Как составить программу производственного экологического контроля
Чтобы обеспечить экологическую безопасность на предприятии, создают программу экологического контроля. Разберем, как правильно составить такой документ.
Программа производственного экологического контроля
ПЭК представляет собой совокупность мер, цель которых в предотвращении, обнаружении и сокращении числа нарушений в сфере охраны окружающей среды. Процедура возлагается на экологическую службу (или отдельного работника) бюджетной организации и преследует целью мониторинг исполнения в процессе хозяйственной и другой деятельности планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, соблюдению требований качества.
Контролируются как все компании, которые загрязняют атмосферу, воду или почву, так и природные объекты и зоны хранения отходов (ФЗ № 7 «О защите окружающей среды»).
Существуют такие объекты ПЭК, как:
- системы, предусмотренные для очистки отходящих газов;
- передвижные и стационарные объекты выброса вредных веществ в окружающую атмосферу;
- системы для очистки использованных вод;
- источники загрязняющих веществ, которые выбрасываются в канализационную систему, в водные объекты и т.д.;
- цеха, участки и иные источники формирования отходов производства;
- склады и иные места для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
- почвы, а так же воды, которые были загрязнены по вине предприятия;
- зоны, попадающие под санитарную защиту.
Пример производственного экологического контроля 2020 года и образец соответствующей программы вы найдете в конце статьи.
Разработка программы ПЭК по новому Приказу
Какие виды экологического контроля существуют
В России существуют такие виды проверок, как:
- производственные;
- государственные;
- муниципальные.
Содержание ПЭК зависит, в первую очередь, от специфики предприятия. Экологический контроль проводит директор бюджетной организации, начальники функциональных служб (главный инженер, энергетик, технолог, механик и другие) и структурных отделов. На практике наиболее рациональным может быть контроль, производимый экологическими службами.
Федеральный закон от 09.01.1996 №3 «О радиационной безопасности населения» установил более строгие требования к проверке того, как обеспечивается радиационная безопасность. Алгоритм проведения этой процедуры определяется для каждой организации с учетом специфики и требований выполняемых ею работ и согласовывается со структурами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, надзор и мониторинг в сфере обеспечения радиационной безопасности (ст. 11 3-ФЗ).
Кем и когда разрабатываются
ПЭК осуществляется специальной службой, организованной в структуре предприятия. Она возглавляется главным инженером.
Программу ПЭК составляют каждый год, утверждает ее директор.
Пример производственного экологического контроля на предприятии, а точнее, соответствующей программы, может содержать следующие блоки:
- инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в воздух и их источников;
- инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- инвентаризация отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- подразделения или должностные лица, отвечающие за осуществление ПЭК;
- собственные или привлекаемые испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в соответствии с законодательством РФ;
- периодичность и методы осуществления процедуры, места отбора проб и методики измерений.
Для чего нужны
Производственная деятельность компаний, сооружений для очистки, предприятий перерабатывающего профиля и иных объектов производства тщательно проверяется государственными органами. Поэтому руководитель любой организации должен осуществлять постоянный мониторинг за изменениями законодательства в этой сфере, своевременно проводить требуемые мероприятия и сдавать отчетность. Особенно с учетом того, что санкции за неисполнение требований постоянно ужесточаются.
Для того, чтобы органы, проверяющие на предмет соблюдения всех требований в сфере охраны природы, могли беспрепятственно наблюдать за деятельностью, разработан специальный документ производственного экологического контроля на предприятии.
Для руководства предприятия промышленности разработка ПЭК — это способ избежать нарушений требований законодательства в области экологии, а, значит, и штрафов или иных санкций со стороны контролирующих структур, и при этом не потратить лишних денег.
Ответственность за отсутствие
Формирование этого важного документа целиком и полностью возлагается на учредителя организации, но самостоятельная разработка программы ПЭК является сложной процедурой. Неучтенные параметры необходимого производственного обслуживания могут привести не только к штрафным санкциям, но и полностью остановить работу компании.
Компании, не обладающие индивидуальной программой производственного контроля, могут столкнуться со следующими трудностями:
- все нарушения, связанные с пищевой промышленностью, попадают под действие статьи 14.43 КоАП, штрафы по данной статье достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции;
- возможна полная приостановка деятельности предприятия на период до 90 дней;
- невозможность соблюсти регламент СанПиНов на производственном предприятии;
- без программы производственного контроля невозможно получить заключение от СЭС на вид деятельности и оперативно выполнить ее требования.
Источник: gosuchetnik.ru
Блиц по теме «Программа ПЭК: пошаговая разработка и реализация для объектов разных категорий»
В октябре наш автор А.В. Мокрушина, инженер-эколог I категории ООО «Консорт», провела для читателей журнала вебинар по теме «Программа ПЭК: пошаговая разработка и реализация для объектов разных категорий». На вебинаре автор рассмотрела, кто должен разрабатывать программу ПЭК, какие исходные данные нужны для ее составления, как организовать контроль в соответствии с программой ПЭК и др., а в конце вебинара ответила на вопросы участников. Публикуем наиболее интересные из них.
Используемые сокращения
НВОС — негативное воздействие на окружающую среду.
НДВ — нормативы допустимых выбросов.
ПЭК — производственный экологический контроль.
Отчет по ПЭК — отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля[1].
СЗЗ — санитарно-защитная зона.
НМУ — неблагоприятные метеорологические условия.
Требования — Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденные Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.
Разработка и актуализация программы ПЭК
Какие вещества включаются в программу контроля выбросов?
В зависимости от категории объекта НВОС в программу контроля выбросов включаются:
• вещества I, II классов опасности;
• вещества, выброс которых превышает 0,1 ПДК на границе промплощадки.
Обратите внимание: позицию о том, стоит ли включать в план-график контроля вещества, выброс которых превышает 0,1 ПДК, для объекта III категории (для таких объектов нормативы устанавливаются только в отношении веществ I, II классов опасности), лучше уточнить в территориальном органе Росприроднадзора.
Включается ли в программу ПЭК программа наблюдений из проекта СЗЗ?
Проведение наблюдений в рамках проекта СЗЗ — требование санитарного законодательства. Разработка программы ПЭК — требование природоохранного законодательства, поэтому включать программу наблюдений в программу ПЭК не нужно.
Включаются ли в программу ПЭК мониторинг качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ, а также замеры на источниках и на границе СЗЗ при НМУ?
Требованиями это не предусмотрено.
Включается ли в программу ПЭК мониторинг качества питьевой воды из городской сети?
Мониторинг качества питьевой воды — требование санитарного законодательства, поэтому включать его в программу ПЭК не нужно.
Включается ли в программу ПЭК мониторинг качества подземных вод?
В программу ПЭК включается программа наблюдений за поверхностными водными объектами. Мониторинг качества подземных вод в программу ПЭК не включается.
Включается ли в программу ПЭК контроль и мониторинг природных сред при возникновении аварийных ситуаций?
Требованиями это не предусмотрено.
Включается ли в программу ПЭК контроль выбросов при НМУ?
Требованиями это не предусмотрено.
Учитываются ли в программе ПЭК очистные сооружения ливневых стоков с последующим сбросом на рельеф?
Очистные сооружения должны быть отражены в программе ПЭК. При этом сброс сточных вод на рельеф местности недопустим[2].
Как определить показатель полноты сгорания топлива для углерод оксида (у нас технологическая печь установки замедленного коксования)?
Формулы расчета можно посмотреть в книге: Тепловой расчёт котельных агрегатов (нормативный метод) / Н.В. Кузнецов [и др.]. М.: Энергия, 1973. Также можно провести стехиометрические расчеты.
Если у объекта III категории есть и нормативы выбросов для разных веществ из проекта НДВ, и вещества I, II классов опасности, и данные расчета рассеивания (по веществам, концентрация которых больше 0,1 ПДК), что включить в план-график контроля? Все?
Согласно Требованиям в программу ПЭК обязательно включаются вещества I, II классов опасности. Позицию о включении в программу ПЭК веществ III, IV классов, превышающих 0,1 ПДК на границе промплощадки, лучше уточнить в территориальном органе Росприроднадзора.
Какова периодичность контроля для моря по химическим и токсикологическим показателям (в месте сброса сточных вод, 250 м влево и 250 м вправо)? У нас неглубоководный выпуск из собственных очистных сооружений.
Согласно Требованиям периодичность отбора и анализа проб сточных вод устанавливается:
• для объектов I и II категорий — не менее одного раза в месяц осуществления сброса сточных вод, по показателю токсичность — не менее одного раза в квартал;
• для объектов III категории — не менее одного раза в квартал, по показателю токсичность — не менее одного раза в квартал.
Как быть в случаях, когда меняются методики измерения (исключены из перечня, исключены из аккредитации лаборатории и др.)? Сразу менять программу ПЭК?
Можно прописать в программе ПЭК несколько методик, чтобы был выбор. Также программу ПЭК можно актуализировать.
Оформление и подача отчета по ПЭК
Как быть, если в отчете по ПЭК за 2019 г. не были отражены вещества, контролируемые расчетным методом? В программе ПЭК все источники неорганизованные, указан расчетный метод. Графы в отчете были пустыми.
В отчете по ПЭК заполняются графы по проведению инструментальных замеров. Если в программе ПЭК прописаны расчетные методы контроля, то тогда в отчете по ПЭК эти строки не заполняются.
Откачка септика производится на сторонние очистные сооружения. Однако чаще всего (практически повсеместно) откачка септика не производится вообще. Как это отразить в отчете по ПЭК?
В отчете по ПЭК эту информацию можно отразить следующим образом: показать периодичность откачки септика в соответствии с договором с организацией, которой вы передаете стоки, или с организацией, которая оплачивает стоки.
Если вы укажете значение 0,0001, то ПДК будет превышена в 100 раз (ПДК бензапирена составляет 0,000001). Вам необходимо выбрать более чувствительную методику и переделать замеры.
При заполнении отчета по ПЭК в Личном кабинете нужно показывать дату отбора проб. Какую дату ставить при расчетном методе? Без даты программа не пропускает информацию.
В отчете по ПЭК заполняются графы по проведению инструментальных замеров. Если в программе ПЭК прописаны расчетные методы контроля, то тогда в отчете по ПЭК эти строки не заполняются.
Если предприятие осуществляет деятельность по договору контрактного производства, кто сдает отчет ПЭК — заказчик или исполнитель (категория присвоена и заказчику, и исполнителю)?
Кто осуществляет деятельность, тот и сдает отчет по ПЭК. Следовательно, если исполнитель работает на предоставленном оборудовании и осуществляет выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, то именно он и сдает отчет по ПЭК.
Предприятие перестало заниматься своей основной деятельностью, сдало в аренду площади и оборудование (характер производства не изменился). Кто должен сдавать отчет по ПЭК — арендодатель или арендатор?
Кто осуществляет деятельность, тот и сдает отчет по ПЭК. Следовательно, если арендатор работает на предоставленном оборудовании и осуществляет выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, то именно он и сдает отчет по ПЭК. Также информацию о том, кто сдает отчет по ПЭК, можно прописать в договоре аренды.
[1] Форма отчета по ПЭК утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261 (в ред. от 23.06.2020).
[2] Подробнее см.: Дудникова А.Г., Самохина А.А. Сброс на рельеф: быть или не быть? // Справочник эколога. 2020. № 12. С. 38–42 (profiz.ru/eco/12_2020/sbros_na_reljef) (прим. редакции).
Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 1, 2021.
Узнать больше:
- Методики расчета выбросов «вне перечня»: как относиться к уведомлениям, рассылаемым терорганами Росприроднадзора?
- Требования природоохранного законодательства к объектам НВОС разных категорий
- Плата за НВОС: путеводитель по формулам расчета
- Пять ошибок в декларации о плате за НВОС
Источник: www.profiz.ru
Программа производственного экологического контроля (ПЭК) в России
Деятельность любого производственного объекта сегодня неразрывно связана с вопросами экологии. Внедрение новых безопасных для окружающей среды технологий, и многоуровневая система мониторинга за соблюдением природоохранного законодательства – приоритетные задачи для современных предприятий. Важнейшей частью реализации этих задач выступает внедрение программы производственного экологического контроля.
Программа ПЭК: объекты и цели внедрения
Производственный экологический контроль – это комплекс обязательных административных мероприятий, внедряемых с целью обеспечения соответствия функционирования субъектов хозяйственной деятельности законодательным требованиям, касающимся охраны природы. Руководители несут ответственность за принятие мер, которые обеспечат экологическую безопасность, предотвратят или минимизируют негативные последствия работы производства.
Наличие системы экологического контроля обязательно для производственных, перерабатывающих предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности, имеющих I, II или III категорию негативного воздействия. При составлении комплекта документов учитывается категория, специфика работы объекта и применяемые технологии, а также их влияние на атмосферу.
Среди главных целей внедрения этого документа – обеспечение контроля над тем, как работа производства сказывается на экологии, и какой объем загрязняющих веществ из-за него поступает в окружающую среду. Неотъемлемой частью системы экологического контроля и одной из задач ее внедрения является разработка комплекса контрольных мер и методов мониторинга за состоянием окружающей среды и происходящих в ней изменений, вызванных деятельностью производства.
Подобные меры необходимы, чтобы отслеживать и прогнозировать вероятные изменения в состоянии окружающей среды и принимать своевременные эффективные меры по ограничению факторов, ведущих к ухудшению этого состояния. Внедрение ПЭК нужно не только для соблюдения законодательных требований, это также позволяет компаниям соответствовать современным общемировым стандартам, в которых экологичность производства занимает важнейшее место.
Нормативная база
Нормы, обязывающие руководителей производств внедрять программу ПЭК, а также правила ее составления, изложены в многочисленных федеральных и международных нормативных актах. Основные положения содержатся в законах об отходах производства и потребления, охране окружающей среды и атмосферного воздуха и др.
За отсутствие программы предусмотрен ряд административных санкций, в том числе в виде штрафа в размере до 100 000 рублей.
Также при работе над программой можно опираться на ряд ГОСТов, положения которых носят рекомендательный характер. ГОСТ Р 56061-2014 и ГОСТ Р 56062-2014 содержат информацию о структуре программы и всех ее основных компонентов (планы-графики, инструкции для персонала и пр.).
Заниматься составлением программы может штатный специалист-эколог или коммерческая организация, предоставляющая такие услуги. Доверив эту работу сторонней организации, вы сможете существенно ускорить процесс и избежите рисков, связанных с возможными ошибками и недочетами в документе.
Почему нам можно доверить оформление документов
Гарантия легитимности документов по договору
Только опытные эксперты и специалисты в штате
Персональный менеджер на протяжении всех работ и после
Конфиденциальность ваших данных
Первый раздел («Общие положения») охватывает общие данные о предприятии. В нем приводится информация об организационно-правовой форме компании, ее реквизиты, коды ИНН и ОКВЭД. Также указывается категория НВОС, предусматривающая плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Если документ составляется для объектов I-й категории, то в нем должна быть охарактеризована степень соответствия используемых технологий уровню наиболее современных и эффективных технологий, которые доступны на сегодняшний день.
Во втором разделе содержатся более детальные данные об источниках загрязнения. Здесь указывают дату последней инвентаризации и зафиксированный при ее проведении объем выбросов. Также во втором разделе приводят описание технологических процессов, список источников загрязнения и очистных установок с описаниями и картами-схемами их расположения. Обязательно указывают по каким нормативам работает производство и какие квоты на выбросы имеет. В конце раздела перечисляют методы расчета объема загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу.
Третий раздел охватывает вопросы об источниках сброса, схемах водоснабжения и водоотведения, используемых на объекте. Здесь же приводится список источников образования сточных вод. Далее должны быть изложены данные о том, какой суммарный объем загрязнений объект выбрасывает в атмосферу. Для каждого вещества должен быть указан предельно допустимый либо согласованный временно объем выбросов.
В четвертом разделе приводится информация об имеющихся отходах с их кодами по Федеральному классификационному каталогу. Далее приводится информация о местах, которые используются для их хранения, перерабатывающих и обезвреживающих установках. Также здесь приводят данные о сотрудниках и ответственных лицах, которые имеют доступ к отходам 1-4 класса опасности. Все эти лица обязаны иметь документы, подтверждающие, что они прошли специальную подготовку. В конце указывается список нормативов для каждого типа отходов.
В следующем разделе нужно привести информацию о подразделениях и персонале, отвечающих за систему экологического контроля. Обязательно указываются данные об уровне квалификации ответственного персонала.
Пятый раздел содержит информацию о лабораториях, участвующих в реализации ПЭК с наименованиями этих учреждений, реквизитами и данными об их аккредитации в национальной системе. Это могут быть собственные лаборатории или сторонние.
В последнем разделе приводится информация о том, с какой периодичностью проводятся контрольные мероприятия и какие методики для этого применяются. Далее в подразделах указывают данные о том, какие меры предпринимаются для охраны окружающей среды. Также приводится информация об использовании недр, методах утилизации или переработки отходов.
Рекомендуется в последнем разделе привести характеристики всех методик наблюдения и перечислить нормативы, по которым составлялся план мониторинга за всеми источниками загрязнения и элементами окружающей среды. Здесь же желательно привести график проведения контрольных мероприятий с указанием мест и дат отбора проб.
Программа ПЭК имеет неограниченный срок действия, но в нее должны вноситься правки и дополнения, если вводятся новые технологические процессы, оборудование или внедряются любые другие изменения, которые могут прямо или косвенно повлиять на экологический след предприятия. Срок, в течение которого информация о подобных изменениях должна быть задокументирована, строго регламентирован законодательством и составляет 30 дней.
Составление и подача отчетов в контролирующие организации
Контроль за внедрением ПЭК относится к компетенции органов экологического надзора, которые осуществляют его путем изучения ежеквартальных отчетов. Их составляют по стандартной форме, которая была утверждена Приказом Минприроды № 261, максимально отражая в документе результаты функционирования системы экологического мониторинга.
Подавать документы можно в бумажной или электронной форме, обязательно со списком вложений и подписью руководителя. Крайний срок подачи – 25 марта года, который следует за отчетным. Орган, куда подается отчет, зависит от категории и степени поднадзорности предприятия. Например, объекты, подведомственные органам Федерального экологического надзора, подают отчет в его территориальные департаменты, а те, за которыми осуществляет надзор Региональный орган – направляют отчет в его отделения.
Чтобы получить профессиональную помощь в разработке ПЭК и другой нормативно-технической документации – обращайтесь к специалистам центра «Сертификация Плюс». Вы можете получить консультацию, позвонив по номеру, указанному на сайте или через онлайн-форму обратной связи. Наш центр предоставляет услуги во всех регионах Российской Федерации.
Источник: sert-plus.ru
Производственный экологический контроль на предприятии
Производственный экологический контроль – это комплекс мероприятий, направленный на внедрение процессов, в результате чего уменьшается выделение вредных выбросов в окружающую среду. Осуществляется в соответствии со статьей 67 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
При этом субъект хозяйственной деятельности использует стратегии управления окружающей средой для производства и услуг, основанные на предотвращении загрязнения и минимизации использования природных ресурсов при одновременном снижении затрат предприятия. Результат – выигрывает не только природа, но и предприятие: его продукция становится более конкурентоспособной.
Программа производственного экологического контроля
Мероприятия направленны на устранение или уменьшение краткосрочных и долгосрочных вредных воздействий производственного процесса и продукции на людей и окружающую среду.
Программа производственного экологического контроля осуществляется региональными учреждениями и всеми предприятиями. Участие органов местного самоуправления и органов власти в регионе выражается в подписании Международной декларации о более чистом производстве, которая является обязательством по отношению к мероприятиям, проводимым руководством учреждения в следующих областях:
- Информирование, обучение и подготовка кадров;
- Интеграция стратегических мероприятий;
- Исследования и разработки для создания инновационных решений, социальных коммуникаций и реализации программы.
Более чистое производство относится как к производственным процессам, так и к экологическим характеристикам продукта на протяжении всего жизненного цикла. В отношении производственных процессов это означает устранение вредного сырья и выбросов, а также рационализацию использования живого труда, материального потребления и энергии. Пример программы производственного экологического контроля можно посмотреть на действующих предприятиях с аналогичной деятельностью.
Принципы программы ПЭК
В программе производственного экологического контроля можно выделить 4 основных принципа:
- Принцип предосторожности;
- Превентивный подход;
- Демократический контроль.
- Комплексный и целостный подход.
Принцип предосторожности – этот подход постулирует необходимость того, чтобы потенциальный отравитель доказал, что его деятельность или продукция не будет вредить окружающей среде, перенося бремя доказывания на производителя, а не на местные общины, которые могли бы доказать уже существующий ущерб.
Этот подход отвергает использование количественного риска в качестве единственного фактора при принятии решения об использовании химического вещества или внедрении новой технологии. Он не игнорирует науку, но отмечает, что, поскольку промышленное производство также имеет огромное социальное влияние в дополнение к ученым, другие люди должны также влиять на эти решения.
Превентивный подход – предотвращение ущерба окружающей среде дешевле и эффективнее, чем попытка «исцелить» окружающую среду после ее разрушения. Профилактика требует идти против течения производственного процесса, чтобы устранить источник, причину проблем, а не пытаться контролировать результаты или ущерб. Предотвращение загрязнения должно заменить контроль загрязнения.
Например, профилактика требует изменений в производственном процессе, чтобы остановить огромный поток отходов, в то время как отсутствие «превентивного подхода» порождает все более сложные модели мусоросжигательных заводов. Аналогичным образом, повышение энергоэффективности должно вытеснить современный спрос на новые ископаемые источники энергии.
Демократический контроль – чистое производство привлекает всех, кого затрагивает производственная деятельность, включая работников, потребителей и местные сообщества. Доступ к информации и приверженность принятию решений поддерживают демократический контроль.
Как минимум, местные общины должны иметь доступ к информации о промышленных выбросах и регистрах загрязнения, планам по сокращению токсичных веществ в процессе производства, а также данным о составе продуктов. В свою очередь субъекты хозяйственной деятельности обязаны предоставлять объективный, достоверный отчет о производственном экологическом контроле.
Комплексный и целостный подход – общество должно принять комплексный подход к использованию природных ресурсов и потреблению. Современное производство, игнорируя взаимосвязи и зависимости, позволяет перемещать загрязняющие вещества между воздухом, водой и почвой. Сокращение выбросов, связанных с производством, не приводит автоматически к снижению вредности самого продукта. Этот риск можно снизить, если принять во внимание весь жизненный цикл продукта, уделив внимание используемым материалам, потоку воды и энергии и экономическим последствиям перехода на Чистое производство. Анализ жизненного цикла является одним из инструментов поддержания целостного, целостного подхода.
Этапы производственного экологического контроля
На основании указанного выше закона на предприятии отрабатывается положение о производственном экологическом контроле. Он предусматривает все виды контролей, включая обращение с отходами, а также порядок документооборота и ответственных лиц.
Этапы производственного экологического контроля:
- Сбор и обработка исходных данных;
- Реализация мероприятий по недопущению и ликвидации экологических нарушений на основе информации, полученной в ходе наблюдения.
На обоих этапах принимают участие не только должностные лица предприятия, но и контролирующие государственные органы. Поставленные цели реализуются как через внедряемые мероприятия, так и через следующие виды контроля:
- государственный;
- муниципальный;
- производственный;
- общественный;
- экологический.
При этом государственные контролирующие органы имеют право:
- Посещать субъекты хозяйственной деятельности всех форм собственности для реализации служебных полномочий;
- Проводить проверку перерабатывающих и других производств, их соответствие установленным экологическим требованиям;
- Назначать государственную экспертизу;
- Выдавать акты, обязывающие устранять выявленные недостатки и нарушения.
Кроме того, в компетенцию государственных органов входит привлечение виновных к административной ответственности. Они могут направлять документы для привлечения к дисциплинарной и уголовной ответственности, требовать возмещения ущерба через арбитражный суд.
Также в их компетенцию входят решения о приостановке работы предприятия на определенный срок. А это влечет существенные финансовые потери. Эффективный производственный экологический контроль, который самостоятельно проводит все этапы и выполняет установленные требования, позволяет предупредить нежелательные санкции со стороны государственных органов.
Источник: vyvoz.org