Основным отличием подхода, разработанного Норманом Кроудером в 1960 году, является введение индивидуальных путей прохождения по учебному материалу. Путь для каждого учащегося определяет сама программа в процессе обучения, основываясь на ответах учащихся. Н. А. Кроудер заложил следующие принципы в свою концепцию:
— сложность порций поверхностного уровня и их упрощение при углублении — учебный материал выдается обучаемому сравнительно большими порциями и ставятся достаточно трудные вопросы. Если учащийся неспособен справиться с такой подачей материала (что определяется по неправильному ответу), то учащийся переходит к порции более глубокого уровня, которая проще.
— использование закрытых вопросов — в каждой порции учащемуся предлагается ответить на вопрос, выбрав один из вариантов ответа. Только один вариант ответа является правильным и ведёт к следующей порции того же уровня. Неправильные ответы пересылают ученика в порции более глубокого уровня, в которых подробнее объясняется («разжёвывается») тот же материал.
Программирование разветвляющихся алгоритмов | Информатика 8 класс #24 | Инфоурок
— наличие разъяснений по каждому варианту ответа — если учащийся выбирает ответ, программа объясняет ему, в чём он ошибся, перед тем, как перейти к следующей порции. Если ученик выбрал правильный ответ, программа поясняет правильность этого ответа, перед тем, как перейти к следующей порции.
— дифференцированный ход инструментального учения — разные учащиеся пройдут обучение различными путями.
Адаптивный алгоритм
Обучающая программа поддерживает оптимальный уровень трудности изучаемого материала индивидуально для каждого обучаемого, тем самым автоматически адаптируясь к человеку. Идеи адаптивного программированного обучения были заложены Гордоном Паском в 1950-х годах.
Роль программированного обучения в образовании
В целом программированное обучение можно рассматривать как попытку формализации процесса обучения с максимально возможным устранением субъективного фактора непосредственного общения между преподавателем и обучающимся. В настоящее время считается, что этот подход не оправдал себя. Его использование показало, что процесс обучения не может быть полностью автоматизирован, а роль преподавателя и общение с ним учащегося в процессе обучения остаются приоритетными. Тем не менее, развитие компьютерных технологий и дистанционного обучения повышает роль теории программированного обучения в образовательной практике.
Литература
Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. — М.: Высшая школа, 1970. — 300 с.
Гальперин П. Я. Программированное обучение и задачи коренного усовершенствования методов обучения // К теории программированного обучения. — М., 1967.Крэм Д. Программированное обучение и обучающие машины. — М.: Мир, 1965. — 274 с.
Сущность программированного обучения
Программированное обучение — это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Идея программированного обучения была предложена в 50-х гг.
LIVE Q/A #7: Ответы на Любые Вопросы. Answers to any Questions
ХХ в. американским психологом Б. Скиннером для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений экспериментальной психологии и техники. Объективно программированное обучение отражает применительно к сфере образования тесное соединение науки с практикой, передачу определенных действий человека машинам, возрастание роли управленческих функций во всех сферах общественной деятельности.
Для повышения эффективности управления процессом учения необходимо использовать достижения всех наук, имеющих отношение к этому процессу, и прежде всего кибернетики — науки об общих законах управления. Поэтому развитие идей программированного обучения оказалось связанным с достижениями кибернетики, которая задает общие требования к управлению процессом учения. Реализация этих требований в обучающих программах базируется на данных психолого-педагогических наук, изучающих специфические особенности учебного процесса. Однако при разработке этого типа обучения одни специалисты опираются на достижения только психологической науки (одностороннее психологическое направление), другие — только на опыт кибернетики (одностороннее кибернетическое). В практике обучения — типично эмпирическое направление, при котором разработка обучающих программ основывается на практическом опыте, а из кибернетики и психологии берутся только отдельные данные.
В основу общей теории программированного обучения положено программирование процесса усвоения материала. Данный подход к обучению предполагает изучение познавательной информации определенными дозами, являющимся логически завершенными, удобными и доступными для целостного восприятия.
Сегодня под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.) (рис. 8). Программированный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности (см. Медиатеку).
В программированном обучении учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка усвоения. Доза усвоена — переход к следующей. Это и есть «шаг» обучения: предъявление, усвоение, проверка.
Обычно, при составлении обучающих программ, из кибернетических требований учитывалась лишь необходимость систематической обратной связи, из психологических — индивидуализация процесса обучения. Отсутствовали последовательность реализации определенной модели процесса усвоения.
Наиболее известна концепция Б. Скиннера, опирающаяся на бихевиористскую теорию учения, согласно которой между обучением человека и научением животных нет существенной разницы. В соответствии с бихевиористской теорией обучающие программы должны решать задачи получения и закрепления правильной реакции.
Для выработки правильной реакции используются принцип разбивки процесса на мелкие шаги и принцип системы подсказок. При разбивке процесса запрограммированное сложное поведение расчленяется на простейшие элементы (шаги), каждый из которых учащийся смог бы совершить безошибочно. При включении в обучающую программу системы подсказок требуемая реакция вначале дается в готовом виде (максимальная степень подсказки), затем с пропуском отдельных элементов (затухающие подсказки), в конце обучения требуется совершенно самостоятельное выполнение реакции (снятие подсказки). Примером может служить заучивание стихотворения: вначале четверостишие дается полностью, затем — с пропуском одного слова, двух слов и целой строки. В конце заучивания ученик, получив вместо четверостишия четыре строчки многоточий, должен воспроизвести стихотворение самостоятельно.
Для закрепления реакции используется принцип немедленного подкрепления (с помощью словесного поощрения, подачи образца, позволяющего убедиться в правильности ответа, и др.) каждого правильного шага, а также принцип многократного повторения реакций.
Источник: studfile.net
Презентация на тему Программированное обучение
Программированное обучение – технология пошагового (порционного) изучения материала с контролем каждой порции. Программное обучение – технология обучения, использующая обучающую «программу», т.е. разветвленную последовательность порций материала.
- Главная
- Педагогика
- Программированное обучение
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Программированное обучение
Подготовила Белькова Алёна 2 курс, ИСО.
ОЛИГ-1601
Научимся программировать — научимся обучать. А. Берг
Слайд 2
Программированное обучение – технология пошагового (порционного) изучения
материала с контролем каждой порции.
Программное обучение
– технология обучения, использующая обучающую «программу», т.е. разветвленную последовательность порций материала.
Слайд 3Целевые ориентации
Основная цель – улучшение управления
учебным процессом
Улучшение всех свойств обучающей системы:
научности, доступности, систематичности, диагностичности.
Эффективное обучение на основе научно разработанной программы.
Создание гибкой технологии, наилучшим образом учитывающей индивидуальные данные ребенка.
Создание адаптирующихся (самонастраивающихся) программ обучения
Слайд 4Алгоритмы программированного обучения
Линейный алгоритм (Алгоритм Скиннера)
Малых шагов
Низкого
уровня
Открытых вопросов
Немедленного подтверждения правильности ответа
Индивидуализации темпа учения
Дифференцированного
закрепления знаний
Единообразного хода интсрументального учения
Слайд 5
Разветвленный алгоритм (алгоритм Кроудера)
Сложность порций поверхностного уровня
и их упрощения при углублении
Использование закрытых вопросов
Наличие
разъяснений по каждому варианту ответа
Дифференцированный ход инструментального учения
Слайд 6Принципы программированного обучения (по В.П. Беспалько, Ч.
Куписевичу)
Принцип деления материала на малые части (шаги).
Шаг программы состоит из трех частей:
а) дозы информации об изучаемом знании, действии;
б) задания — операции по работе с информацией, по ее усвоению;
в) контрольного задания (обратная связь) и указания о повторении упражнений или переходе к следующему шагу.
Слайд 7Принцип обратной связи. Обратная связь необходима не
только педагогу, но и учащемуся; одному —
для понимания учебного материала, другому — для коррекции.
Таким образом, при внутренней обратной связи учащиеся сами анализируют итоги своей учебной работы, а при внешней это делают педагоги или управляющие устройства
Слайд 8Принцип индивидуального темпа в обучении. Следование принципу
индивидуального темпа в обучении создает условия для
успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время.
Принцип адаптации. Это требует использования специальных средств для работы с программированными учебными материалами, моделирующими с любой полнотой деятельность педагога в процессе обучения.
Источник: thepresentation.ru
Презентация на тему Особенности программированного обучения
В разработке отдельных положений концепции участвовали Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, В. И. Чепелев и другие. В то же время считается, что элементы программированного обучения встречались уже в древние времена. Их
- Главная
- Педагогика
- Особенности программированного обучения
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Программированное обучение — метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером в 1954 г. и получивший
развитие в работах специалистов многих стран, в том числе отечественных
Слайд 2 В разработке отдельных положений концепции участвовали Н. Ф. Талызина, П.
Я. Гальперин, В. И. Чепелев и другие. В то же время
считается, что элементы программированного обучения встречались уже в древние времена. Их использовали Сократ и Платон, их обнаруживают в работах И. Ф. Гербарта и даже Дж. Дьюи. В СССР элементы программированного обучения можно обнаружить, например, в работе Центрального института труда
Слайд 3В своей основе программированное обучение подразумевает работу учащихся по некой
программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль преподавателя
сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий. В соответствии с этим были разработаны различные схемы, алгоритмы.
Алгоритмы программированного обучения —
прямолинейная,
разветвлённая,
смешанная
другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов.
Слайд 4Дидактические принципы программированного обучения:
последовательность;
доступность;
систематичность;
самостоятельность.
Слайд 5Линейный алгоритм (алгоритм Скиннера Б. Ф. )
Скиннер, разработав собственную концепцию программированного обучения, заложил
в неё следующие принципы:
малых шагов
низкого уровня трудности порций
открытых вопросов
немедленного подтверждения
правильности ответа
индивидуализации темпа учения
дифференцированного закрепления знаний
единообразного хода инструментального учения
Слайд 6Разветвлённый алгоритм (алгоритм Кроудера)
Основным отличием подхода, разработанного Норманом Кроудером в 1960 году, является
введение индивидуальных путей прохождения по учебному материалу. Путь для каждого
учащегося определяет сама программа в процессе обучения, основываясь на ответах учащихся. Н. А. Кроудер заложил следующие принципы в свою концепцию:
сложность порций поверхностного уровня и их упрощение при углублении
использование закрытых вопросов
наличие разъяснений по каждому варианту ответа
дифференцированный ход инструментального учения
Норман Аллисон
Кроудер
Слайд 7Адаптивный алгоритм
Обучающая программа поддерживает оптимальный уровень трудности изучаемого материала индивидуально
для каждого обучаемого, тем самым автоматически адаптируясь к человеку. Идеи
адаптивного программированного обучения были заложены Гордоном Паском в 1950-х годах.
Слайд 8Комбинированный алгоритм
включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного алгаритмов.
Слайд 9Преимущества программированного обучения
Примененение алгоритмизированных предписаний помогает обучающимся находить верные решения
определенного круга задач кратчайшим путем
Выработка способов рациональных умственных действий,логичности мышления
Приобщение
к использованию в обучении современных информационных технологий
Индивидуализации учебного процесса
Обеспечение эффективной организации и управление учебным процессом
Возможное обучение любых категорий обучаемых (вплоть до детей с умственными и речевыми ограничениями по специальным программам)
Слайд 10Недостатки программированного обучения
Преобладание репродуктивных методов и регламентации деятельности обучаемого
Использование только
для алгоритмически разрешимых познавательных задач
Ограничение живого общения с обучающим
Торможение развития
внешней речи обучаемого
Необходимость технических устройств или специальных пособий и умениями ими пользоваться
Слайд 11Роль программированного обучения в образовании
В целом программированное обучение можно рассматривать
как попытку формализации процесса обучения с максимально возможным устранением субъективного
фактора непосредственного общения между преподавателем и обучающимся. В настоящее время считается, что этот подход не оправдал себя. Его использование показало, что процесс обучения не может быть полностью автоматизирован, а роль преподавателя и общение с ним учащегося в процессе обучения остаются приоритетными. Тем не менее, развитие компьютерных технологий и дистанционного обучения повышает роль теории программированного обучения в образовательной практике.
Источник: theslide.ru