конкурентоспособность, но теми характеристиками, которые способствуют созданию превосходства данной программы над конкурирующими аналогами, что в значительной мере определяется эффективностью взаимодействия с потенциальными работодателями и уровнем маркетингового сопровождения образовательной программы. Изменения и уточнения, сделанные в образовательной программе, как в содержательной части, так и в педагогических формах и методах ее реализации, повысит эффективность реализации образовательной программы. Как и анализ изменений образовательных потребностей, обратная связь с выпускниками должна рассматриваться как постоянная деятельность образовательного учреждения [4].

Применение концепции маркетинга при разработке и реализации новой образовательной программы предполагает, во-первых, учет требований рынка труда (как местного, так и рынка труда других регионов) (принцип прямой связи); во-вторых, адаптацию учебного процесса на основе изучения ситуации на двух типах рынков, разработку блока дисциплин; в-третьих, воздействие на эти рынки с учетом их требований с помощью комплекса маркетинга (принцип обратной связи).

В ходе проведенного исследования о целесообразности открытия новой специальности на факультете иностранных языков Томского государственного университета был проведен анализ рынка труда и выявлен ряд государственных и коммерческих организаций — потенциальными работодателями для будущих специалистов. Для корректировки образовательной программы по открываемой специальности было проведено маркетинговое исследование, которое включало в себя несколько этапов: разработка анкеты для предприятий — потенциальных работодателей; рассылка анкет по некоторым предприятиям Томской области; сбор и анализ полученных данных анкетирования; корректировка учебного плана, согласно полученным данным; экспертная оценка учебного плана со стороны потенциальных работодателей; разработка модели взаимодействия с организациями при подготовке специалистов.

Как показали результаты проведенного исследования, организации готовы к сотрудничеству с ВУЗом по вопросам совместной разработки учебных программ, чтения спецкурсов для студентов, организации практик и стажировок, проведение семинаров, конференций, олимпиад. Кроме того, в указанных анкетах организации предложили ряд спецкурсов, которые, по их мнению, необходимы для включения в учебный процесс для повышения качества образования специалистов и готовности специалистов к осуществлению практической деятельности в организации в современных условиях. Чтение спецкурсов может осуществляться как преподавателями вуза, так и сотрудниками предприятий-партнеров.

Читайте также:
Как программа читает мысли

Таким образом, в ходе разработки новой образовательной программы в Томском государственном университете по результатам проведенного маркетингового исследования была обоснована потенциальная эффективность разработки и реализации данной программы для подготовки специалистов. Исходя из анализа проведенного анкетирования организаций — потенциальных работодателей для будущих специалистов, в учебный план включили ряд дисциплин, которые входят в региональный и вузовский компонент подготовки и соответствуют запросам и требованиям, предъявляемым к уровню подготовки специалистов со стороны работодателей. Перед окончательным утверждением разработанный учебный план прошел экспертную оценку со стороны представителей организаций — потенциальных работодателей, которая показала значимость дисциплин, представленных в Госстандарте, для формирования необходимых компетенций будущих специалистов. Проведение маркетинговых исследований позволил всесторонне изучить проблему разработки и реализации новой образовательной программы в Томском государственном университете и составить необходимые для этой цели документы, а также начать практическую реализацию разработанных планов и программ.

  1. Деревягина Л.Н., Лысенко А.Ю. Маркетинг образовательных услуг: Практическое руководство / НВТ-Дизайн. — М., 2001. — 228 с.
  2. Лукичев Г.А. О поисках эффективного взаимодействия высшего образования и работодателей // Экономика и образование, №4, 2005. — С.5-30.
  3. Мизинцева М.Ф., Зверева Т.Ю. Современные тенденции развития высшего образования: Российский и мировой опыт // Эконом. наука современной России, №4(43), 2008. — С.143.
  4. Шишов С.А. Инновационное общество и образование // Экономика образования, №2(39), 2007. — С. 26-32.

Источник: expeducation.ru

В ЮГУ будет реализовываться программа «Обучение служением»

Добро пожаловать на обновленный сайт
Югорского государственного университета!

На данный момент мы заканчиваем работы по наполнению и доработке функционала, просим вас отнестись с пониманием.

Перейти на старую версию сайта можно по ссылке.

Задай вопрос

Проректор по молодежной политике и воспитательной работе Югорского государственного университета Лариса Журавлева совместно с преподавателем Центра образовательного инжиниринга Алдабергеном Панаевым приняли участие в программе повышения квалификации «Внедрение методики «Обучение служением».

Образовательный интенсив проходил с 4 по 7 июля в городе Пятигорск на базе Центра знаний «Машук». Он объединил более 182 представителей из 100 российских вузов и 1 колледжа.

Участники познакомились с особенностями образовательной технологии и подготовки к внедрению модуля в работу вузов. Программа повышения квалификации включала базовые знания о специфике педагогического подхода в рамках «Обучения служением», знакомство с особенностями этапов жизни общественно значимых проектов, их развития и сопровождения.

«Обучение служением» — это методика обучения, которая сочетает изучение академических дисциплин с формированием навыков общественно полезной работы, обеспечивает интеграцию обучения и социальной практики, позволяет студентам применять профессиональные и развивать надпрофессиональные компетенции в работе с социальным заказом НКО, органов власти и локальных сообществ, получать практический опыт и приносить пользу обществу. «Обучение служением» — разновидность проектного подхода в образовании, благодаря которому учащиеся вовлечены в развитие социальных и экологических проектов и решение конкретных задач помощи людям.

«Возможность каждому студенту сделать значимое дело в своей жизни — такую цель ставит Министерство образование и науки РФ, внедряя программу «Обучение служением» в российских университетах с сентября этого года. ЮГУ войдет в 100 пилотных вузов России, где с началом учебного года курс «Обучение служением» будет внедрен в образовательный процесс. При внедрении методики не может быть универсальных вариантов, каждый университет найдет свои подходы и решения, основываясь на специфике региона. Социальная значимость проектов, практический опыт, получаемый студентами в процессе решения предложенных кейсов, делают методику важной и ценной», – отметила Лариса Журавлева.

Читайте также:
Специалист проверяющий программу на ошибки 6

По мнению Алдабергена Панаева основная цель программы — это возможность каждому студенту повлиять на социальную жизнь города и региона, применяя свои знания через проектную деятельность: «Это позволит обучающимся увидеть возможности своего влияния на изменение и развитие общества в котором живут. А вуз, реализуя программу, сможет выполнять «третью миссию университета» — будет играть еще большую и значимую роль в социально-экономической жизни региона».

Также в открытой дискуссии «Обучение служением как способ формирования гражданской идентичности студентов в России», состоявшейся в рамках программы, приняли участие Ольга Петрова, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации, Артем Метелев , председатель Совета Ассоциации волонтерских центров и руководитель платформы ДОБРО.РФ, Дмитрий Земцов, проректор НИУ «Высшая школа экономики».

«С 1 сентября 2023 модуль «Обучение служением» уже включается в образовательные программы вузов, — подтвердила Ольга Петрова. — Минобрнауки России активно сотрудничает с Ассоциацией волонтёрских центров, НИУ ВШЭ, Росмолодёжью. Наша задача — предложить форматы внедрения, которые бы гармонично вписались в образовательные программы. Есть университеты, в которых данный модуль уже интегрирован. Запрос на служение четко выражен у большого числа студентов, это мы видим по участию в движении #МыВместе, в работе Добро.Центров, в деятельности патриотических клубов #ЯГоржусь, в волонтерских мероприятиях. Три дня программы позволили выработать форматы реализации модуля, которые мы будем использовать в новом учебном году».

«Участники нашей программы — та самая «ядерная группа», которую закон диффузии инноваций относит к инноваторам и ранним последователям (16%), — сказал Артем Метелев. — За ними в следующем году присоединится раннее большинство, а уже потом — все остальные. Постепенно, но последовательно мы создадим условия, когда каждый молодой человек сможет увидеть результат и свою пользу для страны, еще будучи студентом. «Обучение служением» — это не про волонтерство. В отличие от него, методика предполагает обязательную сшивку с учебным планом студента и профессиональную направленность. Миллионы студентов по всему миру сегодня решают общественно-значимые задачи еще на этапе своего обучения: изучают как справиться с малярией, запускают технологические инициативы, разрабатывают мобильные приложения. В России накоплен большой опыт проектного обучения с социальным эффектом и наша задача его масштабировать, сделав нормой для всей высшей школы (а затем — и для колледжей)».

Дмитрий Земцов назвал «Обучение служением» драйвером для изменения основной образовательной программы: «Сейчас настало время активного вовлечения НКО, общественных проектов и местных сообществ — без наполнения программы жизнью и смыслами «Обучение служением» останется формальностью, программа будет иметь полезность для студента только тогда, когда студент будет осознавать значимость своей деятельности и видеть её результат. Не менее важно для нас в качестве союзника иметь руководителя образовательной программы и несколько преподавателей, которые могли бы заточить свои курсы под задачи «Обучения служением».

Отметим, программа была организована Ассоциацией волонтерских центров совместно с НИУ «Высшая школа экономики» в Центре знаний «Машук» — совместном проекте Российского общества «Знание» и Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь). С 1 сентября курс «Обучение служением» запустят в 100 пилотных вузах России, в том числе и в Югорском госуниверситете.

Источник: www.ugrasu.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru