Разработка программы это какой метод исследования

Методы исследования — это способы, которые были использованы во время проведения исследования (работы над темой), совокупность различных действии, направленных на достижение цели проектной работы, являются обязательным разделом введения.

Методология проектной работы предполагает комплексный подход, то есть во время выполнения проекта следует использовать несколько методов исследования, такой подход позволяет получить точный и объективный результат, ведь на основании полученных данных делаются не только выводы, но и разрабатываются рекомендации и предложения.

Расположение методов исследования во введении

Раздел с методами исследования является обязательным, располагается во вводной части проектной работы, после теоретической основы исследования.

Методы исследования располагаются в порядке их использования, то есть сначала методы исследования используемые в теоретической главе, далее методы исследования, использованные в практической (исследовательской) главе. Разделять их на теоретические и практические не требуется, каждый метод отделяется от другого запятой.

[Методы разработки программного обеспечения]: Исследование и разработка

Особенности подготовки методов исследования

При подготовке раздела с методами, использованными при исследовании, следует указывать только те методы, которые были применены при подготовке проектной работы. Указывая методы исследования, которые не были применены при выполнении проекта, автор вводит в заблуждение проверяющего, а также демонстрирует свое неумение подбирать необходимые для теоретического и практического исследования методы, что, в свою очередь, приводит к снижению итоговой оценки на защите проекта.

Количество методов исследования при написании проекта

При выполнении проектной работы нет определенного требования к количеству методов, которые требуется применить, при этом применение 1-2 или 3 методов исследования говорит о недостаточно полном изучении темы, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Оптимальным является использование от 6 до 10 методов исследования.

Классификация методов исследования

Характеристика методов исследования

Методы исследования в проектной работе можно разделить на несколько групп:

    Общенаучные методы исследования — являются теоретическими методами, применяются при подготовке теоретической части проектной работы:

Чтобы понять, какие именно методы были использованы при подготовке проектной работы, следует знать трактовку каждого метода:

Абстрагирование — данный метод предполагает изучение определенного свойства или характеристики объекта (явления) без учета остальных его свойств и характеристик, то есть при использовании метода абстрагирования необходимо конкретизировать признаки, которые требуется исследовать при выполнении работы. Например, изучение того, как вес корабля влияет на его скорость.

Анализ литературы — метод, который предполагает изучение литературы и нормативно-правовых актов по теме исследования проектной работы, является основным методом, применяемым для подготовки теоретической части работы.

Лекция 3. Разработка программы исследования. Процедурный раздел.

Аналогия — метод исследования, подразумевающий поиск сходств явлений или предметов по определенному перечню признаков. Например, поиск сходств у автомобилей, произведенных в разных странах.

Дедукция — данный метод исследования позволяет, основываясь лишь на общедоступной информации, используя принцип «от общего к частному», сделать вывод о конкретном предмете или явлении.

Индукция — метод исследования, являющийся противоположностью дедукции, основывается на принципе «от частного к общему», предполагает изучение конкретных событий, действий.

Исторический метод — изучение какого-либо события в хронологическом порядке, определение этапов развития или создания чего-либо в определенный промежуток времени.

Классификация — часто используемый в проектных работах метод исследования, который предполагает деление (классификацию) явления или предмета по определенным свойствам или признакам, данный метод направлен на структурирование информации. Деление явлений или предметов может осуществляться по различным свойствам, например, размер, длина, вес, объём, температура (физические свойства); рок. поп. классика, вокал (жанры музыки); красный, белый, синий, черный (цвета). Классификация может быть проведена по различным признакам, которые поддаются сравнению.

Конкретизация — метод исследования, который предполагает полное и детальное исследование явления, объекта или предмета в реально существующих условиях. Например, изучение влияния загрязнения атмосферы на лишайники.

Моделирование — при использовании этого метода исследования объект, предмет или явление, которое подвергается исследованию, должно существовать в реальности и быть перенесено в созданную модель. Например, моделирование каких-либо процессов происходящих в природе.

Обобщение — метод, в котором вывод о существующих явлениях или предметах делается на основании большого количества отдельных свойств или признаков.

Существует 2 вида обобщения:

  • эмпирическое (индуктивное) — общие свойства и характеристики явления или предмета строятся путем анализа конкретных характеристик и свойств;
  • аналитическое — изучение различных мнений по одной и той же теме или вопросу без использования конкретных опытов (без применения эмпирической деятельности).

Синтез — метод исследования, который объединяет разрозненные признаки и свойства в единый объект для изучения.

Формализация — метод, предполагающий передачу сущности объекта (явления) или его структуры путем использования символов, формул, математических схем.

Эмпирическими методами являются:

Для понимания, какие методы относятся к практическим, рассмотрим каждый из них подробно:

Анализ нормативно-правовой базы — метод исследования, который подразумевает исследование нормативных актов стран(ы). области, республики, ведомств и министерств, также может быть проведено исследование законов, указов, постановлений и т.д. по определённой тематике. Например, исследование нормативных актов, в которых закреплены права и ответственность несовершеннолетних.

Анкетирование — данный метод предполагает проведение анкетирования, для проведения которого подготавливается ряд вопросов с заранее подготовленными ответами, в ходе проведения анкетирования участники должны отвечать на вопросы выбирая ответы из предложенных вариантов, в некоторых случаях они могут либо пояснять свои ответы, либо давать ответ на свое усмотрение (в таком случае варианты ответов не предполагаются). Анкетирование является практическим исследованием и его анализ всегда включается в практическую часть в виде табличных данных или диаграмм с описанием полученных результатов. Например, проведение анкетирования одноклассников о пользе занятий спортом.

Анкетирование в отличии от опроса всегда проводится в письменном виде, то есть подготавливаются анкетные листы, которые раздаются участникам анкетирования.

Опрос — метод, предполагающий проведение опроса в качестве практической части работы, в отличии от анкетирования данный метод исследования может предполагать устный опрос респондентов, то есть если для того, чтобы узнать мнение респондентов им не раздавались анкетные листы — это опрос.

Кстати.

Использование опроса и анкетирования в проектной работе позволяет узнать мнение большого количества людей, что в свою очередь позволяет получить более точные и полные данные, поэтому чем больше людей участвовало в опросе или анкетировании, тем точнее данные.

Беседа — метод исследования который подразумевает проведение беседы с одним или несколькими людьми, обладающими ценной информацией или знаниями в определенной области, о каком-либо событии, памятной дате и т.д. то есть о предмете исследования проектной работы.

Не следует путать беседу и интервьюирование — это разные методы исследования.

Интервьюирование — данный метод так же, как и беседа предполагает проведение разговора с одним или несколькими людьми, при этом данный метод исследования отличается от беседы подготовленными заранее вопросами, регламентированным и структурированным ходом проведения.

Измерение — является одним из наиболее точных н эффективных методов исследования, который предполагает фиксацию физических параметров (длина, масса, объем, скорость и так далее) объекта исследования проектной работы, полученные данные при использовании данного метода фиксируются с помощью числовых значений. Например, измерение влияния высоты на температуру и скорость ветра.

Математический — метод исследования, подразумевающий проведение математических вычислений, так примером математического метода является подсчёт количества анкетируемых, примеры решения математических задач и иные вычисления которые проводятся при выполнении работы.

Наблюдение — метод исследования, который подразумевает наблюдение за объектом исследования и дальнейшее фиксирование изменений происходящих с ним, реакциях, а также изменение свойств или положения в пространстве. Наблюдение является одним из ключевых методов исследования ведь в его основе находится сбор данных о свойствах и отношениях объекта исследования проектной работы. Например, наблюдение за изменениями происходящими с окружающей средой.

Описание — данный метод схож с наблюдением, описание, как метод исследования подразумевает кроме фиксирования явления и его поведения, также признаки, внешний вид, характерные черты объекта исследования проектной работы. Например, описание какого-либо человека, составление его биографии.

Читайте также:
Как пользоваться программой svp

Практическое моделирование — часто применяемый при выполнении различных работ в том числе и проектных метод исследования, который предполагает создание уменьшенной копии объекта исследования для ее детального изучения.

Практическое моделирование, как метод исследования подразделяется на:

  • предметное — создание модели отдельной части или элемента объекта исследования;
  • схематичное — выполнение модели объекта исследования в виде рисунка или схемы;
  • имитационное — изучаемый объект исследования замешается имитирующим его объектом, с данным объектом в дальнейшем проводят различные исследования;
  • воображаемое — при таком моделировании модель объекта исследования существует лишь в воображении автора работы.

Не зависимо от того, как именно была создана модель объекта исследования во введении указывается лишь основной метод — практическое моделирование.

Примером моделирования может выступать разработка новой конструкции какой-либо техники, здания, сооружения и прочее.

Проблемно-логический — метод, который позволяет разделить исследуемую проблему на ряд более узких проблем, каждая из которых рассматривается в логической последовательности.

Прогнозирование — метод исследования, который заключается в разработке прогнозов, т.е. выдвижение предположений (суждений) о состоянии чего-либо в будущем. Примером использования такого метода может быть прогнозирование изменения экологической обстановки в мире, стране, регионе и т.д., прогноз экономической, демографической ситуации в мире, стране, регионе и т.д.

Метод прогнозирование подразделяется на:

  • научно-техническое:
  • экономическое:
  • политическое;
  • социальное.

Сравнение — является одним из часто используемых методов при выполнении различных работ в том числе и проектной, данный метод применяется для сравнения (сопоставления) свойств, признаков и различных характеристик объектов исследования. Например, сравнение состава различных газированных напитков.

Статистический — метод исследования, характеризующийся использованием статистических данных, а также их анализ и сравнение. Например, анализ численности населения Российской Федерации, исследование преступности среди несовершеннолетних и т.д.

Кстати.

При этом следует помнить, что для анализа статистических данных следует использовать официальные данные, которые можно найти на официальных сайтах организаций, министерств, ведомств. Основным ресурсом со статистическими данными по Российской Федерации является Федеральная служба государственной статистики.

Тестирование — метод исследования, подразумевающий проведение испытаний или проверок, в зависимости от направления тестированию может подвергаться почти любой объект, который подвергается исследованию.

Рассмотрим варианты тестирования в зависимости от предметной области выполнения работы:

  • психология — тестирования психологических качеств и состояний индивида;
  • информатика — тестирование комплектующих компьютера:
  • химия — тестирование качества воды и т.д.

Экономический — метод исследования, который предполагает проведение финансовых расчётов, так финансовый анализ деятельности компании является примером применения экономического метода, также к этому методу можно отнести расчёт затрат реализацию предложенных мероприятий и любой другой расчёт, связанный с финансами.

Эксперимент — метод исследования, который предполагает наблюдение явления в определённых условиях, при этом важным условием эксперимента является его повторяемость. Проведение опыта также относится к эксперименту в том случае, если целью проведения опыта выступает проверка положений, выдвинутых в гипотезе исследования (её подтверждение или опровержение). При выполнении опытов важным является возможность повторить опыт и получить один и тот же результат.

Помимо теоретических и практических методов исследования в проектной работе могут использоваться частные методы исследования.

Наибольшее количество частных методов исследования применяется в следующих дисциплинах:

  • педагогика/психология;
  • медицина:
  • филология;
  • экономика.

Частные методы исследования используются при подготовке практической части проектной работы.

Как написать методы исследования во введении проектной работе

После того как были выбраны используемые в ход выполнения проектной работы методы исследования, их необходимо указать во введении, для этого можно использовать одну из следующих словесных конструкций:

  1. Для написания проектной работы были использованы следующие методы исследования: указываются использованные методы.
  2. Методы исследования: перечисляются использованные методы.
  3. В исследовании были использованы следующие методы: указываются использованные методы.
  4. В работе были использованы следующие методы исследования: указать методы исследования.
  5. Методологическую базу проектной работы (указать тип работы) составили следующие методы исследования: указать методы исследования.
  6. В основу проектной работы легли положения ( указать методы исследования> методологии.
  7. Методологическая база исследования: указать методы исследования.
  8. В соответствии с намеченной целью и задачами исследования были определены следующие методы: указать используемые методы.
  9. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы, как указать используемые методы.
  10. Методологическая основа исследования состояла в применении указать используемые методы.
  11. Цели и задачи настоящей работы предопределили выбор следующих методов исследования перечислить используемые методы.
  12. При проведении исследования применялись следующие методы: указать используемые методы.

Методы исследования могут быть перечислены как в строчку, так и каждый метод на отдельной строке в виде нумерованного или маркированного списка.

Ошибки при подготовке раздела «Методы исследования»

При подготовке раздела «Методы исследования» можно допустить ошибки, которые не повлияют на текст исследования, но могут оказать воздействие на итоговую оценку.

Рассмотрим наиболее частые ошибки:

  1. Не перечислены все методы исследования, которые применялись в ходе выполнения проектной работы. Следует ознакомиться со всеми возможными методами исследования, выбрать те. которые были применены при подготовке проекта.
  2. В перечень методов включены те. которые не были использованы при написании работы, тем самым автор проектной работы показывает свое неумение подготавливать и оформлять проектную работу, соответственно, итоговая оценка может быть снижена даже при учете качественно проведенного исследования и грамотно написанной теоретической части.
  3. Перепутаны методы исследования, например, вместо анкетирования указано тестирование, следует внимательно подходить к указанию использованных методов, при появлении сомнения лучше обратиться к учителю (преподавателю), либо посмотреть в литературных источниках трактовку метода исследования.
  4. Раздел «Методы исследования» расположен не в верной структурной последовательности «Введения», методы исследования располагаются после «Теоретической основы исследования».
  5. Раздел «Методы исследования» отсутствует во «Введении» проектной работы, данный раздел является обязательным, независимо от класса (курса) обучающегося, дисциплины, по которой выполняется проектная работа, и ее типа.

Наши контакты

Источник: sammitportal.ru

1 Этапы исследования 2 Разработка программы исследования Отличия

1. Этапы исследования 2. Разработка программы исследования. Отличия в программе теоретико-прикладного исследования 3. Функции программы 4. Постановка проблемы как отправной момент разработки программы. 5. Основные разделы программа — объект, предмет — цель, задачи — интерпретация понятий — системный анализ объекта — выдвижение гипотез — определение стратегии исследования — формирование выборки

1. Этапы исследования Социальное исследование состоит из нескольких этапов: • подготовка исследования • сбор первичной информации (сбор данных, работа в «поле» ) • обработка информации (ввод данных в специальные статистические пакеты) • анализ обработанной информации • составление отчета • применение результатов

Этап подготовки исследования крайне важен, поскольку на этом этапе проводятся: • подготовка развернутой программы исследования; • обзор литературы по теме; • обзор источников вторичной информации; • подготовка инструментария.

2. Разработка программы исследования. Программа исследования — это изложение его теоретикометодологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.

Построение программы – это изложение и обоснование логики и методов исследования объекта соответственно решаемым задачам. Программа – это изложение теоретических и методологических предпосылок исследования.

3. Функции программы В соответствии с назначением программа социологического исследования выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

Методологическая функция программы исследования состоит в: • определении научных проблем, для решения которых проводится исследование; • формировании цели и задач исследования; • фиксировании исходных представлений об объекте; • установлении отношения исследования к ранее выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.

Методическая функция программы состоит в том, что в программе разрабатывается общий логический план исследования. Методическая функция показывает, как использовать методы и способы сбора и анализа информации, позволяет разработать процедуру исследования, провести сравнительный анализ полученных результатов аналогичных исследований.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива, обучает установлению контроля за ходом и процессом исследования.

4. Постановка проблемы как отправной момент разработки программы. Всякое исследование следует начинать с постановки проблемы. Это первый, начальный момент в социологическом исследовании. Решение о проведении социологического исследования должно быть обосновано практической целесообразностью.

Сформулировать проблему исследования нужно таким образом, чтобы в ней нашли как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, определяющее ее. Проблема может иметь две разные стороны. – – Противоречие в практике — между сложившейся ситуацией и осознанными потребностями (практическая проблема). Противоречие между имеющейся информацией и потребностью в ней (гносеологическая проблема). Формулирование этой проблемы предполагает предварительный обзор литературы, знание накопленной в результате других исследований информации.

Читайте также:
Следующая программа содержит по крайней мере одну ошибку после устранения

5. Основные разделы программа • • Составление программы предполагает осуществление ряда процедур: постановка проблемы, определение объекта и предмета исследования, описание целей и задач исследования, интерпретация основных понятий, формулировка рабочих гипотез, разработка стратегического плана исследования, описание методов сбора данных, описание схемы анализа данных.

В идеальном случае программа теоретикоприкладного исследования включает следующие элементы. Методологический раздел программы: 1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования. 2. Определение цели и постановка задач исследования. 3. Уточнение и интерпретация основных понятий. 4. Предварительный системный анализ объекта исследования.

5. Развертывание рабочих гипотез. Процедурный раздел программы: 6. Принципиальный (стратегический) план исследования. 7. Обоснование системы выборки единиц наблюдения. 8. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных. Программа дополняется рабочим планом, в котором

Объект и предмет • • Проблемная ситуация состоит из двух компонентов – гносеологического аспекта и практического. В гносеологическом плане проблемная ситуация – это противоречие между знанием потребностей людей в чем-то и незнанием способов реализовать эти потребности.

Предметная сторона – это некоторое социальное противоречие, которое требует не только осознания, но и конкретных действий выхода из этих противоречий. Реальные противоречия создают социальную проблемную ситуацию. Постановка научной проблемы означает выход за пределы изученного в сферу того, что должно быть изучено.

Разработки программы включает в себя определение объекта и предмета исследования. Определение программы исследования связано с выбором объекта исследования. Под объектом исследования понимается то, на что направлен процесс познания: реальные социальные процессы, явления, противоречия, совокупности, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию.

Кроме этого, объект социологического исследования – это деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. В широком смысле, объектом исследования социальных наук является общество.

Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта (его свойство, характеристику), которая непосредственно подлежит изучению, которая непосредственно выражает социальное противоречие, а, значит, представляет интерес для исследования. Объект и предмет исследования совпадают, когда перед исследователем стоит задача познания всей совокупности закономерности функционирования и развития конкретного социального объекта. Когда же речь идет об изучении каких – либо характеристик объекта исследования, предметом исследования становятся те стороны, которые содержат эти характеристики. В итоге, предмет социологического исследования представляет собой определенную систему, которая служит основой для решения процедурных задач, разработки методов фиксирования выделенных элементов и их связей. Элементами самой системы, т. е. предмета исследования, выступают различного рода факторы: причины, следствия, условия, зависимости и т. д. Эти факторы подразделяются на прямые и косвенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные и пр.

Определение цели и задач • • • Формулирование проблемы не отвечает на вопрос: какого рода результат ожидается от социологического исследования. Для этого необходимо сформулировать цель исследования. Цель исследования определяет преимущественную его ориентацию – теоретическую или прикладную, т. е. отвечает на вопрос, что является конечным результатом.

Программа исследования должна четко отвечать на вопрос, на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование. Различают три вида целей исследования: теоретические (направленные на получение теоретического знания), описательные (направленные на получение эмпирического знания), методологические (направленные на разработку методологического инструментария).

Планирование ступеней к достижению целей исследования представляет собой формулирование задач исследования. Выделяют основные и неосновные задачи исследования. Основные задачи исследования соответствуют цели исследования. Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методологических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой и т. д. Описать объект исследования можно по-разному, это обусловлено социальной проблемой и целями исследования. Выделение элементов и связей предмета исследования определяет, в свою очередь, выбор методики сбора и анализа данных.

Системный анализ объекта В процессе интерпретаций основных определяется эмпирическая область, соответствующая выделенному ранее предмету исследования, который благодаря этому был расчленен на какие-то значимые в свете основной задачи элементы. Выделение ключевых понятий проблемы и их интерпретация в скрытом виде (имплицитно) опираются на некоторое более или менее систематическое представление о предмете в целом.

Предмет должен быть подвергнут своего рода системному анализу. В сущности, системному анализу подлежит объект исследования, а в процессе расчленения объекта на элементы мы преобразуем его в предмет целенаправленного изучения. Теперь объект изучения представлен как расчлененный на качественно различные элементы, связанные воедино в некоторую гипотетическую систему. Предметом исследования будут не все элементы и связи, показанные на схеме, но лишь некоторые из них. В каком именно направлении будем мы вести анализ эмпирических данных, определяется в следующем разделе программы

Выдвижение гипотез • • • В самом широком смысле под гипотезой подразумевается всякое предположение, догадка, основанная либо на предшествующем знании, либо на фактах. Гипотеза выступает промежуточным этапом, связующим звеном между теорией и практикой.

Гипотеза – это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.

Предварительный анализ объекта исследования содержит ряд этапов: рассмотрение объекта исследования в качестве целостной системы; выявление составляющих элементов данной системы; описание функций элементов системы; описание взаимодействия элементов системы между собой и с системой в целом; рассмотрение условий функционирования всей системы. Предварительный анализ объекта социологического исследования представляет собой средство построения гипотезы.

Процесс установления истинности или ложности гипотезы есть процесс ее эмпирического обоснования, проверки в ходе социологического исследования. В результате такого исследования гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которых уже доказана.

Научно обоснованная гипотеза в социологическом исследовании должна соответствовать ряду требований: гипотеза не должна содержать не утонченных понятий; гипотеза не должна содержать ценностных суждений; гипотеза не должна противоречить ранее установленным факторам данной науки; гипотеза не должна включать много ограничений и допущений; гипотеза должна быть проверяемой. Итак, гипотеза – это логическое обоснованное предположение о структуре и характере связи социального объекта, о сущности связи, факторах, определяющих эти связи. С методологической точки зрения гипотеза помогает сформулировать круг факторов, необходимых для решения поставленной цели. Формулирование гипотезы происходит из следующих источников: на основе прежних научных исследований, на основе представлений о предмете исследования, на основе наблюдений, на основе здравого смысла. Трудности при построении гипотезы могут возникнуть при многообразии и сложности объекта исследования.

Определение плана, стратегии поиска В. Ядов выделяет следующие типы стратегий (см. «Стратегия социологического исследования» — М. : Омега-л, 2007 – 567 с. С. 88 -94): 1. Формулятивный (разведывательный) план применяется в случае, если об объекте исследования имеется самое смутное представление и социолог не в состоянии выдвинуть никаких гипотез. Цель плана — выявление проблем и формулировка гипотез.

2. Описательный (дескриптивный) вариант исследования возможен, когда знания объекта достаточно для выдвижения описательных гипотез. Цель плана — строгое описание качественно-количественных особенностей социальных структур, процессов и явлений. 3. Аналитико-экспериментальный план — наиболее сильный вариант исследовательского поиска.

Его применяют лишь при условии достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительные предположения. Цель плана — исследование функциональных взаимосвязей и казуальных отношений. Особую разновидность аналитико-экспериментального плана образуют исследования, цель которых — поиск управленческих решений.

В том и другом случаях социолог пользуется логикой экспериментального анализа, но при организации практического эксперимента возникают специфические задачи, отличные от тех, которые приходится решать при работе по аналитико-экспериментному плану в научных целях. Перечисленные варианты общего плана относятся к разовым обследованиям, в которых сбор данных осуществляется в максимально короткие сроки во избежание искажающих временных воздействий. 4. План повторно-сравнительного исследования в отличие от трех предыдущих применяется для выявления тенденций социальных процессов и предполагает сопоставление данных в определенном временном интервале.

Формирование выборки • Множество социальных объектов, явлений, процессов, которые являются предметом изучения социологического исследования, образуют генеральную совокупность. Любую генеральную совокупность характеризует некоторый явно задаваемый признак (или набор признаков), по значению которого всегда можно однозначно определить, относится данный объект к генеральной совокупности или нет. • Часть объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения, называется выборочной совокупностью.

Читайте также:
Не удается запустить программу Microsoft visual studio

Объем выборки определяется аналитическими задачами исследования, а ее репрезентативность — целевой установкой программы. Именно программа задает образ необходимой генеральной совокупности для проведения выборки. Будет ли это все население или особые его структурные образования, все элементы изучаемого объекта или только выделяемые по заданным программой критериям. • • Объем выборки зависит от ряда факторов: от цели и задач исследования, от степени однородности генеральной совокупности, от величины доверительной вероятности, от точности результатов (величины допускаемой ошибки репрезентативности).

Определения объема выборочной совокупности недостаточно для ее изучения. Необходимо определиться с видом выборки. Различаются выборки вероятностные и целенаправленные. • • Существуют различные методы вероятностной (случайной) выборки (должна гарантировать для каждого элемента генеральной совокупности попасть в выборочную. ) : метод собственно-случайного отбора, случайно-бесповторный метод, случайно-повторный, метод механической выборки (например, каждый десятый элемент генеральной совокупности включается в выборочную). Целенаправленная выборка осуществляется не с помощью теории вероятности, а при использовании ряда методов: • стихийной выборки, • основного массива, • квотной выборки.

Способность выборки отражать, моделировать значимые свойства генеральной совокупности – есть репрезентативность выборки. Требования репрезентативной выборки означают, что по выделенным параметрам (критериям) состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности. Между тем, строго репрезентативную выборку по всем важным для проблематики исследования параметрам обеспечить невозможно, и поэтому следует гарантировать репрезентацию по главному направлению анализа данных.

Источник: present5.com

Методы исследования в дипломной работе

При написании любой дипломной работы обязательно используют методы исследования – теоретические и практические приемы, с помощью которых достигают поставленные цели и задачи в ходе изучения выбранной проблемы. Без них невозможно провести научную работу, обработать информацию, сделать выводы и разработать собственные рекомендации.

Такие инструменты обязательно описывают в одном из разделов введения выпускного проекта. Выбор методов зависит от дисциплины, темы работы, особенностей исследования.

В каждой науке есть собственные научные инструменты, с помощью которых можно решить поставленные задачи и добиться цели, определенной темой дипломной работы. Эта статья представляет собой обзор существующих на сегодня методов, позволяющих получить новые знания в рамках исследования. Изучив их сущность и значение, вы сможете подобрать именно те из них, которые будут уместны в вашей работе.

Значение методов исследования

Методы исследования в дипломной работе выступают приемами, с помощью которых студент изучает выбранную проблему. Они подразумевают определенную последовательность действий и операций, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.

В основе любого научного метода, вне зависимости от дисциплины, должны лежать такие принципы:

  1. Объективность. Исследователь не позволяет субъективным представлениям оказывать влияния на процесс научного познания.
  2. Систематичность. Речь идет об упорядоченности и логичности процесса научного познания.
  3. Воспроизводимость. Этот принцип подразумевает, что все этапы научного познания можно повторить и тем самым проверить достоверность полученных результатов.

Чтобы определить, какие инструменты будут уместны именно в вашей работе, нужно вначале правильно поставить ее цель и задачи. Понимание действий, которые вам предстоит выполнить, – ключ к выбору правильных методов.

Обратите внимание! Метод и методика – два разных понятия. Первое представляет собой конкретный способ, путь изучения проблемы. Что касается методики, то это – комплекс, совокупность способов и приемов познания.

Подходы к классификации методов

Существуют разные критерии для классификации методов научного исследования:

В более широком смысле все существующие методы исследования подразделяют на теоретические и практические. Желательно, чтобы в дипломной работе присутствовали инструменты из обоих названных групп.

Теоретические способы познания

Теоретические методы исследования в выпускном проекте используются для систематизации информации, определения природы различных явлений, выявления взаимосвязей между процессами. В эту группу входят несколько инструментов.

Анализ

Суть этого метода исследования заключается в разложении объекта на составные части (признаки, свойства, стороны), каждая из которых изучается отдельно. Еще одна важная процедура, которая выполняется в рамках данного метода, – улучшение функционирования каждой из выделенных частей. Анализ позволяет всесторонне, детально изучить объект.

Этот метод наиболее часто используют при написании дипломных и курсовых работ. Он подходит для применения во всех отраслях знаний.

В качестве примера: в экономических дисциплинах можно использовать данный научный способ познания, чтобы проанализировать себестоимость продукции, исходя из основных компонентов затрат (закупка сырья, использование энергоресурсов, выплата заработной платы сотрудникам).

Синтез

Это прием мышления, который подразумевает соединение отдельных частей или сторон объекта в единое целое после согласования характеристик, выделенных методом анализа частей.

Анализ и синтез – неразрывно связанные методы, которые только в единстве позволяют получить необходимые знания. Элементы, полученные в процессе анализа, подвергаются синтезу, что позволяет углубить исследование системы. Таким образом, синтез переводит знания на другой, более высокий, уровень, а также позволяет создать причинно-следственную связь между данными, полученными в разное время.

В качестве примера: по результатам анализа работы разных структур промышленного предприятия (производственный цех, технический состав, бухгалтерия и т.д.) был выполнен синтез, на основе которого выявлены общая ситуация, сложившаяся на предприятии, его рентабельность и эффективность.

Абстрагирование

Суть этого способа познания заключается в том, что при изучении определенного явления или процесса во внимание не принимаются его несущественные стороны или признаки. Это позволяет автору сконцентрироваться на свойствах изучаемого предмета, отсекая для этого его вторичные признаки.

Результат абстрагирования – образование отдельно взятых понятий и категорий, а также их систем.

В качестве примера: при изучении определенного жанра литературы можно не принимать во внимание такие характеристики, как язык или стиль.

Конкретизация

Конкретизация –метод, который прямо противоположен абстрагированию. С его помощью в процессе исследования выделяют существенные свойства, связи и отношения явлений или предметов. Конкретизация требует учитывать абсолютно все, даже второстепенные, условия, в которых находится исследуемый объект. Основная цель данного способа познания – нахождение целостного, взаимосвязанного, сложного и многостороннего.

Конкретизация и абстрагирование – методы исследования в дипломной, которые взаимно дополняют друг друга.

Сравнение

Такой метод исследования в дипломной работе основывается на сопоставлении объектов для определения сходных черт и различий между ними. Благодаря этому исследователь получает о них более глубокое представление.

Выбирая этот инструмент, автор работы должен определить основу сравнения, то есть критерий, по которому объекты будут сравниваться.

Метод сравнения дает возможность выполнить в дальнейшем обобщение в рамках научного исследования.

В качестве примера: этот метод позволяет сравнивать автомобили моделей разных марок, а также разные модели от одного производителя, и на основе этого выделять общие и частные черты.

Обобщение

Этот инструмент предусматривает логический процесс и результат мысленного перехода от единичного к общему. Метод заключается не просто в мысленном выделении и синтезировании общих признаков, а в выявлении единого в многообразном, общего – в единичном, закономерного – в случайном.

Метод обобщения применяют, если нужно объединить несколько объектов или предметов в более крупную группу по сходным признакам и таким образом выявить общие особенности.

В качестве примера: если мы имеет понятие «лимон», то с помощью метода обобщения можем отнести его сначала к более крупной группе цитрусовых, а затем – к растениям в целом.

Индукция

Это способ рассуждения и метод исследования, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Другими словами, при его использовании автор научной работы двигается от частных положений к общему выводу.

Пример индукции по аналогии: «Земля и Марс имеют схожие признаки. На Земле есть жизнь. Так как на Земле есть жизнь, на Марсе она тоже есть».

Дедукция

Это разновидность умозаключений от общего к частному: вывод делают на основе знаний обо всех признаках определенной совокупности.

Наибольшее познавательное значение этот способ исследования в дипломной работе проявляет, если в качестве общей посылки выступает гипотетическое предположение, новая научная идея. В этом случае дедукция выступает отправной точкой в зарождении новой теоретической системы.

В качестве примера: «Все металлы пластичны. Серебро – металл. Следовательно, серебро – пластичный металл».

Классификация

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru