Примерные требования к авторской программе
Авторская программа – это спроектированный самим педагогическим работником (автором) на основе собственной методической концепции учебно-воспитательный процесс, предназначенный для обновления образования и получения определенных (повышенных) результатов.
По желанию педагогического работника к авторской программе может быть приложена рецензия. Рецензентом может выступать квалифицированный специалист образовательного учреждения или внешний специалист.
Примерная классификация авторских программ:
по способу разработки:
— адаптивные — связанные с приспособлением уже имеющихся разработок к данной школьной образовательной среде;
— комбинаторные — в которых новая конструкция создается благодаря новым сочетаниям известных элементов, способов, приемов;
— радикальные — происходит принципиальное обновление содержания предмета. При этом базовым является государственный образовательный стандарт.
По степени новизны :
Технология разработки учебной программы
— педагогическая инновация — создание и внедрение новшеств, порожденных значимыми изменениями в практике образования, но не претендующих на объективную (т.е. социально значимую для страны, мира) новизну;
— педагогическое изобретение — общественно значимое практическое решение задачи в области образования, претендующее на объективную новизну;
— педагогическое открытие — установление ранее неизвестных объективно существующих закономерностей, свойств, явлений, эффектов, принципов обучения и воспитания.
Защита программы – форма проведения экспертизы при аттестации педагогического работника, направленная на:
— изучение и оценку программы, созданной педагогическим работником, в аспекте возможности ее использования в образовательном процессе, определения ее места в образовательном пространстве.
Структура авторской программы
Авторская программа должна отличаться гармоничной структурой, логичностью излагаемого содержания, аргументированностью положений и выводов.
Программа должна иметь следующую структуру:
• Материалы для проведения диагностики, методическое обеспечение программы.
• сведения о материально – техническом оснащении, необходимом для реализации программы.
• Список использованных источников (литература, сайты т.д.).
Титульный лист служит обложкой документа и должен содержать следующие сведения:
1) наименование вышестоящей организации;
2) наименование организации, где выполнялась работа;
3) наименование работы: (программа, программа дополнительного образования, с указанием направления деятельности);
4) название программы;
5) сведения об авторе (должность, фамилия, инициалы, имеющаяся квалификационная категория);
6) город и год выполнения работы.
В пояснительной записке к программе следует раскрыть:
• направленность программы (программы дополнительного образования);
• новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
ФГОС ДО. Разработка рабочей программы
• цель и задачи образовательной программы;
учебно-тематический план программы с указанием объема часов
Учебно-тематический план фиксируется в форме таблицы, которая
включает его в основные параметры в зависимости от целей и задач
программы, способов ее реализации.
• отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
• возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы;
• сроки реализации данной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, основные этапы деятельности);
• формы и режим занятий;
• ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
• формы подведения итогов реализации образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские, научно – практические конференции и т.д.)
Тематическое планирование образовательной программы может содержать:
• перечень разделов, тем;
• количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий;
• образования детей можно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
Материалы для проведения диагностики содержат изложение путей и способов достижения поставленной цели и решения указанных задач. Являются составной частью методического обеспечения программы образования детей (учащихся), включающих:
• обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
• рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов;
• дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
Сведения о материально – техническом оснащении, необходимом для реализации программы образования – перечень необходимых условий, оборудования, инвентаря; требования к помещению или оборудованной мастерской, спортивному залу, стадиону, бассейну и т.д., для получения результатов по итогам реализации образовательной программы.
Список использованных информационных источников (литература, сайты и т.д.) должен быть составлен в соответствии с положением «Общие требования и правила составления библиографии» и содержать библиографические сведения о литературных источниках.
В приложения могут быть включены
— иллюстрации вспомогательного характера;
— инструкции и методики, разработанные в процессе выполнения работы;
— таблицы вспомогательных цифровых данных.
Источник: sterlitamakmus.ucoz.com
Методическая рекомендация по составлению авторской образовательной программы
методическая разработка на тему
В системе дополнительного образования существует большое количество образовательных программ. Мы подробно остановимся на авторской образовательной программе.
Авторская программа – вид дополнительной образовательной программы, полностью созданной педагогом или коллективом педагогов, отличающейся
- новизной,
- актуальностью
- предназначенной для решения определённой проблемы в дополнительном образовании.
Авторская программа – результат интеллектуального труда педагога и является результатом его исследовательской работы
- по анализу уже имеющихся программ данной тематики,
- современных методик,
- инновационных технологий обучения
- передового педагогического опыта.
Исходной основой для разработки авторской образовательной программы могут служить примерная (типовая) образовательная программа, поскольку задаётся некий базовый минимум, т.е. базовые параметры тех знаний, умений, навыков детей, которые должны быть освоены.
От данного базового минимума и следует отталкиваться педагогу при создании собственных программ:
- расширять
- углублять
- конкретизировать его,
Если примерная (типовая) программа видоизменена на треть и более она становится модифицированной (коррективы которой не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, структуры занятий, присущих исходной программе).
Авторская программа – это программа, полностью созданная педагогом (или коллективом педагогов) и принадлежащей ему (им) на правах интеллектуальной собственности.
Цель создания авторской программы : решение определённой проблемы в дополнительном образовании, достижение разнообразия образования и организации образовательного процесса.
Отличительным признаком (обоснованием) авторской программы может служить то, что она создаётся педагогом
- по его собственному замыслу с учётом стажа его работы с детьми,
- опыта,
- уровня педагогического мастерства,
- наработанных методик,
- его видения проблемы и пути её решения.
Педагог дополнительного образования, разрабатывающий свою образовательную программу должен чётко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения . Следовательно, она должна строиться с учётом главных направлений деятельности учреждения.
Первое обязательное условие составления авторской программы – это соответствие программы требованиям
- Закона РФ «Об образовании»,
- Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей
- Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12. 2006 г.№ 06-18-44).
Создание авторской образовательной программы сложное и кропотливое дело, требующее не только опыта педагогической работы и высокой квалификации, но и реалистической самооценки своих возможностей. Осознавая это, автор программы должен быть готов ответить на вопросы:
- В чём смысл программы
- Каким представляется результат реализации программы
- В чём новизна и степень авторства
- Соответствует ли авторская идея реальным потребностям детей, их интересам и ожиданиям
- Какие преимущества от программы получат дети
- Есть ли необходимость в такой программе в вашем учреждении
- Есть ли достаточные условия (материальные, технические, финансовые) для осуществления программы в действительности
Приступая к работе важно всё продумать и учесть свои собственные силы, свою готовность не только написать интересно, грамотно и профессионально текст, но и реализовать программу на практике, достичь заданных результатов, а если потребуется, переделать, изменить её.
2. Построение программы согласно принципам дидактики
При разработке любой, в т.ч. авторской, образовательной программы педагогу необходимо ориентироваться на следующие принципы дидактики:
3.Требования к составлению авторской образовательной программы
К авторской программе как к официальному документу предъявляются определённые требования общецелевые и концептуально-содержательные .
Общецелевые требования, отражают стратегию развития современного образования. Выделяют 7 основных качественных характеристик образовательных программ:
- актуальность – свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня жизни и быть ориентированной на эффективное решение проблем в будущем;
- прогностичность – способность программы в своих целях и действиях отражать не только сегодняшние, но и будущие требования к образованию;
- рациональность – свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат;
- реалистичность – свойство программы, означающее соответствие цели и предлагаемых средств её достижения;
- целостность – свойство программы обеспечивать полноту, взаимодействие и последовательность действий по реализации целей;
- контролируемость — свойство программы определять ожидаемые результаты, предлагать способы проверки конечных и промежуточных результатов;
- корректируемость — свойство программы своевременно обнаруживать отклонения и сбои, быстро реагировать на них, меняя детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику.
Требования концептуально-содержательного плана. Эти требования подразумевают тщательную проработку концепции с учётом перспектив развития детского объединения, соблюдение логики выбранной темы.
Общий замысел программы должен быть достаточно конкретным ответом на вопрос «как необходимо организовать образовательный процесс, чтобы добиться максимального результата?». При формулировке замысла необходимо учесть:
- последние достижения в той области деятельности, которой соответствует программа;
- опыт других педагогов;
- последние достижения психолого-педагогических наук;
- современные требования к дополнительному образованию.
4.Технология создания авторской программы
Работа над авторской образовательной программой предполагает ряд последовательных действий , которые условно можно разбить на 3 блока научно-аналитический (замысел автора), научно-методический (составление программы), утверждение программы.
В первый блок входят:
- Концептуальное осмысление педагогом собственного опыта (разработка ведущих идей, принципов, замысла, основных целей и задач) и изучение существующих работ в данной области (типовых и авторских программ, практической работы других педагогов).
- Обоснование и описание методики учебно-воспитательной работы (изучение психолого-педагогической литературы, апробация отдельных методик).
- Создание образа программы – формулирование темы, конструирование учебного и развивающего содержания, определение разделов учебно-тематического плана.
- Написание содержания самой авторской образовательной программы.
- Оформление программы – передача её на обсуждение в методический (педагогический) совет учреждения дополнительного образования, решение методического (педагогического) совета, утверждение приказом директора.
- Экспериментальная апробация программы .
- При необходимости корректировка содержания программы, представление программы к окончательному утверждению методическим (педагогическим) советом и директором образовательного учреждения.
5.Алгоритм написания авторской образовательной программы
Приступая к работе над программой, можно использовать следующий алгоритм.
- Определение вида проектируемой программы (образовательная область, предмет, возраст детей, срок реализации).
- Установление цели, ради которой вводится новая программа.
- Выявление задач, позволяющих реализовать установленную цель.
- Определение элементов содержания, необходимых для новой программы.
- Определение знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети.
- Определение средств, методов и форм обучения.
- Составление списка необходимой литературы.
6.Структура авторской образовательной программы
Структура авторской образовательной программы содержит следующие основные блоки:
- концептуальный
- учебно-методический
- контрольно-методический
- справочный
- Концептуальный
- ? Пояснительная записка
В пояснительной записке даётся обоснование и особенности данной образовательной программы.
Вот здесь необходимо выполнить второе обязательное условие написания авторской программы – отличие её от уже существующих образовательных программ.
При формулировке обоснования необходимо отразить:
- необходимости создания авторской программы
- влияние предлагаемых занятий на становление личности ребёнка в целом
- на развитие его способностей
- изложение педагогом собственных взглядов на работу с детьми в условиях детского объединения дополнительного образования.
А также указать:
- её отличие от типовой (базисной) программы
- ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа
- ключевые понятия, которыми оперирует автор и др.
Учитывая авторский характер программы, следует постараться дать определения целей и задач таким образом, чтобы в них прослеживались общая оригинальность авторского подхода, необходимый оттенок новизны .
Принципиально важно , чтобы из текста пояснительной записки было ясно, что отмеченные отличия существуют не сами по себе, а логически встроены в систему образовательной деятельности.
Следовательно, при описании ожидаемых результатов необходимо указать:
- какую роль сыграли те новшества, что были использованы составителем авторской программы при реализации задач, поставленных в программе.
Второй блок учебно-методический, включает в себя:
В этом блоке необходимо раскрыть собственные ведущие теоретические идеи , на которых базируется данная программа.
В учебно-тематическом плане педагог должен отразить:
- те новшества, которые он предусматривает в ходе деятельности образовательного процесса,
- собственную технологию изучения программы.
В разделе « » педагог должен:
- раскрыть Методическое обеспечение предоставляет педагогу возможность передать «дух» его педагогического творчества, воплотить собственные «изюминки» в конкретную картинку творческого процесса. Методическое обеспечение включает описание:
- форм занятий , планируемых по каждой теме или разделу авторской образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
- приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий.
Третий блок контрольно-методический содержит:
- прогнозируемый результат реализации программы
- формы и методы диагностики
Методика выявления и диагностика необходима при составлении авторской программы для того, чтобы определить
- результативность программы
- определить степень её значимости
Чтобы определить результат, нужно знать:
- с чем пришли дети (стартовый контроль)
- что получили на выходе (итоговый контроль)
Желательно также наряду с общепринятыми системами оценки обученности детей (собеседование, реферат, участие в конкурсах, выставках, открытое занятие, постановка спектакля и т.д.) представить свою систему оценки .
Четвёртый блок справочный содержит сведения о литературе, использованной автором при составлении своей программы. Причём необходимо представить 2 списка литературы:
- используемый педагогом для работы
- рекомендованный для чтения детям и родителям.
Кроме этого, в разделе «литература» автор должен перечислить свои работы (монографии, пособия, статьи и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по составлению индивидуальной образовательной программы
Данные рекомендации составлены в виде презентации. В ней показаны основные компоненты индивидуальной образовательной программы. Программа может быть составлена для ребёнка-инвалида или ребёнка с .
Методические рекомендации по составлению дополнительной общеобразовательной программы.
Данные методические рекомендации призваны оказать помощь педагогам дополнительного образования, коллективам в создании, образовательной программы: авторской, адаптированной и др.
Примерные методические рекомендации по составлению дополнительной общеразвивающей программы
Рекомендации по составлению программы.
Методческие рекомендации к составлению индивидуальной образовательной программы
Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Продуктивное обучение в рамках малокомплектной сельской общеобразовательно.
Методические рекомендации по составлению индивидуального образовательного маршрута при подготовке к ОГЭ
В данной работе Вы можете увидть мониторинг учащихся при подготовке к ОГЭ, индивидуальный маршрут по подготовке к ОГЭ с неуспевающими детьми.
Методические рекомендации к составлению индивидуальной образовательной программы в условиях инклюзии
Как сложно бывает, когда появляется ученик «не такой как все»! Что с ним делать? Как обучать? Как организовать общение.
Методические рекомендации по составлению авторской образовательной программы
этапы работы при создании авторской общеразвивающей общеобразовательной программы дополнительного образования детей.
Источник: nsportal.ru
Лекция 7. Технологии коллективной разработки
Все множество разработок в зависимости от количества участников и типе взаимоотношений между ними может быть сведено к триаде разработок приведенной на рисунке ниже.
Авторская разработка
Авторская разработка — принцип создания программных продуктов, при котором весь жизненный цикл разработки поддерживается одним единственным человеком.
Этот принцип был достаточно широко распространен в 70—80-е годы XX века. Сейчас он применяется редко [Кулаичев 1999]. Примерами авторских разработок являются операционная система Диспак (В.Ф. Тюрин), текстовый редактор Лексикон (Е. М. Веселов), трансляторы с языков Algol-68 (П.
Наур) и Pascal (Н. Вирт).
Принцип авторской разработки неприменим для многих современных разработок из-за их сложности, объема и требований к качеству и сопровождению. С другой стороны, программное обеспечение, начиная с момента появления персональных компьютеров, стало продуктом массового потребления, приносящим огромный доход. В этой области быстро выросли и стали доминировать крупные компьютерные компании с развитой структурой менеджмента и мощной рекламой.
Наиболее интересен принцип авторской разработки с точки зрения применения в области наукоемких приложений. Для таких приложений характерна необходимость многолетнего изучения предметной области, практически полное отсутствие начального финансирования проекта, малая рентабельность, определяемая узким кругом пользователей.
По данным А. П. Кулаичева [Кулаичев 1999], авторская разработка может выигрывать по производительности в тридцать и более раз у коллективной разработки, что достигается за счет:
- исключения межличностных коммуникаций, связанных с необходимостью порождения и изучения большого количества технологической документации;
- исключения работ по разбиению проекта на составляющие, по распределению их между исполнителями, по координации деятельности исполнителей и контролю за их работой.
Коллективная разработка
Одним из основных вопросов коллективной разработки является разделение труда — от равноправных соисполнителей до организации в виде жесткой иерархии (например, бригады главного программиста). Известно, что первые коллективные разработки программ велись примерно так. Начальник выполнял разделение большого проекта на меньшие части и передавал далее по иерархии. Через некоторое время, теперь уже снизу вверх, шла сборка программы из написанных фрагментов. Собрать работающий программный продукт удавалось не всегда.
Технические командные роли Равноправные соисполнители
- инженеры-разработчики (специалисты по инженерии программирования и программисты);
- технические писатели;
- инженеры тестирования;
- инженеры качества;
- специалисты по сопровождению продукта;
- специалисты по продажам продукта.
- Разработка приложений.
- Программист.
- Специалист по инженерии программирования.
- Специалист по инженерии знаний.
- Специалист по приложениям.
- Администратор данных.
- Администратор базы данных.
- Техническая поддержка.
- Системный администратор.
- Сетевой администратор.
- Администратор коммуникаций.
- Обеспечение качества продукта.
- Технический писатель.
- Инженер тестирования.
- Инженер качества.
- Маркетинг.
- Специалист по сопровождению продукта.
- Специалист по .продажам продукта.
- Системное интегрирование.
- Системный интегратор.
Источник: studfile.net