Развитие французской романтической литературы роль в гюго в формировании программы романтизма

Великий французский поэт, романист и драматург Виктор Гюго (1802 — 1885) родился в г. Безансоне в семье офицера. Будущему поэту было 13 лет, когда в стране установился режим Реставрации. Семнадцатилетним юношей он уже издавал литературное приложение к одной из монархических газет.

Самый первый сборник его стихов, выдержанный в духе классицизма, возвеличивал короля и его придворную знать, прославлял религию и средневековье. Но проходит всего несколько лет, и Гюго меняется. Он публикует литературный документ — предисловие к драме «Кромвель», где излагает программу романтизма. Гюго восклицает: «Нет ни правил, ни образцов; или, вернее, нет иных правил, кроме общих законов природы, господствующих над всем искусством, и частных законов для каждого произведения, вытекающих из требований, присущих каждому сюжету».

Романтическая программа В. Гюго сыграла прогрессивную роль в литературной жизни Франции. Гюго подчеркивал демократический характер своей реформы. В 1830 г. он писал: «Литературная свобода — дочь свободы политической. Этот принцип есть принцип века, и он восторжествует». Июльская революция 1830 г. покончила с реакционным режимом Реставрации.

Романтизм за 11 минут. КроссКульт.

Народ Парижа проявил в июльские дни мужество и энтузиазм. События во Франции нашли горячий отклик далеко за ее пределами.

Замечательная картиной Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах» как нельзя лучше отражает умонастроения того времени. Молодая полуобнаженная женщина, олицетворяющая Свободу, ведет за собой парижан, высоко подняв трехцветное знамя. Сочетая романтический образ Свободы с реальными типами парижан, художник вдохновенно передает героику трех июльских дней. Мальчик с двумя пистолетами предвосхищает образ Гавроша в «Отверженных» Гюго. Центральные фигуры предстают в стремительном порыве — мы словно ощущаем неодолимое движение восставшего народа, как об этом писал Виктор Гюго:

Мужчины, женщины и дети встали разом.
Кто мог владеть рукой, в ком сердце есть и разум,
Сбежались, притекли. Весь город, как река,
На королевские обрушился войска.

Талант Гюго — поэта, романиста, драматурга — раскрывается именно в эти годы. Его драмы «Эрнани», «Король забавляется», «Рюи Блаз» отличаются напряженностью сюжета, яркими романтическими контрастами, страстностью монологов. Они обнажают пустоту и ничтожество придворного быта, тиранию монархов, лицемерие и жестокость царедворцев. Положительные герои драм Гюго — смелые, сильные духом люди, вступающие в конфликт с властями.

Первый исторический роман Гюго — «Собор Парижской богоматери». Действие в нем происходит в конце XV века. Роман открывается картиной шумного народного праздника в Париже. Здесь и пестрая толпа горожан и горожанок; и фламандские купцы и ремесленники, прибывшие в качестве послов во Францию; и кардинал Бурбонский, также школяры из университета, нищие, королевские стрелки, уличная танцовщица Эсмеральда и фантастически уродливый звонарь собора Квазимодо. Таков широкий круг образов, которые предстают перед читателем.

РОМАНТИЗМ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ — французская революция, Байрон — кто такие романтики?

Праздник шутов, представление средневековой мистерии на мраморной площадке Дворца правосудия, мрачная Гревская площадь, окруженная узкими готическими постройками, квартал воров и бродяг, зловещие башни Бастилии, и над всем этим — тяжелая громада собора, мрачный и вместе с тем величественный символ средневековья, — все это воссоздавало картины эпохи. Это был тот «местный колорит», воспроизведение которого французские романтики считали одной из важнейших задач искусства.

Виктор Гюго сумел не только дать колорит эпохи, но и обнажить социальные противоречия того времени. Огромная масса бесправного народа противостоит в романе господствующей кучке дворянства, духовенства и королевских чиновников. Характерна сцена, в которой Людовик XI скаредно подсчитывает расходы на сооружение тюремной клетки, не обращая внимания на мольбу томящегося в ней узника.

Изображение собора недаром занимает центральное место в романе. Христианская церковь играла не последнюю роль в системе крепостного гнета. Один из главных персонажей — архидьякон собора Клод Фролло — воплощает в себе мрачную идеологию церковников. Суровый фанатик, он посвятил себя изучению науки, но средневековые науки были тесно связаны с мистикой и суеверием.

Человек незаурядного ума, Фролло скоро ощутил бессилие этой премудрости. Но религиозные предрассудки не позволяли ему выйти за ее пределы. Он испытывал «ужас и изумление служителя алтаря» перед книгопечатанием, как и перед всяким другим новшеством. Он искусственно подавлял в себе человеческие желания, но не мог устоять перед искушением, которое вызвала у него девушка цыганка. Фанатический монах стал неистовым, циничным и грубым в своей страсти, обнаруживая до конца свою низость и жестокосердие.

Наряду с образом Клода Фролло художественно убедителен образ капитана Феба де Шатопера. Красивая наружность и блеск мундира прикрывали пустоту, легкомыслие и внутреннее ничтожество этого молодого дворянина.

В центре романа писатель поставил образ Эсмеральды. Это красивая девушка, воспитанная цыганами. Гюго сделал ее воплощением душевной красоты и гуманности. Это романтический образ. Гюго утверждает, что в мире постоянно происходит борьба между добром и злом. Он создавал свои положительные образы, исходя из идеи добра.

При этом романтик Гюго с особой любовью подчеркивает все яркое, красочное, контрастное. Он создает неожиданные, волнующие ситуации. Такова, например, встреча Эсмеральды с родной матерью накануне казни.

Романтичен образ Квазимодо: необыкновенно его уродство, в особенности по контрасту с красотой Эсмеральды, но в уродливом теле оказывается отзывчивое сердце. Своими душевными качествами этот простой, бедный человек противостоит и Фебу, и Клоду Фролло.

Сразу же после контрреволюционного переворота Луи Наполеона Бонапарта В. Гюго эмигрировал за границу. Оттуда он повел борьбу против Наполеона III. Со всей силой своего поэтического гения Гюго выступил против отвратительных сторон нового режима. Его страстная ненависть ко Второй империи нашла яркое выражение в сборнике стихов «Возмездие», который представлял собой вершину политической лирики Гюго.

Наполеон представлен здесь мартышкой, которая «в шкуру льва нахально облеклась». На всех зверей она нагоняла страх, пока не пришел охотник:

И шкуру вытряхнув, чтоб не было обмана,
Взглянул и вымолвил: «Ты только обезьяна».

Но особенно примечательны стихотворения, в которых он обличает антинародный характер режима Второй империи, господство жадной и эгоистичной буржуазии, для которой «монета—бог»:

Превыше всяких благ для них купон и рента.
(«Буржуа у себя дома»)

Разгул финансовых авантюр, спекулятивная горячка, охватившая буржуазную Францию в эту эпоху, образно переданы В. Гюго в стихотворений «Веселая жизнь»:

Ну, живо! Плут, бандит, кретин, лакей, мошенник, —
Садитесь вкруг стола, толпитесь возле денег!
Всем будет место здесь!
Глотайте полным ртом: жизнь коротка, не так ли?
А глупый наш народ на пышном сем спектакле
К услугам вашим — весь!

Кто бы мог подумать, что эти строки вполне будут приложимы к российской действительности конца 20-го столетия! Контрастом разгулу мошенников противостоит картина жалкой бедности: трагический образ матери, которая «ребенку грудь подносит, где нету молока», миллионы несчастных, тяжелым трудом добывающих себе жалкие крохи хлеба.

Стихи Гюго этих лет исполнены гражданского пафоса. Никогда еще с такой силой не звучала, как он сам выразился, бронзовая струна его лиры — гневная сатира. Он отказался вернуться во Францию, когда в 1859 году была объявлена амнистия. «Я вернусь во Францию, когда туда вернется свобода», — заявил Гюго.

В 1861 году Гюго завершает труд многих лет своей жизни — роман «Отверженные». В центре этого большого повествования — люди из народа, страдающие от социальной неустроенности, от воли злых людей.

Гюго рисует историю Жана Вальжана, проведшего 19 лет на каторге. Он попал в свое время на каторгу за буханку хлеба, которую украл для голодающих детей своей сестры. По возвращении с каторги его продолжает преследовать закон буржуазного государства. Человеку с желтым паспортом не дают ни пищи, ни пристанища. Он один из отверженных в этом обществе.

Озлобленный и затравленный, Жан Вальжан совершает новую кражу и тут, по воле автора, перерождается под влиянием доброго епископа Мириеля. Он становится честным, чутким к нуждам окружающих, самоотверженным в своем стремлении делать людям добро. Но для буржуазного закона он только бывший каторжник.

Читайте также:
Программа справочник телефонные коды

Параллельно линии Вальжана автор рисует историю Фантины — честной девушки, которую соблазнил и бросил легкомысленный барчук. Жадный и бесчувственный Тенардье, в доме которого воспитывается маленькая дочь Фантины Козетта, воплощает отвратительные черты мещан, у которых все основано на денежном расчете.

Полицейский инспектор Жавер, преследующий и Жана Вальжана и Фантину, — человек, для которого существуют только параграфы закона Он так же бездушен, как и Тенардье. Он один из винтиков той машины для подавления народа, которую представляет собой буржуазное государство.

Гюго не умеет до конца объяснить социальное зло. Он не понимает того, что дело совсем не в добрых или злых людях, не в том, что Тенардье и Жавер бесчеловечны, а в том, что весь государственный порядок, основанный на частной собственности, порождает это зло и ведет к неисчислимым бедствиям. Но Гюго умеет страстно, взволнованно рассказывать о народных страданиях и вызвать в читателе горячую симпатию к обездоленным.

В этом романе Виктор Гюго посвящает вдохновенные страницы изображению республиканского восстания 1832 года. Благороден образ республиканского вождя Анжольраса, мужественного борца за интересы народа. Любимым героем молодых читателей на долгие годы стал Гаврош — маленький защитник баррикады, павший смертью героя.

Роман «Отверженные» произвел большое впечатление во Франции и за ее пределами. Роман быстро приобрел широкую популярность в России; его очень любил Л. Н. Толстой. Гюго писал: «Пока на земле царит нищета и невежество, книги, подобные этой, не могут быть бесполезными».

Часто смотрят:

  • Гражданственность поэзии Некрасова. Сочинение
  • Автор и его герой в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Сочинение
  • В. Маяковский и революция. Сочинение
  • Гениальная сатира на крепостническую русь поэма «Мертвые души». Сочинение
  • А. С. Пушкин о роли и назначении поэта и поэзии. Сочинение
  • М. Ю. Лермонтов о своем поколении. Сочинение

Источник: www.kostyor.ru

16. Общая характеристика французского романтизма. Творчество в.Гюго (анализ произведения на выбор)

Романти́зм(фр.romantisme) — явление культуры вXVIII—XIX веках. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности.

Появившись в конце XVIII века в 1810-е годы, романтизм становится господствующим методом в европейской, американской, русской литературе. 1810-1839-е годы до сорокового – расцвет романтизма. С 40-х романтизм очень резко идёт на спад. И в середине века его вытесняет реализм.

Романтизм появляется тогда, когда французская буржуазная революция, прошедшая под лозунгами, выдвинутыми эпохой просвещения (свобода, равенство, братство), выявила несостоятельность этих важных ценностей. Романтизм резко меняет представление о жанрах. Весь романтизм идёт под знаком лиризма. Появляется особая форма – исповедь. Это форма самораскрытия героя.

Часто герой оказывается двойником автора. В эпоху романтизма расцветает лирика. Появляется жанр байронической поэмы. Романтики первыми обращаются к фольклору и историческому роману. Романтики мыслили нацию, как некую сверхличность, обладающую неповторимостью, поэтому их волновало национальное самосознание, культура.

Авторы, тяготеющие к романтическим ценностям, продолжают создавать свои произведения даже после того, как романтизм пережил свой расцвет (Ж. Санд, В. Гюго).

Творчество Виктора Гюго. Как и на многих молодых писателей его эпохи, на Гюго большое влияние оказалФрансуа Шатобриан, известная фигура в литературном теченииромантизмаи выдающаяся фигураФранцииначалаXIX века. Гюго содействовал развитию романтизма, имел весомое место в политике как лидерреспубликанизма, и был сослан в ссылку благодаря своим политическим позициям.

Первым полноценным романом Гюго является невероятно успешный Notre-Dame de Paris(Собор Парижской Богоматери), который был опубликован в1831 годуи быстро переведен на многие языки по всейЕвропе. Одним из эффектов романа было привлечение внимания к запустеломуСобору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

Анализ романа Собор Парижской Богоматери.

Роман открыто противопоставлен действительности. Действие романа происходит во время правления Людовика XI (XIV-XV). Людовик стремился к результату, пользе, он практичен. Клод Фроло – начитанный, учёный. Имел дело только с рукописными книгами. Держа в руках печатную книгу ощущает конец мира.

Это характерно для романтизма. Действие происходит в Париже. Даётся описание Парижа XIV-XV веков. Гюго противопоставляет его современному Парижу. Те здания рукотворны, а Париж-современный – воплощение пошлости, отсутствие творческой мысли и труда.

Это город, который теряет своё лицо. Центр романа – грандиозное сооружение, собор на о-ве Сите – Собор Парижской Богоматери. В предисловии к роману говорится о том, что автор зайдя в Нотр Дам разглядел на стене слово «Рок». Это дало толчок к разворачиванию сюжета.

Образ собора многозначен. Это сверхлицо. Это не только место действия, но памятник материальной и духовной культуры. Главные персонажи: архидьякон Фроло, Квазимодо, Эсмеральда.

Квазимодо – фигура характерная для романтизма. Его портрет и соотношение внешности и внутреннего облика построено в контрастной манере. Его внешность откровенно отталкивающая. Но он ловок и силён. У него нет своей жизни, он раб.

Важную роль играет народ. Народные массы стихийны, ими движут эмоции, они неуправляемы. Изображены в разных эпизодах. Сначала – мистерия, праздник дураков. Конкурс на лучшую гримасу.

Квазимодо избирают королём. На соборной площади помост для мистерии. Цыгане разворачивают на площади своё представление. Там же танцует Эсмеральда с козочкой (Джали). Народ пытается защитить Эсмеральду.

Другая сторона – жизнь парижского отребья. Там находят приют цыгане, туда приходит Гренгуар (поэт, женат на Эсмеральде). Эсмеральда спасает его, женившись на нём по цыганскому обычаю.

“Собор Парижской богоматери” произведение романтическое по стилю и по методу. В нем можно обнаружить все то, что было характерным для драматургии Гюго. В нем есть и преувеличения и игра контрастами, и поэтизация гротеска, и обилие исключительных положений в сюжете. Сущность образа раскрывается у Гюго не столько на основе развития характера, сколько в противопоставлении другому образу.

Источник: studfile.net

Гюго — французский писатель-романтик. Особенности романтизма и новаторство Гюго

Виктор Гюго

Виктор Гюго (1802-1885) — вождь французского романтизма, его теоретик. Он сыграл значительную роль в создании романтического романа, в реформе французской поэзии, в развитии романтического театра.

Родился Виктор Мари Гюго 26 февраля 1802 в г.. Безансон Назвали мальчика в честь крестных родителей — Виктора Лагоре и Мари Дезирье. Его отец, выходец из семьи рабочего, офицер французской армии, во времена Наполеона стал бригадным генералом и правителем итальянских провинций. Мать будущего писателя, напротив, ненавидела Наполеона и была сторонницей королевской династии Бурбонов.

Брак Леопольда Гюго и Софии Франсуа Греет не был счастливым. Леопольд Гюго — человек увлекающийся — любил свою жену и так часто требовал от нее выполнения супружеских обязанностей, скоро привело к скандалам в семье. Госпожа Гюго не хотела все время находиться в счастливом ожидании пополнения семьи, а оптимистичный человек придерживался мнения: чем больше, тем лучше. Эту черту характера унаследовал от отца и Виктор. Полный разрыв семейных отношений состоялся в Мадриде, где отец Гюго был губернатором.

Маленький Виктор жил вместе с матерью и двумя братьями в Париже. С 9-летнего возраста парень полностью находился под влиянием матери, которая воспитывала его как сторонника монархии.

По желанию отца Виктор вместе с братом Эженом должен готовиться в пансионе к поступлению в Политехническую школу — у парня были большие способности по математике, но он оказывал внимание переводам латинских стихов, много читал, а потом и сам начал писать — оды, пьесы, которые ставил на школьных подмостках (он же исполнял в них главные роли).

Читайте также:
Критерии качества программы это

В 13 лет В. Гюго начал писать. Уже в первых стихах парня стали ощутимыми его политические взгляды. Он полностью стал на позиции матери — прославлял Бурбонов и проклинал Наполеона. Уже в пятнадцатилетнем возрасте стал лауреатом Тулузской и Французской академий, а в 17 лет привлек внимание властей одой «На восстановление статуи Генриха IV» и получил пенсию от короля.

В 1821 г.. Неожиданно умерла мать поэта, и дети остались без средств к существованию. Молодой Виктор мечтала о браке с любимой девушкой из состоятельной семьи Адель Фуше. Но ее отец требовал согласия на брак отца Виктора. Именно с этого времени началось восстановление отношений отца и сына.

Рассказы старого воина помогли Гюго-младшему по-новому взглянуть на эпоху революции и Империи.

Эжен и Виктор оба были влюблены в Адель Фуше, дочь друзей их семьи, но Адель преимущество оказывала Виктору, они вели тайную переписку, скрывали свою любовь. Когда мать узнала об их отношениях, сказала, что этого ни когда не будет, пока она жива.

Виктору было 18 и о женитьбе не могло быть и речи, и партия у него должна была быть более титулованная, ведь он — сын-генерала, лауреат нескольких премий, потомок графского титула. Виктор плакал, но пытался найти успокоение в литературе. Он страдал от любви. После смерти матери Виктор снова появился в доме Фуше, но те, боясь преследований со стороны Виктора, отвезли Адель в Дре.

Несмотря, что у него не было денег, Гюго пришел пешком, преодолев 80 км. Он признался, что любил Адель и мечтал жениться на ней. Молодым было разрешено переписки и встречи.

В июле 1 822 Гюго за сборник «Оды и другие стихотворения» был назначен материальную помощь в 1 тыс. Франков, и только тогда его отец по просьбе Виктора обратился к Пьеру Фуше с официальным письмом, в котором просил руки его дочери для своего сына. Родители Адель не возражали. В их первую брачную ночь сошел с ума родной брат Виктора — Эжен. Его положили в психиатрическую больницу Сен-Морис, которую тот смог покинуть лишь после смерти.

В 1822 г.. Состоялась свадьба. Адель Гюго Фуше стала первой и единственной законной женой поэта, матерью его детей, и жертвой своего гениального мужа. Следуя свекровь, Адель не хотела погрязнуть в семейных заботах и проводить все время на брачном постели. У нее было свое представление о достойной жизни и о «высоких» отношения, в то время как мужчина пытался затащить ее в постель.

Ему это часто удавалось и скоро у супругов было четверо детей.

В 1825 г.. Гюго принял участие в коронации Карла X, написал оду в его честь, получил орден «Почетного легиона» от нового короля, но его политические взгляды уже значительно переосмысливались. Официальный разрыв с роялистами состоялся в 1828 Основанием стал случай на дипломатическом приеме в посольстве, где были оскорблены маршалы французской империи. Виктор воспринял это как личное оскорбление своего отца — наполеоновского боевого генерала.

Писатель написал «Оду к Вандомской колонны», где откровенно прославил победы Наполеона. Оппозиционные газеты и журналы подняли шум.

Начиная с 1830 г.. Гюго начал серьезно заниматься поэзией и внедрением романтического направления во французской литературе. В это время им написан роман «Собор Парижской Богоматери», романтические драмы «Эрнани», «Мария Тюдор», «Рюи Блаз», «Кромвель» и др. Состоялось официальное признание таланта художника.

В доме писателя часто стал бывать друг семьи, литератор Сент-Бев. Именно в нем Адель увидела свой идеал мужчины. А Виктор, не долго думая, завел «подругу» — актрису Жюльетт Друэ. Они познакомились в театре Порт-Сен-Мартен в 1833 во время репетиции новой пьесы Гюго «Лукреция Борджа», где Жюльетт была отведена второстепенная роль принцессы Негрони.

Через несколько лет он писал: «В меня два дня рождения, оба в феврале. В первый раз, появившись на свет 28 февраля 1 802 г., я был в руках моей матери, во второй раз я возродился в твоих объятиях, благодаря твоей любви, 16 февраля +1833 г. Первое рождение дало мне жизнь, второе — страсть «. На время знакомства ей было 26 лет, и она уже привыкла к вниманию мужчин, которые восхищались ее красотой и темпераментом. «Женщина, у которой всего один любовник — ангел, в которой два любовника — чудовище. Женщина, у которой трех любовника — настоящая женщина». Она прошла все три этапа, став типичной парижской куртизанкой, которая жила за счет своих богатых поклонников. Гюго снимал для нее жилье, оплачивал ее расходы, она сопровождала его в дальних поездках, переписывала черновики поэта.

Настоящая фамилия Жюльетт — Говэн. Фамилия Друэ (от фамилии ее дяди, который занимался воспитанием девушки) было сценическим псевдонимом. Скоро эта случайная любовница стала музой и верным товарищем поэта к смерти. Рядом с Жюльетт Виктор нашел успокоение, а она ради него оставила театр, забыла о сторонников, превратилась в тень гениального художника.

В. Гюго с восторгом воспринял революцию в 1830 году. В 1841 г.. Он стал членом Французской академии искусств. Поэт поддержал нового короля Луи-Филиппа, который сделал его пэром Франции (1845). Однако личное благо не могло утаить от Гюго тяжелое состояние простого народа.

В начале 1843 очередной дамой сердца писателя стала молодая блондинка Леоне Д’ок, жена придворного художника Огюста Биар. Однажды по просьбе мужа, который стал подозревать жену в измене, в квартиру Гюго нагрянула полиция. Поскольку в то время во Франции внебрачные любовные отношения запрещались, Леона был арестован, а Виктора отпустили, поскольку он имел статус неприкосновенности пера. Король посоветовал ему на некоторое время покинуть Париж. Всегда рядом была Ж. Друэ, которая прятала его определенное время.

В 1848 г.. Писатель стал членом парламента, провозгласил несколько речей в защиту народа и революции. Его считали национальным героем. Отказавшись поддерживать кандидатуру будущего короля Луи Бонапарта Наполеона III, он вынужден был перейти на нелегальное положение, поскольку его преследовали сторонники императора Наполеона III (племянника Наполеона).

9 января 1852 Виктора Гюго официально было объявлено политическим изгнанником, и выдающийся писатель был вынужден покинуть родину на целых 20 лет. Вместе с Жюльетт, которая закрыла глаза на его измены (по ее подсчетам только за последние 2 года у Гюго было около 200 любовниц), он поселился сначала в Бельгии, затем на английских островах. В 1868 г..

Умерла жена писателя, но перед тем Адель попросила прощения у мужа и его Музы, а в последний месяц своей жизни она позволила Жюльетт войти в круг их семьи. Адель был похоронен у дочери Леопольдина. На могильной плите написано: «Адель, жена Виктора Гюго». У него осталась его фотография на смертном одре. На ней он написал «Дорога покойная, которую я простил».

Через три года Гюго вместе с Жюльетт вернулся во Францию.

Последние годы жизни он провел в ореоле славы. Был очень состоятельным благодаря мно-точисельним переизданием его книг. Но это были и годы тяжелых потерь: умер второй сын Франсуа-Виктор, младшая дочь Адель оказалась в больнице для душевнобольных. Здоровье писателя ухудшилось. В июне 1878 у него произошло кровоизлияние в мозг, после которого он уже ничего не написал.

Художник стал вести затворнический образ жизни, хотя иногда принимал у себя знатных иностранцев, которые хотели познакомиться с национальной гордостью.

28 февраля 1882 Гюго отметил свое 80-летие. Через год в апреле умерла любимая Жюльетта. Писатель был настолько поражен, что из-за слабости не смог даже на ее похоронах.

Судьба была неумолимой к Виктору Гюго — он потерял всех близких ему людей: старшая дочь Леопольдина погибла во время кораблекрушения, младшая Адель — навсегда осталась в доме для душевнобольных, от сердечного приступа умерла жена, а затем — верный любовница. В 1882 она заболела раком желудка, и с декабря уже не поднималась с постели.

Читайте также:
Программа внутри которой находится вирус

1 января 1882 Жюльетта в последний раз поздравила Гюго с Новым годом: «Дорогой, обожаемый мой, не знаю, где я буду в это время в следующем году, но я счастлива и горжусь тем, что могу подписать свидетельство о жизни в двух словах:» Люблю тебя «». 11 мая 1883 она умерла. Он плакал. Смерть забрала двух сыновей — Шарля и Франсуа. На склоне лет он остался одиноким стариком двух внуков: Жоржа и Жанны.

Летом 1884 писатель совершил свою последнюю поездку в Швейцарию. 15 мая 1885, перенеся инфаркт, Гюго заболел воспалением легких. 22 мая 1885 года его не стало. Похороны Гюго превратился в демонстрацию признания и благодарности французского народа своем национальном писателю.

Творческая деятельность признанного художника охватила более 60 лет, и ее принято делить на 3 периода.

I период — 1820-1850 гг. Этот период ознаменован переходом писателя на позиции романтизма и написанием поэтических и драматических произведений, созданием одного из лучших романов писателя — «Собор Парижской Богоматери». В 20-е гг. Гюго принимал актина участие в реформе французской поэзии, с особой силой проявилась в поэтическом сборнике «Восточное».

30-40 годы — период наибольшей творческой активности писателя. В это время появилось 4 поэтические сборники «Осенние листья» (1831), «Песни сумерек» (1835), «Внутренние голоса» (1837), «Лучи и тени» (1841). Сборник «Осенние листья» обращена к человеческому сердцу, в ней доминировали интимные мотивы и настроения, в частности это было связано с проблемами личной жизни, в частности с женой Адель.

II период — 1851-1870 гг. — Начал из изгнания поэта из Франции. В этот период творчества резко усилилась политическая и социальная направленность произведений, утвердилась обличительная интонация. Гюго обратил к современному материала, хотя романтический метод сохранялся. Писатель создал свои выдающиеся романы — «отторгнуть», «Труженики моря», «Человек, который смеется».

III период — 1870-1885 гг. — Ознаменован возвращением Гюго во Францию в день провозглашения Французской республикой (4 сентября 1870). В Париже его встречали как национального героя. Уже через год он похоронил своего сына и написал стихотворение «Похороны», в котором описал этот день:

Герой и праведник, народ небранной славы —

Любовью победил

И восхищался он, чей сын лежал в гробу,

Увидя, что опять готов ты на борьбу .

В этот период творчества был создан последний роман Гюго, посвященный революции — «93 год» (1874 г.). Он был рожден размышлениями писателя над событиями, которые произошли во Франции в 1869-1971 гг. (Франко-прусская война, Парижская коммуна и ее разгром), и мыслями о соотнесенность гуманности и революционного насилия.

В последние годы жизни художник работал над поэтическими сборниками «Искусство быть дедушкой» (1875), «Легенда веков» (1883), сатирическими поэмами «Папа» (1878), «Осел» (1880) и др.

Первая поэтическая сборник В. Гюго — «Оды и разные стихотворения» (1822), в которую вошли стихи, созданные преимущественно по правилам классицизма. Переходный этап в мировоззрении и творчестве писателя показала следующая поэтический сборник «Оды и баллады»: оды (ведущий жанр классицистической поэзии) объединены с балладами, характерным жанром романтической поэзии. В этом сборнике большинство баллад написано на сюжеты из французского средневековья, некоторые из них имели достаточно отчетливое фольклорное окраску. Отбросив классицистическую нормативность, Гюго ввел во французскую поэзию новые формы и размеры, создал новую систему стихосложения, большое внимание уделил звуковой организации стиха, его ритмомелодике.

Поэтическое творчество Гюго 20-х годов увенчалась сборником «Ориенталии» (1829), которая имела большой успех; выдержала за 2 месяца 14 переизданий и создала автору репутацию великого поэта. Для этого сборника характерно:

o направленность на внешний, объективный мир;

o стремление изображать красоту и формы материально-чувственной реальности.

Отдельную группу составляли в сборнике поэзии, посвященные национально-освободительной борьбе греческого народа против турецкого ига в 20-х годах прошлого века. Здесь Гюго воспел героику освободительной борьбы греков («Канарис», «Наварин» и др.), Разоблачил и осудил зверства завоевателей («Захваченное город», «Ребенок», «Головы в серале»), призвал общественность Европы подняться на помощь растерзанной, но не покоренной Греции («Энтузиазм» и др.).

В период 1830 — 1848 гг. Возникли такие поэтические сборники, которые завершили становления мастерства поэта и составили важный этап творческой зрелости. Сборник «Осенние листья» (1831):

o доминирование интимных мотивов и настроений;

o поэзии ориентированные на человеческие чувства. Сборник «Песни сумерек» (1835):

o основная тема — философско-историческая;

o поэт стремлюсь к обобщенного осмысления своей эпохи;

o значительное место заняла гражданская лирика;

o впервые в стихах прозвучала тема социального зла и несправедливости, тема «обездоленных».

Сборника «Внутренние голоса» (1837), «Лучи и тени» (1841).

o Наличие гражданской лирики, но доминирование интимная;

o в стихах ощутимо лирическое «я»;

o рост роли лирического элемента, создание лирической атмосферы;

o ощущение связанности души лирического героя с жизнью всего мира. Сборник «Созерцание» (1856):

o разделение на две части: «Когда» и «Теперь».

o Каждая часть разделена на 3 книги, причем каждая из них — определенный этап жизни поэта со своими ведущими стремлениями, доминантами.

o Разнообразие тем.

К драматургии Гюго обращался на протяжении всей жизни. Но с 1827 до 1837 году она стала основной сферой его творческой деятельности. Первой попыткой в драматическом жанре стала драма «Кромвель» (1827), которая показала высокое мастерство автора в этом жанре. Успех среди читателей первой драмы побудил писателя к написанию следующих: «Марион Делорм» (1829), «Эрнани» (1830), «Король развлекается» (1832).

Сюжеты всех этих драм Гюго брал из истории Франции и других западноевропейских стран XVI-XVII вв. И это не была случайность. Названные века — большая переломная эпоха европейской истории, полна острых противоречий и конфликтов, очень интересовало писателя.

Гюго считал основной особенностью драмы — реальность, призвал разрушать границы между жанрами, соединить комическое и трагическое, возвышенное и низкое, отказаться от единства действия, места и времени. Он разработал теорию гротеска как полной противоположности приподнятом и контрастном. Главное назначение гротеска в романтическом произведений драматург видел в оттенены прекрасной жизни. Теория романтической драмы послужила писателю для создания новаторской драмы.

Драматургия Гюго пронизана вольнолюбием и демократизмом.

Черты драматургии Гюго:

1. В основе почти всех драм лежал конфликт между представителями третьего сословия (простыми людьми) и феодальной знатью и монархией.

2. В каждую драму Гюго заложил определенную социальную, политическую или нравственную идею.

3. Драматург избегал строить сюжеты своих драм на реальных исторических событиях. Сюжеты его драм полностью вымышленные, и если в них вплетены реальные исторические личности, то их действия и поступки в драмах — это легенды, а не история в строгом смысле слова.

4. Действующие лица четко распределены на положительных и отрицательных, носителей добра и зла каждый персонаж наделен доминирующей страстью, определил его характер и судьбу.

5. Сочетание в драмах элементов и приемов «высоких» и «низких» жанров. Одним из лучших драматических произведений Гюго является его драма «Рюи Блаз».

В основе сюжета следующие события: лакей Рюи Блаз влюбился в испанскую королеву. Неожиданный поворот событий позволил Рюи под именем знатного дворянина дона Сезара де Базана добиться благосклонности королевы, стать министром. В этой ситуации раскрыла романтическая исключительность личности Рюи Блаз. Лакей стал выдающимся государственным мыслителем.

Его решение поражали остроумием, гуманностью и умом. Но повышение Рюи Блаз было лишь частью интриги возмущенного королевой дона Саллюстия где Базана. Интрига против королевы не удалась. Она узнала правду о Рюи Блаз и оттолкнула его, после чего он отравился. Триумф этой пьесы показал утверждения романтической драмы на сцене.

Источник: studentopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru