3.2. Технология разноуровневого обучения (тро)
Цели и задачи. Теоретическое обоснование данной технологии базируется на педагогической парадигме, согласно которой различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы (Дж. Кэрролл, Б. Блум, 3. И. Калмыкова и др.).
Ведущей целью построения модели школы с разноуровневой дифференциацией является создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую его зоне ближайшего развития, обеспечивающую ему достижение уровня освоения учебного материала в соответствии с его познавательными возможностями, способностями, но не ниже минимального, а также развитие данных способностей. Основным организационным условием для осуществления данной цели становится создание относительно стабильных, подвижных групп, позволяющих организовать обучение детей на различных уровнях усвоения одного и того же содержания учебного материала: от минимально допустимого до творческого.
Разноуровневые дополнительные общеобразовательные программы
Школа с уровневой дифференциацией функционирует путём деления ученических потоков на подвижные и относительно однородные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на следующих уровнях: 1 — минимальном (государственный стандарт), 2 — базовом, 3 — вариативном (творческом).
Основные концептуальные посылки ТРО, исходя из которых строится педагогическое взаимодействие:
всеобщая талантливость — нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;
взаимное превосходство — если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получаться лучше, это что-то нужно искать;
неизбежность перемен — ни одно оценочное суждение о человеке не может являться окончательным.
Основные принципы и правила ТРО.
1. Принцип развития каждого ученика (Л. В. Занков). Реализация данного принципа предполагает соблюдение правил:
Источник: studfile.net
Применение технологии разноуровневого обучения
Одним из требований федерального стандарта является новая система оценки достижений обучающихся. Главной особенностью предлагаемой системы является уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения.
Применение технологии разноуровневого обучения в современном образовании весьма актуально.
Разноуровневое обучение – это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой КАЖДЫЙ ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на своем уровне, но не ниже базового, в зависимости от ЕГО способностей и индивидуальных особенностей. Критерием оценки деятельности ученика при уровневом подходе принимаются его УСИЛИЯ по овладению этим материалом и его творческому применению.
Выбор новых способов, приемов, темпа обучения требует особого изучения индивидуальных особенностей и различий учащихся, уровня их развития, способностей к учению, в связи с чем, остро стал вопрос о разноуровневом обучении.
За годы педагогической практики я поняла, что, к сожалению, ориентация на максимум усвоения учебного материала привела к заметной перегрузке школьников. Уровень требований для большинства из них стал просто непостижимым. Как следствие – пропал интерес к учебе и уверенность ученика в себе. В какой-то мере найти выход из создавшейся ситуации мне помогает уровневая дифференциация знаний и умений обучающихся.
Несколько учащихся одного класса, собранных вместе только по возрастному принципу без учета их индивидуальных и интеллектуальных способностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний. Ученики одного и того же класса для выполнения одного и того же задания могут тратить от 5 минут до 1,5 часов.
Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательный интерес к учебе. Это приводит к неуспеваемости.
Не лучшее положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведет обучение, ориентируясь на “среднего” ученика. Они постепенно привыкают к легкости выполнения учебных заданий, и первые трудности поражают растерянность, неуверенность в себе. А это ведет к снижению успеваемости.
Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучению индивидуальных особенностей учащихся.
Мониторинг индивидуальных особенностей учащихся позволил мне разделить класс на три группы по уровню развития учеников.
Первую группу образовали ученики “слабые” с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально. Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим.
Во вторую группу вошли дети с преобладанием «среднего» уровня способностей, которые могут работать с большей долей самостоятельности, имеют определённые сформированные навыки и умения.
В третью группу вошли дети, которые обладают более высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно развит словарный запас.
Учитывая индивидуальность каждого ученика, и то, что ученики одной и той же группы могут показать разный результат по данной теме, эти три группы подвижны по своему составу.
Разноуровневое обучение дает шанс каждому ученику организовать обучение так, чтобы максимально использовать возможности.
В процессе разноуровневого обучения главное оценивать не столько достигнутые результаты, сколько усилия группы «А» — базовый уровень, определенный образовательным стандартом по всем предметам школьного цикла. Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений, навыков, то и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки.
Если учащиеся претендуют на более высокий уровень знаний , то его необходимо оценивать, исходя из более высоких требований к знаниям , умениям, навыкам. Чтобы добиться лучших результатов, школьнику потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его способностями. Если оцениваются не усилия, а знания, да еще на базовом уровне, да еще в сравнении с сильными учащимися, у средних и слабых практически нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата. Такой подход учит ребят ценить не только отметки, сколько знания.
Деятельность учителя при организации разноуровневых групп состоит в:
- делении учащихся на группы(по уровню знаний, способностям),
- разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний,
- оценивании деятельности учащихся.
Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:
- Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
- Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
- Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
- Развивать устойчивый интерес к предмету.
- Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
- Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
- Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
- Развивить устойчивый интерес к предмету.
- Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
- Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.
Моей задачей как учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с ее индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.
Разноуровневое обучение предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек-заданий, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями; карточек, в которых показаны образцы выполнения задания, тренажеры.
В преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка. Учитель в постоянном поиске. Как предупредить отставание слабых и добиться успеваемости каждого? Как заинтересовать класс и сделать обучение радостным? Только учитывая реальные возможности в учебе всех учащихся, можно организовать продуктивную деятельность всего класса, осуществить дифференцированное обучение на уроке.
Тщательно готовясь к уроку необходимо учитывать своеобразие класса, психологию, потенциальные возможности каждого ученика, стараться находить и реализовать на уроках русского языка такие приемы, которые дадут школьникам ощущение самостоятельности, активного и творческого участия в процессе изучения предмета. Решающую роль играет дифференциация заданий по степени оказания помощи ученику учителем по степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий.
Это особенно важно для слабых учеников. Задачи учителя – довести этих учащихся до уровня средних, обучить их приемам умственной деятельности. Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера. Именно это позволит им максимально реализовать и развить свои учебные возможности.
На мой взгляд, осуществлять дифференцированный подход необходимо на различных этапах урока. (Как пример — урок закрепления по русскому языку в 3 классе по теме: «Разбор слов по составу. Приставки, оканчивающиеся на з — и с-»). См. приложение.
Таким образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильно, и постоянно поддерживать интерес к предмету.
Источник: www.uchportal.ru
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)
2. Нормативные основания и требования к программному обеспечению и результативности дополнительного образования
Концепция развития дополнительного
образования РФ.
Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 №061844 «О Примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей».
Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г.
№09-3242 «О направлении информации»
(методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы).
3. Порядок организации дополнительного образования
Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г.
№ 1008 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным
программам».
СанПиН 2.4.4.3172-14.
4.
Разноуровневое обучение — это педагогическая
технология организации учебного процесса, в
рамках которого предполагается
разный уровень усвоения учебного материала, то
есть глубина и сложность одного и того же учебного
материала различна в группах уровня А, Б, C, что
даёт возможность каждому учащемуся овладевать
учебным материалом программы на разном уровне,
но не ниже базового, в зависимости от
способностей и индивидуальных
особенностей личности каждого учащегося.
5. Причины, позволяющие считать этот метод продуктивным в системе образования:
Повышается активность.
Повышается работоспособность.
Повышается мотивация к изучению.
Улучшается качество знаний.
6.
Исходные научные идеи:
уровневое обучение предоставляет шанс каждому
ребёнку организовать своё обучение таким
образом, чтобы максимально использовать свои
возможности;
В структуре уровневой дифференциации по
обученности выделяют, как правило, три уровня:
1. минимальный (государственный стандарт);
2. базовый;
3. вариативный (творческий или усложненный
(продвинутый в формулировке некоторых авторов).
7. Основные принципы технологии разноуровнего обучения:
всеобщая талантливость – нет бесталанных людей,
а есть занятые не своим делом;
взаимное превосходство – если у кого-то что-то
получается хуже, чем у других, значит, что-то
должно получиться лучше; это что-то нужно
искать;
Чтобы эта работа давала свои результаты надо,
чтобы она была не спонтанной, а
целенаправленной и систематичной.
8. По мнению В.В. Гузеева, сторонника трехуровневой дифференциации, оптимально выделение трёх уровней обученности учащихся:
1 уровень — стартовый, или минимальный.
Вскрывает самое главное, фундаментальное, и в то
же время самое простое, предоставляет
обязательный минимум, который позволяет
создать пусть неполную, но обязательно цельную
картину основных представлений.
Выполнение учащимися заданий этого уровня
отвечает минимальным установкам
образовательного стандарта.
9.
2 уровень — базовый, или общий. Расширяет
материал 1 уровня, доказывает, иллюстрирует и
конкретизирует основное знание, показывает
применение понятий.
Этот уровень несколько увеличивает объем
сведений, помогает глубже понять основной
материал, делает общую картину более цельной.
10.
3 уровень — продвинутый. Существенно углубляет
материал, даёт его логическое обоснование,
открывает перспективы творческого применения.
Данный уровень позволяет ребенку проявить себя в
дополнительной самостоятельной работе.
Требует умения решать проблемы в рамках курса и
смежных курсов посредством самостоятельной
постановки цели и выбора программы действий.
11.
Согласно Концепции развития дополнительного
образования, одним из принципов
проектирования и реализации дополнительных
общеобразовательных программ является
разноуровневость. Такие программы
предоставляют всем детям возможность занятий
независимо от способностей и уровня общего
развития. Под разноуровневостью понимается
соблюдение при разработке и реализации
программ дополнительного образования таких
принципов, которые позволяют учитывать разный
уровень развития и разную степень освоенности
содержания детьми.
12.
Содержание и материал программы
дополнительного образования детей должны быть
организованы по принципу дифференциации в
соответствии со следующими уровнями сложности
(аналогия со школой):
1. начальная школа;
2. средняя;
3. старшая.
13.
1. «Стартовый уровень». Предполагает использование и
реализацию таких форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения
содержания программы.
Данный уровень предполагает реализацию
общеразвивающих программ от 36 до 144 часов в год.
Программы стартового уровня предположительно
реализуются от трёх месяцев до одного года.
На первом стартовом (или ознакомительном уровне) дети
находятся в поиске. Нужно заинтересовать ребенка, чтобы
он мог продолжить учебу на следующем (базовом) уровне.
Не менее 25% учащихся переходят на базовый уровень.
Целесообразнее на стартовом уровне обучение детей
приблизительного одного возраста. Если же программа
предполагает разный возраст детей, то педагогу необходимо
обращать особое внимание на возрастные особенности
детей и подробно описывать разновозрастную психологию.
14.
2. «Базовый уровень». Предполагает использование и
реализацию таких форм организации материала,
которые допускают освоение специализированных
знаний и языка, гарантированно обеспечивают
трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Базовый уровень общеразвивающих программ
предположительно 144-216 часов в год.
Участие в мероприятиях: не менее 50% обучающихся,
не менее 10% победителей и призёров.
Не менее 25% детей переходят на следующий уровень.
Программы базового уровня могут быть двух- или
трёхгодичные!
15.
3. «Продвинутый уровень». Предполагает
использование форм организации материала,
обеспечивающих доступ к сложным (возможно
узкоспециализированным) разделам в рамках
содержательно-тематического направления
программы.
Также предполагает углубленное изучение содержания
программы и доступ к околопрофессиональным и
профессиональным знаниям в рамках содержательнотематического направления программы.
Участие в мероприятиях: не менее 80%обучающихся,
не менее 50% победителей и призеров.
Программы продвинутого уровня могут быть двухили трёхгодичные!
16.
Внимание!
Стартовый, базовый, продвинутый уровни
программы – не три разных документа.
В Пояснительной записке обязательно
прописываем: дополнительная общеразвивающая
программа предполагает два (три) уровня:
стартовый, базовый, продвинутый.
Отличаются данные уровни по методике и
результатам.
Обязательно нужно учитывать:
— психолого-педагогические особенности детей;
— разновозрастные методики преподавания;
17.
При переходе со стартового на базовый уровень
обязателен входной контроль.
Прописывается в программе четкий инструментарий
итоговой диагностики: не только участие в конкурсах
различного уровня, главное – призёры и
победители.
В программе закладываются результаты.
Например: результат количественный: освоило
программу 90% детей, лауреатов, призёров – 50%.
Принять участие:
— в 10 мероприятиях муниципального уровня;
— 5 – регионального;
— 3 – федерального.
Вести диагностику личностных достижений!
18. Актуально!
Дополнительная общеразвивающая программа
должна быть обеспечена дистанционной
поддержкой.
Это: видео-нарезка из упражнений по
хореографии, вокалу, лепке , рисованию, строевой
подготовке и т.п., сопровождающаяся кратким
комментарием.
Источник: ppt-online.org
Реализация разноуровневых программ художественной направленности
Художественная направленность позволяет развивать творческие способности детей, создает для каждого обучающегося ситуацию успеха и позволяет реализовать себя в разных видах искусства.
На занятиях вокалом, хореографией, театральным, изобразительным и декоративно-прикладным творчеством дети с самых юных лет приобретают опыт познавательной, репродуктивной, творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Это способствует формированию общей культуры обучающихся, их самоопределению и успешной социализации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Реализация разноуровневых программ художественной направленности»
Реализация разноуровневых программ
художественной направленности
Еськова О.В., педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»
Художественная направленность позволяет развивать творческие способности детей, создает для каждого обучающегося ситуацию успеха и позволяет реализовать себя в разных видах искусства.
На занятиях вокалом, хореографией, театральным, изобразительным и декоративно-прикладным творчеством дети с самых юных лет приобретают опыт познавательной, репродуктивной, творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Это способствует формированию общей культуры обучающихся, их самоопределению и успешной социализации.
В 2016 году дополнительное образование включено в сферу реализации приоритетных проектов. Утвержден Паспорт и сводный план приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». Цель приоритетного проекта – обеспечение к 2020 году охвата не менее 70–75% детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными дополнительными общеобразовательными программами.
Доступность Дворца пионеров и школьников в дополнительном образовании детей обеспечивается необходимыми условиями и базовыми признаками: географический фактор, транспортная доступность и безопасность, направленность, вариативность и различие по длительности периодов реализации дополнительных общеобразовательных программ, удовлетворение культурно-образовательных запросов родителей, обеспечение социальной целостности культурно-образовательного пространства города.
Во Дворце пионеров и школьников г. Курска реализуется 159 программ. Из них 92 (58%) программы художественной направленности, которые делятся на 4 группы: танцевальное, музыкальное, театральное творчество, изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество.
По уровню освоения содержания образования – 43 % от общего количества программ художественной направленности составляют разноуровневые программы.
Эти программы предполагают реализацию параллельных процессов освоения содержания на разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого ребенка.
Возникают ситуации, когда ребенок приходит на обучение уже с достаточным уровнем знаний и умений в определенной области. Это выявляется с помощью входящего контроля в форме педагогического наблюдения по определенным критериям. Например, для объединений танцевального творчества музыкальность, чувство ритма, координация движения, чувство ритма, внимание, память, слух. Членами комиссии являются педагог дополнительного образования, педагог-психолог, заведующий отделом. Именно разноуровневость дает право ребенку на стартовый доступ к любому из уровней (стартовый, базовый, продвинутый) и позволяет дозачислить его на обучение по программе.
Проанализировав разноуровневые программы Дворца пионеров можно отметить, что все программы долгосрочные (срок реализации 5-8 лет). Рассчитаны для детей 5-18 лет и реализуются они в творческих объединениях (танцевальных, вокальных, театральных коллективах).
Во Дворце пионеров сложилась такая практика, что разноуровневые программы по театральному и вокальному творчеству включают в себя все три уровня сложности (стартовый, базовый, продвинутый). Программы по изобразительному искусству, декоративно-прикладному и танцевальному творчеству включают в себя два уровня (стартовый, базовый). Для обучающихся с высоким уровнем освоения предыдущей ступени реализуются отдельные программы Продвинутого уровня.
Например, программа по хореографии «Талант» для одаренных детей. Программа «Ансамбль народного танца», куда переходят выпускники программы «Задорный каблучок». «Я — кутюрье» является высшей ступенью освоения комплексной программы «Театр моды «Каприз».
При реализации разноуровневых программ художественной направленности во Дворце пионеров для повышения мотивации обучающихся существуют стимулирующие поощрения достижений:
— ежегодно обучающиеся становятся стипендиатами главы Администрации г. Курска,
— 21 обучающийся за 2017-2018 год были удостоены чести сняться в программе «Талантливый Курск» телекомпании ТВ6
— в 2017 году вышла первая энциклопедия «Будущее Соловьиного края» куда вошли 10 учащихся Дворца пионеров и школьников г. Курска (разделы «Творчество», «Надежды Курского края».
— 8 коллективов имеют звание «Образцовый детский коллектив Курской области».
Закономерно, что многие выпускники, освоившие программу от стартового до продвинутого уровня, связывают свою жизнь и профессию с выбранным видом творчества
Проанализировав разноуровневые программы Дворца пионеров можно отметить, что все программы долгосрочные (срок реализации 5-8 лет).
рассчитаны для детей 5-18 лет и реализуются они в творческих объединениях (танцевальных, вокальных, театральных коллективах)
Во Дворце пионеров сложилась такая практика, что разноуровневые программы по театральному и вокальному творчеству включают в себя все три уровня сложности (стартовый, базовый, продвинутый).
Программы по изобразительному искусству, декоративно-прикладному и танцевальному творчеству включают в себя два уровня (стартовый, базовый). Для обучающихся с высоким уровнем освоения предыдущей ступени реализуются отдельные программы Продвинутого уровня.
Например, программа по хореографии «Талант» для одаренных детей,
«Ансамбль народного танца», куда переходят выпускники программы «Задорный каблучок»,
«Я — кутюрье» является высшей ступенью освоения комплексной программы «Театр моды «Каприз».
При реализации разноуровневых программ художественной направленности во Дворце пионеров для повышения мотивации обучающихся существуют стимулирующие поощрения достижений:
— ежегодно обучающиеся становятся стипендиатами главы Администрации г. Курска,
— 21 обучающийся за 2017-2018 год были удостоены чести сняться в программе «Талантливый Курск» телекомпании ТВ6
— в 2017 году вышла первая энциклопедия «Будущее Соловьиного края» куда вошли 10 учащихся Дворца пионеров и школьников г. Курска (разделы «Творчество», «Надежды Курского края».
— 8 коллективов имеют звание «Образцовый детский коллектив Курской области».
Закономерно, что многие выпускники, освоившие программу от стартового до продвинутого уровня, связывают свою жизнь и профессию с выбранным видом творчества.
Источник: kopilkaurokov.ru