Программа Эльконина Давыдова
В поисках школы для своего ребёнка многие родители обращают внимание на практикуемые в них программы обучения. В начальных классах закладывается фундамент будущих знаний детей. От него зависит успешность дальнейшего образования. Одной из интересных образовательных методик обучения в начальных классах является программа Д.Б. Эльконина и В.В.
Давыдова.
Цель программы Эльконина Д.Б. и Давыдова В.В.
Несмотря на то, что программа Эльконина и Давыдова была разработана более 50 лет назад, она считается инновационной и относится к развивающему типу обучения. В 1996 году её был присвоен статус государственной. Целью программы является стимулирование у детей желания личностного роста и выработки способов самостоятельной оценки себя.
В процессе обучения у них, вместе с формированием познавательной самостоятельности, происходит развитие данных от природы способностей. Программа Эльконина и Давыдова позволяет сформировать у ребенка в процессе обучения устойчивые нравственные убеждения и активную жизненную позицию.
Развивающее обучение Система Эльконина Давыдова
Основные принципы программы
В системе выделяют 5 основных принципов:
- Методика направлена на объединение класса на совместное формирование целей и задач обучения.
- Учащимся не выставляются оценки. Они самостоятельно оценивают уровень своих знаний.
- Для каждой возрастной группы школьников подбирается своя методика обучения. Это повышает эффективность усвоения учебного материала.
- Перечень предметных дисциплин формируется исходя из поставленных целей образовательного процесса.
- Между педагогом и классом существует отличный от традиционного способ взаимодействия.
Обучение и воспитание в системе Эльконина-Давыдова являются взаимосвязанными процессами.
Особенности программы и УМК
Входящие в программу обучения Эльконина-Давыдова учебники включены в федеральный перечень. Согласно приказу №253 от 31.03.2014 г., они могут использоваться для ведения образовательного процесса в аккредитованных учебных заведениях, относящихся к начальной школе.
УМК системы выпускается издательством «Вита-Пресс». В него входят завершённые предметные линии учебной литературы:
- «Букварь»
Развивающая программа для начальных классов, разработанная психологом
Д. Б. Элькониным и педагогом-психологом В.В. Давыдовым, начала широко применяться в школах в 80-х годах прошлого века. В 1996 г. она стала единственной подобной системой, одобренной ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами).
Развивающая программа обучения по системе Эльконина-Давыдова
Особенностью данной методики является активное участие ребенка в образовательном процессе, в котором учителю отводится вспомогательная и направляющая роль. Основная форма обучения – дискуссии и исследования. Ребенок на уроке самостоятельно учится ставить цели и задачи, а потом экспериментальным или логическим путем искать ответы.
Рассмотрим другие особенности системы Эльконина-Давыдова, ее цель и задачи, а также достоинства и недостатки.
Цель и задачи методики
Методику Эльконина-Давыдова в системе образования называют прогрессивной. Она предполагает создание на уроке благоприятной психологической среды для обучения и всестороннего развития ребенка.
Основная цель данной системы – научить детей самостоятельно ставить перед собой задачу, искать пути ее решения и анализировать ответы.
Задачи методики Эльконина-Давыдова:
- пробудить в ребенке потребность учиться и самосовершенствоваться;
- вызвать желание получать, а также углублять знания (оно должно стать таким же естественным, как голод или жажда).
Предполагается, что эта потребность должна зародиться в начальной школе и развиваться в средних и старших классах.
Перед педагогами ставится ряд задач.
- Организовать класс в единое учебное пространство, деятельность которого направлена на правильную формулировку вопросов и поиск ответов. Чаще всего дети работают на уроке в парах или группами (по 5-7 человек).
- Способствовать развитию у детей правильной самооценки и самоконтроля. Для этого в методике применяется безоценочная система.
- Изменять методику программы по мере взросления учеников.
- Создавать между собой и детьми равноправные партнерские отношения.
Как проходит обучение
- Разделив школьников на группы, учитель ставит перед классом задачу и предлагает каждой группе найти решение. Основные формы поиска ответа – дискуссия и практические эксперименты.
- Учитель помогает классу с помощью наводящих вопросов. Такой вид диалога помогает школьникам придумывать множество вариантов решения задачи, а затем аргументировано доказывать свой ответ.
- В процессе обсуждения педагог может намеренно ошибаться. Однако ученики должны заметить его ошибку. Это помогает детям развивать критическое мышление и понимать, что любая информация нуждается в проверке.
- На уроках часто используются сюжетные, ролевые или дидактические (предназначенные для обучения) игры, что способствует развитию фантазии и творческого мышления школьников.
- Первым оценивает результат своей работы ребенок (самостоятельно!), затем это делает преподаватель.
- Методика рекомендует свести к минимуму домашние задания, так как предполагается, что все необходимые знания ребенок получает в процессе обучения.
Система оценок
В методике Эльконина- Давыдова нет привычной всем нам системы отметок. В качестве ее альтернативы школьникам предлагается оценочная шкала. Она находится рядом с каждым заданием. Ребенок должен сам оценить свой результат (поставить «крестик»):
- сверху – «знаю хорошо»;
- в середине – «знаю, но могу ошибиться»;
- внизу – «не знаю».
Благодаря оценочной шкале и «крестикам» педагог понимает, на каком уровне находится самооценка ученика. Затем на этой же шкале учитель ставит свой «крестик». В результате ребенок может увидеть, насколько правильно он оценил свою работу.
В системе Эльконина-Давыдова нет неправильных ответов. Любое высказанное предположение является рабочей версией.
Вместо дневников родители могут посмотреть портфолио с работами ребенка, рекомендациями и замечаниями педагога.
Плюсы методики
- Дети, обучающиеся по системе Эльконина-Давыдова, имеют глубокие знания, широкий кругозор, развитое креативное и критическое мышление, а также навыки успешной работы в команде.
- Вместо того чтобы гнаться за высокими оценками, дети стремятся получить новые знания. Они учатся обрабатывать информацию, выделять главное и аргументировать свою точку зрения.
- Школьники не получают готовые знания от учителя, они учатся самостоятельно находить ответы и понимать принципы решения задач.
- У детей, обучающихся по данной системе, лучше развито нестандартное мышление.
- Методика учит школьников анализу информации, самоанализу и самокритике.
- Отсутствие оценок избавляет неокрепшую психику детей от лишнего стресса.
Минусы методики
Несмотря на то, что методику Эльконина-Давыдова называют гениальной, у нее имеются и недостатки.
- Система рассчитана только на начальную школу. Дальше ребенок будет учиться по традиционной программе.
- В первом классе предполагается изучение строения языка и происхождения чисел, что сложно воспринимается ребенком в этом возрасте. Однако знание данных правил, понимание их принципов и т.д. значительно упрощает учебу в дальнейшем.
- При смене школы дети, проходившие обучение по другой программе, тяжело адаптируются к процессу обучения по системе Эльконина-Давыдова.
- Результаты методики во многом зависят от компетентности учителя и его понимания данной системы.
- Отсутствие оценок и дневников негативно воспринимается некоторыми родителями.
Тестирования показали, что методика Эльконина-Давыдова подходит каждому ребенку. Детям нравится такой процесс обучения, и они легко усваивают учебный материал.
Чтобы приступить к обучению по системе Эльконина-Давыдова, не нужно проходить вступительные испытания.
Видео
- Смолярчук И.В. Психологические основы урока в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.\ Гаудеамус №1,2002.– С.187-189.
- Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова, сайт.
- Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова, сайт.
Источник: www.baby.ru