Реализуемая образовательная программа что это такое

3 Вопрос) Образовательные программы: понятие, правовая природа и структура. Классификация образовательных программ.

Образовательные программы являются, наряду с образовательными стандартами одним из наиболее значимых структурных элементов российской системы образования (ст. 8 Закона РФ «Об образовании»). И так же, как стандарты, образовательные программы выступают и объектом, и средством правового регулирования образовательных отношений. Этим и обусловливается необходимость обращение к понятию и иным характеристикам образовательной программы в настоящем пособии.

В литературе и в образовательно-нормотворческой практике сложилось несколько подходов к толкованию содержания понятия «образовательная программа». Чаще всего под ней понимается:

— документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический план и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения;

Технология проектирования программы развития образовательной организации

— нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата;

— индивидуальный образовательный маршрут учащегося при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой;

— совокупность учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребенка, направленных на его самореализацию, достижение им определенного уровня образованности, гармонического развития и адаптации в социальной среде;

— организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с различными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования;

— определение «образа будущего» и организация собственной деятельности в движении к нему.

Исходя из сказанного выше, представляется, что все представленные подходы к понятию образовательной программы отражают собой определенную грань этого элемента системы образования и уже по этой причине не могут быть игнорированы при анализе. Отсутствие же законодательной дефиниции образовательной программы дает основания рекомендовать законодателю исправить такое положение. В проекте Общей части Кодекса РФ об образовании разработчик также не дают определения этого понятия, что следует квалифицировать как недостаток проекта.

Представляется, что образовательную программу целесообразно определить как образовательно-правовой и управленческий документ, разрабатываемый на основе государственного образовательного стандарта и в соответствии с ним, содержащий перечень требований (предметов, навыков, знаний, объёма учебной нагрузки и т.д.), соблюдение которых необходимо для получения образования определённого уровня и соответствующего документа об образовании., принимаемый и реализуемый образовательным учреждением самостоятельно.

Топ — 3 образовательные программы для иностранных студентов

Общеобразовательные программы призваны обеспечить социализацию личности, направлены на формирование культуры, создание основы для сознательного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

С учетом уровня общеобразовательные программы подразделяют на программы образования:

• среднего (полного) общего.

Эти программы являются преемственными, т.е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.

Для обучающихся с отклонениями в развитии на базе основных программ разрабатываются специальные программы, позволяющие учесть психофизические особенности и возможности обучающихся.

К основным образовательным программам относятся:

1. Основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.

2. Основные профессиональные образовательные программы:

1) образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

2) образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

3. Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1. Дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные пред-профессиональные программы.

2. Дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Большое распространение сегодня получили модифицированные образовательные программы, в которых сохраняются основные параметры содержания предметных программ, но изменяются средства, методики, способы, формы реализации цели и задач, что не требует от педагога большого творческого напряжения.

В настоящее время в российских школах, к примеру, достаточно широко используется два вида учебных программ: типовые и рабочие учебные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые (примерные) программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы разрабатываются соответствующим органом исполнительной власти, служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ и носят рекомендательный характер.

пояснительная записка или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин, преподаваемых в рамках общеобразовательной школы или соответствующей специальности в учреждениях профессионального или послевузовского образования;

методические рекомендации по вопросам определения путей реализации программы, методов, организационных форм, средств обучения, оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах в последние года обоснованно уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет преподавателю проявить творческий подход к разработке рабочей программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности;

учебно-методическое обеспечение программы– список используемых в образовательном процессе учебной, научной, словарно-справочной литературы (основной и дополнительной), нормативно-правовых источников, наглядные и технические средства обучения и др., без которых эффективность аудиторной и самостоятельной работы, не говоря уже о дистанционном образовании, будет сведена к нулю.

Источник: studfile.net

Образовательные программы и формы их реализации

В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, а ч.10 ст. 13 Федерального закона об образовании запрещает органам публичной власти вмешиваться в деятельность организаций, осуществляющих образовательный процесс и изменять учебный план и учебный график их деятельности.

Новеллой Федерального закона об образовании является установление основ механизма разработки образовательных программ, в том числе их экспертиза уполномоченными органами власти и включение примерных основных образовательных программ в реестр, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной. Для проведения экспертизы примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Читайте также:
Медиа джет что это за программа и нужна

При изучении правового статуса образовательной организации нами было установлено, что образовательная организация обладает автономией при организации образовательного процесса. На законодательном уровне представлены общие требования к реализации образовательных программ, в том числе к формам реализации образовательных программ, образовательным технологиям, формам получения образования и формам обучения.

До Федерального закона об образовании на законодательном уровне не содержались самостоятельные нормы, посвященные требованиям, предъявляемым к реализации образовательных программ. Федеральный закон об образовании позволяет применять модульный принцип обучения, когда изучение дисциплины не завершается в одном учебном цикле и понятие «зачётная единица» (единицы измерения трудоёмкости учебной нагрузки, включающей в себя все виды деятельности, предусмотренной учебным планом). Зачетная единица является основой для аттестации обучающихся по очередному циклу изучаемого предмета (дисциплины). Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе устанавливается ФГОС или образовательным стандартом, а также организацией, осуществляющей образовательную деятельность – для дополнительных образовательных программ.

Федеральный закон об образовании предусматривает две формы реализации образовательных программ: образовательной организацией самостоятельно и с использованием сетевой формы.

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Сетевая форма обучения позволяет аккумулировать усилия нескольких организаций, как российских, так и зарубежных, как образовательных, так и практических для реализации образовательных программ. Такой подход к освоению образовательных программ позволяет решить следующие задачи:

1). Экономию денежных средств за счёт объединения усилий нескольких организаций над решением общей задачи, отвечающей интересам всех участников такого образовательного альянса;

2). Углублённое изучение обучаемыми отдельных образовательных программ, имеющих прикладное или межотраслевое (межгосударственное) значение;

3). Приобретение обучаемыми практических навыков и углублённое овладение ими будущей профессией (специальностью);

4). Использование практикующей организацией рабочей силы для достижения прикладных результатов.

Организация сетевых форм реализации образовательных программ осуществляется на основании договоров. Содержание договора о сетевой форме реализации образовательных программ регулируется ст. 15 Федерального закона об образовании. Так, в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, участвующих в сетевой форме реализации образовательных программ, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, участвующими в сетевой форме реализации образовательных программ, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Кроме того, Федеральный закон об образовании содержит отдельную норму, связанную с правовым регулированием применяемых образовательных технологий. Речь идет о применении в образовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий регулируется также Приказом Минобрнауки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»[15].

Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащихся в базах данных и используемых при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Иными словами, при электронном обучении компьютер и его инфраструктура используется как вспомогательный инструмент при личном контакте обучаемого и преподавателя, а при дистанционном – как основой источник (передатчик) информации от учителя к ученику.

Основное условие использования рассматриваемых технологий состоит в разрешении на этот вид деятельности, полученной от Министерства образования и науки или от его территориальных управлений.

Также в число требований к этим формам обучения входят: обеспечение качества обучения; сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны.

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения образовательная организация обеспечивает доступ обучающихся, независимо от места их нахождения, к электронной информационно-образовательной среде, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей. Образовательным учреждениям следует руководствоваться Методическими рекомендациями по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ, доведенных Письмом Минобрнауки РФ от 10.04.2014 № 06-381[16].

При реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий образовательная организация обеспечивает доступ обучающихся к электронной информационно-образовательной среде, представляющей собой совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, необходимых и достаточных для организации опосредованного (на расстоянии) взаимодействия обучающихся с педагогическим, учебно-вспомогательным, административно-хозяйственным персоналом, а также между собой.

Образовательная организация вправе:

– реализовывать образовательные программы исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

– самостоятельно устанавливать нормы времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых педагогическими работниками.

Допускается введение специфичных для электронного обучения и дистанционных образовательных технологий видов работ, выполняемых педагогическими работниками. При реализации образовательной программы образовательная организация, самостоятельно определяет объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

В случае реализации образовательной программы или ее отдельных модулей исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается отсутствие аудиторной нагрузки. При применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается составление индивидуальных учебных планов и календарных учебных графиков в пределах сроков освоения соответствующей образовательной программы. Образовательная организация устанавливает порядок и формы доступа к используемой ею электронной информационно-образовательной среде при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная организация вправе предоставить обучающимся возможность индивидуальной и/или коллективной работы в территориальных центрах доступа на площадях своих подразделений или партнерских организаций, с которыми оно заключает соответствующий договор об оказании услуг. С использованием территориальных центров доступа образовательная организация вправе организовывать мероприятия текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации, дополнительные вступительные испытания профильной направленности, возлагая на партнерскую организацию задачу идентификации личности обучаемого и контроля соблюдения условий прохождения мероприятий.

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения образовательная организация обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников. управленческого и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическому комплексу, размещенному в электронной информационно-образовательной среде и включающему: учебный план образовательной программы, индивидуальный учебный план обучающегося, программу учебного предмета (дисциплины, модуля, учебного курса), комплект электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих все виды работы в соответствии с программой учебного предмета (дисциплине, учебному курсу), включая практикум или практическое пособие, средства для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса).

Читайте также:
Что за программа html help workshop

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная организация обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических работников, управленческого и учебно-вспомогательного персонала путем организации переподготовки, повышения квалификации. Требуемый уровень подготовки определяется профессиональным стандартом, если стандарт имеется для соответствующей категории работников. Образовательная организация при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вправе вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями действующего законодательства, в частности, к обработке персональных данных и использованию электронных подписей. Образовательная организация при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организует учебно-методическую помощь обучающимся.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 7634 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Образовательная программа общеобразовательной организации

При лицензировании образовательной деятельности общеобразовательной организации соискатель лицензии обязан представить образовательную программу. В ряде случаев это вызывало определенные трудности. Новый закон об образовании расставил теперь все точки над i.

Вот как трактуется это понятие в законе об образовании:

Таким образом, образовательная программа является обязательным локальным актом общеобразовательной организации, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса учреждения, призванного организовать взаимодействие между компонентами учебного плана, учебными программами, этапами изучения предметов, ступенями образования, и является программой деятельности администрации, учителей, родителей, обучающихся.

Образовательная программа, как локальный акт, самостоятельно разрабатывается и утверждается общеобразовательной организацией в соответствии с установленным её уставом порядком.

Анализ образовательных программ различных общеобразовательных учреждений показывает, что в практике используются различные структуры программ.

Например, одни из них выстраивают образовательную программу по разделам:

Раздел 1. Миссия школы, цели и задачи образовательной программы

  • Информационная справка.
  • Анализ образовательного пространства школы.
  • Актуальность развития школы в современных условиях.
  • Концептуальные основы развития школы.
  • Приоритетные направления, цель и задачи школы.

Раздел 3. Контроль реализации образовательной программы школы

  • Система внутришкольного контроля.

Раздел 4. Основные мероприятия по реализации программы

  • Первоочередные направления работы по реализации образовательной программы.
  • Внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания.
  • Профессиональное развитие учителя и педагогического коллектива школы.
  • Модель выпускника начальной, основной и средней школы.
  • Ожидаемый результат реализуемой образовательной программы.

Раздел 5. Управление программой.

Другие общеобразовательные учреждения при построении образовательных программ используют модульный принцип:

Введение (паспорт программы).

Модуль 1. Информационная справка о школе: характеристика ОУ, особенности организации ОП, кадровое и материально-техническое обеспечение учебного процесса, годовой календарный график.

Модуль 2 .Анализ деятельности педколлектива, обоснование образовательной программы: результаты ОП, основные способы их достижения, противоречия ОП, конкурентные преимущества школы.

Модуль 3 . Цели, задачи, концепция образовательной программы.

Модуль 4. Программно-методическое обеспечение: учебный план, рабочие программы учебных предметов, другие программы, информационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение.

Модуль 5 . Аттестация обучающихся.

Модуль 6 . Мероприятия по реализации программы: внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, инновации, технологии, профессиональное развитие педагогов.

Модуль 7 .Результаты реализации образовательной программы: система оценки, критерии, показатели, модель выпускника.

Модуль 8 . Мониторинг результатов реализации образовательной программы.

Модуль 9 . Управление образовательной программой.

В любом случае, как следует из определения образовательной программы, представленного в законе об образовании, в её структуре должны быть отражены:

PS. В переводе с греческого слово «программа» означает «распо­ряжение, объявление».

8 thoughts on “ Образовательная программа общеобразовательной организации ”

ИмяОльга Смирнова :

с 2013-14 года 1 класс стал заниматься по линии Школа 2100 Надо ли вкладывать в образовательную программу календарно-тематическое планирование сразу на 4 года? Или добавлять материал постепенно, класс за классом?

Уважаемая Ольга!
Приносим Вам наши извинения. По подобным вопросам блог не консультирует. Советуем обратиться в муниципальную или региональную методическую службу.

Может ли школа в учебный план для 10-11 классов включать не все предметы из вариативной части федерального компонента БУП 2004. Например, исключить изучение в 10,11 классах МХК и технологию.

Добрый день, Ирина! Образовательная организация формирует Учебный план самостоятельно на основе регионального или федерального БУП. Учебный план состоит из инвариантной (обязательной (федеральный компонент)) и вариативной (региональный, школьный компонент) частей. Поэтому вопрос решается, исходя из того, чей это компонент.

Спасибо, речь идет о вариативной части федерального компонента, в нем перечислены и МХК и технология в 10,11 классах, но компонент вариативный (подчеркиваю). Потому вопрос все тот же: «Обязательно МХК и технология или нет?»

Добрый день, Ирина! Все зависит от профиля обучения. Поясним подробнее.
1.Учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.
Обязательными базовыми учебными предметами являются: «русский язык», «литература», «иностранный язык», «математика», «история», «физическая культура», а также интегрированный учебный предмет «обществознание (включая экономику и право)» и интегрированный учебный предмет «естествознание». Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.
Набор образовательных областей остается инвариантным, тогда как их наполнение конкретными предметами может заметно отличаться в разных регионах, в разных школах.
2. Часы обязательной вариативной части используются на предметы инвариантной части Базисного учебного плана (в том числе и для углубленного изучения), на введение дополнительных курсов (экология, экономика, этика, ритмика, уроки развития и т. д.), курсов по выбору для учащихся 10–11-х классов, индивидуальных учебных планов для одаренных учащихся.
3.Советуем ознакомиться с пояснительной запиской школьного учебного плана.

Наталья :

Вопрос немного размытый, но все же… Коррекционная работа. С 2016 года, с введением ФГОС ОВЗ и адаптированных программ, этот раздел ООП стал «некорректен». Работу с ОВЗ нам, администрации, в Управлении велели из «коррекционки» убрать и заменить на работу с неуспевающими. Насколько это правомерно?

Не будет ли этот шаг нарушением требований к содержанию ООП?

eduinspector :

Добрый день, Наталья! Для официального ответа советуем обратиться в региональный орган управления образованием.

Источник: eduinspector.ru

Условия реализации и разработка образовательной программы

Понятие образовательной программы и условия ее реализации

Программа (от греч. programma — объявление, распоряжение) — в широком смысле [1] :

В любом случае, по мнению А. М. Короля [2] , это некий документ, сформулированный чаще всего в текстовом виде, программирующий деятельность. Какой будет данная деятельность, если она осуществляется образовательной организацией?

Для ответа на данный вопрос обратимся к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», согласно ст. 12 которого образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Это означает, что образовательная программа характеризует модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.

Согласно ФГОС дошкольного образования, программа направлена на:

  • • создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
  • • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

В условиях внедрения ФГОС дошкольного образования сразу разработать образовательную программу детского сада невозможно. Прежде этого должны быть опубликованы и утверждены:

  • • положение о реализации ФГОС дошкольного образования;
  • • методические рекомендации по реализации ФГОС дошкольного образования;
  • • примерные общеобразовательные программы дошкольного образования.

На время такого перехода в дошкольной образовательной организации разрабатывается так называемая «дорожная карта». Она включает несколько шагов и опирается на «дорожную карту» внедрения ФГОС в систему дошкольного образования в России 1 :

Читайте также:
Что за программа mipony

План отражает следующие задачи:

  • 1) разработать локальные нормативные акты, регулирующие подготовку и введение ФГОС;
  • 2) разработать проект Основной образовательной программы;
  • 3) обеспечить методическое сопровождение педагогов, участвующих в пилотном проекте по введению ФГОС.

При этом мероприятия плана группируются по следующим аспектам:

  • — нормативно-правовой;
  • — организационно-управленческий;
  • — информационно-методический;
  • — кадровый;
  • — материально-технический;
  • — финансово-экономический.

В качестве комплексного направления выступает соответствие условий реализации образовательной программы требованиям ФГОС дошкольного образования. К ним относятся кадровые, финансово-экономические и материально-технические условия.

Требования к материально-техническим условиям реализации программы включают 1 :

  • 1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
  • 2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
  • 3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
  • 4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
  • 5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы)).

Данный раздел должен также содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Отдельно прописываются условия организации предметно-развивающей среды детского сада.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- I фостранствен н ым окружен ием;
  • • возможность самовыражения детей.

В целях эффективной реализации программы должны быть созданы методические условия для:

  • • профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;
  • • консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в слз’чае его организации);
  • • организационно-методического сопровождения процесса реализации программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Источник: studme.org

Реализуемая образовательная программа что это такое

Общеобразовательные программы(основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программынаправлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается, как уже отмечалось, соответствующим государственным образовательным стандартом. Что касается нормативных сроков освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то они определяются базовыми законами образованиями и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Все образовательные программы, как видно из приведенного перечня их видов, подразделяются наосновныеидополнительные.Главное отличие между ними состоит в том, что дополнительные образовательные программы не основываются на образовательных стандартах. Их задачей является обычно более полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности. Уместно отметить, что именно дополнительные программы непосредственно и тесно связаны с образовательными услугами, о чем в последующих главах будет сказано подробнее.

Появление инновационных и альтернативных школ, признание государством право на эксперимент в образовании стали серьезными факторами поддержки педагогического творчества. Право на авторскую программу имеют все педагогические работники.

Педагоги имеют право самостоятельного выбора темы, содержания, объема такой программы, они могут использовать для своей деятельности примерные образовательные программы разных уровней и направленности общего или профессионального образования, могут разработать новую программу, в соответствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями. Это может быть предметная учебная программа одной тематической направленности или комплексная интегрированная программа, сочетающая разные тематические направления, образовательные области или области деятельности. Для авторских программ характерны особенности логики построения курса, глубина поднимаемых в них вопросов, теорий, характером их освещения автором программы. Эти программы чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору учащихся, факультативов или более глубокого изучения отдельных тем традиционных учебных курсов. Такие программы утверждаются в установленном в образовательном учреждении порядке.

Большое распространение сегодня получилимодифицированные образовательные программы, в которых сохраняются основные параметры содержания предметных программ, но изменяются средства, методики, способы, формы реализации цели и задач, что не требует от педагога большого творческого напряжения.

В настоящее время в российских школах, к примеру, достаточно широко используется два вида учебных программ: типовые и рабочие учебные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые (примерные) программыочерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы разрабатываются соответствующим органом исполнительной власти, служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ и носят рекомендательный характер.

пояснительная записка или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин, преподаваемых в рамках общеобразовательной школы или соответствующей специальности в учреждениях профессионального или послевузовского образования;

методические рекомендациипо вопросам определения путей реализации программы, методов, организационных форм, средств обучения, оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах в последние года обоснованно уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет преподавателю проявить творческий подход к разработке рабочей программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности;

учебно-методическое обеспечение программы– список используемых в образовательном процессе учебной, научной, словарно-справочной литературы (основной и дополнительной), нормативно-правовых источников, наглядные и технические средства обучения и др., без которых эффективность аудиторной и самостоятельной работы, не говоря уже о дистанционном образовании, будет сведена к нулю.

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания

1. В чем, на Ваш взгляд, состоит целесообразность и/или необходимость государственных образовательных стандартов? Насколько связано качество современного образования с введением этого образовательного института?

2. Раскройте политическую, правовую и управленческую природу образовательных стандартов.

3. С чем связано, на Ваш взгляд, многообразие смыслов понятия «образовательная программа»? Как соотносится это понятие с понятием «учебная программа»?

4. Какие виды образовательных и учебных программ существуют? Какие признаки положены в основу их классификации?

5. Какое место занимают ГОС и образовательные программы в механизме правового регулирования системы образования?

6. На основе анализа Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определите: а) принципы, на которых базируется разработка ГОС и образовательных программ, б) субъекты разработки, принятия, реализации ГОС и образовательных программ и контроля за их соблюдением.

Источник: fcoz.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru