Цель – сделать человека вновь полноценным членом общества – также важна, как и излечение от самой болезни.
В медицине на этот счет есть два термина: абилитация и реабилитация. Абилитация – это процесс развития функций организма, которые до этого вовсе отсутствовали или были недостаточными с рождения. То есть человек был в том или ином аспекте неполноценным изначально.
Реабилитация, исходя из основного описания этого термина, опубликованного Генеральной Ассамблеей ООН (1993 год), является работой по возвращению или замещению физических, когнитивных или психических функций пациента, которые были нарушены из-за болезни или механического повреждения. Сама по себе реабилитация направлена на повышение качества жизни пострадавшего не только в физическом плане. В процессе восстановления учитываются такие потребности пациента, как возвращение на работу, контакты с социумом, оформление всех необходимых документов на лечение, получение пособия и прочее.
Индивидуальный курс реабилитации или абилитации
Реабилитация в профессиональном учреждении направлена на восстановление первоначальной функциональности организма или научение пациента пользоваться специальными устройствами, чтобы справиться со своими потребностями другим путем. Реализация этих задач требует много времени и должна быть спланирована в соответствии с персональными данными больного.
Реабилитационная программа при лечении зависимостей: что в себя включает и как проходит?
Только индивидуальная работа позволяет вернуть прежние способности человека за максимально короткий период и улучшить его самочувствие. Такие условия достигаются исключительно в рамках стационарного лечения в специализированном медицинском учреждении. В медицинском центре созданы все условия для восстановления каждого аспекта здоровья пациентов в соответствии с мировыми стандартами лечения.
В центре реабилитации Эвексия процесс восстановления проводится на основе мультидисциплинарного подхода, который обеспечивает оптимальные результаты в соответствии с лучшими прогнозами. Пациенты проходят лечение у разных врачей, каждый из которых работает с определенным отклонением. В результате больной своевременно получает все необходимые терапии и быстро идет на поправку.
Ключевые аспекты реабилитационного процесса
Учитывая основные цели реабилитации, восстановление делится на работу над физическими, психическими, профессиональными, социальными и экономическими способностями пациента. По каждому направлению существуют свои задачи и способы их выполнения. При этом комплексная реабилитация реализуется в рамках следующих условий.
- Начало терапий сразу после основного лечения.
- Доступ ко всем современным и проверенным методам.
- Комплексное назначение разных эффективных терапий.
- Составление индивидуального курса.
- Планирование нескольких этапов реабилитации, плавно переходящих друг в друга.
- Все восстановительные терапии помогают улучшить социальные навыки больного.
Данные факторы помогают сделать восстановление максимально эффективным и полезным для пациента. Также очень важно, чтобы больной знал и понимал пользу и механизм работы каждой назначаемой процедуры.
Что такое реабилитация? Объясняющий видеоролик.
В процессе лечения обязательно должен фиксироваться результат. В нашей реабилитационной клинике мы руководствуемся шкалой динамики реабилитации больного, которую используют по всему миру. Полное название схемы – The Functional Independence Measure.
Задачи процесса реабилитации
У каждого направления реабилитации есть определенные задачи. Рассмотрим подробнее направление физиологического (медицинского) восстановления. Главной задачей терапии является применение разных методов, которые дадут оптимальный результат при возвращении нарушенных физических способностей или помогут пациенту научиться удовлетворять свои потребности самостоятельно иным путем.
Задачи физиологического восстановления включают в себя:
- возвращение прежних трудовых навыков, чтобы пациент мог выполнять прежнюю работу;
- предотвращение развития других патологий по причине ослабления организма из-за основного заболевания.
Способы выполнения приведенных выше требований включают в себя комплекс терапий: лекарственную, физиотерапию, психологические тренинги, процедуры для восстановления рефлексов, мануальную терапию и прочее. Все эти виды лечения проводятся одновременно только в специальных медицинских учреждениях, к которым не относятся санатории и профилактории.
Основные этапы восстановления пациента
Существует три основных этапа физического восстановления.
- Стационарное лечение.
- Реабилитация в клинике.
- Завершение восстановления амбулаторно.
Реабилитация
Реабилитация или восстановительное лечение — это процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Восстановительное лечение необходимо, когда у больного значительно снижены функциональные способности, способности к обучению, нарушены трудовая деятельность, социальные отношения и т. д. Восстановительное лечение является частью Вашего ежедневного ухода за больным.
Обычно при уходе Вы умываете, кормите больного, перестилаете ему постель и выполняете другие манипуляции, которые облегчают течение болезни. При восстановительном уходе Ваша главная цель состоит в том, чтобы помочь больному стать функционально полноценным и независимым от посторонней помощи насколько это возможно, несмотря на то, что он не может быть таким, как прежде.
Восстановительный уход уменьшает последствия болезни, а у людей с инвалидностью — последствия инвалидности. При восстановительном уходе помогайте своим больным, но не делайте ничего за них. По возможности старайтесь, чтобы больной самостоятельно выполнял правила общей гигиены, например, чистил зубы, умывался, причесывался, принимал пищу.
Прежде, чем выполнять какие либо действия по уходу, узнайте у больного, что он может делать самостоятельно, и поощряйте его это делать. Не забывайте о том, что в связи с болезнью и ее последствиями больные могут утратить повседневный бытовые навыки, которыми они владели до болезни.
Вовлечение больного в занятия поможет ему приобрести навыки и способности, необходимые для преодоления жизненных проблем. Поэтому больного необходимо постепенно обучать этим навыкам и дать ему возможность приспособиться к болезни и жить более полноценно. В тех случаях, когда возможности больного выразить свои потребности и желания ограничены, Вам необходимо помочь больному активизировать свое участие в освоении навыков. Больному нужно объяснить задание, которое он должен выполнить.
Правила работы с пациентом
- Используйте краткие, конкретные предложения.
- Больному следует давать ясные инструкции и просить его повторить Ваши инструкции, чтобы выяснить, понял ли он их.
- Иногда больному нужно продемонстрировать ту или иную процедуру, чтобы он смог ее воспроизвести.
- Будьте терпеливы к больному при обучении его навыкам.
- Всегда поощряйте его участие в освоении навыков.
- Поощряйте больного выполнять задание самостоятельно.
- Говорите больному о его способностях и удачах при выполнении задания; не заостряйте внимание на недостатках.
В период восстановительного лечения выполнение реабилитационных мероприятий нужно начинать как можно раньше. Для каждого больного составляется индивидуальная программа реабилитации, которая представляет собой перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей пациента к бытовой, социальной, профессиональной деятельности в соответствии с его потребностями, кругом интересов, с учетом прогнозируемого уровня его физического и психического состояния, выносливости и т.д. Программа реабилитации составляется и реализуется только при согласии пациента или его законного представителя.
Принципы выполнения программы реабилитации
- Последовательность (определение показаний к реабилитации, установление настоящего состояния пациента при расспросе и клиническом осмотре, а также при психологическом и социальном обследовании, определение целей и задач реабилитации, составление плана реабилитации, проверка эффективности реабилитации и ее коррекция, достижение запланированных целей реабилитации, заключение реабилитационной команды и ее рекомендации).
- Комплексность (в процессе реабилитации решаются вопросы лечебного, лечебно-профилактического плана, проблемы определения трудоспособности пациента, его трудоустройства, трудового обучения и переквалификации, вопросы социального обеспечения, трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношений пациента и его семьи, общественной жизни).
- Непрерывность (восстановительное лечение проводится, начиная с момента возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество с использованием всех организационных форм реабилитации).
Этапы определения реабилитационной программы
- Проведение реабилитационно-экспертной диагностики. Тщательное обследование больного или инвалида и определение его реабилитационного диагноза служат той основой, на которой строится последующая программа реабилитации. Обследование включает в себя сбор жалоб и анамнеза пациентов, проведение клинических и инструментальных исследований. Особенностью этого обследования является анализ не только степени повреждения органов или систем, но и влияние физических дефектов на жизнедеятельность пациента, на уровень его функциональных возможностей.
- Определение реабилитационного прогноза — предполагаемой вероятности реализации реабилитационного потенциала в результате проведения лечения.
- Определение мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, позволяющих пациенту восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, социальной или профессиональной деятельности.
Виды реабилитационных программ и условия проведения
- Стационарная программа. Осуществляется в специальных отделениях реабилитации. Она показана пациентам, которые нуждаются в постоянном наблюдении медицинскими работниками. Эти программы обычно эффективнее других, поскольку в стационаре больной обеспечен всеми видами реабилитации.
- Дневной стационар. Организация реабилитации в условиях дневного стационара сводится к тому, что пациент живет дома, а в клинике находится только на время проведения лечебных и реабилитационных мероприятий.
- Амбулаторная программа. Осуществляется в отделениях восстановительной терапии при поликлиниках. Пациент находится в отделении поликлиники только на время проводимых реабилитационных мероприятий, например, массажа или лечебной физкультуры.
- Домашняя программа. При осуществлении этой программы пациент все лечебные и реабилитационные процедуры принимает дома. Эта программа имеет свои преимущества, так как пациент обучается необходимым навыкам и умениям в привычной домашней обстановке.
- Реабилитационные центры. В них пациенты участвуют в реабилитационных программах, принимают необходимые лечебные процедуры. Специалисты по реабилитации обеспечивают пациента и членов его семьи необходимой информацией, дают совет относительно выбора реабилитационной программы, возможности его осуществления в различных условиях.
Обычно восстановительное лечение начинается в стационаре и продолжается затем в домашних условиях. Восстановительное лечение нужно начинать тогда, когда больной находится еще в постели. Правильное положение, повороты в постели, регулярные пассивные движения в суставах конечностей, дыхательные упражнения позволят больному избежать таких осложнений, как мышечная слабость, мышечная атрофия, пролежни, пневмония и др. У больного всегда поддерживайте физическую активность, так как она укрепляет больного, а бездействие ослабляет.
При восстановительном уходе за больным обращайте внимание не только на его физическое, но и на эмоциональное состояние. Помните о том, что в результате болезни или инвалидности человек утратил способность трудиться, участвовать в общественной жизни. Изменение жизненной ситуации может вызвать страх, тревогу, привести к развитию депрессии. Поэтому важно создать вокруг больного атмосферу психологического комфорта.
Виды реабилитации
Медицинская реабилитация
- Физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия).
- Механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия).
- Массаж.
- Традиционные методы лечения (акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия, трудотерапия).
- Психотерапия.
- Логопедическая помощь.
- Лечебная физкультура.
- Реконструктивная хирургия.
- Протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь).
- Санаторно-курортное лечение.
- Технические средства реабилитации.
- Информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации.
Социальная реабилитация
Социально-бытовая адаптация
- Информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации пациента и членов его семьи.
- Обучение пациента самообслуживанию.
- Адаптационное обучение семьи пациента.
- Обучение больного и инвалида пользованию техническими средствами реабилитации.
- Организация жизни пациента в быту (адаптация жилого помещения к потребностям больного и инвалида).
- Обеспечение техническими средствами реабилитации (в программе указываются необходимые мероприятия для создания бытовой независимости пациента).
- Сурдотехника.
- Тифлотехника.
- Технические средства реабилитации
Социально-средовая реабилитация
- Проведение социально-психологической и психологической реабилитации (психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование).
- Осуществление психологической помощи семье (обучение жизненным навыкам, персональной безопасности, социальному общению, социальной независимости).
- Содействие в решении личных проблем.
- Консультирование по правовым вопросам.
- Обучение навыкам проведения досуга и отдыха.
Программа профессиональной реабилитации
- Профориентация (профинформирование, профконсультирование).
- Психологическая коррекция.
- Обучение (переобучение).
- Создание специального рабочего места инвалида.
- Профессионально-производственная адаптация.
Специалисты, занимающиеся реабилитацией
- Врачи — специалисты (невропатологи, ортопеды, терапевты и др.). Они помогают диагностировать и лечить заболевания, которые ограничивают жизнедеятельность пациентов. Эти специалисты решают проблемы медицинской реабилитации.
- Реабилитолог.
- Реабилитационная медицинская сестра. Оказывает помощь пациенту, осуществляет уход, обучает пациента и членов его семьи.
- Специалист по физиотерапии.
- Специалист по лечебной физкультуре.
- Специалисты по нарушению зрения, речи, слуха.
- Психолог.
- Психотерапевт.
- Социальный работник и другие специалисты.
Обучение навыкам самообслуживания также можно начинать уже в больнице. Для лежачих больных восстановительный процесс может начаться с обучения больного навыкам умываться, чистить зубы, причесываться, принимать пищу, пользоваться столовыми приборами. Больных, которые могут сидеть, нужно обучать самостоятельно одеваться и раздеваться.
При восстановительном уходе рекомендуется использовать технические средства реабилитации, которые помогают больному при ходьбе, приеме пищи, купании, посещении туалета и т. д. Например, из-за болезни или инвалидности больной может нуждаться в использовании приспособлений, помогающих ему ходить, таких как трости, ходунки, костыли, инвалидные кресла-коляски. Использование этих приспособлений дает человеку возможность передвигаться и быть независимым от других. Для облегчения приема пищи можно использовать специальную посуду (тарелки, чашки), столовые приборы. Имеются также специальные приспособления, облегчающие больному прием ванны, посещение туалета.
Поскольку больной человек утратил способность трудиться и большую часть времени проводит дома, важно организовать для него досуг, что позволит ему успешно адаптироваться к новым условиям жизни.
Источник: www.dobrota.ru
Социальная реабилитация – виды и проблемы
Оказаться в трудной жизненной ситуации может каждый, причем даже не прилагая особых усилий для этого. Автокатастрофа, тяжелая болезнь, стихийное бедствие, потеря крыши над головой и вынужденный переезд или один неосторожный шаг, последствия которого растянутся на долгие годы тюремного заключения, могут превратить здорового адекватного человека в беспомощного и беззащитного, изолировать его от общества, лишить всех связей и средств к существованию. В одиночку справиться с отчаянием и вновь обрести желание жить дальше очень сложно. Понадобится помощь профессионалов и социальная реабилитация. Поговорим об этом в нашей статье.
Социальная реабилитация: что это и кому она нужна
Социальная реабилитация представляет собой комплекс мер, которые должны помочь людям, попавшим в трудную ситуацию, восстановить социальный статус, здоровье и трудоспособность, возродить потерянные социальные связи и отношения или построить новые, адаптироваться к изменившимся условиям и вновь включиться в полноценную активную жизнь в обществе. Причины вынужденной изоляции могут быть разными:
- тяжелое заболевание, расстройство функциональных возможностей организма и как следствие – инвалидность;
- девиантное поведение (неадекватное агрессивное поведение, бродяжничество и воровство, физиологические или психологические зависимости и т. д.);
- чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера и потеря крыши над головой;
- пожилой возраст и утрата прежней трудоспособности;
- потеря работы и средств к существованию и др.
Таким образом, объектами социальной реабилитации могут стать отдельно взятые люди или группы людей, семьи, такие категории населения, как:
- одинокие пенсионеры;
- дети-инвалиды и их семьи;
- взрослые с ограниченными возможностями здоровья;
- несовершеннолетние матери;
- люди, которым пришлось пережить насилие;
- подростки с девиантным поведением (например, с суицидальными наклонностями, игровой зависимостью, патологические хулиганы);
- лица, отбывающие наказание или освободившиеся из мест заключения;
- люди, страдающие наркоманией, алкоголизмом;
- дети-сироты;
- беженцы и другие.
Оказавшиеся один на один со своей бедой люди нуждаются во всесторонней помощи и поддержке – государственной, медицинской, социально-экономической, психологической, педагогической и профессиональной. Только так они смогут преодолеть последствия кризисной ситуации, восстановиться и вернуться к нормальной жизни, а не превратиться в иждивенцев. Основные цели социальной реабилитации можно сформулировать так:
- активизировать человека, оказавшегося в тупике, вывести его из пассивного состояния (с социальной и физической точки зрения), пробудить в нем желание вернуться к полноценной жизни в обществе – среди людей;
- реинтегрировать человека в социум и возродить в нем стремление начать действовать – найти занятие, которое поможет стать самостоятельным и материально независимым;
- ресоциализировать человека – освободить его из клетки вынужденной социальной изоляции и помочь восстановить утраченные социальные контакты и связи, выстроить новые отношения.
Какие задачи решает социальная реабилитация
Итак, главная цель социальной реабилитации – как можно быстрее прекратить вынужденную изоляцию человека и вернуть его в социум. Для этого предстоит провести масштабную работу сразу в двух направлениях.
- Во-первых, напомнить человеку о том, как жить в обществе, как продуктивно взаимодействовать и выстраивать отношения с окружающими людьми или научить его этим важным навыкам.
- Во-вторых, потребуется изменить социальную среду: убрать труднопреодолимые препятствия, создать условия, которые будут способствовать скорейшей адаптации, интеграции, ресоциализации.
Комплексная программа социальной реабилитации позволяет решить множество задач:
- восстановить утраченные коммуникативные навыки или научить общаться с другими людьми;
- реанимировать личностные, социально значимые качества, восстановить утраченные физические, эмоциональные и психологические ресурсы;
- помочь осознать собственную значимость, начать воспринимать себя как самостоятельного, активного члена социума;
- помочь восстановить социальные позиции, которые были утрачены, выстроить новые связи и отношения с людьми;
- помочь восстановить и укрепить здоровье, предупредить осложнения и обострения хронических или сопутствующих болезней, повысить физическую активность и настроить организм на возрастающие нагрузки в социально-бытовой сфере;
- ускорить адаптацию к изменившимся условиям жизни;
- помочь определиться с новыми жизненными ориентирами, личными приоритетами, новыми целями и способами их достижения.
Виды социальной реабилитации
Рассмотрим основные виды социальной реабилитации.
- Медицинская (или социально-медицинская) . Ее цель – полностью или частично восстановить, компенсировать или заменить нарушенные или утраченные функции организма или замедлить стремительное развитие недуга. Для этого применяются все необходимые в каждом конкретном случае меры: реконструктивные хирургические операции и восстановительная терапия (это может быть лечебная физкультура и физиотерапия, помощь логопеда или массаж, санаторно-курортное лечение и т. д.), ортезирование и протезирование, обеспечение вспомогательными техническими средствами. Устранение последствий тяжелых травм, заболеваний или врожденных дефектов позволяет убрать основные причины вынужденной изоляции человека от общества, восстановить его социальную активность и предупредить негативное развитие событий.
- Социально-психологическая. Человеку, который лишился привычных условий жизни (например, потерял работу, из-за стихийного бедствия остался без крыши над головой) или стал инвалидом (беспомощным, зависимым от внешних обстоятельств и других людей) сложно смириться с новой для него реальностью. Социально-психологическая реабилитация дает возможность адаптироваться к изменившимся, не всегда благоприятным условиям, скорректировать поведение, освоиться в своей новой роли, вновь обрести уверенность в своих силах, осознать свои скрытые возможности, восстановить и улучшить отношения с близкими, развить личностные качества и способности, которые необходимы для активной реинтеграции в общество. Этот вид реабилитации так или иначе включается во все мероприятия, которые направлены на возвращение человека к полноценной активной жизни в социуме.
- Социально-педагогическая. Необходима в первую очередь дезадаптированным детям и подросткам, которые не приспособлены к школьной жизни и обучению, которым сложно находить общий язык со своими одноклассниками, учителями, сложно контролировать свое поведение. Различные методы социально-педагогической реабилитации помогают преодолеть так называемую педагогическую запущенность, сформировать или восстановить навыки самообслуживания, развить важные личностные качества, познакомить с нормами, правилами поведения, которые действуют в обществе. Коррекционное обучение и воспитание помогает ребенку адаптироваться, формирует у него уверенность в собственной полноценности, в том, что он не хуже других, готовит к доступным видам деятельности. Не менее важна роль социально-педагогической реабилитации в предупреждении безнадзорности, бродяжничества.
- Социально-средовая. Человек, который оказался в новой социальной среде, где действуют пока непонятные правила и непривычно все, нуждается в поддержке. Меры социально-средовой реабилитации призваны познакомить его с новыми правилами игры, помочь ему освоиться, адаптироваться к новым условиям жизни и научиться свободно в них ориентироваться, вспомнить и восстановить забытые алгоритмы действий, модели поведения, постепенно научиться самостоятельно организовывать свою жизнь, планировать свой день, принимать самостоятельные решения. Сюда же относится создание комфортной доступной среды и обеспечение необходимыми вспомогательными техническими средствами, консультации и помощь в решении правовых вопросов и личных проблем.
- Профессионально-трудовая. Ее главная задача – восстановить утраченные или сформировать новые трудовые навыки, помочь определиться с профессией, получить профессиональное образование, найти работу, которая будет соответствовать возможностям человека, и адаптироваться на новом месте. Это позволяет обрести независимость, уверенность в своей состоятельности и самостоятельности, со временем раскрыть свой потенциал.
- Социокультурная. Направлена на восстановление или создание среды, которая сделает возможной духовную самореализацию, повысит творческую активность человека, раскроет его интеллектуальный потенциал, поспособствует позитивным переменам в его жизни и поможет расширить рамки его независимости и самостоятельности. Одним из важных условий благополучной социокультурной реабилитации является общедоступность учебных заведений, библиотек, театров и кинотеатров, концертных залов и музеев и т. д.
- Социально-экономическая. Состоит в восстановлении социально-экономического статуса человека или определенной социальной группы. Ее главная задача – вернуть экономическую независимость: обеспечить комфортным для проживания жильем, гарантировать денежное обеспечение в виде пенсий, льгот, пособий и иных выплат, которые предусмотрены государством.
Уровни и этапы социальной реабилитации
Социально-реабилитационная работа ведется на нескольких уровнях:
1. На федеральном, региональном и муниципальном. Органы управления разрабатывают комплекс информационных, правовых, экономических, организационных и образовательных мер и таким образом создают условия для работы различных социальных служб, которые занимаются реабилитацией людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. К этому уровню относится:
- создание законодательной и нормативно-правовой базы;
- подготовка специалистов – реабилитологов, социальных педагогов, психологов;
- координация работы различных социальных учреждений и т. д.
2. На индивидуальном (личностном) и групповом уровне, уровне семьи (или общины):
- индивидуальный уровень представляет собой индивидуальную программу реабилитации – комплекс мер, отвечающих потребностям конкретного человека (сроки, продолжительность, средства, способы и формы работы, направленной на восстановление функций организма реабилитанта и его ресоциализацию, интеграцию);
- групповой уровень подразумевает работу с группой людей (например, с выпускниками школ-интернатов, одинокими пенсионерами, инвалидами, безнадзорными детьми и т. д.), передает индивиду групповой опыт и показывает, что опыт может быть разным, выводит его из роли пассивного слушателя, мотивирует к действиям, позволяет анализировать собственные достижения и т. д.;
- уровень семьи или общины реанимирует утраченные навыки взаимодействия, формирует и развивает новые социальные связи, учит взаимопомощи, помогает усвоить новые социальные роли, освоить новые функции.
Процесс социальной реабилитации, как правило, состоит из пяти этапов:
- На первом этапе – диагностико-прогностическом – специалисты исследуют состояние человека, проводят экспертизы, в ходе чего определяют, каков потенциал для реабилитации, и по результатам разрабатывают индивидуальный комплекс реабилитационных мероприятий.
- На втором этапе – этапе планирования – выбираются оптимальные формы, методы, способы и технологии, которые будут использовать в конкретном случае.
- Третий этап – подготовка к работе с реабилитантом.
- Четвертый этап – это реализация комплексной программы реабилитации, мониторинг происходящих с человеком изменений и внесение корректив в случае необходимости.
- Заключительный пятый этап – систематизация данных, полученных в ходе мониторинга, и контроль результатов проведенной реабилитационной работы.
Что мешает социальной реабилитации
Социальная реабилитация – процесс непростой, многогранный, продолжительный. Ее успешность зависит от многих факторов – от готовности и желания самого реабилитанта восстановиться и социализироваться, от готовности и способности общества подстроиться под потребности и особенности человека, от возможностей – правовых, экономических, социальных, – которые предоставляет государство и т. д. Поэтому на пути социальной реабилитации неизбежно возникают проблемы самого разного рода:
- не везде создана доступная среда: например, отсутствуют пандусы, нет специальных лифтов, люди с проблемами опорно-двигательного аппарата, вынужденные передвигаться при помощи инвалидной коляски или ходунков, не всегда могут попасть в транспорт, добраться до учебных заведений, больниц, театров или кафе;
- не оказывается достаточная поддержка семьям, где есть дети-инвалиды;
- действующая система помещения детей с ограниченными возможностями здоровья в спецучреждения (коррекционные школы и т. д.) ограничивает круг их социальных контактов, лишает возможности общаться со здоровыми детьми, снижает мобильность и уровень образования, как следствие – снижается конкурентоспособность и уменьшаются шансы на трудоустройство и адаптацию в обществе;
- недостаточно учебников, специальной литературы, технических средств для слабовидящих, слепых, глухих, что делает получение достойного образования невозможным;
- попытки наладить работу с бездомными (лицами без определенного места жительства, которые по разным причинам оказались на улице) без основательной поддержки со стороны государства не дают особых результатов: обращаться за помощью эта категория граждан не спешит, а вот длительное пребывание на улице крайне негативно сказывается на их сознании, психике, потребностях и мотивах, что делает их возвращение к нормальной жизни практически невозможным;
- работодатели не горят желанием принимать на постоянную работу людей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому конкурентоспособность инвалидов на рынке труда невысока, как и зарплата у ограниченного количества вакансий;
- не хватает квалифицированных специалистов – дефектологов, социальных педагогов, психологов, реабилитологов.
Если вы хотите более детально разобраться в вопросах социальной реабилитации, чтобы помогать людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, приглашаем в нашу Академию на курс «Комплексная реабилитационная помощь уязвимым категориям граждан». Вы разберетесь в нормативно-правовых и законодательных основах социального обслуживания населения, научитесь проводить диагностику, оценивать психологический, трудовой и социальный статус, физическое состояние реабилитанта, его потенциал для реабилитации, освоите методы и технологии оказания социальной помощи и получите востребованную профессию специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере.
Источник: nadpo.ru