Развивающая программа эльконина давыдова что это

Программа Эльконина Давыдова

В поисках школы для своего ребёнка многие родители обращают внимание на практикуемые в них программы обучения. В начальных классах закладывается фундамент будущих знаний детей. От него зависит успешность дальнейшего образования. Одной из интересных образовательных методик обучения в начальных классах является программа Д.Б. Эльконина и В.В.

Давыдова.

Цель программы Эльконина Д.Б. и Давыдова В.В.

Несмотря на то, что программа Эльконина и Давыдова была разработана более 50 лет назад, она считается инновационной и относится к развивающему типу обучения. В 1996 году её был присвоен статус государственной. Целью программы является стимулирование у детей желания личностного роста и выработки способов самостоятельной оценки себя.

В процессе обучения у них, вместе с формированием познавательной самостоятельности, происходит развитие данных от природы способностей. Программа Эльконина и Давыдова позволяет сформировать у ребенка в процессе обучения устойчивые нравственные убеждения и активную жизненную позицию.

Развивающее обучение Система Эльконина Давыдова

Основные принципы программы

В системе выделяют 5 основных принципов:

  • Методика направлена на объединение класса на совместное формирование целей и задач обучения.
  • Учащимся не выставляются оценки. Они самостоятельно оценивают уровень своих знаний.
  • Для каждой возрастной группы школьников подбирается своя методика обучения. Это повышает эффективность усвоения учебного материала.
  • Перечень предметных дисциплин формируется исходя из поставленных целей образовательного процесса.
  • Между педагогом и классом существует отличный от традиционного способ взаимодействия.

Обучение и воспитание в системе Эльконина-Давыдова являются взаимосвязанными процессами.

Особенности программы и УМК

Входящие в программу обучения Эльконина-Давыдова учебники включены в федеральный перечень. Согласно приказу №253 от 31.03.2014 г., они могут использоваться для ведения образовательного процесса в аккредитованных учебных заведениях, относящихся к начальной школе.

Читайте также:
Программа индивидуального сопровождения ребенка что это

УМК системы выпускается издательством «Вита-Пресс». В него входят завершённые предметные линии учебной литературы:

УМК Эльконина Давыдова

  1. «Букварь»

    Развивающая программа для начальных классов, разработанная психологом

    Д. Б. Элькониным и педагогом-психологом В.В. Давыдовым, начала широко применяться в школах в 80-х годах прошлого века. В 1996 г. она стала единственной подобной системой, одобренной ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами).

    Система Эльконина-Давыдова особенности

    Развивающая программа обучения по системе Эльконина-Давыдова

    Особенностью данной методики является активное участие ребенка в образовательном процессе, в котором учителю отводится вспомогательная и направляющая роль. Основная форма обучения – дискуссии и исследования. Ребенок на уроке самостоятельно учится ставить цели и задачи, а потом экспериментальным или логическим путем искать ответы.

    Рассмотрим другие особенности системы Эльконина-Давыдова, ее цель и задачи, а также достоинства и недостатки.

    Цель и задачи методики

    Методику Эльконина-Давыдова в системе образования называют прогрессивной. Она предполагает создание на уроке благоприятной психологической среды для обучения и всестороннего развития ребенка.

    Основная цель данной системы – научить детей самостоятельно ставить перед собой задачу, искать пути ее решения и анализировать ответы.

    Задачи методики Эльконина-Давыдова:

    • пробудить в ребенке потребность учиться и самосовершенствоваться;
    • вызвать желание получать, а также углублять знания (оно должно стать таким же естественным, как голод или жажда).

    Предполагается, что эта потребность должна зародиться в начальной школе и развиваться в средних и старших классах.

    Перед педагогами ставится ряд задач.

    1. Организовать класс в единое учебное пространство, деятельность которого направлена на правильную формулировку вопросов и поиск ответов. Чаще всего дети работают на уроке в парах или группами (по 5-7 человек).
    2. Способствовать развитию у детей правильной самооценки и самоконтроля. Для этого в методике применяется безоценочная система.
    3. Изменять методику программы по мере взросления учеников.
    4. Создавать между собой и детьми равноправные партнерские отношения.

    Как проходит обучение

    Как проходит обучение по системе Эльконина-Давыдова

    1. Разделив школьников на группы, учитель ставит перед классом задачу и предлагает каждой группе найти решение. Основные формы поиска ответа – дискуссия и практические эксперименты.
    2. Учитель помогает классу с помощью наводящих вопросов. Такой вид диалога помогает школьникам придумывать множество вариантов решения задачи, а затем аргументировано доказывать свой ответ.
    3. В процессе обсуждения педагог может намеренно ошибаться. Однако ученики должны заметить его ошибку. Это помогает детям развивать критическое мышление и понимать, что любая информация нуждается в проверке.
    4. На уроках часто используются сюжетные, ролевые или дидактические (предназначенные для обучения) игры, что способствует развитию фантазии и творческого мышления школьников.
    5. Первым оценивает результат своей работы ребенок (самостоятельно!), затем это делает преподаватель.
    6. Методика рекомендует свести к минимуму домашние задания, так как предполагается, что все необходимые знания ребенок получает в процессе обучения.

    Система оценок

    В методике Эльконина- Давыдова нет привычной всем нам системы отметок. В качестве ее альтернативы школьникам предлагается оценочная шкала. Она находится рядом с каждым заданием. Ребенок должен сам оценить свой результат (поставить «крестик»):

    • сверху – «знаю хорошо»;
    • в середине – «знаю, но могу ошибиться»;
    • внизу – «не знаю».

    Благодаря оценочной шкале и «крестикам» педагог понимает, на каком уровне находится самооценка ученика. Затем на этой же шкале учитель ставит свой «крестик». В результате ребенок может увидеть, насколько правильно он оценил свою работу.

    В системе Эльконина-Давыдова нет неправильных ответов. Любое высказанное предположение является рабочей версией.

    Вместо дневников родители могут посмотреть портфолио с работами ребенка, рекомендациями и замечаниями педагога.

    Плюсы методики

    Плюсы методики обучения по системе Эльконина-Давыдова

    1. Дети, обучающиеся по системе Эльконина-Давыдова, имеют глубокие знания, широкий кругозор, развитое креативное и критическое мышление, а также навыки успешной работы в команде.
    2. Вместо того чтобы гнаться за высокими оценками, дети стремятся получить новые знания. Они учатся обрабатывать информацию, выделять главное и аргументировать свою точку зрения.
    3. Школьники не получают готовые знания от учителя, они учатся самостоятельно находить ответы и понимать принципы решения задач.
    4. У детей, обучающихся по данной системе, лучше развито нестандартное мышление.
    5. Методика учит школьников анализу информации, самоанализу и самокритике.
    6. Отсутствие оценок избавляет неокрепшую психику детей от лишнего стресса.

    Минусы методики

    Несмотря на то, что методику Эльконина-Давыдова называют гениальной, у нее имеются и недостатки.

    1. Система рассчитана только на начальную школу. Дальше ребенок будет учиться по традиционной программе.
    2. В первом классе предполагается изучение строения языка и происхождения чисел, что сложно воспринимается ребенком в этом возрасте. Однако знание данных правил, понимание их принципов и т.д. значительно упрощает учебу в дальнейшем.
    3. При смене школы дети, проходившие обучение по другой программе, тяжело адаптируются к процессу обучения по системе Эльконина-Давыдова.
    4. Результаты методики во многом зависят от компетентности учителя и его понимания данной системы.
    5. Отсутствие оценок и дневников негативно воспринимается некоторыми родителями.

    Тестирования показали, что методика Эльконина-Давыдова подходит каждому ребенку. Детям нравится такой процесс обучения, и они легко усваивают учебный материал.

    Чтобы приступить к обучению по системе Эльконина-Давыдова, не нужно проходить вступительные испытания.

    Видео

    1. Смолярчук И.В. Психологические основы урока в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.\ Гаудеамус №1,2002.– С.187-189.
    2. Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова, сайт.
    3. Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова, сайт.

    Источник: www.baby.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru