3.1 Разработка долгосрочных целей фирмы (стратегическое планирование)
В основе разработки долгосрочных целей лежит планирование. Это прежде всего разработка обоснованных планов для предоставления их совету директоров, а также высшему руководителю. Требуется немало усилий от руководителей организаций по выработке реальных и обоснованных целей. В условиях постоянно меняющейся внешней среды это нелегко.
Перспективное планирование – крайне важный этап успешной работы фирмы в первую очередь потому, что оно осуществляется в условиях недостаточной информации. Именно поэтому большое значение приобретает мнение совета директоров, профессионалов высшего звена управления. Для определения долгосрочных целей необходимы знание ситуаций и мнение компетентных людей относительно этих ситуаций. Именно на этом этапе необходимо развёрнутое совещание по проблемам долгосрочного планирования, на котором должна быть выработана стратегия фирмы по всем её направлениям. Практика показывает, что стратегия фирмы не вырабатывается в один день, руководитель решает эти проблемы поэтапно.
Хардкорная разработка на РУССКОМ! / Тёмная сторона 1С / Интервью с Мастером 1С Никитой Грызловым
Желательно проводить разработку долгосрочных целей снизу вверх. Алгоритм может быть следующим:
- подробное обсуждение руководством фирмы стратегических планов фирмы с управляющими подразделениями;
- рассмотрение всех замечаний и предложений;
- использование их для дополнения и расширения первоначальных планов.
Опыт ряда компаний показывает, что данный подход к разработке стратегических планов является более разумным и позволяет усовершенствовать перечень целей, стоящих перед каждым подразделением.
Источник: infomanagement.ru
Разработка программ и проектов развития предприятий
Целевые комплексные программы разрабатываются и реализуются для решения отдельных, четко очерченных проблем, в них увязываются плановые действия, согласуются усилия отраслей, регионов, предприятий, что отражает интеграционные процессы в экономике при решении народнохозяйственных, отраслевых, региональных, внутрифирменных проблем. Программно-целевой подход осуществляется во внутриотраслевом, внутрирегиональном, внутрифирменном управлении, обеспечивая целенаправленное плановое воздействие.
Важными принципами экономического программирования являются: практическая реализация стратегий, планов; координация и согласование деятельности участников решения приоритетных проблем; достижение конкретных конечных результатов; взаимная ответственность исполнителей программы; обеспеченность ресурсами и привлечение источников для финансирования программ; взаимосвязь программ разного уровня (качества, иерархии).
Планы и программы первоначально разрабатываются от высшего уровня к более низким, затем производятся уточнения в процессе движения от низших уровней к высшему. Такой порядок позволяет достичь стратегического замысла организации. Планирование снизу, исходящее из анализа ситуации, позволяет сформировать индикаторы высшего уровня. Разработка трех- или пятилетнего плана, который вытекает из концепции долгосрочного развития и конкретизирует основные направления долгосрочной перспективы, обеспечивает очередность, взаимосвязь и степень выполнения намеченных целевых программ, балансовую увязку использования основных видов ресурсов и выработку организационно-экономического механизма выполнения заданий. Повышение уровня обоснованности и сбалансированности трех- и пятилетнего плана дает возможность подчинить ему годовой план, превратить годовые планы в средство реализации заданий на среднесрочную перспективу.
Разработка программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципального района
Пятилетний (трехлетний) план предопределяет минимально допустимый уровень годовых плановых показателей. В годовом плане осуществляются более детальные расчеты по всем показателям, отражающие конкретные условия деятельности. Эти расчеты более реальны, поскольку фактор неопределенности в годовом промежутке времени менее ощутим по сравнению с трех-пятилетним периодом. Принципиально важным вопросом, тесно связанным с повышением уровня планового управления народным хозяйством и его отдельными звеньями, является обеспечение непрерывности планирования, которое заключается в систематическом продлении плановой перспективы. Это позволяет своевременно учитывать особенности предстоящего этапа развития, уточнять ранее принятые плановые решения, обеспечивать их преемственность, подготовиться к разработке и реализации новых мероприятий.
Для повышения уровня обоснования планирования необходимо использовать вариантный подход к формированию планов и программ. Особенно важно, чтобы в ходе разработки планов были предусмотрены необходимые резервы для перераспределения ресурсов при возможных отклонениях фактических параметров развития организации от плановых. Конструкция долгосрочного плана не должна быть жесткой. При строгом отборе проблем, по которым следует принять решения, необходимо предусмотреть гибкие способы планирования и достижения соответствующих показателей, возможность уточнения, корректировки, которая обеспечивается прежде всего при осуществлении принципа непрерывности планирования.
Принципиальные возможности осуществления программ развития предприятий обусловливаются социально-экономическими условиями (потенциалом прежде всего самих предприятий, внебюджетных источников, государственного бюджета); уровнем планового управления, практической организацией выполнения программ. Причиной, тормозящей реализацию экономических программ, является недостаточный уровень управления, в том числе планирования и организации выполнения планов. Планы зачастую нереальны, поскольку в них отсутствуют достаточные обоснования сбалансированных ресурсов, сроков, норм и нормативов, инвестиционных затрат по каждой программе и подпрограмме, увязки программной и непрограммной частей плана, вариантов, рисков, резервов. Предприятиями слабо изучаются возможности участия в государственных индикативных планах и программах, неверно выбираются приоритеты развития. Наблюдается обособленность, слабая увязка стадий составления и реализации планов, составители планов уделяют мало внимания выбору мероприятий, необходимых для выполнения поставленных задач.
Большинство планов содержит более или менее детальную информацию о том, что надо сделать, и недостаточную – как это сделать и кто должен это осуществить. Весьма актуальным в настоящее время является выполнение условия совместимости и согласованности избираемых для выполнения программ развития предприятий экономических рычагов со стороны органов государственной власти (федеральных, региональных).
Формирование программ начинается с отбора важнейших проблем, подлежащих программному решению, которые в свою очередь определяются на основе анализа состояния объекта и тенденций его изменения. Критериями отбора приоритетных проблем, подлежащих программному решению, могут быть: значимость (народнохозяйственная, отраслевая, региональная, внутрифирменная) для крупных структурных перемен в экономике, достижения целей социально-экономического развития; межотраслевой, многопрофильный характер проблем; принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных решений, необходимых для реализации проблемы.
Постановка целей программ производится исходя из плана развития социально-экономической системы макро-, мезо- и микроуровня. На различных этапах экономического развития систем программы направляются на достижение целей, соответствующих конкретным условиям внутренней и внешней среды. В качестве главной цели на макроуровне выдвигается экономический рост с учетом изменения качества жизни. Правительственные программы в ряде стран включены в «планы социально-экономического развития». Основные требования, предъявляемые к целям программ: координация с целями плана, целями систем более высокого порядка, конкретность, обозримость, реальность, взаимосвязанность, согласованность, эффективность.
При разработке плана, включающего программы, необходимо следовать следующим методическим положениям:
— план, программы имеют целевой характер;
— обеспечивается комплексность проработки проблем и совокупности мероприятий социального, производственного, научно-исследова-тельского, организационного характера;
— программами охватываются все функции управления;
— разрабатываются долгосрочные планы и программы на период более трех-пяти лет; среднесрочные – на период менее трех-пяти лет; краткосрочные (обычно годовые);
— необязательно совпадение планируемого периода реализации целевой комплексной программы с принятыми плановыми периодами;
— план содержит программы, различающиеся степенью готовности (программы могут быть начаты в период, предшествующий планируемому, или в планируемом периоде; реализованы в пределах плана или за пределами планового периода);
— определяется тип целевой комплексной программы (социально-экономическая, научно-техническая, производственно-экономическая, территориальная, экологическая, организационно-хозяйственная) по ведущему признаку, вытекающему из существа цели программы;
— программы делятся на подпрограммы для обеспечения рационального управления;
— подпрограммы формируются исходя из конечной цели программы и промежуточных целей;
— подпрограммы включают задания и мероприятия, направленные на реализацию одной или нескольких задач, источники ресурсов, состав исполнителей;
— подпрограммы делятся на подпрограммы более низкого уровня (как правило, не более двух-трех уровней);
— планы и программы должны включать результаты (количественные и качественные показатели);
— показатели программы являются составной частью плана, поэтому их важнейшие целевые и ресурсные показатели должны быть сопоставимыми;
— система показателей программ может быть значительно шире, чем плана: она включает множество специфичных индивидуальных показателей, малосущественных для плана в целом, но важных для данной программы;
— целевые (конечные) показатели программ, приходящиеся на данный планируемый период, а также важнейшие задания и ресурсные показатели программ включаются отдельными строками в соответствующие разделы плана; отдельно представляются обоснования (расчеты) показателей;
— все показатели должны разрабатываться по программе в целом и по ее подпрограммам, с распределением по периодам (пятилетиям, годам и т.п.) в соответствии с разделами плана;
— определяются целевые (конечные) показатели по совокупности всех программ и непрограммной части, обеспечивается их соответствие показателям плана;
— достигается сбалансированность в ресурсах и их потребностях по каждой программе, между программами, между программной и непрограммными частями плана;
— по тем программам, которые не полностью обеспечиваются ресурсами, необходимо провести пересмотр и уточнение взаимосвязанных показателей, включая конечные (целевые), а также планируемых мероприятий. Изменение отдельно взятого показателя программы не допускается;
— расчеты по обоснованию ресурсного обеспечения программ должны быть увязаны с плановым балансом;
— нестабильные условия деятельности предприятий обусловливают необходимость постоянного отслеживания изменений, проверки обеспеченности программ ресурсами и возможных корректировок плана, программ.
