Развивающие образовательные программы что это

Образовательные программы для начальной школы

Все модели обучения имеют общую цель – развитие личности учащегося, формирование у него желания и умения учиться. Мы же попробуем помочь родителям правильно выбрать программу для своего малыша.
Родители, чьи дети в этом году собираются в первый класс, озадачены вопросом, начнут ли их дети учебный путь по традиционной программе или по развивающей? Действительно, важно правильно выбрать школу и программу обучения, так как именно учеба в начальной школе определяет последующее отношение ребенка к учебному процессу. Так что же представляют из себя традиционные и развивающие программы, каковы их плюсы и минусы, чем они отличаются друг от друга?

Введение……………………………………………………………………………………. 3
Традиционная программа «Школа России» ……………………..….…………..………….4
Учебно-методический комплект «Гармония»……………………….……………………. 4
Учебно-методический комплект «Школа 2100»…………………………….……………. 5
Учебно-методический комплект «Начальная школа ХХI века»…………………………..6

Профессор Почемушкин — Обучающий мультфильм для детей — сборник серий 1-10


Развивающая система Л.В. Занкова…………………………………………………………7
Развивающая система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова…………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………………………9

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

РЕФЕРАТ

Образовательные программы для начальной школы

Ивахненко О.В., БППО-ИО,

заочная форма обучения

(ФИО, специальность/ направление, форма обучения)

Доцент Туканова Л.Е.

(ФИО, звание, должность)

Мурманск

2013 год

Все модели обучения имеют общую цель – развитие личности учащегося, формирование у него желания и умения учиться. Мы же попробуем помочь родителям правильно выбрать программу для своего малыша.

Родители, чьи дети в этом году собираются в первый класс, озадачены вопросом, начнут ли их дети учебный путь по традиционной программе или по развивающей? Действительно, важно правильно выбрать школу и программу обучения, так как именно учеба в начальной школе определяет последующее отношение ребенка к учебному процессу. Так что же представляют из себя традиционные и развивающие программы, каковы их плюсы и минусы, чем они отличаются друг от друга?

К традиционной относятся программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива».

К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

  1. Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова)

Существует десятки лет. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России. Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах».

Путешествие по вашему телу


Мнение специалиста:

– Я работаю в школе с детьми много лет по традиционной программе «Школа России»,– говорит учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 549 г. Москвы Татьяна Михайловна Бобко. – По этой программе учились и наши родители, и я, и мои дети. Все выросли достаточно образованными людьми.

Считаю, что эта программа нужна, она была, есть и будет всегда. Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе. В последние годы изданы интересные учебные комплекты, отвечающие современным требованиям обучения (математика – автор М.И. Моро, русский язык – автор Т.К. Рамзаева), которые направлены на развитие познавательных способностей ученика.

  1. Учебно-методический комплект «Гармония»

(под ред. Н.Б. Истомина (математика), М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (русский язык), О.В. Кубасова (литературное чтение), О.Т. Поглазова (окружающий мир), Н.М.

Конышева (трудовое обучение)).

С успехом практикуется во многих школах. Методическое оснащение комплекта «Гармония» прошло экспериментальную проверку в разных масштабах: на уровне дипломных исследований, которыми руководили авторы предметных комплектов, на уровне кандидатских и докторских исследований и на уровне массовой проверки в практике школ.

Вследствие социально- педагогической запущенности, в первый класс идут 80% детей с нарушениями речи различного вида. «Проблема также в недостаточном времени, которое уделяют родители для занятий со своими детьми».

Кстати учебно-методический комплект по математике для четырехлетней начальной школы Н.Б. Истомина был удостоен премии Правительства РФ в области образования за 1999 год.

По словам специалистов, основной идеей программы является всестороннее развитие ребенка, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие интеллектуальной, творческой, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности. Большое внимание уделяется созданию условий для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником, детей друг с другом.
Мнение специалиста.

– По программе «Гармония» я работаю с детьми второй год, – комментирует учитель начальных классов школы № 549 г. Москвы Елена Борисовна Иванова-Бородачева. – Мне и детям эта программа очень нравится. Считаю, что весь материал комплекта хорошо адаптирован для школьников. Плюсы: во-первых, идет опережающее обучение.

Во-вторых, входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью которой родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную тему. В программе используются новые технологии обучения, которые позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению.

Например, в слове, где учащийся не знает какую букву написать, он ставит «окошко» (автор Соловейчик М.С.). Далее ребенок уже вместе с учителем разбирает возникшие вопросы, вспоминает правила и заполняет «окошко». Примечательно и то, что в комплекте предлагаются задания, рассчитанные на детей разных уровней подготовленности. Но есть и минусы: по математике (автор Истомина Н.Б.) решение задач начинается только во втором классе, а контрольные работы предлагаются одинаковые для всех классов. Сейчас решается вопрос о содержании контрольных работ, их соответствия программам и системам обучения.

  1. Учебно-методический комплект «Школа 2100»

(под ред. А.А. Леонтьева).

Главное преимущество учебно-методического комплекта заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться, начиная с трех лет (создан учебный комплект для малышей-дошкольников – пособие, развивающее логическое мышление) и вплоть до вуза. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.

– Я работала по разным программам, по развивающей системе «Школа 2100» занимаюсь с детьми уже шестой год, – рассказывает учитель начальных классов школы № 549 г. Москвы Титова Надежда Ивановна. – Мне нравится. Дети учатся действовать самостоятельно. Здесь не даются готовые правила и выводы. Эта программа направлена на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти.

Отмечу задания по математике (автор Л.Г.Петерсон). Они очень интересные, выполняя задание, ученик может получить дополнительную информацию: узнать пословицу или название самой высокой горы мира и т.д. Необычный подход к изучению тем предлагает учебный комплект по русскому языку (автор Р.Н.

Бунеев), но, к сожалению, в списке литературных произведений отсутствует русская классическая литература. Есть сложности при изучении отдельных тем по окружающему миру (автор А.А.Вахрушев). К урокам по этому предмету я готовлюсь дольше, чем к другим, а иногда даже обращаюсь за помощью к учителю географии. Дети активны на уроках, они увлечены учебой.

  1. Учебно-методический комплект «Начальная школа ХХI века»

(под ред. Н. Виноградовой).

Направлен на обеспечение «мягкой» адаптации детей к новым для них условиям школьной жизни.

– По этой программе работаю третий год, мне она очень нравится, – говорит Ирина Владимировна Тябирдина, учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 549 г. Москвы. – Скажу откровенно, материал рассчитан на сильных эрудированных детей. С каким багажом знаний школьник перейдет в среднюю школу, зависит от учителя начальных классов. Поэтому главной целью является – научить ребенка учиться. Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть (предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»).
Первый комплект учебников и программ для начальной школы, в которых полностью реализован государственный стандарт – «Планета знаний». Среди авторов – 4 заслуженных учителя России.

Читайте также:
All but keyboard что это за программа

– Программа интересная, – комментирует педагог начальных классов средней общеобразовательной школы № 353 им. А.С. Пушкина г.Москвы Наталья Владимировна Черносвитова. – Отлично подобраны разнообразные тексты по русскому языку и чтению. Помимо хороших текстов по чтению, составлены интересные вопросы, развивающие задания.

Ребенок должен сам придумать сказку, домыслить текст, сделать рисунок. Математика интересна тем, что каждое задание подводит ученика самостоятельно к ответу. Не как в стандартной программе: учитель объяснил – ученик выполнил. Здесь другой подход. Обращу внимание на то, что существует мягкий переход из «Планеты знаний» на традиционную программу.

Ученикам четвертого класса, мы вводим задания из пятого класса, поэтому, на мой взгляд, в этой программе одни плюсы. Что касается чтения, то все хором говорят: «Дети отлично читают».

Отмечу, что опережая стандартную программу, «Планета знаний» не перегружает учащихся. Если брать всеми любимую математику по Л.Г. Петерсону, то она требует физического и интеллектуального подхода. Чтобы учиться по «Программе 2100» или «Гармония», ребенок должен быть уже подготовленным.

По «Планете знаний» можно учить любых детей с детсадовской подготовкой и в малышовом возрасте в том числе. Учась по этой программе, дети заметно отличаются от тех, которые учатся по классической. Эти дети творческие. Минус в этой программе только один – перестроиться учителю, который много лет проработал по традиционной программе. Хотя для таких учителей в Центральном округе проводятся специальные курсы.

  1. Развивающая система Л.В. Занкова.

Направлена на развитие ума, воли, чувств, духовных потребностей младших школьников, пробуждение у них интереса к познанию широкой картины мира, увлеченности учением, развитию любознательности. Задача обучения – дать общую картину мира на основе науки, литературы, искусства. Эта программа направлена на обеспечение условий для самореализации, для раскрытия индивидуальности ребенка, его внутреннего мира.

Отличительной особенностью системы Занкова является обучение на высоком уровне трудности, прохождения учебного материала «по спирали». При выполнении заданий дети учатся делать теоретические выводы, творчески постигать материал.

– Очень люблю систему Л.В. Занкова, – рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 148 г. Москвы Надежда Владимировна Казакова. – Дети, которых я учила по этой программе, сейчас в седьмом классе. Как специалист, в учебе вижу прекрасный результат. Школьники отлично умеют рассуждать, спорить, развитие их кругозора выгодно отличается от сверстников, у них выше работоспособность.

– Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую, — дополняет о системе Л.В. Занкова руководитель методического объединения учителей начальной школы № 148 г. Москвы Татьяна Владимировна Корсакова. – Заканчивая начальную школу по этой системе, дети становятся более раскрепощенными, они имеют примерно в три раза больше знаний, чем их сверстники.

  1. Развивающая система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

Особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов – предельно сложный. Система обучения Эльконина-Давыдова пред- полагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров.

Прежде чем выбрать школу, нужно узнать о ней все. В школах России проводятся комплексные собеседования, которые совместно проводят: учителя, психологи, логопеды. Специалисты помогают родителям не только определиться с выбором той или иной модели обучения, но и выявить пробелы в дошкольном образовании, дать нужный совет.

Для начала, родители должны уделять больше внимания своим детям-школьникам, Конечно, в начальной школе многое зависит от педагога, но и родители не должны оставаться в стороне. Чтобы узнать, насколько Ваш ребенок готов к школе, нужно привести его на коррективное собеседование. Если возможности ребенка, желание родителей и рекомендации педагогов совпадают, родителям предлагается обучать ребенка в классе с повышенным уровнем. Если же он физически и морально слаб, есть проблемы в логопедии, советуем общеобразовательны.

Источник: www.yaneuch.ru

Образовательные программы начальной школы. Плюсы и минусы. Обзор.

Система образования России последние десять лет существует, согласно новым стандартам образования, принятым в 2009 году. Соответствующий Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643) опубликован на сайте ведомства. В этом приказе были определены федеральные образовательные государственные стандарты (ФГОС), которым должны соответствовать все учебные программы, используемые в образовательных учреждениях. А также прописаны цели и результаты учебной деятельности, вплоть до личностных качеств учащегося, которыми он должен обладать после окончания начальной школы.

В Стандарте прописаны правильные вещи о необходимости формирования новых основ образовательной деятельности в условиях информационного общества. Бурное развитие информационного общества откладывает неизгладимый отпечаток и на эволюции человека. Растущее количество информации, уплотняющееся время, переориентация профессий: исчезновение старых и появление новых — как следствие, потерявшийся Человек новой эпохи, сталкивающийся с огромных количеством шума, но при этом психологически опустошённый. Задача провозглашённого системно-деятельного подхода – «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира».

В документе написано много и о нравственном, и эстетическом развитии, и о привитии чувства любви к Родине и своему народу, о толерантности и демократическом обществе, даже о новой экономической системе. Единственное, чего я не смогла увидеть в документе, так это необходимости формирования у ребёнка способности мыслить. Причём не только критически, что тоже было бы неплохо, а мыслить в принципе. Чтобы развитие способности мыслить было одной из основных целей образовательного процесса в начальной школе.

Существующие образовательные системы, или как они называются, учебно-методические комплексы (УМК), должны соответствовать требованиям Стандарта. Каждый год пересматривается список учебников, по которым может осуществляться образовательная деятельность. Соответственно, та или иная существующие программы могут оказаться не у дел.

Разделяют традиционные и развивающие системы обучения. Нужно сказать, что названия достаточно условны, потому что любая система обучения должна развивать, иначе она становится бессмысленной. Но и те, и другие системы должны соответствовать стандартам ФГОС. Все системы имеют авторство и собственную методику. Рассмотрим традиционные системы, по которым обучается большинство школьников.

Из традиционных систем обучения подробнее остановимся на таких, как «Школа России» , «Начальная школа XXI века» , «Перспектива», «Гармония» , «Школа 2100» , «Планета знаний» , «Перспективная начальная школа» , «РИТМ» . Многие родители не знают, по какой системе обучается их ребёнок, чем одна система отличается от другой, в чём плюсы и минусы традиционной и развивающей систем.

Источник: dzen.ru

2. Общие требования к программам. Классификация

Согласно рекомендациям по экспертизе программ ДОУ программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Программы должны быть нацеленына развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.

Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Читайте также:
Программа анти акне что это

Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах: занятия как специально организованная форма обучения; н ерегламентированные виды деятельности; свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.

Программы должны строиться с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельности и т.д.);

Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми.

Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы.

Вариативные и альтернативные программы различаются по философско-концептуальным основам (взгляды авторов на ребенка, на закономерности его развития, а следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности).

Вариативные программы могут быть основными и дополнительными .

Основные программы . Содержание основной программы отвечает требованиям комплексности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг.

К основным комплексным программам дошкольного образования отнесены: «Гармония развития» (Д.И.Воробьева); «Детский сад — дом радости» (Н.М.Крылова), «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.);«Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов и др.); «Истоки» (под ред. Л.Е. Курнешовой), «Из детства — в отрочество» (под ред. Т.Н.Дороновой), «Кроха» (Г.Г.

Григорьева, Е.Г. Кравцова и др.); «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.

Комаровой); «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (под ред. Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой); «Радуга» (под ред. Т.Н.Дороновой); «Развитие» (под ред. О.М.Дьяченко).

В рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ могут применяться специализированные программы: «Красота. Радость. Творчество» (А.В.Антонова, Т.С.Комарова и др.); «Росинка. В мире прекрасного» (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова); «Художественный труд» (Н.А.

Малышева); «Природа и художник» (Т.А.Копцева); «Камертон» (Э.П.Костина); «Гармония», «Синтез» (К.В.Тарасова, Т.В.Нестерено); «Малыш» (В.А.Петрова); «Музыкальные шедевры» (О.П.Радынова); «Ритмическая мозаика» (А.Н.Буренина); «Программа развития речи детей дошкольного возраста» (О.С.Ушакова); «Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа-2000″» (Л.Г. Петерсон); «Росинка. Расту здоровым» (В.Н.Зимонина) и др.

Среди основных особое место занимают программы коррекционной направленности (по направлениям коррекции), реализация которых предполагает внесение комплекса необходимых изменений в организацию жизни детей, корректировку примерных режимов и создание особой предметно-развивающей среды ДОУ.

Дополнительные программы дошкольного образования. На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.

Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования (далее — дополнительные программы) стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых как в дошкольном учреждении, так и за его пределами. В ряде территорий Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области и др.) использование дополнительных программ позволило выстроить целостную профориентированную систему образования детей с детского сада до вуза.

К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной коррекционной направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.

Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр). Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» организацию разработки примерных образовательных программ обеспечивают государственные органы управления образованием на основе государственных образовательных стандартов.

Цель разработки примерных программ — реализация требований к обязательному минимуму образования содержания основных образовательных программ, расширительное толкование государственных стандартов каждого уровня образования, обеспечение преемственности общего образования на всех его ступенях. В сфере дошкольного образования основой для подготовки примерных программ в условиях отсутствия государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются его проект и «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения детей, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». Разработка «Примерной общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (Л.А. Парамонова, Т.Н. Алиева и др.) не означает разрушения основ вариативности, возврата к эпохе унитарного дошкольного образования.

Примерная программа в обязательном порядке включает критерии результатов воспитания и обучения детей, основанные на нормативных показателях физического и психического развития ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства, минимальных требованиях к оснащению образовательного процесса в ДОУ (минимальный набор оборудования, наглядных пособий для демонстрационных целей и индивидуального использования).

При разработке авторских (вариативных) программ, базирующихся на примерных, возможно как расширение объема их содержания, так и более углубленное представление отдельных тем (блоков), включенных в примерную программу, что дает возможность на практике реализовать принцип вариативности дошкольного образования.

Источник: studfile.net

Непрерывность и вариативность образования. Образовательные программы начальной школы

Понятие «непрерывное образование». Смысл непрерывности образования состоит в постоянном творческом обновлении, развитии и совершенствовании каждого человека на протяжении всей жизни. Это один из ведущих принципов современного образования.

Современная социально-экономическая ситуация вынуждает людей постоянно учиться и переучиваться, прибегая к вариативным моделям получения необходимого образования. Сегодня десятки стран мира ищут и реализуют свои модели непрерывного образования. Центральной идеей модернизации российского образования в одноименной Концепции названо обеспечение непрерывности процессов образования в сочетании с инновационными преобразованиями практически всех его сторон.

В непрерывном образовании человека в течение всей жизни дошкольный и школьный периоды призваны играть роль базового звена.

Именно они должны дать человеку необходимый уровень развития, приобщить к культуре. Обучение взрослых — это уже верхушка айсберга, его основание — в детстве. С позиций такого подхода становится очевидной бессмысленность ориентации образовательных процессов на знаниевую парадигму или так называемые запросы общества, и наоборот, становится актуальной идея личностного развития обучающегося в процессе образования, овладения им способами преобразования действительности, средствами и методами самообразования.

Другими словами, построение системы непрерывного образования потребует переосмысления целей и функций образования как системы с уточнением целей и функций каждого элемента системы и связей между ними, а в перспективе — коренной перестройки всего содержания образования. Последнее касается, прежде всего, переналадки организационных основ образования, устранения противоречий, обусловленных корпоративностью, ведомственной разобщенностью образовательных структур, их замкнутостью и самоизоляцией во многих аспектах их деятельности: содержательном, организационном, кадровом и др.

Понятие «непрерывное образование» рассматривается в трех следующих аспектах:

  • 1) по отношению к личности;
  • 2) по отношению к образовательным программам;
  • 3) по отношению к организационной структуре образования.

Непрерывность образования по отношению к личности означает возможность образовательного маневра «по горизонтали» (ученик может перейти из одной образовательной организации в другую) или «по вертикали» (возможность, переходя на другой уровень образования, изменить его направленность) исходя из потребностей и возможностей личности и социально-экономических условий. Непрерывность по отношению к образовательным программам означает включенность личности в образовательный процесс на всех стадиях ее развития, а также как преемственность образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому.

Читайте также:
Playclaw 5 что это за программа

Таким образом, непрерывность образования должна обеспечить возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создание для нее оптимальных условий для такого движения.

Понятие «вариативность образования». Вариативность образования заключается в его способности соответствовать потреб ностям и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся. Термин «вариативность» употребляется как по отношению к системе образования в целом, так и по отношению к образовательному процессу в образовательной организации. Это свойство (способность) предоставлять учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам учащихся) выбора такой траектории. Реализация вариативности осуществляется различными способами:

  • — через создание многообразия образовательных программ и реализующих их образовательных организаций;
  • — посредством многообразия и гибкости учебных программ, модулей, учебников;
  • — возможностью выбора программно-методического обеспечения, индивидуальных образовательных технологий.

Вариативные образовательные программы образовательные организации разрабатывают самостоятельно, ориентируясь на ПрООП.

Вариативность дошкольных и школьных программ позволяет обеспечить непрерывность образования по горизонтали и по вертикали (рис. 5.3).

Начальное общее образование

Основное общее образование

Рис. 5.3. Вариативность общего образования

Непрерывность образования по горизонтали означает, что на определенном уровне образования для обучающегося существует реальная возможность выбора основной и (или) дополнительной образовательной программы. Это актуализирует психолого-педагогические проблемы адекватного выбора программ, например, следующие: как влияет на развитие ребенка каждая из программ? Какой тип образования она обеспечивает? Насколько отвечает она возрастным нормам развития ребенка, его образовательным запросам и возможностям? И т. д.

Обеспечить непрерывность образования по вертикали означает, прежде всего, создание системы преемственных основных образовательных программ различного уровня. При этом также возникают нетривиальные психолого-педагогические проблемы: к какой программе или к какой школе и насколько адекватно в действительности готовит та или иная программа дошкольного образования?

Какой тип и уровень развития она обеспечивает? Обеспечено ли продолжение той или иной образовательной программы начальной школы в основной? Какие профессиональные кадры необходимы для реализации каждой из программ? Возможность для личности построить собственную образовательную траекторию при передвижении обучающегося с одного уровня на другой помогают дополнительные образовательные программы.

В ст. 63, 64, 66, 67 Закона № 273-ФЗ раскрыты роль каждого уровня образования, а также вопросы преемственности и организации образования по программам дошкольного образования и НОО.

Программы дошкольного образования [1]

  • • Образовательная программа дошкольного образования «Березка» (авторы С. А. Трубицына, В. К. Загвоздкин, О. Ю. Вылегжанина, Т. В. Фишер, Т. А. Иконникова, К. И. Бабич).
  • • Образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» (под редакцией И. Е. Федосовой).
  • • Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (автор Н. В. Нищева).
  • • Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад — дом радости» (автор Н. М. Крылова).
  • • Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» (под редакцией Е. А. Хилтунен).
  • • Образовательная программа дошкольного образования «Детство» (под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой).
  • • Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» (под редакцией Р. Н. Бунеева).
  • • Образовательная программа дошкольного образования «Диалог» (под редакцией О. Л. Соболевой, О. Г. Приходько).
  • • Образовательная программы дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (под редакцией Л. В. Лопатиной).
  • • Образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» (под редакцией Г. Г. Кравцова).
  • • Образовательная программа дошкольного образования «Истоки» (под редакцией Л. А. Парамоновой).
  • • Образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» (под редакцией Т. Н. Дороновой).
  • • Образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» (под редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой).
  • • Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» (авторы В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева).
  • • Образовательная программа дошкольного образования «На крыльях детства» (под редакцией Н. В. Микляевой).
  • • Образовательная программа дошкольного образования «Образование для процветания» (под руководством Т. С. Комаровой).
  • • Образовательная программа дошкольного образования «Открытия» (под редакцией Е. Г. Юдиной).
  • • Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
  • • Образовательная программа дошкольного образования «Первоцветы» (под редакцией Н. В. Микляевой).
  • • Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего возраста (1—3 года) «Первые шаги» (авторы Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова).
  • • Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» (под редакцией Е. В. Соловьевой).
  • • Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» (под редакцией А. И. Булычевой).
  • • Образовательная программа дошкольного образования «Разноцветная планета», ч. 1—2 (под редакцией Е. А. Хамраевой, Д. Б. Юматовой).
  • • Образовательная программа дошкольного образования «Ступеньки к школе» (авторы М. М. Безруких, Т. А. Филиппова).
  • • Образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» (под редакцией В. Т. Кудрявцева).
  • • Образовательная программа дошкольного образования «Успех» (под редакцией Н. В. Фединой).
  • • Образовательная программа дошкольного образования «Феникс» (А. В. Кузин, Н. В. Коновалов, Н. С. Скаржинский).

Программы начального общего образования

В начальном образовании сегодня разработано несколько педагогических систем, отвечающих требованиям ФГОС.

  • • «Школа России».
  • • «Начальная школа XXI века».
  • • «Гармония».
  • • «Школа 2100» [2] .
  • • «Ритм».
  • • «Перспективная начальная школа».
  • • «Классическая начальная школа».
  • • «Планета знаний».
  • • «Перспектива».
  • • Развивающая система Л. В. Занкова.
  • • Развивающее обучение Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова и др.

Помимо перечисленных существуют и так называемые альтернативные педагогические системы, среди которых наиболее известны педагогическая система М. Монтессори и педагогическая система Вальдорфской школы. Известны и другие педагогические системы, в частности, системы некоторых частных школ.

При этом важно иметь в виду следующее. Школа, имеющая государственную аккредитацию, обязана выполнять ФГОС. Если школа не выполняет ФГОС, то она не имеет государственной аккредитации, а потому не может выдать своим выпускникам документы государственного образца об окончании ими уровня образования, что затруднит поступление на следующий уровень образования (это же относится и к получению обучения в форме семейного образования или самообразования). Однако по различным причинам некоторые родители предпочитают выбирать именно такой путь получения образования для своих детей. Завершая обучение в неаккредитованной школе, ребенку предстоит пройти итоговую аттестацию в аккредитованной образовательной организации («экстернат») .

У каждой из педагогических систем есть свои особенности, но в целом системы делятся на традиционные и развивающие. Это условное деление, поскольку все они нацелены на развитие обучающегося.

В общих чертах можно сказать, что данные виды систем отличаются подходом: традиционные системы в большей степени реализуют объяснительно-иллюстративный подход к образованию ребенка, развивающие — деятельностный. Все названные выше системы ориентированы на единый образовательный стандарт, однако способ подачи информации и приоритеты у каждой системы свои. Они отличаются программами по предметам, степенью загруженности ребенка, вовлеченности родителя в процесс обучения, а также общей сложностью. Для каждой системы предлагается свой учебно-методический комплекс, включающий комплекты учебников, рабочих тетрадей и дидактических материалов по всем предметам.

Каждая школа имеет право взять за основу ту или иную систему и на ее основе разработать свою образовательную программу (конечно, при этом ориентируясь на Примерную основную образовательную программу).

  • [1] В «Примерной основной образовательной программе дошкольного образования», одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015 № 2/15) рекомендуется образовательным организациям при разработке своей образовательной программы использовать образовательные программы, размещенные на сайте Федерального института развития образования (URL: http://www.firo.ru/7page_id = 11684).
  • [2] В 2017 г. в федеральный перечень учебников «Школа 2100» не вошла, УМК «Гармония» исключен из федерального перечня учебников в 2016 г.

Источник: studme.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru