Гармоничное и разностороннее развитие личности — это процесс формирования различных интересов и способностей, которые соответствуют различным сферам жизнедеятельности человека, с выделением наиболее значимых личностных сфер жизнедеятельности.
При этом гармонично развитую личность характеризует высокий уровень развития каких – либо специальных умений и навыков на фоне высокого общего уровня развития.
Гармонично развитая личность невозможна без правильно выстроенных отношений между личностью и окружающим миром.
Процесс формирования гармонично развитой личности
Формирование гармонично развитой личности тесно связано с процессом становления иерархической структуры мотивов и ценностей. Для данной структуры характерно доминирование высших уровней над низшими.
Существование подобной иерархии в структуре личности совершенно не нарушает существующей гармонии в связи с тем, что сложность и множественность интересов личности при наличии твердого нравственного стержня обеспечивают многообразие связей с миром и общую устойчивость личности.
Задача по ГАРМОНИИ / этапы решения
Характерной чертой гармонично развитой личности является баланс между различными личностными новообразованиями, такими как:
- потребности;
- мотивы;
- ценностные ориентации;
- самооценка;
- образ Я.
Гармония в развитии личности непосредственно зависит от условий доминирования высшего уровня над нижележащими уровнями, их соотношения друг с другом.
Правильно и полное формирование личности человека зависит от того, какие именно потребности станут движущими силами развития. От этого зависит и основная роль воспитания – формирование у индивида навыков саморегуляции основных личностных процессов.
Гармоничность личности возникает в результате наиболее полного развития способностей человека, создающих правильную направленность личности и придающих смысл всей его жизнедеятельности.
«Как гармонично развить личность»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Гармония личности достигается именно в том случае, когда её сознательное стремление находится в полном соответствии с непосредственными желаниями.
Мотивационная сила данных желаний и стремлений очень велика и в условиях конфликта с сознательными стремлениями и требованиями социума может привести к искажению и деформации личности. Аффективные переживания, которые возникают в ходе конфликтной ситуации, могут стать источниками формирования и становления дисгармоничной личности.
Особенности дисгармоничной личности
Характеризуя особенности дисгармоничной личности важно отметить следующие черты:
- различного рода нарушения эмоциональной сферы;
- нарушение поведения;
- немотивированная агрессивность;
- страхи и сомнения, мнительность;
- замкнутость и т.д.
Все вышеперечисленные нарушения приводят к возникновению гиперкомпенсаций, неадекватной самооценке и уровню притязаний индивида.
Психокоррекционная и терапевтическая работа с человеком в данном случае должна включать в себя следующие направления:
- привлечение дисгармоничной личности к деятельности, имеющей внешне регулируемый уровень трудности задач и ярко выраженными результатами;
- использование высоко эмпатийных отношений;
- применение приемов интенсивного социального одобрения.
Для людей с дисгармонической организацией личности характерна не просто узкая направленность на себя и свой внутренний мир, а конфликт с самим собой. Человек не просто замкнут и живет своей жизнью внутри себя, не транслируя чувства во внешний мир, он находится в постоянном противоречии с самим собой. У таких людей сознательная психическая жизнь и жизнь неосознанных аффектов постоянно противоборствуют и мешают развитию личности и жизнедеятельности в целом.
Преобладание мотиваций во время данного внутреннего конфликта может быть совершенно различным на сознательной и бессознательном уровне сознания человека. Как результат – постоянный внутренний конфликт и невозможность принятия адекватных ситуации решений, трудности при разрешении порой элементарных жизненных ситуаций. Конфликты подобного рода могут возникать только при определенных условиях, которые могут быть внешними и внутренними.
Внешние условия конфликта характеризуются тем, что процесс удовлетворения каких-либо глубоко значимых, активных мотивов и отношений индивида либо находится под угрозой, либо совершенно невозможен. Возникает противоречие между «хочу» и «могу сделать», между различными мотивами и отношениями личности, или между реальными возможностями и стремлениями индивида. При этом необходимо иметь ввиду, что имеющиеся внутренние условия психологического конфликта у человека редко возникают спонтанно. Они напрямую зависят от той внешней ситуации, в которой находится человек, истории становления личности, ее психофизиологическими особенностями.
Вторым условием возникновения психологического конфликта личности может выступать субъективная, независящая от индивида неразрешимость и сложность возникшей ситуации. Конфликт возникает тогда, когда человеку кажется, что он не в состоянии изменить объективные условия, которые породили конфликт. Разрешение психологического конфликта возможно лишь в том случае, если человек меняет свое отношение к ситуации и формируются новые мотивы к деятельности.
Несмотря на все вышеописанные сложности и проблемы при развитии внутреннего конфликта личности нельзя не отметить, что именно конфликт является мощным толчком к развитию самосознания и гармоничному развитию личности. Главное здесь уметь распознавать сущность конфликта и находить конструктивные пути его разрешения.
Сам факт возможности таких конфликтов на всех этапах жизнедеятельности человека является обязательным элементом ее функционирования, что позволяет говорить о гармонии как динамическом состоянии бытия личности.
Источник: spravochnick.ru
Рабочая программа «Гармония»
Программа коррекции агрессивного поведения подростков предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Гармония»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ЛИЦЕЙ ИМЕНИ Д.А. ФУРМАНОВА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КИНЕШМА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
www.Kineschmafurman.iv-edu.ru тел.(факс) 49331 56664 тел. 55048
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигает на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления.
Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавления).
Почти в каждом классе есть агрессивный ребенок, неспособный контролировать свои поступки, эмоции. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно.
Агрессивные дети, как правило, не умеют общаться, в группе живут обособленно, чаще других детей вступают в конфликт с взрослыми и сверстниками, часто отказываются от взаимодействия с ними. У нихформируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такие дети считают агрессивное поведение приемлемым, они не имеют в своем поведенческом «арсенале» другого, положительного опыта. Агрессивные дети имеют низкий уровень эмпатии, им сложно распознать свои и чужие эмоции.
Программа коррекции агрессивного поведения подростков предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением.
Цель программы
Формирование личной и социальной компетентности детей, развитие у них позитивного отношения к себе и к окружающему обществу.
Задачи программы
- Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим.
- Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильныйвыбор форм поведения.
- Формирование нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
- Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
- Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей
- Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.
Подготовительный этап: Проведение диагностической работы с целью выявления детей «группы риска» с использованием методики первичной диагностики и выявления подростков «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук).
Тематическое планирование по реализации программы.
№ | Тема | Содержание | Методическое, техническое обеспечение | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Знакомство. | 1. «Снежный ком» 2. Упр. «Добрые слова» 3.Упр. «Море волнуется раз…» | мяч | 1 час |
2. | Работаем с агрессией. | 1.Разминка «Обзывалки» 2. Упр. «Чудовище» 3. Синквейн | шарики, нитки, скотч, мяч | 1 час |
3. | Учимся понимать эмоции других людей | 1.Разминка 2. Упр. «Рассказы по фотографиям» 3. Упр. «Море волнуется раз…» | фотографии людей с выражениями различных эмоций | 1 час |
4. | Учимся доверять окружающим | 1.Разминка «Обзывалки» 2. Упр. «Пилот и диспетчер» 3. Синквейн | повязка на глаза, мяч | 1 час |
5. | Учимся выражать недовольство без обиды | 1.Разминка 2. Упр. «Критикуй, не обижая» 3. Упр. «Я желаю себе…» | карточки с фразами, мяч | 1 час |
- Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007
Источник: kopilkaurokov.ru
Программа «гармония» (д. И. Воробьева)
Основная идея программы — целостное развитие личности ребенка двух – пяти лет, его интеллектуально-художественного и творческого потенциала. Ведущий принцип — многоступенчатая интеграция образовательных и воспитательных задачи различных по содержанию видов деятельности с акцентом на продуктивную деятельность детей (изобразительную, конструктивную, художественно-речевую, театрализованную). Структура программы предусматривает работу по двум взаимосвязанным направлениям: накопление социального опыта познания себя и окружающего мира (увидеть, услышать, обыграть, создать) и реализация его в условиях самостоятельной деятельности детей. Программа содержит новые оригинальные технологии, в основе которых лежит поисковая деятельность ребенка, обеспечивающая ему субъектную позицию в познавательно-творческом процессе. Составной частью программы «Гармония» является подпрограмма развития ритмической пластики ребенка «Ритмическая мозаика», выстроенная на единой концептуальной основе.
Программа «умка» — триз (л. М. Курбатова и др.)
В программе содержится диалектический подход к формированию творческих способностей детей трех — шести лет на основе развития активных форм мышления в единстве с творческим воображением. Программа создает предпосылки для системного видения мира и его творческого преобразования. Предусматривает развитие у детей фантазии; обогащение предметно-пространственной среды детского образовательного учреждения и определяет условия, содействующие решению дошкольниками изобретательских задач (сказочного, игрового, этического, экологического, технического характера и др.). Предусматривает широкое использование интерактивных форм и приемов обучения. Основные принципы: гуманистическая направленность, сквозной, многоступенчатый характер (охватывает младший, средний, старший дошкольный возраст, младший школьный возраст), психологическая поддержка одаренных детей, вариативность использования в системе базового и дополнительного образования. Состоит из трех относительно самостоятельных частей:
Программа «семицветик» (в. И. Ашиков, с. Г. Ашикова)
Настоящая программа призвана решить задачу культурно-экологического образования детей дошкольного возраста — начального этапа становления духов¬но богатой, творческой, саморазвивающейся личности. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать, будут зависеть его поступки, действия.
Решение этой проблемы авторы видят в осознании маленьким человеком того возвышенного, утонченного и прекрасного, что дают окружающий мир, природа и мировая культура. Воспитание нравственности, широкого кругозора, развитие творчества через восприятие красоты — главная особенность данной программы. Большое внимание в программе уделено совместной творческой деятельности детей и взрослых. Программа рассчитана на использование ее в детском саду, различных художественных и творческих детских студиях, а также в домашнем воспитании. Рекомендована Министерством образования РФ.
Источник: studfile.net