Программа должна содержать количественные и качественные показатели, параметры. Например, при формировании интегрированной бизнес-структуры необходим следующий набор показателей: удельный вес межотраслевого обмена до и после объединения; количество высоких технологий; ассортимент (старый, новый); инвестиции на научно-техническое развитие, в том числе из Единого фонда интегрированной структуры; собственные и привлеченные средства предприятий и организаций (бюджетные, государственных целевых программ, кредиты коммерческих банков и др.); выручка от продаж (без повторного счета); общий экономический эффект от создания интегрированной структуры (с учетом дисконтирования).
где Эис – экономический эффект;
Источник: studopedia.su
Особенности разработки и реализации долгосрочной целевой программы
Программно-целевой метод — основа социально-экономического развития регионов.
В условиях рыночной экономики программно-целевой метод управления становится наряду с прогнозированием социально-экономического развития страны и ее регионов одним из основных инструментов осуществления государственной региональной экономической и социальной политики.
Основной принцип обновленных программ развития состоит в том, что программы формируются «изнутри» регионов и базируются на ресурсном потенциале и «инвестиционном портфеле», обеспечивающем их реализацию.
В г. Тюмени разработка и реализация долгосрочных целевых программ осуществляется на основе постановления Администрации г. Тюмени от 31.01.2008 №4-пк.
Муниципальная долгосрочная целевая программа — комплекс взаимосвязанных мероприятий на ряд лет (не менее трех), согласованных по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение приоритетных межведомственных стратегических задач социально-экономического, научно-технического, инвестиционного, экологического развития муниципального образования, а также развития внешнеэкономической деятельности.
Муниципальная долгосрочная целевая программа может быть разделена на подпрограммы, которые разрабатываются, формируются, утверждаются и реализуются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам.
· Муниципальная целевая программа «Основные направления развития образования Тюменского муниципального района» 2011-2013 гг.: механизмы формирования и реализации.
· Исходя их данных паспорта целевой программы были поставлены следующие цели:
· Создание условий для развития детей дошкольного возраста.
· Удовлетворение потребности населения в получении доступного и качественного образования, соответствующего государственным стандартам, обеспечивающего сохранение здоровья и снижение уровня асоциальных проявлений среди обучающихся.
Данные цели должны были быть достигнуты в результате выполнения следующих задач:
Повышение доступности услуг по содержанию и воспитанию детей дошкольного возраста и обеспечение современного качества дошкольного образования.
Повышение образовательного уровня и уровня квалификации педагогических работников системы дошкольного образования.
Совершенствование системы оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений.
Предоставление доступного качественного образования, соответствующего государственным образовательным стандартам.
Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни. Создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Информатизация образовательного процесса.
Повышение статуса педагогических кадров путем совершенствования механизмов оплаты труда, системы переподготовки, повышения квалификации.
Воспитание социально-ответственной личности.
Развитие системы выявления и поддержки талантливых детей.
Анализ выполнения показателей долгосрочной целевой программы «Основные направления развития образования Тюменского муниципального района» за 2012 год показал, что из 48 показателей, заложенных в программе, по 17 — достигнуто значение на уровне запланированного, по 20 — выше запланированного и по 11 показателям не удалось достичь запланированного результата. При этом 8 показателей не достигнуто по объективным причинам.
Показателями достижения результатов являются:
Количество дней, пропущенных по болезни на одного ребёнка в детском саду, а также в образовательном учреждении:
количество детских садов, здания которых требуют капитального ремонта;
показатели оснащения детских садов после капитального ремонта технологическим оборудованием, мебелью, современным компьютерным и мультимедийным, а также учебно-наглядным оборудованием;
численность учащихся, приходящихся на одного прочего работающего в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
доля учащихся, сдавших ЕГЭ;
доля обучающихся 9 классов, поступивших в 10 класс;
число призёров форума «Шаг в будущее»;
показатель готовности детей старшего дошкольного возраста Тюменского муниципального района к школе;
потребности в получениидошкольной образовательной услуги в Тюменском районе;
доля воспитанников, посещающих детские сады от списочного состава;
показатель «количество школ, здания которых требуют капитального ремонта»;
оснащение школ современным технологическим оборудованием;
доля участников олимпиад и конференций на муниципальном уровне;
доля детей первой и второй группы здоровья;
количество уроков, пропущенных без уважительной причины в расчёте на одного ученика;
доля педагогических работников ДОУ и школ, имеющих квалификационные категории;
среднемесячная заработная плата работников дошкольного (и школьного) образования и воспитателей;
численность учащихся, приходящихся на одного учителя;
ОТЧЕТ о реализации программы.
В 2012 году деятельность системы образования Тюменского муниципального района была направлена на реализацию муниципальной целевой программы «Основные направления развития образования», утверждённую распоряжением Администрации Тюменского муниципального района от 01.02.2011 г. № 122 ро.
На 2012 год на реализацию долгосрочной целевой программы первоначально было предусмотрено -785 941,5 тыс. рублей.
Уточненный объем финансирования составил 1 127 105,2 тыс. рублей.
Объем финансирования изменился на 341 163,7 тыс. рублей:
За счет дополнительных поступлений на 351 796,0 тыс. рублей, в том числе:
из областного бюджета -339 928,6 тыс. рублей;
из местного бюджета — 11 867,4 тыс. рублей.
Вместе с тем отозваны лимиты на 10 632,3 тыс. рублей, в том числе:
из областного бюджета -10 048,0 тыс. рублей;
из местного бюджета — 584,3тыс. рублей.
Отозваны лимиты в связи отсутствием потребности по госполномочиям:
На соц.поддержку детей-сирот в детских домах — 8581 тыс. рублей;
По компенсации части родительской платы — 1000 тыс. рублей;
За классное руководство — 357 тыс. рублей;
По кап.ремонту МКОУ Зырянской спец (коррекционной) школы-интерната -110 тыс. рублей;
На организацию трудозанятости для МО п. Боровский 584,3 тыс. рублей
Дополнительно поступило 351 796,0 тыс. рублей, в том числе:
из областного бюджета -339 928,6 тыс. рублей;
из местного бюджета — 11 867,4 тыс. рублей.
Из общей суммы дополнительных поступлений в основном средства направлены:
на оснащение мебелью, оборудованием, инвентарем -12 286,1 тыс. рублей (3,5%);
капитальный ремонт — 196 435,6 тыс. рублей (55,8%);
на организацию подвоза — 528 тыс. рублей (0,2%);
выплаты стимулирующего характера работникам образования (по 1000 рублей, учителям на выравнивание, формирование централизованного фонда и премии аппарату) — 115 669,9 тыс. рублей (32,9%);
Организационно-массовые мероприятия — 1131,3 тыс. рублей (0,3%);
на организацию летнего отдыха — 12139,1 тыс. рублей (3,4%);
На увеличение объема целевых субвенций на исполнение государственных полномочий — 13606 тыс. рублей (3,9%);
Анализ выполнения показателей долгосрочной целевой программы «Основные направления развития образования Тюменского муниципального района» за 2012 год показал, что из 48 показателей, заложенных в программе, по 17 — достигнуто значение на уровне запланированного, по 20 — выше запланированного и по 11 показателям не удалось достичь запланированного результата. При этом 8 показателей не достигнуто по объективным причинам.
Так, из-за увеличения количества заболевших детей в период острой эпидситуации по ОРВИ и ГРИППУ, не выполнены два показателя:
Показатель цели 1 подпрограммы 1. Количество дней, пропущенных по болезни на одного ребёнка в детском саду, планировалось 12, фактически составило 16,89.
И Показатель 3 задачи 2.2. Увеличение пропусков уроков по болезни (план — 43,7; факт — 46,3).
Следующий показатель, который не выполнен по объективным причинам — это количество детских садов, здания которых требуют капитального ремонта.
В 2012 году показатель «Доля обучающихся 9 классов, поступивших в 10 класс» не выполнен (ниже запланированного значения на 2,7%) по причине того, что 38,7% выпускников поступили в учреждения НПО, СПО. Основными причинами получения профессионального образования после 9 классов являются следующие: одновременное получение среднего (полного) образования и профессии.
Анализ реализации программы развития образования за 2012 год показал, что выше запланированного значения удалось достичь результатов по 20 показателям.
Так, по итогам проведения «Мониторинга готовности детей старшего дошкольного возраста к процессу обучения в школе» средний показатель готовности детей Тюменского муниципального района к школе составил 99,9% (плановый показатель 99,7%; средний по области 98,7%)
Повысить долю выпускников ДОУ, владеющих базовыми знаниями, удалось в результате:
организации работы по обеспечению преемственности между детским садом и школой,
проведённой индивидуальной работы с детьми, ранее имевшими низкие результаты (по итогам 1 этапа диагностики (октябрь 2011г.) данный показатель составлял 95,83%),
улучшения материально-технической базы ДОУ;
применения инновационных образовательных технологий (в т.ч. информационных технологий);
пересмотра подходов к реализации образовательной программы.
Ряд программных показателей не достигнуто из-за низкого уровня управленческих решений.
В 2012 году не удалось достичь 100% доли выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен.
Показатель экономических показателей эффекта «Численность учащихся, приходящихся на одного прочего работающего в муниципальных общеобразовательных учреждениях» ниже запланированного значения (план — 37,1; факт — 36,4) по причине того, что прочие работники, ранее работавшие по совместительству, приняты на основное место работы (число прочих работающих увеличилось на 6 чел.).
На примере формирования и реализации данной муниципальной целевой программы можно сделать вывод о том, что программа дает необходимые целевые установки, без конкретных предписаний, т.е. исполнитель программы сам определяет какими путями достичь поставленной цели.
Например, цель: «Создание условий для развития детей дошкольного возраста» выполняется решением задачи: «Повышение доступности услуг по содержанию и воспитанию детей дошкольного возраста и обеспечение современного качества дошкольного образования». Но программа не включает конкретные шаги и установки к их выполнению. Формулировки целей довольно размытые.
В результате эти цели могут быть достигнуты, но временно и не вести к устойчиво положительному результату и по истечении срока действия целевой программы, достигнутые показатели могут снова прийти к прежним результатам.
Например, показатель «Заработная плата воспитателей повысилась в результате введения платных образовательных услуг в детских садах. Этот шаг был принят для того, чтобы поднять данный показатель. С одной стороны — это выполняет поставленную задачу, с другой стороны — противоречит цели программы: «Повышение доступности услуг по содержанию и воспитанию детей дошкольного возраста».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках данной курсовой работы рассмотрен механизм программно-целевого управления муниципальным развитием территории, освещены его преимущества и целесообразность использования в современной муниципальной политики.
Так, в ходе исследования выявлены особенности использования на практике инструмента муниципальных программ социально-экономического развития муниципальных образований, основные методики их разработки, реализации.
В данной работе внимание сосредоточено на изучении процедуры разработки муниципальных программ социально-экономического развития. На основе этого выявлены основные субъекты, участвующие в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития, а именно: инициаторы разработки муниципальной целевой программы, разработчики муниципальной целевой программы, заказчики муниципальной целевой программы, органы исполнители муниципальной целевой программы.
Также определены типичные основные этапы процесса разработки и реализации программы социально-экономического развития на муниципальном уровне (на примере Тюменского района города Тюмени). Установлены механизмы финансирования и контроля за реализацией муниципальных программ социально-экономического развития муниципального образования.
В ходе работы проанализирован опыт города Тюмени в применении органами местного самоуправления программно-целевого подхода в решении социально-экономических проблем города.
Для развития города и устранение выявленных проблем органы местного самоуправления города Тюмени также используют программно-целевой подход в муниципальной политике, а именно разрабатывают, утверждают и реализуют целевые программы — комплексные программы социально-экономического развития и отраслевые целевые программы.
В курсовой работе особое внимание уделяется механизмам совершенствования применения программно-целевого подхода в муниципальной политике г. Тюмени, обосновывается значимость решения проблем программно-целевого подхода. Таким образом, только используя комплексный подход к решению проблем программно-целевого планирования можно достичь высокого уровня развития муниципальных образований Российской Федерации. Комплексный подход в решении проблем программно-целевого планирования необходимо применять и в г. Тюмени.
Применение программно-целевого подхода для социально-экономического развития территорий Российской Федерации позволит сконцентрировать и мобилизовать все необходимые средства и ресурсы для повышения качества жизни населения и решения основных экономических задач органов государственной власти.
Источник: cyberpedia.su