Разработка пРименения образовательной программы дошкольного образования это что

Рекомендуемая структура образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

Данные положения послужили основанием для формулировки следующего определения:образовательная программа дошкольного образовательного учреждениярассматривается нами как нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.

Назначение образовательной программы определяется исходя из того, что это внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, обусловленный муниципальной программой развития образования, логикой развития самого образовательного учреждения, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков — родителей (законных представителей).

Назначение образовательной программы — мотивированное обоснование содержания воспитательно-образовательного процесса, выбора общеобразовательной программы в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.

Особенности проектирования адаптированной образовательной программы дошкольного образования

Разработка и реализация образовательной программы как внутреннего стандарта дошкольного образовательного учреждения определяют ее назначение для руководителя и педагогического коллектива, органов управления образования, родителей (законных представителей), для средних общеобразовательных учреждений.

Для руководителей и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения ценность представляет как процесс создания образовательной программы, так и совместная деятельность по ее реализации. В этом случае деятельность приобретает осмысленный и упорядоченный характер. В то же время образовательная программа позволяет увидеть перспективы своего развития, как личностного, так и коллективного; оценить свои сильные и слабые стороны; качественно подготовиться к процедурам лицензирования, государственной аттестации и аккредитации; более осознанно и целенаправленно управлять образовательным учреждением.

Образовательная программа позволяет показать конкурентоспособность образовательного учреждения, определяет взаимодополняемость предоставляемых образовательных услуг. Поскольку образовательная программа является описанием объекта управления, она может являться основой для разработки и совершенствования структуры и технологии управления воспитательно-образовательным процессом, позволяет повысить эффективность таких функций управления, как планирование, организация, анализ и контроль.

Для родителей (законных представителей) воспитанников образовательная программа дает возможность принять участие в организации воспитательно-образовательного процесса, выборе и корректировке его содержания. Это позволяет учесть мнения и предложения основных «заказчиков» деятельности дошкольных образовательных учреждений. В таком плане привлечение родителей и представителей ближайшего социального окружения к разработке и реализации образовательной программы является необходимым условием для стабильного функционирования и развития каждого дошкольного образовательного учреждения. Это будет способствовать обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг, права на гарантию их получения.

Образовательная программа дошкольного образования: соблюдение требований ФГОС при разработке

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения представляет интерес и для средних общеобразовательных учреждений, куда пойдут в дальнейшем воспитанники конкретного детского сада. В связи с этим считаем целесообразным налаживание деловых отношений с ближайшими образовательными учреждениями и также учреждениями дополнительного образования детей. Их (особенно учителей начальной ступени образования, членов администрации ближайших школ, курирующих вопросы начального общего образования) уместно привлекать на этапе разработки образовательной программы. Это дает надежду на возможное, в перспективе, решение вопроса о преемственности дошкольного и начального общего образования. Именно поэтому настоящие рекомендации и предлагаемая ниже структура образовательной программы разработаны на основе имеющихся рекомендаций для руководителей общеобразовательных школ по разработке образовательных программ, подготовленных Управлением образования мэрии г. Ярославля.

Для того чтобы более четко была ясна содержательная суть и формальные границы образовательной программы, целесообразно сравнить ее с некоторыми нормативными документами и процедурами.

Образовательная программа и образовательные стандарты. Временные стандарты дошкольного образования определяют обязательную часть дошкольного образования и требования к уровню усвоения этого содержания. Средством реализации стандарта является комбинация основных и парциальных программ, составляемая каждым образовательным учреждением индивидуально и зафиксированная в образовательной программе.

Образовательная программа и программа развития. Программа развития является разновидностью целевых программ. В отличие от образовательной программы она не является обязательным нормативным документом для образовательного учреждения и направлена прежде всего на решение наиболее актуальных проблем всего образовательного учреждения в целом, затрагивая при этом все стороны его жизнедеятельности: хозяйственную, нормативно-правовую, материально-техническую и др. Образовательная программа направлена на реализацию целей воспитания, развития и обучения детей, то есть на успешную реализацию и развитие непосредственно педагогической составляющей образовательного учреждения.

Образовательная программа и концепция образовательного учреждения. Концепция — это составная, необходимая часть программы развития. Она представляет собой систему ценностей и норм, которые избирает для себя педагогический коллектив образовательного учреждения и которым он намерен пользоваться в своей профессиональной деятельности. Образовательная программа выступает в этом случае как комплексное условие реализации концепции.

Образовательная программа и программа экспериментальной работы. Если дошкольное образовательное учреждение является экспериментальной площадкой какого-либо уровня, то оно совместно с научным руководителем разрабатывает программу эксперимента, включающую в себя обоснование проблемы, гипотезу исследования, определение объекта и предмета работы, теоретический анализ основных понятий, а также методическую часть. В целом она направлена на определение эффективности тех или иных нововведений. Образовательная программа в данном случае является одним из вариантов организационного оформления экспериментальной работы.

Образовательная программа и процедуры государственной аттестации и аккредитации.По результатам государственной аккредитации определяется статус образовательного учреждения, то есть его тип и вид.

Если статус уже определен и дошкольное образовательное учреждение не желает или не имеет возможности его изменить, то данной процедуры оно может избежать, то есть не участвовать в ней. В этом случае вполне достаточно лицензии на право образовательной деятельности. Другое дело, если в результате своего планового развития образовательное учреждение хочет изменить свой статус. Тогда на основе разработанной и реализуемой образовательной программы, в которой должен быть уже указан искомый статус (тип и вид), оно, в соответствии с утвержденным порядком, проходит вначале процедуру государственной аттестации и в последующем по ее результатам получает тот или иной статус. В этом случае образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является основой и основанием для качественного и успешного прохождения обозначенных процедур.

Таким образом, процесс разработки и реализации образовательной программы можно рассматривать, как считает О.Е. Лебедев, в качестве процесса согласования государственных образовательных стандартов, социального заказа конкретному образовательному учреждению и его педагогических возможностей.

Поскольку в настоящее время существуют различные точки зрения на сущность образовательной программы и различные подходы к определению ее содержания, мы предлагаем рассматривать приводимую нами «модель» структуры образовательной программы дошкольного образовательного учреждения как примерную.

Рекомендуемая структура образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

Раздел 1. Предназначение дошкольного образовательного учреждения и средства его реализации.

Раздел 2. Описание «модели» выпускника дошкольного образовательного учреждения.

Раздел 3. Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса.

Раздел 4. Общеобразовательные программы дошкольного образовательного учреждения и их методическое обеспечение.

Раздел 5. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса.

Раздел 6. Критерии и показатели реализации образовательной программы.

Приложения к образовательной программе.

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения — это своеобразная «визитная карточка» заведения, в которой четко, доступно и достаточно конкретно обозначаются особенности его воспитательно-образовательной системы, образовательные услуги, которые могут представлять интерес для воспитанников и их родителей (законных представителей).

Предлагаемую структуру образовательной программы следует рассматривать как обязательную, то есть инвариантную, часть. Руководитель и педагогический коллектив конкретного дошкольного учреждения вправе дополнить данную структуру своими компонентами (разделами), которые, на их взгляд, дополнили бы обоснованность выбора тех или иных учебных программ или предоставление тех или иных дополнительных, в том числе и платных, образовательных услуг.

В то же время считаем нецелесообразным включать в структуру образовательной программы информацию, непосредственно не затрагивающую воспитательно-образовательный процесс.

Читайте также:
Mypublicwifi что это за программа

Различные аналитические, методические, дидактические и иные материалы, которые, по мнению руководителя и педагогического коллектива конкретного образовательного учреждения, являются необходимыми в образовательной программе, но не вписываются в ее разделы, рекомендуем оформить отдельно в виде приложений к ней.

Срок действия образовательной программы может быть самый разный. Невозможно установить его единым для всех дошкольных учреждений, но очевидным является факт, что основная содержательная часть образовательной программы должна соответствовать времени пребывания ребенка (или группы) в конкретном образовательном учреждении. В то же время некоторые разделы образовательной программы, такие, например, как 3 и 4, могут в определенной степени изменяться, дополняться, уточняться на каждый учебный или календарный год.

Считаем уместным обозначить перспективные направления разработки и совершенствования структуры и содержания образовательной программы.

На начальном этапе рекомендуем разработать образовательную программу для всего дошкольного образовательного учреждения в целом.

В последующем она может быть конкретизирована в образовательные программы, разрабатываемые для отдельных групп воспитанников и, в идеальном варианте, для каждого воспитанника в отдельности, то есть в индивидуальные образовательные программы.

Данное направление в современных условиях мы считаем самым перспективным для деятельности дошкольных образовательных учреждений. Исследования в этой области служат подтверждением наших рекомендаций. Так, по мнению А.П. Тряпицыной, «смысл (целевое назначение) образовательной программы заключается в определении содержательного и технологического обеспечения индивидуального образовательного маршрута». Таким образом, образовательная программа понимается как индивидуальный образовательный маршрут воспитанника, проектируется с учетом его склонностей и индивидуальных возможностей и представляет собой реализацию принципа личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.

Большой вклад в понимание сущности и предназначения образовательных программ внесла С.В. Воробьева, которая считает образовательную программу «механизмом реализации принципа личностной ориентации образования на основе учета индивидуальных особенностей, склонностей и образовательных потребностей личности средствами индивидуализации и дифференциации».

И.С. Якиманская определяет образовательную программу как «основу индивидуализации воспитания и обучения воспитанников».

Таким образом, указанное направление разработки образовательной программы в каждом дошкольном образовательном учреждении будет способствовать росту и профессионализму воспитателей, специалистов и руководителей дошкольных образовательных учреждений, обеспечит более осознанный выбор каждым образовательным учреждением основных, парциальных и коррекционных программ, будет способствовать преемственности в организации и содержании воспитательно-образовательного процесса как внутри образовательного учреждения, так и вне его, обеспечит вовлечение в воспитательно-образовательный процесс дополнительных специалистов из числа родителей и ближайшего социального окружения.

Источник: mydocx.ru

Технология разработки образовательной программы ДОУ.

Обновление содержания дошкольного образования на современном этапе предусматривает его комплексность и вариативность, в связи, с чем на педагогический коллектив дошкольного учреждения возлагается большая ответственность за выбор, разработку и реализацию образовательной программы учреждения.

Прежде чем приступить к ее разработке, необходимо изучить законодательные акты, нормативные документы, регламентирующие вопросы дошкольного образования, педагогическую и методическую литературу.

-построение развивающей среды, соответствующей целям и задачам образовательного процесса ДОУ;

-применение развивающих методов обучения (проблемных, частично-поисковых, исследовательских);

-оптимальное использование личностного и творческого потенциала, профессионального опыта работы каждого педагога и педагогического коллектива в целом;

-обеспечение управляемости педагогической деятельности (организация адаптации, создание мотивации, осуществление корректирующих действий и мероприятий);

-совокупность комплексных и парциальных программ, их адаптация к особенностям образовательной деятельности ДОУ.

Фундаментальным из вышеперечисленных условий, способствующих повышению качества дошкольного образования, является совокупность комплексных и парциальных программ.

1. Выбор образовательных программ

Современные образовательные программы дошкольного образования разработаны авторами с учетом новейших достижений психолого-педагогической науки и практики отечественного дошкольного образования. Многие педагоги и руководители дошкольных учреждений испытывают трудности в их оценке и выборе. Вместе с тем очень важно уметь ориентироваться в этом многообразии образовательных программ и сделать правильный обоснованный выбор.

2. Виды дошкольных образовательных учреждений

Детский сад, реализующий основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

Детский сад для детей раннего возраста;

Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;

Детский сад присмотра и оздоровления;

Детский сад компенсирующего вида;

Детский сад комбинированного вида;

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей;

Центр развития ребенка – детский сад.

Выбор образовательных программ должен определяться с учетом вида дошкольного учреждения. Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 (далее – Типовое положение), установлено восемь видов ДОУ.

Согласно ст. 9 Закона РФ от 10.07.1992 № 32661 «Об образовании» также выделено несколько видов образовательных программ дошкольного образования.

Общеобразовательная программа дошкольного образования, направленная на интеграцию образовательных потребностей участников образовательного процесса, представляет собой совокупность основных и дополнительных программ в соответствии с приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения.

Основные и дополнительные программы являются авторскими вариативными программами. Они разрабатываются по инициативе коллективов творческих групп или отдельных авторов.

Основные программы дошкольного образования разделяют на комплексные и парциальные программы.

Общеобразовательная программа – программа, направленная на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Комплексная программа предусматривает все основные направления развития ребенка дошкольного возраста.

Парциальная программа – одно или несколько направлений развития ребенка дошкольного возраста. Парциальные программы реализуют в рамках основной образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Дополнительные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных программ дошкольного образования. В отдельных случаях в качестве дополнительных программ могут быть использованы парциальные программы. Каждая образовательная программа дошкольного образования сочетает в себе различные виды деятельности детей с учетом их возрастных возможностей, ориентирует педагогов на индивидуальный подход к ребенку, обеспечение оптимальной для него учебной нагрузки и охрану здоровья.

Основные программы – программы, определяющие весь спектр общеразвивающих задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации основных образовательных услуг.

Дополнительные программы – программы по одному или нескольким направлениям для оказания дополнительных услуг (как платных, так и на бюджетной основе) за рамками основных образовательных программ в студиях, кружках, секциях и т. д.

Таким образом, комплексные и парциальные программы целесообразно выбирать в соответствии с учетом поставленных целей, задач, приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения, а также кадрового состава и квалификации педагогов, образовательной развивающей среды. Не допускается реализация программ, не прошедших соответствующей экспертизы на федеральном, региональном или муниципальном уровне.

Когда образовательные программы выбраны, на педагогическом совете принимается решение об их внедрении в работу ДОУ. Выбранные образовательные программы необходимо внести в локальные акты дошкольного учреждения (устав, образовательная программа ДОУ). Затем учреждение должно получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

Наименование реализуемых в учреждении образовательных программ должно соответствовать перечню образовательных программ, указанных в лицензии. Затем образовательные программы должны пройти государственную аккредитацию. В этом документе указываются уровень и направленность реализуемой в учреждении общеобразовательной программы.

3. Разработка образовательной программы ДО

-охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

-обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

-воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

-необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

-взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;

-оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Во всех комплексных и парциальных программах предусматриваются следующие формы организации детей в период пребывания в дошкольном учреждении:

Читайте также:
Infinite что за программа

занятия как специально организованную форму обучения;

нерегламентированные виды деятельности воспитанников;

организация свободного времени в течение дня.

Образовательная программа ДОУ разрабатывается по определенному алгоритму действий (пошаговая деятельность).

Шаг 1 – в учреждении создается Рабочая группа, которая разрабатывает образовательную программу ДОУ. В Рабочую группу входят представители от администрации и педагогического коллектива (5–7 человек).

Шаг 2 – состав Рабочей группы (председатель, секретарь и члены группы) утверждается приказом заведующего.

Шаг 3 – Рабочая группа организует свою деятельность в соответствии с Положением о Рабочей группе по разработке образовательной программы ДОУ (приложение 1), которое разрабатывается администрацией учреждения, обсуждается, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом заведующего.

Шаг 4 – Рабочая группа работает по плану, утвержденному заведующим, в котором указаны конкретные мероприятия, определены сроки их выполнения и назначены ответственные лица.

Шаг 5 – Оперативные совещания Рабочей группы проводятся по мере необходимости, примерно 1–2 раза в месяц; решения оформляются в виде Протокола, составленного секретарем и подписанного председателем Рабочей группы.

Шаг 6 – проект образовательной программы ДОУ обсуждается, дополняется и принимается на педагогическом совете.

Шаг 7 – окончательный вариант образовательной программы ДОУ утверждается приказом заведующего и вводится в действие.

Приступая к разработке образовательной программы ДОУ, на начальном этапе важно проанализировать деятельность учреждения за три года. По результатам этой работы должны быть представлены:

-оценка нормативно-правовых условий (локальные акты учреждения, руководство и управление образовательной деятельностью);

-сведения о кадровом составе педагогического коллектива (образование, курсовая подготовка, квалификация, возрастной ценз, педагогический стаж работы);

-анализ программно-методического обеспечения (по каким образовательным (комплексным, парциальным) программам учреждение работает, их совместимость, взаимодополняемость, достаточность или недостаточность);

уровень методической работы в учреждении (научно-методическое обеспечение образовательного процесса, формы методической работы (советы, семинары, группы (творческая, проблемная и др.), комиссии, клубы, школы и др.);

-сведения о воспитанниках, их родителях (социальный паспорт);

-диагностика образовательного процесса (уровень знаний, умений и навыков детей по четырем сферам развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное);

-информация о дополнительных образовательных услугах (кружки, секции, студии и др.);

-состояние организационно-педагогических условий (материально-техническая база, наличие и оснащение помещений с учетом приоритетного направления деятельности учреждения);

При анализе следует особое внимание уделить состоянию приоритетного направления деятельности учреждения; определить позитивные стороны образовательной деятельности; выявить недостатки и проблемы; установить причинно-следственные связи между ними.

Исходя из проблемно-ориентированного анализа определяются цели и задачи образовательной программы по четырем сферам развития ребенка. Они должны быть сформулированы в соответствии с требованиями реализуемых образовательных программ, соответствовать цели и задачам, указанным в Уставе учреждения.

4. Структура образовательной программы ДОУ

1. Титульный лист:

— когда и кем утверждена, с кем согласована программа

— название программы с полным наименованием учреждения,

— Ф.И.О., должности авторов,

— наименование населенного пункта, год разработки

2. Общие положения:

1. Пояснительная записка,

— направленность деятельности групп ДОУ,

— характеристика основных концептуальных подходов к разработке программы,

— реализуемые цели и ценности образования,

— сроки реализации программы

2. Проблемно-ориентированный анализ деятельности:

— характеристика социального заказа на образование — характеристика основных достижений и проблем педагогов (оценка индивидуальных результатов оздоровления, обучения, воспитания и развития воспитанников)

3. Содержание образования:

1. Программно-методический комплекс:

— реализуемые программы ( основные и дополнительные),

— характеристика основных дидактических и методических пособий, сориентированных по основным направлениям развития детей

2. Система образовательной работы с детьми:

— общие режимы дня по возрастным группам

— формы и методы организации образовательного процесса,

— общая образовательная нагрузка (сетки занятий )

— вариативные образовательные маршруты для детей, разработанные с учетом индивидуальных особенностей развития

( вариативные режимы пребывания, режимы двигательной активности, скорректированные режимы обучения)

— координация и взаимодействие специалистов по обеспечению индивидуального сопровождения воспитанников

3. Характеристика образовательной среды ДОУ ( внешней и внутренней):

— предметно-пространственная организация группы

— индивидуально-ориентированный характер среды развития (условия его обеспечения)

— характеристика социо-культурного окружения детского сада, формы и методы взаимодействия с семьей

— социо-культурные проекты педагогов

4. Управление реализацией программы:

1. Нормативно-правовая основа реализации программы,

2. Качество выполнения целей программы

3. Мониторинг индивидуальных результатов оздоровления, обучения, воспитания, развития и коррекции детей

4. Динамика профессионального роста и индивидуальных достижений педагогов ,

5. План-карта инновационной работы, основные результаты внедрения инновационных проектов.

Представленный вариант образовательной программы ДОУ, отражает особенности функционирования ДОУ в современных условиях.

Ниже предлагаются общие рекомендации к оформлению образовательной программы ДОУ того или иного вида.

Источник: poisk-ru.ru

Вопрос № 27 Разработка примерных общеобразовательных программ дошкольного образования.

В соответствии с положениями Закона Российской Федерации «Об образовании» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Образовательная программа, Программа) — это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

— как, с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников, в дошкольном образовательном учреждении любого вида создается собственная модель организации воспитания, обучения и развития дошкольников;

— какие педагогические технологии применяются в работе с детьми;

— как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности воспитанников.

Образовательная программа должна быть сугубо индивидуальной для каждого конкретного дошкольного образовательного учреждения, учитывать потребности воспитанников, их родителей, общественности и социума.

В соответствии с ФГТ Программа должна опираться на научные принципы ее построения.

-соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Именно этот подход должен стать основой организации воспитательно-образовательного процесса в любом образовательном учреждении;

-сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

-соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

-обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

-строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

-основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

-предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

-предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Кроме того, при разработке и реализации Образовательной программы должны учитываться принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в Образовательной программе означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы.

Читайте также:
Авторская образовательная программа что это такое

Чтобы отвечать принципу системности. Образовательная программа должна представлять собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержание Образовательной программы должно основываться на положениях культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивать в целом:

-сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

-формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;

-интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;

-формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;

-развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

-развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.

Источник: megalektsii.ru

Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Больше- тябердинский детский сад «Карлыгач»

I этап — подготовительный, включает в себя проработку основных нормативных документов, основополагающих для разработки образовательной программы и общей концепции развития дошкольного образовательного учреждения.

Цель: изучить литературу и официальные нормативные документы, необходимые для разработки программы, и подготовить педагогический коллектив к пониманию необходимости создания образовательной программы своего образовательного учреждения.

II этап — разработка проекта образовательной программы, ее экспертная оценка.

Цель: разработать проект образовательной программы и критерии оценки ее реализации; представить его для обсуждения на педагогическом коллективе.

III этап — внедренческий, в ходе его осуществляется внедрение проектов в практику, их апробация, внесение корректив, экспертиза результатов внедрения.

^ Цель: реализация образовательной программы.

Ожидаемый результат: повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, выбор оптимального варианта модели образовательной программы.

Приложение № 3

Понятийный словарь

^ Извлечения из Закона РФ «Об образовании» с комментариями

Под образованием в преамбуле Закона РФ «Об образовании» понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Данное определение является, на наш взгляд, как юридическим, так и педагогическим и требует уточнения отдельных позиций.

Во-первых, образование рассматривается одновременно и как процесс — собственно воспитание и обучение, и как результат- достижение качества и определенного образовательного уровня. Учитывая, что образовательный процесс предусматривает реализацию четырех основных функций, а именно: воспитание, обучение, развитие, здоровье, в качестве основных результатов- уровней образования могут выступать воспитанность, обученность, развитие способностей и здоровье (физическое, нравственное, социальное).

При этом, важно подчеркнуть, что представленный в Законе РФ «Об образовании» ракурс рассмотрения понятия созвучен и основному результату дошкольного образования, определяемому стандартом дошкольного образования не как образовательный уровень, а как развитие ребенка.

Во-вторых, процессы воспитания и обучения есть средства реализации какой-то цели, которая предполагает ценностный компонент и отражает, как правило, чьи-то потребности. В данном случае, эти цели отражают интересы конкретного человека, общества и государства в целом. Надо сказать, что перечисленные цели не всегда бывают, тождественны, поэтому процессы обучения и воспитания могут быть вариативны. Коль скоро, основным принципом современной образовательной политики является приоритет свободного развития, это и должно рассматриваться как ориентир и основная цель дошкольного образования.

Данные ориентиры указаны и в ^ Типовом положении об общеобразовательном учреждении , рассматриваемом как один из основных документов к организации образовательной деятельности (п.10: «…учреждение несет ответственность за качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья».

В ст.8 Закона РФ «Об образовании» дается определение системы образования («понятие системы образования»). «Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих:

— преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности,

— сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов,

— органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий».

Программа, в переводе с древнегреческого, «вперед предписанное».

Современные определения предлагают рассматривать программу чаще всего, как:

— документ по изучению или преподаванию дисциплины.

В этой связи, программы разделяются по назначению, составу, структуре, технологиям разработки и реализации. Так, например:

— по срокам исполнения программы делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные (на квартал, год, несколько лет)

— по направленности программы разделяются на программы общеобразовательные, обучающие, учебные, коррекционные, профессиональные, дополнительного образования и т.д.

^ Программы общеобразовательные делятся, в свою очередь, на комплексные, отражающие все возможные направления деятельности педагогов, и парциальные, обеспечивающие отдельные цели воспитания и обучения.

В практике образования используются также программы учебной дисциплины, учебного курса и другие.

В ст.9 Закона РФ «Об образовании» программы предлагается разделить

  • общеобразовательные (основные и дополнительные),
  • профессиональные (основные и дополнительные),
  • дошкольного образования,
  • начального общего образования,
  • основного общего образования,
  • среднего (полного) общего образования.

На основании п.6 ст14 Закона РФ «Об образовании» ДОУ в соответствии со своими уставными целями и задачами наряду с основными может реализовывать дополнительные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ, предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (законных представителей ребенка) на основе договора с ними. (Институт экспертизы содержания образования и духовно-нравственного воспитания Н.Арапова-Пискарева.).

О российских программах дошкольного образования./ Дошкольное воспитание. № 8, 2005. С.3-8

В 17 статье Закона дается следующий комментарий:

«…общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного), в том числе специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждениях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Кроме того, «образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений… разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников».

В Законе РФ «Об образовании» образовательная программа определяется следующим образом:

Согласно ст.12 Закона РФ «Об образовании»: «Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид, категория, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации».

В ст.32 (п.3) Закона РФ «Об образовании» отмечается: «должностные лица образовательных учреждений несут ответственность за качество образования обучающихся и, следовательно, за выбор образовательной программы учреждения.

Приложение № 4

Сценарный план проведения педагогического совета по разработке модели выпускника дошкольного образовательного учреждения

Цель педагогического совета: формирование образа выпускника и определение возможных путей, форм и способов совместной деятельности педагогов и родителей воспитанников по его воплощению в жизнедеятельности учебного заведения.

^ Участники педагогического совета: педагоги, воспитатели, специалисты дошкольного образовательного учреждения, учителя начальной ступени образования близлежащих школ, члены администрации этих школ, курирующие начальную школу, родители (законные представители) воспитанников. Участники делятся на игровые группы, в каждой группе количество ее членов не должно превышать 7 человек.

^ Оборудование и инвентарь: педагогический совет проводится в просторном и уютном помещении; для каждой группы оборудуется игровое место (стол, стулья, бумага, ручки, карандаши); столы располагаются по кругу, чтобы все участники могли видеть и слышать друг друга.

^ Ход проведения педагогического совета:

1. Ведущий приветствует участников педагогического совета, разъясняет его цель, ориентирует на продуктивный результат совместной деятельности.

2. На первом этапе группам предлагается из общего списка индивидуальных характеристик личности (см. ниже) определить 5 качеств, которыми обладает нормальный ребенок данного образовательного учреждения (продолжительность этапа 5—7 минут).

^ Индивидуальные характеристики личности

Креативность, способность к творчеству

Наличие собственных убеждений

Источник: rudocs.exdat.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru