Понятно, что программированием считают написание компьютерных программ при помощи языков программирования. Возможно, вам достаточно и такого поверхностного представления об этой деятельности, чтобы определиться с выбором профессии, но прочитав эту статью, вы поймете, что под программированием понимают нечто большее.В чем главная сложность?
В основе программирования лежит преобразование одних данных в другие посредством алгоритмов. Поэтому считается, что высокая оценка по математике как-то способствует успеху программиста. Это так, но отчасти.Алгоритмы действительно бывают очень сложными, построение некоторых из них требует глубокого математического анализа, и простая арифметика здесь бессильна. Их разрабатывают с целью обеспечения производительности в конкретных узлах программы (функции, методы), однако разработка самой программной архитектуры с математикой почти не связана.Большинство необходимых для работы алгоритмов уже реализованы в рамках библиотечных функций, а вот архитектурные каркасы всего приложения часто приходится разрабатывать самостоятельно, так как имеющиеся в свободном доступе не всегда решают поставленные задачи.
Подходы к разработке компьютерных программ
Этим и занимается среднестатистический программист.Постоянно думать о пользователяхЦенность программы в том, что она взаимодействует с конечным пользователем, предоставляя ему обработанные данные в ответ на его запрос. Но так как потребности и умыслы пользователей бывают самые разные, на программиста ложится ответственность за предвидение всевозможных их вариантов.Потребитель работает с ПО через интерфейс, который позволяет передавать обрабатывающей программе некие данные, а затем, получив от нее ответ, отображает его в удобном для визуального восприятия виде. Интерфейс помогает понимать программу, он дает пользователю достаточный уровень абстракции для работы с ней, избавляя от погружения в технические детали. Программист должен уметь мыслить, как простой пользователь, чтобы создать такую абстракцию.В программу могут быть переданы данные, которые нарушат ее работу, в результате чего злоумышленник получит доступ к базе данных, и конфиденциальные сведения окажутся под угрозой. Программист должен предусмотреть и это, ведь безопасность ПО является одним из главных критериев его оценки.На что уходит много сил?
Чтобы создать современное приложение, обойти стороной библиотеки программного кода вряд ли удастся. Не получится и самому себе ответить на все вопросы, а в работе их возникает очень много, поэтому огромную часть своего времени программист ищет ответы в интернете.
Без знания английского языка все усложняется в несколько раз.Программист должен хорошо понимать задачу, которую ему поручено автоматизировать. Задача исходит от заказчика, а тот, как правило, не может изъясняться техническими терминами, поэтому программист должен уметь найти общий язык с простым человеком. Это важно. Недопонимание с обеих сторон приводит к лишним временным и финансовым затратам.
Используя тот или иной язык программирования, можно научить машину выполнять определенные операции, но чтобы это сделать, надо отчетливо понимать смысл всех инструкций, передаваемых машине. С помощью кода выражают лишь требования, а требования нужно вначале сформулировать, да так, чтобы не запутать самого себя. На тестирование и исправление ошибок тоже уходит много времени.Получается, что под программированием, в широком смысле, надо понимать не только кодирование, но и ряд подготовительных мер, а также тестирование. Программист постоянно борется со сложностью, он словно мост между машинной и человеческой логикой.Программист испытывает невероятное удовольствие, когда ему удается из набора хаотичных данных собрать работающий механизм.
Договоры на разработку компьютерных программ
Подобных ощущений не может дать ни одно занятие, поэтому для многих программирование становится не только профессией, но и пожизненным увлечением. С какими бы сложностями ни приходилось сталкиваться.
Источник: vc.ru
Разработка компьютерных программ
Современная бизнес среда не может обойтись без надежного и эффективного, которое дает возможность предпринимателям осуществлять взаимодействия с потребителями и клиентами, тем самым значительно увеличивая доходность бизнеса.
Конечно, сегодня у предпринимателей всегда есть возможность приобрести уже готовое ПО и приложения, которые можно будет максимально быстро внедрить в работу компании. Однако как показывает практика, подобные системы не всегда полностью отвечают требованиям бизнесменов. Решением проблемы в такой ситуации станет услуга, позволяющая разработать компьютерную программу с учетом всех пожеланий заказчика.
Для чего может понадобиться услуга разработки ПО
- Если предприятие расширяет или значительно корректирует свою деятельность.
- Если компания внедряет новые технологические процессы и процедуры, для которых недостаточно возможностей стандартных программ и приложений.
- Если предприятию требуется усилить информационную защиту или финансовую безопасность. Подобная ситуация возникает когда фирма начинает работать на новых рынках с новыми партнерами.
Причем перечисленные выше пункты это только небольшой перечень ситуаций, которые могут потребовать разработки индивидуальных компьютерных программ, а также приложений для мобильных устройств.
Процесс разработки ПО
Процедура разработки компьютерных программ включает в себя несколько этапов. Их количество и специфика зависит от типа, требований и масштабов будущего проекта.
Есть небольшие отличия при создании программ для:
- разработки приложений для мобильных устройств;
- встроенного ПО;
- автоматических систем.
Однако сама последовательность выполняемых работ универсальная и подходит для любого из выше описанных направлений.
Этапы создания ПО включают:
- Подготовку.
- Проектирование.
- Разработку дизайна, кодирование, тестирование, документирование.
- Поддержка включает: внедрение, сопровождение ПО.
Рассмотрим процесс разработки элементов ПО более подробно:
- Дизайн. Разработка дизайна считается вторым по сложности элементом продукта, после подготовки технических параметров (отвечающих за скорость и эффективность программного обеспечения). Требования, предъявляемые дизайну, заложены в ТЗ. Чаще всего это: простота, удобное управление, интересный внешний вид (должен соответствовать стилю предприятия заказчика услуги).
- Кодирование. Этот этап работ в основном ассоциируют с разработкой программ. Важным условием является то, что код должен быть понятным, коротким, оптимизированным.
- Тестирование. Процедура тестирование ПО осуществляется на каждом этапе в процессе разработки программ. Результаты таких проверок показывают, насколько надежно работают элементы программы. Они документируются и могут в любой момент быть продемонстрированы заказчику услуги. Следует помнить, что оплата за ПО, осуществляется клиентом, только после проверки его работоспособности. Документирование. Эта процесс, который позволяет фиксировать план, процедуру и окончательный результат разработки. Документы включают всю информацию о проекте, в том числе затраты, результаты тестирования, списки задач поставленных в определенный момент, а также отчеты о выполненных работах. Благодаря наличию документации можно максимально быстро найти ошибки. Кроме того она является обязательной частью договора о разработке ПО.
Источник: cetera.ru
Не путайте разработку ПО и программирование
Каждый разработчик ПО умеет программировать, но не каждый программист может разрабатывать ПО
Большинство может легко научиться готовить, но когда нужно накормить большое число людей, мы нанимаем повара.
Возможно, кому-то больше нравится говорить не «разработчик», а инженер-программист, ведь инженер — это звучит гордо! Или нет? К счастью, эта статья не о терминах. Если мой термин вам не нравится — подставьте свой: «автор ПО», «мастер ПО»… и даже «творец приложений»!
Говоря «разработчик ПО», я имею в виду человека, для которого написание качественного ПО — профессия. Человека, который использует в своей работе научные подходы и статистику и считает свое занятие чем-то большим, чем просто зарабатывание денег.
Чтобы стать разработчиком, уметь программировать недостаточно.
Научить программировать можно любого — это легко. Писать простые программы, которые работают у конкретных людей на конкретных машинах, может почти кто угодно, но никто не гарантирует, что те же программы будут работать в других условиях.
Мне нравится такая аналогия: каждый может ради собственного развлечения петь в ду́ше, но вы же не ставите треки с записями этого пения на вечеринке — вы обращаетесь к произведениям профессиональных музыкантов.
Хотите еще аналогий? Пожалуйста:
- В школе нас обучили математике и письму, но это не сделало нас математиками и писателями.
- Большинство может легко научиться готовить, но когда нужно накормить большое число людей, мы нанимаем повара.
- Никто не зовет соседа — мастера на все руки построить дом с нуля.
Переведено в Alconost
Программирование в простейшем представлении — это передача компьютеру указаний на совершение некоторых действия с некоторыми входными данными для получения некоторого вывода.
Разработка же программного обеспечения — это проектирование, написание, тестирование и поддержка компьютерных программ с целью решения задач для множества пользователей; это создание надежных защищенных решений, которые выдержат испытание временем и справятся с некоторыми не известными заранее задачами, лежащими в области, близкой к очевидным исходным задачам.
Разработчики ПО досконально изучают решаемые задачи, полностью понимают, как работают предложенные ими решения, как эти решения ограничены и как они характеризуются с точки зрения конфиденциальности работы с данными и безопасности.
А если кто-то не понимает задачу, ему нельзя давать разрабатывать для нее решение.
Ориентированный на решения подход
Разработчики ПО не считают своей работой просто написание программ — они рассуждают с точки зрения удовлетворения потребностей и решения задач. И это важно, потому что не для всякой задачи необходимо писать программу: в некоторых случаях достаточно использовать уже существующую программу или объединить несколько программ. А действуя на упреждение, иногда можно вообще избавиться от необходимости решать данную задачу: разработка хороших программ часто предполагает планирование, которое позволяет предупредить появление некоторых проблем и соответствующих задач в будущем.
«Умные решают проблемы — гении же их предотвращают».
— Альберт Эйнштейн
Для сложных задач приходится писать несколько программ. В некоторых случаях нужны программы, работающие параллельно, в других — запускающиеся последовательно. Иногда для решения задачи достаточно обучить пользователей.
Прежде чем писать код, разработчик задастся следующими вопросами:
- Какие задачи я пытаюсь решить?
- Как можно решить задачу, обойдясь без программирования?
- Что можно сделать, чтобы писать код для решения задачи было проще?
Качество кода
В качественных программах код понятен и читается легко, их можно без труда расширять, они отлично взаимодействуют с другим ПО, а их поддержка не превращается в кошмар. Качество кода не должно становиться жертвой компромиссов; использование быстрых, но неаккуратных решений из-за поджимающего срока, излишнего волнения, взбудораженности, раздраженности и т. д. — неприемлемо.
Один из важнейших аспектов разработки ПО — это проектирование с нуля продукта, готового к расширению. Модификация приложений после их выпуска — факт, с которым нужно смириться. Пользователям будет нужно всё больше функционала, они захотят, чтобы пользоваться приложением было еще проще.
Компонент приложения обычно не очень полезен сам по себе. Пользу ПО начинает приносить, когда несколько компонентов взаимодействуют друг с другом, обмениваются данными и совместно работают на задачей представления данных и интерфейсов пользователям.
И с учетом этого нужно разрабатывать программы. Какие сообщения принимает ПО? Какие события отслеживает? Какие сообщения выдает? Как проходит проверка подлинности и авторизация при передаче данных?
Другой важный аспект написания хороших программ — это понятный код, а совсем не количество тестов или число в отчете о покрытии кода. Здесь всё просто. Подумайте: смогут ли другие прочитать код? Или — что еще лучше — сможете ли вы сами, написав код сегодня, понять его спустя несколько недель?
«В компьютерных технологиях есть только две сложные задачи: недействительность кэша и придумывание названий».
— Фил Карлтон
Читабельность кода имеет гораздо большее значение, чем может казаться. К сожалению, удобных показателей для оценки этой характеристики нет. Полезно будет запомнить зарекомендовавшие себя методики и шаблоны программирования, но часто этого недостаточно. У хорошего разработчика с опытом просто развивается интуиция, которая подсказывает, насколько читабелен код. Вот неплохое сравнение: чтобы писать лаконичный текст, недостаточно иметь большой словарный запас.
«У меня не было времени написать письмо короче».
— Блез Паскаль
С любой программой в какой-то момент что-то обязательно пойдет не так. Главный признак хорошего ПО — возможность легко исправить уже выпущенную в работу программу. Если программа во время работы выдает ошибку, об этом должно быть понятное сообщение, которое будет где-то централизованно записано — чтобы ошибки можно было отслеживать. При сообщении о новой ошибке у ответственного за ее исправление должна быть возможность провести отладку, в любой момент времени подключиться к системе и получить сведения о контексте выполнения, а также проверить ожидаемое поведение какого-либо компонента системы.
Рабочее окружение и тестирование
Когда разработчик пишет программу, он проверяет, чтобы она работала во множестве различных окружений, на машинах с разными ресурсами и в разных часовых поясах. ПО должно работать на экранах различных размеров и ориентации, в условиях ограниченной памяти и малой вычислительной мощности.
Например, если ПО пишется для веб-браузера, оно должно работать на всех основных браузерах. При создании классического ПО оно в большинстве случаев должно работать на платформах Mac и Windows. Если создаваемое приложение зависит от получения данных, оно должно продолжать работать и в том случае, если подключение к данным медленное или даже некоторое время полностью отсутствует.
Чтобы написать компонент ПО, разработчики пытаются продумать все возможные сценарии, которые только можно себе представить, и планируют их проверку. Начинают с того, что называется сценарием по умолчанию (или «счастливой дорогой» — от англ. «happy path»), в котором не происходит ничего неожиданного, а все возможные на этом пути проблемы — что важно — документируются и для каждой планируется тест. Некоторые разработчики начинают с написания «тестовых случаев», которые имитируют такие сценарии. Затем они пишут функциональный код, который проходит эти тестовые случаи.
Разработчики должны понимать предъявляемые к ПО требования, а ведь те часто бывают неоднозначными и неполными. Мастерство разработчика проявляется не в том, как он напишет решение, а скорее в том, какое решение он посчитает необходимым.
Стоимость и эффективность
В большинстве случаев разработчик может решить задачу быстро. Если вам кажется, что нанимать на работу опытных программистов — затратно, задумайтесь: чем больше у программиста опыта, тем быстрее он создаст функциональное, точное, надежное решение, которое несложно будет поддерживать. А это — меньшие затраты в долгосрочной перспективе.
Кроме того, учитывать следует и «стоимость работы» программы: всякое ПО потребляет ресурсы компьютера, а они не бесплатные. Разработчик напишет эффективную программу, которая не будет использовать ресурсы ПК без необходимости. Для этого он может применить, к примеру, кэширование часто используемых данных, — и это всего лишь один из, наверное, тысяч инструментов и способов, которые помогают повысить эффективность и скорость работы программы.
Возможно, программист-новичок и даст дешевое решение, но работа с этим решением может стоить вам и вашим клиентам намного больше, чем если бы вы сразу наняли опытного разработчика, который в первую очередь стремится найти эффективное решение.
Удобство использования
Хорошее ПО разрабатывается с учетом взаимодействия компьютера с пользователем (UX), и это довольно обширная тема, по которой проведено множество исследований и получено немало результатов. Чем больше выводов из этих исследований учтено, тем лучше будет ПО в использовании.
Позвольте я приведу пару примеров, чтобы вы могли прочувствовать, почему это важно:
Надежность, безопасность и защищенность
Пожалуй, самый важный аспект, который отличает разработчиков-профессионалов от программистов-любителей, заключается в том, что профессионалы знают, что они несут ответственность за создание безопасных защищенных решений.
Компонент ПО должен быть устойчив к «плохим» данным, неправильным состояниям и неверному взаимодействию. Добиться такой устойчивости ОЧЕНЬ сложно — именно поэтому мы постоянно читаем о том, как кто-то умер из-за ошибки ПО.
Пользователи будут вводить в ПО «плохие» и неправильные данные. Кто-то будет делать это намеренно — с целью взломать ПО и добраться до ресурсов, которые представляет данное ПО. Сотрудника, якобы ответственного за брешь в безопасности американского бюро кредитных историй Equifax, которой воспользовались злоумышленники, обвинили в том, что он не выполнил свою работу: он должен был обеспечить устойчивость к «плохим» и вредоносным данным во всём ПО, открыто публикуемом от имени компании.
Задача обеспечения безопасности связана не только с «плохими» и вредоносными данными, но и с обычными. Например, если пользователь забыл пароль, сколько раз он может попробовать его ввести? Блокировать ли его после исчерпания попыток ввода? Что, если кто-то умышленно пытается заблокировать пользователя?
Давать ли пользователям возможность отправлять пароль по незашифрованному соединению? Что делать, если кто-то пытается войти в учетную запись из необычного места? Что предпринять, если возникает подозрение, что вход в систему осуществляется автоматически?
Как защитить своих пользователей от межсайтовых сценариев и подделки межсайтовых запросов, атак «злоумышленник посередине» и простого социального фишинга? Как разработать стратегию резервного функционирования в случае DDoS-атаки на сервера? Перечисленные вопросы — лишь малая толика из множества вопросов, которые нужно учитывать при проектировании.
Защищенные программы хранят конфиденциальные сведения не в виде обычного текста, а как односторонне зашифрованные данные со сложно взламываемыми алгоритмами. Это — резервная защита на случай взлома ПО и несанкционированного доступа к данным: хакерам достанутся зашифрованные данные, которые в большинстве случаев будут бесполезны.
Приложение может перейти в состояние ошибки, и его нужно будет исправить: даже в самых лучших программах возникают неожиданные проблемы. Если вы не учитываете это при планировании, вы — не профессиональный разработчик, а просто кодер с небезопасными программами.
Программные дефекты выявить сложно. Наш ум ограничен в своей способности прогнозировать и предотвращать известные дефекты. Поэтому разработчики ПО ценят хорошие инструменты, которые помогают писать правильный код и создавать безопасное ПО.
Используемые инструменты
Очевидно, что нам нужно больше инструментов и нужны инструменты лучше. В разработке ПО инструменты имеют большое значение, но их часто недооценивают.
Представьте на минутку, что для развертывания нам по-прежнему нужно было бы использовать FTP! Представьте отладку сети и выявление проблем производительности без браузерных инструментов разработчика! Представьте себе, как упадет эффективность написания JavaScript-кода, если не использовать ESLint и Prettier!
Если в JavaScript-разработке вы почему-то вынуждены оставить только один плагин для редактора кода, выбирайте ESLint.
Отличным дополнением будет всякий инструмент, который сокращает цикл обратной связи при написании кода. Мысль Брета Виктора об изобретении мгновенных визуальных представлений того, что мы создаем, открыла мне глаза. Использование и совершенствование инструментов — один из способов приблизиться к этому светлому будущему. Если вы еще не видели выступление Брета — обязательно посмотрите его.
Когда я нахожу отличный инструмент, я сожалею лишь о том, что не пользовался им раньше. Чем лучше инструмент, тем лучше с его помощью пишутся программы. Ищите, используйте и цените их, а если можете — и совершенствуйте.
Выбор языка — важен. Безопасность типа — важна. Лучшее, что произошло с языком JavaScript, — это TypeScript (и Flow). Статический анализ кода важнее, чем вам кажется. Если вы его не используете, вы, в сущности, становитесь уязвимы для возможных неизвестных проблем в будущем.
Не пишите код без системы статического контроля типов. Если в выбранном языке нет статического контроля типов, нужно либо сменить язык, либо найти для него транскомпилятор: сегодня они уже достаточно умны, чтобы работать по комментариям в коде, и мне кажется, что для языков, не поддерживающих статический контроль типов, транскомпиляторы вскоре станут стандартным инструментом.
Становление разработчика ПО
Невозможно научиться разрабатывать ПО за пару месяцев, полгода и даже за год. На курсах программирования из вас не сделают разработчика. Я начал учиться 20 лет назад — и продолжаю учиться сегодня. С достаточной уверенностью я смог назвать себя опытным программистом только после десяти лет обучения, в течение которых мне пришлось спроектировать, создать и обеспечить поддержку приложений, используемых тысячами пользователей.
Разработка программного обеспечения — занятие не для всех, но каждый должен научиться решать собственные задачи с помощью компьютеров. Если вы можете научиться писать простые программы — сделайте это. Если можете научиться использовать несложные программные сервисы — сделайте это. Если можете научиться использовать ПО с открытым исходным кодом, в ваших руках окажутся мощные инструменты.
Задачи с течением времени меняются, поэтому меняется и разработка ПО. Задача этой профессии в будущем — дать возможность обычным людям использовать компьютеры, не тратя при этом на обучение полдюжины лет. Нужно дать пользователям простые и понятные инструменты, с помощью которых они будут самостоятельно решать простые задачи. А затем разработчики перейдут к созданию лучших инструментов, решению более масштабных известных задач и сделают все возможное, чтобы предотвратить появление неизвестных проблем.
О переводчике
Перевод статьи выполнен в Alconost.
Alconost занимается локализацией игр, приложений и сайтов на 68 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов.