Разработка программы определение проблемы объекта и предмета исследования

Обоснование и формулировка проблемы анализа. Конфликтолог должен выбирать для изучения реальные проблемы, имеющие наибольшее значение для познания и регулирования конфликтов. Это обусловлено важностью проблемы конфликта для жизни че­ловека и общества; необходимостью быстрого развития конфлик­тологии; малым числом профессиональных конфликтологов.

В процессе формулировки проблемы необходимо стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отраже­ние и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, оп­ределяющее ее. При этом важно избегать постановки мнимых, решенных и второстепенных проблем. Проблема не должна быть слишком широкой. Если не удается сразу достаточно четко и ясно сформулировать проблему, то это может быть сделано в дальнейшем по мере разработки других частей программы. Изу­чать несколько проблем в рамках одного исследования обычно нецелесообразно.

Определение объекта и предмета исследования. Конфликтологи­ческая проблема не существует сама по себе, а всегда предполага­ет своего носителя — людей, социальные группы, их деятель­ность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объ­ектом изучения для конфликтолога обычно выступают отдельные люди и группы различного уровня. Четкое выделение объекта способствует правильному определению предмета анализа. По­следний включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают изучаемую проблему (скрывающееся в ней противоречие).

Урок 14. Определяем объект и предмет

Определение цели изучения. Конечной целью изучения должно быть познание конфликтов и выработка практических рекомен­даций, направленных на их конструктивное регулирование. По­этому и ценность анализа определяется не объемом выполнен­ной работы, а реальной пользой, которую изучение принесло для решения задач, стоящих перед конфликтологией.

Логический анализ основных понятий предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры и уяснение на этой основе соотношения тех элементов и свойств изучае­мого конфликта, поочередный анализ которых дает целостное представление о его состоянии.

При изучении, например, конфликтных взаимоотношений среди работников заводского цеха логический анализ основного

146 HI- Методы исследования и диагностики конфликтов

9. Методологические основы исследования конфликтов 147

Таким образом, процесс логического анализа основных по­нятий состоит из двух этапов:

• выявление главных сторон предмета изучения наиболее полным и точным определением его сущности;

• выявление совокупности подчиненных понятий, на которые «раскладывается» основное понятие. Предварительный системный анализ объекта изучения на

данном этапе разработки программы, который тесно связан с предыдущим, состоит в том, что конфликтолог должен помимо логического анализа основных понятий осуществить предвари­тельный системно-структурный, системно-функциональный, системно-генетический и системно-информационный анализ объекта исследования.

3. Новизна исследования, объект и предмет

Выдвижение рабочих гипотез. «Гипотеза — это система умо­заключений, посредством которой на основе ряда факторов де­лается вывод о существовании объекта, связи или причины яв­ления, причем этот вывод нельзя считать абсолютно достовер­ным». Предварительное выдвижение гипотез может предопреде­лить внутреннюю логику всего процесса изучения.

Грамотно сформулированные гипотезы подсказывают правильный выбор объекта анализа, повышают его оперативность, определяют в общих чертах методики, которые целесообразно использовать. Исследование, проводимое без достаточно проработанных гипо­тез, обычно малоэффективно, поскольку конфликтолог в этом случае не имеет четкого представления о том, какие конкретно связи он хочет установить. Выявить важные связи и отношения здесь помогает только случай.

Вместе с тем важно, чтобы при всей своей четкости гипотезы не сковывали мысли конфликтолога, заранее не предопределяли итоговые результаты его работы. Их формулируют однозначно, избегая расплывчатых понятий.

Определение задач исследования конфликтов включает в себя поиск ответов на его основные вопросы: каковы пути и средства решения проблемы? Каковы цели, достигаемые на промежуточ­ных этапах анализа?

Составление принципиального (стратегического) плана изуче­ния необходимо для эффективной работы на следующих после составления программы этапах. Уже в начале изучения важно представлять весь ход его до получения конечного результата хотя бы в общих чертах. В процессе предварительного планиро­вания можно выявить проблемы, которые легко решить в начале исследования, но трудно или вообще невозможно в ходе него.

Набросок основных процедур сбора и обработки первичных дан­ных призван решить практически те же задачи, что и предвари­тельное планирование. Отличие заключается в том, что здесь предварительно планируется порядок сбора и анализа первич­ной конфликтологической информации. Это важно для опреде­ления выборки и разработки методики конкретного исследова­ния.

Даже та сравнительно краткая характеристика программы, которую мы рассмотрим, показывает, что ее составление — сложное и ответственное дело. Практика показывает, что на |разработку программы уходит гораздо больше времени, чем на проведение самого исследования. Однако жалеть сил на это не следует, так как тщательно продуманная программа исследова­ния — непременное условие осуществления его на высоком на­учном уровне [105].

Читайте также:
Дело программа документооборота инструкция по применению

После разработки программы изучения конфликтного взаи­модействия и определения эмпирических объектов исследования (выборки) конфликтолог приступает к разработке методики про­ведения конкретного исследования, которое базируется на знании и умении применять на практике методы конфликтологии.

148 HI- Методы исследования и диагностики конфликтов

1. В период формирования конфликтологии решаюшее влия­ние на качество ее развития оказывают характер и степень решения методологических и методических проблем. Обще­научными принципами исследования конфликтов являются принципы: развития; всеобщей связи; соблюдения требова­ний основных законов и категорий диалектики; единства теории, эксперимента и практики в процессе познания; сис­темного подхода, конкретно-исторического подхода; объек­тивности.

2. Методологическими принципами самой конфликтологии выступают принципы: междисциплинарности; преемствен­ности; эволюционизма; личностного подхода.

3. Системный подход ориентирует конфликтолога на исследо­вание конфликта как сложной, иерархически организован­ной, непрерывно развивающейся, многоуровневой, целост­ной системы. Без использования системного подхода вряд ли возможно дать приемлемые для практики описание, объ­яснение конфликтов, а также рекомендации по их преду­преждению и конструктивному разрешению.

Основными видами системного анализа конфликтов явля­ются: системно-структурный, системно-функциональный, системно-генетичесикй и системно-информационный. При проведении эмпирических исследований реальных кон­фликтов хорошо зарекомендовал себя системно-ситуаци­онный метод. Слабость междисциплинарных связей различ­ных отраслей конфликтологии требует усиления междисци­плинарного подхода при изучении конфликтов. Приведение в систему понятийных схем описания конфликтов, разраба­тываемых в различных науках, возможно в результате сис­темно-содержательного анализа конфликтного взаимодей­ствия.

4. Универсальная понятийная система описания конфликта включает одиннадцать основных понятийно-категориальных групп: сущность конфликта; типология; структура; функции; эволюция; генезис; динамика; информация в конфликте; предупреждение; завершение конфликта; исследование и диагностика.

5. Основные этапы изучения конфликтов: составление про­граммы; определение конкретного объекта изучения

9. Методологические основы исследования конфликтов 149

(выборки); разработка методик анализа; пилотажное иссле­дование, доработка программы и методики; сбор первичной и конфликтологической информации; качественная и коли­чественная обработка собранных данных; анализ и объяс­нение полученных результатов; обоснование и формулиро­вание выводов, практических рекомендаций. 6. Системообразующим компонентом теоретико-прикладного конфликтологического исследования является его програм­ма. От качества программы решающим образом зависит ре­зультативность работы конфликтолога. Методологический раздел программы включает: обоснование и формулировку проблемы исследования; определение объекта и предмета; оп­ределение цели исследования; составление стратегического (принципиального) плана исследования; логический анализ основных понятий; выдвижение рабочих гипотез; определе­ние задач. Процедурный раздел программы включает: пред­варительный системный анализ объекта изучения; набросок основных процедур сбора и обработки первичных данных.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Разработка программы. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.

Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана – о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т.д. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Ответы математически усредняются, обобщённые данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог – построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.

Цель контрольной работы:

— узнать больше о методике проведения социологического исследования;

— узнать, какие методы социологического исследования бывают.

Разработка программы. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.

Социологическое исследование начинается с разработки его программы. От научной обоснованности этого документа в значительной мере зависят результаты исследования.

Программа представляет собой теоретико-методологическую основу осуществляемых социологом процедур исследования (сбора, обработки и анализа информации) и включает:- определение проблемы, объекта и предмета исследования;- предварительный системный анализ объекта исследования;- характеристику цели и задач исследования;- интерпретацию и операционализацию основных понятий;- формулирование рабочих гипотез;- определение стратегического плана исследования;- составление плана выборки;- описание методов сбора данных;- описание схемы анализа данных.Иногда в программе выделяют теоретический (методологический) и методический (процедурный) разделы. К первому относят компоненты программы, которые начинаются с постановки проблемы и завершаются составлением плана выборки, ко второму- описание методов сбора, обработки и анализа данных.Программа должна ответить на два основных вопроса:- во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как «перевести» их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала;- во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирическогоматериала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.Объект социологического исследования – общность людей, их деятельность, организованная с помощью социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется, либо другое явление или процесс.Объект должен характеризоваться:1.

Читайте также:
Простой неисключительной лицензии права на использование программ

Чётко обозначенными явлениями по таким параметрам, как:а) отраслевая принадлежность;б) профессиональная принадлежность;в) возрастная принадлежность;г) национальная принадлежность.2. Пространственной ограниченностью.3. Функциональной направленностью:а) политическая направленность;б) этническая направленность;в) производственная направленность.4. Временной ограниченностью.5.

Возможностями его количественного измерения.Если объект социологического исследования независим от исследования и противостоит ему, то предмет изучения, напротив, формируется самим исследованием.Предмет социологического исследования – это центральный вопрос проблемы.Это – конструкция, созданная мышлением, существующая лишь постольку, поскольку есть знание об объекте, детерминируемая, с одной стороны, объектом изучения, с другой – условиями исследования: задачами, знаниями и средствами социологии.Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению, т.е. наиболее значимую сторону объекта с точки зрения социологической теории и социальной практики. Одному и тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содержанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью, для решения какой проблемы выбран.Например, при исследовании миграционных процессов объектом исследования является население различных территориальных единиц: республики, области, района, населённого пункта.

Предметом является миграция – перемещение людей из одного места проживания в другое. Цель исследования – оптимизация миграционных процессов в некотором районе.

Задача — нахождение наилучших путей этой оптимизации (для прикладного исследования) и установление закономерностей миграции населения (для теоретического исследования)Один и тот же объект можно описать по-разному в зависимости от проблемы и цели социологического исследования. От того, какие в изучаемом объекте будут выделены элементы и связи, зависит, в свою очередь, выбор средств их фиксации (методика сбора и анализа данных).Одна из задач начального этапа социологического исследования заключается в том, чтобы дать гипотетическое развёрнутое описание социального объекта как системы, т.е. описать его с позиции системного анализа. Таким образом фиксируются определённые элементы и связи, характерные для изучаемого объекта.Социальный объект рассматривается с двух сторон: как часть целого и как целое, состоящее из частей. В первом случае он характеризуется внешними связями, во втором – внутренними.Специфика научного исследования состоит в построении гипотетической модели объекта как совокупности составляющих его элементов и связей. Данная модель становится «заместителем» исследуемого объекта.Результатом предварительного системного анализа изучаемого социального объекта является предмет исследования, имеющий форму некоторой гипотетической модели, которая может быть представлена в виде схемы с описанием элементов и связей изучаемого объекта.Системный анализ объекта позволяет прояснить предмет исследования, выделить основные понятия и дать их интерпретацию, а так же выдвинуть рабочие гипотезы.

Источник: megaobuchalka.ru

Этапы социологического исследования. Определение проблемы, цели, задач, объекта и предмета исследования.

На стадии подготовка, разрабатывается программа социологического исследования и календарный план проведения работ. Программа социологического исследования (ее методическая часть) включает: определение проблемы исследования, выбор объекта и предмета исследования, формулировку, цель и задачи, интерпретацию понятий (основные понятия в анкете должны быть интерпретированы, слова должны пониматься), системный анализ объекта и постановку рабочей гипотезы (предположение о результатах исследования). В процедурной части программы предусматривается определение метода исследования и расчет выборочной совокупности.

На стадии проведение, проводиться инструктаж интервьюеров и анкетеров, сбор первичной информации и контроль за проведением исследования.

На стадии обработка проводиться отбраковка данных, составление аналитических таблиц и обсчет полученных данных.

На стадии анализ – анализируются составленные таблицы, и составляется отчет, предоставляемый заказчику.

2)Социологическое исследование начинается с определения проблемы, суть которой составляет реальное жизненное противоречие как частного, так и общего характера. Решение той или иной проблемы социальной или научной — всегда направлено на достижение тех или иных конкретных целей и задач.

Цель конкретного социологического исследования — это общая направленность исследования, проект действия, которые определяют характер и системную упорядоченность различных актов и операций. Цель социологического исследования определяет преимущественную ориентацию этого исследования — теоретическую или прикладную, от которой зависит вся логика проведения самого исследования. Теоретическое исследование направлено на получение новых теоретических знаний о структуре, функциях, закономерностях развития исследуемого объекта, а также на разработку новых методик исследования и на обоснование процедур.

Читайте также:
Программы нужные для Mac OS

Прикладное социологическое исследование направлено на решение конкретных практических задач (конкретной социальной проблемы), построение предположений о возможном развитии процесса, разработку конкретных программ совершенствования объекта. Программа социологического исследования должна четко ответить на вопрос о том, на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование, т.е. какова цель исследования.

Важнейшей частью программы конкретного социологического исследования является определение задач исследования.

Задача конкретного социологического исследования — это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Задача исследования содержит основные и неосновные (дополнительные) требования к анализу проблем.

Сформулировав проблему, определив цели и задачи исследования, социолог выбирает объект своего исследования.

Объект социологического исследования — это явление или процесс, на которые направлено социологическое исследование. В конкретных социологических исследованиях в качестве объектов может выступать область социальной действительности, деятельность людей и сами люди. При этом необходимо, чтобы объект содержал проблему, т.е. объект должен быть носителем противоречия.

Существуют ряд требований, которые предъявляются к объекту социологического исследования. Объект должен характеризоваться:

1) четкими обозначениями явления по таким параметрам, как профессиональная (или отраслевая) принадлежность; пространственная ограниченность (регион, город, деревня); функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая);

2) определенной временной ограниченностью;

3) возможностями его количественных измерений.

Выполнение этих требований оказывает неоценимую услугу социологу. Наличие отраслевых границ позволяет ему сосредоточиться на наиболее важных и определяющих чертах функционирования данной системы.пространственные границы конкретизируют объект с точки зрения его производственно-территориальной общности. Временные границы конкретизируют сроки проведения исследования, связанные с особенностями производства (например, нельзя проводить исследование в вузе летом). Количественные границы предполагают отбор численного состава эмпирических объектов с точным указанием их отраслей и территориальной принадлежности.

Кроме выбора объекта социологического исследования, большое значение для успешного осуществления имеет правильное определение предмета социологического исследования. Предметом социологического исследования является та сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Обычно предмет социологического исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предложением о возможности обнаружить закономерность или центральную тенденцию изучаемого противоречия.

53. Общие требования к программе социологического исследования.

Программа соц. исследования-стратегический инструмент, в котором выражены концепции исследования, изучаемой проблемы, вопросы, интересующие организаторов, с целью осуществления научного анализа.

Программа социологического исследования должна содержать 2 этапа:

1. Формулировка проблемы, определение цели и постановка задачи исследования.

2. Определение объекта и предмета исследования.

3. Интерпретация основных понятий.

4. Предварительный системный анализ объекта исследования.

5. Формулировка рабочих гипотез.

1. Принципиальный (стратегический) план исследования.

2. Определение обследуемой совокупности.

3. Набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.

Первое требование — необходимость программы. Беспрограммное исследование напоминает поиск методом проб и ошибок: расход энергии часто не оправдывает познавательный эффект. В ходе исследования обнаруживается, что понятия не «покрываются» эмпирическими данными, при отсутствии гипотез неясно, как обрабатывать материал. Попытки сформулировать эти вопросы на стадии анализа данных приводят к разочарованиям: материал был собран не полностью, выборка не удовлетворяла задачам работы, получены ответы не на те вопросы, которые планировались вначале.

Второе требование — эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы. Интуитивный набросок программы не может заменить строгую обоснованность всех исходных посылок и правил процедуры. Кроме того, программа является документом, единым для всего научного коллектива, коль скоро серьезные исследования невозможно провести в одиночку и требуется участие многих специалистов. При отсутствии ясно выраженной программы участники исследования теряют общий язык, тратят время на увязывание и уточнение вопросов, которые не возникли бы, будь у них общая программа.

Третье требование — логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не представляя цели и задачи исследования. Бессмысленно пытаться формулировать частные гипотезы, не представляя объект в целом (хотя бы на уровне общих гипотез). Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования в целом и до того, как ключевые понятия подверглись эмпирической интерпретации.

Четвертое требование — гибкость программы. Кажется, что оно противоречит предыдущему. Но в действительности гибкость программы подчеркивает связанность всех ее звеньев в динамике развития процесса исследования, обязывает систематически обозревать все разделы программы по мере того, как обнаруживаются ошибки в каком-то отдельном звене.

Источник: cyberpedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru