Разработка программы исследования что это

Разработка программы исследования

Программа исследования — это изложение общей концепции исследовательского проекта, план исследования, в котором поэтапно излагаются правила процедур научно-практической исследовательской деятельности. Программа выражает понимание и знание того, что надо делать; чем и как выполнить задуманное.

Основные требования к программе: эксплицитность (ясность, четкость); гибкость, допускающая возможность уточнения и конкретизации положений на следующих этапах; логическая последовательность структуры; обоснованность всех элементов и процедур, их целостность и концептуальное единство [1].

Целью данного исследования является обеспечение обратной связи со студентами и улучшение организации образовательного процесса в Сибирском государственном университете путей сообщения (СГУПС).

Объектом исследования являются лица, располагающие оперативно значимой информацией. В данном случае это учащиеся Сибирского государственного университета путей сообщения.

Маркетинговые исследования. Разработка программы проведения маркетинговых исследований

Количество респондентов данного исследования — 50.

Основанием и условием для проведения исследования служит добровольное согласие студента на опрос (прохождение анкеты), ясно выраженное опрашивающему. При согласии опрашиваемого, анкета высылается ему на электронную почту.

Предмет исследования — субъективно-оценочная информация, выраженная в мнении респондентов и характеризующая их отношение к аспектам темы опроса.

Основной задачей исследования является определение основных предпочтений и требований учащихся Сибирского государственного университета путей сообщения. Как показывает практика, анкетный опрос или анкетирование, является одним из наиболее распространенных и эффективных методов опроса. Именно технология анкетирования, позволяет получить качественную и разнообразную социологическую информацию.

В данном исследовании анкетирования проводится с помощью Сети Интернет, посредством рассылки опросных материалов на электронную почту респондентов.

Разработка инструментария исследования

Для достижения максимума лояльности потребителей и доходности предприятия необходим долгий период работы по удовлетворению потребителя. Удовлетворенность потребителя основана на выполнении или даже превышении его запросов. Исследование по измерению удовлетворенности потребителя предоставит информацию необходимую для достижения максимального экономического эффекта от наличия удовлетворенных и лояльных предприятию потребителей. Измерение удовлетворенности потребителей позволит маркетологу:

1) точно определить запросы потребителей и относительную важность этих запросов;

2) понять, как потребители воспринимают предприятие, и соответствует ли деятельность предприятия их запросам;

3) определить приоритеты для улучшения — те области, в которые в первую очередь необходимо инвестировать средства;

4) выявить «расхождения в понимании», т.е. те области, в которых персонал предприятия неправильно понимает приоритеты потребителей или свои собственные возможности удовлетворить их потребности;

Лекция 3. Разработка программы исследования. Процедурный раздел.

5) установить цели улучшения обслуживания и контролировать процесс этого улучшения по коэффициентам удовлетворенности потребителей;

6) увеличить прибыли за счет увеличения лояльности потребителей и их сохранения [1].

Этапы разработки анкеты и процесс проведения опроса:

1) Подготовительный этап.

а) Разработка программы опроса, постановка целей, задач. Обоснование необходимости его применения и выбор вида опроса.

б) Определение предмета опроса.

в) Определение объекта опроса.

г) Выделение состава задач, категорий анализа и ситуаций для проектирования вопросника.

д) Проектирование инструментария (анкеты), его распространение.

е) Выборка. Установление правил отбора респондентов. (При необходимости — составление их списков).

ж) Определение способов обработки и анализа данных.

з) Подготовка технических средств (средств регистрации и обработки данных).

2) Оперативный этап сбора данных.

а) Уточнение места проведения опроса. Согласование с респондентом, его мотивация и инструктаж.

б) Опрос респондента, регистрация его ответов.

в) Уточнение записей после беседы. Фиксация сопутствующих факторов, характеризующих поведение респондента, обстановку проведения опроса.

3) Результирующий этап.

а) Ручная обработка данных.

б) Обработка и контент-анализ открытых вопросов.

в) Перевод данных на машинные носители и машинная обработка.

г) Статистическая обработка по программе анализа. Построение и исчисление показателей.

д) Характеристика состава опрошенных, репрезентативности данных опроса.

е) Иллюстрация, доказательство гипотез на основе полученных результатов. Построение выводов.

ж) Анализ и оценка эффективности применения метода опроса. Степень соответствия полученных данных целям исследования. Выявление ошибок, новаций. Перевод полученных результатов в банки данных.

з) Выработка рекомендаций по теме анализа, по решению поставленных задач. Подготовка отчета.

В итоге данного подраздела, была разработана анкета для опроса респондентов (см. Приложение А).

Календарный план исследования

Календарный план исследования состоит из следующих этапов:

1. Обсуждение и утверждение программы и методического инструментария.

2. Поиск целевой аудитории.

3. Тиражирование методологического инструментария.

4. Проведение полевого исследования.

5. Подготовка первичной информации и обработка её на ЭВМ.

6. Разработка инструкций по выбраковыванию анкет.

7. Выбраковка негодных анкет.

8. Ввод первичной информации.

9. Обработка первичной социологической информации.

10. Анализ результатов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.

11. Анализ результатов и подготовка предварительного отчета.

12. Предоставление отчета.

Продолжительность исследовательского процесса — один месяц.

В итоге данного подраздела, был разработан календарный план исследования, представленный в «Таблица 1 — Календарный план исследования» (см. Приложение Б).

Таким образом, в данном разделе нами была описана программа данного исследования, разработана анкета для опроса респондентов, а также составлен календарный план исследования.

Источник: studbooks.net

Разработка программы исследования

Программа исследования— это ясное (по возможности) представление о сущности и структурных частях предстоящей работы над конкретной те­мой. Формирование программы — непростая задача, решение которой свя­зано с умением предвидеть и рассчитывать свои действия, планировать ход работы в условиях неопределенности. А закончив работу, исследователь мо­жет признаться, что вначале он даже «сквозь магический кристалл» научной парадигмы очертания темы и пути ее разработки «еще неясно различал». Но тем важнее составить (и обсудить с коллегами, которым доверяешь) пред­варительный план работы. Впрочем, нельзя не заметить, что первоначальные «поисковые» усилия часто идут без «руля и ветрил» со смутным ощущением, что в этом направлении стоит работать.

Читайте также:
Что за программа vsdc free video editor

Программированию «подлежат» весь цикл работ — от определения темы (сначала кажущейся достаточно ясной) до выводов, рекомендаций и внедре­ния результатов исследования (какими они будут, это представляется внача­ле совершенно неясным). При обдумывании программы, разумеется, активно «работает» принятая научная парадигма. Разработка и фиксация программы требует, представляется такого порядка:

• Общее видение темы, объекта и предмета исследования, его актуаль­
ности для развития научного знания;

• Характеристика сущности проблемной ситуации в науке и практике.
Важно в ситуации видеть свой конкретный предмет (иногда называе­
мого «агент») в широкой среде («реагентов») в их активном взаимо­
действии;

• Выдвижение проблемы, описание ее научной важности и практичес­
кого значения;

• Определение цели и задач («дерева целей») исследования, реализа­
ция которых позволит решить проблему и раскрыть сущность пред­
мета;

• Подбор «литературы вопроса» и ее освоение. Консультации у специа­
листов;

• Формирование предварительных концептуальных подходов;

• Работа с понятийным аппаратом в рамках своего концептуального
подхода («теории среднего уровня»);

• Определение источников эмпирической информации;

• Выбор методов исследования и решения проблемы. Определение ме­
тодики, техники, процедур;

• Получение эмпирической информации («полевой этап»), ее система­
тизация;

• Концептуальный анализ полученной информации (проверка гипотез).

Мысленный (если возможно, реальный) эксперимент. Верифика­ция — фальсификация;

• Формирование выводов, рекомендаций, областей и путей внедрения
с учетом состояния изученного «агента» и «реагентов» в их взаимо­
действии;

• Характеристика вновь возникших проблем и дальнейших задач иссле­
дований в этой области;

• Создание итогового документа (текста отчета, статьи, диссертации, мо­
нографии);

• Обсуждение полученных результатов в научном сообществе и даль­
нейших шагов в исследовательской деятельности.

Конечно, данная характеристика программы — лишь определение прин­ципиальных «вех» на пути исследования. В ходе работы программа и поря­док ее реализации будут уточняться. При этом большую роль будет играть уточняющаяся научная парадигма исследователя.

Следующая методологическая проблема — группа вопросов о процессу­альной структуре исследования.

Источник: studopedia.ru

13.1. Программа и план исследования

Любое исследование начинается с составления его программы. Програм­ма исследований – это комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат.

Очень близким к понятию «програм­ма» является понятие плана. Иногда эти понятия во­обще отождествляют. Но часто видят различие в назначении и практическом использовании как программы, так и плана. Программу рассматривают как средство достижения цели, форму ее конкретизации, а план – как органи­зующий фактор последовательного движения к цели.

Программа, как правило, состоит из следующих разделов: цели проведения исследований, содержания проблемы, ее актуальности и важности, парадигмы и рабочей гипотезы решения проблемы в процессе исследования, обеспечения исследования ресурсами (ничего нельзя сделать, не имея ничего), предполагаемого результата и эффективности исследования.

Планирование исследования систем управления

Планирование исследования, как уже указывалось, необходимо для рас­чета и определения организационных характеристик его проведения (фор­мирования групп, установления функций, обязанностей, ответственности, взаимодействий и пр.), распределения используемых ресурсов в организаци­онном и временном пространстве,

ограничения времени, определения после­довательности проведения исследовательских работ (этапов исследования), установления точек и методов контроля.

План исследования – это комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и пр.), веду­щих к полной реализации программы и разрешению проблемы.

Не всякая проблема исследования может решаться последовательно и ус­пешно этап за этапом. В процессах ее решения могут возникать возмущаю­щие факторы, непредвиденные ситуации и обстоятельства. Они влияют на вы­полнение плана, иногда заставляют оперативно корректировать его, бывают слу­чаи, когда план вообще может быть разрушен. Поэтому по сложным проблемам исследования бывает полезно разрабатывать алгоритм исследования, который позволяет предусматривать возможные возвратные операции при неудачных ре­шениях или непредвиденных трудностях, быстро находить адрес таких возвра­тов.

Алгоритм – это технология решения проблемы, предусматривающая не только последовательность и параллельность различных операций, но и воз­можности их неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем.

В процессе исследования составляется гибкий план, учитывающий его алгоритм, в котором, в свою очередь, находит отражение сложность и нео­рдинарность проблемы. В плане такого типа указываются не жесткие, а нормативные величины сроков выполнения различных работ, имеются до­полнительные пункты согласования и оценки результатов.

В реальной практике не всегда проведению исследования предшествуют разделенные процедуры составления программы, алгоритма и плана исследова­ния, хотя это очень полезно для обеспечения эффективности исследования. Но возможно и совмещение этих процедур, оформление их в одном до­кументе. Однако надо стремиться к тому, чтобы требования составления программы, разработки алгоритма и расчета плана исследования были вы­держаны и учтены в полной мере.

Основными принципами планирования исследования можно назвать сле­дующие:

1) принцип конкретности формулирования заданий. План должен состо­ять из заданий, которые необходимо формулировать кон­кретно и ясно. Они не должны требовать дополнительных разъяснений и уточнений. По крайней мере, к этому следует стремиться;

2) принцип организационной значительности. План должен соответство­вать существующей организации деятельности исследовательских групп или вносить заранее разработанные новые организационные формы, необходимые для его успешного выполнения;

Читайте также:
Everest ultimate edition что за программа

3) принцип соизмеренной и рассчитанной трудоемкости. Исследование – это работа специалистов, которая может быть выполнена успешно только тогда, когда задания соответствуют определенной трудоем­кости их выполнения;

4) принцип интеграции деятельности. План должен учитывать необходи­мость взаимодействия различных исполнителей и подразделений, стать фактором объединения их работы, исключать, по возможности, дубли­рование и конфликтные ситуации;

5) принцип контролируемости. Все задания, показатели плана должны отвечать потребностям контроля его исполнения, и система контроля должна быть заложена в план. Не следует включать в план положения, которые трудно контролировать;

6) принцип ответственности. Как правило, план включает графу ответст­венных за выполнение его положений или заданий лиц, подразделений. Не должно быть в плане заданий, не имеющих адреса и исполнителя;

7) принцип реальности. План не может содержать заданий желательных, но маловероятных для исполнения. Реальность выполнения заданий плана должна оцениваться наличием ресурсов, расчетами времени, квалификаци­ей исследователей, использованием опыта аналогичных работ, возможнос­тями организации деятельности, наличием соответствующей техники и пр.

Разработка плана исследований является важным фактором успеха. Она тре­бует особого внимания. Управление является сложной областью исследований. Здесь в большей мере, чем где-либо действуют факторы амбициозности, дозирования информации, привычки к власти, круговой поруки.

Источник: libraryno.ru

Научная электронная библиотека

Любое исследование начинается с составления программы социологического исследования. Она представляет собой изложение общей концепции исследования в соответствии с целью, задачами и гипотезами предпринимаемой работы с указанием правил и логикой исследовательских операций. Методологический раздел программы включает формулировку социальной проблемы, определение объекта и предмета исследования, определение цели и задач исследования, выдвижение гипотез, уточнение и интерпретацию основных понятий в эмпирически измеримых индикаторах. Методический раздел программы включает определение выборочной совокупности, обоснование методов сбора информации, выбор методов обработки и анализа полученных данных, представление результатов и рекомендации.

Социальная проблема — это недостаточное знание о реальной ситуации, вследствие чего невозможно использовать имеющееся знание в регулировании социальных процессов. Цель исследования — ориентация на конечный результат в теоретической или практической сфере.

Задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для достижения поставленной цели, они упорядочивают процесс научного поиска, являются конкретизацией цели и составляют предмет исследования. После этого определяется конкретный объект исследования. Гипотеза — важный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования.

Исходные посылки гипотезы находятся между наблюдениями и объяснениями, имеющимися в социологии или смежных с ней науках. Гипотезы в исследовании должны быть логически взаимосвязаны. Они могут быть доказаны или опровергнуты в ходе исследования лишь в том случае, если термины, в которых они формулируются, можно эмпирически интерпретировать. В постнеклассической парадигме социологии внимание обращается на деятельностную сторону респондента, на его действие. Например, при изучении духовных потребностей современной молодежи можно эмпирически выразить потребности через соответствующие виды деятельности: чтение, занятие спортом, учеба, хобби и т. п. Гипотезы не должны содержать понятия, которые не имеют эмпирической интерпретации, иначе они не проверяемы.

Методический раздел программы — это система правил сбора, обработки и анализа информации. Сбор информации осуществляется социологами в рамках выборочной совокупности (выборки), которая является непосредственным объектом изучения и представляет собой уменьшенную модель генеральной совокупности.

Генеральная совокупность — это все социальные объекты, включенные в программу исследования и являющиеся объектом изучения. При составлении выборочной совокупности нередко в исследованиях бывают ошибки, которые называют смещением выборки, Например, телефонные опросы перед выборами могут не дать точную картину предпочтений избирателей, так как не все из них имеют стационарные телефоны, а он-лайн-опрос не доступен некоторым социально-демографическим группам, что делает выборочную совокупность нерепрезентативной.

Репрезентативностью называется свойство выборочной совокупности иметь характеристики всей генеральной совокупности. Выборка бывает случайной (интервью «первого встречного» на улице), систематической (например, каждый 10-й в списке избирателей), квотной, когда устанавливается, сколько человек и с каким характеристиками следует опросить, метод «снежного кома», когда первый респондент (опрошенный) предлагает, кого опросить следующим и т.д. После выделения выборочной совокупности осуществляется обоснование методов сбора информации — это анализ документов, опрос (анкетирование, интервью), наблюдение, тестирование, биографический метод, социометрия, метод фокус-групп и т.д. В современной отечественной социологии, в том числе в социологии управления, большое внимание уделяется качественным методом исследования (нарративам), к числу которых относятся неструктурированное (углубленное) интервью, наблюдение, метод фокус-групп, биографический и автобиографический метод и т.п.

Социологическое изучение управления на всех уровнях обычно осуществляется с помощью интервью и анкетного опроса, и чем выше иерархический уровень управления, тем недоступнее он для исследователей. Чем ниже ранг управленцев, тем больше их численность, что увеличивает доступность единиц наблюдения и возможность применения количественных и качественных методов эмпирического исследования.

В советское время больше всего исследований проводилось среди бригадиров и мастеров, высшее руководство было вне исследовательского поля социологов. Данная ситуация типична и для западной социологии, Это можно объяснить отсутствием времени у директорского корпуса и управленцев высшего звена, секретностью и конфиденциальностью информации, наличием коммерческой тайны и т.п. После сбора информации осуществляется ее качественная и количественная обработка: классификация социальных характеристик, их количественное измерение, в том числе графическое изображение (таблицы, гистограммы, кумулятивные кривые и т.п.). Итоги исследования излагаются в виде отчета, который обязательно должен содержать выводы и рекомендации. Системный подход позволяет концентрировать усилия управленцев по решению проблемы на том уровне, на котором решение может оказаться наиболее оптимальным.

Читайте также:
Дополнительные образовательные программы для детей что это

В условиях проведения в обществе глобальных преобразований и реформ большое значение в социальном управлении придается мониторинговым исследованиям, так как они дают возможность оценивать фактические результаты проводимых реформ, выявлять эффективность общенациональных и региональных программ и проектов. Чем сложнее управленческие задачи и возможные последствия управленческих решений, тем точнее должны быть оценки управленческих действий. Задачи мониторинговых исследований заключаются в получении систематической и разносторонней информации:

— о социально-экономических, политических и других процессах;

— о состоянии гражданского общества;

— о взаимодействии гражданского общества с органами государственного и муниципального управления;

— о влиянии органов государственного и муниципального управления на жизнедеятельность населения.

В методологии и методике мониторинга общественного мнения, разработанной американскими учеными, важное место занимает разработка показателей и индикаторов общего состояния социальных процессов, которые можно использовать в многократных исследованиях для выявления устойчивых тенденций (трендов) в формировании общественного мнения, в проявлении социальных предпочтений, потребительского поведения, политических ориентаций и установок. Трендовые показатели дают надежные динамические ряды информации о состоянии объектов исследования и составляют основу прогнозных разработок о возможных изменениях.

Ситуативные показатели и индикаторы характеризуют влияние на сознание и поведение людей конкретных событий в изменяющемся обществе. В процессе мониторинга ситуативные индикаторы меняются чаще, чем трендовые. Одним из первых мониторинговых исследований, проведенных в нашей стране, был мониторинг экономических и социальных перемен, проведенный ВЦИОМ под руководством Т.И. Заславской в 1993 году. Целью данного мониторинга являлось оказание научно-информационной помощи властным структура России в разработке социальной политики экономических преобразований в соответствии с социокультурными особенностями страны и массового сознания населения.

В условиях реформ важное значение приобретает статистическая информация, так как статические данные о социальных процессах являются не только иллюстрацией проводимой социальной политики, но и индикатором проявления доминирующих в обществе социально-экономических и социально-политических отношений.

В настоящее время новой формой коммуникативных связей между социологом и респондентом является Интернет. Одной из первых обратила внимание на возможности Интернета и необходимость разработки новых технологий интерактивных опросов американская исследовательница, социолог и психолог Шерри Тёркл. В России первыми Интернет-опросы провели в 1995 -2000 годах психологи МГУ.

При помощи электронной почты они изучали мнение пользователей Сети по проблемам развития глобальной сети Интернет. Но все-таки первыми разработчиками он-лайн-опросов были зарубежные психологи и сотрудники маркетинговых компаний, в России эти опросы также проводят преимущественно маркетинговые компании. С 2003 года разработки Интернет-технологий сбора и обработки данных ведутся в Центре социологии управления и социальных технологий Института социологии РАН. В 2005 году Центром был проведен интерактивный опрос работников Российской Академии наук, в ходе которого была получена от 150 экспертов информация о понимании и готовности научного сообщества к изменениям, связанным с реформированием РАН и российской науки в целом.

В социологии управления Интернет-опросы позволяют не только быстро сформировать группу экспертов и скорректировать инструментарий в ходе пилотажного опроса, но также получить первичную информацию о быстротекущих социальных процессах для принятия экстренных управленческих мер.

Источник: monographies.ru

Основные элементы, этапы и процедуры разработки программы исследования

К основным элементам программы исследования относятся: проблемная ситуация, проблема, цель, задачи, гипотеза, объект, предмет, организационный план, интерпретация понятий.

В зависимости от плана исследования последовательность работы по написанию программы будет разной. Например, если исследователь не располагает достаточно полной и обоснованной информацией на начальном этапе работы, то ему трудно дать характеристику объекта, провести анализ проблемной ситуации, сформулировать проблему. В этом случае прибегают к построению и анализу предварительной модели объекта в системе факторов.

В.Г. Гречихин привел в, общих чертах, структуру

исследовательского процесса. Эта структура помогает наглядно уяснить, что является ее основными элементами, какая существует связь между ними и в какой последовательности происходит процедура исследования [14].

Структура исследовательского процесса (но В.Г. Гречихину) [14]

Рис. 2. Структура исследовательского процесса (но В.Г. Гречихину) [14].

Таким образом, исследование — это основная процедура, которая сопровождает все этапы проектирования.

Этапы программного исследования — часть процесса исследования, характеризующаяся своими задачами, методами и результатами.

Процедура программного исследования — ряд приемов, обеспечивающих выполнение определенной совокупности операций.

Основные элементы и процедуры разработки программы исследования отражены на Рис. 3.

Основные элементы и процедуры разработки программы исследования |7|

Рис. 3. Основные элементы и процедуры разработки программы исследования |7|.

Однако при любом виде исследования исследователь проходит следующие этапы работы над программой:

Подготовительный этап:

  • — выбор тематики исследования;
  • — составление библиографии по соответствующей тематике;
  • — работа с литературой, реферирование основных источников;
  • — консультации с компетентными лицами (специалистами и практическими работниками);

Оперативный этап:

  • — проведение ознакомительно-разведывательного наблюдения на основании первоначального перечня вопросов изучения данной тематики, возникших на предварительных этапах работы;
  • — описание проблемной ситуации, определение проблемы, объекта и предмета исследования;
  • — определение цели и постановка задач;
  • — уточнение и интерпретация основных понятий;
  • — системный анализ объекта исследования;
  • — выдвижение рабочих гипотез.

Результ ирующий этап:

  • — логический план исследования;
  • — схема понятий операционной интерпретации;
  • — методы сбора и анализа данных;
  • — проект программы.

Практические задания:

  • 1. Разработайте этапы и процедуры программы исследования.
  • 2. Прочитайте и проанализируйте текст одного исследования по социальной проблематике (журналы но социальной работе). Определите тип исследования и уровень общности исследования.

Источник: studme.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru