Когда малыш начинает говорить? Об этом часто спрашивают молодые родители детей старше одного года. Услышав заветное первое слово, они ждут дня, когда ребенок будет произносить понятные фразы. Специалисты в области детской речи уверены, что период двух лет — важная веха в развитии малыша. От словарного запаса в это время зависит дальнейшее развитие ребенка.
Могут ли родители помочь сыну и дочери заговорить? Правда ли, что речь мальчиков и девочек в 2 года существенно отличается? На какие показатели стоит ориентироваться? Расскажем и дадим конкретные рекомендации в этой статье.
Этапы развития речи ребенка
Вначале кратко рассмотрим, как формируется и развивается речь ребенка до 2 лет. Что можно считать первым голосовым проявлением? Некоторые исследователи уверены, что крик — это первая голосовая реакция младенца на внешний раздражитель (голод, холод, дискомфорт). С него и начинается становление детской речи. Что происходит потом:
- в возрасте до 2 месяцев крик ребенка монотонный, с 2 до 3 месяцев начинает приобретать эмоциональную окраску (по разному звучит узнавание мамы, радость, боль);
- в 3-5 месяцев начинается гуление, когда ребенок издает звуки, напоминающие голосовую мелодию (напевные а-а-а, э-э-э);
- лепет — звуки, напоминающие человеческую речь (ма-ма-ма, па-па-па) — приходит на смену гуления в промежутке от 5 месяцев до года.
Период лепета продолжается у детей и после года. Но с каждым новым месяцем жизни бездумное произношение слогов все больше сменяется на звкоподражание. Ребенок старается воспроизвести речь взрослого, но выделяет из нее только простые звуки. Начинают формироваться простые слова: мама, папа, баба, биби (машина), киса, кар и т.п.
Развитие речи дома (видео курс для детей 2 — 3 лет) | Занятие 1
К году, по данным разных исследователей, ребенок лепечет 3-10 слов, к 2 годам эта цифра может вырасти вдвое.
Когда ребенок начинает понимать речь?
Очень важным критерием развития речи малыша являются не только произносимые им звуки, но и понимание речи взрослого:
- до 3х месяцев ребенок учится устанавливать зрительный контакт и следить глазами за движущимся предметом;
- до полугода учится искать источник звука (голоса или музыки) глазами;
- к 9 месяцев выделяет голоса заботящихся о нем взрослых и реагирует на свое имя;
- к 1 году понимает, что хочет от него взрослый (например, помахать рукой), и выполняет элементарные просьбы;
- к полутора годам ребенок понимает большую часть речи взрослого и реагирует на все просьбы.
Проблемы с восприятием речи могут возникать, когда взрослый говорит быстро, нечетко или употребляет похожие по звучанию слова. Важно! В возрасте до 2 лет ребенок понимает намного больше слов, чем может произнести.
Нормы речи в 2 года
Дети развиваются индивидуально, поэтому нормы речи всегда устанавливаются по среднему показателю. Задержку речи в 2 года еще не диагностируют, а на любые тревожащие вопросы ответит детский невролог. Если родители переживают из-за речи, лучше записаться к нему на прием.
Логопед для непосед: 5 игр на запуск речи [Любящие мамы]
Что считается нормой в 2 года:
- ребенок говорит много, имеет в запасе от 10 до 300 простых слов;
- малыш пытается строить короткие предложения, часто из 2 слов;
- здоровается и прощается (или машет ручкой);
- отвечает на вопросы «да», «нет»;
- понимает речь и просьбы взрослого;
- показывает рукой на предметы, пытается дать им название.
Текущие нормы устанавливаются для детей от 2 до 3 лет, соответственно, не нужно требовать невозможного от малыша, которому только исполнилось 2 года. Логопеды призывают прислушиваться к своему сыну или дочке и следить, как меняются их достижения от месяца к месяцу. Бить тревогу следует, если проходит 2-3 месяца, но уровень развития остается прежним.
Важно! Слова, которые произносит малыш, звучат нечетко. Их хорошо понимают только мама и папы, которые проводят с ребенком много времени. Для других взрослых многие фразы могут быть неясны.
Речь у мальчиков и девочек
Считается, что до определенного возраста девочки опережают в развитии мальчишек. Это связано с особенностями формирования разных полушарий мозга. В раннем возрасте для мальчиков характерно логическое мышление, для девочек — творческое. По речевым показателям девочка опередит мальчика, в среднем, на 4-6 месяцев.
Как родителям развивать речь малыша?
Как и во многих других вопросах развития ребенка, в формировании и становлении речи многое зависит от родителей. Если у малыша нет диагностируемых заболеваний, связанных с патологией головного мозга, сенсорным восприятием или нарушением функций нервной системы, то мама с папой смогут помочь малышу заговорить.
Важно! В статье речь идет о педагогической помощи детям. Если развитие малыша вызывает сомнение, следует незамедлительно обратиться к педиатру, неврологу или логопеду.
Ребенок в 2 года, который нормально развит:
- понимает речь взрослых (находит предметы на картинках, воспринимает глаголы-действия, выполняет просьбы);
- активно использует мимику;
- общается жестами;
- проявляет эмпатию (может пожалеть маму, если ей больно);
- выражает разные эмоции.
Малыш в 2 года проявляет всевозможные попытки заговорить, и родителям нужно стимулировать его желание. Его можно активно включать в разговоры взрослых:
- слушать и не прерывать ребенка;
- употреблять в общении слова «скажи», «позови», «спроси»;
- эмоционально хвалить за речевые достижения;
- говорить четко, достаточно медленно;
- вместо сложных речевых конструкций говорить короткие фразы;
- знакомить с новыми словами, давая названия окружающим предметам и игрушкам;
- комментировать все действия;
- слушать музыку;
- читать стихи и сказки.
Чтобы ребенок быстрее заговорил, он должен постоянно слышать чистую, живую, эмоциональную речь. Доказано, что малыш, у которого есть возможность наблюдать за разговорами других детей, будет проявлять повышенный интерес к общению.
Полезные занятия с ребенком
Помочь малышу заговорить поможет занятие артикуляционный гимнастикой — особым комплексом логопедических упражнений, отвечающим за развитие и лицевых мышц, и эмоций, и речи. Чтобы крохе было интересно, их нужно превратить в игру. Что нужно делать:
- показывать язык;
- вытягивать губы трубочкой;
- дуть на предметы, например, на легкие бумажные салфетки;
- пускать мыльные пузыри (только под присмотром взрослых);
- учить смыкать зубы;
- растягивать губы в улыбке.
Заниматься можно перед зеркалом или сидя с малышом друг напротив друга. Ребенок будет с удовольствием повторять все задания за мамой или папой. Заставлять не стоит, важно, чтобы малыш получал удовольствие от процесса.
Внимание важно уделить и развитию мелкой моторики. Доказано, что она влияет на запуск речи. Можно:
- делать легкий массаж ладошек и стоп, сопровождая его веселыми потешками;
- давать играть с разным по текстурам подручным материалом (песок, камни, шерсть, крупы и т.п.);
- дома ходить босиком;
- использовать коврики с разным покрытием;
- рисовать и лепить под присмотром взрослых.
Ребенку понравится играть в звукоподражание, изображая слова и действия животных. Подвижные игры на свежем воздухе также способствуют и общему развитию малыша, и его речи. Если кроха смотрит мультфильм, родителю следует его комментировать.
Вывод
Развитие ребенка происходит каждый день. Но период до 3 лет — самый важны для становления многих психо-физиологических процессов, и речь — один из них. Родителям важно, с одной стороны, не давить на ребенка, а с другой — контролировать его гармоничный рост. Поскольку каждый малыш индивидуален, важно сравнивать его достижения не с усредненными нормами, а с тем, как прогрессирует он лично. При возникновении сомнений и переживаний нужно посетить детского специалиста — невролога, педиатра или логопеда.
Источник: logoped-kzn.ru
Развитие речи ребенка в 2 года в домашних условиях подробная программа
С появлением в семье ребенка для родителей начинается период маленьких радостей: карапуз улыбнулся, сел, сделал первый шаг и, кажется, вот-вот заговорит… Но проходят месяцы, а чадо продолжает изъясняться жестами или односложными словами, хотя его сверстники давно болтают вовсю. Наступает время тревог и надежд на то, что малыш «разговориться», стоит ему немного помочь. Но как развивать речь ребенка в 2 года, если он не разговаривает? Маме и папе потребуется терпение, целеустремленность, креативное мышление.
Как развивается речь к двум годам
Способность осознанно разговаривать развивается у детей постепенно, как подражание речи взрослых — сначала неосознанное, а затем сознательное. Этот процесс делится на условные этапы:
- Крик. Новорожденный младенец кричит, когда первый вдох наполняет его легкие воздухом. Пока это единственный способ малыша заявить о дискомфорте. Вскоре крик приобретает различные оттенки, становится выразительным. Родители по интонации крика быстро определяют причину недовольства;
- Гуление. В период с 2 месяцев до полугода ребенок начинает гулить, произносить различные гласные звуки, тренируя речевой аппарат. Такие эксперименты нравятся малышу, поэтому гуление выражает положительные эмоции, удовлетворение;
- Лепет. После полугода дети учатся произносить слоги. Это может произойти как в 7 месяцев, так и в 11, четких временных рамок нет. В течении нескольких недель карапуз осваивает практически все согласные звуки;
- Слова. Не обязательно первым словом малыша станет «мама», часто речевым стартом становятся односложные «дай» или «на», просьба «пить» или подражание животным «гав», «мяу» и т.д. К одному году ребенок активно использует около 10 слов, зачастую искажая их произношение;
- Сознательная речь. К двум годам словарный запас детей включает 100-300 слов. Двухлетки могут позвать родителей, попросить их о чем-то. О себе малыши часто говорят в третьем лице.
Период с двух до трех лет — невероятно важный для становления речи этап: дети как губка впитывают новые слова, повторяют много раз, пытаясь осознать смысл, нормы произношения. Если в 2 года ребенок не разговаривает совсем, это повод насторожиться и искать новые способы развивать речь малыша.
Почему ребенок не говорит?
Физиологические факторы
Отсутствие осознанной речи у двухлетнего ребенка может являться следствием перенесенных недугов, заболеваний матери в период беременности или ее вредных привычек. Наиболее распространенные физиологические причины речевого отставания:
- Болезни головного мозга;
- Травмы головы, в том числе во время родов;
- Кислородное голодание плода;
- Инфекционные заболевания, перенесенные во младенчестве;
- Неврологические отклонения;
- Недоразвитость речевого аппарата, нарушения артикуляции;
- Заболевания органов слуха;
- Задержка интеллектуального развития, синдром Дауна, аутизм.
Немалую роль играет наследственность: абсолютно здоровый малыш может не разговаривать в два года, если это является нормой в роду. Конечно, медицинское обоснование у такой особенности тоже есть — замедленный рост клеток головного мозга, отвечающих за активность речевой деятельности.
Социальные факторы
Окружение малыша и взаимоотношения в семье тоже могут быть причиной задержки речевого развития. В первую очередь это чрезмерная опека родителей, угадывающих любое желание своего чада. Зачем ребенку говорить, если родные его и так прекрасно понимают? Но есть и другие причины социального характера:
- Дефицит общения. Общества мамы и папы малышу недостаточно. Чтобы полноценно развивать речь, ему нужно общаться со сверстниками, тем более это так интересно! Домашние молчуны обычно начинают активно говорить в детском саду;
- Особенности характера. Застенчивые дети не отличаются разговорчивостью, а в незнакомой остановке могут и вовсе замкнуться в себе;
- Педагогическая запущенность. Возможно, ребенку не уделяется достаточного внимания в семье, мама и папа не пытаются развивать его речь и вообще проводят с ним слишком мало времени;
- Конфликты в семье. Ссоры родителей — большой стресс для ребенка, причина психологических травм, притормаживающих становление речи. Такую же роль может сыграть испуг, госпитализация без мамы;
- Требовательность родителей. Попытки силком заставить двухлетнего ребенка и учить новые слова обречены на провал. Скорее всего, чадо назло откажется разговаривать.
Иногда дети формируют словарный запас как бы «про себя», молча. А потом, в возрасте около трех лет внезапно начинают активно разговаривать и за короткое время догоняют сверстников.
Если двухлетний ребенок совсем не говорит, есть только два возможных варианта действий: подождать еще немного и самостоятельно развивать разговорные навыки в домашних условиях, или обратиться к медикам. Многие родители намеренно откладывают запланированный визит к врачу, боясь услышать неприятный диагноз. Однако, это не решит проблемы, если она действительно есть.
А время будет упущено. Поэтому консультации с неврологом, сурдологом, лором и психиатром лишними очень желательны. Только специалисты помогут точно выявить возможные причины речевого отставания.
Как развивать речь ребенка в 2 года
Советы родителям
Атмосфера в семье играет большую роль в развитии ребенка. Часто дети, не разговаривают в 2 года, потому что не видят общения между родителями, сосредоточенными на гаджетах, не получают от них внимания. Чтобы помочь ребенку заговорить, возьмите за правило каждый день:
- Общаться. Говорить надо даже с новорожденным малышом, чтобы он учился понимать интонацию, артикуляцию, запоминал слова. Двухлетним детям важно, чтобы мама и папа не только играли с ними, но также проговаривали свои действия во время игры, задавали вопросы, рассказывали истории, называли предметы во время прогулки, объясняли их назначение;
- Слушать. Часто взрослые отмахиваются от настойчивого детского лепета, заставляют чадо замолчать. Несколько минут тишины могут обернуться замкнутостью ребенка в дальнейшем, его нежеланием разговаривать. Желание малыша побеседовать следует всячески поощрять, прерывать маленького говоруна нужно вежливо, чтобы не обидеть;
- Читать наизусть. Простые детские стишки лучше заранее выучить, чтобы выразительно рассказывать, глядя в глаза ребенку. Конечно, к чтению сказок на ночь (тоже обязательному) это правило не относится;
- Ограничить контакты с гаджетами. Дети в 2 года бывают зависимы от мультиков, компьютерных игр. Непоседы сами включают телевизор, но это вовсе не повод для умиления: мелькание картинок на экране возбуждает психику, а речевые навыки ребенок усваивает только от говорящего с ним человека.
Развивать речь ребенка в 2 года, помогут более разговорчивые сверстники. Приглашая в гости знакомых с детьми, можно рассчитывать, что во время совместных игр, малыш будет перенимать новые слова.
Развитие мелкой моторики
На кончиках пальцев сосредоточено множество нервных окончаний, активация которых стимулирует в головном мозге центры, отвечающие за речь. Развивать речевые навыки помогут регулярные занятия на мелкую моторику:
- Тактильные игры — перебирание пальчиками бусин, небольших предметов, пакетиков с различной крупой. Тактильные игрушки — мягкие коврики, книжки, бизиборды — можно купить или сделать самим;
- Рисование. Пальчиковые краски, карандаши, фломастеры и мелки неизменно вызывают восторг у двухлетних детей, а процесс рисования увлекает. Пусть малыш нарисует любой предмет и назовет его. И даже если на листе простые каракули, юного художника нужно похвалить;
- Прописи. Они сильно отличаются от школьных и представляют собой подобие раскраски, с картинкой-образцом и ее копией, нанесенной пунктиром. Задача ребенка — обвести контур по точкам;
- Лепка. Пластилин, соленое тесто, глина и другие материалы для лепки необходимы ребенку в 2 года не только для формирования художественного восприятия. Занятия с пластичными массами успокаивают нервную систему и помогают развивать речь вместе с мелкой моторикой;
- Пазлы. Начинать нужно с простейших вариантов из двух деталей, постепенно усложняя задачу и покупая наборы картинок с разной тематикой: так ребенок выучит названия растений, диких и домашних животных, профессий, транспортных средств;
- Пальчиковая гимнастика, массаж. Простейшие варианты — «Ладушки», «Сорока-белобока». Освоив их, можно приступать к вариантам посложнее.
Игры на развитие речи
Двухлетки лучше всего воспринимают информацию в игровой форме и эту особенность нужно использовать, чтобы развивать речь, если ребенок не разговаривает. Простейшие варианты совместных игр:
- Попроси меня. В момент, когда чадо просит подать какую-то вещь, показывая на нее пальцем, нужно предлагать по очереди другие предметы, называя их. Например: ребенок просит чашку, а взрослый спрашивает: «Ты хочешь куклу? Или ложку? А может карандаш?». Цель — добиться от малыша четкой просьбы и расширить словарный, но если карапуз начнет хныкать, нужно дать ему вожделенный предмет, не дожидаясь истерики;
- Как говорят животные? Домашние питомцы вызывают у малышей интерес к фауне в целом, поэтому усвоив, как говорит киска и собачка, ребенок с удовольствием будет подражать и другим животным. Для игры потребуются картинки с изображениями зверей и взрослый, готовый изобразить, как они говорят. Задача малыша — назвать животное и повторить его «речь»;
- Что это звучит? По примеру описанной выше игры можно поступить с неодушевленными предметами: пусть малыш покажет, как гудит поезд (ту-ту) или машина (би-би), звенит будильник (дзинь-дзинь);
- Назови предмет. Для занятий потребуются карточки различной тематики: животные, растения, мебель, фрукты и т.д. Все их нужно сложить в плотный тканевый мешок. Участники игры по очереди достают карточки и говорят, что изображено на картинках. Если ребенок в течении 10-15 секунд не может вспомнить название предмета, нужно мягко ему подсказать;
- Кукольный театр. Пальчиковые или обычные куклы и сцена из картонной коробки — вот и все, что нужно для простейшего кукольного театра. Сначала взрослые показывают ребенку небольшие сценки с простыми диалогами между героями, затем предлагают ему попробовать себя в понравившейся роли.
Даже если ребенок не разговаривает в 2 года, он запоминает часто употребляемые взрослыми слова, в том числе и неприличные.
Источник: www.defectologiya.pro
Как научить ребенка разговаривать в 2-3 года: особенности и нормы речевого развития, игры и обучающие упражнения
Часто можно услышать такие разговоры: «Мой Андрюша очень умный, он все-все понимает, но говорит от силы слов 10. У моей подруги дочка «Мойдодыра» уже цитирует, а ведь они с моим сыном ровесники. Подскажите, каковы нормы речевого развития в этом возрасте? Как научить ребенка разговаривать?»
Подобные вопросы очень часто волнуют родителей, тем более если их кроха уже переступил рубеж в 2 года. С чем связано волнение? Почему мамы и папы не так обеспокоены, если мы говорим о возрасте 1 или 3 года? Дело в том, что 2-х летний возраст – время для активного формирования речи, именно сейчас самый важный период для начала налаживания отношений со сверстниками через общение.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь маленький ребенок в два с половиной года?
- 1. Среднестатистические нормы
- 2. Условия для развития речи
- 3. Принципы для развития правильной речи
- 4. Упражнения
- 4.1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика
- 4.2. Игры на развитие моторики
- 4.3. Игры со звукоподражанием
- 4.4. Пальчиковые игры
- 4.5. Игры с различными предметами и материалами
Среднестатистические нормы
Возраст 2-3 года – время для активного скачка в речевом развитии (см. также: как должно проходить развитие ребенка в 2 года?). Дети, с которыми не занимались формированием речи, отстают от своих сверстников, ведь речь – один из важных показателей уровня развития. Имея возможность разговаривать, ребенок может выразить свой протест или согласие, отразить свои знания и умения и просто высказать свое мнение.
По среднестатистическим данным, словарный запас ребенка 2 лет должен составлять порядка 200-300 слов. В этом возрасте ребенок должен уметь произносить предложения из 2-3 слов.
Данные нормы далеко не всегда характерны для современных детей третьего года жизни. Видя, что малыш отстает от речевых стандартов, не стоит паниковать. Дети познают мир по-разному и чем старше становится ребенок, тем очевиднее разница между сверстниками – это касается и общего развития, и речевых навыков в частности.
Когда стоит волноваться, что ваш кроха отличается от других деток? Прежде чем дать ответ на этот вопрос, рассмотрим основные важные условия, способствующие формированию речевых навыков.
Условия для развития речи
Чтобы обучение произношению слов пошло семимильными шагами, необходимо учесть следующие факторы:
- У ребенка не должно быть заболеваний и травм головного мозга, нарушений в строении органов артикуляции, поскольку стандартные занятия рассчитаны на хорошее зрение и слух.
- Ребенок должен нуждаться в общении и не иметь отклонений в психике.
- Необходима уверенность в том, что ребенок в состоянии понимать речь.
- На картинках он может указать на конкретный предмет, который называет взрослый.
- Ориентируется в словах, которые обозначают действия (копать, гладить, подметать, укачать куклу, мыть) и варианты передвижения (летать, прыгать, бегать, ползать).
- Понимает просьбы и способен выполнять многосложные задания: взять мишку и положить в корзинку.
- Активная жестикуляция и мимика говорят о прогрессивном развитии малыша. Если ребенок может с помощью жестов изобразить ответ на ваш вопрос, например: «Что нужно надеть на ножки перед улицей?» – ребенок приносит или показывает свои ботиночки, то такой способ общения очень хорош, так как это подготовительный этап к основной речи. Т.е. ребенок все понимает и активно использует жесты для выражения своих пожеланий и потребностей.
- Ребенок умеет выражать свои эмоции, а также умеет сочувствовать другим. Если кто-то плачет или грустит, малыш может подойти и утешить его, обняв или погладив.
- Дети активно используют вариации голоса, чтобы выразить свои мысли, особенно при первых попытках заговорить. Интонация – очень доступный способ выразить смысл и эмоции одновременно.
Таким образом, взрослые должны обращать внимание не на то, сколько слов умеет говорить их чадо в 2 года, а на то, насколько активно он участвует в разговоре, используя мимику, жесты и интонацию, и как он реагирует на обращенные к нему просьбы и вопросы. Если вы замечаете, что малыш на рубеже третьего года жизни не умеет выражать свои эмоции и желания выше указанными способами или говорит на одному ему известном языке, то пришло время для обращения за консультацией к психологу, логопеду или неврологу.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: каким должно быть развитие ребенка в 2 года 3 месяца?
Принципы для развития правильной речи
Развивать активную речь у малыша в 2-3 года будет проще, если создать для этого благоприятные условия:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: чем занять ребенка в 2 года дома – обзор полезных и интересных игр
- Создавайте поводы для контакта со взрослыми («спроси у папы, где книжка», «позови бабушку обедать», «скажи спасибо маме»).
- Дайте возможность ребенку говорить. Если в разговоре мама или другой взрослый прерывает начало разговора крохи и старается за него сказать то, что он пытался выразить, то в такой ситуации ребенку скорее всего не захочется говорить.
- Хвалите малыша за то, что он учится заменять звукоподражание словами (например, не «ква-ква», а «лягушка»; не «кар-кар», а «ворона»).
- Взрослые должны следить за правильностью своей речи. Активное использование разнообразных частей речи (глаголов, прилагательных, существительных), а также местоимений, предлогов и наречий будет способствовать правильному формированию словарного запаса и построению будущей речи.
- Взрослые должны использовать только полные и четкие слова, которые ребенок должен повторять. Не стоит повторять за ребенком его коверканные слова.
- Каждый день заниматься артикуляционной гимнастикой, чтобы научить малыша владеть своими губами, языком и зубами (рекомендуем прочитать: (рекомендуем прочитать: проводим артикуляционную гимнастику для детей)). (Упражнения для этого вы найдете ниже).
- Выполнять задания для развития дыхания (их можно найти ниже). Зачастую сбивчивое и неправильное дыхание мешает ребенку говорить.
- Расширяйте словарный запас и практикуйте применение уже известных слов, используя окружающие предметы и игрушки. Включайте в ваши игры такие задания: вы описываете предмет или игрушку, а ребенок должен ее найти по цвету, размеру и расположению; просить называть характеристики предметов, учить обобщать и сравнивать предметы.
- Чтение вслух очень важно для расширения словарного запаса деток. Читая сказки, уделяйте внимание особенностям персонажей (трусливый заяц, неуклюжий бегемот, хитрая лиса). Правильное построение предложений в художественной литературе способствует усвоению грамматики русского языка.