При разработке программы (схемы) наблюдения исследователь отвечает на вопрос, КАКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ НАБЛЮДАТЬ?Создание схемы наблюдения представляет собой сложную работу, как в теоретическом, так и в практическом отношении. Схема наблюдения выступает как средство качественного описания наблюдаемой реальности. В схеме отражено все, что составляет основу конкретного интересующего исследователя способа поведения испытуемого. Выделенные в ней элементы поведения позволяют упорядочить процесс наблюдения, ограничить его определенными рамками, а также оптимизировать регистрацию данных наблюдения.
Схемы наблюдения представлены четырьмя процедурными разновидностями и выполняются как:
1) перечни индикаторов, признаков внешних проявлений изучаемого явления;
Описываются конкретные элементы поведения, характерные для изучаемого психического явления. В ходе наблюдения фиксируют, какие из них и насколько часто проявляются. Каждый индикатор должен быть однозначным и одинаково пониматься разными людьми. В данной схеме совокупность индикаторов считается открытой. В нее при необходимости можно вносить те или иные дополнения.
Как прослушивают наши смартфоны и следят через камеру телефона
2) перечни категорий, обозначений воспринимаемого более общими поведенческими классами;
Такая схема содержит полное описание всех проявлений интересующего исследователя поведения. Совокупность категорий составляется на определенной научной основе. Предполагается, что она охватывает все теоретически допустимые внешние проявления изучаемого явления. Здесь «именно теория решает, что мы можем наблюдать …» (Альберт Эйнштейн), «а категории содержат в себе «скрытое» объяснение – некую теорию наблюдаемых явлений» (Н.А.Кременцов). Процесс получения эмпирических данных контролируется включением теоретического «взгляда» на изучаемое явление.
Категории определяются операционально, не пересекаются с другими категориями, имеют ту же степень общности, что и другие, и выражают определенный аспект задачи исследования. Они могут появиться как результат эмпирического обобщения в предварительном исследовании и использоваться для классификации наблюдавшихся типов поведения.
Содержание используемых показателей в их отношении к теории позволяет разграничивать схемы, построенные на основе либо перечня индикаторов, либо перечня категорий.
3) перечни достаточно общих вопросов;
Такая схема – это как бы вопросы наблюдателя самому себе относительно особенностей поведения объекта наблюдения. В беседе или анкете, в свою очередь, будут задаваться вопросы другому, в том числе и самому объекту исследования.
4) перечни субъективных шкал (оценочных, порядка);
При таком способе наблюдения внимание исследователя обращено не столько на наличие того или иного признака, сколько на количественную степень его выраженности (интенсивности) или представленности. Заранее составленная субъективная шкала заполняется, как правило, либо на последней стадии наблюдения, либо по его окончании.
Лекция 5. Наблюдение. 5.1. Особенности и преимущества метода
Индикаторы, категории, вопросы, субъективные шкалы – это показатели для регистрации наблюдаемых фактов, элементов интересующего исследователя поведения.
Источник: megalektsii.ru
ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДУ НАБЛЮДЕНИЯ. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ НАБЛЮДЕНИЯ
Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
Этический кодекс Американской психологической ассоциации разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:
Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.
Этапы исследования методом наблюдения
1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
3. Создание плана наблюдения.
4. Выбор метода обработки результатов.
5. Собственно наблюдение.
6. Обработка и интерпретация полученной информации.
ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ
Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.
Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе — в форме постэкспериментального интервью.
Исследователи различают клиническую беседу, составную часть «клинического метода», и целенаправленный опрос «лицом к лицу» — интервью.
Клиническая беседа не обязательно проводится с пациентом клиники. Этот термин закрепился за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д. Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении. Данные, полученные в ходе клинической беседы, фиксирует сам экспериментатор, или — ассистент или исследователь, который записывает информацию после беседы по памяти.
Метод интервью получил широкое распространение в социальной психологии, психологии личности, психологии труда, но главная сфера его применения — социология.
Решающее значение при проведении интервью имеет доверительный контакт между интервьюером и опрашиваемым. Но ни в коем случае нельзя допускать панибратства и утраты психологической дистанции. Следует сохранять нейтральную позицию в процессе интервью и стараться не демонстрировать свое отношение ни к содержанию ответов и вопросов, ни к собеседнику.
Источник: studentopedia.ru
Общая характеристика метода наблюдения, его достоинства и недостатки
Наблюдение относится к одному из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящее в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Существуют различные приемы и методики наблюдения за поведенческими реакциями человека, позволяющие опытному наблюдателю проникнуть во внутренний смысл тех или иных внешних проявлений.
Введение 3
1. Наблюдение. 4
1.1 Цель, предмет, объект и ситуация наблюдения. 5
1.2 Программа наблюдения и обработка результатов. 6
2. Виды наблюдения. 8
2.1. Самонаблюдение. 8
2.2 Объективное наблюдение. 9
3. Достоинства и недостатки метода наблюдения. 12
Заключение. 15
Список литературы 16
Словарь 17
Работа состоит из 1 файл
1.1 Цель, предмет, объект и ситуация наблюдения. 5
1.2 Программа наблюдения и обработка результатов. 6
2. Виды наблюдения. 8
2.1. Самонаблюдение. 8
2.2 Объективное наблюдение. 9
3. Достоинства и недостатки метода наблюдения. 12
Список литературы 16
Введение
Формой любого эмпирического познания исторически служит наблюдение, поскольку именно с него начинается познание. Более широкий характер применения, используется как в обыденном, так и в научном познании.
Наблюдение относится к одному из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящее в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Существуют различные приемы и методики наблюдения за поведенческими реакциями человека, позволяющие опытному наблюдателю проникнуть во внутренний смысл тех или иных внешних проявлений.
Наблюдение представляет собой форму исследований, с помощью которых осуществляется систематическое, планомерное изучение поведения того или иного объекта или субъекта. Наблюдение, в отличие от других видов исследований не зависит от готовности наблюдаемого объекта сообщать информацию.
Наблюдение – это процесс открытого или скрытого от наблюдаемого сбора и регистрации событий или особых моментов, связанных с поведением изучаемого объекта. Предметом наблюдений могут быть свойства и поведение индивидуумов. Недостатком наблюдений является невозможность выявления мнений, представлений, знаний людей. Поэтому на практике наблюдения обычно используются совместно с другими методами исследований.
1. Наблюдение.
Наблюдение — это метод, которым пользуются все люди. Однако научное наблюдение и наблюдение, которым пользуется большинство людей в повседневной жизни, имеют ряд существенных различий. Научное наблюдение характеризуется систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью получения объективной картины. Следовательно, научное наблюдение требует специальной подготовки, в ходе которой приобретаются специальные знания. Наблюдение определяется как целенаправленное восприятие психической жизни человека.
В рамках психологии наблюдение – это систематическая, целенаправленная прямая фиксация очевидцем определенных «событий», т.е. проявлений психики человека в тех или иных ситуациях. Оно состоит в том, чтобы квалифицировать, обозначить, сравнить различные поведенческие проявления, и за счет этого описать целостное поведение. Несмотря на развитие различных методов психологии, наблюдение не потеряло своего значения, т.к в психологии есть задачи, которые лучше всего решаются с помощью наблюдения, а некоторые — только благодаря наблюдению. В частности, в феноменологических исследованиях, где стоит цель выявить все многообразие признаков, присущих изучаемому феномену, очень часто единственным может стать метод наблюдения. Так были изучены застенчивость, честность, тревожность, саморегуляция и другие психические явления.
Наблюдение существенно дополняет информацию, получаемую с помощью других методов. Эти дополнения могут иметь характер уточнения, объяснения, новизны фактов и т.п. Велика роль наблюдения в развитии и совершенствовании других методов психологии. Если проанализировать процесс создания опросников, анкет, то обнаружится, что одним из первых этапов при их разработке было наблюдение.
При разработке экспериментов также не обойтись без предварительного проведения наблюдения, которое часто составляет основу пилотажного исследования. Наблюдение помогает в создании экспериментальной ситуации, при отборе содержания экспериментальных заданий.
1.1 Цель, предмет, объект и ситуация наблюдения.
Наблюдение всегда начинается с постановки цели. Это связано с особенностями восприятия, являющегося основным механизмом наблюдения. Цель наблюдения становится средством управления восприятием, обеспечивающим изобретательность, видение одних предметов и отнесение в фон других. Необходимость цели возникает в связи с тем, что наблюдение происходит в естественных условиях жизни человека, где в поток жизнедеятельности естественным образом включены самые разнообразные психические особенности в их единстве. Цель помогает из естественного жизненного пространства и времени выбрать то, что необходимо увидеть.
После определения цели перед наблюдателем встает вопрос: что нужно фиксировать, на что смотреть при изучении интересующего явления. При ответе на этот вопрос необходимо:
Во-первых, понимать, какое психическое явление составляет предмет наблюдения. Это знание должно включать не только понятие о данном явлении, но и характеристику многообразия его проявлений, свойств, закономерностей протекания, формы существования.
Во-вторых, следует познакомиться в литературе с методами или методиками, в которых уже выделены признаки изучаемого психического явления, составляющие объект наблюдения.
В-третьих, выбор объекта наблюдения, который раскрывает психическую сущность наблюдаемого явления, интерпретация и понимание наблюдаемого зависят от концептуального подхода к предмету наблюдения.
В психологии многие явления трактуются с различных теоретических позиций. Нет единого понимания способностей, мотивов, эмоций, мышления, темперамента и др., поэтому важно знать специфику того подхода, с позиций которого будут рассматриваться предмет наблюдения. Только с учетом этого знания решается вопрос о том, что нужно наблюдать для изучения выбранного предмета.
В период подготовки к проведению наблюдения специалист решает какую выбрать ситуацию наблюдения. Психические явления могут иметь как ситуативный, так и устойчивый характер. Зная об этом и учитывая цели наблюдения, необходимо определить, будут ли ситуации варьировать и охватывать все возможное их разнообразие или, наоборот, наблюдение будет проводиться в одной и той же многократно повторяющейся ситуации. В первом случае можно установить те признаки наблюдаемых психических явлений, которые имеют устойчивый, а не ситуативный характер, а во втором те, которые обусловлены выбранной ситуацией.
Какой бы характер не имели ситуации наблюдения, основное, общее требование к ним состоит в том, что они должны быть естественными для наблюдаемого человека, он должен жить своей обычной жизнью. Изучение естественного поведения является одним из достоинств наблюдения.
Предметом наблюдения могут являться различные особенности вербального и невербального поведения. Исследователь может наблюдать:
2) выразительные движения, экспрессию лица, глаз, тела и др.;
3) движения (перемещения и неподвижные состояния людей, дистанционно между ними, скорость и направление движений и пр.);
4) физические воздействия (касания, толчки, удары, усилия, передачи и т.д.).
Главными особенностями метода наблюдения, по мнению В.Н. Дружинина, являются:
—непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
—пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
—сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление).
1.2 Программа наблюдения и обработка результатов.
Программа наблюдения составляется с учетом требований, которые необходимо выполнить для проведения наблюдения и при обработке его результатов, а именно:
— сформулировать и записать цель наблюдения и предмет наблюдения (исследования);
— определить объекты, которые будут фиксироваться при наблюдении, и все их вписать, убедившись, что есть возможность через них познать наблюдаемый психологический феномен;
— определить и описать ситуации, в которых будут проводиться наблюдения;
— установить временные рамки наблюдения и составить его график;
— определить форму регистрации наблюдаемых объектов (или вид записи) и оценить возможность сопоставления наблюдаемых фактов, полученных в разное время или в разных ситуациях, возможно, разными наблюдателями;
— разработать или заготовить (если уже есть готовые формы) бланки регистрации наблюдаемого явления, если имеется такая необходимость.
Составленная в соответствии с этими требованиями программа важна прежде всего самому наблюдателю, поскольку в ней в письменном виде регистрируется все то, что составляет основу конкретной методики наблюдения.
В истории метода наблюдения уже сложились некоторые представления об условиях объективности полученных данных, одно из них – проведение многократных длительных наблюдений. Для выполнения этого требования наличие программы оказывается просто необходимым, так как программа организует наблюдение иногда на протяжении длительного периода, обеспечивая сохранение единообразия процедуры.
Другой способ повышения достоверности данных, получаемых в наблюдении, — проведение независимого наблюдения несколькими наблюдателями. В этом случае также необходима программа как руководство к наблюдению для разных людей.
Обработка результатов наблюдений обусловлена его целями, выбранным видом и составленной программой. Если наблюдение проводится по формализованной схеме, то появляется возможность провести первичную обработку, обобщая данные, полученные по каждому показателю, с учетом количества проведенных наблюдений. Вторичная обработка будет зависеть от задач исследования в целом.
Сложнее дело обстоит при обработке результатов наблюдения, которое проводилось на основе фотографической записи и было сплошным. В этом случае исследователь должен проявить и теоретическую эрудицию, и интуицию для выделения линий анализа, по котором могут быть сопоставлены полученные в разных наблюдениях факты.
Т. к метод наблюдения по сути своей направлен на изучение индивидуального, уникального в психике, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления. Как правило, данные, полученные в наблюдении, не удается обрабатывать статистически в силу их небольшого количества. Это обстоятельство следует учитывать при формулировании выводов: они не должны быть шире, чем те ограничения, в рамках которых проводилось наблюдение (по количеству людей, ситуаций, наблюдений и т.п.).
2. Виды наблюдения.
2.1. Самонаблюдение.
Появление разных видов наблюдения связано с развитием понимания предмета психологии, а также с развитием самого метода наблюдения.
Самонаблюдение способствовало решению этой задачи, но уже в начале XIX в. психологи стали критически относиться как к самонаблюдению, так и к его результатам. При анализе роли самонаблюдения С. Л. Рубинштейн, У. Джемс и другие отмечают следующее:
во-первых, осознание наблюдателем факта наблюдения за каким-либо своим психическим процессом приводило к искажению его естественного хода или вообще к его прекращению.
во-вторых, наблюдатель, как правило, описывал не сам процесс психической жизни, а воспоминания о нем, поскольку в противном случае ему пришлось бы одновременно переживать эмоции и фиксировать их протекание, а это практически невозможно. В связи с этим возникла необходимость поиска других методов психологии.
С появлением в начале XX в. объективного наблюдения самонаблюдение ушло из психологии как метод исследования, а наблюдение, направленное на познание психики через объективные проявления, начало развиваться.Но самонаблюдение не исчезло из жизни наблюдательных людей и существует как способ самопознания, самоанализа.
К настоящему времени произошло возрождение метода самонаблюдения, но, правда, уже в совершенно ином по сравнению с прошлым веком виде. Во-первых, самонаблюдение используется в тех случаях, когда исследователь ставит задачу узнать что-то о человеке, его психике от него самого. Наблюдателем является не психолог, а носитель этих психических свойств.
Часто такого рода исследования проводятся в психологии труда при самонаблюдении процесса творчества, при анализе профессиональных ошибок и удач; используется самонаблюдение и в психопатологии. Во-вторых, самонаблюдение является механизмом, на котором строится заполнение психологических анкет. Анкета – письменный самоотчет и заполняется на основе тех данных о себе, которые человек получает через самонаблюдение.
Источник: www.freepapers.ru