Разноуровневая программа дополнительного образования детей что это

«Современные подходы в создании и реализации многоуровневых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»

«Современные подходы в создании и реализации многоуровневых дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ»

нормативным

актом
, но рекомендуются к использованию при разработке ДООП. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в условиях, не ограниченных образовательными стандартами: в дополнительном образовании ФГОС не предусматриваются. Проектирование и реализация ДООП должны строиться на следующих основаниях:  свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;  соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;  вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;  разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;  модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;  ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;  творческий и продуктивный характер образовательных программ; открытый и сетевой характер реализации. Для оптимизации деятельности педагогических кадров методической службой Детско- юношеского центра №1 было разработано Положение о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки общеобразовательных программ в МБУ ДО ДЮЦ №1» (далее Положение), регламентирующее порядок составления и реализации ДООП в Центре. Учреждение ежегодно обновляет ДООП с учетом уровня и срока их реализации, изменения учебно-тематических планов, календарного учебного графика, содержания программы,

Актуальный вопрос: Дополнительное образование


методического обеспечения, с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Согласно Положению, одним из основных принципов при проектировании и реализации ДООП является разноуровневость.

Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предоставляют всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития.

Содержание и материал ДООП педагогов ДЮЦ №1 организован по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности: «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы; развитие мотивации к определенному виду деятельности.

Программа стартового уровня может быть реализована в нескольких вариантах:  как самостоятельный курс освоения определенного вида деятельности или мотивации к нему;  как первая ступень — переход к базовой общеразвивающей программе обучения;  как основа программы по внеурочной деятельности, реализуемой педагогами дополнительного образования, работающих в общеобразовательной организации;  как дополнительная общеразвивающая программа для лагерей летнего отдыха и оздоровления детей, как на базе организаций дополнительного образования, так и общеобразовательных организаций (письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 01.04.2014 N 09-613) . «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

«Программа дополнительного образования детей «Совершенная память»»

Программа базового уровня может быть реализована:  как продолжение обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, реализующей базовый уровень обучения как вторая ступень — переход к продвинутому уровню программы;  как самостоятельный курс освоения определенного вида деятельности;  как основа программы по внеурочной деятельности, реализуемой педагогами дополнительного образования, работающих в общеобразовательной организации. «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы. Программа продвинутого уровня может реализовываться в различных формах в соответствии с направленностью программы:  продолжение обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, реализующей продвинутый уровень обучения, разработанной с учетом групповой работы;  разработка варианта программы, включающей формы индивидуальных или подгрупповых творческих (научно-исследовательских, технических и.т.д.) проектов обучающихся;  разработку индивидуальных образовательных маршрутов в форме индивидуальных учебных планов, на основе программы продвинутого уровня. Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя индивидуальный план, который составляется совместно с обучающимся на основе его предпочтений и предполагает определенные результаты в виде промежуточных проектов, самостоятельных творческих работ, участия в олимпиадах, конкурсах, концертах и т.д., которые фиксируются в портфолио достижений обучающегося.
Каждый участник разноуровневой программы имеет право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной готовности участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня). Поэтому возникает необходимость
разработки критериев для зачисления на определенный уровень освоения программы
. Каждый из трёх уровней должен предполагает универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей. Более подробная дифференциация материала по многообразию уровней сложности осуществляется исходя из содержательно- тематической специфики программы. Можно выделить
6

определения

индивидуальные

Пояснительная записка
— это научное обоснование программы. Она включает в себя следующие блоки: •
Нормативная база
– необходимо указать с учетом каких нормативно-правовых документов разработана данная программа. •
Направленность
(профиль) программы.

Актуальность.
В словарях слово «актуальность» определяется как важность, значительность чего-либо в настоящее время, своевременность, злободневность. Каковы причины появления данной программы? Почему есть необходимость в разработке этой программы и чем конкретно не устраивают имеющиеся программы? Какая идея положена в основу программы? •
Уровень программы
— («стартовый», «базовый», «продвинутый») — коротко об особенностях этого уровня. Выдержки из программы педагога по ИЗО Программа стартового уровня специализируется на знакомстве с основами декоративной композиции и различных видов декоративно-прикладного искусства.

На этом уровне обучающиеся получают мотивацию для дальнейших занятий изобразительным искусством на более углубленном уровне. Исходя из этой особенности, Программа может стать стартовым уровнем для программ базового уровня, специализирующихся на изучении декоративной композиции.

Освоение программного материала базового уровня предполагает получение обучающимися специализированных знаний в области декоративного искусства и освоение узко- предметных умений для создания композиций декоративно-стилизованного характера. Обучающиеся получают целостное представление о роли декоративного искусства в мировой культуре.

Выдержки из программ педагога «ВЕБ-ДИЗАЙН» Уровень программы – стартовый. Освоение программного материала данного уровня предполагает получение обучающимися первоначальных знаний в области сайтостроения. Данная программа знакомит обучающихся с базовыми понятиями Интернета и с основами создания веб- страниц и веб-сайтов c помощью простого текстового редактора, с написанием HTML-кодов напрямую. Обучающиеся изучают способы украшения веб-страниц сайта графикой и элементами мультимедиа, учатся связывать их с другими ресурсами Интернета. Изучаются приемы поиска и размещения веб-материалов в сети. Уровень программы – базовый
.
Программа предусматривает индивидуальные и групповые работы, включает организацию коллективного взаимодействия, способствует развитию навыков общения и социализации обучающихся. •
Новизна.
Необходимо отразить в чем новизна, оригинальность данной программы в отличие от существующих? •
Педагогическая

Читайте также:
3в макс что за программа

целесообразность

значимость
изучаемого предмет а обуславливается обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в измененные условия. •
Адресат

программы
– краткая характеристика обучающихся по данной программе, возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики; уровень развития детей; 
Объем и срок освоения

Режим занятий

Формы обучения

Особенности организации образовательного процесса

1.2. Цели и задачи программы

программы.
Содержание программы должно быть отражено в учебно- тематическом плане и содержании УТП. Учебно-тематический план ДООП содержит: — перечень разделов, тем;
— количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. — Формы аттестации и контроля Содержание программы должно соответствовать целеполаганию и планируемым результатам освоения программы.
Содержание

сложности
, предусматривать дифференцированные практические задания, в разной форме подачи материала
1.4. Планируемые результаты
В этой части необходимо сформулировать: • личностные • метапредметные • предметные результаты Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания программы.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график
– это составная часть программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9) В программе прописывается количество учебных недель, количество учебных дней, продолжительность каникул, предварительные даты начала и окончания учебных периодов/этапов. Согласно Положения календарный учебный график составляется более подробно на каждый учебный год и на каждую учебную группу и является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (Федеральный закон № 273-ФЗ ст.2, п.9)
2.2. Условия реализации программы
• материально-техническое обеспечение • информационное обеспечение • кадровое обеспечение
2.3. Формы аттестации
: Необходимо указать, как именно эти формы аттестации/контроля позволяют выявить соответствие результатов образования поставленным целям и задачам. Прописываются условия перехода на другой уровень освоения программы, формы аттестации, процедура присвоения уровня освоения программы
2.4.


перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов. Фонд оценочных средств программы предполагает их дифференциацию по принципу уровней сложности.
2.5. Методические материалы:
• методы обучения; • формы организации образовательного процесса: • формы организации занятия; • педагогические технологии; • алгоритм учебного занятия; • дидактические материалы.
2.6.

Список литературы.
• Список может быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей). • Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению библиографических ссылок (ГОСТ Р 7.0.5 2008).
Использованная литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо Министерство образования и науки России от 18.11.2015 г. (№09-3242) 5. Инструктивное письмо ИРО ИО «О применении методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), утвержденных 18.11.2015 г.» 6. Положение о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки общеразвивающих программ в МБУ ДО ДЮЦ № 1. 7. Буйлова, Л.Н.

Методические рекомендации по разработке и оформлению ДОП.– Москва, 2015. 8. Буйлова, Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. — 2015. — № 15. — С. 567 — 572. 9. Методические рекомендации по разработке разноуровневых программ дополнительного образования. – ГАОУ ВО «МГПУ» АНО ДПО «Открытое образование», Москва, 2015. 10. Попова, И.Н., Славин, С.С. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. – Москва, 2015. .

Источник: vestnikpedagoga.ru

Памятка по проектированию разноуровневой программы

Программа дополнительного образования – это документ эффективного управления образовательным процессом, «обеспечивающий поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования». Эти тенденции должны найти отражение в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах. Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предоставляют всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития.

07 июня 2021 Тимошенко Юлия Владимировна
4874 234 0 0

Содержимое публикации

Памяткапопроектированиюразноуровневойпрограммы

Программа дополнительного образования – это документ эффективного управления образовательным процессом, «обеспечивающий поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования».

Эти тенденции должны найти отражение в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее Федеральный закон № 273-ФЗ).

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо Министерство образования и науки России от 18.11.2015 г. (№09-3242).

Методические рекомендации МО и Н РФ от 18.11.2015 г. (№ 09-3242) разработаны в целях упорядочения деятельности образовательных организаций, осуществляющих лицензионную образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (далее ДООП) и обеспечения единообразия подходов при разработке и утверждении данных программ. Методические рекомендации не являются нормативным актом, но рекомендуются к использованию при разработке ДООП.

Особенности проектирования разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ:

В соответствии с требованиями Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, одним из принципов проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной программы является разноуровневость.

Подразноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предоставляют всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является разноуровневой по некоторым признакам:

Программа содержит фонд оценочных средств, дифференцированных по принципу уровневой сложности, заложенных в матрице.

Обеспечен доступ каждого учащегося программы к разным уровням сложности материала.

Программа предусматривает методику определения уровня развития ребенка в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной программы.

Где в программе необходимо акцентировать внимание на разноуровневость?

Если ДООП является разноуровневой (многоуровневой), то предполагается последовательное освоение уровней программы, при этом овладение стартовым (базовым) уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени обучения.

Читайте также:
360ts setup mini что это за программа

Это предполагает реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углублённости, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников программы:

— «Стартовый уровень» — 1 год; предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

— «Базовый уровень» — 1-2 года;предполагает реализацию материала, обеспечивающего освоение специализированных знаний, создающего общую и целостную картину изучаемого предмета в рамках содержательно- тематического направления программы.

— «Продвинутый уровень» — 1-2 года;предполагает организацию материала, обеспечивающего доступ к сложным (возможно узкопрофильным) и специфическими знаниям и навыкам в рамках содержательно-тематического направления программы, а также предполагает изучение околопрофессиональных и профессиональных знаний в данном виде деятельности.

При этом каждый уровень программы является законченным этапом обучения, и в то же время основой для дальнейшего продвижения обучающегося.

Каждый участник программы имеет право на стартовый доступ к любому из уровней сложности, реализуемых через создание условий и оценку изначальной готовности участника (определение степени готовности к освоению материала). Диагностика по определению степени готовности участника к освоению материала на любом уровне сложности.

Программы должны по возрасту делиться в соответствии с уровнями общего образования (обратите внимание, что программы для портала ПФДО начинаются от 5 лет):

— 3-5 лет (дошкольники)2;

— 6-11 лет (начальная школа);

— 12-15 лет (основная школа);

— 16-18 лет (средняя школа).

Объем и сроки освоения программы, режим занятий

Объем (продолжительность) программы определяется в зависимости от состава обучающихся и содержания учебного материала. Содержание и материал программы дифференцируется по уровням сложности, предусматривая задания разного уровня по каждой теме программы. Каждый участник программы имеет право на стартовый доступ к любому из уровней сложности, реализуемых через создание условий и оценку изначальной готовности участника (определение степени готовности к освоению материала).

Срок реализации программы зависит от уровня сложности содержания:

Стартовый – 1 (максимум 2) год

Базовый- 1-2 года (если программа выходит далее на продвинутый уровень, то может быть и 3 года, но не более)

Продвинутый -1-3 года

Формы обучения – очная, заочная, очно-заочная, дистанционная.

Формы организации занятий: групповые, индивидуальные, парные.

Формы организации деятельности обучающихся: круглые столы, практические занятия, лабараторные работы, экспериментальные и проектные площадки, открытые занятии, экскурсии и т.п.

Цель и задачи ДООП

Цель – это конечный результат. Для этого необходимо ответить на вопрос, каким вы хотите видеть ребенка по окончании программы.

Цель — это стратегия, фиксирующая желаемый планируемый конечный результат, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как: «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы объединения. Кроме того, цель должна быть связана с темой и названием программы, отражать основное направление образовательной деятельности в ней.

Конкретизация цели осуществляется через определение задач. Задачираскрывают последовательность выполненных действий и примененных механизмов по достижению цели.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования ДООП должна быть направлена на:

Задачи – это пути достижения цели, и они должны быть связаны с конкретными результатами. Их не должно быть много, и они должны быть измеряемыми.

Цельзависит от уровня сложности содержания и уровня усвоения программы.

Примерная логика развития целевых установок в зависимости от уровня ДООП может выглядеть так:

Источник: www.art-talant.org

Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам

Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам

Тамбов 2017 г
Составитель: О.В. Кобозева
старший методист по дополнительному образованию

Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (методические рекомендации) / сост.: О. В. Кобозева; МАОУ«Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова». — Тамбов, 2017. — 23 с.

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения единообразия подходов к разработке дополнительных общеразвивающих программ в образовательной организации.

При разработке настоящих методических рекомендаций учитывались методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении рекомендаций» от 18.11.2015 года № 09-3242); методические рекомендации «Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и программам летних оздоровительных лагерей» ТОГБОУ ДО « Центр развития творчества детей и юношества» 2016 г.

Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования — разработчиков программ.

Введение

Программа дополнительного образования — это документ эффективного экономического управления образовательным процессом, основанный на персонификации финансирования, «обеспечивающий поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования» (Федеральная к онцепция развития дополнительного образования детей) (далее Концепция).

Основаниями для проектирования и реализации дополнительных общеразвивающих программ являются:

  1. свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
  2. соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  3. вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
  4. разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
  5. модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;
  6. ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
  7. творческий и продуктивный характер образовательных программ;
  8. открытый и сетевой характер реализации.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ определяется в рамках следующих направленностей:

техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ должно быть ориентировано на:

  • формирование и развитие творческих способностей учащихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом и нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • профессиональную ориентацию учащихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
  • подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
  • социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры учащихся;
  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

От качества наполнения содержания каждой образовательной программы в соответствии с требованиями законодательства во многом будет зависеть и качество предоставляемых образовательных услуг в образовательной организации.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ ежегодно обновляется с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы с учетом запроса социума, следовательно, дополнительные общеразвивающие программы утверждаются директором образовательной организации на каждый учебный год.

Требования к организации образовательного процесса по дополнительным общеразвивающим программам нормируются СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Уровневая дифференциация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Согласно Концепции, одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость.

Такие программы предоставляют всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития. Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предполагают реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и разной степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого участника рассматриваемой программы.

Читайте также:
Рамзаева что за программа

Содержание и материал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности (Методические рекомендации):

  1. «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
  2. «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
  3. «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.

Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной готовности участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня).

Каждый из трех уровней должен предполагать универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей. В свою очередь, материал программы должен учитывать особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при чтении, прослушивании или совершении каких-либо манипуляций с предлагаемым им материалом.

Дополнительная общеобразовательная программа должна иметь собственную матрицу, описывающую систему уровней сложности содержания программы и соответствующие им достижения участников.

Организационная модель проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Уровень/показатели

Специфика реализации

п/п

массовые программы

групповые программы

микрогрупповые программы

индивидуальные программы

1.

«Стартовый»

(ознакомительный)

Источник: pedsovet.org

Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих (разноуровневых) программ

Разноуровневая
образовательная программа
Под разноуровневостью (ступенчатостью)
понимается соблюдение при разработке и
реализации программ дополнительного
образования таких принципов, которые позволяют
учитывать разный уровень развития и разную
степень освоения содержания детьми.
Содержание и материал
программы дополнительного
образования детей
должны быть организованы
по принципу дифференциации
в соответствии со следующими
уровнями сложности:
Стартовый
Базовый
Продвинутый

3.

Уровень
сложности
Возраст
Срок реализации Кол-во часов в
учащихся
неделю
Стартовый
5-18 лет
(ознакомительный)
от 1 месяца до 1
года обучения
1-3 часа
Базовый
5-18 лет
не менее 1 года
обучения/2-х лет
3-6 часов
Продвинутый
12-18 лет
не менее 2 лет
обучения
4-8 часов

4.

Разноуровневые программы
Разноуровневая программа разрабатывается в соответствии с
общими требованиями к структуре дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
!реализация параллельных процессов освоения содержания
программы на его разных уровнях углублённости:
стартовом, базовом, продвинутом

5.

Разноуровневое обучение
в разных группах
Формируются разные группы детей в
объединении (2-3)
Обучение реализуется по общему учебному плану, в
рамках одного количества аудиторных часов.
Усложнение базового и продвинутого уровней
содержания программы возможно посредством
использования форм дистанционного обучения и
самостоятельной работы обучающихся (проектная,
исследовательская деятельность).

6.

Задачи
Рекомендуется оформлять задачи по каждому из уровней освоения
программы.
Стартовый:
а) выявление предпочтений и выбора вида деятельности учащимися;
б) интенсивная социальная адаптация детей;
в) повышение психологической готовности детей к включению в
образовательную деятельность;
г) формирование познавательного интереса учащихся;
д) обеспечение овладения учащимися элементарной грамотностью через:
— знакомство учащихся с основными представлениями, не требующими
владения специализированными предметными знаниями и концепциями;
— организацию участия учащихся в решении заданий и задач, обладающих
минимальным уровнем сложности, необходимым для освоения
содержания программы.

7.

Задачи
Рекомендуется оформлять задачи по каждому из уровней
освоения программы.
Базовый:
а) формирование специальных знаний и практических навыков
учащихся в определённом виде деятельности, в области
творческо -продуктивной, проектной и учебно исследовательской деятельности учащихся;
б) формирование устойчивой мотивации к избранному виду
деятельности;
в) формирование общей функциональной грамотности
учащихся.

8.

Задачи
Рекомендуется оформлять задачи по каждому из уровней
освоения программы.
Продвинутый:
— оказание помощи учащимся в выстраивании индивидуальной
траектории личностного, творческого, культурного и
профессионального самоопределения;
— организация участия учащихся в постановке и решении таких
заданий и задач, для которых необходимо использование
сложных, около профессиональных и профессиональных
знаний (возможно из разных предметных областей) в рамках
содержательно-тематического направления программы.

9.

Рекомендуется оформлять учебный план
разноуровневой программы в модульном
формате и с возможностью оперативного
включения тьюторов, консультантов,
менторов и тренеров через сеть «Интернет».

10.

Вариант учебного плана
Уровень
Теорети Практич Консульта Консуль Самостоятельн Общие
ческие
еские
ции
тации
ые занятия с занятия
занятия занятия очные
заочные последующим
контролем
педагогов
Всего
Стартовый
12
50



Базовый
6
36
10
10
36
72 (очно)
+ 36
(сам.работа)
Продвинутый
4
38
15
10
67
72 (очно)
+ 67
(сам.работа)
10
72

11.

Инвариантный учебный план- 1 год обучения
уровень
стартовый
Наименов Количество часов
ание
разделов
теория
практика
Формы
аттестации/
контроля
всего

12.

Вариативный учебный план- 2 и
последующие года обучения
уровен
ь
Наим-е
раздел
ов
Количество часов
теория
базовы
й
продви
нутый
практи
ка
консуль консуль Самост всего
тации
тации
оятель
очные
заочны ные
е/онлай занятия
н
для
групп
Формы
аттеста
ции/ко
нтроля

13.

ДООП «Разноцветный детский мир»
Срок реализации – 3 года
Уровень – разноуровневая (базовый+продвинутый)

14.

Базовый и продвинутый уровни программы предполагают
самостоятельную проектную и исследовательскую
деятельность учащихся, педагог лишь консультирует
детей в очном и заочном форматах.
Объем самостоятельной работы увеличивается при
повышении уровня освоения программы.
Рекомендуемый объем самостоятельной
проектной/исследовательской деятельности учащихся:
— базовый уровень — до 20% времени от объема ДООП;
— продвинутый уровень — до 30% времени от объема ДООП.

15.

Планируемые результаты
Стартовый уровень: предметные….
метапредметные…
личностные…
Базовый уровень:
предметные….
метапредметные…
личностные…
Продвинутый уровень:
предметные….
метапредметные…
личностные…

16.

Характеристика оценочных материалов программы-по уровням
Ур. Предмет
Формы и
оценивани методы
я
оценивани
я
Характерис Критерии
тика
оценивания
оценочных
материалов
ста
рт
ов
ый
Оценка
теоретическ
их знаний и
практически
х умений
рисования.
Определе
ние
исходного
уровня
подготовл
енности
уч-ся
Тестирован
ие,
самостояте
льная
практическ
ая работа
Уровень
ответов на
вопросы
теста
Показатели
оценивания
-правильно
ответил на
все вопросыВУ;
-допустил 1-2
ошибки;-СУ
-допустил
более3
ошибок-НУ.
Уровень
-правильное
выполнения построение
практ.работ рисунка,
ы
гармоничное
сочетание
цветов-ВУ;
и т.д.
Виды
контроля/
аттестаци
и
Входящий
контроль

17.

Методические материалы
описание специфики преподавания, основных методов,
форм, технологий обучения:
• проблемно-ориентированные лекции;
дискуссии (круглые столы, дебаты, диспуты);
деловые, сюжетно-ролевые игры;
тренинги;
кейс-метод;
технология дифференцированного обучения;
технология индивидуализации обучения;
технологии проектной и исследовательской деятельности;
ТРИЗ- технология.

18.

Источник: ppt-online.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru