Развитие речи и подготовка к обучению грамоте программа

Этот метод Ушинский назвал методом письма-чтения. Он считал, что письмо, опирающееся на звуковой анализ, должно идти впереди чтения.

В своей методике Ушинский объединил анализ и синтез, ввел систему аналитических и синтетических упражнений со звуками, слогами и словами. Достоинством его методики было то, что п ри обучении детей письму и чтению он опирался на живую речь, и то, что она носила развивающий характер: вся педагогическая система Ушинского была направлена на всестороннее развитие ребёнка, на развитие его мышления и речи. Ушинский ввел в школьную практику десятки приемов звуковой работы, которые используются и в современной школе.

Метод называется звуковым, т.к. обучаясь грамоте, дети знакомятся с основными звуками русского языка, учатся выделять их из речи и обозначать буквами.

Он называется аналитико-синтетическим, т.к. изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы.

Система звуковой аналитико-синтетической работы над словом включает в себя:

Занятия для дошкольников | Обучение грамоте | Занятие 1. Речь. Предложение

1) нахождение заданного звука в словах

2) подбор слов на заданный звук

3) деление слов на слоги и звуки

4) сложение слов из звуков

5) замена звуков

6) наращение звуков в начале и конце слова

7) перестановка звуков в словах

Обучать детей грамоте Ушинский рекомендовал с обучения различать на слух слова типа: мак, сыр, лук, сок – из таких слов выделялись гласные звуки, которые обозначались буквами. Затем дети переходили к анализу двусложных слов типа усы, осы – из таких слов выделялись согласные звуки.

Ушинский отказался от алфавитного порядка изучения звуков и букв: сначала изучались гласные буквы, включая йотированные, затем согласные – как твёрдые, так и мягкие.

4. Картотека дидактических игр. Подобрать по 2—3 дидактические игры по ознакомлению детей со звуком, словесным составом предложения, со словом, с его слоговым строением.

1)Игры по ознакомлению со звуком.
а) “Какое слово задумано?”
Цель: обучение детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.

Наглядный материал. Предметные картинки, на которых изображены ромашка, ключ, книга, стол, цветок, шкаф (для воспитателя); трактор, кровать, огурец, хлеб, змея, утка, скакалка (для детей).

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и говорит: «Это. омашка». Дети улыбаются и поправляют его: «Ромашка». Он соглашается: «Я же так и говорю —. омашка».

Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука р: ррромашка. «Почему у меня получается не так?» — удивляется воспитатель. «Вы не говорите звук р, пропускаете его», — объясняют дети. Воспитатель показывает остальные картинки и тоже называет изображенные на них предметы без первого звука (. люч. нига. тол. веток. каф), дети поправляют воспитателя, правильно произносят слова, выделяя голосом пропущенный первый звук. Затем они начинают показывать свои картинки и называть нарисованные на них предметы так же, как и воспитатель — без первого звука. Педагог их поправляет.

Программа по подготовке к обучению грамоте

б)”Молчанка”
Цель: формирование знаний о разном количестве звуков в разных словах: в коротком слове — мало, в длинном — много.
Наглядный материал: Игрушки и предметы, находящиеся в групповой комнате; индивидуальные звуковые линейки.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и «поискать» короткие и длинные слова. Выбирается ведущий, он должен ходить по комнате и искать предметы с коротким названием. Найдя такой предмет или игрушку, он должен остановиться перед ним и хлопнуть в ладоши. Все дети следят за действиями ведущего и на своих линеечках проверяют, правильно ли он выполняет задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинным названием.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи и подготовке к обучению грамоте.
рабочая программа по чтению на тему

Настоящая рабочая программа разработана для подготовительной к школе группы общеобразовательного учреждения в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А Васильевой, В, В. Гербовой, Т. С. Комаровой, пособия «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада» В.В. Гербовой (М.: Мозаика – Синтез, 2011), авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», дополненной и переработанной в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ((Ювента, Москва, 2010)

Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение родному языку – одна из главных. В эту общую задачу входит:

Читайте также:
Программа чтобы понизить пинг в КС:ГО

Развивающая речевая среда.

Ее основная цель –определение особенностей организации развивающей речевой среды во всех группах детского сада, содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребенка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми более младшего и старшего возраста.

Приучать детей — будущих школьников – проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний

Совершенствовать речь как средство общения.

Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие сказки хотели бы слушать, а мультфильмы смотреть.

Продолжать знакомить детей с многообразием окружающего мира.

Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы.

Продолжать формировать умение без раздражения отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать формулы словесной вежливости (обращение, просьба, благодарность, извинение, неодобрение)s««««««`

Продолжать содержательно , эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях; о поучительных случаях из своего детства.

Приучать детей к самостоятельности ответов и суждений.

Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.

Продолжать вводить в речь детей эмоционально – оценочную лексику.

Побуждать детей интересоваться смыслом слова.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Помогать усваивать выразительные средства языка

Звуковая культура речи.

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию.

Совершенствовать фонематический слух

Грамматический строй речи.

Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Формировать элементарное представление о предложении.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове. (начало, середина, конец)

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Формулировать умение вести координированный диалог: учить быть доброжелательными и корректными собеседниками.

Учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Учить составлять короткие сказки, простые небылички и загадки.

Подготовка к обучению грамоте.

Программа Е.В. Колесниковой является развивающей, т.к. в процессе ее реализации у ребенка формируются:

  1. Способности и интерес к чтению.
  2. Универсальные предпосылки учебных действий (УУД) с учетом предметного содержания, а именно: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка, а не дублируют школу.

Основные задачи этого этапа обучения:

1.Развитие звуко – буквенного анализа.

2. Развитие фонематического восприятия.

3.Формирование первоначальных навыков чтения.

4.Подготовка руки ребенка к письму.

В процессе реализации данной программы необходимо:

Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки.

Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.

Закреплять умение делить слова на слоги.

Познакомить с буквами по общепринятым группам на материале алфавита как знаками звуков (фонем).

Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

Учить определять место заданного звука в слове ( в начале, в середине, в конце).

Продолжить знакомить с графическим изображением слова- прямоугольником. (моделирование)

Познакомить с условным обозначением звуков: гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат. (моделирование)

Учить на схеме обозначать место звука в слове, используя графическое изображение звуков.

Учить писать слова с помощью графических изображений.

Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец.

Учить соотносить звук и букву.

Учить писать слова, предложения печатными буквами.

Учить проводить звуковой (фонетический) анализ слова.

Способствовать развитию фонематического восприятия.

Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.

Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.

Познакомить с термином «предложение»

Учить составлять предложение из двух, трех, четырех слов.

Учить записывать предложение условными обозначениями.

Способствовать развитию графических навыков.

Формировать умение понимать уебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Планируемые результаты освоения программы

К концу учебного года ребенок может:

  • Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
  • Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
  • В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
  • Употреблять синонимы и антонимы, сложные предложения разных видов.
  • Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
  • Знать буквы русского алфавита.
  • Писать буквы алфавита в клетке.
  • Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.
  • Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
  • Различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки.
  • Пользоваться графическим изображением звуков, слов, предложений.
  • Соотносить звук и букву.
  • Определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком.
  • Проводить звуковой анализ слова.
  • Читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты.
  • Составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его.
  • Овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности.
Читайте также:
Небольшая программа написанная на языке программирования java

На реализацию программы по развитию речи и подготовки к обучению грамоте отводится 1 час в неделю

Источник: nsportal.ru

Рабочая программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.

2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.

3 Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.

4 Конституция РФ

5 Методическое письмо «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» от 09.08.2000 г.

6Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №2189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»«Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.)

7Образовательная программа ДО МБОУ гимназии №3

8Устав МБОУ гимназии №3

9Положение о ГКП «Будущий первоклассник»

Цель программы: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.

Задачи:

-расширять словарный запас

-развивать интонационную выразительность речи

-закреплять правильное отчётливое произношение звуков русского языка

-развивать фонематический слух

-упражнять в образовании новых слов, в согласовании слов в предложении

-учить употреблять синонимы и антонимы

-учить употреблять в речи простые и сложные предложения

— развивать речевое творчество, выразительность речи.

Принципы программы

В основу организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.Формы организации образовательного процесса:

-индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные. Урок, проект.Методы обучения:

1. Объяснительно- иллюстративный метод

2. Деятельностный метод

3. Практический метод

Формы обучения: групповые, работа в парах, индивидуальные, фронтальные.

Оценка достижений планируемых результатов

Особенностями системы оценки являются:

· комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

· оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

· оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

· сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

· использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

· уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

· использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);

· использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов

Общая характеристика предмета.

Развитие связной речи. Обучение ответам на вопросы, диалогической речи.

Обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре. Обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

Лексическая работа. Обогащение словарного запаса детей. Создание условий для употребления новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений.

Развитие звуковой культуры речи. Знакомство с органами артикуляции,

способами произнесения звука, его условным обозначением. Знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные.

Развитие фонематического слуха. Выделение звука в начале, конце и середине слова. Определение положения звука в слове. Выделение в слове

гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных.

Читайте также:
Фигма это платная или бесплатная программа

Обучение звуко-слоговому анализу. Звуковой анализ состава слогов и слов.

Дифференциация понятий «звук» и «буква». Соотнесение букв и звуков.

Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

Обогащаются и уточняются знания ребёнка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе.

Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр.

Технологии обучения

Здоровьесберегающая, игровая, ИКТ, проектная.

Механизмы формирования ключевых компетенций

-обобщающая беседа по изученному материалу;

— виды работ, связанные с исследованием объекта ,

— выполнение практических работ;

— составление учащимися авторской работы в различных жанрах

— участие в дискуссии;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде).

Виды и формы контроля

Вводный, текущий, итоговый,

Фронтальный ,комбинированный, устный

Наблюдение, самостоятельная работа.

Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане

Всего 72 часа; в неделю 2 часа

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Воспитательный аспект программы заложен в приобщении детей к истокам народной культуры своей страны: произведениям устного народного творчества. Акцент делается на приобщение детей к добру, красоте, ненасилию, уважению к другим народам. Линия развития чувств определяет направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка в общении с взрослыми и сверстниками, а также гармонию с предметным миром. Программа ставит задачу воспитания у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.Результаты освоения программы

Предметные

Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе, замечать в рассказах сверстников.

Пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя.

В описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов.

Сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования.

Различать литературные жанры: сказки, рассказ, загадка, пословица, стихотворение.

В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета.

Метапредметные

Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов.

Уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно, конструктивно исправлять их.

Учить осваивать формы речи-рассуждения: объяснительную речь, речь – доказательство, речь – планирование.

Упражнять детей в правильном использовании освоенных грамматических форм для точного выражения мыслей и продолжать знакомить их со сложными случаями использования русской грамматики.

Личностные

Ребенок может организовать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог со взрослыми и сверстниками. Свободно вступает в общение с разными людьми: легко знакомится, имеет друзей.

· Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях их жизни. Проявляет интерес к речи как особому объекту познания: с удовольствием участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает отдельные слова, пишет печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству. Проявляет устойчивый интерес к литературе, отличается богатством литературного опыта, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений.

· Самостоятельно, без помощи взрослого может привлечь сверстников к общению. Самостоятельно использует освоенные речевые формы в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

· Проявляет активность в коллективных обсуждениях, выдвигает гипотезы и предложения в процессе экспериментальной деятельности и обсуждении спорных вопросов. Предлагает творческие словесные игры.

· Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в коллективных обсуждениях, спорах, использует речевые формы убеждения.

· Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает интересные оригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы.

· Успешен в творческой речевой деятельности.

· Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качества характеристики звуков в слове, место звука в слове. Проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова.

Реализация программы

Педагогический процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий,

элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций. Реализация программы осуществляется по принципам развивающего обучения.

Содержание учебного предмета

Источник: kopilkaurokov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru